Понятие международного публичного права. Сущность и характер современного международного публичного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие международного публичного права. Сущность и характер современного международного публичного права.



Понятие международного публичного права. Сущность и характер современного международного публичного права.

М\н и проц. право является составляющими механизма правового регулирования в современном мире.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ МЕЖДУ МП И НАЦ. ПРАВОМ:

- совокупность осн. принципов и норм (правила поведения);

- обеспечение принципов и норм может осуществляться принудительно;

- общая структура (институты, отросли);

- использование сходных юр. понятий и терминов.

ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ МП И НАЦ. ПРАВОМ:

- по предмету правового регулирования:

*В нац. праве – между субъектами определенного государства;

* В МП – между различными участниками (Г-ОО; Г-ФЛ и т.д.).

- по способу создания правовых норм:

*В нац. праве – в результате властных действий ОВ (вертикально);

* В МП – создают нормы сами участники (гос-во, организации, нации).

-по источникам права:

* В нац. праве – НПА;

* В МП – нет НПА, есть НП договор.

-по субъектам права:

*В нац. праве – ОГВ, ОМС, громады, Ф и ЮЛ;

* В МП – нет.

Международное право – это совокупность м\н – правовых принципов и норм, кот.создаются субъектами МП и регулируют отношения между ними.

Отношения которые явл. предметом МП регулирования можно разделить на:

1. межгосударственные (гос. – гос.);

2. не межгосударственные (гос. – народ (нация) кот.борются за независимость).

В целом МП складывалось и развивалось исключительно как межгосударственное только в последнее время появилась необходимость в регулировании на международном уровне и между др. участниками м\н отношений.

В следствии этого МП стало регламентировать и отношения в кот. гос-во явл лишь одним участником либо не участвует вовсе. В настоящее время круг таких отношений расширился.

М\н не межгосударственные отношения являются:

1) Гос-во ----- м\н организации;

2) м\н организации ----- м\н организации;

3) гос-во, м\н организации ------ ФЛ.

Развитие МП в 20 веки.

Своеобразным «водоразделом» между старым и современным международным правом стала Первая мировая война.

Послевоенный режим, оформленный:

- Версальским мирным договором 1919 г.,

- Сен-Жерменским договором 1919 г.

- другиме соглашения, кот.послужил основанием создания новых независимых государств в Европе.

В 1919 г. была учреждена универсальная международная органи­зация — Лига Наций, Статут которой являлся составной частью Вер­сальского договора.

Важный вклад в борьбу с фашизмом и решение вопросов после­военного устройства мира внесли Московская (1943 г.), Тегеранская (1943 г.), Ялтинская (1945 г.) встречи руководителей союзных дер­жав.

На конференциях в Думбартон-Оксе (1944 г.) и Сан-Франциско (1945 г.) были разработаны основные положения Устава ООН, кото­рый и был подписан 26 июня 1945 г.

70-е годы нашего столетия были отмечены началом процесса разрядки международной напряженности и бурным развитием ре­гиональной, прежде всего европейской, интеграции. Заключитель­ный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) положил начало процессу сближения европей­ских государств различных систем, формированию системы мер до­верия.

В 1960—1970 гг. была проведена серьезная работа по кодифика­ции международного права (заключе­ны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, дипломатическом и консульском праве, космическом праве и др.)

80-е гг. были отмечены дальнейшим смягчением международной напряженности и совершенствованием международно-правовой рег­ламентации таких отраслей международного права, как морское право, право международной безопасности, гуманитарного право и др.

В 90-х гг были серьезные изменения. На месте бывшего СССР возникли новые самостоя­тельные государства, было создано СНГ. С прекращением существования СССР и распадом со­циалистической системы в Европе и Азии запылали очаги серьезных международных конфликтов. Военный блок западных государств — НАТО — при­сваивает себе полномочия по урегулированию региональных кон­фликтов, постепенно оттесняя ООН.

Государство как субъект МП.

ГОСУДАРСТВА являются осн. субъектом МП.

М\н правосубъектность присуща государствам в силу факта их существования.

