Особенности объемно-пространственной композиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности объемно-пространственной композиции



Введение

 

Каждый тип здания – архитектурный ответ на запрос общества, нуждающегося в материальной среде для организации социальных процессов. Детский сад не исключение, а скорее, объект, в архитектуре которого наиболее ярко отражаются тенденции общественного развития. В современной практике проектирования и строительства возникла серьезная проблема в области архитектуры детских дошкольных учреждений (ДДУ). На сегодняшний день здания ДДУ, построенные по типовым проектам советского периода, во многом не отвечают современным требованиям.

Типологическая эволюция детского сада демонстрирует это изменением спектра возводимых зданий и по вместимости, и по назначению, и по планировочной организации. Облик детских садов должен быть как своеобразный посыл к действию воспитателям и родителям – научить и развить в детях личность, заинтересовать, привить желание жить и радоваться окружающему миру. На сегодняшнее время нужно развивать и принимать как должное при проектировании видение детского сада не только, как места безопасного пребывания ребенка, но как образовательного, развивающего учреждения, в числе первоочередных задач которого – личностное формирование, воспитание, социализация детей

 

 

1. Типы детских дошкольных учреждений

После продолжительного периода «застоя» (1988 - конец 90-х) строительство зданий для детских дошкольных учреждений (ДДУ) снова становится актуальной проблемой. В результате анализа, по выявлению типологического ряда зданий дошкольных учреждений в соответствии с новыми требованиями к функционально-планировочной структуре, необходимость трансформировать типологические характеристики зданий ДДУ в соответствии с современными педагогическим опытом, новыми технологическими возможностями и современным состоянием экосистемы.

Детские учреждения классифицируют по ряду признаков:

 

1. по возрастному признаку детские учреждения подразделяются на детские ясли – до 3 лет, детские сады – от 3 до 6(7) лет и объединенные детские ясли-сады. Ясли-сады имеют наибольшее распространение, т. К. в них повышается качество и обеспечивается экономия обслуживания, достигается преемственность в воспитании детей, предоставляются удобства родителям, имеющим детей разного возраста, а в некоторых сельских населенных пунктах иногда возводят здания, объединяющие ясли, сад и общеобразовательную начальную школу, обеспечивая этим неразрывность педагогического процесса, медицинское обслуживание и тд.

2. по величине различают здания на 1, 2, 6, 8, 10, 12 и 14 групп. Считая, что в младшей группе детей ясельного возраста 15 человек, в средней и старшей – 20 человек, а в группе детского сада – 25, величину определяют по количеству мест.

3. по назначению выделяют детские дошкольные учреждения общего типа для детей с нормальным физическим и умственным развитием; учреждения специального назначения и санитарно-оздоровительного типа для нездоровых или ослабленных детей, а также дома ребенка для детей, лишившихся родителей.

 

В связи с развитием модели ДОУ, трансформирующейся под требования, предъявляемые обществом, сложились следующие типы:

1. общеразвивающие – детские сады с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического, музыкального и др.);

2. детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции незначительных отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;

3. детские сады присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением оздоровительных мероприятий и процедур;

4. детские сады комбинированного вида - в них наряду с обычными группами есть группы для детей с какими-то формами отклонений развития. Как правило, это логопедические группы (коррекция речи).

 

 

Требования к размещению объекта в структуре города

ДДУ следует размещать в микрорайонах на обособленных земельных участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий, гаражей. Через территории детских садов не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).

Детские дошкольные учреждения должны занимать лучший в природном и санитарном отношении участок: хорошо проветриваемый и инсолируемый, граничащий с озелененными территориями, не имеющий вредных соседств. Оптимальным для детских дошкольных учреждений является размещение их внутри квартала при обеспечении удобных подходов к зданиям со стороны прилегающих транспортных коммуникаций.

При выборе участка для ДДУ следует учитывать его целесообразность размещения в том или ином месте. Следует брать ко вниманию радиус их пешеходной доступности: в городах - не более 300 м.

