Биология лесных зверей и птиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биология лесных зверей и птиц



БИОЛОГИЯ ЛЕСНЫХ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ

 

Методические указания к выполнению самостоятельной работы «Ареалы млекопитающих» для студентов лесохозяйственного факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 250100 «Лесное дело» профиля

«Лесное хозяйство»

 

 

 

Брянск 2012

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра лесозащиты и охотоведения

 

 

Утверждены научно-методическим

советом БГИТА

Протокол № _____от _______2012 г

Утверждены научно-методическим

советом БГИТА

 

 

БИОЛОГИЯ ЛЕСНЫХ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ

 

Методические указания к выполнению самостоятельной работы «Ареалы млекопитающих» для студентов лесохозяйственного факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 250100 «Лесное дело» профиля

«Лесное хозяйство»

 

 

Брянск 2012

 

УДК: 630.597

 

 

Биология зверей и птиц: Методические указания к выполнению самостоятельной работы «Ареалы млекопитающих» для студентов лесохозяйственного факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 250100 «Лесное дело» профиля «Лесное хозяйство» / Брянск. гос. технол. акад. Сост. Н.Н. Волков, Г.А. Кистерный. – Брянск, 2012. – 22 с.

 

 

Даны теоретические положения зоогеографии как науки. Приведены сведения об ареалах, зоогеографическом районировании, акклиматизации и реакклиматизации млекопитающих. Включены методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы «Ареалы млекопитающих» и оформлению пояснительной записки.

Для студентов очной формы обучения.

 

 

Рецензент: доцент И.Н. Глазун

Рекомендовано к изданию редакционно-издательской, учебно- методической комиссиями лесохозяйственного факультета

 

Протокол №______от__________2012 г.

 

 

© Брянская государственная инженерно-технологическая академия

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….  
1 Основные положения………………………………………………………  
2 Общие сведения об ареале………………………………………………….  
3 Понятие фауны и зоогеоргафического районирования…………………...  
4 Акклиматизация и реакклиматизаиия………………………………………  
5 Методика, выполнения работы……………………………………………...  
6 Оформление работы…………………………………………………………  
Список использованных источников…………………………………………  
Приложение 1…………………………………………………………………..  

 

Введение

Решающую роль в жизни млекопитающих, птиц, других животных и растений играют абиотические и биотические факторы У каждого организма по отношению к отдельному фактору природной среды есть оптимальные потребности, отклонение от которых затрудняет или делает невозможным нормальную жизнедеятельность организма Лимитирующие (ограничивающие) факторы сказываются на характере географического распространения и численности животных. Каждый организм испьпывает непрерывное действие совокупности разнообразных факторов, к числу которых следует отнести антропогенные изменения окружающей среды

Воздействие человека отражается на всех ресурсах и компонентах биосферы и приводит к изменению абиотических и биотических факторов. При этом изменяются условия существования видов. В результате хозяйственной деятельности людей в настоящее время наблюдаются тенденции к сокращению численности диких животных и их исчезновению. Главные причины этому - преобразование естественных местообитаний и прямое истребление. Особенно уязвимыми оказываются реликтовые, редкие, а также вымирающие виды, у которых исчерпаны возможности для дальнейшего приспособления к резко изменяющимся условиям среды

Человек с древних времен эксплуатировал диких животных, внося изменения в их численность и ареалы распространения. Одни виды животных исчезали, другие становились редкими. Масштабы эксплуатации фауны в современном мире достигли небывалых размеров. Прямое и косвенное воздействие человека на природную среду способствует изменению состава фауны зверей и птиц любого региона. Следует иметь ввиду, что звери и птицы, имеющие большое охотничье-промысловое значение, всегда входят в состав фаунистического ядра региона, и, следовательно, оказывают существенное влияние на других представителей местной фауны

В целях правильной эксплуатации охотничье-промысловых животных, лесных, луговых, болотных и других земель, проведения мероприятий по улучшению охотничьих угодий, акклиматизации и реакклиматизации необходимо изучать видовое разнообразие зверей и птиц, лимитирующие факторы их существования и динамику ареалов дляпрогнозирования и предотвращения негативного влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

 

Изучение биологии лесных зверей и птиц с основами охотоведения студентами лесохозяйственного факультета более целостно если сведения по морфологии, систематике,, экологии животных дополняются основами зоогеографии.

