Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Товары как материальные объекты

Поиск

КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3.1. Система товаров в коммерческом обороте

 

В коммерческом обороте иногда понятие "товар" смешивается с понятием "продукция". Товаром являются вещи, как созданные в процессе производства, так и полученные в результате иных видов деятельности (например, добычи полезных ископаемых и др.). Статья 136 ГК РФ понимает под продукцией овеществленный результат производственной деятельности. Статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <1> определяет продукцию как результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) <2> понимает под продукцией полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, а также на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ (ст. 346.34).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

<2> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

 

С гражданско-правовой точки зрения товаром являются объекты гражданских прав, имеющие овеществленную форму. Термин "товар" имеет особую значимость для коммерческого права. Товар является центральным объектом коммерческих отношений. К сожалению, ГК РФ не дает легитимного определения понятия "товар". Оно упоминается лишь косвенно в некоторых статьях части второй ГК РФ, например в п. 1 ст. 454 ГК РФ. Термин "товар" используется в законодательстве в различных понятиях. Например, антимонопольное законодательство определяет товар как объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Категория товара в гражданском праве служит синонимом категории объекта гражданских правоотношений (объекта гражданских прав), если не учитывать в числе последних личные неимущественные блага. Подавляющее большинство объектов гражданских прав выступает в экономической форме товаров и в силу этого входит в понятие гражданского (имущественного) оборота <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Гражданское право: В 4 т. Общая часть" (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

 

<1> Гражданское право: В 4 т. / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2006. Т. 1: Общая часть. С. 396.

 

Классификация товара в торговом обороте имеет важное практическое, экономико-социальное и правовое значение. Государственный стандарт "Торговля. Термины и определения" <1>, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. N 242-ст <2>, определяет товар как любую вещь, не ограниченную в обороте, свободно отчуждаемую и переходящую от одного лица к другому по договору купли-продажи.

--------------------------------

<1> Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99. М.: Изд-во стандартов, 1999.

<2> Постановление Госстандарта России от 11 августа 1999 г. N 242-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта".

 

Товары могут классифицироваться по различным признакам.

По цели использования в торговом обороте товары подразделяются на следующие виды: 1) товары потребительского назначения (народного потребления) - используются исключительно физическими лицами для продажи в целях семейного, домашнего и личного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью. Товары потребительского назначения подразделяются на продовольственные и промышленные товары; 2) товары производственного назначения, необходимые в целях использования для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для дальнейшего их применения в хозяйственной деятельности.

Товары потребительского назначения также могут классифицироваться по различным критериям <1>: 1) по периоду использования - на товары кратковременного пользования; товары длительного пользования; 2) по способу покупки - на товары первой необходимости; товары повседневного спроса; товары предварительного выбора; товары особого спроса.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право: Учеб. пособие. М.: Юрист, 2008. С. 61.

 

Согласно Таможенному кодексу РФ <1> и решению Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 г. "О правилах определения страны происхождения товаров" <2> товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются: 1) полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне; 2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране; 3) животные, родившиеся и выращенные в данной стране; 4) продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных; 5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране; 6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны; 7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны; 8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр; 9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье; 10) продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта; 11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из вышеуказанной продукции. Таким образом, продукция представляет собой разновидность товара, полученную в результате целенаправленной производственной деятельности.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 31. Ст. 1224.

<2> Российская газета. 2001. 16 января.

 

Для надлежащего регулирования товаров в торговом обороте и ведения качественной торговой и промышленной деятельности важное значение приобретает введенный Госстандартом России 30 декабря 1993 г. N 301 Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП). ОКП разработан и введен в действие на территории Российской Федерации взамен Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. N 329-ст с 1 января 2008 г. на период до 1 января 2011 г. (Приказом Росстандарта от 30 декабря 2010 г. N 1151-ст срок действия продлен до 1 января 2013 г.) введен в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) без отмены классификатора ОКП N 301.

ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Классификатор необходим: 1) при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам; 2) при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; 3) для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; 4) для структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций. Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции <1>.

--------------------------------

<1> "Общероссийский классификатор продукции" ОК 005-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301) // Национальные стандарты. 2006. N 9.