Площадь земельного участка, занимаемого детским дошкольным учреждением, определяется из расчета на одно место:

в дошкольных учреждениях общего типа и дошкольных детских до-

мах вместимостью до 80 мест - не менее, чем 45 м2;

в дошкольных учреждениях общего типа вместимостью

более 80 мест - не менее 40 м2; в комплексах дошкольных заведений

вместимостью более 350 мест - не менее чем 35 м2. Разрешается непосредственное примыкание участков дошкольных

учреждений общего типа к торцам жилых домов без окон, к


которым пристраивается дошкольное заведение.

 

Рис. 1 Принципиальные схемы решения участков ДУ
а - в обычных условиях; б - при примыкании участка к зданию; в - в отрыве от здания
1 - здание ДУ; 2 - групповые площадки ясельных групп; 3 - групповые площадки детей 3-6 (7) лет; 4 - теневой навес; 5 - общая физкультурная площадка; 6 - специализированные площадки; 7 - плескательный бассейн; 8 - огород-ягодник; 9 - площадка для домашних животных и птиц; 10 - хозплощадка (мусоросборники); 11 - место для стоянки личных автомобилей персонала; 12 - место ожидания родителями детей; 13 - кольцевая велосипедная дорожка; 14 - кольцевой автомобильный проезд; 15 – озеленение.

 

 

Рис. 2 Примеры решения участков в нестандартной ситуации

а - при примыкании к зданию ДОУ: 1 - здание (площадь застройки); 2 - групповые площадки; 3 - теневые навесы; 4 - пешеходные дорожки; 5 - озеленение; 6 - хозплощадка; 7 - мусоросборники; 8 - общая физкультурная площадка;

б - при УВК: 1А - школьное отделение; 1Б - дошкольное отделение; 2 - теневой навес; 3 - групповая площадка; 4 - физкультурная площадка дошкольного отделения; 5 - площадка для животных и птиц; 6 - огород-ягодник; 7 - хозплощадка; 8 - площадка для двухкомандных игр; 9 - гимнастическая площадка; 10 - беговая дорожка; 11 - площадка для отдыха; 12 - участок плодового сада; 13 - участок овощных и плодовых культур; 14 - метеорологическая и геологическая площадка;

в - в отрыве от зданий ДОУ, пристроенных к жилым домам: 1 - здания ДОУ; 2 - участки игровой территории.

3. Требования к генеральному плану

 

Участок – необходимая и важная часть детского учреждения; здесь дети проводят значительную часть времени, поэтому должен иметь планировку, благоустройство, оборудование и озеленение, соответствующие характеру и программе занятий с детьми. Участок детского дошкольного учреждения должен иметь четкое функциональное зонирование, при котором групповые площадки лучше максимально приближать к выходам из помещений этих групп, пути следования детей не должны проходить через хозяйственную площадку.

На участке выделяют следующие зоны:

1. групповые детские площадки - основные элементы участка, предназначенные для проведения игр и занятий на свежем воздухе. Они могут проектироваться как изолированными друг от друга, так и объединяться по 2-3 в игровые пространства. Их оборудование должно учитывать возрастные особенности деятельности детей. Площадь групповых площадок в расчет на одно место в детских дошкольных учреждениях общего типа рекомендуется принимать не менее, м2: в ясельных группах - 7,5, в дошкольных - 7,2. Планировка групповых площадок должна обеспечивать четкое зонирование территории с выделением зон: тихих игр, подвижной деятельности, свободных индивидуальных или коллективных игр. На групповых площадках по местным климатическим условиям могут устраиваться навесы площадью 40 м2 для укрытия детей от атмосферных осадков или излишней солнечной радиации. Площадь навеса не входит в площадь групповой площадки. Навесы не должны мешать детям бегать, играть и проводить занятия, поэтому их рекомендуется ставить на границе групповой площадки в окружении зелени. Рекомендуется применять блокировку навесов, а также располагать их по периметру участка, используя как ограждение.

