Теоретические основы формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста…………………………………   6
1.1. Содержание экологического образования и воспитания в дошкольных организациях……………………………………………..   6
1.2. Педагогические условия формирования экологического образования у детей 7-го года жизни…………………………………..   11
1.3.  Роль игровой деятельности в воспитании экологической культуры дошкольников…………………………………………………   16
2. Организация игровой деятельности для развития экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста…   23
2. 1 Виды игр в экологическом образовании и воспитании детей старшего дошкольного возраста………………………………………..   23
2.2 Эффективность формирования экологической культуры через игровую деятельность……………………………………………………   31
Заключение………………………………………………………………. 34
Библиография …………………………………………………………… 36
Приложение………………………………………………………………. 37

 

Введение

Дети и природа всегда неразрывно связаны между собой. Дети очень любознательны, а неисчерпаемым источником познания в нашей жизни выступает природа. Ее влияние на ребёнка огромно.

Дошкольное детство фундаментальный этап формирования основ экологической культуры, так как именно в этот период ребенок проявляет огромный интерес к миру природы, а эмоциональная, особая восприимчивость и телесная связь между ним и взрослым, делает этот период основополагающим. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе развития детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что природа воспитывает только практическим взаимодействием с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту нужно прививать ему это умение с раннего детства.

Экологическое воспитание сегодня – важнейшая составляющая воспитательной работы в дошкольной организации. Чтобы сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной как для детей, так и для взрослых, педагогам необходимо использовать современные образовательные технологии. Считается, что одной их таких эффективных технологий является игровая технология.

Процесс приобщения малыша к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения между ними.

Благодаря игре ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой.

В практику работы воспитателей дошкольных учреждений входят разнообразные формы и методы работы с детьми: уроки любования, красоты, доброты, мышления, безопасности; экологический театр; музей; праздники; марафоны; недели творчества; проекты; лаборатории; экскурсии в природу; труд в природе; экологические тренинги; эколого-художественные тропы и другие. Особое место в этом списке должны занимать игровые образовательные технология, так игра для дошкольника - одна из ведущих видов деятельности. Важность рассматриваемой проблемы определили выбор темыисследования: «Организация и проведение игр для формирования основ экологической культуры у детей 7-го года жизни ».

Актуальность курсовой работы обусловлена противоречием между необходимостью формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью условий формирования основ экологической культуры у детей 7 лет посредством игровых видов деятельности.

Исходя из актуальности нашего исследования, нами обозначена проблема:каковы условия формирования основ экологической культуры у детей 7 лет посредством игровых видов деятельности.

Цель: выявить условия формирования основ экологической культуры у детей 7 лет посредством игровых видов деятельности.

Объект: процесс формирования основ экологической культуры у детей 7 лет.

Предмет:организация и проведение игр как средство формирования основ экологической культуры у детей 7 лет.

Гипотеза:эффективное формирование основ экологической культуры у детей 7 лет посредством игровых видов деятельности возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

-  изучении актуального уровня сформированности основ экологической культуры у детей 7 лет;

-  экологизации игровых видов деятельности посредством обеспечения их социальной направленности;

- современной организации предметно-развивающей экологической среды в ДОО.

Задачи:

 - Изучить содержание экологического образования и воспитания в дошкольных организациях.

- Рассмотреть различные виды экологических игр.

- Изучить педагогический опыт формирования основ экологической культуры у детей 7 лет посредством игровых видов деятельности.

Методы исследования:

 - теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, сравнения, обобщения),

 - эмпирические (изучение педагогического опыта, эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование),

 - математической обработки данных исследования.

Практическая значимость курсовой работы состоит в знакомстве с картотеками экологических игр, представлении собственного педагогического опыта по экологическому воспитанию дошкольников.

 

 

Заключение

Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Знание о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними постепенно формирующиеся у детей дошкольного возраста служит базой для развития их представления о мире в целом и отношения к нему. На целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.

Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.

В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а так же таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание и усваиваются эти нормы лучше всего в игровой деятельности. Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояние, ребенок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у детей экологической этики.

Дети любят играть, они с удовольствием по многу, раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Поэтому они с радостью откликаются на предложения поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Ребенок действительно играет и одновременно осуществляется процесс обучения. Если младшие дети способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду, то старшие дети могут сравнивать объекты природы, классифицировать по признакам, оценивать состояние животного, растений, деятельности человека в природе, воссоздавать образ по части. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний.

