Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Психогенні, неврозоподібні порушення мовлення. Приклади (за М. І. Буяновим)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Не буду говорити
«Уважаемый Михаил Иванович, прочитав Вашу книгу «Беседы о детской психиатрии», мы решили обратиться к Вам за советом. В 5-м классе нашей школы учится Марина. Вот уже 3 года она не разговаривает ни с кем из учащихся и учителей. Опрос ее по предметам проводим письменно. На все вопросы в лучшем случае отвечает кивком головы. В классе дети относятся к ней доброжелательно. Каких-то видимых конфликтов в школе не было. Но если в 1-м и 2-м классах она разговаривала, хотя и избирательно, то в 3-м классе в контакты уже ни с кем не вступала. По словам матери, дома она разговаривает нормально, играет с детьми, младшими ее на 3—4 года, любит играть в школу, исполняя роль учительницы. Девочка постепенно утрачивает способность к дальнейшему обучению, так как словарный запас ее, судя по письменным ответам, остался на уровне начальной школы. Там, где требуются логические построения и рассуждения, она вообще не справляется с заданием. Это отставание проявляется по всем предметам. С самого начала заболевания мы пытались помочь Марине: советовали родителям перевести ее в другой детский коллектив; обращались к детскому невропатологу. При первом обращении врач ответила, что учителя не хотят работать с девочкой, что девочка абсолютно здорова. В 5-м классе мы добились того, что родители получили направление в детское отделение психиатрической больницы, где Марина находилась на обследовании в течение месяца. Оттуда было дано заключение, что девочка подлежит обучению в массовой школе. Но в нашей школе она осталась в прежнем положении, никаких контактов с детьми и учителями. Что теперь делать? На наших глазах гибнет ребенок Перевести Марину в 6-й класс мы не можем, она не усвоила программу. Оставить на второй год? Какой смысл? Что изменится? Пожалуйста, посоветуйте нам, как быть, куда обратиться, чем помочь ребенку?»
С 50-х годов в детской психиатрии уделяется большое внимание механизму ситуационно обусловленных расстройств поведения и характера. Выделены некоторые основные формы закрепления патологических свойств личности. Речь идет в первую очередь о таких реакциях, как реакции активного и пассивного протеста, подражания, эмансипации и пр. Закрепившись, эти реакции становятся формой поведения и определяют социальную адаптацию, изменяя и эмоциональный фон пациента: обычно дети и подростки становятся грустными, депрессивными, раздражительными. Десятилетний пациент стал плохо учиться в связи с пьянством отца и его антисоциальным поведением: отец дома избивал свою жену и сына, выгонял их из дому, мальчику негде было готовить домашние задания. Постепенно мальчик стал пугливый, раздражительный, робкий, боялся не только отца, но и всех пьяных мужчин, часто плакал, стыдился безобразного поведения отца, старался скрыть домашние конфликты. В школе стремился быть незаметным, не привлекать к себе внимания, чтобы никто не узнал о домашних неприятностях. Если снился пьяный отец, мальчик кричал, вскакивал во сне. Все эти события развивались на протяжении 2—3 лет, характер пациента постепенно изменялся: на первый план выступали астенические черты поведения. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он стал еще более болезненно, чем прежде, переживать конфликты дома, стремился скрыть их от сверстников, очень стыдился отца. Но одноклассники вскоре узнали обо всем, и некоторые из них стали оскорблять и дразнить его. Да и педагоги тоже были не на высоте. Однажды после беседы о вреде алкоголя, которую провела классный руководитель и во время которой она в качестве примера пагубного влияния алкоголизма привела историю жизни отца мальчика, он очень расстроился, много плакал, отказался ходить в школу. После длительных уговоров вернулся в школу, но стал очень замкнутым, молчаливым, настороженным, дерзил учителям или молчал в знак протеста. В связи со всеми этими явлениями его проконсультировали у детского психиатра, который поставил диагноз: патологическое формирование личности с астеническими и псевдошизоидными чертами. Мальчика госпитализировали в психоневрологический санаторий для детей с неврозами и другими пограничными расстройствами, где лечили преимущественно