Тема 2. Базовая макроэкономическая



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Базовая макроэкономическая



модель АD–АS

Тесты


Выберите правильный ответ.

 

1. Совокупный спрос – это:

а) спрос домохозяйств и чистый экспорт;

б) государственные расходы и инвестиционный спрос предприятий;

в) спрос всех экономических субъектов относительно покупок всех объемов конечных благ, производимых в стране в течение определенного периода времени.

Ответ:

 

2. Кривая совокупного спроса выражает функциональную зависимость:

а) расходов предпринимателей относительно цен на приобретенные ресурсы;

б) уровня цен относительно произведенного реального ВВП;

в) приобретения товара и услуг относительно общего уровня цен;

г) потребляемой части ВВП относительно объема производства.

Ответ:

3. Кейнсианская школа для анализа вида кривой совокупного спроса использует:

а) количественную теорию денег;

б) структурный состав совокупного спроса и чувствительность его составляющих к изменению цен;

в) качественный анализ реальных кассовых остатков.

Ответ:

 

4. Отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется всеми эффектами, кроме:

а) эффекта процентной ставки;

б) эффекта теневой экономики;

в) эффекта богатства;

г) эффекта импортных закупок.

Ответ:

 

5. Эффект процентной ставки заключается в том, что при прочих равных условиях увеличение уровня цен:

а) приводит к сокращению спроса на всех рынках, в результате чего совокупный спрос сокращается;

б) приводит к недостатку денег в обращении, в результате чего спрос на деньги увеличивается, а на товары – сокращается;

в) требует большего количества денег в обращении, в результате чего их «цена» увеличивается, а спрос на инвестиционные товары сокращается;

г) уменьшает ставку процента, в результате чего потребительский спрос домохозяйств сокращается.

Ответ:

6. Эффект реальных кассовых остатков заключатся в том, что при прочих равных условиях увеличение уровня цен:

а) приводит к уменьшению покупательской способности заработной платы, в результате чего потребительский спрос домохозяйств сокращается;

б) приводит к уменьшению покупательской способности денежных сбережений, в результате чего домохозяйства беднеют и сокращают потребительский спрос;

в) требует большего количества денег в обращении, в результате чего ставка процента увеличивается, а потребительский спрос домохозяйств сокращается за счет увеличения их вкладов в банки;

г) уменьшает ставку процента, в результате чего инвестиционный спрос фирм увеличивается.

Ответ:

 

7. Смещение кривой совокупного спроса вправо является результатом:

а) роста процентной ставки;

б) уменьшения ставок подоходного налога;

в) увеличение объема предлагаемых товаров;

г) роста государственных расходов;

д) верны ответы б) и г).

Ответ:

8. Смещение кривой совокупного спроса влево вызвано:

а) ростом задолженности потребителей;

б) уменьшением налогов с предприятий;

в) усовершенствованием технологий;

г) ростом ожидаемой прибыли от инвестиций;

д) ожиданием новой волны инфляции.

Ответ:

9. Всё ниже перечисленное сдвигает кривую совокупного спроса влево, кроме:

а) сокращения государственных расходов;

б) сокращения государственных трансфертных платежей;

в) возрастания номинального предложения денег;

г) увеличения налогов.

Ответ:

10. Существует положительная зависимость между ВНП и уровнем цен вдоль:

а) кривой совокупного спроса;

б) кривой совокупного предложения;

в) оба ответа верны;

г) оба ответа неверны.

Ответ:

 

11. Классический отрезок на кривой совокупного предложения:

а) имеет положительной наклон;

б) имеет отрицательный наклон;

в) представлен вертикальной линией;

г) представлен горизонтальной линией.

Ответ:

12. Классический отрезок кривой совокупного предложения соответствует состоянию экономики, в котором:

а) имеется высокий уровень безработицы;

б) невозможно добиться увеличения объема производства без увеличения уровня цен;

в) невозможно добиться увеличения численности занятых без увеличения уровня заработной платы;

г) фактический ВВП равен потенциальному ВВП.

Ответ:

13. Кейнсианский отрезок совокупного предложения соответствует состоянию экономики, в котором:

а) увеличение объема производства возможно без привлечения дополнительных ресурсов;

б) увеличение объема производства невозможно без увеличения уровня цен;

в) увеличение численности занятых возможно без увеличения уровня оплаты труда;

г) невозможно добиться дальнейшего увеличения объема производства только за счет увеличения занятости.

