Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Областью правового регулирования коммерческого права являются общественные отношения только в сфере оптовой торговли.

Поиск

Предмет гражданского права составляют две группы общественных отношений: имущественные отношения, возникающие по поводу материальных и иных благ, имеющих экономическую форму товара, и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу нематериальных благ, тесно связанных с личностью их обладателей <1>. Личные неимущественные отношения являются предметом коммерческого права постольку, поскольку они опосредуют отношения, складывающиеся в рамках интеллектуальной и промышленной собственности, связанной с осуществлением торговой деятельности. Это могут быть права на товарные знаки, знаки обслуживания, торговые марки, права ноу-хау, передаваемые на основании договора франшизы, и др. Имущественные права складываются из материальных и некоторых нематериальных благ товарного характера <2>. Коммерческое право охватывает имущественные отношения, возникающие по поводу товаров в сфере оптовой торговли. Таким образом, отношения, подлежащие правовому регулированию коммерческим правом, значительно уже регулируемых гражданским правом: в них включаются только те имущественные отношения, которые возникают в процессе продвижения товаров на оптовых рынках и по поводу только тех работ или услуг, которые непосредственно связаны с организацией и обслуживанием этого процесса.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Гражданское право: В 4 т. Общая часть" (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

 

<1> Гражданское право / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2006. Т. 1. С. 33.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Гражданское право: В 4 т. Общая часть" (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

 

<2> См.: Там же. С. 35.

 

Коммерческим отношениям также присущи все основные признаки гражданских правоотношений:

1) имущественная обособленность участников;

2) эквивалентно-возмездный характер;

3) равноправие и независимость субъектов отношений.

В литературе выделяют несколько отличительных признаков, характерных для коммерческого права: 1) большую гибкость, приспосабливаемость к изменяющимся условиям и потребностям торговой деятельности; 2) более полный учет обычаев торгового (делового) оборота; 3) требование беспрепятственности совершения сделок; 4) презумпцию возмездности сделок; 5) более строгие условия ответственности (ответственность без вины) <1>. Подобные особенности коммерческих отношений лишь оттеняют их специфику, но отнюдь не определяют необходимость формирования особого юридического режима их правового регулирования. Другими словами, коммерческое право следует расценивать не как самостоятельную отрасль права, а в качестве подотрасли гражданского права.

--------------------------------

<1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Высшее образование, 2005. С. 39.

 

Сложнее решается вопрос о соотношении коммерческого права с правом предпринимательским (хозяйственным). Это связано с тем, что, как отмечалось выше, коммерческая деятельность представляет собой один из видов предпринимательской деятельности. Однако корни этой проблемы более глубоки и относятся к существовавшему в советское время разделению права на право гражданское (цивильное) и право хозяйственное. Хозяйственно-правовой подход к правовому регулированию, возникший в начале прошлого века в Германии, был связан с проникновением государственного вмешательства в хозяйственную и экономическую жизнь общества. Хозяйственно-правовая концепция правового регулирования в России сформировалась в связи с социалистическими преобразованиями в 20-е годы XX в. и, по сути, объединяла планово-организационные и административно-хозяйственные (т.е. публичные) начала гражданско-правовыми имущественно-стоимостными (частными) элементами. В итоге частные (гражданско-правовые) элементы становились постепенно подчинены, а со временем стали просто поглощены публичными началами правового регулирования. Современное "предпринимательское право" является попыткой восстановления прежней хозяйственно-правовой идеи о трансформации частноправовых и публично-правовых институтов в систему "частно-публичных правовых средств" <1>, реализующихся в сфере предпринимательских отношений.

--------------------------------

<1> Лаптев В.В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М., 2000. С. 3 и далее.

 

В соответствии с этим последователи позиций хозяйственного права при определении предмета предпринимательского права исходят из того, что в его состав входят:

1) отношения, складывающиеся при осуществлении хозяйственной деятельности;

2) внутрихозяйственные отношения <1>;

--------------------------------

<1> Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева и С.С. Занковского. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 37.

 

3) отношения, тесно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе некоммерческого характера;

4) отношения по государственному воздействию на предпринимательскую деятельность <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право: Учебник. М.: Эксмо, 2005. С. 11.