психотерапией. Одновременно проводили соответствующую работу с одноклассниками и педагогами, а также с родителями. За это время отец перестал пить, стал вести себя более благопристойно, устроился на работу. Все это, вместе взятое, привело к тому, что мальчик выписался здоровым, первое время контакт его с одноклассниками был не очень тесным, но постепенно он стал более общительным, занялся общественной работой. В дальнейшем успешно закончил школу и поступил в университет. Однако обидчивость и некоторая настороженность, боязнь насмешек остались в его характере навсегда. На примере болезни нашего пациента видно, как из-за неблагоприятных ситуационных воздействий постепенно изменяется характер ребенка: личностные реакции закрепляются, снижается фон настроения и т. д. Деформацию характера можно приостановить лишь своевременным лечением у специалистов. Примером патологического формирования личности тормозного типа может быть также жизнь подростка, который в раннем детстве был напуган (мальчики устроили ему «темную»: внезапно набросились на него, закрыли глаза мешковиной и бросили в подвал). Подросток стал заикаться, у него появилась боязнь темноты и закрытого пространства. Невроз то усиливался,, то ослабевал. Постепенно большая часть нарушений у мальчика прошла, но заикание сохранялось. С 10—12 лет оно стало выраженным и сопровождалось страхом речи. Из-за страха речи больной не мог говорить в общественных местах, особенно с незнакомыми людьми. Всякое волнение резко усиливало речевой дефект. Мальчик все более стеснялся говорить, опасался, что над ним будут подсмеиваться. На уроках отвечал письменно, дома же говорил хорошо. С 13—14 лет стал еще более робким, нерешительным, неуверенным в себе, пугливым, у него усилились навязчивые сомнения, страхи, все происходящее по многу раз анализировал. Мальчика госпитализировали в психиатрическую больницу. Там он стал более спокойным, заикание резко уменьшилось, однако формы поведения астенического типа частично еще сохранились.
Врожденное отсутствие речи (алалия) встречается весьма редко, чаще всего бывает иное: ребенок растет и развивается нормально, прекрасно говорит, но когда его отдают в детский сад, он вдруг неожиданно замолкает. Дома он говорит, как и прежде, хорошо, но в детском коллективе молчит либо изъясняется едва слышным шепотом. Подобное нарушение речи возможно и после психических потрясений. Прекращение пользования речью называется мутизмом (от лат. «мутус» — немой, безголосый). Это расстройство отмечается преимущественно в дошкольном возрасте. Речь — в эволюционном отношении наиболее молодая функция человека, поэтому она и легче всего разрушается на заре жизни человека под воздействием неблаґоприят ных факторов. Но не только это способствует нарушению речи в дошкольном возрасте. Здесь играет роль и органическое повреждение центральной нервной системы, обусловленное патологией беременности, родов, болезнями ребенка в первые годы жизни. Эти факторы ослабляют нервную систему, мешают ей правильно реагировать на внешние воздействия. Еще одним фактором, способствующим возникновению мутизма, является чрезмерная привязанность ребенка к матери, особенно в семьях с одним ребенком. Единственного ребенка родители, как правило, чрезмерно ограждают от трудностей, содержат в «оранжерейных» условиях, не всегда формируют в нем навыки самостоятельности. Как только такого ребенка отдают в детский коллектив, у него начинаются различные нарушения, в происхождении которых большую роль играет насильственный, неприятный ребенку отрыв от дома и в первую очередь от матери. Таким образом, факторов, способствующих появлению мутизма, много. Часть из них стали выявлять лишь в последние десятилетия. Именно этим можно объяснить то, что количество больных мутизмом возрастает. В 1976 г. нами была предложена классификация мутизма, помогающая более дифференцированно подходить к лечению больных с этим нарушением. Рассмотрим психогенный и психотический мутизм, так как иные варианты мутизма в детском возрасте встречаются редко. Психогенные формы мутизма вызываются различными по силе и продолжительности действия психическими травмами, на которые разные дети реагируют по-разному. В связи с этим мы выделяем два основных вида психогенного мутизма: невротический и патохарактерологический. Невротический мутизм тоже неоднороден: он состоит из