 

Статистика рыночных услуг формируется из статистической информации об объеме платных услуг, предоставляемых населению индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

В 1950 г. в рамках Совета таможенного сотрудничества была разработана Брюссельская товарная номенклатура, а в 1983 г. под эгидой этой же международной организации была завершена работа над Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС). Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров <1> по Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 372 <2>. Существенное влияние на взаимодействие и сотрудничество Российской Федерации и стран СНГ оказало Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), подписанное в Москве 3 ноября 1995 г. <3>.

--------------------------------

<1> Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Заключена в Брюсселе 14 июня 1983 г. // Таможенные ведомости. 1996. N 8. С. 73 - 85.

<2> Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 372 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров" // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1619.

<3> Бюллетень международных договоров. 1996. N 3. С 1 января 1997 г. действует второе издание ТН ВЭД СНГ: Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). 2-е изд. М., 1996.

 

С 1 апреля 2000 г. в Российской Федерации была введена ТН ВЭД России, в соответствии с которой длина кодового обозначения товара составляла 10 цифровых знаков. Десятый знак ТН ВЭД России являлся нововведением Таможенного тарифа Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 148. С тех пор позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, были переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 <1> утверждена действующая ныне единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и установлены ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.

--------------------------------

<1> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.tsouz.ru/23.07.2012.

 

ТН ВЭД ТС предусматривается классификация товаров в 21 раздел, каждый из которых, в свою очередь, содержит несколько групп товаров (всего 97 групп), в частности:

1) живые животные; продукты животного происхождения;

2) продукты растительного происхождения;

3) жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления;

4) готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители;

5) минеральные продукты;

6) продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности;

7) пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них;

8) необработанные шкуры, выделанная кожа, натуральный мех и изделия из них; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, дамские сумки и аналогичные им товары; изделия из кишок животных (кроме волокна из фиброина шелкопряда);

9) древесина и изделия из нее; древесный уголь; пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфы или из прочих материалов для плетения; корзиночные и другие плетеные изделия;

10) масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы); бумага, картон и изделия из них;

11) текстильные материалы и текстильные изделия;

12) обувь, головные уборы, зонты, солнцезащитные зонты, трости, трости-сиденья, хлысты, кнуты и их части; обработанные перья и изделия из них; искусственные цветы; изделия из человеческого волоса;

13) изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов; керамические изделия; стекло и изделия из него;

14) жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты;

15) недрагоценные металлы и изделия из них;

16) машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности;

17) средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование;

18) инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; часы всех видов; музыкальные инструменты; их части и принадлежности;

19) оружие и боеприпасы; их части и принадлежности;

20) разные промышленные товары;

21) произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат.

В соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) Советом евразийской экономической комиссии установлен Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС), который представляет собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран <1>.

--------------------------------

<1> См.: решение Совета евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" (http://www.tsouz.ru/23.07.2012).

 

3.2. Способы и средства идентификации товаров

 

В торговом обороте в качестве товаров часто выступают вещи с одинаковыми родовыми признаками. "Идентификация" определяется как "отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо". Идентификация товара необходима для установления принадлежности данного изделия к той или иной однородной товарной группе или определенному перечню на основании характерных индивидуальных признаков, приведенных в нормативно-технической и иной документации.

В целях оптимального продвижения товара на оптовом рынке от изготовителя к потребителю важно точно определить вид, качество и основные потребительские свойства товара, выставляемого на продажу. Эти задачи решаются путем использования разнообразных средств идентификации товаров. В целях идентификации товаров могут быть использованы различные средства: 1) нанесение цифровой, буквенной или иной маркировки; 2) нанесение идентификационных знаков; 3) проставление печатей, штампов; 4) взятие проб товаров; 5) использование образцов товаров; 6) подробное описание товаров; 7) использование чертежей, масштабных изображений, фотографий, видеозаписей, представленных производителем; 8) другие средства, позволяющие идентифицировать товары.

Идентификация товара также может проводиться по совокупности характерных отличительных признаков товара, которые не претерпевают каких-либо изменений в процессе его переработки. Такими признаками могут быть: 1) марка и модель товара; 2) фирма - изготовитель товара, страна его происхождения; 3) комплектность товара; 4) заводская маркировка товара, в том числе его серийный номер, каталожный номер и т.п.