Суверенитет – это свойство гос. власти кот.выражаются в самостоятельности верховенстве и неограниченности внутри страны, а так же независимости и равноправности во вне.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что МП рассматривает в качестве своего субъекта и участника м\н отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Гос-ва обладают одинаковым объектом м\н правосубъектность.

Принцип невозможности возложения обязанностей на гос-во без его согласия явл. опред. в МП.

Именно гос-ва обладают максимальным количеством м\н прав и обязанностей.

Ограничение пр. статуса возможно только ранее принятыми на себя обязательствами.

Основу международно-правового статуса государства составля­ют:

- права(право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях);

- международно-правовые обязанности (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права).

 

Признание государства в МП: понятие, виды, юр. значение.

Признание в МП – это действия субъекта МП которыми он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта МП.

Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и/или международнойправосубъектности.

Возникающие на основе акта признания правоотношения суще­ствуют независимо от установления между признающим и признава­емым субъектом дипломатических, консульских или иных отноше­ний.

В настоящее время существуют 2 теории признания:

1 теория – конститутивная (по мнению сторонников данной теории признание обладает правообразующим значением: оно создает новых субъектов МП. Без признания со стороны группы ведущих государств новое гос-во не может считаться созданным.)

2 теория – декларативная (с точки зрения сторонников данной теории признание только подтверждает правомерность действий или событий т. е. признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных отношений между субъектами МП)

Государства обладают международнойправосубъектностью в силу самого факта своего существования. Они могут пользоваться международными правами и несут обязанности, вытекающие, в частности, из Устава ООН, неза­висимо от их признания другими субъектами международного права.

Формы признания:

1. признание defacto – признание официальное но не полное, данной формой признания пользуются в том случае когда хотят подготовить почву для установления стабильных отношений между государством либо в том случае когда гос-во считает применение признание dejureпреждевременным.

2. признание dejure – признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами МП постоянных стабильных отношений и сопровождается как правило дипломатический и консульских отношений.

3. признание adhoc – (признание на данный конкретный случай) используется в том случае, когда необходимо установить едино разовые отношения между государствам.

Виды признания:

1. Признание государств (новое государство);

2. Признание правительств (смена правительства не конст. путем: военный переворот и т.д.);

Правительство формирует способом не уст.законом (переворот, гр. война, революция).

Международная правосубъектность субъектов федеративных государств и административно-территориальных единиц.

Федерация.

Субъекты федерации могут участвовать в м\н …. исключительно в том случае если такая возможность закреплена конституцией и в рамках м\н обязательств в целом.

В классической федерации международной правосубъектностью в полном объеме (наряду с другими суверенными государствами) обладает лишь федерация как таковая в лице ее центральных (федеральных) органов. Международная правосубъектность составных частей федерации (кантонов, земель, штатов и т.п.) либо категорически отрицается, либо ее проявление допускается с согласия федеральных властей в ограниченном объеме.

Классическая федерация не признает суверенного характера своих составных частей. Отрицается и международная правосубъектность государств - членов федерации.

ЮЛ.

?????????????

10. Международная право-субъектность транснациональных корпораций (ТНК), м\н неправительственных организаций.

ТНК (Масловская Е.С.)

ТНК являлись и являются на сегодняшний день юридическими лицами, имеющими свои особенности, что нашло свое подтверждение и в международных документах, и в международной практике. Вместе с тем, эти особенности никоим образом не мешают рассматривать ТНК как юридические лица, и применять к их регулированию национальное право. Деятельность ТНК, в силу особенностей данных образований, должна регулироваться и национальным, и международным правом.

ТНК не обладают основными признаками субъектов международного права, соответственно, они не способны участвовать в межгосударственных отношениях. Включение ТНК в число субъектов международного права аналогичным образом приведет к включению в него национальных юридических лиц и индивидов, что на наш взгляд приведет к необходимости переосмысливания международного права в корне, к изведению на нет смысла такого понятия как «международное право». По крайней мере, стоит придерживаться мнения многих авторов, утверждающих, что говорить о наделении ТНК международной правосубъектности по меньшей мере преждевременно.