Учебного времени в объеме одного семестра недостаточно для детального изучения географического распространения зверей и птиц вместе с другими положениями программы курса

Представление об ареале вида студенты получают после выполнения индивидуального задания, вычерчивая и описывая границы ареалов наиболее распространенных млекопитающих СНГ, работая с картографическим материалом.

В методических указаниях содержатся сведения по зоогеографии, приведены ареалы млекопитающих и даны пояснения к выполнению работы «Ареалы млекопитающих».

Основные положения

Зоогеография, или география животных - наука о географическом распределении животных и их распространении на нашей планете как в настоящее время, так и в прошлом. Она изучает современные и исторические причины, закономерности распределения и распространения животных, а также размещения их таксономических и экологических группировок.

Зоогеография в равной мере относится к системе биологических и географических наук, она имеет прямое отношение к пониманию процесса эволюции организма, к решению проблем исследования, охраны и регулирования состава и численности животных

География животных располагает исключительно большим фактическим материалом. В настоящее время известно более 2 млн. видов животных, и чтобы разобраться в общей схеме их географического распределения и размещения, необходимо иметь достаточные зоологические знания. Поэтому зоогеография тесно связана с систематикой животных и фаунистикой, палеонтологией, экологией, фитогеографией и некоторыми другими разделами, биологии, а также с физической географией, исторической геологией и даже с некоторыми гуманитарными науками, дающими материалы об изменениях животного мара за историческое время и о причинах этих изменений. Особенно большое значение для изучения географии животных имеет та часть зоологии, которая посвящена систематике животных, а также некоторые разделы экологии и ландшафтоведения, в которых изучаются формы и результаты взаимодействия организмов и среды обитания. Иногда трудно провести четкую границу между зоогеографией и экологией - настолько тесна связь между ними. Но если экология пытается объяснить причины размещения особей и популяций на определенной территории внутри ареала вида, то выяснение и описание границ ареалов - задача зоогеографии. При этом обе науки могут оперировать одними и теми же фактами.

Одним из основных методов зоогеографии следует считать картографирование, т.е. отражение на географической карте закономерностей пространственного размещения животных, целых фаунистических комплексов и их связей с географической средой. Если на карту нанести все известные точки обитания данного вида, то можно выделить территорию, которую заселяет этот вид, иначе -получить ареал вида Ареал - важнейшее понятие географии животных и главный объект зоогеографических исследований.

Суммирование данных по составу и распространению видов в пределах той или иной страны или какого-то физико-географического региона (острова, горной системы и т.п.) дает общее представление о ее фауне, которая по сути дела составляет второй объект зоогеографии.

Третий объект – экологические сообщества организмов (биоценозы), в состав которых входят виды данной фауны и закономерности их размещения.

Важнейшие направления развития современной зоогеографии: а) дальнейшее изучение ареалов отдельных видов и более крупных таксонов. Выяснение современных границ ареалов, их структуры, причин и закономерностей изменений количества исчезающих, редких и хозяйственно значимых животных; б) изучение географии населения животных, т.е. закономерностей образования и существования совокупностей особей разных видов животных на отдельных территориях, причин, обусловливающих изменение этих совокупностей как по их составу, так и по численности и массе организмов; в) дальнейшее уточнение территориального распределения фаунистических комплексов, исследование причин, и путей их формирования и их динамики, их внутренней структуры и изменений в составе в результате влияния человека; г) изучение взаимоотношений животных и ландшафта; д) изучение влиянияна формирование у животных адаптивных особенностей как на уровне отдельных видов, так и целых фаунистических комплексов, а также изучение обратного влияния животных на ландшафт и определение значения ландшафта в целом и его отдельных элементов для распределения и размещения животных.

Зоогеография имеет большое значение для понимания факторов и путей видообразования. Весьма существенно и

практическое значение зоогеографии для охотничьего и пушного дела, морского рыбного промысла, а также для изучения вредителей сельского и лесного хозяйства, регулирования численности животных, акклиматизации, для охраны природы и в некоторых других областях народного хозяйства

Зоогеография имеет большое значение для понимания факторов и путей видообразования. Весьма существенно и практическое значение зоогеографии для охотничьего и пушного дела, морского рыбного промысла, а также для изучения вредителей сельского и лесного хозяйства, регулирования численности животных, акклиматизации, для охраны природы и в некоторых других областях народного хозяйства.

Общие сведения об ареале

Ареал -часть территории или акватории земного шара, на которой постоянно встречаются популяции определенного вида или другого таксона животных или растений. Другими словами, ареал - область распространения систематической фауны живых организмов.