Важную роль в торговом обороте играют способы фактического обособления товаров, позволяющие выделить отдельные единицы (или количества) товаров из большой группы однородных вещей, обладающих идентичными с этими товарами признаками. К таким способам относятся: 1) нанесение специальной маркировки на отдельные единицы товаров; 2) хранение выделенных товаров в отдельном помещении; 3) специальная упаковка выбранных товаров и др. В целях обеспечения сохранности товара и облегчения его идентификации при производстве транспортных услуг применяются пломбировочные устройства грузовых отделений транспортных средств (контейнеров), а также дополнительные средства идентификации к ним.

В современном торговом обороте приобретают особое значение высокотехнологичные средства идентификации товаров, прежде всего направленные на защиту товара от подделки и появления в обороте контрафактной продукции:

1. Голограммы на фольге. В одной голограмме в зависимости от потребностей заказчика могут сочетаться разные степени защиты: 1) собственно оригинальная голограмма с уникальной игрой цветов. Такую голограмму невозможно повторить существующими копировальными аппаратами; 2) микронадписи, не подлежащие оптическому копированию; 3) скрытое изображение, видимое только с помощью специальных приборов скрытого изображения; 4) серийная или индивидуальная нумерация голограмм; 5) разрушаемая голограмма. Такую голограмму можно наклеить только один раз, поскольку она рвется при попытке отклеивания. Восстановить поврежденное изображение невозможно, что и обеспечивает своеобразную защиту.

2. Оригинальная упаковка с индивидуальным дизайном.

3. Наклейка со штрих-кодом, содержащая кодированную информацию о товаре и компании, реализующей товар.

4. Микронаклейки "DataDot", которые содержат видимую надпись марки товара в черно-белом или цветном исполнении, а также микронитку "DataDot" шириной 1,0 или 0,5 мм. Микронитка диаметром 0,5 мм может вмещать надпись в шесть строчек, которая легко считывается при помощи портативного микроскопа или специального прибора. Способы использования технологии "DataDot" различные - нанесение краски, этикетки, наклейки на важные документы.

5. Микроточки "DataDot". Эта маркировка в настоящее время признана оптимальной для защиты автомобильных запасных частей. Микроточка является опознавательным знаком, нанесенным на запасные части или комплектующие, и служит признаком "оригинальности" и гарантии фирмы-продавца на продаваемую запчасть. Микроточки диаметром всего 1 мм, наклеенные на все компоненты автомобиля, содержат полную информацию и о самой машине, и о ее продавце, и о ее владельце.

Идентификационные свойства товара не следует смешивать с идентификационной экспертизой товаров, которая проводится с целью установления принадлежности товара к той или иной однородной товарной группе или определенному перечню <1>.

--------------------------------

<1> Статья 24 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" // СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774; Постановление Правительства РФ от 21 июня 2001 г. N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2687.

 

3.3. Товарные знаки как средство идентификации товаров

 

Специальным способом идентификации товара в коммерческом обороте являются товарные знаки и знаки обслуживания.

Товарный знак впервые появился и был легализован еще в царской России Законом от 26 февраля 1896 г. "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)" <1>. В советский период начала XX в. в связи с переходом к планово-распределительной системе категория "товар" и, соответственно, категория "товарный знак" рассматривались совершенно иначе. В тот период был принят ряд важных законодательных документов, в частности: Постановление ВСНХ от 17 июля 1919 г. "О товарных знаках государственных предприятий" <2>, в котором под товарным знаком понималось не столько средство индивидуализации продукции, сколько способ идентификации предприятия-производителя и ведомства, которому предприятие подчинено; далее было принято Постановление СНК РСФСР от 10 ноября 1922 г. "О товарных знаках" <3>, в котором допускались в качестве обозначений клейма, этикетки, пломбы, ярлыки, метки, виньетки, обложки, оригинальные слова и их сочетания, а также их начертания, рисунки и т.п. Декрет также устанавливал обязанность регистрации товарных знаков, а также запрет на использование чужого знака.

--------------------------------

<1> См.: Розен Я.С. Товарные знаки. СПб., 1913. С. 3.

<2> СУ РСФСР. 1919. N 13. Ст. 332.