 

Таким образом, предпринимательское право делает акцент, с одной стороны, на особенности правового регулирования процесса производства и внутрихозяйственных отношений при его осуществлении. С другой стороны, правовое регулирование этих отношений сопряжено с необходимостью государственного вмешательства в сферу производства и регламентированием производственной деятельности с использованием норм административного, трудового, финансового, банковского права, т.е. отраслей, использующих публично-правовые методы правового регулирования. Сфера предмета предпринимательского права определяется достаточно расплывчато, не имея точных научных критериев. При этом большинство цивилистов склоняется к тому, что для регулирования тех видов общественных отношений, которые относятся к предмету предпринимательского права, вполне достаточно норм, содержащихся в ГК РФ.

Публичное вмешательство в имущественные отношения существенно ограничивает их свободу вообще и свободу предпринимательской деятельности в частности. Предпринимательское право выделяет публично-правовому регулированию особое место в своем предмете, делая его опорным пунктом отличия предпринимательского права от права гражданского. Однако публичное вторжение в сферу правового регулирования имущественных отношений предусматривает и Гражданский кодекс РФ, устанавливая возможность ограничения гражданских (в том числе и имущественных) прав федеральными законами. Такое ограничение возможно лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

С другой стороны, если иное не предусмотрено законодательством, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и другим отношениям административного характера, гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2 ГК РФ). Предпринимательское право исходит из принципа государственного воздействия на осуществление предпринимательской деятельности; данный принцип называется также принципом государственного регулирования экономики <1>. Исходя из этого принципа, государственное воздействие на экономику проявляется именно в форме регулирования <2>. Предпринимательское право не предполагает отношений прямого вертикального подчинения (административных отношений), а подчинение, например, налоговым нормам является необходимым элементом не только предпринимательской деятельности. Поэтому отношения, признаваемые предметом предпринимательского права, следует отнести к особому виду имущественных отношений частных собственников и признать их разновидностью отношений, регулируемых гражданским правом.

--------------------------------

<1> См.: Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 1997. С. 8 - 17.

<2> См.: Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право: Учебник. М.: Эксмо, 2005. С. 47.

 

В отличие от коммерческого права предпринимательское право имеет более обширную сферу общественных отношений. Оно регламентирует отношения, связанные с процессом производства товаров, которые, как указывалось выше, не включаются в предмет коммерческого права. Государственное регулирование имущественных отношений характерно для коммерческого права в несколько меньшей степени, чем для права предпринимательского, и в несколько большей степени, чем для гражданского права вообще. Публичное вмешательство в частноправовую сферу необходимо ровно настолько, насколько этого требует структура и содержание отношений, подлежащих правовому регулированию. Необходимость такого вмешательства определяется степенью потенциальной возможности нарушения конституционных прав граждан, обеспечением безопасности и интересов государства и рядом других факторов, в том числе упомянутых в п. 2 ст. 1 ГК РФ.

Публично-правовой элемент в виде вертикальных связей и непосредственного подчинения частных собственников государственным органам, органам власти субъектов Федерации или органам местного самоуправления в коммерческом и предпринимательском праве отсутствует. В отношениях субъектов хозяйственной деятельности доминируют горизонтальные связи. Государственное вмешательство может выражаться лишь в форме предъявления точно регламентированных законом требований в организации и осуществлении торговой деятельности, антимонопольного регулирования и информационного обеспечения в этой области, а также в виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в области торговли (ч. 1 ст. 4 ФЗ о ГРТД), а также применения мер административной ответственности.

Поэтому следует выделять специальную группу общественных отношений, в которых хотя бы одной из сторон является предприниматель, регулируемых совокупностью гражданско-правовых норм и устанавливающих особый правовой режим предпринимательской деятельности. В соответствии с этим в рамках предмета гражданского права можно выделить три области правового регулирования, соответствующие определенным общественным отношениям, складывающимся в различных сферах товарообращения:

1) регулирование в сфере производства товаров - предпринимательское право;

2) регулирование в сфере обращения товаров - коммерческое право;

3) регулирование в сфере потребления товаров - потребительское право.

Соотношение сфер действия гражданского, предпринимательского и коммерческого права отражено на диаграмме N 1.

