Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О чести, совести, этике, морали и других несовременных понятиях.

Поиск

Ситуация.

Один из российских институтов социологии и психологии, занимающийся вопросами молодёжной политики, провёл интересное исследование. Респондентам, людям от 15 до 25 лет, было предложено объяснить значения слов, которые широко употреблялись представителями предыдущих поколений: честь, совесть, этика, мораль, патриотизм и др. 78% опрошенных не смогли определить значение этих слов даже приблизительно. Остальные же предлагали поверхностные, примитивные, неправильные, далёкие от установленных словарями толкования. В своём отчёте группа исследователей сделала следующий вывод: ценностные ориентиры современной молодёжи настолько изменены по сравнению с ценностями предыдущих поколений, что можно говорить о постепенном разрушении основ цивилизованного человеческого общества, т.е. об одичании, возвращении к основам каменного века.

Погружение в ситуацию.

- Согласны ли вы с выводами исследователей?

- Объясните значения слов, предложенных исследователями?

- Объясните необходимость уметь оперировать такими понятиями?

 

Задание. Группа, обработавшая ваши таблицы, заполненные в предыдущем кейсе, выявила ряд проблемных вопросов, как правило, морально-этического характера, которые у большинства вызывают затруднения. Можем ли мы рассчитывать, что подобные проблемы вас никогда не коснуться? Или мы попробуем разобраться в них и сформулировать своё мнение.

Примерные вопросы.

  • Что значит сохранять культурное наследие?
  • Идеалы чести: сегодня и всегда.
  • Кто такие «белые вороны» и как к ним следует относиться?
  • Что такое милосердие?
  • Нравственные проблемы современности.
  • Ценности духовные и материальные: что важнее?
  • Что такое патриотизм?
  • Можно ли бороться с человеческими пороками?
  • Смысл жизни: что это такое?
  • Отцы и дети: в чём суть конфликта?

Этапы работы.

1. Выберите проблему и получите кейс с дополнительными материалами у учителя (работайте в группе или один).

2. Уточните значения слов, употреблённых в названии темы, в толковом словаре.

3. Отберите материал по проблеме в соответствии со следующими разделами:

а) в художественной литературе;

б) в публицистике;

в) в поэзии;

с) в афоризмах, пословицах, поговорках, крылатых фразах.

 

4. Составьте список отобранной литературы, ссылок, источников информации.

5. Сделайте краткий обзор полярных утверждений, точек зрения.

Противопоставление точек зрения возможно по следующим параметрам:

- сегодня/раньше;

- в нашей стране/ за рубежом;

- в теории, в литературе, в идеале / в реальности;

- светские представления/религиозные представления и др.

5. Подробнее прокомментируйте наиболее глубокий, на ваш взгляд, материал на эту тему.

6. Сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.

7. Результаты выполнения пунктов 3-6 оформите в электронном и/или печатном виде.

8. Проанализируйте результаты работы других групп по следующей схеме.

Примерная схема оценки кейса:

№ проблемы Да/нет    
Представлен достаточный список литературы, ссылок      
В материалы есть яркие, запоминающиеся данные, примеры др.      
Представлен краткий, но достаточный обзор мнений по проблеме      
Собственное мнение сформулировано и удачно аргументировано      
В материалах есть/нет ошибки
  • фактические
  • логические
  • речевые
  • грамматические
  • орфографические
  • пунктуационные
     

В печатных или электронных версиях кейсов, предложенных для рецензирования, оставьте свои замечания и указания на ошибки.

 

 

Кейс № 4 Что бы я сделал на его месте?

Ситуация.

(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

(2) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(3) Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

(4) – Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(5) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(6) Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, - я же, сбежав по уже о пустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(9) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(10) Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(11) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М.Агееву)

Погружение в ситуацию.

Типична ли такая ситуация, возможно ли она вне произведения художественной литературы?

Представьте себя на месте Вадички. Вы модно одеваетесь, находите время ухаживать за собой, принадлежите к группе сверстников, у которых сложились чёткие представления о том, как нужно выглядеть. Вы с друзьями встречаете маму (другого близкого человек), которая немодно одета, выглядит неухоженной, выходит из очень не престижного автомобиля, выглядит, с вашей точки зрения, смешно, нелепо.

