Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II : сущность, особенности противоречивости этой политики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Екатерина II же в политике просвещённого абсолютизма после вступления на престол определяла ту социальную основу, на которую она должна опираться и упрочить своё положение на престоле. Но в укреплении на престоле сыграла роль Уложенная комиссия. Она была собрана в 1777 году, на ней было выбрано 573 человека из всех сословий. Целью комиссии было создание нового свода законов – Соборного Уложения. На одном из заседаний Екатерине преподнесли титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества, что означало признание её законности как императрицы. В этой комиссии был зачитан наказ Екатерины II, составленный из 655 статей, взятых от французских и западноевропейских просветителей. В наказе рассматривались вопросы, связанные с государственным управлением, формами правления, о крепостном праве, суде, развитии ремесла и так далее, но главное, что республика – самая демократичная форма правления, но для России нужна только самодержавная власть, её нужно укрепить и узаконить, и люди должны подчиняться законам. Екатерина говорила о том, что нужны такие законы, которые привели бы общество к всеобщему благоденствию. Значение её наказа в том, что впервые российское общество познакомилось с либеральными идеями (либерализмом). Либерализм – течение, выступающее за парламентаризм, политические права и свободы, демократизацию общества. Для этого требовалось: Принять конституцию; Осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; Обеспечить свободу торговли и предпринимательства. В условиях правления Екатерины II приняты законы: 1765 год – помещик мог отправлять крестьянина на каторгу за провинности без суда и следствия на любой срок, им же установленный; 1767 год – крестьяне не имеют права жаловаться на помещика, а их бунты подавляются солдатами, и это подавление оплачивается самими же крестьянами. Было проведено несколько реформ: В 1775 году проведена губернская реформа, по которой создано 50 губерний по числу жителей (400 000 человек – губерния). Губернии делились на уезды (20-30 тысяч человек на уезд) и установлено управление над ними. Екатерина сделала Россию Россией городов. Значение реформы в том, что впервые осуществлено разделение властей. Административная власть принадлежит губернатору, исполнительная – губернскому правлению, судебная – самостоятельная власть, все суды образовались сословными (каждый суд свой для каждого сословия, за всеми судами наблюдал прокурор). В городах появились приказы общественного презрения (социального обеспечения), которые занимались строительством школ, больниц, богаделен, приютов для детей и сирот; 21 апреля 1785 года появилось жалование грамотного дворянства (грамота на права и преимущества благородного российского дворянства). В ней более 190 статей, например: за дворянами закреплено право владеть землёй и крепостными; строить заводы и мануфактуры; освобождались от обязательной военной службы; не могли подвергаться телесным наказаниям; без суда не могли быть лишены дворянства; могли созывать губернские, дворянские и уездные собрания как представительные органы и через них обращаться к власти с различными предложениями; В этом же году принята жалобная грамота городам (грамота на права и выгоды городам российской империи). По ней всё городское население делилось на 6 разрядов. Первый из них включал живших в городе дворян и духовенство; во второй входили купцы, делившиеся на три гильдии; в третий — цеховые ремесленники; четвертый разряд составляли постоянно жившие в городе иностранцы; пятый — именитые горожане, включавшие в свой состав лиц с высшим образованием и капиталистов. Шестой — посадские, которые жили промыслами или работой. Но главное в грамоте – это создание органов самоуправления: общая городская дума, которая выбиралась из городского населения на 3 года и которая заседала раз в год, принимая всевозможные решения (по сути – распорядительный орган). Эта дума избирала шестигласную думу, она была исполнительным органом. Значение всех этих документов – в стремлении создать сословное общество. Вся политика проведена под лозунгом просвещённого абсолютизма. Это политика, направленная на укрепление самодержавного строя, господства дворян, расширения их сословных привилегий, прикрытая модными лозунгами европейских просветителей. Она была возможной в странах, в которых крепостническая система была в стадии разложения, но в которой буржуазия была слаба и не оформилась корпоративно. Но в западных странах буржуазия была сильной, и у них этого не было. Александр I и проблема реформирования страны в социально-политической сфере. План государственного переустройства М.М Сперанского и русское общество. Правление Александра 1 ознаменовалось либерализацией самодержавия (амнистия пострадавших при Павле, ослабление цензуры). «Штаб» реформ с 1801 г. —неофициальный Негласный комитет. Коллегии заменяются 8 министерствами и Комитет министров. В 1803 г. начинается реформа системы образования (создано 5 университетов и Царскосельский лицей) В 1803г. издан Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший отпускать крестьян с землёй, но за высокий выкуп. В 1804 г. ограничено крепостное право в Прибалтике. После поражения в войне с Наполеоном в 1807 г. для успокоения общества начинается новая серия реформ, связанных с именем М. М. Сперанского. Создается высший совещательный орган —Государственный совет. Проведена финансовая реформа, затронувшая интересы дворянства. Готовится проект конституции, предполагавший дать гражданские права крепостным, а в перспективе и освободить их. В 1815 г. Александр I даровал конституцию Польше, дав ей автономию. Разрабатывался проект конституции. В 1819 г. освобождены без земли крестьяне Прибалтики. В конце 1810-х гг. реформы свернуты, курс правительства и дисциплина среди чиновников и в армии ужесточились. Усилилась цензура. По имени фактического главы правительства А. А. Аракчеева этот период назван «аракчеевщиной». Проблема крепостного права осталась нерешённой. Либеральная атмосфера его правления позитивно сказалась на развитии культуры. К 1809 Сперанский составил план государственного переустройства, главными результатами которого должны были стать конституция и отмена крепостного права. Суть реформ - разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную; выборность части чиновников. Расширение свободы печати, но "в известных, точно определенных размерах". Примиряя новые идеи с реальностью, Сперанский заявлял, что законодательная инициатива должна принадлежать монарху и ему же - последнее слово, но ни один закон не должен войти в силу без рассмотрения в Государственной думе. Оценивая фактическое состояние дел в империи, Сперанский писал: "Ни в каком государстве политические слова не противоречат столько вещам, как в России... Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов". Сперанский первым в России заявил о необходимости создания конституционного правового государства и обеспечения гражданских прав и свобод, предложив начать с учреждения Государственного совета, реорганизации министерств и Сената, а завершить призванием "народного представительства к участию в законодательстве в форме установления дум волостных, окружных, губернских и единой Государственной думы". Яркая попытка преобразовать самодержавное государство на конституционных началах не удалась. Войдя в конфликт с Петербургским обществом (одним из противников был Н.М. Карамзин со своей Запиской древней и новой России), в канун нашествия Наполеона, Сперанский был обвинен в измене и сослан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, затем переведен в Пермь. После ряда писем Александру I Сперанский в 1816 году был назначен пензенским гражданским губернатором. В 1819 стал генерал-губернатором Сибири. Будучи талантливейшим администратором, добился улучшения управления этой частью страны. В 1821 был возвращен в Петербург и, оставив конституционные проекты, как несвоевременные, являлся членом Государственного совета и управляющим Комиссией составления законов. После восшествия на престол Николая I Сперанский, доказав свою лояльность участием в Верховном суде над декабристами, возглавил грандиозную работу по кодификации законов (Полное собрание законов Российской империи в 45 т. (1830), "Свод законов" в 15 т. (1832) и др.), был членом ряда высших государственных комитетов 20 - 30-х гг.; читал курс юриспруденции будущему Александру II. В 1839 был пожалован графским титулом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.238.221 (0.007 с.) |