истерического и логофобического (боязнь речи). Бывают и промежуточные формы. Если произошла резкая и сильная психическая травма, то от потрясения у ребенка может отключиться речь — он хочет что-то сказать, но не может: речь парализована, отключены речевые центры. Это отключение обычно длится недолго (несколько минут, часов или суток), потом все нормализуется (иногда через этап маикания). Одновременно с этим у больного нарушаются сон, аппетит, снижается настроение и возникают иные невротические расстройства. Подобный механизм называется истерическим. В рамках истерического невроза мутизм встречается весьма часто, в таких случаях ребенок молчит некоторое время при всех обстоятельствах: и дома, и в детском саду, и на улице. Это тотальный мутизм. Если ребенка успокоить, отвлечь его внимание от неприятных переживаний, переключить интересы на что-то иное, то истерический мутизм пройдет без лечения. Однако не следует ожидать обязательного самоизлечения — нужно непременно показать ребенка детскому психиатру. То же следует сделать, если у ребенка имеет место второй вариант невротического мутизма — логофобический. Логофобия возникает, как правило, в результате хронических психических травм (например, ежедневных замечаний родителей и педагогов). Начинается этот вид мутизма исподволь, постепенно, тянется годами, постепенно нарастает страх речи. Он обнаруживается лишь в общении. Поэтому, если ребенку ие нужно ни с кем общаться (особенно с незнакомыми), он говорит как ни в чем не бывало. Но стоит ему прийти в детский коллектив или оказаться с незнакомыми людьми, как у него нарастает страх речи, на высоте которого появляется мутизм. Последний всегда неодинаково выражен, по-разному обнаруживается, он всегда избирателен (в отличие от истерического — всего тотального). Очень часто логофобический мутизм, мало выраженный или почти незаметный в детском саду, резко усиливается, когда ребенок идет в школу: там нагрузка больше, обидчивость и ожидание неприятностей возрастают — отсюда увеличение и страха речи, следствием которого является логофобический мутизм. Механизмы патохарактерологического мутизма иные. Тут речь идет о затянувшейся реакции пассивного протеста, нередко сочетающейся с отдельными невротическими расстройствами. Ребенка, сильно привязанного к матери и к дому, перенесшего в прошлом какое-то органическое поражение головного мозга, с трудом привыкающего ко всему новому, склонного к страхам и панике, помимо его воли отдали в детский сад. Там ребенка встретили сурово, сразу же стали делать замечания, да еще в грубой форме. Ребенок замкнулся в себе, стал малоразговорчивым, играл сам с собою, настроение у него понизилось. Он попросил мать забрать его из сада, та отказалась. Тогда ребенок замолк, перестал говорить в детском саду, дома же он говорил, как и прежде. У него наступила длительная реакция пассивного протеста (в более старшем возрасте пассивный протест уступает место активному — школьники убегают из дому, дерутся с обидчиками, поджигают их портфели, режут их одежду, воруют и пр.). Эта реакция может тянуться годами. Тут мутизм всегда избирателен: дети молчат лишь в тех местах и в присутствии тех людей, против которых они протестуют. Что делать в таких случаях? Забрать ребенка из детского сада, перевести в другой детский сад или отправить на время в другой город, к бабушке и т. д. Все это называется психотерапией средой: изъяли ребенка из неприятной ему обстановки — болезнь прошла без лечения И, конечно, при этом важно, чтобы родители и работники дошкольных учреждений вели себя деликатно, нежно, ласково, не унижали ребенка: он-то взрослым ничего не может ответить, он может лишь замолчать в знак протеста. Если не соблюсти этих рекомендаций, то из ребенка, когда он подрастет, может получиться такой «мститель» за свои — в детстве поруганные — права, что многим взрослым не сдобровать. А потом они, взрослые, будут удивляться, отчего это школьник, подросток, так вызывающе ведет себя, дерзит и даже избивает взрослых (в том числе родителей). В 1977 г. английское телевидение поставило шестисерийный фильм о жизни Шекспира. Летом следующего года его показали по московскому телевидению, и несколько знакомых обратились ко мне с вопросом, что же за болезнь была у сына великого драматурга — Хемнета. Прежде всего, следует сказать, что, наверное, не было и нет