Древнерусское государство в X-XII вв. Полит.строй и соц-экон отношения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнерусское государство в X-XII вв. Полит.строй и соц-экон отношения.



Древнерусское государство в X-XII вв. Полит.строй и соц-экон отношения.

Раннефеодальная монархия – форма правления, при которой институты первобытно-общинных отношений (строи) сочетаются с институтами феодальных отношений (наличие вотчин, появление ренты вместо дани, появление зависимого населения), которой принадлежит будущее.

Монархия – во главе государства монарх (у нас Великий Князь). Князь сосредоточил в своих руках административную, судебную и военную власти. Эта власть передавалась старшему человеку в роду. Князь в своих решениях опирался на совет из дружинников в конце X–начале XI веков. Формируются боярства. Дружинники получают землю в собственность и становятся боярами-вотчинниками. Между князем и боярином устанавливались сюзеренно-вассальные (договорные) отношения. Многим вотчинникам давали (награждали) иммунитет. Они могли собирать налоги, судить население, иметь свою дружину. Зависимое население – люди, т.е. смерды, общинники, принадлежащие русскому князю. Закуп – человек, который взял купу (долг). Если долг не погашен, он превращается в холопа. Женился на рабе – раб. Рядовичи – те, кто заключили договор (ряд). На местах были посадники (волостерья), которые собирали налоги, судили население. За свою службу они получали часть налогов, и эта система называлась системой кормления.

Принятие христианства на Руси, его значение в укреплении государства, влияния на культуру и менталитет народа.

Политические последствия Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.В византийском церковно-государственном правосознании Император (Басилевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности. Так, Киевскому великому князю в XII веке в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306—1328) — 77-е.Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана Россия воссылать Пастыре начальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо.

Культурные последствия

Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры. Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие). Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. Интересно при этом, что, судя по источникам, языческая духовная элита подвергалась репрессиям лишь в том случае, если выступала инициатором волнений, восстаний или сепаратизма. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»[; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева»). (См. Суздальское восстание 1024 года)Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как раньше.

Феодальная раздробленность на Руси: причины, формирование основных социокультурных центров развития государства, последствия раздробленности.

Киевское государство распалось на 15 княжеств. Феодальная раздробленность – закономерный этап в развитии феодального общества, процесс достаточно прогрессивный, так как создаются все необходимые условия для более мощного государственного образования на новой цивилизационной основе. Причины этого процесса:

Междукняжеские усобицы, причиной которых была борьба за княжеский престол, и это негативно отражалось на населении. В 1097 году в городе Любиче на съезде князей было решено, чтобы каждый князь правил в данной ему земле как своей вотчиной, и детям своим выдавал части земли. Но система занятия престола оставалась прежней;

Рост вотчинных хозяйств: боярских, княжеских и церковных.

В этот период появилось 3 территории, каждая из которых претендовала на роль объединителя русских земель (полицентризм): Галицко-волынское княжество, Владимиро-суздальское княжество и Новгородская земля. Все земли, кроме Новгородской, были монархиями: власть принадлежала князю, который старался усилить свои позиции. Пользовались Русской Правдой, существовала дворцово-вотчинная система управления, при которой не было специальных государственных органов управления. В ряде княжеств появлялись боярские оппозиции.

Рассмотрим укрепление власти князя на примере Владимиро-суздальских князей. Чего хотела оппозиция и чего должен был делать князь:

Решение всех вопросов с боярской думой, которая должна иметь право вето, то есть запрета на решение;

Князь должен заниматься законодательством, укреплением границ и чётко соблюдать договоры с боярами;

Не начинать усобиц (они были, но боролись не за престол, а за расширение территории);

Раздача земли в условные владения – поместья (условное владение);

Переведение столицы княжества из Ростова и Суздаля во Владимир.

В Новгородской земле установилась республика – форма правления, при которой все органы управления выборные. Эта земля отделилась в 1136 году и существовала как республика до 1478 года. Потом была присоединена к Москве.

Главным законодательным органом было вече, в котором состояли хозяины города, мужчины, женщины (но женщины не голосовали). Чтобы решения вече проходили успешно, их подготавливал боярский совет – оспода. На вече выбирались: посадник (глава правительства), тысяцкий (собирал налоги и возглавлял армией), владыка (архимандрит – глава церкви и хранитель государственной казны, единственный человек, избирающийся из нескольких кандидатов), князь (выбирался на определённых условиях). Условия, по которым выбирался князь:

Не имел права издавать законы, объявлять войну и заключать мир без посадника;

Не имел права раздавать землю своим дружинникам, приближённым;

Не имел права охотиться и рыбачить в местах, не отведённых ему для этого;

Цель князя – защищать землю от военных нападений;

Князь должен жить в 17 километрах от Новгорода (приблизительно).

