Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учитель говорит о роли наречий в языке, читает стихотворения о наречии, о большом количестве орфограмм в этой части речи, которые для ученика, плохо относящегося к урокам русского языка, – ДЖУНГЛИ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Давайте сделаем выводы каждый для себя: чему мы научились, освоив 1 модуль учебника. Группа работает с учебником Стр. 60 – вопросы для самопроверки Группа получает конверт с вопросами Дополнительные вопросы
ü миг - вмиг, на миг, мигом. ü левый- налево, влево, левее ü даль- издали, далёко, далече, далеко-далеко ü давний- давно, издавна, давнёхонько, давным-давно и др.
4. Упр. 116 – заполните таблицу (Проверяем работу) Учитель Пишем интерактивный диктант – упр. 126
Домашнее задание По выбору
Праздником славянской письменности, который отмечают 24 мая Тема: «Язык мой, давай с тобой дружить». Цели: знать историю языка, вырабатывать умение правильно и красиво говорить, воспитывать любовь к родной речи. Оборудование: презентация, высказывания о русском языке, азбука, раздаточный материал (карточки), иллюстрации памятников Кириллу и Мефодию Сценарий урока Работа с эпиграфом урока Можно предложить следующий: Да здравствует старословянский! В нём кровь замешалась и пот! Густой, непрозрачный и вязкий, Тяжёлый, как сотовый мёд! Как капли его золотые, Живут и сейчас в языке Слова налитые, густые, - Хоть каждое взвесь на руке. Они веселы и суровы, До наших времён донесли Значительность каждого слова В начале Российской земли. О.Дмитриев
Учитель
Наш урок посвящается он Дню славянской письменности. Много лет тому назад наши братья болгары положили начало этой прекрасной традиции. В день памяти святых Кирилла и Мефодия, 24 мая, в Болгарии завершается школьная учеба. Великолепным ярким шествием выходят учителя, ученики и их родители на улицы Софии. Дети и взрослые несут хоругви, знамена и самодельные флажки со славянскими буквами. Звучат стихи и молитвы, прославляющие просветителей славян: Братья! Двоицу святую
Как вы думаете: можно представить себе жизнь без письменности? (Ответы учащихся) Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность. Не надо писать, диктанты, сочинения, изложения, не надо читать книги… Допустим, но ведь тогда надо отменить книги, газеты, журналы, почтовые отделения, карточки в регистратурах, билеты на поезда и самолёты… Да и было ли бывсё то, что нас окружает. Конечно, нет! Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без письменности? Давайте заглянем в историю! Ученики заранее готовят сообщения. (Они могут быть приблизительно и такими, как приведённые ниже) Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с … медведей. Было это очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности. (Из «Словаря юного филолога») Учитель Есть и другие предположения. Библия нам передаёт множество исторических сведений о возникновении СЛОВА и РАЗНЫХ НАРЕЧИЙ. В этой священной книге говорится: «В начале было Слово. И Слово было у Бога и Слово было Бог»
А теперь посмотрите на слайд. Перед Вами репродукция памятника Кириллу и Мефодию. Знаете ли вы кто они и чем прославились? (Учащиеся отвечают) Сообщение ученика В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг. Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, символизировал. И, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, "чертами и резами", а также руническим письмом... Входит монах с зажженной свечой, садится за стол, пишет гусиным пером Ученик В монастырской келье узкой, Он писал зимой и летом, /Звучит колокольный звон в аудиозаписи/ Летописец (вставая) По широкой Руси – нашей матушке Вспоминают Кирилла и Мефодия, Все народы, что пишут кириллицей,
Сообщение ученика На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сейчас он называется Салоники.) Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители Солуни тоже были славянами. Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший. Всё в школе казалось ему ужасно интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами: - А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по-славянски. - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания-всё от греков. -А почему у славян нет своих книг? -Потому что писать на славянском языке нельзя. В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев. -Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя! -Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и придумаю славянские буквы. Уходят. Входит летописец с Азбукой, садится за стол. Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать в Моравию учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их) И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку. Сия зримая мала книжица Вот азбука – начало все начал. А Константин-философ по ночам Он понимал, что буковки – основа Так появилась славянская азбука, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). В ней 43 буквы. Каждая имеет свое название. Сообщение ученика В 988 году в Киеве открылась дворцовая школа «Ученья книжного». Возник центр книжной культуры, той, которая соединила Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией. Наряду с латинской, греческой, арабской школами, на историческую арену выходит славянская школа. Рождение новой школы непосредственно связано с созданием славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 году. Первая школа, где велось преподавание церковнославянского языка, была открыта братьями в столице Моравского княжества Велиграде. Ими было воспитано около 200 княжеств. Их ученики стали открывать свои школы, учить других, и к концу века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке, который был понятен всем славянским народам того времени. Первые школы создавались князьями, но уже в Киевской Руси сложились два типа школ: демократические школы мастеров грамоты, где учили упрощённый 32-буквенный кириллический алфавит, и дворцовые, соборные, монастырские, где давались 44-45-буквенная кириллица, отражающая все особенности церковнославянского языка. «Книжное учение» было возможно там, где находились богатые собрания рукописных книг – при монастырях, епископских кафедрах, кафедральных соборах. (Учитель комментирует текст, разъясняя количество букв в кириллице) Можно здесь рассказать о старославянском и древнерусском языках, об особенностях современного русского языка, который впитал в себя старославянизмы и слова древнерусского языка, кратко рассказать об их признаках (ра, ро, ре, ле; оро /оло /ере; ж, дж…)
Можно предложить детям попробовать перевести старославянские и древнерусские отрывки из текстов не с целью перевода как такового, а с целью видения особенностей разности//одинаковости с современным русским языком.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.177 (0.008 с.) |