Ученик читает наизусть стихотворение О.Дмитриева



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ученик читает наизусть стихотворение О.Дмитриева



Старославянский язык

А всё же до жалости редко

Среди почитаемых книг

Мы ищем язык наших предков –

Для нас неудобный язык.

Пускай не во всём он понятен,

И мудрым учёным, порой.

И белых в нём более пятен,

Чем даже на карте земной, -

Но вслушайтесь в давнюю эту

Эпоху, за каждой строкой.

В словах легковесности нету,

Поспешности нет никакой!

Над лунным челом летописца

Татарские кони храпят.

И всё ж принимает страница

Не каждое слово подряд:

Когда они слабы и мелки,

Не гоже и браться за труд,

Над ним не секундные стрелки,

Смертельные стрелы поют.

И долгий подсказывал опыт,

Что выразить может верней,

Коней несмолкающих топот,

Звон лат, и монет, и церквей.

Набата отверстое горло,

Рёв рога и дробь топора, -

Не наше ленивое «оро»,

А старое грозное «ра»!

Великих высот достигали

Два слога в звучанье стальном,

Двумя оставаясь слогами

В воинственном слоге одном.

И с краткость – признаком силы

Слова обретали тогда

Летящую тяжесть секиры,

Спокойную грузность плода…

Да здравствует старословянский!

В нём кровь замешалась и пот!

Густой, непрозрачный и вязкий,

Тяжёлый, как сотовый мёд!

Как капли его золотые,

Живут и сейчас в языке

Слова налитые, густые, -

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы,

До наших времён донесли

Значительность каждого слова

В начале Российской земли.

О.Дмитриев

 

Вопросы из истории

 

1. Когда был создан первый алфавит братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием?

(24 мая 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита)

2. В 988 году Русь приняла христианство. Что после этого события стали изображать на багряном стяге русские войны?

(Лик Спасителя)

3. При каком князе-правителе Киевская Русь приняла христианство?

(Владимире Красное Солнышко)

4. Какой царь пригласил моравских братьев на русскую землю?

(Из "Повести временных лет"- мы узнаём, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк, и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: "Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их")

5. В 1574 году был напечатан первый русский букварь. Кто это сделал?

(Первопечатник Иван Фёдоров)

    1. На арене истории Древней Руси появляется яркая и многогранная фигура первого историка-летописца монаха Киево-Печерского монастыря. Он был хорошо образованный патриот, знал византийскую и античную литературу, заботился о расширении исторического кругозора своих читателей.

(Нестор - Летописец)

Лингвистические вопросы

Учитель

А как вы понимаете такие выражения:

«Начать с азов», «Аз да буки - вот и все науки», «Не суйтесь, буки, наперёд азов», «Ни аза не мыслит»? Это всё о буквах сказал славянский народ. А какие пословицы и поговорки о слове, буквах знаете вы? (Отвечают)

Игра “Собери пословицу”

Ученики получают листы с "рассыпанными" пословицами

Задание: составить целую пословицу.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Не красна птица пером, красна умом.

Золото добывают из земли, а знания с книги.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

Что писано пером, не вырубишь топором.

Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Хлеб питает тепло, а книга питает разум.

А сейчас проверим, кто из вас самый смышлёный, отгадайте загадки

Чёрные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
кто их прочитает. (Буквы)

Носила меня мать,
Уронила меня мать,
подняли меня люди,
понесли на торг торговать,
отрезали мне голову,
стал я чёрную воду пить,
и я ясно говорить. (Гусиное перо)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)

Кулик – не велик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись. (Школьный звонок)

Учитель

Подводя итог нашего урока, хочется сказать словами поэта:

Родная речь – Отечеству основа,
Не замути Божественный родник –
Храни себя – душа рождает слово –
Великий святорусский наш язык!

 

И в конце урока мы составим своеобразную памятку «Как надо вести себя в речи с другим человеком»

Письмо под диктовку

Поступай так в речи по отношению к другим, как бы ты желал, чтобы они поступали по отношению к тебе!

