АНТИСЕПТИКИ И ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА. АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫЕ ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: СУЛЬФАНИЛАМИДЫ, ПРОИЗВОДНЫЕ НИТРОФУРАНА, НАФТИРИДИНА, ХИНОКСАЛИНА, 8-ОКСИХИНОЛИНА И ФТОРХИНОЛОНЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АНТИСЕПТИКИ И ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА. АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫЕ ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: СУЛЬФАНИЛАМИДЫ, ПРОИЗВОДНЫЕ НИТРОФУРАНА, НАФТИРИДИНА, ХИНОКСАЛИНА, 8-ОКСИХИНОЛИНА И ФТОРХИНОЛОНЫ



Моисеева, И. Я.

М74 Фармакология противомикробных, противовирусных противопаразитарных, противогрибковых, противоглистных, и противоопухолевых средств: учебное пособие / И. Я. Моисеева, И. Н. Кустикова, О. П. Родина, О. А. Водопьянова. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - с.

 

Содержатся информационный материал по каждой теме, задания по фармакотерапии для самоподготовки студентов; приведены лекарственные средства с указанием МНН, наиболее часто применяемых их торговых названий, дозы, формы выпуска, способы применения. Даны тестовые задания для определения уровня знаний и ситуационные задачи для самостоятельной работы студентов.

Учебное пособие подготовлено на кафедре «Общая и клиническая фармакология» ПГУ Медицинского института и предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы студентов медицинских вузов по специальности «Фармация».

 

УДК 615.281(075)

 

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией
Медицинского института Пензенского государственного университета
(протокол № от 2016 г.)

 

© Пензенский государственный университет, 2016

Содержание

Занятие 1..................................................................................... 4

Занятие 2.................................................................................... 17

Занятие 3..................................................................................... 31

Занятие 4..................................................................................... 46

Занятие 5..................................................................................... 61

Занятие 1

АНТИСЕПТИКИ И ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА. АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫЕ ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: СУЛЬФАНИЛАМИДЫ, ПРОИЗВОДНЫЕ НИТРОФУРАНА, НАФТИРИДИНА, ХИНОКСАЛИНА, 8-ОКСИХИНОЛИНА И ФТОРХИНОЛОНЫ

 

Цели занятия:

Учебная.Сформировать представление о фармакологии антисептиков и дезинфицирующих средств, сульфаниламидов и других синтетических химиотерапевтических препаратов (реализация ПК 43, ПК-44, ПК-45).

Развивающая. Изучить, фармакологию антисептиков и дезинфицирующих средств, сульфаниламидов и других синтетических химиотерапевтических средств и их рецептуру (реализация ПК 43, ПК-44, ПК-45).

Воспитательная. Овладеть навыками просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, методами пропаганды научных достижений по данной теме, а также навыками проведения научных исследований, как в составе группы, так и самостоятельно, реализуя при этом специальные средства и методы получения нового знания (реализация ОК-4, ОК-11).

 

Конкретные задачи:

Название Компетенции Студент должен знать:   Студент должен уметь:   Студент должен владеть:
владеет навыками просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, методами пропаганды научных достижений по данной теме, а также навыками проведения научных исследований как в составе группы, так и самостоятельно, реализуя при этом специальные средства и методы получения нового знания (ОК-11, 15). методы получения нового знания Проводить исследования самостоятельно и в составе группы. Навыками просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, методами пропаганды научных достижений по данной теме.
способен и готов к информационной работе среди врачей, провизоров по вопросам применения ЛС, принадлежности их к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме (ПК-43). Фармакологию ЛП антисептиков и дезинфицирующих средств, сульфаниламидов и других синтетических химиотерапевтических средств.   Определять ЛП антисептиков и дезинфицирующих средств, сульфаниламидов и других синтетических химиотерапевтических средств, для лечения определенного заболевания и осуществлять выбор наиболее эффективных и безопасных. Навыками информационной работы среди врачей, провизоров по вопросам применения ЛП антисептиков и дезинфицирующих средств, сульфаниламидов и других синтетических химиотерапевтических средств, принадлежности их к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме.
способен и готов к информационно-консультативной деятельности при отпуске ЛС и других ФТ институциональным и конечным потребителям (ПК-44). Фармакологию ЛП антисептиков и дезинфицирующих средств, сульфаниламидов и других синтетических химиотерапевтических средств и их рецептуру. Определять оптимальный режим дозирования адекватный лечебным задачам.   Навыками информационно-консультативной деятельности по вопросам применения ЛП антисептиков и дезинфицирующих средств, сульфаниламидов и других синтетических химиотерапевтических средств, осуществлять фармацевтическую экспертизу рецептов и требований накладных по данной теме при отпуске институциональным и конечным потребителям.
способен и готов оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости ЛС и других ФТ(ПК-45). Фармакологию ЛП антисептиков и дезинфицирующих средств, сульфаниламидов и других синтетических химиотерапевтических средств. Прогнозировать и оценивать нежелательные лекарственные реакции ЛП антисептиков и дезинфицирующих средств, сульфаниламидов и других синтетических химиотерапевтических средств, знать порядок их регистрации Объяснять действие ЛП, назначаемых специалистами, исходя из этиологии и патогенеза болезней, а также симптомных и синдромных проявлений. Навыками консультативной помощи населению по вопросам применения ЛП антисептиков и дезинфицирующих средств, сульфаниламидов и других синтетических химиотерапевтических средств.