 

Образование единого централизованного государства – России: основные причины, становление новых органов управления, принципы их формирования.

С XIV века в течение двух столетий Русь восстанавливается после татарского разгрома. Предпосылки объединения русских земель:

Политическая – добиться независимости от татаро-монгол;

Социально-экономические. На Западе предполагались предпосылки экономические, что вело к развитию экономики, гражданского общества и правового государства. У нас предполагались политические предпосылки, что вело к установлению державного феодального капитализма и гипертрофируемой роли государства;

Наличие лидера объединительного процесса. Лидером была московская княжеская династия. Московское княжество возникло в 1276 году и первый его князь – Даниил.

Иван I Калита правил в 1325-1340 годах. В 1327 году Калита вместе с татарским войском подавил восстание в Твери против татаро-монгол. За это он получил возможность собирать дань со всех земель и самостоятельно везти в Орду. Он получил право занимать Владимирский престол. Дмитрий Донской правил в 1359-1389 годах. Он сражался в Куликовской битве (8 сентября 1380 год). Иван III правил в 1462-1505 годах. Собиратель русских земель. Соперником в борьбе за лидерство в объединении соперников выступала Тверь, которая образовалась в 1247 году.

Образованием нового государства предполагалось решить 2 проблемы:

Объединение земель;

Преобразование всей политической структуры общества.

Централизованным называется государство, в котором существуют единые законы и единый аппарат управления, претворяющий эти законы в жизнь.

В 1471 и 1478 годах – присоединение новгородских земель, которое далось очень трудно. Ярославское княжество вошло в состав Москвы добровольно. Вторая половина Ростовского княжества была куплена, Вятские земли при небольшом сопротивлении тоже вошли в Москву. В 1494 году начался переход бывших русских князей, ушедших в Москву, под власть Ивана IV. В конце XV – начале XVI веков с Литвой было 3 войны, в результате которых многие земли вновь перешли в состав России. К 1485 году была присоединена наконец-то Тверь. После этого князь сталь называть себя «государём всея Руси». Это был призыв к воссоединению всех славянских земель.

Во главе государства стоял великий князь Иван III. Все бывшие князья становились его подданными. Иван с каждого князя брал клятву. В 1497 году был принят Судебник Ивана III – первый юридический документ России. Впервые в этом документе в Юрьев день (26 ноября) за неделю до и после любой крестьянин мог уйти к феодалу. Назначение в Думу и другие органы власти происходило на принципе местничества, то есть занятия должности по знатности происхождения. Была создана книга Родословец, в которой чётко определялся местнический порядок. Высшие должности занимали Рюриковичи и Гедеминовичи (литовская династия). Дворцово-вотчинная система управления, при которой не было специальных государственных органов, переросла в приказную систему, то есть появились приказы – ведомственные органы управления. Становление её как системы относится к середине XVI века, приказы делились на отраслевые (посольские, разбойные, уголовное право, поместный, стрелецкий), территориальные (казанский, астраханский, сибирский и т.д.), дворцовые. Местное управление отдано боярам-кормленщикам.

Александр I и проблема реформирования страны в социально-политической сфере. План государственного переустройства М.М Сперанского и русское общество.

