Учитель говорит о роли наречий в языке, читает стихотворения о наречии, о большом количестве орфограмм в этой части речи, которые для ученика, плохо относящегося к урокам русского языка, – ДЖУНГЛИ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учитель говорит о роли наречий в языке, читает стихотворения о наречии, о большом количестве орфограмм в этой части речи, которые для ученика, плохо относящегося к урокам русского языка, – ДЖУНГЛИ.



  1. Вот и посмотрим, как вы преодолеете их.

    Наш язык и скромен и богат,

    В каждом слове скрыт чудесный клад.

    Слово «высоко» произнеси -

    И представишь сразу неба синь!

    Ты скажи «кругом белым-бело» -

    И увидишь зимнее село:

    С белых крыш свисает белый снег,

    Не видать под белым снегом рек.

    Вспомнится наречие «светло» -

    И увидишь: солнышко взошло.

    Если скажешь слово ты «темно» -

    Сразу вечер поглядит в окно.

    Если скажешь «ароматно» ты –

    Ты сразу вспомнишь ландыша цветы.

    Ну, а если скажешь ты «красиво» -

    Пред тобою сразу вся Россия.

Давайте сделаем выводы каждый для себя: чему мы научились, освоив 1 модуль учебника.

Группа работает с учебником

Стр. 60 – вопросы для самопроверки

Группа получает конверт с вопросами

Дополнительные вопросы
1. Чем отличается наречие от других частей речи?

  1. Какие общие орфограммы у наречия и других частей речи?
  2. Какими способами могут образовываться наречия?
  3. Дать определение наречия.
  4. Приведите пример наречия, обозначающего признак предмета.
  5. Приведите пример наречия, обозначающего признак признака (дом напротив, яйцо вкрутую; очень интересный, совсем глупый).
  6. На какие вопросы отвечает наречие?
  7. Каким членом предложения может быть наречие?
  8. Что интересного мы узнали о наречии?
  9. Приведите пример, где наречие является сказуемым.


Задания

  1. Образовать от данных слов наречия разными способами (карточки)

    Например:

ü миг - вмиг, на миг, мигом.

ü левый- налево, влево, левее

ü даль- издали, далёко, далече, далеко-далеко

ü давний- давно, издавна, давнёхонько, давным-давно и др.

  1. Правильно впиши в таблицу данные наречия: слитно, раздельно, через дефис (карточки)
Слитно Раздельно Через дефис
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 


3. Вспомнить фразеологизмы с наречиями - задания на сообразительность (карточки)

4. Упр. 116 – заполните таблицу

(Проверяем работу)

Учитель
Ну что ж, мы неплохо преодолеваем ДЖУНГЛИ. Я думаю, что мы благополучно из них выйдем, но… отдохните и вспомните все орфограммы, которые мы с вами изучили в 1 модуле учебника. Запишите по 1 -2 примера.

Пишем интерактивный диктант – упр. 126


Подведение итогов, проверка диктанта (выборочно)

Домашнее задание

По выбору

  1. Упр. 114, стр. 60
  2. Написать сочинение о покорении ДЖУНГЛЕЙ (можно проиллюстрировать), используя данные наречия(издавна, однажды, сначала, неуклюже, неожиданно, по двое, стремительно, вперёд, понемногу, заранее, медленно, осторожнее, уверенно, влево)

    Этот урок-итог можно провести в конце учебного года перед

Праздником славянской письменности, который отмечают 24 мая

Тема: «Язык мой, давай с тобой дружить».

Цели: знать историю языка, вырабатывать умение правильно и красиво говорить, воспитывать любовь к родной речи.

Оборудование: презентация, высказывания о русском языке, азбука, раздаточный материал (карточки), иллюстрации памятников Кириллу и Мефодию

Сценарий урока

Работа с эпиграфом урока

Можно предложить следующий:

Да здравствует старословянский!

В нём кровь замешалась и пот!

Густой, непрозрачный и вязкий,

Тяжёлый, как сотовый мёд!

Как капли его золотые,

Живут и сейчас в языке

Слова налитые, густые, -

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы,

До наших времён донесли

Значительность каждого слова

В начале Российской земли.