2. Физкультурная площадка - предназначена для проведения утренней гимнастики, подвижных игр с элементами спорта, физкультурных занятий, спортивных праздников. Физкультурную площадку рекомендуется размещать ближе к групповым площадкам дошкольного возраста. На земельных участках детских дошкольных учреждений вместимостью до 150 мест может быть одна физкультурная площадка площадью 250 м2. На ней необходимо предусмотреть расположение следующих элементов: зеленой лужайки с элементами оборудования для подвижных игр; спортивной площадки для игр в волейбол, футбол; зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами; беговой дорожки, полосы препятствий. Для закаливания детей и игр с водой на участке могут устраиваться фигурные фонтанчики и водные забавы. Эти устройства значительно превосходят плескательные бассейны по игровым, гигиеническим и оздоровительным качествам.

3. Хозяйственная площадка - рекомендуется размещать у границы участка со стороны входа в кухню и постирочную. Она не должна примыкать к групповым и физкультурным площадкам. В учреждениях свыше 150 мест на хозяйственную площадку необходим самостоятельный въезд, изолированный от входа на участок. Площадка под мусоросборники должна иметь кирпичную ограду высотой не менее 1,5 м. Площадь площадки должна быть не менее 6 м2. Площадь хозяйственной площадки следует принимать для детских учреждений вместимостью, м2: до 50 мест - 70; свыше 50 до 150 мест - 100; свыше 150 мест - 150.

Рис. Планировка участка детского сада-яслей на 240 мест: 1-теневой навес, 2-групповая площадка, 3-общая игровая площадка, 4-участок для выращивания культурных растений, 5-хозяйственный двор, б-здание детского сада-яслей

Рис. Генплан участка детсада на 320 мест: 1 – здание сада на 320 мест; 2 – групповая площадка для детей ясельного возраста; 3 – групповая площадка для детей от 3–7 лет; 4 – спортивная площадка; 5 – бассейн; 6 – хозяйственный двор; 7 – огород-ягодник; 8 – площадка для животных

Рис. Генплан участка детсада на 280 мест: 1 – здание сада на 280 мест; 2 – групповая площадка для детей ясельного возраста; 3 – групповая площадка для детей 3–7 лет; 4 – спортивная площадка; 5 – бассейн; 6 – хозяйственный двор; 7 – площадка для животных; 8 – огород-ягодник

 

Решение генплана и игровых площадок в детском саде в Щукино

 

Пример генплана детского сада в г. Иркутск

Свежий вигляд на детскую площадку, проект разработан архитектор Роман Санков и его студия small architects

Проезды и полосы для проезда пожарных машин к зданиям детских дошкольных учреждений должны обеспечивать доступ пожарных подразделений в групповые ячейки. Проезд для пожарных машин к зданиям детских дошкольных учреждений необходимо предусматривать с одной продольной стороны здания шириной не менее 3,5 м.

Участок детского дошкольного учреждения должен иметь ограждение высотой от 750 до 1600 мм, в качестве декора возможно использовать вьющуюся зелень и/или живу изгородь.

Озеленение является важным компонентом благоустройства и средством формирования благоприятных оздоровительных условий на участке, оказывает непосредственное влияние на температуру воздуха, его влажность, солнечную радиацию, способствует ослаблению отрицательных факторов окружающей городской среды. В связи с этим основное требование к участку дошкольного учреждения - озеленение должно составлять не менее 50 % его

территории. Озеленение участка детского сада включает периметральные насаждения защитной полосы, разделительные полосы и отдельные деревья и кустарники между площадками, газоны и цветники, травяное покрытие групповых и физкультурных площадок. Площадь озеленения должна составлять 50% площади участка.

 

4.Архитектурно – планировочные решения

Требования к планировочной структуре здания определяются содержанием воспитательной работы с детьми. Должна соблюдаться функциональная целесообразность, т.е. здание должно полностью отвечать тому процессу для которого оно предназначено.