 

Введение

Антисептические и дезинфицирующие средства используются достаточно давно. Именно эти препараты первыми встали на пути распространения инфекционных заболеваний. Однако они не позволяли бороться с уже развившейся болезнью. Первыми в арсенале для борьбы с возбудителями инфекционных болезней в организме человека стали синтетические химиотерапевтические препараты. В последние годы интерес к некоторым из них ослаб, а к другим остается достаточно высоким, поэтому знание особенностей их применения является неотъемлемой частью деятельности врача.

 

План внеаудиторной самоподготовки

Этап работы Время занятий Литература
1.Ответить на вопросы для самоподготовки     2. Выполнить задание по рецептуре   3. Выполнить тестовые задания   1 час   30 мин     30 мин Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Дайте классификацию антисептиков и дезинфицирующих средств.

2. Охарактеризуйте противомикробное действие антисептиков галогеносодержащих, окислителей, слабых кислот и щелочей, соединений металлов. Перечислите показания для их применения.

3. Каковы противомикробное действие и показания для применения антисептиков групп фенола и его производных, красителей, альдегидов, спиртов, детергентов и производных нитрофурана?

4. В чем заключаются проблемы лекарственной устойчивости и дисбактериоза, возникающие при применении химиотерапевтических средств ?

6. Перечислите спектр, механизм и вид противомикробного действия сульфаниламидных препаратов.

7. Дайте классификацию сульфаниламидных препаратов. Каковы фармакодинамика и фармакокинетика препаратов каждой группы?

8. Перечислите показания и противопоказания для применения сульфаниламидов. Каковы побочные эффекты препаратов данной группы, их профилактика и лечение?

9. Комбинированное применение сульфаниламидов с триметопримом.

10. Каковы спектр, механизм и вид противомикробного действия, показания для применения и побочные эффекты производных нитрофурана?

11. Спектр, механизм и вид противомикробного действия, показания к применению и побочные эффекты производных хинолона. Фторхинолоны.

12. Противомикробное действие, показания для применения производных 8-оксихинолина, хиноксалина.

 

ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ

Используя таблицу 1, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) сульфаниламидный препарат для лечения воспалительных процессов мочевыводящих путей; 2) сульфаниламидный препарат для лечения пневмонии; 3) сульфаниламидный препарат для лечения бациллярной дизентерии; 4) для лечения брюшного тифа; 5) производное нитрофурана для лечения воспалительных процессов мочевыводящих путей; 6) производное нитрофурана для лечения бациллярной дизентерии; 7) для лечения энтероколитов; 8) производное 8-оксихинолина для лечения воспалительных процессов мочевыводящих путей; 9) производное хиноксалина для лечения абсцедирующей пневмонии; 10) сульфаниламидный препарат с бактерицидной активностью; 11) сульфаниламидный препарат при устойчивости микроорганизмов к другим сульфаниламидным средствам; 12) для лечения лямблиоза кишечника; 13) производное хиноксалина для лечения гнойного плеврита; 14) для лечения флегмоны бедра; 15) средство из группы фторхинолонов; 16) сульфаниламидный препарат для парентерального введения; 17) препарат выбора для лечения воспалительных заболеваний мочевыводящих путей.

 

Т а б л и ц а 1

План занятия

Время практического занятия – 135 мин.