 

┌───────────────────────────────────────┐

│ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО │

│┌─────────────────────────────────────┐│

││ Предпринимательские отношения ││

││┌───────────────────┐ ┌─────────────┐││

│││Предпринимательское│ │Коммерческое │││

│││ право │ │ право │││

││└───────────────────┘ └─────────────┘││

│└─────────────────────────────────────┘│

└───────────────────────────────────────┘

 

Диаграмма N 1

 

Каждая из указанных сфер общественных отношений отличается от другой не предметом правового регулирования, каковым являются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения субъектов торговой деятельности, а содержанием режима правового воздействия, который, сохраняя свою диспозитивную направленность, структурно отличается для каждой области товарообращения составом и комбинацией элементов правового регулирования, составленного из совокупности дозволений, обязываний и запретов, устанавливаемых законодателем в соответствии со спецификой каждой из областей правового регулирования, формируя особенности способов правового воздействия на отношения субъектов торговой деятельности и детерминируя содержание режимов защиты их интересов и интересов государства, определяемых на основании п. 2 ст. 1 ГК РФ.

Особенности содержания правового регулирования коммерческого права обусловливают отличия круга субъектов коммерческого права от субъектов гражданского и предпринимательского права и определяются объемом правового регулирования гражданского права как отрасли права. Круг субъектов гражданского права значительно шире, чем в предпринимательском или коммерческом праве. В него не включаются только лица, профессионально занимающиеся предпринимательской деятельностью с целью извлечения прибыли. Однако любые предпринимательские, в том числе и коммерческие, отношения являются разновидностью гражданско-правовых отношений, и поэтому все субъекты коммерческого и предпринимательского права являются субъектами гражданско-правовых отношений. Признаки предпринимательской деятельности, определенные в п. 1 ст. 2 ГК РФ, выделяют субъектов коммерческого и предпринимательского права в особую группу субъектов предпринимательской деятельности в гражданско-правовых отношениях. Признаками, объединяющими субъектов коммерческого и предпринимательского права в группу субъектов предпринимательской деятельности, являются особенности предпринимательской деятельности: 1) субъекты предпринимательской деятельности самостоятельны в приобретении и осуществлении своих гражданских прав своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ) и свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству его условий; 2) субъекты предпринимательской деятельности осуществляют свою деятельность на свой риск, поэтому риски должны покрываться за собственный счет; 3) они действуют всегда с целью извлечения прибыли; 4) они должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке; 5) субъекты предпринимательской деятельности несут особую форму ответственности (ответственность без вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ)).

Однако между субъектами коммерческого и предпринимательского права имеются существенные различия, которые определяются:

1) объектом правоотношения. Субъекты коммерческого права осуществляют деятельность, целью которой является продвижение товаров на оптовом рынке от производителей к оптовым потребителям. Сферой деятельности субъектов предпринимательского права прежде всего являются производство товаров, выполнение работ и оказание услуг. Субъекты предпринимательского права также могут принимать участие в торговле на оптовых рынках, но только в роли организаций, осуществляющих приобретение продукции или сырья для обеспечения процесса производства, а также в целях сбыта готовой продукции оптовым торговцам, т.е. субъектам коммерческого права;

2) правовым положением субъектов предпринимательской деятельности. Субъекты коммерческого права - это всегда равные в своих отношениях лица. Для субъектов коммерческого права характерны горизонтальные связи, основанные на принципах договорной работы. Субъекты предпринимательского права более выраженно находятся под публичным воздействием, поэтому кроме горизонтальных связей в своих отношениях они вынуждены считаться с наличием вертикальных (частно-публичных) связей, например, с действием на их деятельность норм административного, экологического, финансового, бюджетного законодательства, во многом определяющим специфику правового регулирования предпринимательского права;

3) степенью свободы субъектов. В предпринимательском праве субъекты более ограничены действием публично-правовых норм, чем субъекты коммерческого права. В отличие от дозволительного и разрешительного порядка регулирования, присущего коммерческому праву, субъекты предпринимательского права часто подвергаются обязывающему порядку правового регулирования, подобному административно-правовому типу регулирования общественных отношений. Кроме того, для субъектов предпринимательского права в значительно большей степени, чем для субъектов коммерческого права, имеют значение внутрикорпоративные нормы и акты, использующиеся хозяйствующими субъектами;

4) особенностями правоспособности. Многие из хозяйствующих субъектов имеют специальную правоспособность (например, различные виды унитарных или казенных предприятий). Для субъектов коммерческого права характерна общая правоспособность. Ограничения правоспособности субъектов коммерческой деятельности могут осуществляться лишь в исключительном порядке в соответствии с требованиями закона. Для субъектов предпринимательского права в некоторых случаях специальными законами предусмотрен режим расширенной правоспособности, которая формируется посредством передачи субъектам публичных полномочий. В сферу предпринимательской деятельности государством делегируется ряд публичных функций, например по осуществлению лицензирования субъектов в некоторых видах предпринимательской деятельности посредством создания саморегулируемых организаций, которые выступают в гражданском обороте в виде особых частно-публичных субъектов, что совершенно несвойственно субъектам коммерческой деятельности.

