Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественные движения в России в первой половине XIX: их концепции, влияние на власть и общество.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На рубеже 30-50-х гг. происходят изменения в общественных настроениях. В России сохранялось самодержавие и крепостничество, и их судьба составляла суть всех общественно-политических разногласий. Консерваторы выступали за сохранение и упрочение существующих порядков. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Либералы предлагали постепенное реформирование существующего строя (эволюционный путь развития страны). Среди либералов складываются 2 течения общественной мысли: западничество и славянофильство, сыгравшие большую роль в обща венном движении и развитии российской общественной мысли. Славянофилы (А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин), исходя из концепции Шеллинга о том, что каждому народу присущи свои особенности, пришли к выводу, что Россия и Запад - это два особых мира и закономерности их развития совершенно различны. Два фактора, по их мнению, определили особенности исторического пути России и ее место в мире: извечное существование общины православная религия. Все беды, по мнению славянофилов, начались со времени Петра Великого, который "исказил" русскую историю, насаждая в стране чуждые ей европейские порядки, "насильственно оторвал" русский народ от родного "исторического основания". Отсюда и общин теоретический вывод: необходимо исправить “искажения” основ народной жизни, которые были допущены Петром и послепетровский период, идти по своему самобытному пути, развивая те начала и нравственные качества, которые присущи русскому народу. Противниками славянофилов были западники (П. В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К. Д. Кавелин и другие). Вместе с ним выступали А.И. Герцен и В. Г. Белинский, вырабатывавшие и утверждавшие свою революционною концепцию Западничество - также либеральная концепция, однако в ней развивались буржуазные представления о характере будущего развития России. Западники считали, что Россия шла тем же историческим путем, что и Западная Европа, но отстала от нее, и поэтому должна прибегать к использованию опыта европейских стран. Они критиковали феодальные отношения и выступали за утверждение буржуазных форм собственности, были противниками крепостного права. А.И. Герцен, соединив европейские идеи "утопического социализма" со специфическими российскими условиями (крестьянской общиной), положил начало социалистической традиции в общественной мысли страны. Споры западников и славянофилов имели большое общественное значение. Поставив важнейшие проблемы исторического развития, они будили общественную мысль, звали к деятельности, "прогрессу", что являлось, по существу, осуждением казенной теории " официальной народности". Они знаменовали собой формирование буржуазно-либеральной идеологии в России. 14) Модернизация в России в период правления Александра II: подготовка и проведения крестьянской реформы 1861 года, её историческое значение. Вошёл в историю как царь-освободитель. Все реформы, которые он провёл, носили буржуазный характер, так как в них были отражены принципы буржуазного права. 19 февраля 1861 года был принят манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и обустройстве их быта». По реформе все крестьяне получили гражданские права: Свобода вступления в брак; Возможность заключать договора с казной и частными лицами; Возможность содержать торговые, промышленные и ремесленные заведения; Обращаться в суд, быть свидетелем и поручителем; Поступать в учебные заведения; Наниматься в рекруты; Переходить в другие сословия; Возможность быть избранным и избирать на общественные должности. Вся территория страны была разделена на чернозёмную, нечернозёмную и степную области. В первых двух устанавливался высший и низший предел земельного надела, а в степной – один надел – указной (12 десятин). Земля подаётся только на мужскую душу, записанную в X-ой ревизионной комиссии 1858 года. Крестьяне были недовольны отрезками. Отрезок – это разница между тем количеством земли, которым крестьяне пользовались до реформы и который они получили в собственность после реформы. Крестьянин в течение 9 лет отказаться от земли не мог. Земля состояла из надельной и усадебной частей. Надельная земля – пашни, усадебная – дом, постройки для скота и так далее. Усадебную землю можно было выкупить сразу без согласия помещика, а надельную – только с согласия помещика. Надельную землю надо было выкупить в течение 9 лет, но срок продлился до 20 лет, в 1881 году указ, что нужно заканчивать с выкупными операциями. 