 

М\н неправительственные организации.

Неправительственные международные организации, такие, как Всемирная федерация профсоюзов, AmnestyInternational и др., учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями «с иностранным элементом».

Уставы этих организаций в отличие от уставов межгосударственных организаций не являются международными договорами. Правда, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительственных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях.

Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы меж­дународного права и, следовательно, не могут, в отличие от межпра­вительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности.

Обычай как источник МП.

До 20 века м\п обычай явл. основным источником м\н права. В 20 веке преимущество стало отдаваться м\н договорам но и до сих пор м\п обычаи явл. основным источником права.

Нормы м\п договора в своей основе имеют положение м\п обычаев.

На сегоднишней день нормы м\н договоров имеют двойственный характер они явл. м\н – пр. нормой для участников договора и могут быть м\н обычаи для др. субъектов м\н права.

Международный обычай в ст. 38 Статута Международного суда ООН определен как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Венская конвенция 1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие вопросы международных отношений.

М\н обычай признается в качестве источника права не только в ст. 38 Статута м\н суда ООН но и в Венской конвенции 1969 года.

М\н обычай является доказательством всеобщей практики признанной в качестве прав. нормы.

М\н обычай проявляется в однородных действиях в кот. субъекты м\н права признают юр. обязанность.

Требования которым должны отвечать обычаи:

1. относительная продолжительность существующей практики кот. признается в качестве пр. нормы;

2. сходность (однородность);

3. общий характер;

4. правомерность.

М\н обычай может быть признан таковым независимо от кол-ва признающих их гос-в, поэтому в теории МП разделяет:

· универсальные (признанные большинством субъектов МП);

· локальные (признаны 2 и более субъектами МП).

Применяются определенные правила в качестве обычая напрямую зависит от субъектов МП и может выражаться в различных формах:

· юр. значемые действия ОГ;

· официальное заявления;

· переписка;

· решения зак и суд.органов и прочее.

При этом признание правила поведения обычной нормой может производиться как путем активных действий, так и путем воздержания от действий.

Отсутствие возражений государств против каких-либо действий субъектов МП также может свидетельствовать о признании их правомерности и признании в некоторых случаях за ними силы международно-правовой нормы.

От международно-правового обычая следует отличать обыкновение. Оно представляет собой правило поведения субъектов международных правоотношений, не обладающее качеством юридической обязательности. Иными словами, обыкновение не признается мировым сообществом в качестве нормы международного права.

Нарушение обычая рассматривается субъектами международного права как правонарушение, нарушение же обыкновения рассматривается как недружественный акт, следовательно, санкцией за нарушение обыкновения может выступить реторсия.

14. Применение м\н договоров и обычаев во внутреннем правопорядке Украины.

Отношение Украины к вопросу о соотношении национального и международного права впервые было сформулировано в Декларации о государственном суверенитете Украины 1990 p., где был провозглашен " приоритет общепризнанных норм международного права перед нормами внутригосударственного права»(ст. X) В Законе Украины «О действии международных договоров на территории Украины, а позже в Законе Украины «О международных договорах Украины» эта норма Декларации была дополнена «заключенные и надлежащим образом ратифицированные Украиной международные договоры составляют неотъемлемую часть национального законодательства Украины и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства».

Конституция Украины в ст. 9 закрепила: «Действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательством Украины. Заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украина».

Несмотря на наличие общих законодательных основ, практика применения вУкраина норм международного права остается бедной. Особенности этого нового правопорядка состоят в следующем.

Украина признает для себя примат международного права, но в ограниченном объеме. Особенности применения в Украине субъектами внутреннего права норм международного права установленные КУ и ЗУ.

В Украине признаются частью национального законодательства нормы международных договоров, согласие на обязательность которых дано ВРУ. Это прежде всего договоры, ратифицированные ВРУ.

Поскольку не все международные договоры должны проходить процедуру ратификации, речь может идти только о договорах, действие которых как части национального зак-ва возможна лишь при условии ратификации. Такое условие может вытекать из самого договора или национального зак-ва. По украинскому законодательству договоры, подлежат ратификации, определены в ст. 7 Закона Украины «О м\н договорах Украины».