Ответ:

14. Перемещение кривой совокупного предложения связано с изменением:

а) структуры потребительских расходов;

б) инвестиционных расходов, вызвавших рост производства товаров и услуг;

в) бюджетных расходов;

г) фонда заработной платы.

Ответ:

 

15. Рост совокупного предложения в краткосрочном периоде вызовет:

а) снижение уровня цен и реального ВНП;

б) снижение роста цен и рост реального объема ВНП;

в) повышение уровня цен и рост реального объема ВНП;

г) замедление роста цен и снижение реального объема ВНП.

Ответ:

16. Если кривая совокупного предложения имеет положительный наклон и снижаются переменные издержки, кривая совокупного предложения сдвигается:

а) влево, уровень цен снижается, а реальный выпуск растет;

б) вправо, уровень цен снижается, а реальный выпуск растет;

в) влево, уровень цен повышается, а реальный выпуск сокращается;

г) вправо, уровень цен повышается, а реальный выпуск сокращается.

Ответ:

 

17. Денежная эмиссия вызывает изменение экономической конъюнктуры, которой будет соответствовать:

а) перемещение кривой совокупного спроса;

б) перемещение кривой совокупного предложения;

в) одновременное смещение кривых совокупного спроса и совокупного предложения;

г) перемещение по кривой совокупного спроса вследствие изменения уровня цен на товары и услуги, производимые в стране.

Ответ:

 

18. Если государственные расходы увеличиваются, то:

а) увеличивается и совокупный спрос, и совокупное предложение;

б) совокупное предложение сокращается, а совокупный спрос увеличивается;

в) совокупный спрос увеличивается, а совокупное предложение не меняется;

г) совокупное предложение увеличивается, а совокупный спрос сокращается;

д) сокращается и совокупный спрос, и совокупное предложение.

Ответ:

19. Если равновесие достигается на кейнсианском участке кривой совокупного предложения, то увеличение совокупного спроса (сдвиг кривой) приводит к:

а) увеличению занятости и росту уровня цен;

б) увеличению занятости при постоянном уровне цен;

в) росту цен при постоянном уровне занятости;

г) росту цен и увеличению объема производства.

Ответ:

20. Если равновесие достигается на промежуточном участке кривой совокупного предложения, то увеличение совокупного спроса (сдвиг кривой) приводит к:

а) увеличению объема производства при неизменном уровне цен;

б) увеличение объема производства и падению уровня цен;

в) росту цен при постоянной занятости;

г) увеличению уровня цен и объема производства.

Ответ:

21. Если равновесие достигается на классическом участке кривой совокупного предложения, то увеличение совокупного спроса (сдвиг кривой) приводит к:

а) росту уровня цен при постоянном объеме производства;

б) увеличению объема производства и уровня цен;

в) увеличению объема производства при постоянной занятости;

г) увеличению уровня занятости при постоянном уровне цен.

Ответ:

22. Приведет к увеличению совокупного предложения (сдвигу кривой):

а) увеличение предложения внутренних ресурсов в условиях развития научно-технического прогресса;

б) увеличение уровня оплаты труда высококвалифицированным специалистам;

в) рост издержек производства на единицу продукции;

г) сокращение субсидий бизнесу.

Ответ:

 

23. Эффект храповика заключается в том, что:

а) при уменьшении совокупного спроса объем производства не уменьшается;

б) при увеличении совокупного предложения уровень цен не увеличивается;

в) при уменьшении совокупного спроса уровень цен не снижается;

г) при увеличении совокупного предложения уровень цен увеличивается.

Ответ:

24. Храповиком называется механизм, который:

а) многократно усиливает физическое воздействие;

б) ограничивает поступательное движение чего-либо до определенного предела;

в) позволяет крутить колесо только в одну сторону(в одном направлении);

г) позволяет изменить направление движения на противоположное.


Ответ:

Задачи для самостоятельного решения

 

Задача 1.

На рис. 2.3 изображены три кривые совокупного спроса (АD1, АD2, АD3) и две кривые совокупного предложения(AS1, AS2).