Отдельное внимание следует уделить соотношению правового регулирования сфер товарообращения и товаропотребления. Как отмечалось выше, в сфере потребления товар покидает товарный оборот и прекращает выполнять свои функции в обороте в качестве товара. Он переходит в разряд имущества, направленного на удовлетворение личных, домашних, семейных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Именно в сфере потребления действуют нормы гражданского законодательства о розничной купле-продаже (§ 2 гл. 30 ГК РФ) и связанные с ними правила Закона РФ "О защите прав потребителей", касающиеся купли-продажи. Целевой признак использования товара как имущества является "разделом" между коммерческим и потребительским правом. В зависимости от того, связано ли использование имущества, являющегося товаром, с извлечением прибыли путем осуществления в отношении его предпринимательской деятельности или направлено на непосредственное его потребление по функциональному назначению, зависит применение либо режима коммерческого права, либо правового режима защиты прав потребителей. Договорные отношения по купле-продаже на розничных рынках не входят в сферу правового регулирования коммерческого права именно по целевому признаку использования товара и применению вследствие этого законодательства о защите прав потребителей. Это, однако, не исключает того факта, что сделки между оптовыми потребителями (розничными продавцами) и конечными потребителями товаров на розничных рынках носят предпринимательский характер, потому что хотя бы одной из сторон этого правоотношения является профессиональный предприниматель <1>.

--------------------------------

<1> О предпринимательских договорах см. подробнее: Яковлев В.Ф. Понятие предпринимательского договора // Договоры в предпринимательской деятельности / Отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. М.: Статут, 2008. С. 4 - 18.

 

1.3. Метод коммерческого права и особенности

правового регулирования коммерческих отношений

 

Метод гражданско-правового регулирования является базой для формирования и развития правовых норм. В общей теории права под методом правового регулирования понимается совокупность юридических приемов, способов, средств воздействия права на общественные отношения <1>. Метод правового регулирования представляет собой комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет. Для того чтобы такое воздействие было эффективным и достигало результата, на который оно рассчитано, должны быть использованы средства, соответствующие природе регулируемых отношений. Содержание метода правового регулирования в существенной мере предопределяется характером регулируемых отношений (предметом правового регулирования) <2>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.

 

<1> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 354.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Гражданское право: В 4 т. Общая часть" (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

 

<2> Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 33.

 

Исходя из этого, характер подлежащих регулированию отношений и особенности их субъектного состава определяют метод правового воздействия на них. Для коммерческого права, предметом которого является одна из разновидностей имущественных отношений (оптовая торговля и связанная с ней коммерческая деятельность), подлежащих регулированию частноправовыми средствами, характерен гражданско-правовой метод регулирования.

В соответствии с этим основными особенностями метода коммерческого права являются признаки отраслевого метода правового регулирования гражданского права:

1) юридическое равенство сторон коммерческого правоотношения;

2) общая и согласованная воля сторон коммерческих отношений, основанная на их самостоятельности и независимости;

3) инициативный характер коммерческих отношений;

4) договорная основа этих отношений;

5) преобладание в правовом регулировании дозволений над запретами и обязываниями (диспозитивный метод правового регулирования);

6) судебный порядок защиты прав и интересов;

7) имущественный и компенсационный характер ответственности.

Вместе с тем коммерческая деятельность как разновидность предпринимательской деятельности имеет ряд отличительных особенностей, определяющих специфику ее правового регулирования:

1) субъектами коммерческих отношений являются профессиональные торговцы, что противопоставляет их, с одной стороны, гражданам-потребителям как физическим лицам и, с другой стороны, некоммерческим юридическим лицам, не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющим полученную прибыль между их участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ);

2) для субъектов коммерческой деятельности расширены рамки свободы, что проявляется в: 1) возможности заключения любых видов договоров, включая смешанные и непоименованные; 2) устранении некоторых видов запретов (например, дополнительная возможность совершения односторонних сделок (ст. 310 ГК РФ));

3) коммерческая деятельность является деятельностью публичной, систематической, профессиональной и направленной на получение прибыли, что налагает на коммерсантов повышенные требования, которые вводятся как самими субъектами коммерческой деятельности путем установления обычаев делового оборота, кодексов деловой этики, кодексов добросовестных практик, деловых обыкновений, так и посредством включения в правовое регулирование коммерческих отношений разных видов ограничений - обязываний и запретов. Содержание повышенных требований к субъектам коммерческой деятельности сводится к следующему:

