Разработка стратегии бизнес-проекта



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка стратегии бизнес-проекта



 

Идея стратегической ориентации как необходимое требование эффективного бизнес-планирования в целом не нова. Однако как формализованная концепция и методология она относительно и становится все более привлекательным и полезным ин­струментом современного менеджмента. Такие инструменты менеджера остро необходимы в быстроменяющемся мире бизнеса для того, чтобы справиться с рисками, связанными с управленче­скими решениями.

 

Стратегическая ориентация бизнес-планирования характеризуется нижеприведенными подходами.

 

Решающая деловая инициатива — правильное инвестиционное

решение. Во время драматических и возрастающих экономичес­ких, технологических, экологических и политических перемен

выживание и успех в деловом мире зависят более чем когда-либо

ОТ принятия верных решений. Инвестиционное решение является одной из самых решающих деловых инициатив, с которой предсто­ит выступить предпринимателям и менеджерам, потому что инве­стиции связывают финансовые ресурсы на относительно долгий пе­риод. Но как может быть определено правильное инвестирова­ние? С точки зрения дела всякое инвестирование, которое в состоянии экономически достигнуть его основных целей, может считаться правильным. Важно понимать, что основными целями деловых проектов являются не максимизация объемов выпуска или минимизация выходных затрат, не техническая эффективность проекта или максимизация дохода, а оптимальное сочетание всех этих технических и экономических аспектов, что и должно быть целью долгосрочного бизнес-планирования. Ориентация управления на оптимальную комбинацию подразумевает, что принципиаль­ная цель, состоящая в минимизировании риска, должна в основ­ном определять развитие приемлемой стратегии в нестабильном окружении. Как же могут менеджеры или инвесторы определять наилучшие направления действий? Концепция стратегической ориентации требует от плановиков и принимающих решения лиц понимания того, что находится за процессом перемен, выявления и развития тех навыков, которые существенны для выживания в конкурентном окружении.

 

Перемены в окружении проекта. Всякое предприятие или ин­вестиционный проект должны пониматься как интегральная

часть социально-экономической и экологической систем. Хотя

Характеристики, в особенности цели и требования проекта, зависят от системы, являющейся верхним звеном по отношению к предприятию, проект сам также будет влиять на систему. Эта более

высокая система обычно называется общим корпоративным или инвестиционным окружением, состоящим из двух взаимосвязан­ных сред: социально-экономической и природной, или экологи­ческой .

 

В рамках общего корпоративного инвестиционного окружения фирма или данный бизнес-проект могут рассматриваться как эко­номическое и социальное образование, поставленное в качестве по­средника между потребителями и ресурсами. Как часть этого окру­жения фирма действует в рамках свободного рынка, конкурируя с прочими производителями в борьбе за ресурсы и потребителей Взаимозависимость между предприятием и окружением имеют два последствия. Во-первых, предприятие должно приспосабли­ваться к изменениям окружения там и тогда, когда необходимо. Во-вторых, предприятие должно пытаться влиять или управлять подобными изменениями. Поэтому инвестиционные проекты должны разрабатываться с учетом необходимости умения справ­ляться с будущими изменениями окружающей среды. Следователь­но, для исследований осуществимости недостаточно оценивать текущее состояние окружающей среды, необходимо также ана­лизировать и понимать природу активных сил, скрывающуюся за процессом перемен. В этих целях, прежде чем принимать инвес­тиционные решения, следует определить и проконтролировать потенциально важные или определяющие факторы окружающей среды.

 

ПОНЯТИЕ БИЗНЕС-ПРОЕКТА И КЛАССИФИКАЦИЯ ЕГО РАЗНОВИДНОСТЕЙ

Бизнес-проект – это ограниченное по времени, целенаправленное изменение способов организации с определенными требованиями к качеству результатов, допустимыми рамками расхода средств и ресурсов и характерной организацией по его разработке и реализации.

Бизнес-проекты могут отличаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, продолжительностью, составом участников, уровнем сложности, влиянием результатов и т. д.