 

 

Библиография

1.АбрамовскихН.В. Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста // Вестник Сургутского Гос. Пед. Ун-та. 2016. No4. с.17.

2.АвдуловаТ.П. Возрастная психология: учебное пособие. Москва: Академия, 2014. - 329с.

3.АнцыпероваТ.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе// Детский сад от А. до Я. 2009. No1. с.152-158.

4.АшиковВ.И.Семицветик -программа культурно-экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998. No2. С.34-39.

5.БабуноваТ.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2007. -208с.

6.БаютаМ.Б. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Логос, 2011. 306с.

7.БелкинА.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва:Академия, 2000. -192с.

8.ВарламоваН.Ю. Система экологического воспитания в детском саду // Детский сад от А. до Я. 2008. No6. С.92-100.

9.ВолковБ.С. Возрастная психология. От рождения до поступления в школу. Москва: Владос, 2017. - 368c.

10.ВолосниковаТ.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2013. -No6. 20 с.

11.ГамезоМ.В. Возрастная и педагогическая психология. Москва: ПО России, 2009. - 512 c.

12.ГогоберидзеА.Г., СолнцеваО.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Санкт-Петербург:Питер, 2013. - 464с.

13.ГригорьеваА.И. Формирование экологической культуры дошкольника // Детский сад от А. доЯ. 2008. No 6. с.44-45.

14.ЗебзееваВ.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии// Детский сад от А. до Я. 2008. - No9. с.6-22.

15.ИвановаГ.М. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. 2012. -No3с.10-12.

16.ИсаеваН.Н. Организация и содержание педагогического процесса по экологическому воспитанию //Методист. 2014. No2. С.64-66.

17.Кадырова Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории. М.: Буки-Веди, 2014. 235с.

18.КазарчикГ.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников //Дошкольная педагогика. 2008. No2. С.19-24.

19.КазарчикГ.Н. Развитие экологических представлений у дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. - No1. с.33.

20.Каменева Л.А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для педучилищ. Москва: Просвещение, 1992. - 240с.

 

Приложение

Подвижные игры

Наблюдение за облаками

Цель: закрепление знаний об явлениях неживой природы.

Задаются детям вопросы после прослушивания стихотворения.

Бегут по небу разные зверюшки:

Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

А если вы фантазией богаты,

Там свой портрет отыщите, ребята.

 - Что такое облака? Какого они цвета?

 - Из чего они состоят? (Из бесчисленного количества капелек воды или кристалликов льда.)

 - Какие бывают облака? (Кучевые, грозовые, перистые, слоистые.)

 - Кучевые облака называются так потому, что держатся на небе кучками.

 - На что похожи перистые облака?

 - Какие облака самые большие?

 - Какие облака посылают нам дождь?

 - Почему облака двигаются по небу? (Их гонит ветер.) Исследовательская деятельность по определению облаков на небе.

 - Определить, какие облака на небе.

 - Найти облако, похожее на объект живой, неживой природы.

Подготовка огорода к дальнейшей работе; уборка мусора, подметание дорожек целью формирования желания работать сообща.

Наблюдение за ветром.

Цель: уточнение представлений о ветре.

Предлагается детям понаблюдать, как раскачиваются ветви деревьев, задаются вопросы.

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Вы волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе. (А. Пушкин)

 - Каким бывает ветер? Почему дует ветер?

Детям разъясняется, что воздух в атмосфере нагревается по-разному: теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.

 - Назовите наиболее сильные ветры. (Ураганы, тайфуны, метели, бураны.) Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие за силой и направлением ветра, называются метеорологами, синоптиками.

 - Можно ли увидеть следы ветра?

Исследовательская деятельность по определению направления ветра по компасу и силу ветра с помощью флюгера.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста…………………………………   6
1.1. Содержание экологического образования и воспитания в дошкольных организациях……………………………………………..   6
1.2. Педагогические условия формирования экологического образования у детей 7-го года жизни…………………………………..   11
1.3.  Роль игровой деятельности в воспитании экологической культуры дошкольников…………………………………………………   16
2. Организация игровой деятельности для развития экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста…   23
2. 1 Виды игр в экологическом образовании и воспитании детей старшего дошкольного возраста………………………………………..   23
2.2 Эффективность формирования экологической культуры через игровую деятельность……………………………………………………   31
Заключение………………………………………………………………. 34
Библиография …………………………………………………………… 36
Приложение………………………………………………………………. 37

 

Введение

Дети и природа всегда неразрывно связаны между собой. Дети очень любознательны, а неисчерпаемым источником познания в нашей жизни выступает природа. Ее влияние на ребёнка огромно.