В большинстве отечественных научных исследований принято считать, что обычаи как правовые нормы не могут действовать во внутреннем правопорядка Украине. Это является следствием, с одной стороны, советской традиции решения вопроса о соотношение м\н и внутреннего права. С другой - бедности национальной судебной практики применения обычно-правовых международных норм. В то же время Украина в Декларации о государственном суверенитете 1990 г. сначала определилась с вопросом о соотношении со своим внутренним правом именно международных общепризнанных норм. Вопрос же о соотношении договорных международно-правовых норм и норм нац. зак-ва было поставлено позже.

Заключение международных договоров и приобретение им силы. Регистрация и публикация международных договоров.

Стадии заключения м\н договора:

1. Разработка текста и установление его аунтентичности.

Разработка текста договора может происходить на переговорах, на специально созываемых международных конференциях, в рамках международных организаций. Двусторонние договоры разрабатываются в основном на переговорах соответствующих государств. После того как текст договора согласо­ван, необходимо установить его аутентичность.

Установление аутентичности означает, что текст договора окон­чателен и изменениям не подлежит. Установление аутентичности договора производится путем его:

· парафирования (постановки под договором инициалов уполномоченных лиц),

· подписания,

· подписа­ния ad referendum (подписания договора с условием последующего одобрения компетентным государственным органом),

· включения текста в заключительный акт конференции или в резолюцию между­народной организации об одобрении договора.

Если после процеду­ры установления аутентичности договора стороны решат внести в текст изменения или дополнения, аутентичность подлежит новому установлению.

 

2. Принятие текста договора.

Текст договора может приниматься:

· голосованием (единогласно, простым большинством, большинством в две трети голосов или иным большинством по соглашению сторон),

· консенсусом (без голосования, при отсутствии возражений участников перегово­ров.

Если поступает хотя бы одно возражение, текст договора не может быть принят до тех пор, пока не будут изменено соответствующее положение договора или возражение не будет снято). Если договор разрабатывается в рамках международной организации, текст может приниматься путем голосования за резолюцию об одобрении договора. Текст договора, разрабатываемый на конференции, может приниматься также путем включения его в заключительный акт конференции, совещания.

3. Выражение согласия на обязательность договора.

Согласие договора может выполняться путем:

· Подписания

· Обмена документами (как правило эти документы либо представляют собой договор, либо сопровождают его.(ноты, письма))

Согласие на обязательность договора может выражаться путем подписания, ратификации, утверждения, принятия, присоединения к договору, обмена документами.

НАТО.

Североатлантический договор был подписан в 1949 г. Первона­чальными участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и др., всего 12 государств. В настоящее время коли­чество членов НАТО — 28.

Обо всяком таком нападении и всех принятых мерах немедленно сообщается Совету Безопасности ООН. Меры прекращаются, когда Совет Безопасности принимает меры для восстановления и поддер­жания международного мира и безопасности.

Цель обеспечение коллективной безопасности своих членов в северо-атлантическом регионе, нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом.

Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность.

Среди направлений деятельности НАТО – развитие международного сотрудничества и действия, направленные на предотвращение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защиту ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

Структура:

1. Совет НАТО (на уровне глав государств и правительств, или министров),

2.Генеральный секретарь,

3.Комитет планирования обороны (министры обороны),

4.Военный комитет (начальники штабов),

5.Региональные командования.

 

Понятие международного публичного права. Сущность и характер современного международного публичного права.

М\н и проц. право является составляющими механизма правового регулирования в современном мире.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ МЕЖДУ МП И НАЦ. ПРАВОМ:

- совокупность осн. принципов и норм (правила поведения);

- обеспечение принципов и норм может осуществляться принудительно;

- общая структура (институты, отросли);

- использование сходных юр. понятий и терминов.

ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ МП И НАЦ. ПРАВОМ:

- по предмету правового регулирования:

*В нац. праве – между субъектами определенного государства;

* В МП – между различными участниками (Г-ОО; Г-ФЛ и т.д.).

