Система управления конфликтными и чрезвычайными ситуациями в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система управления конфликтными и чрезвычайными ситуациями в России.



В настоящее время в России существует необходимая система управления чрезвычайными и конфликтными ситуациями. Под организационной структурой системы управления понимается распределение задач и полномочий между лицами или группами лиц, учитывающее направленность организации на достижение стоящих перед ней целей. Серьезной проблемой организации эффективного управления в условиях ЧС является отсутствие координации деятельности официальных правительственных, ведомственных и неправительственных органов. Часто возникает путаница при решении вопроса, чем должно заниматься то или иное учреждение. Это приводит к дублированию работы в одних областях и бездействию в других. Однако традиционные подходы к управлению в условиях ЧС, как показывает опыт их использования, приводят к неудовлетворительным результатам. При сложной и изменчивой внешней среде структура систем управления должна быть гибкой и адаптивной. Они должны быть приспособлены к определению новых проблем и выработке новых решений в большей степени, чем к контролю уже принятых решений и их реализации. В них должна быть обеспечена возможность максимальной концентрации всех ресурсов, объединения информационных, организационных и других типов резервов для ликвидации в кратчайшие сроки создавшейся экстремальной ситуации. В системах управления в условиях ЧС реализованы два взаимоисключающие принципа: единоначалие и распределенные полномочия и ответственность. Руководитель несет персональную ответственность за состояние дел. Однако в работе штаба, в котором решаются вопросы взаимодействия и координации между руководителями различных уровней и зон развития ЧС, реализуется принцип распределенной ответственности. В штабе создаются условия для необходимых согласований и консультаций для устранения неизбежных конфликтов и разногласий. Это обеспечивает минимальное вмешательство первых лиц в оперативную деятельность руководителей нижестоящих уровней. Организационная структура в условиях ЧС должна быть структурой с локальной автономией и глобальной координацией. Ее различные элементы участвуют в установлении целей и задач и совместными усилиями добиваются их реализации. Успешность деятельности руководителей по выработке управленческих решений зависит от уровня их осведомленности. При слабой осведомленности прибегают к методам экспертных оценок. При большей осведомленности используют количественное прогнозирование, моделирование и оптимизацию. Стратегия гибкости, необходимая в условиях ЧС, ориентирована на принятие эффективных мер в широком спектре возможных неблагоприятных изменений. Подчеркнем отличие этой стратегии от стратегии непосредственной реакции на конкретное возмущение. Особую важность приобретает гибкость подсистем материально-технического снабжения. Информации о возможном источнике угрозы обычно достаточно для того, чтобы разработать и реализовать активной подготовки системы материально-технического обеспечения. Таким образом, значительная часть мер, разработанных на основе данных о возможном бедствии, может быть принята задолго до того, как опасность станет явной. Идея создания еще одного бюрократического аппарата для раннего предупреждения и планирования ликвидации ЧС на этом этапе представляется спорной. Более перспективным направлением является функциональная перестройка и укрепление имеющихся структур и механизмов соответствующими службами и постоянным руководящим звеном. В соответствии с целевым назначением структуры систем управления в условиях ЧС они относятся либо к дуальным, либо полиструктурам. В последних работа по ликвидации ЧС проводится в рамках управления стратегическими ситуационными зонами (ССЗ). Однако используется и матричная структура управления. В ней, с одной стороны, есть иерархическое взаимодействие подразделении, а с другой, предусмотрено решение конкретных задач, реализация проектов, относящихся к разным ветвям иерархии, но к одному ее уровню. Ответственность за решение задачи при этом возлагается на руководителя проекта, который может быстро сформировать мобильный дееспособный коллектив из сотрудников разных подразделений. Использование системы управления с матричной структурой при ликвидации ЧС небольшого масштаба может дать хорошие результаты. Матричная структура управления делает систему более действенной, гибкой и динамичной. Тем не менее центром такой системы остается ее штаб во главе с руководителем. Постоянной функциональной частью штаба должна быть группа информационного обеспечения, или информационной поддержки. В обязанности штаба входит выявление тенденций развития ЧС, оценка ее масштабов, расчет необходимых для ее ликвидации времени и ресурсов, предупреждение руководителей о внезапных изменениях. Штаб регулярно корректирует перечень зон ЧС и их приоритеты, контролирует ход работы в этих зонах по всем объектам защиты.

44. Система управления развитием городского хозяйства (на конкретном примере).

Важнейшие задачи жизнеобеспечения города и призвано решать городское хозяйство, достигнутый уровень развития которого и существующие проблемы свидетельствуют о том, что эффективный механизм управления в данной сфере на современном этапе еще не сложился. Так, в управлении развитием городского хозяйства не задействованы в полной мере механизм рационального использования ресурсов, охраны природы, обеспечения реальных потребностей населения с учетом стандартов качества жизни и местных особенностей.

Развитие городского хозяйства в современных социально-экономических условиях представляет собой сложную проблему, требующую проведения целого комплекса разноплановых мер.

Научно-методической основой целенаправленного решения сложных социально-экономических проблем в городском хозяйстве является программно-целевой подход, заключающийся в разработке оптимальных путей достижения четко поставленных целей. Такой подход в управлении обеспечивает не только приоритет поставленных целей, но и преодоление ведомственных тенденций, ориентацию на комплексное использование всех видов ресурсов и достижение максимальных конечных результатов. В то же время программно-целевой подход требует разработки соответствующих методов реализации, включая разработку системы целей и путей их достижения на основе соответствующих принципов, функций, рычагов и инструментов, а также обеспечивающих подсистем управления. Проблемы разработки и реализации программ территориального социально-экономического развития являются объектом серьезного исследования в экономике и теории управления. Однако вопросы программноцелевого управления развитием городского хозяйства в современных условиях, включающие разработку целей и путей их реализации, с учетом отечественного и зарубежного опыта, представляются недостаточно исследованными.

Например, Жилищно-коммунальное хозяйство России на современном этапе представляет собой крупнейший многоотраслевой комплекс, который включает в себя жилищный фонд общей площадью около 3 млрд м2, многопрофильную инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, производство работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и озеленению территорий и др. На долю ЖКХ приходится около 30% всех основных фондов страны. Годовой объем оказываемых предприятиями и организациями отрасли услуг составляет 1,2 трлн руб. Жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает практически все население страны и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики. В ЖКХ сохраняется солидарная ответственность органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям. В выставке «Городское хозяйство XXI века» примут участие предприятия смежных отраслей, что будет способствовать развитию корпоративных связей, а также привлечению большого числа посетителей-специалистов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.227.76 (0.005 с.)