<3> СУ РСФСР. 1922. N 79. Ст. 939.

 

"В целях установления единообразного порядка регулирования отношений в сфере правовой охраны товарных знаков в связи с образованием СССР 12 февраля 1926 г. ЦИК СССР издает Постановление "О товарных знаках" <1>, которым развивались и конкретизировались нормы Декрета СНК от 10 ноября 1922 г. Указанным Постановлением, в частности, предусматривалась административная процедура обжалования отказа в регистрации товарного знака путем обращения в Комитет по делам изобретений, устанавливалось правило, в соответствии с которым погашенное свидетельство на право исключительного пользования товарным знаком не могло быть возобновлено на имя другого владельца в течение трех лет со дня публикации сообщения о погашении" <2>. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 марта 1936 г. <3> были введены новые понятия товарного знака: "товарные знаки" и "производственные марки".

--------------------------------

<1> СЗ СССР. 1926. N 10. Ст. 80.

<2> Цит. по: Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М.: Волтерс Клувер, 2006.

<3> Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 марта 1936 г. "О производственных марках и товарных знаках" // СЗ СССР. 1936. N 11. Ст. 93.

 

Совершенно новым этапом развития товарного знака в СССР явилось принятие в середине XX столетия Постановления Совета Министров СССР от 15 мая 1962 г. N 442 "О товарных знаках" <1>, в котором понимание товарного знака стало совершенно иным. Так, например, Постановление обязывало государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации помещать на выпускаемых ими изделиях или их упаковке товарные знаки, зарегистрированные в Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, а также производить маркировку изделий, предусмотренную стандартами, техническими условиями, договорами и Особыми условиями поставки. В этом же Постановлении ограничивалось право использования в качестве товарного знака или его части определенных обозначений (наименований, рисунков, сокращений и т.д.). Например, запрещалось помещение товарных знаков на изделиях, которые стандартами и техническими условиями освобождены от всех видов маркировки, а также использование в товарных знаках государственных гербов.

--------------------------------

<1> СП СССР. 1962. N 7. Ст. 59.

 

В 60-е годы определение товарного знака становилось ближе к современному его трактованию: так, товарный знак и знак обслуживания определялись как оригинально оформленное художественное изображение (оригинальные названия и слова, отдельные сочетания букв, цифр, виньетки, различные виды упаковок, художественные композиции и рисунки в сочетании с буквами, цифрами, словами или без них и т.п.), служащее для отличия товаров или услуг одного предприятия от однородных товаров или услуг других предприятий и для их рекламы (ст. 1 Положения о товарных знаках, утвержденного Приказом Госкомизобретений СССР от 25 июня 1962 г. N 144а) <1>. Посредством использования средств индивидуализации товара определяется их производитель, а также источник их происхождения. "В условиях свободной экономики результаты творческой деятельности и средства индивидуализации (например, товарные знаки) активно вовлекаются в товарно-денежный оборот, в том числе и в сфере предпринимательской деятельности граждан" <2>.

--------------------------------

<1> Данное Положение действительно и не утратило силу (СП СССР. 1962. N 17. Ст. 59).

<2> Цит. по статье: Яковлев В.Ф. Гражданский кодекс Российской Федерации: развитие общих положений гражданского права // Кодификация российского частного права / Под ред. Д.А. Медведева. М.: Статут, 2008. С. 37.

 

В современной демократической России до 2007 г. правовое регулирование товарных знаков производилось в соответствии с Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" <1>, который ныне утратил силу. В настоящее время использование средств индивидуализации товаров и их правовое регулирование осуществляются в общем порядке на основании норм части четвертой ГК РФ <2>, принятой 24 ноября 2006 г. Государственной Думой ФС РФ.

--------------------------------

<1> Российская газета. 1992. 17 октября.

<2> Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (с 1 января 2008 г.) // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5497.

