Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Акклиматизация и реакклиматизация↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Хозяйственная деятельность человека способствует изменению ландшафта, вытеснению аборигенных форм в результате эксплуатации флоры и фауны, приводит к истощению сырьевой базы лесного и охотничьего хозяйства, исчезновению видов и сокращению ареалов. К быстрому восстановлению промысловой фауны приводит научно-обоснованное искусственное расселение диких животных, при этом расселяемые животные изменяются, приспосабливаясь к новым условиям обитания, т.е. идет процесс акклиматизации новых видов. Под акклиматизацией понимается не только процесс приспособления какого-либо вида к новым условиям на территории, где этот вид ранее не обитал, а попал при естественном расширении ареала или при искусственном его переселении, но и комплекс мероприятий по вселению видов в новые местообитания, проводимый в целях обогащения естественных или искусственных сообществ полезными для человека организмами. Начальным этапом акклиматизации можно считать интродукцию, трактуемую как преднамеренный или случайный перенос особей какого-либо вида за пределы ареала распространения. Многие интродуцированные виды часто не приживаются на новых местах ввиду отсутствия комплекса условий, необходимого для жизни этих видов. Интродукции должны предшествовать глубокие экологические и биоценологические исследования, которые показывали бы целесообразность вселения нового вида. В насыщенном биоценозе вселение нового вида может иметь успех только в случае вытеснения местного вида., экологически близкого акклиматизируемому. Для этого интродуцированный вид должен обладать преимуществом перед местным конкурентом. Крупное преимущество - более совершенная биологическая организация. Успешное внедрение плацентарных млекопитающих в биоценозы Австралии и Новой Зеландии было обусловлено тем, что они оказались эволюционно более совершенными, чем их сумчатые конкуренты. Но и при равном эволюционном положении акклиматизантов и аборигенов нередки случаи, когда первые вытесняют последних. При акклиматизации часто имеет место неопределенность результатов и непредсказуемость последствий ущерба, наносимого местным видам. Выпуски нового вида для акклиматизации чаще всего были неудачными. В одних случаях они кончаются неудачей сразу (шиншилла, скунс), в других - через некоторое время (нутрия), а в случае удачного вселения (ондатра, американская норка) эффект различается в региональном аспекте. При исчезновении видов в той или иной части ареала по причинам усиленного промысла, преобразования ландшафта, загрязнения среды и т.п. практикуют возвращение вида с устранением причин его исчезновения. В результате такого искусственного расселения состав фауны не расширяется, а только восстанавливается прежний фаунистический комплекс. Возврат вида в места прежнего обитания называют реакклиматизацией. В отличие от акклиматизации возврат ранее имевшегося в биоценозе вида укрепляет биологическое сообщество, так как восстанавливает его прежнюю структуру и механизмы саморегуляции. В биоценозе не происходит существенных перестроек; временные заместители отсутствовавшего вида оттесняются на свои исконные места, и сам возвращаемый вид не претерпевает изменений, попадая в привычное биотическое и абиотическое окружение, к которому у него уже имеются видовые адаптации наследственного характера. Подвидовые особенности не выходят за рамки видовых свойств и для биоценоза не имеют большого значения. Если существенно не изменились прежние условия обитания, то выпуски для реакклиматизации практически всегда успешны. Реакклиматизация является хорошим методом укрепления ресурсов базы охотничьего хозяйства. Из 20 видов млекопитающих, расселяемых с целью возврата на прежние места обитания, успешно реакклиматизировались 14 видов (70%). Неудачными были выпуски видов сурков и северного оленя в лесной зоне, поскольку в местах выпусков изменились прежние условия обитания. Успешными были мероприятия по реакклиматизации речного бобра, соболя, выхухоли, суслика песчаника, кабана сайгака, джейрана, архара, кулана. Благодаря реакклиматизации значительно расширена область современного распространения бобра. В восстановлении исторического ареала соболя существенная роль принадлежит реакклиматизационным мероприятиям. Успешно реакклиматизированы в ряде областей СНГ благородный олень и зубр. При акклиматизации животных приходится решать более сложные задачи, чем при реакклиматизации. Успех интродукции новых видов возможен при правильной оценке