Основания классификации бизнес-проектов:

1) тип проекта – по главным областям деятельности, в которых реализуется проект (технический, организационный, экономический, социальный, смешанный);

2) класс проекта – по составу и структуре проекта и его предметной области (моно-, мульти-и мегапроект). Монопроект – это отдельный проект различных типов, видов и масштабов. Мультипроект – это комплексный проект, который состоит из монопроектов и требует использования многопроектного управления. Мегапроект – это целевые планы развития регионов, отраслей и других образований, объединяющих ряд моно– и мультипроектов;

3) масштаб проекта – по масштабам самого проекта, числу участников и уровню воздействия на окружающую среду (мелкие, средние, крупные и очень крупные проекты; межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия);

4) продолжительность проекта – по длительности периода реализации проекта (краткосрочные – до 3 лет; среднесрочные – от 3 до 5 лет; долгосрочные – свыше 5 лет);

5) сложность проекта – например, по степени финансовой, технической или другой сложности (простые, сложные и очень сложные);

6) вид проекта – по характеру предметной области проекта (инновационные, организационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные и др.). Множество бизнес-проектов носит инвестиционный характер. К инвестиционным проектам относят проекты, в которых основной задачей является вклад средств в разнообразные виды бизнесов с целью получения прибыли. В данной группе бизнес-проектов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих постоянное развитие организации.

Организационные проекты – реформирование организаций, возможность построения новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума.

Экономические проекты – приватизация организации, образование аудиторской службы, появление нового порядка налогообложения.

 

БИЗНЕС-ПЛАН – ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЕЛОВОГО ПРОЕКТА

На предынвестиционной фазе сделаны все необходимые исследования и научно-технические разработки, предшествующие установлению инвестиционного решения. Совершен большой объем работ по поводу разработки теории и ее структуризации, реализован предпроектный анализ.

Теперь появляется необходимость в итоговом, предельно компактном документе, который поможет менеджерам не только принять обоснованное решение, но и показать, что и в какое время необходимо сделать, чтобы оправдались ожидания относительно результативности бизнес-проекта. Для данных целей формируется бизнес-план организации, который является важным документом для кредиторов и главным инструментом для исполнителей. От точности составления данного документа зависят получение одобрения проекта и его жизнеспособность. Формирование бизнес-плана вынуждает снова обратиться к вопросам: Насколько хороша идея? На каких потребителей рассчитан новый товар (услуга)?

Для среднесрочных и долгосрочных проектов составление бизнес-плана считается главной стадией процесса бизнес-планирования.

Основной сутью данной стадии являются разработка ключевых составляющих бизнес-проекта и подготовка его к реализации. Это содержание сводится к следующему:

1) развитие теории и дальнейшая разработка главного содержания бизнес-проекта (ресурсы – ограничения – результат);

2) нахождение деловых контактов и углубление исследования целей участников;

3) структурное планирование (нахождение рисков и бюджета, календарные планы);

4) организация и проведение торгов, заключение договоров с потенциальными исполнителями;

5) получение одобрения на продолжение работ по данному бизнес-плану.

Для краткосрочных, незначительных по масштабу или локальных бизнес-проектов без существенных расходов на них и крайне непродолжительных по времени реализации бизнес-план – это первоначальная фаза делового планирования. В ее состав включаются все этапы и работы, осуществляемые в предынвестицион-ной фазе планирования.

Организации, функционирующие в устойчивой ситуации и изготовляющие товар или услугу для довольно стабильного рынка при увеличении объемов производства, разрабатывают бизнес-план, ориентированный на совершенствование производства и поиск способов снижения его издержек. Тем не менее эти организации всегда предусматривают мероприятия по модернизации производимых ими товаров (услуг) и создают их в форме локальных бизнес-планов.

Венчурные организации, выпускающие товары при увеличенном риске, регулярно работают над бизнес-планами освоения новых видов товаров, перехода на новые технологии и т. п.

 

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ

Чаще российские организации должны составлять бизнес-планы для того, чтобы заинтересовать иностранных или отечественных инвесторов. Соответственно, цель бизнес-плана – это демонстрация того, как вложения инвесторов увеличатся в несколько раз, т. е. инвестору необходимо показать получение прибыли до того, как он потратит деньги на предложенный бизнес-проект.

У бизнес-плана формируется дополнительная коммуникационная функция: это понятный иностранному инвестору формализованный язык, на котором излагается замысел российского коллеги.

Потенциал консультантов в привлечении инвестиций под бизнес-план имеет границы из-за неготовности российских руководителей профессионально распоряжаться осуществлением проекта. Отсутствует осмысление того, что прибыль – это не разница между доходом и расходом, а приращение финансов, повышение рыночной стоимости организации.