Правление Александра 1 ознаменовалось либерализацией самодержавия (амнистия пострадавших при Павле, ослабление цензуры). «Штаб» реформ с 1801 г. —неофициальный Негласный комитет. Коллегии заменяются 8 министерствами и Комитет министров. В 1803 г. начинается реформа системы образования (создано 5 университетов и Царскосельский лицей) В 1803г. издан Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший отпускать крестьян с землёй, но за высокий выкуп. В 1804 г. ограничено крепостное право в Прибалтике. После поражения в войне с Наполеоном в 1807 г. для успокоения общества начинается новая серия реформ, связанных с именем М. М. Сперанского. Создается высший совещательный орган —Государственный совет. Проведена финансовая реформа, затронувшая интересы дворянства. Готовится проект конституции, предполагавший дать гражданские права крепостным, а в перспективе и освободить их. В 1815 г. Александр I даровал конституцию Польше, дав ей автономию. Разрабатывался проект конституции. В 1819 г. освобождены без земли крестьяне Прибалтики. В конце 1810-х гг. реформы свернуты, курс правительства и дисциплина среди чиновников и в армии ужесточились. Усилилась цензура. По имени фактического главы правительства А. А. Аракчеева этот период назван «аракчеевщиной». Проблема крепостного права осталась нерешённой. Либеральная атмосфера его правления позитивно сказалась на развитии культуры. К 1809 Сперанский составил план государственного переустройства, главными результатами которого должны были стать конституция и отмена крепостного права. Суть реформ - разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную; выборность части чиновников. Расширение свободы печати, но "в известных, точно определенных размерах". Примиряя новые идеи с реальностью, Сперанский заявлял, что законодательная инициатива должна принадлежать монарху и ему же - последнее слово, но ни один закон не должен войти в силу без рассмотрения в Государственной думе. Оценивая фактическое состояние дел в империи, Сперанский писал: "Ни в каком государстве политические слова не противоречат столько вещам, как в России... Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов". Сперанский первым в России заявил о необходимости создания конституционного правового государства и обеспечения гражданских прав и свобод, предложив начать с учреждения Государственного совета, реорганизации министерств и Сената, а завершить призванием "народного представительства к участию в законодательстве в форме установления дум волостных, окружных, губернских и единой Государственной думы". Яркая попытка преобразовать самодержавное государство на конституционных началах не удалась. Войдя в конфликт с Петербургским обществом (одним из противников был Н.М. Карамзин со своей Запиской древней и новой России), в канун нашествия Наполеона, Сперанский был обвинен в измене и сослан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, затем переведен в Пермь. После ряда писем Александру I Сперанский в 1816 году был назначен пензенским гражданским губернатором. В 1819 стал генерал-губернатором Сибири. Будучи талантливейшим администратором, добился улучшения управления этой частью страны. В 1821 был возвращен в Петербург и, оставив конституционные проекты, как несвоевременные, являлся членом Государственного совета и управляющим Комиссией составления законов. После восшествия на престол Николая I Сперанский, доказав свою лояльность участием в Верховном суде над декабристами, возглавил грандиозную работу по кодификации законов (Полное собрание законов Российской империи в 45 т. (1830), "Свод законов" в 15 т. (1832) и др.), был членом ряда высших государственных комитетов 20 - 30-х гг.; читал курс юриспруденции будущему Александру II. В 1839 был пожалован графским титулом.

Нарастания кризиса самодержавной власти в период первой мировой войны. Февральская революция 1917 годов. Образование новых органов власти и их деятельность.

Война породила кризис, который самодержавие было не в состоянии разрешить. Отсутствие последовательной экономической политики — лишь один из аспектов политического бессилия правительства. В обстановке военного и экономического кризиса Николай 11 взял на себя верховное командование вооруженными силами, что в условиях национального поражения превращалось в самоубийство самодержавия. Он перестал управлять страной, положившись на императрицу Александру Федоровну. В течение 1916 г. власть, казалось, полностью разложилась. Становилось очевидным, что самодержавие потеряло способность управлять страной и вести войну. Ситуацию в 1915—1916 гг. можно охарактеризовать как общенациональный кризис. Война обнажила неспособность правительства к реформам. В Государственной думе в августе — сентябре 1915 г. большинство депутатов под руководством октябристов и кадетов образовали Прогрессивный блок во главе с П.Н. Милюковым, главным пунктом программы которого стало формирование «министерства общественного доверия», способного довести войну до победного конца. 16 сентября Николай II приказал временно закрыть сессию Думы. К моменту созыва следующей сессии Думы сложилась такая политическая ситуация, что даже правые националисты открыто выражали недоверие правительству. Либералы были единодушно против народного восстания, опасаясь, что массы пойдут за представителями крайне левых течений, а это еще больше подорвет усилия страны, направленные на ведение войны, и заняли выжидательную позицию. Февральская революция разразилась стихийно. Ее размах и быстрота победы стали неожиданными для всех политических группировок. Победа Февральской революции датируется 27 февраля 1917 г.; она, как и первая русская революция, носила буржуазно-демократический характер, решала задачи свержения самодержавия, введения демократических свобод, а также аграрный, рабочий, национальный вопросы. Потеряв поддержку в войсках (все командование фронтами высказалось за отречение), Николай II 2 марта 1917 г. отказался от престола за себя и за сына Алексея в пользу брата Михаила. В свою очередь Михаил заявил, что полномочия по решению вопроса о власти он передает в руки Учредительного собрания.Февральская революция1917 годав России (также Февральская буржуазно-демократическая революция,Февральский переворот) — события в Петрограде (современный Санкт-Петербург), в результате которых в России была свергнута монархия. Революционные события охватили период конца февраля — начала марта 1917 года (по юлианскому календарю, действовавшему в то время в России). Непосредственным результатом Февральской революции стало отречение царя Николая II, прекращение правления династии Романовых и сформирование первого Временного правительства под председательством князя Георгия Львова с участием представителей правой буржуазии и крупных землевладельцев. Правительство было тесно связано с буржуазными общественными организациями, возникшими в годы войны (Всероссийский земский союз, Городской союз, Центральный военно-промышленный комитет). Оно соединило в своем лице законодательную и исполнительную власть, заменив царя, Госсовет, Думу и Совет Министров и подчинив себе высшие учреждения (Сенат и Синод). В своей Декларации Временное правительство объявило амнистию политическим заключённым, гражданские свободы, замену полиции «народной милицией», реформу местного самоуправления.Практически одновременно революционно-демократическими силами был сформирован параллельный орган власти —Петроградский Совет, — что привело к ситуации, известной как двоевластие. 1 (14) марта новая власть была установлена в Москве, в течение марта — по всей стране. 1 (14) марта Временный комитет Государственной думы сформировал Временное правительство России во главе с компромиссным князем Г. Е. Львовым, который продержался на посту главы государства до июля 1917 года, когда его сменил А. Ф. Керенский. Временным правительство стало называться потому, что в дальнейшем планировало передать всю полноту власти Учредительному собранию, выборы в которое были назначены на 17 сентября, но затем были перенесены на 12 ноября 1917 года. Уже 12 (25) мартабыло образовано Особое совещание для подготовки проекта Положения о выборах в Учредительное собрание. Вместе с тем продолжал пользоваться огромным влиянием состоящий из солдат и рабочих Петросовет, что позволило охарактеризовать послереволюционную ситуацию как двоевластие.