- по способу создания правовых норм:

*В нац. праве – в результате властных действий ОВ (вертикально);

* В МП – создают нормы сами участники (гос-во, организации, нации).

-по источникам права:

* В нац. праве – НПА;

* В МП – нет НПА, есть НП договор.

-по субъектам права:

*В нац. праве – ОГВ, ОМС, громады, Ф и ЮЛ;

* В МП – нет.

Международное право – это совокупность м\н – правовых принципов и норм, кот.создаются субъектами МП и регулируют отношения между ними.

Отношения которые явл. предметом МП регулирования можно разделить на:

1. межгосударственные (гос. – гос.);

2. не межгосударственные (гос. – народ (нация) кот.борются за независимость).

В целом МП складывалось и развивалось исключительно как межгосударственное только в последнее время появилась необходимость в регулировании на международном уровне и между др. участниками м\н отношений.

В следствии этого МП стало регламентировать и отношения в кот. гос-во явл лишь одним участником либо не участвует вовсе. В настоящее время круг таких отношений расширился.

М\н не межгосударственные отношения являются:

1) Гос-во ----- м\н организации;

2) м\н организации ----- м\н организации;

3) гос-во, м\н организации ------ ФЛ.

Развитие МП в 20 веки.

Своеобразным «водоразделом» между старым и современным международным правом стала Первая мировая война.

Послевоенный режим, оформленный:

- Версальским мирным договором 1919 г.,

- Сен-Жерменским договором 1919 г.

- другиме соглашения, кот.послужил основанием создания новых независимых государств в Европе.

В 1919 г. была учреждена универсальная международная органи­зация — Лига Наций, Статут которой являлся составной частью Вер­сальского договора.

Важный вклад в борьбу с фашизмом и решение вопросов после­военного устройства мира внесли Московская (1943 г.), Тегеранская (1943 г.), Ялтинская (1945 г.) встречи руководителей союзных дер­жав.

На конференциях в Думбартон-Оксе (1944 г.) и Сан-Франциско (1945 г.) были разработаны основные положения Устава ООН, кото­рый и был подписан 26 июня 1945 г.

70-е годы нашего столетия были отмечены началом процесса разрядки международной напряженности и бурным развитием ре­гиональной, прежде всего европейской, интеграции. Заключитель­ный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) положил начало процессу сближения европей­ских государств различных систем, формированию системы мер до­верия.

В 1960—1970 гг. была проведена серьезная работа по кодифика­ции международного права (заключе­ны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, дипломатическом и консульском праве, космическом праве и др.)

80-е гг. были отмечены дальнейшим смягчением международной напряженности и совершенствованием международно-правовой рег­ламентации таких отраслей международного права, как морское право, право международной безопасности, гуманитарного право и др.

В 90-х гг были серьезные изменения. На месте бывшего СССР возникли новые самостоя­тельные государства, было создано СНГ. С прекращением существования СССР и распадом со­циалистической системы в Европе и Азии запылали очаги серьезных международных конфликтов. Военный блок западных государств — НАТО — при­сваивает себе полномочия по урегулированию региональных кон­фликтов, постепенно оттесняя ООН.

Государство как субъект МП.

ГОСУДАРСТВА являются осн. субъектом МП.

М\н правосубъектность присуща государствам в силу факта их существования.

Суверенитет – это свойство гос. власти кот.выражаются в самостоятельности верховенстве и неограниченности внутри страны, а так же независимости и равноправности во вне.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что МП рассматривает в качестве своего субъекта и участника м\н отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Гос-ва обладают одинаковым объектом м\н правосубъектность.

Принцип невозможности возложения обязанностей на гос-во без его согласия явл. опред. в МП.

Именно гос-ва обладают максимальным количеством м\н прав и обязанностей.

Ограничение пр. статуса возможно только ранее принятыми на себя обязательствами.

Основу международно-правового статуса государства составля­ют:

- права(право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях);

- международно-правовые обязанности (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.086 с.)