Величина ареала зависит от приспособительных возможностей вида (экологическая валентность), способности к расселению (вагильность), филогенетического возраста, скорости видообразования, наличия конкурирующих видов, исторических условий. Совокупность этих признаков определяет величину ареала вида или другого таксона. Быстро эволюционирующие виды имеют наибольшие ареалы. К формированию огромных ареалов приводят замедленные темпы видообразования.

Границы ареалов нередко обусловливаются определенной комбинацией факторов или даже одним из них. Особое значение имеет температура, освещение, питание, характер субстрата. Для наземных животных кроме этого – влажность воздуха, для водных – химизм воды, содержание кислорода и пр.

Мозаичность биотопов, входящих в пределы всей области, где живет вид, указывает на отсутствие четких границ ареала. Учет только крайних точек может привести к завышению площади ареала.

В результате расселения вида границы ареала постоянно изменяются. Неизменными границы ареалов остаются лишь там, где отсутствуют возможности для расселения вида (географические преграды – горы, побережья). Заисключением горных долин, оазисов и островов четко ограничена может быть лишь часть области распространения вида.

Помимо ландшафтных границ можно выделить климатические и биоценотические границы ареалов, которые свидетельствую о существовании ограничивающих факторов, препятствующих дальнейшему расселению вида. Биоценотические границы определяются взаимоотношениями разных видов в сообществе (симбиоз, комменсализм, конкуренция и т.п.). Под биотическим ограничивающим фактором подразумевается постепенное ухудшение условий жизни в результате сокращения пищевой базы и нехватки мест для гнездовий и укрытий. Изменения экологических условий приводит к сокращению или расширению области распространения вида. Могут возникать разрывы ареала при сокращении области распространения, а при последующем ее расширении части ареала снова сливаются. Отдельные особи благодаря своей большой индивидуальной устойчивости могут проникать дальше других по градиенту фактора

В годы, благоприятствующие размножению, возрастание численности приводит к увеличению популяционного давления и вынужденному заселению новых, менее подходящих областей.

Если вид, расширяет свой ареал, сталкивается с сильным конкурентом, то расселение вида приостанавливается. Барьером в этом случае будет граница ареала другого животного. Одной из причин стабильности границ ареалов двух конкурирующих видов является биологическое соперничество, как, например, у ареалов – двух близких видов лесной куницы и соболя на Урале и в Западной Сибири; и в районах перекрывания их ареалов встречается гибрид лесной куницы и соболя – кидус.

Однако и размеры, и очертания ареалов могут иногда изменяться довольно быстро и существенно. Пульсация границ ареала и изменения распределения животных в ареале происходит постоянно в связи с динамикой численности животных, особенно существенной у многих видов грызунов, насекомых и некоторых других организмов.

Пульсация возможна при условии несовпадения границ ареала с каким-либо абиотическим барьером (водная преграда, горный хребет и т.д.). В большинстве случаях ареал имеет отчетливо выраженную дифференцировку на зоны оптимума, нейтральную и зону пессимума. В пограничных частях ареала встречаются только единичные особи. Следовательно, в пределах своего ареала вид распределен крайне неравномерно и занимает лишь определенные стации, в которых находит для себя наиболее благоприятные условия существования. В центральных частях ареала наблюдаются условия, наиболее соответствующие требованиям вида, в связи с этим здесь имеется большая плотность и равномерность поселения. По мере удаления от центра к периферии экологические условия все более отклоняются от оптимальных для данного вида. Благоприятные условия сохраняются лишь местами, что обуславливает более выраженную пятнистость распределения и меньшую его численность.

Ареал не может превышать ту площадь, на которой имеются необходимые для данного вида условия жизни. Если эта площадь мала, соответственно мал и ареал вида Географические реликты, как правило, распространены на небольших территориях. Обширные ареала имеют виды - убиквисты, живущие в самых разнообразных условиях среды, часто во многих географических зонах. В СНГ к ним относятся: волк, лисица, ласка и другие животные. Некоторые виды животных могут быть встречены почти во всех странах света Виды, имеющие глобальное распространения, носят название космополитов. Огромные ареалы распространения принадлежат домашним животным. Дикие животные чаще распространены циркумполярно, циркумбореально или циркумтропически, так как они более жестко ограничены климатическими условиями.

Очертания многих ареалов совпадают с ландшафтами или с физико-географическими рубежами.