Решение национального вопроса большевиками в период 1917-1922 гг. Образование СССР. Принятие первой конституции СССР 1924.

Программа РСДРП по национальному вопросу отличается поверхностью и бездумным заимствованием из программ австрийских социалистов. Это: 1) право на самоопределение, 2) широкая областная автономия, 3) равенство больших и малых народов, 4) формирование рабочих организаций не по национальному, а по интернациональному признаку. По сути дела, это популистская программа, т.к., например, «право на самоопределение» никак не расшифровывается. Ленин говорил о нем, что оно может существовать, но не обязательно должно использоваться. «Равенство больших и малых народностей» невозможно. Эти тезисы были введены, чтобы найти поддержку в национальных окраинах России. Большевик Рязанов сказал: «Спасение партии большевиков заключается в направлении угнетенных наций на волков империализма». Ленин стремился к централизованной партии и централизованному государству. В работе «Культурно-национальная автономия» он писал: «Борьба против всякого национального гнета – безусловно, да. Борьба за всякое национальное развитие, за «национальную культуру» вообще – безусловно нет».

Но после прихода к власти, политика большевиков в основном носила декларативный характер. В «Декларации прав народов России» и в «Обращении к трудящимся мусульманам Востока» все те же общие слова без конкретного содержания: «добровольный и честный союз народов России» и т.д.
Основные положения «Декларации прав народов России»:

Равенство и суверенность народов России.

Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.


Основные положения «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока»:

Свобода верований

Отказ от тайных договорах о разделе Константинополя

Отказ о разделе Турции и отнятии у нее Армении. Народу

Армении будет дано право выбора своей судьбы.

 

Договор об образовании СССР был подписан 29 декабря 1922 года, а уже 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов одобрил его. РСФСР, Украина (УССР),Белоруссия (БССР) и республики Закавказья (ЗСФСР) образовали Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Каждая из республик формально считалась независимой.

Конституция СССР 1924 года — первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года.Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 года, отражало многонациональный характер Советского Союза.Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами.По мере необходимости в текст Конституции вносились изменения и дополнения. В 1936 году была принята новая Конституция СССР.Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларация об образовании СССР, Договор об образовании СССР.

Третий этап (июнь 1989—1991)

Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980—1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. «Новое мышление» на международной арене сводится к односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и фактически перестает быть сверхдержавой, еще несколько лет назад контролировавшей половину мира. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.

Древнерусское государство в X-XII вв. Полит.строй и соц-экон отношения.

Раннефеодальная монархия – форма правления, при которой институты первобытно-общинных отношений (строи) сочетаются с институтами феодальных отношений (наличие вотчин, появление ренты вместо дани, появление зависимого населения), которой принадлежит будущее.

Монархия – во главе государства монарх (у нас Великий Князь). Князь сосредоточил в своих руках административную, судебную и военную власти. Эта власть передавалась старшему человеку в роду. Князь в своих решениях опирался на совет из дружинников в конце X–начале XI веков. Формируются боярства. Дружинники получают землю в собственность и становятся боярами-вотчинниками. Между князем и боярином устанавливались сюзеренно-вассальные (договорные) отношения. Многим вотчинникам давали (награждали) иммунитет. Они могли собирать налоги, судить население, иметь свою дружину. Зависимое население – люди, т.е. смерды, общинники, принадлежащие русскому князю. Закуп – человек, который взял купу (долг). Если долг не погашен, он превращается в холопа. Женился на рабе – раб. Рядовичи – те, кто заключили договор (ряд). На местах были посадники (волостерья), которые собирали налоги, судили население. За свою службу они получали часть налогов, и эта система называлась системой кормления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.037 с.)