Понятие налога. Налоговая система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие налога. Налоговая система.



Принципы формирования налоговых систем.

Функции налогов.

Классификация налогов.

Субъекты, объекты налогообложения.

Сроки уплаты налога и предоставление налоговой декларации.

Налоговые ставки.

Налоговые льготы

Налоговый контроль

Административная ответственность за нарушение налогового законодательства.

Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства.

Налогообложение аптечных организаций.

Налоговые вычеты

Понятие налога. Налоговая система.

Налоги - это принудительные безвозмездные и обязательные платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами в доход государства.

Нормативные правовые акты в области налогов:

1. Конституция Республики Беларусь.

статья 56 - обязывает граждан уплачивать налоги и иные обязательные платежи;

статья 97 - закрепляет право Платы представителей Национального собрания Республики Беларусь на принятие законов об установлении республиканских налогов и сборов;

статья 100 - закрепляет право Совета Республики - на их одобрение.

2. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 г. №166 - З. Общая часть.

3. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 г., №71-З. Особенная часть

4. Закон «О бюджете Республики Беларусь»

Налоговая система - совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, а также форм и методов контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Принципы формирования налоговых систем.

Мировая практика налогообложения выработала основополагающие принципы формирования налоговых систем:

1. Принцип всеобщности.

2. Принцип обязательности.

3. Принцип социальной справедливости.

4. Принцип допустимости нижнего предела облагаемого дохода (как правило, устанавливается на уровне минимального потребительского бюджета).

5. Принцип однократности налогообложения - один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный налоговый период.

6. Принцип стабильности - устойчивость налогов по видам и ставкам на протяжении длительного периода времени.

7. Принципы подвижности - налоги и иные платежи могут быть изменены как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения или отмены.

8. Принцип экономичности - расходы на ведение, сбор и обслуживание налогов должны быть как можно меньше сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного платежа.

Функции налогов

Фискальная функция является основной функцией налогов. Посредством ее удовлетворяются потребности общества в финансовых ресурсах, с помощью которых выполняются различные государственные программы.

С помощью стимулирующей функции формируются различные противовесы (система льгот и освобождений) излишнему фискальному бремени посредством создания специальных механизмов взаимодействия корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов.

Чрезмерное изъятие доходов у налогоплательщиков может привести к истощению основных фондов и вымыванию оборотных средств, экономическому застою и даже упадку. В то же время налоги не должны быть слишком низкими, так как это подрывает их финансовое назначение и не является стимулом для производителя к повышению рентабельности производства.

В социальной области налоги также могут использоваться для общего воздействия на юридических и физических лиц в форме перераспределения общественных доходов между различными категориями населения. Например, льготы по налогам для юридических лиц, производящих социально значимые товары, предполагают поддержку малоимущих граждан.

Высокие ставки акцизов по спиртным напиткам и отсутствие их по безалкогольным способствует утверждению здорового образа жизни. Значительная же часть средств, поступивших по этому источнику в бюджет, используется на социальные нужды (выплаты пенсий, стипендий, заработной платы работникам бюджетных учреждений).

Распределительная функция налогов проявляется через распределение и перераспределение национального дохода, доходов юридических и физических лиц на расширенное воспроизводство и в бюджеты различных уровней.

Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов и инвестиционных ресурсов.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Классификация налогов

Деление налогов на определенные группы осуществляется в соответствии с объективными классифицирующими признаками. По степени компетенции органов государственной власти различных уровней в отношении установления налогов выделяют общегосударственные и местные налоги.

Общегосударственные налоги устанавливаются в законодательном порядке Парламентом, действуют на всей территории Республики Беларусь и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней. По действующему законодательству к ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль.

Местные налоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом и действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц (налог на рекламу). Суммы местных налогов полностью зачисляются в местные бюджеты.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость и др.

В свою очередь прямые налоги делятся на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли), отражая при этом фактическую платежеспособность плательщика налога. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и др.

Реальными налогами облагаются не действительные доходы, а предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг) и др.).

Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца.

В свою очередь косвенные налоги в зависимости от объекта обложения подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы) и косвенные универсальные, которыми облагаются все (за исключением тех, на которые распространяются налоговые льготы) товары, работы, услуги (налог на добавленную стоимость).

По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц и др.); налоги с юридических лиц (налог на прибыль); смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (земельный налог, налог на недвижимость и др.).

По уровню бюджета, в который зачисляются суммы налогов, различают закрепленные и регулирующие налоги.

Закрепленные налоги полностью поступают в конкретный бюджет. Например, подоходный налог с физических лиц полностью зачисляется в бюджеты областей и г. Минска. Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной Законом о бюджете Республики Беларусь на конкретный год. Примером таких налогов являются налог на добавленную стоимость.

Налоги можно также классифицировать и по другим основаниям: времени действия, объекту налогообложения (налогооблагаемой базы), методу исчисления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.01 с.)