Опишите свои чувства? Как вы будете реагировать на насмешки и критические замечания приятелей? Объясните свои чувства? Считаете ли вы их правильными, мотивированными?

Если на одной чаше весов внешний вид человека, восприятие его определённой социальной группой, что на другой чаше весов? Любовь, безусловное уважение к матери, благодарность ей, чувство родства? Что должно победить? И т.д.

Задание 2. Сформулируйте социальные и нравственные проблемы, на которые указывает предложенный для анализа эпизод.

Продолжите список вариантов.

  • Отношение к родителям: отсутствие безусловного почитания и уважения.

Задание 3.

Отберите материал по одной из проблем, затронутых в ситуации в соответствии со следующими разделами:

а) в художественной литературе;

б) в публицистике;

в) в поэзии;

с) в афоризмах, пословицах, поговорках, крылатых фразах.

Сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.

 

Или: напишите эссе по предложенному для анализа тексту.

 

Приложение. Вариант решения кейса № 3.

Задание.

Ситуация. Один из российских институтов социологии и психологии, занимающийся в том числе вопросами молодёжной политики, провёл интересное исследование. Респондентам, людям от 15 до 25 лет, было предложено объяснить значения слов, которые широко употреблялись представителями предыдущих поколений: честь, совесть, этика, мораль, патриотизм и др. 78% опрошенных не смогли определить значение этих слов даже приблизительно. Остальные же предлагали поверхностные, примитивные, неправильные, далёкие от установленных словарями толкования. В своём отчёте группа исследователей сделала следующий вывод: ценностные ориентиры современной молодёжи настолько изменены по сравнению с ценностями предыдущих поколений, что можно говорить о постепенном разрушении основ цивилизованного человеческого общества, т.е. об одичании, возвращении к основам каменного века.

Погружение в ситуацию. Дискуссия.

- Согласны ли вы с выводами исследователей?

- Объясните значения слов, предложенных исследователями?

- Объясните необходимость уметь оперировать такими понятиями?

 

Задание. Группа, обработавшая ваши таблицы, заполненные в предыдущем кейсе, выявила ряд проблемных вопросов, как правило, морально-этического характера, которые у большинства вызывают затруднения. Можем ли мы рассчитывать, что подобные проблемы вас никогда не коснуться? Или мы попробуем разобраться в них и сформулировать своё мнение. Ваша проблема:

 

Идеалы чести: сегодня и всегда.

Задание. 1. Выберите проблему (работайте в группе или один).

2. Уточните значения слов, употреблённых в названии темы, в толковом словаре.

3. Отберите материал по проблеме в соответствии со следующими разделами:

а) в художественной литературе;

б) в публицистике;

в) в поэзии;

с) в афоризмах, пословицах, поговорках, крылатых фразах.

 

4. Составьте список отобранной литературы, ссылок, источников информации.

5. Сделайте краткий обзор полярных утверждений, точек зрения.

Противопоставление точек зрения возможно по следующим параметрам:

- сегодня/раньше;

- в нашей стране/ за рубежом;

- в теории, в литературе, в идеале / в реальности;

- светские представления/религиозные представления и др.

5. Подробнее прокомментируйте наиболее глубокий, на ваш взгляд, материал на эту тему.

6. Сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.

7 Результаты выполнения пунктов 3-6 оформите в электронном и/или печатном виде.

 

Материал. (Варианты текстов части С ЕГЭ по русскому языку)

Источник.

 

 

Текст 1.

 

Текст 2.

 

 

Вариант решения кейса.

Значение слова «честь».

Честь — комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности.

Словарь В. И. Даля, отражая это разделение, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».

Также существует понимание Чести как сознательной готовности и стремления принимать на себя ответственность за свои решения, поступки или бездействие, зачастую противоречащей пользе индивидуума.

Список литературы, ссылки.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Честь

http://botinok.co.il/node/35087

http://www.philosofiya.ru/captain.html

http://asvetlov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=17&Itemid=47

http://uncle.h12.ru/5/145_1.html

http://www.bestreferat.ru/referat-66121.html

http://www.gk-rf.ru/statia152

Асадов Э. Стихи о чести.