Дошкольное детство фундаментальный этап формирования основ экологической культуры, так как именно в этот период ребенок проявляет огромный интерес к миру природы, а эмоциональная, особая восприимчивость и телесная связь между ним и взрослым, делает этот период основополагающим. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе развития детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что природа воспитывает только практическим взаимодействием с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту нужно прививать ему это умение с раннего детства.

Экологическое воспитание сегодня – важнейшая составляющая воспитательной работы в дошкольной организации. Чтобы сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной как для детей, так и для взрослых, педагогам необходимо использовать современные образовательные технологии. Считается, что одной их таких эффективных технологий является игровая технология.

Процесс приобщения малыша к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения между ними.

Благодаря игре ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой.

В практику работы воспитателей дошкольных учреждений входят разнообразные формы и методы работы с детьми: уроки любования, красоты, доброты, мышления, безопасности; экологический театр; музей; праздники; марафоны; недели творчества; проекты; лаборатории; экскурсии в природу; труд в природе; экологические тренинги; эколого-художественные тропы и другие. Особое место в этом списке должны занимать игровые образовательные технология, так игра для дошкольника - одна из ведущих видов деятельности. Важность рассматриваемой проблемы определили выбор темыисследования: «Организация и проведение игр для формирования основ экологической культуры у детей 7-го года жизни ».

Актуальность курсовой работы обусловлена противоречием между необходимостью формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью условий формирования основ экологической культуры у детей 7 лет посредством игровых видов деятельности.

Исходя из актуальности нашего исследования, нами обозначена проблема:каковы условия формирования основ экологической культуры у детей 7 лет посредством игровых видов деятельности.

Цель: выявить условия формирования основ экологической культуры у детей 7 лет посредством игровых видов деятельности.

Объект: процесс формирования основ экологической культуры у детей 7 лет.

Предмет:организация и проведение игр как средство формирования основ экологической культуры у детей 7 лет.

Гипотеза:эффективное формирование основ экологической культуры у детей 7 лет посредством игровых видов деятельности возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

-  изучении актуального уровня сформированности основ экологической культуры у детей 7 лет;

-  экологизации игровых видов деятельности посредством обеспечения их социальной направленности;

- современной организации предметно-развивающей экологической среды в ДОО.

Задачи:

 - Изучить содержание экологического образования и воспитания в дошкольных организациях.

- Рассмотреть различные виды экологических игр.

- Изучить педагогический опыт формирования основ экологической культуры у детей 7 лет посредством игровых видов деятельности.

Методы исследования:

 - теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, сравнения, обобщения),

 - эмпирические (изучение педагогического опыта, эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование),

 - математической обработки данных исследования.

Практическая значимость курсовой работы состоит в знакомстве с картотеками экологических игр, представлении собственного педагогического опыта по экологическому воспитанию дошкольников.

 

 

Теоретические основы формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Содержание экологического образования и воспитания в дошкольных организациях

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Знания о природе полученные детьми при помощи игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.

Экологическое воспитание в сфере дошкольного образования занимает одну из приоритетных областей.

Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось в конце XX века и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.

Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке.

Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

 Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Первая и вторая позиции - это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.

Третья позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов - сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы - дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

Четвертая позиция - это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования.

На этапе дошкольного детства ребенок получает первые впечатления от природы, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируется зачатки экологической культуры. Важным условием формирования экологической культуры является совместная деятельность всего ближайшего окружения ребенка.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

-  развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Таким образом, успех реализации задач экологического образования дошкольников обеспечивается построением системы работы и включает в себя следующие компоненты:

 - Готовность педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников, к организации системы методической работы;

- Построение экологически развивающей среды в детском саду;      

- Создание системы педагогического воздействия, направленного на экологическое развитие детей

- Способствовать постоянному общению детей с природой;

- Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников

- Работа с социумом

Главным показателем экологической воспитанности дошкольников будет их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков.

Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.

Таким образом, экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

1.2 Педагогические условия формирования экологического образования у детей 7-го года жизни

Для начала необходимо конкретизировать содержание понятий «условия» и «педагогические условия». На  основе анализа философской, социологической, педагогической, психологической литературы под понятием «условия» понимается совокупность причин, обстоятельств, любых объектов и явлений, оказывающих влияние на развитие, воспитание и обучение личности, влияние этих условий, способных ускорять или замедлять эти процессы, а также влиять на их динамику и конечные результаты.

