Научные основы муниципального сектора экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные основы муниципального сектора экономики.



Научную основу муниципального сектора составляют теории и модели построения территориальной организации хоз-ва и соц. жизни сообществ и самоуправления. При всем многообразии школ, концепций, моделей основным критерием их клаассиф-ии служит соотношение гос. и обществен. начал в территориальном хоз-ии и управлении. Сформулированы базовые теории местного хоз-ва и управ-ия, которые положены в основу построения модели функционирования. Общественная теория(Аренс, Майер, Лаблнд) право общины на самоуправление явл-ся обычным неотчуждаемым правом, как и другие естественные права. Наиболее полно общественная теория реализована в англосаксонской модели местного хоз-ва и управления(США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия); ее основные принципы: местное самоуправление, не подчинено центральной власти, независимо в решении многих вопросов местного значения, имеет право законодательной инициативы по вопросам муниципалитетов. Общественная теория противостоит государс-ой концепции (Штейн, Градовский, Свешников), которая делает акцент на определение роли центра. Госуд-ая теория стала научной базой континентальной модели(Франция, Бельгия, Италия и др.) в странах, где использовалась данная модель, госуд-ву принадлежит решающая роль не только в политической жизни, но и в решении соц-но-эконом-их, админ-но-правов-ых вопросов местного значения.

Модели муниципального хозяйства

1. Коммунальная модель. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов. Орган местного самоуправления осуществляет только накопление финансовых ресурсов на общественные нужды и их расходование через систему муниципального заказа. Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в объектах собственности, требующих затрат на их содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества. Модель характерна для экономически развитых стран с высоким жизненным уровнем населения.
2. Коммунально—рентная модель отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости) и оказания отдельных бюджетных услуг (в основном социальных) на базе объектов муниципальной собственности. Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоги с населения и производителей продукции, а также платежи за услуги дополняются рентными платежами за использование муниципальной собственности, включая собственность на землю.

3. Муниципально—рентная модель характеризуется тем, что основное бремя по решению вопросов жизнеобеспечения населения несут не сами жители, а органы местного самоуправления. Для этого они должны иметь в качестве источников доходов не только налоги и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, и, следовательно, стать полно­ценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Основоположник российской муниципальной науки Л. Велихов называл эту модель муниципальным социализмом. Идея муниципального социализма состоит в том, что органы местного самоуправления должны в основном самостоятельно обеспечивать финансовыми средствами свои общественные нужды за счет эффективной хозяйственной деятельности.

23. Необходимость и роль формирования единого экономического пространства на территории СНГ.

Началом этой работы стало Заявление президентов Белоруссии, Казахстана, Российской Федерации, Украины от 23 февраля 2003 г. В нем была выражена готовность сторон начать переговоры по мерам, необходимым для формирования Единого экономического простран­ства. Конечная цель - провозглашение создания Организации региональной интеграции. Для реализации договоренностей стороны учредили Группу высо­кого уровня и утвердили ее мандат. Ее возглавили представители правительств государств на уровне вице-премьеров.

В своей деятельности Группа высокого уровня опирается на семь рабочих групп, которые были созданы из представителей органов государственного управления государств-участников для подготовки проектов международных договоров и иных документов ЕЭП и для проведения переговоров.

В целях технического обеспечения разработки проектов документов была образована экспертно-организационная группа ЕЭП (Орггруппа ЕЭП) при Интеграционном комитете ЕврАзЭС. В достаточно короткие сроки сторонам удалось подготовить многостороннее Соглашение о формировании Единого экономи­ческого пространства, Концепцию формирования Единого экономического простран­ства, которые были подписаны главами государств 19 сентября 2003 г. в г. Ялте. К Соглашению о формировании Единого экономического пространства была сдела­на оговорка со стороны Украины, согласно которой республика будет принимать участие в его функционировании в пределах, соответствующих ее конституции.

В апреле - мае 2004 г. указанные документы почти синхронно были ратифицированы парламентами стран - участниц ЕЭП.

Соглашение и концепция, которая является его неотъемлемой частью - теоретически и практически выверенная модель интеграции. В принятом соглашении, в частности, "под Единым экономическим пространством стороны понимают экономи­ческое пространство, объединяющее таможенные территории сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и прово­дится единая внешнеторговая и согласованная в той мере и том объеме, в каких это необходимо для облегчения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономичес­кой стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика".

В процессе формирования ЕЭП заложен принцип разноуровневой, разноскоростной интеграции. В итоге государства - члены ЕЭП вправе самостоятельно определять скорость своего интеграционного движения, но не могут блокиро­вать продвижение других партнеров.

В соглашении зафиксировано, что формирование ЕЭП требует создания координирующих, т. е. наднациональных органов, которые будут организовывать­ся по мере необходимости. Принципиальные решения в этих органах будут приниматься с учетом экономического веса государств.

В мае 2004 г. главы государств ЕЭП подписали документ под названием Комплекс мер по формированию ЕЭП, который состоит из 22 разделов и охватывает в общей сложности 116 различных мероприятий по унификации законодательных актов. Данный документ определяет, какие шаги и в какой последовательности нужно принимать для формирования единого экономического пространства.

На базе комплекса мер был разработан перечень из 85 основных международно-правовых документов по формированию ЕЭП и определены исполнители научно-исследовательских работ по подготовке указанных документов. В настоящее время перечень содержит 93 наименования проектов международ­но-правовых и иных документов.

На саммите в Астане 15 сентября 2004 г. руководители государств-участников соглашения утвердили перечень из 29 международно-правовых и иных документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке (до 1 июля 2005 г.) Работа исполнителей-разработчиков сторон по подготовке 88 из 91 международно-правовых документов, в том числе по 29 первоочередным, была завершена к апрелю 2005 г. Представленные документы соответствуют требованиям, определенным техническими заданиями, и рекомендованы для переговорного процесса.

На саммите в Казани 27 августа 2005 г. было принято заявление глав государств, участвующих в формировании ЕЭП, в котором утверждены 15 соглашений, направленных на углубление интеграционных процессов. Их подписание в сово­купности с пакетом из 29 документов, утвержденным 15 сентября 2004 г., обеспечит с учетом норм и правил ВТО формирование общего таможенного тарифа, опреде­ление единых правил конкурентной политики и субсидирования, унификацию мер нетарифного регулирования и торговых режимов по отношению к третьим странам, упрощение порядка таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних таможенных границах с последующей их отменой.

Главы государств поручили членам Группы высокого уровня до 1 декабря 2005 г и до 1 марта 2006 г. доложить о готовности к подписанию второго пакета из 15 доку­ментов. С таким алгоритмом работы согласились главы государств Белоруссии, Казахстана и России. Украинская сторона заявила, что она определит этапность своего участия исходя из принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции с учетом норм и правил ВТО. По всей видимости, указанные документы будут подписаны в трехстороннем формате, без участия Украины. Кроме того, Группе высокого уровня было поручено подготовить проект единого кодифицированного международно-правового документа по формированию ЕЭП. Стороны завершают подготовку 29 документов, подлежащих согласованию и подписанию в первооче­редном порядке, и после этого планируют приступить к выполнению внутригосуда­рственных процедур, необходимых для принятия решения об их подписании

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.81.42 (0.021 с.)