Кейс № 4 Что бы я сделал на его месте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кейс № 4 Что бы я сделал на его месте.



Ситуация.

(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

(2) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(3) Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

(4) – Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(5) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(6) Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, - я же, сбежав по уже о пустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(9) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(10) Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(11) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М.Агееву)

 

Итак, этот хорошо известный текст и подобные ему могут сами являться проблемной ситуацией, которую необходимо разрешить. Учащимся бывает трудно справиться с анализом отрывка из художественного произведения, где явно не сформулирована позиция автора. Испытывают в этом случае выпускники трудности с формулировкой собственной позиции и подбором аргументов. Поэтому подобную ситуацию следует разбирать на уроке.

Погружение в ситуацию. Организация дискуссии. Обзор мнений.

Задание1. Организация дискуссии.

Типична ли такая ситуация, возможно ли она вне произведения художественной литературы?

Представьте себя на месте Вадички. Вы модно одеваетесь, находите время ухаживать за собой, принадлежите к группе сверстников, у которых сложились чёткие представления о том, как нужно выглядеть. Вы с друзьями встречаете маму (другого близкого человек), которая немодно одета, выглядит неухоженной, выходит из очень не престижного автомобиля, выглядит, с вашей точки зрения, смешно, нелепо.

Опишите свои чувства? Как вы будете реагировать на насмешки и критические замечания приятелей? Объясните свои чувства? Считаете ли вы их правильными, мотивированными?

Если на одной чаше весов внешний вид человека, восприятие его определённой социальной группой, что на другой чаше весов? Любовь, безусловное уважение к матери, благодарность ей, чувство родства? Что должно победить? И т.д.

Задание 2. Сформулируйте социальные и нравственные проблемы, на которые указывает предложенный для анализа эпизод.

Варианты ответов:

  • Отношение к родителям: отсутствие безусловного почитания и уважения.
  • Социальные стереотипы.
  • Приоритет материального над духовным, внешнего над внутренним.
  • Малодушие перед коллективным мнением. И др.

Задание 3. Как разрешить проблему? Организация дискуссии. Формулировка вариантов.

 

Задание 4. Это задание может быть домашним.

Отберите материал по одной из проблем, затронутых в ситуации в соответствии со следующими разделами:

а) в художественной литературе;

б) в публицистике;

в) в поэзии;

с) в афоризмах, пословицах, поговорках, крылатых фразах.

Сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.

 

Или: напишите эссе по предложенному для анализа тексту.

 

 

Заключение.

Как уже было сказано выше, Курс может и должен быть дополнен другими кейсами в соответствии с теми трудностями, которые будут возникать в определённом учебном коллективе. В идеале Курс направлен на то, чтобы учащиеся впоследствии могли самостоятельно создавать кейсы, формулируя для себя и одноклассников задачи в процессе подготовки к творческой работе на ЕГЭ по русскому языку. Таким образом, помимо достижения учебных целей, будет достигнута и самая важная: выпускник научиться формулировать для себя индивидуальные проблемы и применять в разных ситуациях предложенный в этом Курсе алгоритм решения.

 

Приложение к Курсу.

1. Набор кейсов в том виде, в каком получают их учащиеся и ссылка на учебный сайт, где они размещены http://e-lyceum2.edu.ru./ (требуется регистрация).

2. Пример решения одного из кейсов.

3. Комиксы

А)Дидактические возможности метода case-study.

Б) Комикс для погружения в ситуацию кейса №1 What not so?

 

Полезные ссылки по теории метода case-study и других кейс-технологий в образовании.

1. http://www.casemethod.ru

  1. http://www.casemethod.ru/base1.php?tbl=artikel&id=2
  2. http://www.lan.krasu.ru/studies/authors/smolyaninova/CASE-STUDY/articles/Didactic/Didactic.html
  3. http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html
  4. http://www.openclass.ru/node/9034
  5. http://www.openclass.ru/node/9031
  6. http://data.mf.grsu.by/citforum/htdocs/database/kbd97/4.shtml

 

Кейс №1

Ситуация.