1. Организационные вопросы – 5 мин.

2. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 45 мин.

3. Коррекция исходного уровня знаний – 25 мин.

4. Перерыв – 15 мин.

5. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.

6. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 25 мин.

7. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия) – 25 мин.

8. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин.

Оснащение занятия

Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.

 

Тесты для определения исходного уровня знаний

1. Сульфаниламидами, обладающими бактерицидной активностью, являются:

1) ко-тримоксазол (бактрим, бисептол);

2) этазол;

3) сульфатон;

4) фталазол;

5) сульфапиридазин.

2. Диоксидин вводят:

1) внутривенно;

2) внутримышечно;

3) внутрь.

3. Выберите правильные утверждения. Фторхинолоны:

1) имеют широкий спектр действия;

2) более активны в отношении грамотрицательных микроорганизмов;

3) действуют бактерицидно;

4) являются высокотоксичными препаратами.

4. Антисептики применяют:

1) преимущественно для уничтожения микроорганизмов, находящихся на коже и слизистых оболочках;

2) преимущественно для уничтожения микроорганизмов, находящихся во внутренних средах организма.

5. Фторхинолонами являются:

1) нитроксолин;

2) пефлоксацин;

3) офлоксацин;

4) ципрофлоксацин;

5) диоксидин.

6. Показаниями для применения диоксидина являются:

1) пневмония;

2) аскаридоз;

3) абсцесс легких;

4) пиелонефрит;

5) кандидоз.

7. Для дезинфекции выделений больных применяют:

1) хлорамин Б;

2) спирт этиловый;

3) бриллиантовый зеленый;

4) этакридиналактат;

5) серебра нитрат.

Нет.

9. Антисептиками являются:

1) ремантадин;

2) гризеофульвин;

3) хлоргексидин;

4) перекись водорода;

5) пиперазинаадипинат.

10. Выберите правильные утверждения. Сульфаниламиды:

1) не инактивируются в желудочно-кишечном тракте;

2) обладают ототоксичностью;

Вызывают кристаллурию.

Информационный материал

 

Требования, предъявляемые к антисептическим

и дезинфицирующим средствам:

1) должны уничтожать большинство микроорганизмов, т. е. иметь широкий спектр действия;

2) должны иметь высокую противомикробную активность;

3) их действие должно наступать быстро;

4) должны хорошо храниться;

5) антисептики не должны раздражать ткани организма, всасываться через кожу и слизистые;

6) дезинфицирующие средства не должны вызывать порчу обрабатываемых предметов, инструментов и т.д.

Тесты для определения итогового уровня знаний

Нет.

2. Показанием для применения фуразолидона является:

1) пневмония;

2) пиелонефрит;

3) бациллярная дизентерия;

4) ангина;

5) дифтерия.

3. Для профилактики побочных эффектов, вызванных сульфаниламидами, следует:

1) проводить терапию прерывистыми курсами;

2) применять минимальные дозы;

Производные нитрофурана

МНН Торговое название
Фуразолидон Фуразолидон
Нитрофурантоин Фурадонин

Производные 8-оксихинолина

МНН Торговое название
Нитроксалин(5-НОК) Нитроксалин

Ситуационные задачи

1. Больному с пиодермией (гнойнички на коже) врач назначил местно ртути дихлорид (сулема). Правильно ли поступил врач? Если нет, то какое антисептическое средство ему надо назначить?

2. Можно ли дезинфицировать металлические инструменты нитратом серебра. Если нет, то какое дезинфицирующее средство надо применить?

3. Больному с перитонитом, вызванному кишечной палочкой, врач назначил диоксидин внутривенно по 10 мл 0,5 % раствора 1 раз в сутки. Прав ли врач? Если нет, то какое антибактериальное средство ему надо назначить?

4. Больному с пиодермией врач назначил местно сульфацил-натрий. Правильно ли поступил врач? Если нет, то какое антисептическое средство ему надо назначить?

5. У больного с диареей, при обследовании, из кала выделена дизентерийная палочка. Какое химиотерапевтическое средство ему надо назначить, в какой дозе и с каким ритмом введения?

6. Больному с фолликулярной ангиной, вызванной стрептококком, врач назначил ко-тримоксазол по 480 мг 2 раз в сутки. Прав ли врач? Ответ обосновать.

7. Больному с пневмонией, вызванной стрептококком, врач назначил нитроксолин. Прав ли врач? Если нет, то какое антибактериальное средство ему надо назначить?