Здания, в зависимости от вместимости, могут иметь компактную, блочную или павильонную структуру: состоять из нескольких корпусов-павильонов, отдельно стоящих или соединенных между собой отапливаемыми переходами. Неотапливаемые переходы и галереи допускаются только в IIIБ климатическом подрайоне.

Здание ДДУ включает:

- групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе. В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная для детей ясельного возраста), групповая (игровая), спальня, буфетная, туалетная. В приемной для детей ясельного возраста до года выделяют место для раздевания родителей и кормления грудных детей матерями; спальню в этих группах следует разделять на 2 зоны остекленной перегородкой. Питание детей организуют в помещении групповой. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов.

Рис. Пример планировочного решения групповой ячейки детской группы с компенсирующей направленностью

1 - раздевальная; 2 - игровая; 3 - комната воспитателя; 4 - столовая; 5 - класс; 6 - сушильная; 7 - кладовая; 8 - туалетная; 9 - буфетная; 10 - спальня; 11 – веранда


Рис. Схема взаимосвязи помещений в групповой ячейке

1 - групповая; 2 - спальня; 3 - туалетная; 4 - буфетная;

5 - раздевальня; 6 - входные тамбуры; 7 - теневой навес;

8 - колясочная (саночная); I - вход в групповую ячейку

с улицы; II - то же, из здания; III - взаимосвязь

помещений обязательная; IV - то же, желательная

 

Установлен оптимальный показатель количества детей в группе на 1 взрослого – 8-10 детей. В этом случае группа из 20 человек делится на 2 подгруппы. С первой половиной детей занимается воспитатель, а с другой – приходящий специалист. Для удобства пространство класса можно разделить на две части, связывая эти два помещения общими смежными комнатами – игровой, столовой, санузлом и раздевалкой. Эта схема позволяет проводить занятия по подгруппам и в индивидуальном порядке, не нарушая работы общего режима группы. В настоящее время большинство зарубежных детских групповых ячеек в дошкольных учреждениях сформированы по такой схеме.

Рис.1. Пример решения групповой ячейки полного дня

- специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами.

В современных детских садах необходимо предусмотреть помещения общеразвивающего назначения (изостудии, галереи, лингвистические классы и т.д.) представляют собой не менее интересные возможности для организации кратковременных групп мобильного, многофункционального и универсального пространства для детей разных возрастных групп. Поэтому есть смысл в создании нового мобильного, универсального пространства за счет разделения одного большого зального пространства на помещения для каждой возрастной группы (от 3-5 и 5-7 лет) и объединения этих помещений комнатами общего пользования (музыкальный класс, изостудия, класс истории родного края, скульптура, буфет). Формирование может происходить по двум схемам (рис.2):

Рис.2а. Централизованная схема

Рис.2б. Линейная схема

 

как вокруг центрального ядра всех остальных помещений, так и линейно, разделяя помещения возрастных групп и помещения общего пользования игровым ядром. Новые представленные модели сменных групп могут расширить сеть дошкольных учреждений, выполняя функцию дополнительного развития.

В ДДУ следует предусмотреть два зала: один для музыкальных, другой для физкультурных занятий площадью не менее 75 м2 каждый. Со вместимостью до 100 мест допускается один зал общий для музыкальных и физкультурных занятий. Также допускается размещение плавательного басейна. В состав помещений бассейна входят: зал с ванной, две раздевальные с душевыми и туалетом, комната тренера, комната медсестры, лаборатория анализа воды, узел управления, технические помещения, связанные с обслуживанием бассейна.

Рис. Расстановка оборудования в запах для музыкальных и физкультурных занятий

а - для физкультурных занятий площадью 100 м2; б - то же, площадью 75 м2; в - для музыкальных занятий

1 - стенка гимнастическая; 2 - канат; 3 - кольцо для пролезания; 4 - мостик-качалка; 5 - скамья гимнастическая; 6 - стойка для игровых пособий; 7 - стойка для прыжков; 8 - бревно гимнастическое; 9 - бревно круглое; 10 - шкаф для спортинвентаря; 11 - стул детский; 12 - пианино; 13 - табурет для пианино; 14 - шкаф для пособий


Рис. 46. Схема функциональной

взаимосвязи помещений бассейна

1 - бассейн; 2 - раздевальня; 3 - зал для подготовительных

занятий; 4 - душ; 5 - методический кабинет, класс;

6 - вестибюль; 7 - административно-бытовые помещения.