Нет единого подхода к понятию «педагогические условия». Известно, что термин «педагогические условия» развивался и менялся с течением времени, приобретая и теряя определенные черты. С. Н. Павлов признает необходимость включения в понятие «педагогические условия» совокупность объективных возможностей обучения и воспитания населения, организационных форм и материальных ресурсов. А. В. Сверчков признает в качестве педагогических условий базовые основы связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессиональной педагогической культуры личности.

Изучение исследований и подходов к определению понятия «педагогические условия» позволяет сделать вывод, что этот термин имеет следующие характерные признаки:

- ученые рассматривают педагогические условия как совокупность

возможностей  образовательной и материально-пространственной среды,

использование которых способствует повышению эффективности целостного

педагогического процесса;

- совокупность мер воздействия охарактеризовать как психолого-

педагогических условий, направленных, прежде всего, на развитие личности субъектов педагогической системы (воспитателя, ребенка и других участников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса;

- основной функцией педагогических условий является организация таких мероприятий педагогического взаимодействия, которые обеспечивают трансформацию конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть влияют на личностный аспект педагогической системы.

Мы будем опираться на такую трактовку понятия: педагогические

условия – это одна из сторон закономерности воспитательного, обучающего и развивающего процесса, данная М. Н. Яковлевым.

Педагогические условия являются составной частью полноценного педагогического  процесса, отражающего совокупность потенциальных образовательных (взаимодействие субъектов образования: содержание, методы, приемы и формы развития, образование и обучение, программно-методическое оснащение учебно-развивающего процесса)  и материально-пространственных (учебно-технических средств) сред, которые могут влиять как на положительное, так и отрицательное на ее функционирование. В структуре педагогических условий присутствуют как внутренние, так и внешние элементы. Эффективное развитие и функционирование педагогической системы позволит обеспечить оптимальные выбранные педагогические условия.

Таким образом, выявление условий, обеспечивающих функционирование и развитие педагогической системы является одной из важнейших задач педагогического управления, решение которых позволит улучшить практику управленческой деятельности руководителей и специалистов образовательных организаций.

Для формирования знаний природы у дошкольников были выделены два педагогических условия:

- проведение циклических наблюдений;

- использование методов моделирования.

Одним из основных методов ознакомления детей с природой является

наблюдение. Наблюдение - это целенаправленное, систематическое восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Это связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и привести к пониманию изменений в окружающей ситуации. Дети смотрят живую и неживую природу, ее изменения.

Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственно и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растений, которые живут по соседству с ним. Идя на прогулку, можно заметить, как ребенок дошкольного возраста взаимодействует с природой, проявляет ли осторожное отношение к ней. В ходе обучения, у воспитателя есть возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, формирования эмпатии к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Второе педагогическое условие-применение методов моделирования.

Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает

ряд дополнительных возможностей для развития его интеллектуальной деятельности, в том числе и при знакомстве с окружающим миром у ребенка.

Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, изучать и использовать освоенные способы действия. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является

использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

Цель моделирования в детском саду - обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, существующей их структуре, связи и отношения между ними. Модель - система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства исходной системы. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. 

В процессе экологического воспитания ребенка дошкольника необходимо получить много информации, а моделирование помогает ему в этом.

В дошкольном обучении можно применять различные типы моделей, например.

1. Предметные - в них воспроизводятся конструктивные особенности,

пропорции, взаимосвязь частей любых объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражается принцип устройства механизма;

модели конструкций. Например: с детьми старшего возраста можно сделать

глобус (папье-маше на мече или на воздушном шаре, или другим способом).

2. Тематические и схематические модели. В их основные признаки, связи и отношения представлены в виде моделей объектов. Например: полосы бумаги различных оттенков зеленого цвета могут использоваться при абстракции цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке - при абстракции и замене формы листьев; полосы бумаги другой фигуры (гладкой, холмистой, грубой) - при абстракции и замене характера поверхности частей растений - листьев, стеблей и др.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) в целом применяются признаки, связи и отношения явлений (условно). Примером такой модели может служить календарь погоды, который хранят дети, используя специальные символы значков для обозначения явлений у неживой и живой природы. Например: при формировании понятия «рыбы» старшей группы используется модель, в которой отражаются существенные, визуально воспринимаемые признаки этой систематической группы животных: сред



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.143.154 (0.131 с.)