экологической пластичности, которая отсутствует у видов стенофагов и стенофагов. Узкая экологическая специализация свидетельствует о непригодности многих животных для интродукции. Практика показала, что при интродукции нового вида в ареал биологически и Выпуски видов с целью расширения существующего ареала очень часто были неудачными. Не принесло желаемых результатов расселение зайца-беляка в Черниговской области, на Тянь-Шане, в Алма-Атинской области, в пределах Киргизии, дикого кролика по южным областям Украины, лесной куницы в Киргизии, колонка - западнее границы естественного ареала, а светлого хорька на северной границе ареала. Неоднозначные оценки акклиматизации получены при расселении енота-полоскуна, крота-европейского, зайца-русака пятнистого и северного оленей и некоторых других видов. Попытки акклиматизации выхухоли в условиях Башкирии, Томской, Челябинской и Новосибирской области оказались неудачными. Интродукция иноземных видов - шиншиллы, нутрии и скунса не удалась. Из отечественных видов, расселяемых для расширения ареала, в новых районах успешно прижились лишь енотовидная собака и белка обыкновенная, а из иноземных видов - американская норка, ондатра, овцебык. В настоящее время в искусственном расселении диких животных практически нет выпусков новых видов и мало перспектив, что они будут. Одна из причин такого - отрицательная оценка акклиматизации как метода направленного преобразования фауны. Для всех процветающих видов животных на протяжении длительных периодов свойственно стремление к расширению ареалов, завоеванию новых территорий и акваторий, где они постепенно акклиматизируются. Усилению естественной акклиматизации способствует возрастание антропогенного влияния на окружающую среду. Обширные рубки лесов, развитие дорожной сети способствовали продвижению волка на север и в глубь лесных массивов. Улучшение кормовых условии в результате сельскохозяйственной деятельности сопутствовали расширению естественных ареалов у кабана. Многие виды рыб по каналам проникают в бассейны, где их раньше не было. Таким образом, стабильность границ ареалов - явление относительное и временное, особенно в настоящее время. Так как в процессы динамики ареалов прямо и косвенно вмешивается человек. Он является виновником катастрофического сокращения ареалов и полного уничтожения многих видов животных. В то же время благодаря человеку, в результате случайных или планомерных; завозов животных в новые районы, формируются искусственные ареалы Природоохранная деятельность, научно-обоснованное расселение животных способствует расширению ареалов, обогащению фауны и увеличению продуктивности охотничьих угодий.
Методика выполнения работы Цель работы: Вычертить ареалы млекопитающих и ознакомиться с поселениями животных с учетом зоогеографического районирования в рамках природных зон СНГ. Оборудование: Контурные карты СНГ (3 - 4 карты), цветные карандаши или фломастеры, линейка, резинка, писчая бумага, скоросшиватель, справочная литература Задание: Нанести на контурные карты СНГ границы ареалов 15 - 25 видов животных, относящихся к различным отрядам, семействам, родам и видам. (Каждому студенту выдается персональное задание). Порядок выполнения работы Для выполнения работы студент, по читательскому билету, берет в библиотеке, в читальном зале или на кафедре «Определитель млекопитающих СССР (2) «или «Определитель млекопитающих СНГ (3 «) и методические указания. Пользуясь алфавитным указателем русских названий млекопитающих фауны СНГ, студент выписывает номера карт с ареалами заданных видов. Номера карт с ареалами видов в алфавитном указателе выделены жирным шрифтом. Например, барсук - 46 карта Затем наносит, границы распространения ареалов заданных видов на контурные карты. При этом необходимо выполнить следующие требования: На одну контурную карту (при наличии 3-4 карт) наносят ареалы 5-6 видов млекопитающих. Границы области основного ареала вида вычерчивают сплошной линией определенного цвета. Если на карте ареал показан точками или другими знаками, то сплошная линия проводится по периферии знаков. Для видов, совершающих зимние кочевки, следует штриховой линией (того же цвета., что и основной, ареал вида) указать границы области зимних кочевок. Места основных выпусков и акклиматизации отмечаются как и основные ареалы - сплошной линией (того же цвета, что и Отдельные заходы указывают галочками, а пути осенних миграций отмечают стрелками (того же цвета, что и основной ареал вида). После нанесения ареалов заданных видов млекопитающих на контурные карты приступают к описанию их границ.