1. Определить, как изменится совокупное предложение, если кривая AS1 сместится вправо в положение AS2.

2. Цены на товары гибкие (эластичные как в сторону повышения, так и в сторону понижения). Каким образом сдвиг кривой совокупного предложения AS1 в положение AS2 повлияет на уровень цен и реальный объем ВВП при каждом уровне совокупного спроса (АD1, АD2, АD3)?

3. Если кривая AS2 смещается в положение AS1, то как изменяются:

а) совокупное предложение;

б) уровень цен и реальный объем ВВП при каждом уровне совокупного спроса(AD, AD2, AD3)?

Ответ:

1. Совокупное предложение увеличится(U1 U2);

2. При каждом уровне совокупного спроса произойдет снижение цен и увеличение реального ВВП;

3. а) совокупное предложение уменьшится;

б) при каждом уровне совокупного спроса (АD1, АD2, АD3) произойдет снижение реального ВВП и повышение общего уровня рыночных цен.

Р2
Р1
Р, уровень цен
U, объем производства (реальный ВВП)

 

 

Рис. 2.3. Кривые совокупного спроса и совокупного предложения

 

Задача 2.

 

Р, уровень цен

Рис. 2.4.Кривая совокупного спроса

 

Используя рис. 2.4, ответьте на вопросы:

1) если кривая совокупного предложения представлена классическим отрезком при уровне реального ВНП, равном 250, чему будет равен равновесный уровень цен;

2) если уровень цен снизится на 10 %, как это скажется на уровне реального ВНП и совокупном спросе в долгосрочном периоде?

Ответ: 1) 50 (рис. 2.5); 2) уровень реального ВНП не изменится, совокупный спрос увеличится.

РЕ
Р, уровень цен

Рис. 2.5.Кривая совокупного спроса и совокупного предложения

 

Задача 3.

В табл. 2.4 задана кривая совокупного предложения. Постройте её график. Определите значения:

а) величины потенциального ВВП;

б) уровня цен Р1;

в) уровня цен Р2;

г) объема национального производства.

Таблица 2.4

 

Р 1,6 1,8 2,2 1,6 2,4 Р1 Р2 1,7
AS Q

Ответ:а) потенциальный ВВП=50;б) Р1=1,6;в) 1,8<P2<2,2;г) 30<Q<40.

Задача 4.

Увеличение реального ВВП с 270 до 280 усл. ден. ед. можно добиться без повышения уровня цен. Можно ли добиться без повышения уровня цен увеличения реального ВВП:

а) с 240 до 250 усл. ден. ед.;

б) с 300 до 310 усл. ден. ед.

Ответ: а) да; б) неизвестно.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Раскройте понятие и содержание совокупного спроса.

2. Какие существуют теоретические подходы к обоснованию вида кривой совокупного спроса?

3. Какую функциональную зависимость выражает кривая совокупного спроса?

4. Почему при объявлении конфигурации кривой совокупного спроса используется феномен реальных, а не номинальных денежных запасов?

5. В чем отличие совокупного спроса от спроса, рассматриваемого в курсе микроэкономики?

6. Какие неценовые факторы воздействуют на совокупный спрос? Опишите механизм влияния каждого из них.

7. Каково определение категории «совокупное предложение»?

8. Каковы особенности совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах?

9. В чем заключается специфика кривой совокупного предложения? Дайте характеристику кейнсианского, классического и промежуточного её участков.

10. Какие неценовые факторы воздействуют на совокупное предложение и каков механизм их влияния?

11. В каких пределах меняется объем реального ВВП на каждом из трех участков кривой совокупного предложения?

12. От чего зависят границы потенциального объема производства?

13. Что означает равенство совокупного спроса и совокупного предложения и каковы практические возможности применения данной модели равновесия (в том числе в российской экономике)?

14. Почему, с точки зрения кейнсианцев, цены и заработная плата эластичны лишь в сторону повышения? Почему это явление получило название «эффекта храповика»?

15. Что может быть причиной сдвига кривой совокупного спроса влево? Используйте модель совокупного спроса и совокупного предложения, чтобы проследить последствия такого сдвига.