 

В сфере законодательства об интеллектуальной собственности в отношении товарных знаков с принятием части четвертой Гражданского кодекса РФ появился большой блок обязательственно-правовых норм. Параграф 2 гл. 76 ГК РФ целиком посвящен товарным знакам и знакам обслуживания. Кодекс сделал шаг вперед по сравнению с ранее действовавшим законодательством. При подготовке части четвертой ГК РФ использовались все мировые достижения в этой области, в том числе директивы Европейского союза. Принятие четвертой части ГК РФ привело к повышению значимости регулируемых отношений, подняв их до уровня ГК РФ. Были решены играющие большую роль задачи: усиление защиты прав правообладателей, повышение ответственности правонарушителей, приближение регулирования к международным стандартам <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Яковлев В.Ф. Основные новеллы раздела VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Хозяйство и право. 2007. N 9. С. 3 - 12.

 

"Эффективная защита интеллектуальной собственности - это непременное условие и предпосылка перехода нашей страны на инновационный путь развития" <1>. В наши дни товарный знак - это часть фирменного корпоративного стиля, наиболее запоминающаяся, выразительная, визуальная составляющая облика любого предприятия. Отношения, связанные с использованием товарного знака, в Российской Федерации регулируются в первую очередь Конституцией РФ и ГК РФ.

--------------------------------

<1> Из речи президента ТПП РФ Е.М. Примакова на проходившей 13 ноября 2003 г. в г. Москве Международной научно-практической конференции "Контрафактная продукция - проблемы и пути их решения" // http://www.intel-com.ru.

 

Согласно ст. 1477 ГК РФ товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Россия является участницей различных международных соглашений, касающихся правовой охраны товарных знаков, в частности: 1) Соглашения о международной регистрации знаков (заключено в Мадриде 14 апреля 1891 г., в ред. от 2 октября 1979 г.) <1>; 2) Соглашения о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (заключено в Ницце 15 июня 1957 г., в ред. от 28 сентября 1979 г.) <2>; 3) Договора о законах по товарным знакам (подписан в Женеве 27 октября 1994 г.) <3>; 4) Договора о законах по товарным знакам (подписан в Сингапуре 27 марта 2006 г.) <4>.

--------------------------------

<1> Публикация ВОИС. 1992. N 260(R).

<2> Там же. N 292(R).

<3> Публикация ВОИС. 1994. N 225(R).

<4> http://www.fips.ru/

 

В зарубежной законодательной практике также широко распространено и законодательно регламентировано понятие товарного знака. В США действует Закон о товарных знаках 1995 г., в Великобритании - Закон о товарных знаках, принятый в 1994 г., пришедший на смену Закону 1938 г., в Германии - Закон о товарных знаках 1994 г., вступивший в действие с 1 января 1995 г., во Франции - Кодекс интеллектуальной собственности, где товарным знакам и знакам обслуживания посвящен т. VII, а в Швейцарии - Закон о товарных знаках 1993 г. и др.

Так, например, в ст. 1 швейцарского Закона об охране товарных знаков и указаний места происхождения от 28 июля 1992 г. определено, что "товарным знаком является знак, который пригоден для того, чтобы отличать товары или услуги одной фирмы от товаров или услуг других фирм" <1>. Итальянский Закон о товарных знаках от 21 июня 1942 г. в ст. 22 провозглашает, что регистрация товарного знака может быть получена любым лицом, которое использует или предполагает использовать товарный знак в связи с производством товаров или торговлей товарами или предоставлением услуг в своей собственной фирме, в фирмах под его контролем или в фирмах, использующих знак с его согласия <2>.

--------------------------------

<1> Законодательство зарубежных стран по товарным знакам и географическим указаниям. М.: ФИПС, 2004. Т. 3. С. 843.

<2> Там же. С. 578.

 

По общему правилу можно выделить следующие функции товарных знаков:

1) информационную (информативную), которая состоит в донесении до потребителя информации о качестве продукта, а также о наличии в приобретаемом товаре тех или иных характерных свойств;

2) индивидуализирующую (отличительную), состоящую в том, что любой товарный знак призван отсылать к определенному товаропроизводителю для выделения его из массы других. Данная функция является основной функцией, выражающейся в том, что товарный знак обеспечивает выделение товара и его производителя среди других в торговом обороте;

3) гарантийную, которая проявляется в гарантировании соответствующего качества товаров. Потребитель связывает с товарным знаком известные ему качественные свойства изделия;

4) рекламную - чтобы стать средством рекламы, товарный знак должен сам стать его объектом, т.е. использоваться во всех своих визуальных проявлениях: на таре и его упаковке, на вывесках, сувенирах, в печатных изданиях, при оформлении выставочных и торговых помещений, на фирменной униформе;

5) ограничительную - товарный знак запрещает использовать его без разрешения другим лицам;

6) охранительную, которая вытекает из исключительного права его использования и необходима для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе против недобросовестной конкуренции. Данная функция особенно важна во внешней торговли. Товарный знак предоставляет его владельцу охрану в виде исключительного права на пользование товарным знаком для идентификации его товаров и услуг или на предоставление такого права другому лицу за плату <1>.