На отдельном листе, в верхней части, пишут русское и латинское название отряда, семейства, рода и вида Отступив 2 см от шапки, дают описание морфологии и биологии вида. Морфологическую характеристику приводят, отмечая характерные признаки внешнего строения. Описывают форму головы, тела, хвоста, конечностей; указывают размеры, окраску, детали в строении зубов и приводят зубную формулу для каждого вида. Биологическую характеристику дают, описывая образ жизни, места обитания, состав кормов в разные сезоны года, сроки гона, беременности, плодовитость, половозрелость и т.п. Затем приводят географическую характеристику, описывают северную, восточную, южную и западную границы ареала. При описании границ пользуются Физической картой СССР и нанесенными на ней постоянными географическими координатами (города, реки, озера и т.д.). Например, северная гранила ареала проходит южнее города N. затем по Кольскому полуострову, идет вдоль N моря и т. д. В заключение приводят зоогеографическую характеристику области распространения каждого отдельного вида. Пользуясь зоогеографической картой мира, указывают к какой области и подобласти относится ареал вида. Например, естественный ареал пятнистого оленя находится в голарктической области, Маньчжуро-Китаиской подобласти. Пользуясь Зоогеографической картой СССР указывают к какой фауне относится область распространения вида млекопитающего. При определении зоогеографических категорий используют предварительно вычерченные границы ареалов на учебных контурных картах и условные обозначения зоогеографических карт. Оформление работы Титульный лист. Титульный лист визитная карточка каждой работы № нем указываются данные, которые характеризуют работу в целом, а именно: название министерства, академии, кафедры, заглавие работы, номер задания, фамилия автора, группа;фамилия руководителя; название города и год выполнения. Все подписи располагаются симметрично относительно воображаемой вертикальной линии, делящей титульный лист посредине. Фамилию студента, выполнившего работу, и преподавателя располагают справа внизу (приложение 1). Нельзя делать сокращений (кроме инициалов и общеупотребительных сокращений) и переносов. В конце подписей точек не ставят. Титульный лист приклеивается на скоросшиватель. Задание. Задание выдается каждому студенту персонально, поэтому на отдельном листе должно быть указано: 'Задание N " и ниже перечислены в столбик русские и латинские название видов, вошедших в задание. Введение. Во введение необходимо кратко отразить значимость млекопитающих для лесного и охотничьего хозяйства с учетом видов, предложенных в задании, и важность изучения их географического распространения. Пояснительная записка. Пояснительную записку пишут от руки на нелинованной стандартной бумаге с одной стороны. Почерк должен быть разборчивым. Под бумагу полезно положить трафарет. Он поможет выдержать единые для каждой страницы размеры расстояние между основаниями строк 10 мм, размер левого поля 30 мм, правого 10 мм; расстояние от верхнего или нижнего края листа до текста 20 - 25 мм. Каждую самодеятельную фразу начинают с отступления от левого поля на ширину 5 буквенных знаков. Все страницы последовательно нумеруют. Номер страницы обозначают арабской цифрой с точкой после нее и проставляют в рамке в нижнем правом углу. В шапке указывают русское и латинское название отряда, семейства, рода, вида млекопитающего. Если есть репродукция, описываемого вида, то ее помещают ниже шапки. Описание следующего вида начинают с новой страницы Список литературы. Список литературы - это перечень всех используемых литературных источников и карт. Литературные источники нумеруют. Список литературы должен содержать все необходимые сведения по порядку: фамилия и инициалы автора (авторов), полное название работы, вид издания (учебник, справочник и т.д.) место издания (город), издательство, год издания, том, общее количество страниц. Пример. Чернов, Ю.И. Природная зональность и животный мир суши / Ю.И. Чернов. – М.: Мысль, 1975. – 222 с. Работа должна быть подписана автором с указанием даты В конце работы помешаются контурные карты с нанесенными на них границами ареалов млекопитающих. Работа должна быть помещена в скоросшиватель или плотные обложки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.197 (0.011 с.) |