на свете исторического лица, о котором ходило бы столько легенд, как о Шекспире. Всякая версия о нем достаточно обоснована, а версий много: от той, общеизвестной, которой придерживается большинство историков, до той, что реально существовавший когда-то актер Шекспир, полуграмотный и невежественный человек, умерший в 52-летнем-возрасте, не был и не мог быть автором колоссального числа первоклассных произведений, требовавших громадной эрудиции, трудоспособности, моцартианской легкости и просто очень большого времени. Известно, что у Шекспира был сын, который умер в раннем возрасте. И все. Но авторы упомянутого фильма не были бы художниками, если бы не включили в показ реальных событий выдуманные сюжеты (они и составляют не менее 90 % содержания всего фильма), в том числе и историю Хемнета. А придуманные сюжеты в исторических фильмах отражают всегда то, что занимает авторов этих выдумок, то есть наших современников. Образом сына Шекспира авторы фильма показали одну из проблем нашего времени, а именно: переживания ре-бспка по поводу оставившего его отца. Шекспир жил в Лондоне и редко посещал дом в Страт -форде, где находилась его семья. В Лондоне он вел безалаберный образ жизни, пьянствовал, распутничал, о чем его семья была вдоволь наслышана. И Хемнет якобы дал себе слово (в телевизионной интерпретации: еще раз повторяю, что об этом мальчике неизвестно ничего, кроме факта его существования и ранней смерти), что пока отец не вернется домой, он, Хемнет, будет молчать. И действительно молчал. Будто в рот воды набрал. Как рыба. За многие годы он не вымолвил ни одного словечка. Помимо этого был нервный, раздражительный, очень впечатлительный, робкий. Так выглядят и многие современные дети, страдающие патохарактерологическим мутизмом. Если мутизм затянулся, если он «обрастает» другими нарушениями, нужно обязательно показать ребенка детскому психиатру — тот даст исчерпывающие лечебные советы, и расстройство будет ликвидировано. Тем более это необходимо, если у ребенка психотический мутизм, то есть вызванный бредом, галлюцинациями и другими признаками душевного заболевания. Правда, у таких детей и без того обычно много странностей и чудачеств, их поведение так разлажено, что сами родители немедля ведут детей к специалисту. Обратимся вновь к самой частой форме мутизма у школьников — патохарактерологическому мутизму, поскольку излечение этой формы болезни почти всегда зависит от вас, читатели. Родители двенадцатилетнего мальчика пьянствовали и часто скандалили. Особенно плохо относился к мальчику его отец, многократно судимый за антиобщественное поведение. Он избивал сына, выгонял его из дому, в присутствии ребенка бил жену. Постепенно у ребенка начали раз виваться реакции протеста, психологически понятные и осознанные, но несколько необычные. Например, в присутствии отца мальчик молчал, даже если отец был трезвый и не дрался. Сын ненавидел отца и в знак протеста против его поведения не хотел с ним говорить. С матерью и со сверстниками он разговаривал нормально. Эта реакция протеста отмечалась в течение 5—6 мес и исчезла после того, как мать по совету врача отправила мальчика в деревню подальше от почти всегда пьяного отца. Впрочем, и в деревне в присутствии пьяных мальчик умолкал и становился, как немой,— «слова от него не добьешься» Другой мальчик подолгу мог молчать в присутствии учительницы, которая его несправедливо наказала; понадобились объединенные усилия педагогов и врачей, чтобы вначале притупить, а затем и ликвидировать эту зафиксировавшуюся реакцию. Реакции протеста требуют не столько лечения у медиков, сколько положительного воздействия на ребенка семьи и педагогов. Патохарактерологические реакции протеста являются следствием неприятия личностью обид, подавления достоинства. Иногда эти реакции закрепляются, превращаются в постоянную форму реагирования: на любое неприятное известие или требование ребенок замыкается, становится молчаливым, хмурым. В таких случаях речь идет о патохарактерологическом формировании личности с чертами отгороженности, замкнутости, повышенной чувствительности и ранимости. Встречаются дети, с ранних лет повышенно молчаливые и замкнутые. Они так объясняют свою «малоразговорчивость»: «Отец такой, все в роду такие, я с детства такой же» У этих детей и подростков иногда возникает мутизм: под влиянием неблагоприятных