а) установление дополнительных обязанностей:

- обязательное информирование о свойствах товара;

- повышенная осмотрительность, заботливость и добросовестность по отношению к контрагенту;

- использование простых форм заключения договоров;

- формулирование точных и строгих условий договоров;

- установление повышенной ответственности за нарушение договора относительно граждан-потребителей;

б) ограничение отдельных прав для сторон коммерческого отношения:

- недопустимость ограничения ответственности за нарушение договора (п. 2 ст. 400 ГК РФ);

- отсутствие права требовать расторжения или изменения договора присоединения (п. 3 ст. 428 ГК РФ);

- ограничение права на некоторые виды односторонних сделок (п. 1 ст. 546 ГК РФ).

Гражданско-правовой метод регулирования, присущий коммерческому праву, коренным образом отделяет его от иных отраслей права, в которых доминируют обязывающие (административное, трудовое, налоговое, бюджетное, таможенное, экологическое, финансовое и иные виды права) или запретительные (уголовное право) нормы. Вокруг коммерческой деятельности существуют публично-правовые отношения. Но эти отношения не регулируются коммерческим правом. Они базируются на нормах тех отраслей права, предметом которых являются эти отношения. Такие отношения в торговле очень разнообразны:

1. Административные правоотношения. Административная ответственность за нарушение законодательства в области торговли и торговой деятельности.

2. Бюджетные правоотношения. Исполнение бюджетов субъектами бюджетных правоотношений при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд и иных отношениях по приобретению и отчуждению товаров.

3. Налоговые правоотношения. Налогообложение и налоговая отчетность в сфере торговли и торгово-товарных отношениях.

4. Таможенные правоотношения. Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации.

5. Трудовые правоотношения. Регулирование труда торговых работников.

6. Уголовные правоотношения. Уголовная ответственность за незаконное прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения.

7. Финансовые правоотношения. Учет, отчетность, расчетно-кассовые и иные финансовые операции в сфере торговли и торгово-товарных отношений. Применение контрольно-кассовых машин в торговом обороте.

8. Экологические правоотношения. Эколого-экономические основы правового регулирования изготовления, переработки и утилизации товаров. Российские и международные стандарты качества и безопасности товаров.

9. Отношения в сфере международной торговли международного торгового процесса <1>.

--------------------------------

<1> См.: Коммерческое право: Учебно-методический комплекс. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 142 - 143.

 

1.4. Принципы коммерческого права

 

Учитывая, что коммерческое право является подотраслью права гражданского, к нему должны применяться все принципы гражданского права, имеющие отношение к правовому регулированию имущественных отношений. Кроме того, как и в любой отрасли права, в основе правового регулирования коммерческих отношений лежат основные конституционные принципы, а также принципы некоторых смежных с коммерческим правом отношений. Таким образом, принципы коммерческого права слагаются из нескольких основных групп: 1) конституционные принципы; 2) общеправовые принципы; 3) принципы гражданского права; 4) некоторые принципы смежных подотраслей гражданского права.

Конституционные принципы в регулировании коммерческих отношений можно классифицировать по трем группам: 1) принципы, составляющие основу конституционного строя Российской Федерации; 2) принципы, составляющие основу федеративного устройства, и 3) принципы, составляющие основу правового статуса субъектов торговых правоотношений.

К принципам, составляющим основу конституционного строя Российской Федерации, относятся принципы: 1) единства экономического пространства; 2) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; 3) поддержки конкуренции; 4) свободы экономической деятельности; 5) признания и равной защиты всех форм собственности.

Принципами, составляющими основу федеративного устройства Российской Федерации, являются принципы: 1) недопустимости препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; 2) специального порядка ограничения свободы перемещения товаров и услуг.

Особое значение в коммерческом праве имеют принципы, составляющие основу правового статуса субъектов торговых правоотношений, в число которых входят принципы: 1) свободы объединений; 2) свободного использования коммерсантами своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности; 3) недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; 4) охраны частной собственности; 5) судебного порядка изъятия имущества; 6) компенсации принудительно отчуждаемого имущества для государственных нужд.

К наиболее значимым общеправовым принципам, играющим важную роль в формировании принципов коммерческого права, можно отнести следующие принципы: 1) справедливости; 2) социального равенства и равноправия; 3) верховенства закона и законности; 4) единства прав и обязанностей; 5) ответственности, защиты прав и свобод; 6) запрета злоупотребления правом; 7) свободы воли, который является особенно важным в данном исследовании.