16. Что может быть причиной сдвига кривой совокупного предложения влево? Используйте модель совокупного спроса и совокупного предложения, чтобы проследить последствия такого сдвига.

17. В чем состоит механизм адаптации экономической системы к краткосрочному и долгосрочному равновесию на рынке благ?

18. Каковы необходимость и возможность государственного регулирования экономики с точки зрения классического и кейнсианского подходов к этой проблеме.

Тема 3. Макроэкономическая

Нестабильность. Инфляция.

Безработица

Тесты

 


Выберите правильный ответ.

 

1. Укажите среди перечисленных ниже показателей тот, с помощью которого измеряют экономический рост:

а) годовой темп роста реального ВНП (ВВП) в целом;

б) годовой темп роста реального ВНП (ВВП) на душу населения;

в) годовой темп прироста реального ВНП (ВВП);

г) верны все ответы.

Ответ:

 

2. Выберите верные утверждения:

а) темп роста реального ВНП – это отношение реального ВНП изучаемого периода к реальному ВНП базового периода, умноженное на 100 %;

б) темп прироста реального ВНП – это отношение абсолютной разницы реального ВНП изучаемого и базового периодов к реальному ВНП базового периода, умноженное на 100 %;

в) темп прироста реального ВНП – это темп роста реального ВНП минус 100 %;

г) верны все ответы.

Ответ:

 

3. Экономический цикл характеризуется:

а) периодичностью повторения неравномерного экономического развития;

б) периодичностью повторения подъема и спада экономической активности;

в) периодическими колебаниями уровней производства, занятости, инфляции.

г) все ответы верны.

Ответ:

 

4. Укажите, какие из нижеприведенных показателей не могут быть использованы для характеристики экономического цикла:

а) объем производства и продаж, объем товарных запасов, объем инвестиций;

б) объем потребительского спроса;

в) уровни занятости, заработной платы, средняя продолжительность рабочей недели;

г) курс ценных бумаг, ставка процента;

д) уровень цен;

е) размеры прибыли;

ж) нет таких показателей.

Ответ:

 

5. Укажите правильную последовательность фаз традиционного экономического цикла:

а) подъем, оживление, депрессия, кризис (спад);

б) кризис (спад), депрессия, оживление, подъем;

в) кризис (спад), оживление, подъем, депрессия;

г) подъем, оживление, кризис (спад), депрессия.

Ответ:

 

6. Фазе традиционного экономического кризиса не соответствует:

а) сокращение производства;

б) сокращение капитальных вложений;

в) сокращение налоговых поступлений;

г) рост рыночных цен.

Ответ:

 

7. Достижение предела снижения деловой активности и инвестиций, роста безработицы, сокращения реального ВНП до минимального уровня характерно для:

а) кризиса (спада);

б) оживления;

в) подъема;

г) депрессии.

Ответ:

 

8. Фазе оживления экономического цикла не соответствует:

а) массовое обновление основного капитала;

б) сокращение безработицы и рост заработной платы;

в) рост уровня цен;

г) снижение спроса на кредит и снижение ставки процента;

д) достижение предкризисного уровня объемов производства.

Ответ:

 

9. Фазе подъема экономического цикла не соответствует:

а) подъем темпов экономического роста;

б) значительное превышение предкризисного уровня производства;

в) рост инвестиций, курсов ценных бумаг;

г) рост уровня цен, заработной платы, ставки процента, размеров прибыли;

д) рост безработицы.

Ответ:

 

10. Инфляция – это:

а) процесс обесценивания денег;

б) постоянное повышение общего уровня цен и тарифов;

в) нарушение баланса между товарной и денежной массой;

г) все перечисленное верно;

д) все перечисленное неверно.

Ответ:

 

11. Открытая инфляция проявляется в повышении цен в результате:

а) реального роста издержек производства и обращения;

б) повышения технических параметров продукции;

в) улучшения качественных характеристик продукции;

г) превышения денежной массы над товарной в условиях свободного ценообразования.

Ответ:

 

12. Подавленная (скрытая) инфляция находит свое проявление:

а) в росте цен;

б) в товарном дефиците;

в) в снижении издержек;

г) в господстве несовершенных форм конкуренции.