социальных воздействий их молчаливость усиливается настолько, что в течение нескольких дней от них не услышишь ни слова. У них бывают также невротические, и патохарактерологические формы мутизма Во всех случаях психогенного мутизма у детей и подростков самолечение противопоказано. Необходимо сразу же обратиться к психиатру. Только специалист может правильно расценить суть расстройства и назначить правильное лечение. Внутреннее беспокойство, чувство напряженности, ощущение своей заброшенности — все это имеет место у подобных больных. Они особенно нуждаются в бережном, доброжелательном отношении. Этих детей и подростков нельзя «фиксировать» на волнениях, на их речевом дефекте, необходимо отвлекать от тягостных переживаний, внушать им уверенность в своих силах и возможности речевого общения. Чувство своей неполноценности сопровождает многих таких пациентов, оно усиливается насмешками окружающих, чрезмерной требовательностью педагогов и родителей. Известны случаи, когда детей с мутизмом сурово наказывали, оскорбляли, в первые минуты урока вызывали к доске и не отпускали до конца урока («пока не заговорят»),— все это приносит только вред. Зная все это, родители и педагоги должны быть союзниками врача — только такой союз может избавить больного от мутизма. Большую пользу приносит также соблюдение рационального режима дня. Надеясь на всесилие медикаментов или психотерапии, родители иногда забывают, что строгое выполнение некоторых простых режимных рекомендаций может принести пациенту несравненно большую пользу, чем все премудрые лекарства, вместе взятые. Эти требования очень простые (быть может, поэтому ими пренебрегают некоторые родители): больше спать, меньше возбуждаться, питаться преимущественно молочно-растительной пищей, больше двигаться, заниматься плаванием, по утрам делать зарядку и холодное обтирание. У многих больных с невротическими формами мутиз ма нарушается сон: наступает медленно, поверхностный, не приносит утром бодрости. Необходимо сон нормализовать: помимо соответствующих препаратов помогают вечерние прогулки, исключение из питания возбуждающих, острых, мочегонных продуктов. Нельзя перегружать ребенка перед сном обилием информации. Все эти приемы одновременно являются мерой профилактики невротических и других пограничных отклонений и способствуют уменьшению этих расстройств, если они уже появились.
Тики
Одним из самых распространенных нарушений в детском возрасте являются Тики — непроизвольные подергивания мышц лица. Такие пациенты моргают, хмыкают, у них дергаются мышцы щек, лба, подбородка. Нередко тики сочетаются с заиканием. Недавно меня попросили проконсультировать одного мальчика: он постоянно «умывает» лицо, протирает глаза, очень сильно заикается. Однако главное не это: его речь очень быстрая, совершенно непонятная, сопровождается множеством судорожных подергиваний мышц лица. Поражало и то, что ребенок вел себя, будто ничего с ним не происходит, он не считал себя больным, не замечал дефектов своей речи, а если его внимание обращали на это, он как ни в чем не бывало говорил: «Все у меня нормально, не приписывайте мне то, чего нет» Он даже не говорил, а писал это, так как его речь была столь невнятна и непонятна, что ни один человек не мог даже догадаться, что же хотел сказать мальчик. Находясь в больнице, он продолжал заниматься по программе обычной школы, учился хорошо, но для того, чтобы педагог мог понять, что он намерен сказать или спросить, писал на доске или в тетрадке свои вопросы и ответы. Так и общались. Он пролежал 4 мес в больнице, но улучшение не насту пало, да и сам больной не становился «понятнее» своим врачам. Ему ставили самые разнообразные диагнозы, в которых не были убеждены, а значит, и не были уверены и правильности назначаемого лечения: все лекарства так «действовали» на больного, словно он их и не принимал Когда меня попросили проконсультировать этого больного, то предупредили, что к мужчинам он относится настороженно, боится их, что с ним трудно будет установить контакт Это был тихий, болезненного вида двенадцатилетний мальчик, ничем внешне не выделявшийся. Речь его была действительно тороплива и совершенно непонятна. Кроме этого, он каждые 2—3 мин делал какие-то странные движения руками: будто умывался, стряхивал что-то с кончиков пальцев, сплевывал, протирал глаза, морщился, периодически