В умеренных областях ареалы чаще вытянуты с запада на восток, но значительно меньше с севера на юг, т.е. носят зональный характер. Ленточные или линейные ареалы свойственны для многих водных или околоводных животных. Сопряженные ареалы имеют границы, определяемые границами ареалов другого вида. Это справедливо, если между видами существуют постоянные пищевые связи (фитофаг - комовое растение, хищник - жертва, паразит - хозяин). Сопряженные ареалы можно выделить у тигра и кабана, куницы и белки, соболя и кедровых сосен и т. д.

В рамках видового ареала устанавливаются области размножения, зимовок, питания, миграционный путь. Области пролета, зимовок, зимних кочевок птиц и млекопитающих будут частью их ареала, поскольку их пребывание здесь обязательно.

Существует определенная иерархия ареалов: ареал видов сложен из ареалов подвидов, рода - из видовых, семейства - из родовых и т. д.

Общей классификации типов распространения организмов пока не существует. Обычно различают такие типы ареалов, как сплошной ареал, в котором интересующее нас животное обитает на всей его площади, за исключением небольших участков, непригодных для жизни данного вида

Пятнистый ареал - такой, в пределах которого вид расселен отдельными пятнами, не связанными между собой. Разорванный ареал - когда область распространения вида разделена на две или более частей, т.е. между двумя или несколькими пространствами, заселенными каким-либо видом, имеются промежутки, настолько значительные, что любой контакт между популяциями вида исключен. Разорванные ареалы имеют горные, водные и пещерные животные. Для них единый ареал невозможен по экологическим причинам. Не нередко возникновение больших разрывов между частями ареала вызвана историческими причинами, как, например, для выхухоли встречающейся на Пиренейском полуострове и русской выхухоли, обитающей в России.

Ареалы родственных и экологически близких видов часто соприкасаются, почти не перекрываясь. Это явление, также как и экологическое замещение одного вида другим в отдаленных областях, называют – викариатом, а сами виды викарирующими. Викарируют, например, зубр европейский и бизон Северной Америки.

Изучение ареалов играет важную роль при выяснении их происхождения и палеогеографической эволюции, при изучении состояния вида.

По ареалу нетрудно судить о том, что происходит с интересующими нас животными в условиях антропогенного воздействия на природную среду.

Методика выполнения работы

Цель работы: Вычертить ареалы млекопитающих и ознакомиться с поселениями животных с учетом зоогеографического районирования в рамках природных зон СНГ.

Оборудование: Контурные карты СНГ (3 - 4 карты), цветные карандаши или фломастеры, линейка, резинка, писчая бумага, скоросшиватель, справочная литература

Задание: Нанести на контурные карты СНГ границы ареалов 15 - 25 видов животных, относящихся к различным отрядам, семействам, родам и видам. (Каждому студенту выдается персональное задание).

Порядок выполнения работы

Для выполнения работы студент, по читательскому билету, берет в библиотеке, в читальном зале или на кафедре «Определитель млекопитающих СССР (2) «или «Определитель млекопитающих СНГ (3 «) и методические указания.

Пользуясь алфавитным указателем русских названий млекопитающих фауны СНГ, студент выписывает номера карт с ареалами заданных видов. Номера карт с ареалами видов в алфавитном указателе выделены жирным шрифтом. Например, барсук - 46 карта Затем наносит, границы распространения ареалов заданных видов на контурные карты. При этом необходимо выполнить следующие требования:

На одну контурную карту (при наличии 3-4 карт) наносят ареалы 5-6 видов млекопитающих.

Границы области основного ареала вида вычерчивают сплошной линией определенного цвета. Если на карте ареал показан точками или другими знаками, то сплошная линия проводится по периферии знаков. Для видов, совершающих зимние кочевки, следует штриховой линией (того же цвета., что и основной, ареал вида) указать границы области зимних кочевок.

Места основных выпусков и акклиматизации отмечаются как и основные ареалы - сплошной линией (того же цвета, что и
основной ареал вида).

Отдельные заходы указывают галочками, а пути осенних миграций отмечают стрелками (того же цвета, что и основной ареал вида).

После нанесения ареалов заданных видов млекопитающих на контурные карты приступают к описанию их границ.