80% денег на выкуп крестьянину давал государственный банк на 49 лет под 6% годовых. Там, где была община, крестьяне объединены в общину, а где не было её – было подворное землевладение. Но те и другие объединены в сельское общество. По праву из общины можно было выйти при наличии квалифицированного большинства общинников, проголосовавших за этот выход (две третьих или три четвёртых общинников). Буржуазный характер реформы описывается по двум моментам: Получение гражданских прав; И крестьянское, и помещичье хозяйство стали связаны с рынком. 15) Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века:их основное содержание значение для государства и общества.(Сюда также входит реформа 1861 года отвеченная в 14 вопросе) Принципы, на которых строилась судебная реформа 1874 года: бессословность суда, независимость от администрации, состязательность в судебном споре, ведение суда присяжных заседателей, презумпция невиновности до вынесения приговора, отмена формальных доказательств (мужчине доверяют больше, чем женщине – отмена данного принципа), выборность в двух случаях: мировых судей и присяжных заседателей. Земская реформа – реформа местного управления (1864). Были выбраны органы управления: Уездное Земское собрание, избирались на 3 года, являлись распорядительными органами и собирались один раз в году на 10-20 дней. А исполнительным органом были Уездные и Губернские Земские управы. Выборы в Уездное Земское собрание проводились по куриям: землевладельческая, городская и крестьянская. А Уездное Земское собрание выбирало Губернское Земское собрание. Реформа строилась на принципах выборности и всесословности. Военные реформы 1860-70-х гг. были вызваны отменой крепостного права, ростом капиталистических отношений, развитием военной техники, несостоятельностью крепостнической организации русских армии, выявившейся в Крымской войне 1853-1856, и стремлением правительства укрепить армию в условиях роста вооружений европейских стран. Военные реформы проводились под руководством военного министра Д.А. Милютина. Одну из основных задач военных реформ Милютин видел в сокращении армии в мирное время при значительном увеличении её в военное время за счёт создания обученного запаса. В 1862-1864 годах была проведена реформа местного военного управления: создано 15 военных округов во главе с командующими войсками округа. В 1868 году было реорганизовано Военное министерство, в результате чего все отрасли военного управления и войска были подчинены военному министру. В 1868 году утверждено новое положение о полевом управлении армии в военное время. Для подготовки офицерских кадров вместо кадетских корпусов создавались военные гимназии и военные училища (1863—1864-ые годы), а также юнкерские училища (с 1864 года) для лиц, не имевших среднего образования. Улучшилось высшее военное образование в академиях; создана Военно-юридическая академия (1867 год). По закону 1 января 1874 года призыву на военную службу подлежали лица всех классов и сословий с 21 года; общий срок службы – 15 лет, из них 6 – действительной и 9 – в запасе. Для лиц, получивших среднее и высшее образование, срок действительной службы сокращался (от 4 лет до 6 месяцев). Существовали льготы по семейному положению (не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи и другие льготы). По льготам освобождалось свыше 50% призывников. Освобождённые от призыва зачислялись в ополчение, призываемое лишь во время войны. Казаки отбывали военную службу на особых основаниях. Не подлежали призыву народы Севера, Средней Азии, некоторые народы Кавказа и Сибири. Реформы в обучении войск ставили задачей учить солдат лишь тому, что нужно на войне. Но значительное влияние в армии реакционных элементов и недостаток финансовых средств тормозили последовательную перестройку системы боевой подготовки. В результате военных реформ русская армия превратилась в массовую армию буржуазного типа, что в значительной мере усилило её боеспособность и положительно сказалось уже в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. Буржуазный характер реформы в том, что она вводит всеобщую всесословную воинскую обязанность. В ходе образовательных реформ 1860-х годов была создана сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями созданы реальные гимназии (училища), где основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Устав 1863 года для вузов вводил частичную автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.193 (0.007 с.) |