Говори так, чтобы тебя поняли!

Отвечай на том же языке, в той же тональности, в которой к тебе обратились.

Умей понять собеседника!

Научись слушать речь собеседника!

Пойми слова и действия другого человека.

 

Модуль 2

Тема: Образование предлогов

Цели:

ü познакомить с понятиями производных и непроизводных предлогов,

ü определить роль производных предлогов в тексте;

ü сформировать навыки различения производных предлогов и непроизводных; продолжить работу по развитию связной речи;

ü поддерживать и развивать интерес к изучению русского языка.

Сценарий урока

Работа с эпиграфом

Если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями,

То у каждого из нас будет по две идеи.

Бернарда Шоу

Учитель

Я не случайно начала наш урок именно с этих слов, Ваши идеи сегодня будут очень важны. Обмениваясь идеями, мы сможем сделать сложную тему понятной.

Актуализация знаний

Индивидуальная работа

Разноуровневые задания

Карточка 1

Перепишите, исправляя ошибки в употреблении предлогов

1) Встреча произошла по окончанию конференции.

2) В течении последнего времени он мне доставлял одни неудобства.

3) Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город.

Карточка 2

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, вставить предлоги.

1) (Ввиду) срочности з…каза пр…шлось работать и в вых…дной.

2) Что-то (наподобие) улыбки п…стоян(н)о играло ок…ло её рта.

3) Пре…чу…ствие Анны Павловны (насчёт) п…беды …правдалось.

Карточка 3

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, вставить предлоги. Определить тип речи, стиль.

Зима

Зима-хл…потунья взялась за св…и д…ла. Пр…крыла давно пр…зябшие осенью п…ля толстым м…хнатым п…крывалом. Высв…тила маленькие лунки на в…де б…льшого застывш…го озера. Разукрасила окна в д…мах снежной п…волокой р…сунка. Даже несмотря на то что со…нце светит днём по-зимнему н…истово р…сунок …стаётся свежим и красиво застывш…м. В следствие б…льших з…носов дв…ры п…тонули в сугробах что дворники не спр…вляются со снежными з…пасами. (Знаки препинания не проставлены)

Совместная проверка выполненной работы

ü Почему вы поняли смысл текста, несмотря на то, что предлоги в нем были пропущены?

(Предлоги не имеют лексического значения).

- Но опускать предлоги нужно очень осторожно. Можно исказить текст. Например, если опустить их в пословице «Кто в лес, кто по дрова», то получится «Кто лес, кто дрова». А это уже совсем другой смысл.

Работа с учебником по группам

Стр. 11 – теоретические сведения по образованию предлогов

Упр. 18, стр. 12

Упр. 19, стр. 12

Решение проектной задачи

Стр. 13

Тема урока

Учитель задаёт вопросы

1. Непроизводные и производные предлоги: как вы понимаете эти термины? (версии)

- Пришло время делиться идеями. Можно ошибаться, нельзя бояться.

Слайд.

Запишите словосочетания в 2 столбца.

Искать около дома Бродить вокруг да около

Изучить в течение дня Попасть в течение реки

Забыть вследствие болезни Внести изменения в следствие

Наблюдения.

- Я утверждаю, что выделенные слова в первом столбце – это предлоги. Согласитесь ли вы со мной?

(версии)

2. О чем мы должны помнить, работая с предлогами?

ü Предлоги связывают главное и зависимое слова.

ü К предлогам невозможно задать вопрос.

ü Без зависимого слова синтаксической роли не выполняют.

Показательная работа у доски

(У доски работает ученик: с помощью учителя, если нужно, проводится проверка версии, что это предлог, с использованием имеющихся знаний о предлоге.)

Схематическая работа: сравнить предложения, связать главное слово и зависимое,

Предложения:

Я обошёл вокруг дома.

Я оглянулся вокруг.

Благодаря хозяевам вечер удался на славу.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.175.108 (0.013 с.)