 

На отдельном листе, в верхней части, пишут русское и латинское название отряда, семейства, рода и вида Отступив 2 см от шапки, дают описание морфологии и биологии вида. Морфологическую характеристику приводят, отмечая характерные признаки внешнего строения. Описывают форму головы, тела, хвоста, конечностей; указывают размеры, окраску, детали в строении зубов и приводят зубную формулу для каждого вида. Биологическую характеристику дают, описывая образ жизни, места обитания, состав кормов в разные сезоны года, сроки гона, беременности, плодовитость, половозрелость и т.п. Затем приводят географическую характеристику, описывают северную, восточную, южную и западную границы ареала. При описании границ пользуются Физической картой СССР и нанесенными на ней постоянными географическими координатами (города, реки, озера и т.д.). Например, северная гранила ареала проходит южнее города N. затем по Кольскому полуострову, идет вдоль N моря и т. д.

В заключение приводят зоогеографическую характеристику области распространения каждого отдельного вида.

Пользуясь зоогеографической картой мира, указывают к какой области и подобласти относится ареал вида. Например, естественный ареал пятнистого оленя находится в голарктической области, Маньчжуро-Китаиской подобласти.

Пользуясь Зоогеографической картой СССР указывают к какой фауне относится область распространения вида млекопитающего.

При определении зоогеографических категорий используют предварительно вычерченные границы ареалов на учебных контурных картах и условные обозначения зоогеографических карт.

Оформление работы

Титульный лист. Титульный лист визитная карточка каждой работы № нем указываются данные, которые характеризуют работу в целом, а именно: название министерства, академии, кафедры, заглавие работы, номер задания, фамилия автора, группа;фамилия руководителя; название города и год выполнения.

Все подписи располагаются симметрично относительно воображаемой вертикальной линии, делящей титульный лист посредине. Фамилию студента, выполнившего работу, и преподавателя располагают справа внизу (приложение 1). Нельзя делать сокращений (кроме инициалов и общеупотребительных сокращений) и переносов. В конце подписей точек не ставят. Титульный лист приклеивается на скоросшиватель.

Задание. Задание выдается каждому студенту персонально, поэтому на отдельном листе должно быть указано: 'Задание N " и ниже перечислены в столбик русские и латинские название видов, вошедших в задание.

Введение. Во введение необходимо кратко отразить значимость млекопитающих для лесного и охотничьего хозяйства с учетом видов, предложенных в задании, и важность изучения их географического распространения.

Пояснительная записка. Пояснительную записку пишут от руки на нелинованной стандартной бумаге с одной стороны. Почерк должен быть разборчивым. Под бумагу полезно положить трафарет. Он поможет выдержать единые для каждой страницы размеры расстояние между основаниями строк 10 мм, размер левого поля 30 мм, правого 10 мм; расстояние от верхнего или нижнего края листа до текста 20 - 25 мм.

Каждую самодеятельную фразу начинают с отступления от левого поля на ширину 5 буквенных знаков.

Все страницы последовательно нумеруют. Номер страницы обозначают арабской цифрой с точкой после нее и проставляют в рамке в нижнем правом углу.

В шапке указывают русское и латинское название отряда, семейства, рода, вида млекопитающего. Если есть репродукция, описываемого вида, то ее помещают ниже шапки. Описание следующего вида начинают с новой страницы

Список литературы. Список литературы - это перечень всех используемых литературных источников и карт.

Литературные источники нумеруют. Список литературы должен содержать все необходимые сведения по порядку: фамилия и инициалы автора (авторов), полное название работы, вид издания (учебник, справочник и т.д.) место издания (город), издательство, год издания, том, общее количество страниц.

Пример.

Чернов, Ю.И. Природная зональность и животный мир суши / Ю.И. Чернов. – М.: Мысль, 1975. – 222 с.

Работа должна быть подписана автором с указанием даты

В конце работы помешаются контурные карты с нанесенными на них границами ареалов млекопитающих.

Работа должна быть помещена в скоросшиватель или плотные обложки.

 

 

Приложение 1

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФГБОУ ВПО «Брянская государственная инженерно-технологическая академия»

 

АРЕАЛЫ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Вариант N

РГР-02068025.250100

Автор работы   _____________________ А.С. Петров
Группа: ЛХ201 № зачетной книжки ______  
Дата регистрации ______________________ И.И. Иванов
Допуск к проверке _______________________ И.И. Иванов
Дата проверки ____________ Оценка _______________
Руководитель _______________________ И.И. Иванов

 

Брянск 2012

 

ВОЛКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

КИСТЕРНЫЙ ГРИГОРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

 

 

БИОЛОГИЯ ЛЕСНЫХ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ

 

Методические указания к выполнению самостоятельной работы «Ареалы млекопитающих» для студентов лесохозяйственного факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 250100 «Лесное дело» профиля

«Лесное хозяйство»

 

 

 

Брянск 2012

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.07 с.)