Практически каждый из упомянутых общеправовых принципов лежит в основе отраслевых принципов права, преломляясь в них с учетом особенностей метода и способов правового воздействия, используемых каждой конкретной отраслью права. Применительно к коммерческому праву общеправовые принципы трансформируются в более специализированные принципы в соответствии с предметом и методом правового регулирования коммерческих отношений:

1) принцип социальной справедливости воплощается в принципе добросовестности и разумности <1>;

--------------------------------

<1> См.: Иванова С.А. Значение принципа социальной справедливости для гражданского права как отрасли частного права // Современное право. 2005. N 5. С. 47.

 

2) принцип равноправия и социального равенства - в принцип юридического равенства участников коммерческого оборота;

3) принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела - в принцип беспрепятственного (свободного) осуществления гражданских прав;

4) принцип ответственности - в принцип полного возмещения убытков и принцип обеспечения восстановления нарушенных прав;

5) принцип свободы воли - в принципы автономии воли, свободы договора, приобретения и осуществления прав в своем интересе и т.д.

Кроме того, коммерческому праву присущи отраслевые принципы гражданско-правового регулирования. Это прежде всего принцип диспозитивности, базирующийся на диспозитивно-дозволительном методе гражданского права, а также группа принципов, связанных с обязательственными отношениями, таких как: 1) принцип эквивалентности отношений; 2) принцип стабильности обязательств; 3) принцип невозможности передачи большего количества прав, чем имеется. Вещно-правовые отношения базируются на самостоятельном принципе неприкосновенности частной собственности.

Следует особо отметить несколько наиболее важных гражданско-правовых принципов, используемых коммерческим правом:

1. Принцип юридического равенства участников гражданских правоотношений. Существеннейший принцип коммерческого права, коренным образом выделяющий его из группы предпринимательских отношений, подлежащих регулированию предпринимательским правом и основанных на вертикальных связях субординации (власть - подчинение). Субъекты коммерческой деятельности - это всегда равные в правовом положении лица, вне зависимости от их социально-правового статуса. Равенство сторон договора обеспечивается при помощи установления специальных режимов льготного правового регулирования для "слабой" стороны в отношениях для "выравнивания" правового положения его сторон. Ярким примером реализации принципа юридического равенства сторон коммерческого отношения является право поставщика на односторонний отказ от исполнения договора поставки товаров для государственных нужд. Правила, установленные ст. 533 ГК РФ, базируются на презумпции равенства сторон этого договора, несмотря на то, что в роли заказчика выступает государство как юридическое лицо. Несмотря на столь выраженную разницу в экономическом положении контрагентов, они обладают одинаковыми юридическими возможностями и на их действия распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы.

2. Принцип диспозитивности в коммерческом праве означает возможность участников отношений на оптовых рынках самостоятельно, по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать варианты соответствующего поведения. Они в подавляющем большинстве случаев самостоятельно решают, вступать или не вступать в те или иные отношения друг с другом, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной защитой своих прав или нет и т.д. Как указывает В.Ф. Яковлев, принцип диспозитивности - это возможность субъектов гражданского права по своему усмотрению приобретать субъективные гражданские права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими <1>. Принцип диспозитивности - это закрепление за гражданами и организациями юридически обеспеченной возможности по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им гражданскими правами, в том числе правом на их защиту <2>.

--------------------------------

<1> См.: Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. М.: Статут, 2006. С. 113.

<2> См.: Толстой Ю.К. Принципы гражданского права // Правоведение. 1992. N 2. С. 52.

 

3. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела характеризует гражданское право в целом и коммерческое право как его часть в качестве отрасли частного права. В соответствии с этим принципом непосредственное вмешательство публичных образований в частные дела, в том числе в хозяйственную деятельность, коммерческую деятельность участников рынков движения товаров - товаровладельцев-собственников, допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законом. Действие этого принципа приобретает большую актуальность в коммерческих отношениях, регулирование которых в некоторых случаях предусматривает необходимость такого вмешательства со стороны государственных структур. Согласно этому принципу законодательством предусматривается, например, возможность признания судом недействительными актов публичной власти или их неприменения при разрешении спора (ст. 12 ГК РФ), а также имущественная ответственность органов пуб<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.31.194 (0.012 с.)