его лицо становилось страдальческим, глаза зажмуривались, он морщил лоб и крутил головой в разные стороны. О том, что у мальчика есть такие расстройства, меня предупредили. Говорили и о том, что он как-то необычно к ним относится: не воспринимает как чуждые ему, как лишние, от которых нужно избавиться (обычно невротики переживают по поводу таких явлений, а у этого больного ничего похожего не было), и, главное, всячески отрицает их. «Так ведут себя лишь глубокие идиоты или симулянты: отрицают самые очевидные факты, будто ничего не случилось»,— говорил мне лечащий врач. Как и следовало ожидать, наша беседа ни к чему не привела: больной ни на один вопрос не мог внятно что-то ответить, а когда я попросил его писать мне ответы, он отрицал все свои расстройства: дескать, нет у меня ничего, зачем вы ко мне привязались? Но почему же тебя положили в больницу, да еще в психиатрическую? — спросил я его. Не знаю. Наверное, чтобы лучше учился и меньше ссорился с мамой,— ответил он письменно. Но ведь ты находишься в самом беспокойном, самом тяжелом отделении, вокруг тебя много больных со слабоумием, припадками, бредом. Неужели это тебя не раздражает, неужели не хочется выписаться? — Домой хочу, но этот вопрос решат врачи и без моего желания. «Что же у него такое? — думал я после этой беседы с больным.— Он болен, это ясно, но в основе болезни лежит какое-то странное стремление скрыть свое заболевание, пусть вопреки логике, вопреки здравому смыслу, но скрыть». Почему больной хочет что-то скрыть? Ведь всегда скрывают только что-то предосудительное, что-то аморальное или унизительное. Был у меня больной, с которым случилась следующая история. Его мать разошлась с отцом, жили вдвоем, через несколько лет мать привела в дом мужчину и сказала, что это ее новый муж. Вскоре между новобрачными начались скандалы, драки, частые ссоры и такие же бурные примирения. Обращало на себя внимание то, что как бы отчим ни ссорился с женой, к ее сыну он относился с величайшей любовью, предупредительностью, лаской. По этому поводу мать ребенка даже иронизировала: «Ты на ком женился — на мне или на моем сыне?» Однажды мать уехала к больной родственнице, и в тот же вечер отчим стал предъявлять мальчику сексуальные претензии. Оказалось, что он был гомосексуалистом. Мальчик испугался, выбежал из дома, полночи блуждал по городу, пока наконец-то не добрался до родственницы, к которой ушла мать. Там он все рассказал. Отчим был изгнан из дома, а у мальчика еще долгое время появлялись ночные страхи: снился отчим, его голос, во сне отчим гнался за ребенком, тот убегал, падал, отовсюду на него смотрели глаза отчима и т. д. Вот в связи с этим мать тогда и привела ко мне сына. Мальчик тоже ничего не хотел рассказывать, тоже вел себя так, будто ничего не случилось. На языке психиатров такое поведение именуется невротическим вытеснением. Вспомнив эту историю, я подумал, что и в данном случае имеет место нечто похожее. И я принялся собирать максимально объективные и разнообразные сведения о больном. Много раз говорил с матерью: она ничего определенного сказать не могла. Поговорил и с родственниками мальчика: те кое-что знали. Потом я ввел больного в гипнотическое состояние и стал внушать ему, что его память обострилась, что он не будет меня бояться, что мне все расскажет. И больной рассказал. Мать больного — женщина интеллигентная. По характеру всегда была мнительной, впечатлительной и нерешительной. С сыном у нее отношения были хорошие, вместе проводили время, мать за него очень тревожилась, а он был к ней слишком привязан. Мать летом отдала сына в пионерский лагерь. Она собиралась выйти замуж и не хотела, чтобы сын «маячил перед носом» нового мужа и раздражал его. Мальчик был тих, послушен, робок, пуглив. С детства у него были какие-то дефекты речи и тики, по поводу них он лежал в психиатрической больнице, потом эти дефекты исчезли. Сына своего эта женщина очень любила, даже не столько любила, сколько жалела, беспокоилась, как он жить дальше будет. Уж очень нерешительный и впечатлительный. В пионерском лагере мальчику пришлось туго. В первую же ночь ему устроили «темную» и пригрозили: «У нас закон джунглей, право на стороне сильного, подчинись нам или убьем. И тем более не вздумай никому ничего рассказывать о нас». Плакал, но подчинился: отдавал старшим свои компоты, чистил им сандалии, отдавал