Рис. Схема функциональной взаимосвязи помещений басейна

______________ Набор помещений бассейна для одного дошкольного учреждения
- - - - - - - - - - - - Схема объединения помещений при работе по подгруппам
= = = = = = = = = Дополнительные помещения бассейна для нескольких дошкольных учреждений и детского населения жилого района

 

1 - зал с ванной бассейна; 2 - место для разминки; 3 - душевая; 4 - туалетная; 5 - раздевальная; 6 - комната тренера с душем и туалетом; 7 - инвентарная; 8 - комната медсестры; 9 - лаборатория анализа воды; 10 - зал "сухого" плавания; 11 - вестибюль с гардеробом; 12 - служебные помещения.


Рис. Примеры планировки и оборудования помещений бассейна с ванной размером:

а - 7×3 м; б - 12,5×6 м

I - зал с ванной; II - раздевальная; III - душевая

1 - шкафы дм одежды детей; 2 - скамья детская для переодевания; 3 - сушильный барабан; 4 - душевая кабина; 5 - ножная ванна; 6 - фен для суша волос

 

- сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная).

Независимо от вместимости следует предусмотреть медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета, процедурной и изолятора. Медицинский блок размещают на первом этаже в непосредственной близости от входа в здание. Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и размещаться смежно с палатой (одной из палат) изолятора.

Предусматривается пищеблок, работающий на сырье или полуфабрикатах. Пищеблок размещают на первом этаже. В состав пищеблока, работающего на сырье, входят: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, овощной цех, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещение для хранения скоро- и особо скоропортящихся продуктов с холодильными камерами (мясо-рыбная, гастрономия, молочно-жировая, фруктовая), загрузочная, моечная обменной тары, комната персонала, раздевалка, душевая и туалет для персонала. При планировочной организации этого блока необходимо предусматривать последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции.

Рис. Пример планировки пищеблока для ДОУ на 80 мест.

 

В ДДУ вместимостью до 50 мест постирочная может иметь одно помещение, свыше 50 мест - 2 помещения (стиральная и гладильная). Помещения постирочной и гладильной должны быть смежными, а входы (окна) для сдачи грязного и получения чистого белья - раздельными. Не следует устраивать вход в постирочную напротив входов в помещения групповых ячеек и пищеблока.

 

Рис. Пример планировочного решения детского сада компенсирующего типа на 4 группы

1 - раздевальная; 2 - групповая; 3 - спальня; 4 - туалетная; 5 - класс; 6 - логопедический кабинет; 7 - кабинет врача-специалиста; 8 - массажный кабинет; 9 - физиотерапевтический кабинет; 10 - процедурная; 11 - изолятор; 12 - хозпомещения; 13 - пищеблок; 14 - постирочная; 15 - универсальный зал; 16 - кабинет заведующего.

 

- служебно-бытовые помещения для персонала. В зданиях ДДУ следует предусмотреть служебный вход и холл площадью 12 - 18 м2. В состав служебно-бытовых помещений входит методический кабинет.

 

Примеры планировочных решений зданий дошкольных учреждений общего типа

Схема функциональной взаимосвязи групп помещений в дошкольном учреждении

 

а - ДУ общего типа на 4 группы

1 - раздевальная; 2 - групповая; 3 - спальня; 4 - туалетная; 5 - буфетная; 6 - помещение для занятий по подгруппам; 7 - ванна-бассейн; 8 - остекленная веранда; 9 - открытая терраса; 10 - зал для музыкальных и гимнастических занятий; 11 - служебно-бытовые помещения

б - ДУ общего типа на 6 групп, план I и II этажей

I) 1 – групповая, 2 – спальня, 3 – туалетная, 4 – раздевальная, 5 – буфетная, 6 - остекленная веранда, 7 -открытая терраса, 8 - раздевальная на 4 группы детей, размещаемых на II этаже, 9 - медицинские помещения, 10 - служебно-бытовые помещения, 11 – кухня, 12 – постирочная, 13 - двухуровневый зимний сад.