Между бухгалтерией и бизнес-планом имеется прямая связь. Не использовать международные стандарты ведения бизнеса – это бессмысленное занятие в любых видах бизнес-планов. Не следует надеяться на длительное существование какой-либо российской системы менеджмента, особенно самых технологичных его компонентов (таких как учет, управление финансами, планирование). Использование двойного стандарта также не приносит никаких положительных результатов.

Установленный стабильный баланс (после осуществления бизнес-плана) должен выйти на новый качественный уровень.

Бизнес-план – это результат внутренней управленческой деятельности, однако используют его чаще внешние контрагенты: инвесторы, кредиторы, деловые партнеры. Если для реализации бизнес-плана будет оформлен кредит, то средний российский бизнесмен может израсходовать его на уплату задолженности (например, по электроэнергии). На самом же деле ему необходимо думать о проблеме реализации бизнес-плана или бизнес-плана в системе управления организацией.

Другой пример, часто встречающийся на практике: чтобы организовать венчур, необходимо провести разработку его бизнес-плана. Человек, который придумал эту идею, должен правильно подать ее и посчитать на нее бюджет. Организация должна принять решение, идти ли ей на это или нет, для чего необходимо провести экспертизу. Соответственно, по прошествии какого-либо времени организации необходимо принять одно из решений: либо закрыть венчур, либо увеличить сроки его использования, либо решать кадровый вопрос.

Менеджмент – это второй (после финансов) по уровню значимости вопрос, решение которого лежит в составе бизнес-плана. Бизнес-план – это метод делегирования ответственности, разрешающий руководителю организации определять значение менеджеров в достижении целей организации.

 

Методики на распечатках

Бизнес-планы внешне могут значительно отличаться друг от друга в зависимости от цели, которую преследует автор при его написании и направлении деятельности предприятия, но вместе с тем состав их разделов практически не изменяется, то есть он содержит краткое описание - резюме, характеристику отрасли, описание самой компании и продукции (услуг, работ), которую собирается производить или предоставлять населению, исследование и анализ состояния внешней среды, конкуренции, маркетинговый, производственный и финансовый планы, а также оценку возможных рисков и их страхование.

Согласно Методическим рекомендациям Министерства экономического развития и торговли РФ бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционной политики предприятия, включает следующие разделы:

1.Вводная часть (резюме).

2.Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие.

3. Описание проекта (в оптимальном объеме представляется информация о продукции (услугах), показывается новизна решения технологических, технических, рецептурных, потребительских и прочих проблем).

4. Производственный план реализации проекта (экономический потенциал, технологический потенциал, материально-техническое обеспечение, трудовой потенциал и правовая защита производства).

5.План маркетинга и сбыта продукции предприятия (оценка внешней среды, потенциальных покупателей и потребителей услуг, оценка конкурентов и конкурентной борьбы, комплексное исследование рынка, стратегия маркетинга).

6.Организационный план реализации проекта (управление проектом, финансовые ресурсы, юридические аспекты).

7. Финансовый план реализации проекта (план прибыли, движение денежных потоков, анализ безубыточности, финансовый анализ отдельных видов продукции).

8. Оценка экономической эффективности затрат, осуществляемых в ходе реализации проекта.

Необходимо отметить, что автор может самостоятельно формировать структуру бизнес-плана по степени важности и необходимости разделов в зависимости от вида бизнеса. В приложении 2 приводится примерный состав Бизнес-плана. Вначале можно набросать примерное содержание. Не существует единственно правильного и твердого порядка, в котором должно быть изложено содержание бизнес-плана. Это во многом зависит от типа бизнеса.

В контактную информацию входит информация о том, с кем и как можно связаться. По желанию можно ввести пункт «контроль документооборота» при существовании необходимости распространения бизнес-плана среди внешних пользователей. Пункт «регулирование документооборота» может содержать указание на право собственности, получение разрешений, данные о получателях. Так как обычно план составляется для внешних пользователей, то может понадобиться включить в него перечень профессиональных консультантов и информацию о том, как с ними можно связаться. Это могут быть банкиры, юристы, аудиторы, бухгалтера. План надо разрабатывать с оглядкой на то, что не всякий может знать данный бизнес так же хорошо, как разработчик, поэтому необходимо профессиональные термины уточнить в глоссарии (Приложение 5).