8. Есть ли смысл назначать больному с пневмонией ко-тримоксазол, если микрофлора, вызвавшая заболевание, приобрела устойчивость к сульфадимезину?

9. Больному с фолликулярной ангиной, вызванной стрептококком, врач назначил ко-тримоксазол по 960 мг 2 раз в сутки. Через несколько дней пациент обратился в больницу с жалобами на боли в поясничной области. При УЗИ-исследовании было выявлено наличие конкрементов в почечных лоханках. С чем связано развитие данного побочного эффекта? Предложите способы его профилактики.

10. Больному туберкулезом врач назначил норфлоксацин. Прав ли врач? Если нет, то какое антибактериальное средство ему надо назначить? Ответ обосновать.

Пример решения ситуационных задач

Задача.Больному с пиодермией (гнойнички на коже) врач назначил местно ртути дихлорид (сулема). Правильно ли поступил врач? Если нет, то какое антисептическое средство ему надо назначить? Ответ обосновать.

Решение.Врач поступил не правильно. Сулема очень токсична и способна проникать через кожу, кроме того, обладает выраженным раздражающим действием, поэтому для обработки кожи рук может использоваться только эпизодически. В данном случае пациенту следовало назначить препарат ртути, плохо растворимый в воде (например, ртути амидохлорид) или антисептик из другой группы (бриллиантовый зеленый).

Основная литература

  1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 486-494 с, 528-537 с.
  2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 2, 273-305 с, 373-403.

Дополнительная литература

  1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.: Изд-во РАМН, 2000. 322-332 с, 356-365 с.
  2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 182-184 с, 193-197 с.
  3. Информация для специалистовздравоохранения. Выпуск 3.Противомикробные и противовирусные лекарственные средства. М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 1998.
  4. Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии. Под ред. Л.С. Страчунского, Ю.Б. Белоусова, С.Н. Козлова.М.: 2002.

7. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 80-82 с.

8. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 70-71 с, 78-79 с.

 

Занятие 2

АНТИБИОТИКИ

Цели занятия:

Учебная.Сформировать представление о классификации, спектре, виде и механизме противомикробного действия, фармакокинетике, показаниях для применения и побочных эффектах антибиотиков (реализация ПК 43, ПК-44, ПК-45).

Развивающая. Изучить, фармакологию антибиотиков и их рецептуру (реализация ПК 43, ПК-44, ПК-45).

Воспитательная. Овладеть навыками просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, методами пропаганды научных достижений по данной теме, а также навыками проведения научных исследований, как в составе группы, так и самостоятельно, реализуя при этом специальные средства и методы получения нового знания (реализация ОК-4, ОК-11).

 

Конкретные задачи:

Название Компетенции Студент должен знать:   Студент должен уметь:   Студент должен владеть:
владеет навыками просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, методами пропаганды научных достижений по данной теме, а также навыками проведения научных исследований как в составе группы, так и самостоятельно, реализуя при этом специальные средства и методы получения нового знания (ОК-11, 15). методы получения нового знания Проводить исследования самостоятельно и в составе группы. Навыками просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, методами пропаганды научных достижений по данной теме.
способен и готов к информационной работе среди врачей, провизоров по вопросам применения ЛС, принадлежности их к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме (ПК-43). Фармакологию ЛП антибиотиков.   Определять ЛП антибиотиков средств, для лечения определенного заболевания и осуществлять выбор наиболее эффективных и безопасных. Навыками информационной работы среди врачей, провизоров по вопросам применения ЛП антибиотиков, принадлежности их к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме.
способен и готов к информационно-консультативной деятельности при отпуске ЛС и других ФТ институциональным и конечным потребителям (ПК-44). Фармакологию ЛП антибиотиков и их рецептуру. Определять оптимальный режим дозирования адекватный лечебным задачам.   Навыками информационно-консультативной деятельности по вопросам применения ЛП антибиотиков, осуществлять фармацевтическую экспертизу рецептов и требований накладных по данной теме при отпуске институциональным и конечным потребителям.
способен и готов оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости ЛС и других ФТ(ПК-45). Фармакологию ЛП антибиотиков. Прогнозировать и оценивать нежелательные лекарственные реакции ЛП антибиотиков, знать порядок их регистрации Объяснять действие ЛП, назначаемых специалистами, исходя из этиологии и патогенеза болезней, а также симптомных и синдромных проявлений. Навыками консультативной помощи населению по вопросам применения ЛП антибиотиков.