II) 1 - двухсветная групповая, 2 – туалетная, 3 - спальня (на антресоли второго уровня групповой ячейки), 4 – буфетная, 5 - туалет персонала, 6 - помещение для занятий по подгруппам, 7 - комната персонала, 8 - зал-атриум для музыкальных и гимнастических занятий.

 

в - решения детского сада на 12 групп

а - план I этажа

1 - раздевальная; 2 - групповая; 3 - "домашний уголок"; 4 - буфетная; 5 - спальня; 6 - туалетная; 7 - комната персонала; 8 - остекленная веранда; 9 - открытая терраса; 10 - зал для гимнастических занятий; 11 - зал-арена; 12 - бассейн с ванной 12,6х6 м; 13 - терраса-солярий; 14 - медицинские помещения; 15 - пищеблок; 16 - постирочная; 17 - служебно-бытовые помещения; 18 - тамбур-шлюз.

 

б - план II этажа

Организация пространства

Каждая группа имеет свои четыре основные функциональные зоны: спальня, игровая, раздевалка, туалет. Однако игровая включает в себя еще одну зону, которая трансформируется то в учебную часть, то в столовую. Это следует учитывать при проектировании интерьера данного помещения. Столики должны быть удобны и для работы с обучающим материалом, и для сервировки обеда. Каждая зона имеет свои особенности, которые обязательно нужно учесть при выборе отделочных материалов для стен, пола и потолка. Если спальня — это место, помогающее ребенку расслабиться и отдохнуть, то там не должно быть ни навязчивых, возбуждающих внимание рисунков, ни ярких и вызывающих цветов, ни лишних вещей.

Игровая, наоборот, должна способствовать развитию концентрации и внимания малыша, активной работе сознания. А потому, насыщена различными мелкими и более крупными вещами, картинками, яркой мебелью. В игровой комнате могут быть несколько зон: учебная, игровая и зона физической разгрузки.

 

Прекрасно подойдет мебель с функциями конструктора

Стилистическое и цветовое решение спальни

 

Зонирование игровой комнаты

Конструктивные решения

 

Объемно-планировочная структура зданий детских дошкольных учреждений, имеющих небольшую этажность и состоящую из сравнительно мелких помещений, позволяет применять весьма разнообразные конструктивные решения: каркасные и бескаркасные, с несущими поперечными и продольными стенами, крупноблочные и мелкоблочные, деревянные брусчатые, щитовые и панельные. В связи с тем, что здания детских дошкольных учреждений являются объектами массового строительства, во всех случаях, когда это возможно, они должны проектироваться и возводиться полносборными. Вместе с тем при проектировании полносборных зданий следует иметь в виду, что объем их строительства в том или ином месте обычно не может оправдать создания специальной индустриальной базы, поэтому здания детских учреждений должны быть унифицированы с конструкциями других зданий.

В зависимости от объемно-планировочного и конструктивного решения здания можно разделить на три планировочные схемы: ячейковую, зальную и смешанную. Ячейковая схема решается по бескаркасной малопролетной схеме с несущими продольными или поперечными стенами или по каркасной схеме. Зальная структура отличается от ячейковой наличием перекрытий больших пролетов. В смешанной структуре совмещаются ячейковая и зальная схемы. Так как ДДУ имеет разное функционально назначение, то чаще применяется именно смешанная система.

Конструктивные элементы ДДУ следует принимать из характерных для большей части общественных зданий.