Сущность проекта

Данная глава включает в себя следующие параграфы:

1.1. Общая характеристика предприятия и его текущее состояние

1.2. Сущность проекта (бизнес-плана)

1.3. Этапы освоения инвестиций

В п. 1.1 приводится характеристика предприятия: полное и сокращенное наименование; юридический адрес, телефон; характеристика аппарата управления (фамилия, имя и отчество руководителя и основных специалистов, их профессиональная подготовка); организационно-правовая форма, уставный (акционерный) капитал по номинальной стоимости в руб.; основные учредители и их доля в уставном капитале (в%), характеристика дочерних компаний, филиалов, их юридические адреса (ели имеются); основной ассортимент производимых товаров или предлагаемых услуг; суммарная годовая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за последний год от даты заполнения в текущих ценах, по данным бухгалтерской отчетности (в руб).

В этом разделе необходимо подробно описать предприятие, чтобы убедить инвестора либо потенциального партнера, что ваше предприятие эффективно, имеет налаженное производство и способно в дальнейшем приносить прибыль. Здесь приводятся:

а) общее описание предприятия и ее коммерческой деятельности: указываются дата создания и ее юридическая форма; что производит предприятие и (или) какие услуги предоставляет; краткая история предприятия; владельцы и акционеры, количество работников; сбыт, прибыль и объем производства за прошедшие два-три года;

б) управленческий аппарат и персонал: необходимо предоставить краткую характеристику менеджеров, указать период их работы в компании, образование, квалификацию и опыт работы в данной отрасли;

в) основные группы производимых продуктов и услуг: следует описать основные группы продуктов или услуг, которые компания изготовляет и реализует, место компании на рынке; охарактеризовать главных клиентов компании; описать динамику сбыта товаров и услуг на протяжении последних двух-трех лет деятельности.

П.1.2 должен содержать ответы на следующие вопросы:

- наименование проекта;

- тип инвестиционного проекта (новое производство, расширение существующего производства, модернизация (техническое перевооружение) производства, другое (указать);

- планируемая дата получения инвестиционных ресурсов.

Далее приводится подробное изложение сущности проекта (бизнес-плана): содержание строительно-монтажных работ, характеристика устанавливаемого оборудования, определение необходимой суммы оборотного капитала. На основании полученных данных заполняется таблица, содержащая характеристику освоения инвестиционных вложение во времени (табл.1).


Содержание титульного листа бизнес-плана:

 


  • Наименование проекта;

  • Наименование предприятия;

  • Организационно-правовая форма;

  • Уставный капитал;

  • Доля государства в уставном капитале;

  • Адрес;

  • Телефон;

  • Факс;

  • Руководитель проекта;

  • Месторасположение производства, в которое вкалываются средства;

  • Лицо для контактов по проекту (телефон, факс);

  • Главный бухгалтер (телефон, факс);

  • Директор по производству (телефон, факс);

  • Куратор в банке (телефон, факс);

  • Город;

  • Дата составления;

 

Резюме бизнес-плана:

Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел студент.

Структура резюме должна состоять из трех частей:

 


  • введение: включает цели плана, коротко выраженную суть проекта;

  • основное содержание, сжатое описание всех ключевых эле­ментов бизнес-плана и его основных частей: род деятельно­сти, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финан­сирования и т. д.;

  • заключение, суммирует факторы будущего успеха организации.


Для составления резюме чрезвычайно важно правильное пред­ставление о его резюме. Резюме должно быть кратким, лучше, если резюме поместится на одной странице.

Резюме – это ключевая часть документа, "продающая" его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. То есть резюме должно привле­кать не количеством, а качеством, учитывать специфику деятельно­сти и запросов потенциальных инвесторов.

 

20 Значение характеристики отрасли и истории развития организации в бизнес-плане.

 

Характеристика отрасли:

 

1.
Состояние и перспектива развития отрасли;

2.
Структура отрасли;

3.
Емкость рынка сбыта, тенденции его роста;

4.
Факторы, влияющие позитивно или негативно на бизнес;
История развития организации.

Когда и кем основана организация;

1.
Основные этапы развития;

2.
Какие товары и услуги она представляет;

3.
Какова роль высшего руководства в развитии бизнеса;

4.
Как распределены основные роли в фирме;

5.
Приводятся основные технико-экономические показатели.

21Содержание и значение плана маркетинга в бизнес-плане.

Маркетинг:

1. Процесс установления взаимовыгодных отношений обмена;

2. Вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд посредством обмена;

3. Комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю.

 

4 P продавца 4 С покупателя
Продукт Нужды потребителей
Цена Издержки клиента
Место Удобство
Продвижение Коммуникация

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.129.123 (0.015 с.)