Выпускница прошлого года Лена, ваша знакомая, очень серьёзно готовилась к ЕГЭ по всем выбранным предметам, в том числе и по русскому языку: занималась с репетитором, решала примеры тестов самостоятельно и т.д. Особую тревогу у неё вызывала часть С, и она еженедельно писала эссе на примере разных текстов, собирала и классифицировала возможные аргументы по разным темам. Лена планировала получить чуть более 70 баллов. На экзамене в тесте она сделала всего 4 ошибки в части А, а в части В – ни одной. Но за эссе получила 12 первичных баллов из 21 возможного. Итог – 68 баллов. Почему? В части С Лене предлагался для анализа текст по проблеме, которая была ей незнакома, и выпускница не смогла представить достойных аргументов в защиту своей точки зрения.

Погружение в проблему. В качестве погружения в проблему предлагаю просмотреть сделанный мною комикс http://www.toondoo.com/ViewBook.toon?bookid=226839

Дополнительный материал. (Текст из Лениного КИМа)

(1)Моя дружба с Иваном Мозжухиным (первым актёром российского кино) началась очень давно. (2)И зародилась она в 1912 году. (3)Оба мы были молоды, легкомысленны, веселы и свою работу в кино не считали ни

работой, ни искусством. (4)Впрочем, и само кино тогда было очень молодо.

(5)Настоящие, серьёзные актёры не хотели играть для кино, и кинодеятелям приходилось искать актёров и чуть ли не умолять их сниматься. (6)Когда я вспоминаю первые картины Ханжонкова, в которых мы снимались с Мозжухиным, я невольно начинаю смеяться.

(7)Что это были за картины! (8)Мы не умели ни двигаться, ни смотреть с экрана, не знали, что говорить, чтобы создалось впечатление разговора (текста ведь не было никакого). (9)Сценарии примитивные, режиссёров нет. (10)Мы были предоставлены самим себе и играли, как кому вздумается.(11)Это было жуткое время! (12)Позже появились первые режиссёры: Евгений Бауэр, Чердыкин,Протазанов. (13)Стали появляться и киноактёры. (14)Сразу же выяснилось, что удачнее всех «выходит» Мозжухин. (15)Он был очень фотогеничен и как-то сразу уловил тот внутренний ритм, который надо было сочетать с ритмом киноаппарата; он прекрасно чувствовал свет, и к тому же он был ещё и красив. (16)Словом, его имя очень скоро выдвинулось на первый план. (17)А после «Пиковой дамы» и «Отца Сергия» по Толстому он был уже признанным королём экрана.

(18)После революции Мозжухин остался в Париже и скоро занял

ведущую роль во французской кинематографии. (19)Постепенно он стал первым киноактёром Европы.

(20)Тот успех, та популярность, то восхищение, которые выпали на его долю, редко достаются актёрам. (21)Необычайно общительный, весёлый и остроумный, он покорял всех. (22)Даже своих врагов, которых у него,

выдающегося артиста, было достаточно. (23)Он был широк, щедр, очень радушен и расточителен. (24)Целые банды приятелей, а иногда и совершенно посторонних людей жили и кутили за его счёт. (25)Он никогда не принимал всерьёз своей славы, обожал людей неожиданных, неустроенных; терпеть не мог буржуазии – довольства, комфорта.

(26)Но фильмовый век короток. (27)Говорящее кино убило Мозжухина, и

его очень скоро забыли. (28)Он умер в бедности и одиночестве.

(29)Слава – это дым, это то, что проходит легко и бесследно. (30)И одна из самых быстро проходящих «слав» – это слава актёра.

(31)Актёры сыграли в эмиграции самую благородную, самую нужную роль: они разнесли по свету славу нашей Родины. (32)Они покоряли другие народы величием нашего искусства.

(33)Но ими гордились, пока они были на своём посту, и забывали, как только они с него уходили.

(34)Иван Мозжухин. (35)Это имя, конечно, неизвестно нашей молодёжи.

(36)Шаляпин, Анна Павлова, Глазунов…

(37)Кто чтит, кто помнит их?

(38)Всё проходит. (По А. Вертинскому*)

*Вертинский Александр Николаевич (1889–1957) – поэт и певец, киноактёр, композитор, кумир эстрады в первой половине XX века. Писал песни на стихи С. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой, а также на свои.

 

Задание. Составьте список актуальных тем, которые затрагиваются, могут быть затронуты в текстах части С ЕГЭ по русскому языку. Дополняйте его в течение года новыми, которые вы встретите в процессе подготовки к экзамену. Результаты работы размещайте на учебном сайте.

 

Приблизительный список тем.

· Природа

·

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.047 с.)