--------------------------------

<1> См.: Коник Н.В., Малуев П.А., Пешкова Т.А. Товарные знаки // Управление персоналом. М., 2006.

 

Функции товарного знака не остаются неизменными, они развиваются в зависимости от условий рынка и задач сбытовой политики изготовителя продукции. Действующее российское законодательство не делает различия между понятиями "товарный знак" и "знак обслуживания". "Товарный знак является средством индивидуализации товаров, а знак обслуживания - работ или услуг" <1>. Различия между товарными знаками и знаками обслуживания проходят лишь по объекту маркировки. Если товарные знаки служат для индивидуализации товаров, то знаки обслуживания направлены на индивидуализацию выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Как по классу товаров, так и по классу услуг один и тот же знак может быть зарегистрирован на имя конкретного владельца, поэтому это различие нередко стирается.

--------------------------------

<1> Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. М.: Статут, 2007. С. 76.

 

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 1477 ГК РФ закон прямо указывает, что все правила о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания, т.е. к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Как правило, фирмы, оказывающие услуги, имеют только один знак обслуживания, зарегистрированный на весь комплекс услуг, а производственные фирмы имеют несколько товарных знаков: один общий товарный знак, зарегистрированный на всю продукцию, выпускаемую фирмой, и товарные знаки, зарегистрированные на отдельные товары.

В последнее время в коммерческой деятельности и юридической литературе в качестве синонимов понятия "товарный знак" применяется множество иных определений, таких как "торговая (товарная) марка", "логотип", "слоган", "бренд", в результате использования которых происходит их полное смешение.

1. Понятие "торговая марка" ("trademark"), используемое в законодательстве США, Великобритании и ряде международных соглашений, пришло к нам из англосаксонской правовой системы. Н.Ю. Черник справедливо отмечает, что "торговая марка - имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров и услуг одного продавца или группы продавцов и отличия их от товаров и услуг конкурентов. Марочное название - произносимая часть торговой марки, например Samsonite. Марочный знак - символ или рисунок, т.е. изобразительная часть торговой марки" <1>. "Товарный знак представляет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются владельцем товарного знака для идентификации своих товаров" <2>. В силу отсутствия в российском законодательстве термина "торговая марка" многие ученые и практики употребляют термин "товарный знак" <3>. Таким образом, термины "торговая марка" и "товарный знак" рассматриваются как синонимы. Однако с такой позицией трудно согласиться.

--------------------------------

<1> Черник Н.Ю. Товарный знак в системе маркетинга: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2002. С. 7.

<2> Ромат Е.В. Реклама: Учеб. пособие. Киев, 1996. С. 57.

<3> См., например: Гришаев С.П. Комментарий к Закону РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс", 2005; Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. М.: Статут, 2007; и др.

 

Товарный знак - это торговая марка или ее часть, обеспеченные правовой защитой.

Английское слово "mark" в переводе имеет несколько значений - "знак", "отметка", "торговая марка" <1>, и если переводить с английского слово "trade", то оно означает "торговля". Однако в связи с тем, что отношения, связанные с торговлей (коммерческие отношения), в российской юридической практике базируются на ГК РФ, в котором в отличие от англосаксонской системы права не используются термин "торговля" и однокоренные с ним, с правовой точки зрения более верным было бы употребление термина "товарный знак", а не "торговый знак" или "торговая марка".

--------------------------------

<1> См.: Мамулян А.С. Англо-русский полный юридический словарь. Pocket edition. М.: Эксмо, 2006. С. 251.

 

Понятие "логотип" значительно шире понятия "товарный знак". Оно происходит от греческого



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.24 (0.069 с.)