Ответ:

 

13. Рост заработной платы является источником инфляции издержек, когда он:

а) опережает темпы роста производительности труда;

б) отстает от темпов роста производительности труда;

в) отстает от темпов роста цен;

г) опережает рост издержек на другие ресурсы.

Ответ:

 

14. Инфляция издержек развивается при:

а) умеренном росте объемов денежной массы;

б) росте цен на ресурсы;

в) росте цен на потребительские товары и услуги;

г) снижении учетной ставки процента.

Ответ:

 

15. Инфляция спроса имеет место в экономике при:

а) избытке совокупного спроса над совокупным предложением при полной занятости ресурсов;

б) при автономном увеличении совокупного спроса и ограниченных возможностях производства в условиях полной занятости населения;

в) при увеличении предложения денег в экономике;

г) все перечисленное верно.

Ответ:

 

16. Разграничьте внутренние и внешние причины инфляции:

а) дефицит гос. бюджета, связный с ростом правительственных расходов и покрываемый за счет денежной эмиссии;

б) высокие непроизводительные расходы государства в ВПК, создающие дополнительный платежеспособный спрос со стороны занятых в нем;

в) несовершенство конкуренции и монополизация рынка, создающая возможность сокращать предложение и повышать цены;

г) инфляционные ожидания (ажиотажный спрос);

д) диспропорции на микро- и макроуровне, проявляющиеся в циклическом развитии экономики;

е) структурные мировые кризисы, сопровождающиеся ростом цен на сырье;

ж) обмен банками национальной валюты на иностранную, вызывающий потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег;

з) сокращение поступлений от внешней торговли.

Ответ:

17. Разграничьте меры адаптивной и активной антиинфляционной политики:

а) индексирование доходов населения;

б) расширение государственных заказов частным фирмам;

в) снижение (повышение) процентной ставки и удешевление (подорожание) кредитов;

г) регулирование (контроль) цен и доходов путем установления пределов их повышения;

д) сокращение государственных расходов по социальным программам;

е) денежная реформа конфискационного типа, обусловливающая сокращение денежной массы и совокупного спроса;

ж) низкие налоговые ставки, стимулирующие предпринимательство.

Ответ

 

18. Выделите среди мер активной антиинфляционной политики в тесте 17 кейнсианские и монетаристские меры:

Ответ:

 

19. Стагфляция имеет место при:

а) повышении уровня цен и снижении уровня безработицы;

б) повышении уровня цен и повышении уровня безработицы;

в) повышении уровня цен и одновременном спаде экономической активности (уровней производства и занятости);

г) сбалансированном росте цен;

д) несбалансированном росте цен;

Ответ:

 

20. Безработным считается любой человек:

а) не имеющий работу;

б) желающий работать, но не имеющий возможности получить соответствующую своей подготовке работу;

в) неработающий, не получающий пособие по безработице;

г) утративший способность к труду.

Ответ:

 

21. Определите статус лиц, если они классифицируются следующим образом: занятые, безработные, не включенные в состав рабочей силы:

а) работник, уволенный по собственному желанию;

б) работник, переведенный на режим работы неполного рабочего дня;

в) учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать;

г) уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски;

д) студент, который учится на дневном отделении учебного заведения;

ж) домашняя хозяйка, которая часть своего времени занимается только своим домом и семьей;

з) домашняя хозяйка, которая часть своего времени работает библиотекарем.

Ответ

 

22. Уровень безработицы есть численность безработных, деленная на численность:

а) работающих;

б) трудовых ресурсов;

в) взрослого населения;

г) экономически активного населения.

Ответ:

 

23. Экономически активное население (рабочая сила) включает:

а) работающих;

б) работающих плюс безработных;

в) взрослое трудоспособное население;

г) трудовые ресурсы.

Ответ:

 

24. Все перечисленное ниже характеризует фрикционную безработицу, кроме:

а) она охватывает большое количество людей во всех демографических группах, отраслях и регионах;

б) она имеет краткосрочный характер;

в) она является неизбежным продуктом динамичности рынка труда;

г) она обусловлена изменениями в предложении рабочей силы и является добровольной;

д) она связана со свободой выбора профессии, места и времени работы;

ж) она возникает из-за абсолютного сокращения совокупного спроса на фазе спада экономического цикла;

Ответ:

 

25. Структурная безработица вызвана прежде всего:

а) технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу;

б) развитием научно-технического прогресса, изменяющим спрос на отдельные профессии и специальности;

в) изменениями в институциональной и законодательной сферах;

г) абсолютным сокращением совокупного спроса и рабочих мест;

д) верно все перечисленное.