О.Дмитриев

 

 

Учитель

 

Наш урок посвящается он Дню славянской письменности. Много лет тому назад наши братья болгары положили начало этой прекрасной традиции. В день памяти святых Кирилла и Мефодия, 24 мая, в Болгарии завершается школьная учеба. Великолепным ярким шествием выходят учителя, ученики и их родители на улицы Софии. Дети и взрослые несут хоругви, знамена и самодельные флажки со славянскими буквами. Звучат стихи и молитвы, прославляющие просветителей славян:

Братья! Двоицу святую
В сей день радостно почтим!
Просветителей честную
Память светло совершим.
Песнью хвальною, велегласною
Да восхвалим их:
Радуйся, Кирилле,
Радуйся, Мефодие,
Радуйтесь, Словенских стран апостолы!

 

Как вы думаете: можно представить себе жизнь без письменности?

(Ответы учащихся)

Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность. Не надо писать, диктанты, сочинения, изложения, не надо читать книги… Допустим, но ведь тогда надо отменить книги, газеты, журналы, почтовые отделения, карточки в регистратурах, билеты на поезда и самолёты… Да и было ли бывсё то, что нас окружает. Конечно, нет! Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без письменности?

Давайте заглянем в историю!

Ученики заранее готовят сообщения.

(Они могут быть приблизительно и такими, как приведённые ниже)

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с … медведей. Было это очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.

(Из «Словаря юного филолога»)

Учитель

Есть и другие предположения. Библия нам передаёт множество исторических сведений о возникновении СЛОВА и РАЗНЫХ НАРЕЧИЙ. В этой священной книге говорится: «В начале было Слово. И Слово было у Бога и Слово было Бог»

 

А теперь посмотрите на слайд. Перед Вами репродукция памятника Кириллу и Мефодию. Знаете ли вы кто они и чем прославились?

(Учащиеся отвечают)

Сообщение ученика

В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг. Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, символизировал. И, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, "чертами и резами", а также руническим письмом...

Входит монах с зажженной свечой, садится за стол, пишет гусиным пером

Ученик

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

/Звучит колокольный звон в аудиозаписи/

Летописец (вставая)

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

 

Сообщение ученика

На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сейчас он называется Салоники.) Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители Солуни тоже были славянами.

Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший. Всё в школе казалось ему ужасно интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

- А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по-славянски.

- Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания-всё от греков.

-А почему у славян нет своих книг?

-Потому что писать на славянском языке нельзя.

В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

-Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

-Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и придумаю славянские буквы.

Уходят. Входит летописец с Азбукой, садится за стол.

Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян.

Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать в Моравию учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их)

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку.

Сия зримая мала книжица
По-реченному алфавица,
Напечатана бысть по царскому велению
Всем младым детям к научению.

Вот азбука – начало все начал.
Открыл букварь – и детством так и дунуло!

А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.

Он понимал, что буковки – основа
Грядущего неписанного слова,
Великого, как Тихий океан.

Так появилась славянская азбука, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). В ней 43 буквы. Каждая имеет свое название.

Сообщение ученика

В 988 году в Киеве открылась дворцовая школа «Ученья книжного». Возник центр книжной культуры, той, которая соединила Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией. Наряду с латинской, греческой, арабской школами, на историческую арену выходит славянская школа. Рождение новой школы непосредственно связано с созданием славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 году. Первая школа, где велось преподавание церковнославянского языка, была открыта братьями в столице Моравского княжества Велиграде. Ими было воспитано около 200 княжеств. Их ученики стали открывать свои школы, учить других, и к концу века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке, который был понятен всем славянским народам того времени. Первые школы создавались князьями, но уже в Киевской Руси сложились два типа школ: демократические школы мастеров грамоты, где учили упрощённый 32-буквенный кириллический алфавит, и дворцовые, соборные, монастырские, где давались 44-45-буквенная кириллица, отражающая все особенности церковнославянского языка.

«Книжное учение» было возможно там, где находились богатые собрания рукописных книг – при монастырях, епископских кафедрах, кафедральных соборах.

(Учитель комментирует текст, разъясняя количество букв в кириллице)

Можно здесь рассказать о старославянском и древнерусском языках, об особенностях современного русского языка, который впитал в себя старославянизмы и слова древнерусского языка, кратко рассказать об их признаках (ра, ро, ре, ле; оро /оло /ере; ж, дж…)

 

Можно предложить детям попробовать перевести старославянские и древнерусские отрывки из текстов не с целью перевода как такового, а с целью видения особенностей разности//одинаковости с современным русским языком.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.023 с.)