им все лучшее из того, что привозила мать. Но чем послушнее был мальчик, тем больше возрастали требования его мучителей: сделай то, сделай это, не то убьем или кастрируем. Однажды ночью они разжали мальчику рот и стали по очереди вставлять свои половые органы, приговаривая: «Сожмешь рот— убьем». Одному из них — подростку с извращенными влечениями и садистическими наклонностями — этого показалось мало, он приказал: «Ну-ка, соси мой член». Мальчик подчинился. Но когда в горло потекла сперма, его стало тошнить, вырвало, часть спермы вылилась на нос и в глаза. Выйти же в туалет, чтобы помыться, ему запретили: он должен был делать вид, что ничего не случилось. Так и пролежал до утра, не сомкнув глаз и давясь от слез. Утром ему, как всегда, заявили: «Только пикни — убьем». И он молчал. Никаких психических расстройств у мальчика не было, только плохо засыпал, вечером боялся, как бы хулиганы вновь не заставили его удовлетворять их требования. Закончился срок пребывания в лагере, мальчик уехал домой. Немного успокоился, но однажды стал свидетелем интимных отношений родителей и сорвался, будто прорвало плотину его эмоций: резко нарушился сон, аппетит, появились тики и заикание. Стыдился рассказать о причине болезни. Психическая травма, случившаяся с ним летом, дала себя знать осенью. Все, что было вытеснено из сознания в подсознание, все, что душа тщательно скрывала, все это вылилось в тяжелое реактивное состояние, и механизмах которого большую роль играли описанные Зигмундом Фрейдом (1856—1939 гг.) механизмы вытеснения. Путей образования неврозов много. Сколько путей, столько и видов неврозов, столько и способов лечения. История, которую я сейчас рассказал, нетипичная, редкая, мы встречали лишь несколько похожих случаев, все они в общем одинаковы: психическая травма, унижающая человеческое достоинство будущего мужчины, падает на особую личностную почву (это обычно дети с чертами повышенной тормозимости), и возникает психогенное психическое заболевание, именуемое неврозом, который может длиться много лет. Я рассказал вам, взрослые, эту чудовищную историю, чтобы вы были внимательны к своим детям, строже следили за ними: ведь это ваши дети становятся невротиками, ведь это ваши дети делают других больными людьми, ведь это ваши и не ваши дети превращают вас самих в невротиков. Ведь с вас берут дети пример и против вас протестуют— иногда в уродливой форме. Может ли оставаться спокойным врач, когда видит людские несчастья? Простить человеческую злобу и жестокость? Олигофрен, родившийся от пьяного зачатия,— жертва своих родителей, но он не отдает себе отчета в этом. А пограничные больные? Ведь они все знают, все понимают, во всем отдают себе отчет, ведь им жить да жить — и все с травмированной в. детстве душой. Невротические тики — составная часть невроза. Испугавшись чего-то, ребенок теряет сон, становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, капризным. Очень часто все это сопровождается непроизвольными подергиваниями мышц лица. Переволновавшись, расстроившись, вспомнив о психической травме, ребенок начинает нервничать, переживать, у него усиливаются все невротические симптомы, в том числе и тики. Такому больному нельзя напоминать о психической травме и о вызванных ею последствиях, нельзя обращать внимание пациента на его тики: чем меньше он о них думает и чем меньше знает о них, тем меньше они проявляются. Подобных пациентов лечат психотерапией успокаивающего характера, назначают им препараты седативного действия (транквилизаторы). Все это в сочетании с отвлечением, удлиненным сном, спокойной обстановкой дома и в школе приводит к быстрому исчезновению невротических тиков. Иногда бывает, что признаки невроза уже ликвидированы, а тики на какое-то время еще сохраняются. В этих случаях рекомендуется продолжить лечение до полного изчезновения тиков. В частности, используется аутогенная тренировка и ее компонент «лицо релаксанта»: больной принимает удобную позу, опускает нижнюю челюсть, словно пытается произнести звук «ы», закрывает глаза, расслабляет мышцы лица и мысленно говорит себе, что он совершенно спокоен. В такой позе следует побыть 2—3 мин 5—6 раз в день. Всем таким больным рекомендуются занятия плаваньем, им необходимо больше находиться на свежем воздухе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.192.141 (0.02 с.) |