Ответ:

 

26. Циклическая безработица:

а) имеет, как правило, более долгосрочный характер по сравнению с фрикционной, но уступает по продолжительности структурной;

б) связана с экономическим спадом;

в) возникает из–за абсолютного сокращения совокупного спроса;

г) широко распространяется в масштабах всей экономики и является вынужденной;

д) носит добровольный характер;

е) верно все перечисленное;

ж) верно всё, кроме д).

Ответ:

 

27. К каким формам безработицы относятся следующие ее проявления:

а) увольнение с работы в связи с уходом за детьми;

б) увольнение в период кризиса перепроизводства;

в) увольнение в связи с началом учебы;

г) увольнение шахтеров в связи с развитием использования альтернативных источников энергии.

Ответ:

 

28. Естественный уровень безработицы характеризует ее уровень:

а) в отсутствие фрикционной безработицы;

б) в отсутствие циклической безработицы;

в) при наличии фрикционной и структурной безработицы;

г) при «полной занятости» населения.

Ответ:

 

29. Полная занятость населения – это ситуация, когда:

а) нет безработицы;

б) численность трудовых ресурсов совпадает с численностью занятых;

в) нет циклической безработицы;

г) нет структурной безработицы.

Ответ:

 

30. Закон Оукена характеризует взаимосвязь:

а) абсолютного отставания фактического ВВП от потенциального и разности естественного и фактического уровней безработицы;

б) относительного отставания фактического ВВП от потенциального и отношения фактического и естественного уровней безработицы;

в) абсолютного отставания фактического ВВП от потенциального и отношения естественного и фактического уровней безработицы;

г) относительного отставания фактического ВВП от потенциального и разности фактического и естественного уровней безработицы.

Ответ:


 

Задачи для самостоятельного решения

 

Задача 1.

Реальный ВНП 1995 года составил 2400 млрд ден. ед. Номинальный ВНП 1996 года равен 2250 млрд ден. ед., а дефлятор ВНП – 0,9. Определите темп экономического роста и фазу цикла.

Ответ: темп экономического роста равен 4 %, что соответствует фазе экономического подъема.

 

Задача 2.

Номинальный ВНП 1991 года равен 3600 млрд ден. ед., дефлятор ВНП – 1,2, темп экономического роста – 3 %. Определите реальный ВНП 1990 года.

Ответ: реальный ВНП 1990 года равен 2912,6 млрд ден. ед.

 

Задача 3.

Рыночная корзина состоит из 2 кг сахара и 3 кг пшена. Цена сахара – 2,5 руб./кг, пшена – 5 руб./кг. Цена сахара неизменна. Найдите уровень инфляции, если цена пшена выросла: 1) на 20 %; 2) в 3 раза.

Ответ: 1) 15 %; 2) 150 %.

 

Задача 4.

В январе цены выросли на 10 %, а в феврале – еще на 20 %. Определите:

1) на сколько процентов подорожает товар, цена которого 1 января составляла 100 руб.?

2) уровень инфляции за два месяца.

Ответ: 1) 32 %; 2) 32 %.

Задача 5.

За период 1990 – 1991 годы уровень цен в США вырос на 9,8 %. Найти уровень инфляции в 1991 г., если в 1990 г. этот показатель был равен 5,4 %.

Ответ:4,2 %.

 

Задача 6.

Определите уровень инфляции (дефляции) за два месяца, если в декабре цены выросли на 20 %, а в январе упали на 19 %.

Ответ: (-2,8 %), то есть произошла дефляция.

 

Задача 7.

Номинальный ВВП вырос за год на 5 %, а уровень инфляции за этот год составил 10 %. Найти процентное изменение реального ВВП.

Ответ: реальный ВВП уменьшился на 4,55 %.

 

Задача 8.