 

Введение

В один ряд с важнейшими достижениями науки ХХ столетия можно поставить успехи, достигнутые в этиотропной терапии инфекционных заболеваний. Во второй половине ХХ века было создано огромное количество высокоэффективных противомикробных средств, которые позволили решить проблему лечения различных инфекций. Однако до сих пор выбор эффективного и безопасного антибактериального средства остается сложным. В связи с этим все более актуальной становится проблема стандартизации антибактериальной терапии.

План внеаудиторной самоподготовки

Этап работы Время занятий Литература
1.Ответить на вопросы для самоподготовки     2. Выполнить задание по рецептуре   3. Выполнить тестовые задания   1 час   30 мин     30 мин Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. История открытия антибиотиков.

2. Биологический феномен, лежащий в основе противомикробного действия антибиотиков.

3. Дайте классификацию антибиотиков по спектру, механизму и виду противомикробного действия. Понятие об основных и резервных антибиотиках.

4. Каковы принципы рациональной антибиотикотерапии?

5. Спектр, механизм, вид противомикробного действия, фармакокинетика, показания для применения и побочные эффекты биосинтетических и полусинтетических пенициллинов.

6. Ингибиторы b - лактамаз.

7. Фармакология антибиотиков группы цефалоспоринов.

8. Фармакология антибиотиков группы карбапенемов.

9. Фармакология антибиотиков группы монобактамов.

10. Спектр, механизм, вид противомикробного действия, фармакокинетика и показания для применения антибиотиков-макролидов и азалидов.

11. Спектр, механизм, вид противомикробного действия, фармакокинетика, показания для применения и побочные эффекты антибиотиков-тетрациклинов.

12. Спектр, механизм, вид противомикробного действия, фармакокинетика, показания для применения и побочные эффекты антибиотиков группы левомицетина.

13. Фармакология антибиотиков групп аминогликозидов и полимиксинов.

14. Профилактическое применение антибиотиков.

 

ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ

Используя таблицу 2, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) средство, преимущественно действующее на грамположительную микрофлору; 2) для лечения перитонита, вызванного протеем; 3) из группы полусинтетических пенициллинов; 4) для лечения газовой гангрены; 5) для лечения пневмонии, вызванной стафилококком, продуцирующим пенициллиназу; 6) для лечения сифилиса; 7) для лечения гонореи; 8) для лечения пиелонефрита, вызванного кишечной палочкой; 9) для лечения сепсиса, вызванного стафилококком; 10) из группы цефалоспоринов третьего поколения; 11) средство, не всасывающееся из желудочно-кишечного тракта; 12) из группы цефалоспоринов для приема внутрь; 13) из группы тетрациклинов пролонгированного действия для парентерального введения; 14) для лечения брюшного тифа; 15) при тяжелой гнойной инфекции, вызванной грамотрицательной микрофлорой; 16) из группы азалидов; 17) для лечения бациллярной дизентерии; 18) из группы аминогликозидов; 19) для лечения дифтерии; 20) для лечения инфекции мочевыводящих путей, вызванной синегнойной палочкой; 21) для лечения бруцеллеза.

 

Т а б л и ц а 2

План занятия

Время практического занятия – 135 мин.

1. Организационные вопросы – 5 минут.

2. Анализ итогов контрольных работ предыдущего занятия – 5 мин.

3. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 45 мин.

4. Коррекция исходного уровня знаний – 20 мин.

5. Перерыв – 15 мин.

6. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.

7. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 25 мин.

9. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, контрольная работа (выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия)) – 25 мин.

10. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин.

Оснащение занятия

Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.

Тесты для определения исходного уровня знаний

1. Механизм противомикробного действия пенициллинов связан с:

1) нарушением синтеза клеточной стенки бактерий;

2) нарушением проницаемости цитоплазматической мембраны;

3) нарушением внутриклеточного синтеза белка;

4) нарушением синтеза РНК.

Нет.

3. Можно ли утверждать, что все ß-лактамные антибиотики обладают бактерицидным действием:

1) да;

2) нет.

4. К цефалоспоринам II поколения относятся:

1) цефотаксим (клафоран);

2) цефалексин;

3) цефуроксим;

4) цефокситин;

5) цефпиром.