Каркасы. Конструктивная схема общественных зданий в значительной мере определяется их объемно-планировочным решением. Преобладающая конструктивная схема – каркасно-панельная. Каркас общественных зданий изготовляют из сборных железобетонных элементов и реже – из стальных профилей. Высота надземных этажей зависит от назначения здания, в данном случае это 3,3 м.

Стены. В каркасных общественных зданиях целесообразно применять легкие навесные конструкции наружных стен. Раскладка панелей наружных стен по фасаду может быть ленточная с простенками, ленточная без простенков и из панелей размерами "на комнату".

Раскладка из панелей "на комнату" недостаточно отвечает планировочному решению общественных зданий, т.к. редко встречается планировка с комнатами одной стандартной ширины. Первые две раскладки панелей образуют меньше швов между панелями. Они более отвечают планировке помещений общественных зданий. Сопряжение панелей стен с каркасом осуществляют навешиванием на стойку и на продольный ригель каркаса или опиранием на четверть продольного ригеля каркаса.

Перекрытия. В зданиях ячейковой структуры с несущими стенами могут применяться все виды несущих элементов перекрытий. Перекрытия каркасно-панельных зданий делают из панелей с пустотами и из ребристых панелей. Панели опираются на полки ригелей или прогонов. При безригельном каркасе применяют ребристый настил с утолщенными концами ребер, укладываемый на стойки каркаса. В помещениях вестибюлей, фойе применяют монолитные и сборные железобетонные безбалочные и кессонные (сетчатые) перекрытия. Несущие элементы перекрытий являются подстилающим слоем покрытий полов.

Покрытия. В общественных зданиях ячейковой схемы покрытия бывают чердачные, раздельные вентилируемые с малым уклоном по типу покрытий жилых зданий или совмещенные. Для перекрытия зальных помещений больших пролетов в качестве несущих элементов применяют плоскостные конструкции – балки, рамы, сквозные фермы различного очертания, арки.

 

 

Требования к инженерному оборудованию ДДУ

ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ

В помещениях с пребыванием детей в качестве отопительных приборов могут приниматься радиаторы, конвекторы и бетонные панели. Для периодической интенсификации воздухообмена на вытяжном канале в туалетных комнатах без оконных проемов в наружных ограждениях рекомендуется устанавливать по одному осевому малогабаритному вентилятору. Относительную влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей следует принимать 40-55 %, в кухне и постирочной - до 60-70 %. Самостоятельные вытяжные системы следует проектировать: от комплекса пищеблока, стиральни-гладильни, помещений бассейна.

ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ

Для бассейнов с ваннами шириной 3 и длиной 6-7 м следует предусматривать непрерывный проток свежей воды питьевого качества из расчета не менее 20 % объема ванны в час. Отверстия для отвода воды из ванны следует размещать на расстоянии не менее 1 м от стенок. Скорость входа воды в отводящих отверстиях не должна превышать 0,4 м/с. Скорость истечения воды из подающих отверстий в ванну бассейна следует принимать не более 2 м/с. Узел управления бассейном следует располагать в одном с ним уровне и в непосредственной связи с залом бассейна. В помещении узла управления бассейном следует размещать распределительную гребенку, механизмы управления наполнения и сброса воды бассейна. Приборы для определения химического и физического качества воды должны находиться в лаборатории анализа воды.

Детский экосад во Вьетнаме

Лучшим способом построить общество, в котором будет цениться устойчивое развитие и экологическая ответственность, - начать учить этому детей. Этот подход взяли на вооружение архитекторы из компании Vo Trong Nghia Architects и спроектировали недавно построенный "сельскохозяйственный детский сад".