Известно, что индекс потребительских цен в 1991 г. был равен 110 %, а в 1992 г. – 125 %. Считая, что темп инфляции в следующем году не изменится, вы решили предоставить другу заем, предполагая получить со своих денег 5 % годовых. Какова будет реальная доходность вашего капитала, если темп инфляции по итогам года составит 15 %?

Ответ:реальнаяставка процента r =3,8 %.

 

Задача 9.

Известны следующие показатели:

Численность населения страны 100 млн
Дети до 16 лет 11 млн
Из них работает 0,8 млн
Находящиеся в исправительных учреждениях 5 млн
Пациенты психиатрических больниц 3 млн
Пенсионеры 6 млн
Бродяги и бездомные 4 млн
Домашние хозяйки 8,5 млн
Студенты 7 млн
Из них – дневного отделения 5,5 млн
Уволенные и не ищут работу 5 млн
Занятые неполный рабочий день и ищущие работу 1 млн
Находящиеся на больничном 2,3 млн
Уволенные в результате спада в экономике 2,2 млн
Ожидают выхода на работу 1,7 млн
Уволены в результате структурных изменений в экономике   0,9 млн
Уволенные по собственному желанию и ищущие работу   0,8 млн

Определите общую численность рабочей силы (L), фактический уровень безработицы (UФ), естественный уровень безработицы (U*). Коэффициент Оукена равен 2,5. Рассчитайте потенциальный ВНП (Y*), если фактический ВНП составляет 2850 млрд руб.

Ответ: L= 52 млн; UФ= 10,8 %; U*= 6,5 %; Y*= 3193 млрд руб.

 

Задача 10.

Уровень безработицы в текущем году (U) составил 7 %, а реальный ВНП (Y) – 820 млрд руб. Естественный уровень безработицы (U*) – 5 %. Определите величину потенциального ВНП (Y*), если коэффициент Оукена (β) равен 3.

Ответ: Y* = 872,34 млрд руб.

 

Задача 11.

Используя закон Оукена, рассчитайте относительное отставание фактического ВВП от потенциального и величину потерь ВВП, вызванных циклической безработицей при следующих данных: фактический уровень безработицы – 9,4 %, фактический объем производства – 585,3 млрд руб., естественный уровень безработицы – 4 %, коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы – 3.

Ответ: относительное отставание ВВП 16,2 %, потери ВВП из-за циклической безработицы 113,15 млрд руб.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое экономический цикл и какие фазы он проходит?

2. Почему экономические циклы ещё называют деловыми циклами?

3. В чем причина циклических колебаний экономики? Можно ли добиться плавного, нециклического характера экономического развития?

4. Почему в плановой экономике бывшего Советского Союза отсутствовали экономические циклы?

5. Почему существует много теорий, объясняющих причины циклической динамики рыночной экономики? Существует ли среди этих теорий такая, которая лучше всего объясняет причины и характер экономического цикла?

6. Объясните, как каждая из фаз экономического цикла воздействует на экономику. Почему экономисты так уверены в том, что экономические циклы – это механизм развития рыночной экономики?

7. Чем современные циклы отличаются от промышленных циклов классического типа?

8. Дайте определение индекса потребительских цен. Что общего и в чем различия между ним и дефлятором ВВП?

9. Каковы признаки открытой и подавленной инфляции? Почему подавленная инфляция приносит экономике больший вред в долгосрочном периоде, чем открытая?

10. Что вызывает инфляцию спроса?

11. Чем вызывается инфляция издержек?

12. Назовите внутренние и внешние причины инфляции.

13. Каковы социально-экономические последствия инфляции?

14. Какие антиинфляционные методы государственного регулирования существуют в экономической теории и практике?

15. Каковы причины безработицы в рыночной экономике?

16. Почему рыночный механизм не может обеспечить полную занятость ресурсов?

17. Чем отличаются взгляды на безработицу у представителей разных экономических школ?

18. Почему наличие в обществе фрикционной и структурной безработицы рассматривается как полная занятость?

19. Каким должен быть экономический рост, чтобы сократить безработицу с 8 % до 6 % в течение одного года при условии, что коэффициент Оукена равен 3.

20. Почему при циклической безработице потери общества превосходят потери граждан, оказавшихся без работы?

Какие методы борьбы с безработицей и регулирования рынка труда знает экономическая теория и практика?



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.013 с.)