5. К ß-лактамным антибиотикам относят:

1) пенициллины;

2) тетрациклины;

3) карбапенемы;

4) монобактамы;

5) аминогликозиды.

6. Синтез белка в микробной клетке нарушают:

1) оксациллина натриевая соль;

2) фурагин;

3) нистатин;

4) левомицетин;

Тобрамицин.

7. Бактерицидным действием обладают:

1) цефокситин;

2) этазол;

3) лидаприм;

4) тетрациклина гидрохлорид;

Сизомицина сульфат.

8. К антибиотикам группы гликопептидов относятся:

1) ванкомицин;

2) полимиксин-М;

3) гентамицина сульфат;

4) линкомицин.

9. К широкоспекторным антибиотикам относятся:

1) полимиксина М сульфат;

2) гризеофульвин;

3) карбенициллинадинатриевая соль;

4) доксициклина гидрохлорид;

5) линкомицина гидрохлорид.

10. К антибиотикам группы карбапенемов относятся:

1) эритромицин;

2) тетрациклин;

3) имипенем;

4) карбенициллин;

Меропенем.

Информационный материал

Пенициллнины

МНН Торговое название
Природные 1. Препараты для наружного введения (кислотонеустойчивые) Короткого действия
Бензилпенициллина натриевая и калиевая соли Бензилпенициллин
Длительного действия
Бензилпенициллин прокаин Бензилпенициллин
2. Препараты для энтерального введения (кислотоустойчивые)
Феноксиметилпенициллин ФеноксиметилпенициллинОспен, Оспен 750
Полусинтетические
Антистафилококковые
Оксациллин Оксациллин
Расширенного спектра Аминопенициллины
Ампициллин Амоксициллин Ампициллин Амоксициллин
     

Цефалоспорины

МНН Торговое название
Парентеральные 3поколение
Цефатоксим Дуатакс, Интратаксим, Кефотекс, Клафобрин, Клафоран, Лифоран, Оритаксим, Талцеф, Цетакс, Цефабол, Цефантрал, Цефосин, Цефотаксим, Цефотаксим "Биохеми", Цефотаксим натриевая соль, Цефотаксим-КМП, Цефтакс
Пероральные 1 поколение
Цефалексин Цефалексин
2 поколение
Цефаклор   Альфацет, Верцеф, Цеклор, Цефаклор Стада
Цефуроксим акцетил Зинат
       

 

Макролиды

МНН Торговое название
Полусинтетические 14-членные
Кларитромицин Клацид, Фромилид, «Клацид СР», Биноклар, Клабакс, Клеримед, Кларомин, Кларбакт
Рокситромицин БД-Рокс, Рокситромицин, Роксид, Рулицин, Рулид, Брилид, Элрокс
     

 

Аминогликозиды

МНН Торговое название
1 поколение
Канамицин Канамицин
Стрептомицин Стрептомицин
2 поколение
Гентомицин Гентомицин
3 поколение
Амикацин Амикацин
       

 

Тетрациклины

МНН Торговое название
Природные
Тетрациклин Тетрациклин
Полусинтетические
Доксициклин Вибрамицин
       

 

Принципы рациональной антибиотикотерапии

1. Наличие показаний для антибиотикотерапии.

2. Назначение антибиотиков с учетом чувствительности микроорганизмов, вызвавших заболевание.

3. Назначение антибиотиков с учетом особенностей больного (детям, пожилым и ослабленным больным предпочтительно назначение бактерицидных антибактериальных средств), противопоказаний к этому препарату.

4. Назначение антибиотиков с учетом особенностей заболевания.

5. Оптимальный путь введения препаратов.

6. Так как антибиотики – препараты концентрационного действия, то необходимо вводить их в адекватной дозе, соблюдая ритм введения, чтобы поддерживать его среднюю терапевтическую концентрацию в тканях организма.

7. Выбор рациональной комбинации антибиотиков.

8. Обеспечение необходимой продолжительности лечения.

9. Выбор препарата, способ введения и его доза, а также адекватный контроль в процессе лечения должны предупредить и уменьшить побочные эффекты.

Тесты для определения итогового уровня знаний

1. В спектре противомикробного действия бензилпенициллина есть:

1) кокки;

2) дифтерийная палочка;

3) клостридии;

4) кишечная палочка;

5) сальмонеллы.