Проект представляет собой экологически устойчивое образовательное учреждение, увенчанное озелененной кровлей, на которой, как предполагается, дети будут выращивать овощную продукцию. Расположенный в провинции Донгнай на юго-востоке Вьетнама, этот спиралеобразный детский сад был построен с использованием интерактивных энергосберегающих функций, предназначенных для воспитания дошкольников в духе важности заботы об окружающей среде.
Построенная в тропическом климате, спиралеобразная зеленая крыша может оставаться цветущей круглый год и, вероятно, обеспечит более чем достаточно еды для 500 детей дошкольного возраста, обучающихся в этом необычном детском саду. Тройные витки спирали здания образуют три внутренних дворика, которые представляют собой удобные изолированные от улицы игровые площадки для детей. Эти игровые площадки под открытым воздухом также имеют выходы на озелененную крышу, которая выступает в роли открытого класса, где дети могут узнать, как вырастить свои собственные продукты питания.

Классы же внутри помещения будут защищены от солнца жалюзи. В необычном эко-детском саду от компании Vo Trong Nghia Architects широко применяется вторичное использование отходов, рециркуляция воды, подогрев воды при помощи солнечных батарей и другие энергосберегающие и экологические технологии. Это было сделано, чтобы учить детей процессам энергосбережения. Сельскохозяйственный детский сад получил высшие оценки экологических экспертных комиссий не только во Вьетнаме, но и во всем мире.

 

Вид сверху и общие виды детского сада во Вьетнаме

Приведенные примеры детских садов получили одобрение и специалистов, и общественности. Предполагается, что практика энергоэффективного и экостроительства будет расширяться, а значит, станут привычными планировочные приемы создания центральных многофункциональных пространств, свободной компоновки объемов, ориентированной на оптимизацию естественного освещения помещений, конструктивные решения, облегчающие монтаж и эксплуатацию технических систем. Все это изменит сложившиеся типологические черты детского сада и, возможно, сделает его архитектуру более выразительной.

 

 

Выводы

 

Детские дошкольные учреждения являются наиболее массовыми объектами гражданского строительства, проектирование и строительство которых тесным образом связано с реализацией жилищной программы и перестройкой системы народного образования, а также с социальной сферой жизнедеятельности населения. Особо важную роль при проектировании следует отводить влиянию архитектурной среды на формирование личности ребенка, исключение отрицательных воздействий монотонного однообразия на его психологию. На современном этапе при сокращении "безадресного" проектирования типовых зданий необходим более тщательный учет региональных природно-климатических и национальных особенностей, специфики социальных потребностей населения, особенностей демографии, а также современных экопроблем. Проект зданий должен отвечать задачам гуманизации жилой среды, высоким архитектурно-художественным и эстетическим требованиям.

 

Введение

 

Каждый тип здания – архитектурный ответ на запрос общества, нуждающегося в материальной среде для организации социальных процессов. Детский сад не исключение, а скорее, объект, в архитектуре которого наиболее ярко отражаются тенденции общественного развития. В современной практике проектирования и строительства возникла серьезная проблема в области архитектуры детских дошкольных учреждений (ДДУ). На сегодняшний день здания ДДУ, построенные по типовым проектам советского периода, во многом не отвечают современным требованиям.

Типологическая эволюция детского сада демонстрирует это изменением спектра возводимых зданий и по вместимости, и по назначению, и по планировочной организации. Облик детских садов должен быть как своеобразный посыл к действию воспитателям и родителям – научить и развить в детях личность, заинтересовать, привить желание жить и радоваться окружающему миру. На сегодняшнее время нужно развивать и принимать как должное при проектировании видение детского сада не только, как места безопасного пребывания ребенка, но как образовательного, развивающего учреждения, в числе первоочередных задач которого – личностное формирование, воспитание, социализация детей

 

 

1. Типы детских дошкольных учреждений

После продолжительного периода «застоя» (1988 - конец 90-х) строительство зданий для детских дошкольных учреждений (ДДУ) снова становится актуальной проблемой. В результате анализа, по выявлению типологического ряда зданий дошкольных учреждений в соответствии с новыми требованиями к функционально-планировочной структуре, необходимость трансформировать типологические характеристики зданий ДДУ в соответствии с современными педагогическим опытом, новыми технологическими возможностями и современным состоянием экосистемы.

Детские учреждения классифицируют по ряду признаков:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.83.20 (0.151 с.)