М. Шолохов «Судьба человека»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Каверин «Два капитана»

Кодекс чести казака

Кодекс чести рыцаря

Газета «Дуэль» - БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ!

Пословицы и поговорки русского народа

:: всякому своя честь дорога.

:: где честь, там и разум.

:: где честь, тем и правда.

:: гостю почет — хозяину честь.

:: честь ценят не по словам, а по делам.

:: честь ум рождает.

:: честь тверда, в слове стойка.

:: честь да место.

:: честь добра — во всю спину равна.

:: честь добра, да сесть нельзя. честь дороже жизни.

:: честь лучше богатства.

:: честь на волоске висит, а потеряешь, так и канатом не привяжешь.

:: честь никогда не может быть возмещена деньгами.

:: честь окрыляет, бесчестье гнетет.

Изречения известных мыслителей.

Каждому свою честь воздает потомство. - Тацит

Честного человека можно преследовать, но не обесчестить. - Вольтер

Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену. - П. Бошен

Самое большое зло - это предпочитать жизнь чести и спасать свою жизнь за счет того, что делает ее достойной поддержания. – Ювенал

Уильям Шекспир, «Ричард II», акт I, сцена I. Перевод Мих. Донского.

«Сокровище на свете разве есть Ценней, чем незапятнанная честь? Нужнее жизни добрая мне слава: Её отдав, на жизнь утрачу право.»

Педро Кальдерон, «Саламейский алькальд», хорнада I, сцена 18. Перевод К. Бальмонта.

«Честь — имущество души. И над душой лишь Бог властитель.»

 

Обзор материалов.

· Суть высказываний о чести, представленных в пословицах, изречениях известных мыслителей, сводится к тому, что честь ни при каких условиях нельзя потерять, она бесценна, важнее любого богатства и ради её защиты можно пожертвовать даже собственной жизнью. Ещё одна важная мысль, что бесчестье будет угнетать человека и отравлять ему жизнь.

· В произведениях русской классической литературы этот вопрос решается тоже однозначно: положительный герой даже перед страхом смерти будет защищать свою честь, отрицательный по малодушию или ради собственной выгоды легко предаст, перейдёт на сторону врага, т.е. нарушит законы чести. Такова, например, ситуация в произведении Пушкина А.С. «Капитанская дочка». Законы чести, сформулированные отцом Петруши просты: «Служи верно, кому присягнёшь», «За лаской не гоняйся», «От службы не отговаривайся».

Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя Савельич и отговаривал его от такого шага. Но врожденное благородство дворянина и тут взяло верх. Человек чести, Петр Андреевич всегда добр и бескорыстен. Он запросто может пожаловать заячий тулуп со своего плеча какому-то бродяге воровской внешности. Пред лицом смерти, когда на его глазах казнили сослуживцев, Гринёв находит в себе мужество сказать Пугачёву: «…Могу ли я признать в тебе государя?… - Я природный дворянин; Я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Швабрин – отрицательный герой – не только перешёл на сторону бунтовщиков, чтобы сохранить себе жизнь, но и силой и властью принуждает Машу Миронову стать его женой.

· Тема чести пронизывает и весь роман Каверина. Жизнь проведет Саню Григорьева через множество испытаний. Но во всех своих поступках, в самых трудных ситуациях он не запятнал чести, которая для него — превыше всего, не потерял достоинства, а закалил себя, понимая, что правда победит, но ей надо решительно помогать. В противоборстве с сильными врагами он выстоял и защитил не только свою честь, но и честь капитана Татаринова, незаслуженно опороченную его братом Николаем Антоновичем. «Мне остается одно: или умереть, или доказать, что я прав!» — бросает в лицо клеветнику Саня.

Да, нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти. Благородная клятва — «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» — торжественное обещание, которое стало «эпиграфом» жизни Сани, помогло ему выжить и остаться Человеком.

· Очень интересен эпизод из произведения М. Шолохова «Судьба человека», где герою в нечеловеческих условиях – условиях фашистского лагеря – удаётся отстоять свою честь и посрамить фашиста. В лагере Б -14 возле Дрездена работал Соколов и другие на каменном карьере. Угораздило его, вернувшись однажды после работы сказать, в бараке, среди других пленных:

— Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит

«Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься». …«Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия».

Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: «Благодарствую за угощение, но я непьющий». Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель»…Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться их подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.

· В современной публицистике и на Интернет-форумах тема чести в современном мире обсуждается довольно живо. Суть высказываний сводится к следующему: «Нужно ли в нашем обществе соблюдать "кодекс чести"? Можно дать на этот вопрос однозначно положительный или четко отрицательный ответ? Потому что если говорить об отдельных людях, то среди нас есть как люди чести, так и бесчестные люди. Если говорить об обществе, то "понятие ЧЕСТЬ в современном праве реально не существует. Неуклонно умирают осколки традиций связанных с обретением, сохранением или утратой ЧЕСТИ. Общество неуклонно движется к состоянию, когда оно полностью будет состоять из людей БЕЗ ЧЕСТИ, т.к. это понятие будет полностью заменено принципами выгоды, необходимости, логичности, т.е. прагматизмом».

· С другой стороны, в нашем законодательстве есть Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации, которой, судя по сообщениям СМИ, многие пользуются, очевидно, за неимением других законных средств защиты чести.

 

4. Интересная статья. Кодекс мужской чести Автор: Василий Степанов (Конспект)

 

Что мы сегодня знаем о таком понятии, как мужская честь, некогда святом для русского дворянина, офицера, купца и вообще любого, кто причислял себя к сильной половине человечества? Практически ничего. В нашей повседневной жизни вопрос о чести не находится в графе приоритетов, он напрочь выпал из системы воспитания и культуры. А жаль, так как наше общество испытывает острую нехватку созидательной мужской воли, которая не может пробудиться без личной дисциплины и следования определённым жизненным принципам.

В том, что культ мужской чести необходимо возрождать, нет никаких сомнения, только таким образом мы сможем преодолеть коллективный пессимизм, постигший русский народ и поставивший его на грань вымирания. Демографический кризис, правовой беспредел, коррупция, экономическая депрессия – являются прямым следствием снижения волевых качеств сильной половины нашего общества. В свою очередь воля слабнет тогда, когда человек теряют жизненные принципы и чувство собственного достоинства, которые нельзя терять ни при каких условиях. Без достоинства, принципов и убеждений рабство перестаёт восприниматься как рабство, а унижение как унижение, соответственно, противление насилию теряет смысл.

Культ мужской чести представляет собой общепризнанный, по крайней мере, в определённых кругах, кодекс писаных и неписаных правил достойного поведения, имеющего своим основанием религиозные, культурные и исторические мотивы. Нарушение этого кодекса ведёт не только к обличению совестью, но и социальному осуждению. Когда друзья, собратья по оружию или политической борьбе не подают тебе руки, и любой добропорядочный человек избегает общения с тобой – это даёт довольно убедительный повод задуматься над своим поведением. Собственно культ чести отличается от кодекса тем, что внедряет в сознание личности культуру ежедневной, ежеминутной заботы о своей чести, достоинстве, духовном и нравственном соответствии исповедуемым идеалам.

Мы сегодня имеем довольно распространённый культ тела, который гласит: чтобы иметь успех у женщин, вызывать доверие работодателей, тело надо хорошо и правильно кормить, укреплять всяческими биологическими добавками и упражнениями, также нужно ежемесячно посещать парикмахера, стоматолога, следить за новинками моды. Культ же мужской чести ориентирован не на внешнее совершенствование, а на внутреннее формирование личности. Что касается социальной и экономической отдачи такой практики, то работодателю, деловому партнёру, женщине гораздо интереснее иметь дело с человеком, отвечающим за свои слова и поступки, чем с его симпатичным, но бессовестным подобием.

Культ чести хорош тем, что избавляет личность от лишних и порой мучительных раздумий, к примеру, стоит ли предать друга или бросить беременную девушку, спасти утопающего или пройти мимо, и предлагает готовое согласованное с совестью решение, поступить единственно правильным образом. Он позволяет отбросить всё лишнее, не сомневаться по мелочам, сосредоточиться на главном, строить свою жизнь прямолинейно, без предательств и нравственных вихляний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.204.52 (0.01 с.)