2. Кандидоз кишечника могут вызвать:

1) изониазид;

2) ампициллин;

3) доксициклина гидрохлорид;

4) оксациллина натриевая соль;

5) леворин.

3. Антибиотики группы пенициллинов вызывают следующие побочные эффекты:

1) аллергические реакции;

2) агранулоцитоз;

3) суперинфекция;

4) обладают ототоксичностью;

5) нарушают формирование скелета.

4. В спектре противомикробного действия тетрациклинов есть:

1) холерный вибрион;

2) синегнойная палочка;

3) хламидии;

4) возбудитель дифтерии;

Кокки.

5. При воспалительных заболеваниях мочевыводящих путей, вызванных кишечной палочкой, применяют:

1) пефлоксацин;

2) фурагин;

3) бензилпенициллина натриевую соль;

4) цефотаксим;

Гентамицина сульфат.

6. Для лечения бациллярной дизентерии применяют:

1) полимиксина М сульфат;

2) фталазол;

3) фуразолидон;

4) нитроксолин;

5) бензилпенициллина натриевую соль.

7. При стафилококковом сепсисе применяют:

1) цефотаксим (клафоран);

2) имипенем;

3) рифампицин;

4) кислоту налидиксовую;

Оксациллина натриевую соль.

8. Побочными эффектами левомицетина являются:

1) угнетение кроветворения;

2) поражение слухового нерва;

3) нефротоксичность;

Ситуационные задачи

1. Больному с абсцессом легкого, вызванного стафилококком, устойчивым к бензилпенициллину, был назначен гентамицина сульфат. Больной страдает невритом слухового нерва. Прав ли врач? Если нет, то какое антибактериальное средство ему надо назначить, в какой дозе и с каким ритмом введения?

2. У больного с диареей, при обследовании кала, была выделена дизентерийная палочка. Какое антибактериальное средство ему надо назначить, в какой дозе и с каким ритмом введения?

3. Больному с острым гнойным отитом были назначены внутримышечные инъекции пенициллина по 200000 ЕД 2 раза в сутки. Наступившее после первых инъекций улучшение состояния больного оказалось кратковременным: на 4-е сутки лечения температура повысилась, болезненность в области поражения усилилась. Посев гнойного отделяемого показал, что возбудителем отита является стафилококк, нечувствительный к пенициллину. Какова причина возникновения резистентности к пенициллину? Какие из антибиотиков можно использовать в качестве заменителя пенициллина в сложившейся ситуации?

4. Если смысл применять бициллины для лечения пневмонии, вызванной микрофлорой, чувствительной к пенициллинам? Если нет, то какое антибактериальное средство ему надо назначить, в какой дозе и с каким ритмом введения?

5. Больному с пиелонефритом, вызванным стафилококком, потерявшим чувствительность к бензилпенициллину, врач назначил ампициллин. Прав ли врач? Если нет, то какое антибактериальное средство ему надо назначить, в какой дозе и с каким ритмом введения?

6. Больному сифилисом, сенсибилизированному к бензилпенициллину, врач назначил оксациллина натриевую соль. Прав ли врач? Если нет, то какое антибактериальное средство ему надо назначить, в какой дозе и с каким ритмом введения?

7. Больному с газовой гангреной врач назначил оксациллина натриевую соль внутрь по 0,5 г 3 раза в день. Прав ли врач? Если нет, то какое антибактериальное средство ему надо назначить, в какой дозе и с каким ритмом введения?

8. Больному с сепсисом, из крови которого выделена кишечная палочка, продуцирующая b-лактамазу, был назначен цефалоридин. Прав ли врач? Если нет, то какое антибактериальное средство ему надо назначить, в какой дозе и с каким ритмом введения?

9. Больному с пневмонией, вызванной синегнойной палочкой, врач назначил полимиксина–М сульфат внутрь. Прав ли врач? Если нет, то какое антибактериальное средство ему надо назначить, в какой дозе и с каким ритмом введения?

10. Больному с бруцеллезом врач назначил доксициклина гидрохлорид по 0,05 г 1 раз в сутки. Прав ли врач? Если нет, то какое антибактериальное средство ему надо назначить, в какой дозе и с каким ритмом введения?

 

Основная литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 486-494 с, 528-537 с.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 2, 273-305 с, 373-403.

 

Дополнительная литература

1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.: Изд-во РАМН, 2000. 333-355 с.

2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 189-192 с.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.093 с.)