Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е. С. Лазарев Послесловие комментатора

Поиск

Когда человек встречается с недавно записанными преданиями о далеком прошлом, он неизбежно должен решить вопрос: не являются ли они поздним литературным произведением? Точный ответ невозможен (как, например, проверить рассудком сказания о проповеди Христа в ангельских мирах?), и место для сомнений критического ума всегда останется. Но и обосновать потенциальную подлинность древней традиции в данном случае несложно. Сказания могут веками передаваться изустно с использованием знакомых слушателю примеров — и в итоге сказания эти приобретут вид, подобный тому, какой имеют легенды российских тамплиеров, публикуемые в настоящем томе. Легенды рассказывают об ангельских мирах и населенных «землях» безмерно далеких солнц, об Атлантиде и древнем Египте, о сокровенных тайнах Христова учения и о вдохновенных рыцарях, стремящихся превратить Вселенную в Храм Божий…

Доказуема ли древность этих легенд? Религиоведческий анализ их текстов позволяет предположить существование достаточно древнего первоисточника, по крайней мере, для основного ядра сюжетов всего этого свода легенд, хотя некоторые из них безусловно являются продуктом индивидуального творчества участников рыцарских кружков, будучи, по их словам, «медитациями» на тот или иной заданный сюжет. Такой гипотетический первоисточник оказывается близким образной системе гностицизма (собственно гностическими, древнегреческими, являются в них такие образы и понятия, как «орос» — предел, «сигэ» — молчание, «Параклет» — утешитель), а также западноевропейским легендам артуровского цикла, хотя указанная близость может носить вторичный, т. е. литературный характер. Поэтому для более серьезных выводов и обобщений в этом плане необходимо выделить в своде тамплиерских легенд образы неслучайные и, так сказать, «ключевые».

Одним из таких оснований представляется ангелология легенд — тот наиболее конкретный компонент, который прослеживается на протяжении всей воссоздаваемой ими космологической картины, которая в целом довольно аморфна, фрагментарна и неоднозначна. Последнее может свидетельствовать, равным образом, как о её позднем сложении в результате случайного творчества, и неполнотой свода, доступного исследованию, так и «размытостью» в результате фрагментирования и переработки исходных текстов. Что же касается тамплиерской ангелологии, то она позволяет вполне однозначно структурировать представления о многочисленных обитаемых мирах Вселенной, столь важные для понимания содержания легенд.

Идея множественности миров, обитаемых материальными существами и духами, у современного европейского читателя обычно ассоциируется с представлениями индуистов и буддистов. Однако здесь уместнее вспомнить слова Христа, содержащиеся в Евангелии от Иоанна, особо почитавшегося представителями многих неортодоксальных и, прежде всего, гностических направлений в христианстве, что «в доме Отца Моего обителей много» [Ин., 14, 2], традиционно толкуемые как указание на Царство Небесное. Именно словом «обители» называются обитаемые миры (равно, человеческие и ангельские) в легендах тамплиеров.

Эти миры, согласно легендам, располагаются в соответствии с двенадцатью ступенями постоянно упоминаемой «Золотой Лестницы», причем такая иерархия обнаруживает родство с традиционной христианской ангелологией. Дело в том, что миры Легов и Арлегов (иногда называемых Ангелами и Архангелами) подразделяются на восемь разрядов каждый. Разряды мира Арлегов (в нисходящем порядке и с добавлением Легов, взятых как единый разряд, — Серафы, Херубы, Многоочитые, Троны, 1осподства, Силы, Власти, Начала, Леги — нетрудно соотнести с девятью чинами традиционной ангелологии (Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы), которые в таком случае выглядят как частный вариант более глубоко разработанной ангелологии тамплиеров, если иметь в виду все миры Золотой Лестницы.

Ступени Золотой Лестницы, а также соответствующие им миры и их обитатели в орденских легендах иногда обозначаются греческими буквами: люди —? Леги —? Арлеги —? Араны —? Отблески —? Нирваны —? Инициативы —? Силы —? духи Познания —? духи Гармонии —? духи Света —? Эоны —? Эоны Мудрости —?. В таком развернутом варианте получается тринадцать ступеней, поскольку мир Эонов оказывается разделен на две ступени, хотя в смысловом отношении такое разделение не совсем понятно. Использование греческих букв может восходить к гностическим традициям первых веков нашей эры, хотя последнее совершенно не обязательно, поскольку остается непонятным, почему для обозначений выбран именно греческий алфавит. Отметим только, что если заменить их древнегреческими цифровыми эквивалентами, в сумме они дают число 766, чей так называемый «мистический корень» оказывается равен 1 (7+6+6=19, 1+9=10, 1+0=1), и таким образом вся Золотая Лестница как бы развертывается из Божественной Единицы.

В изученных списках легенд, происходящих из архивов Е. А. Шиповской и В. И. Филоматовой, обнаружено несколько незначительно различающихся между собой вариантов ангелологической иерархии. Примечательно, что в отношении буквенного обозначения ступеней Золотой Лестницы и их соответствия определенным чинам духов расхождений нет, они наблюдаются лишь в разрядах Легов и Арлегов. При этом в архиве Е. А. Шиповской сохранились более полные таблицы ангельских иерархий, тогда как варианты В. И. Филоматовой устанавливались лишь на основании взаимных соответствий представленных списков легенд.

 

Разряды Легов

 

Е. А. Шиповская — I

Е. А. Шиповская — II

В. И. Филоматовав

?1

Вестники

Вестники

ЛегиСмерти

?2

Боги потухших солнц

Маги стихии Смерти

 

?3

Маги стихии Смерти

Боги потухших солнц

 

?4

Водители планет

Водители планет

 

?5

Боги лун и туманностей

Боги лун и туманностей

 

?6

Звезды Знания

Звезды Знания

 

?7

Маги Стихийных Сил

Маги Стихийных Сил

 

?8

 

Проводники Света

Леги-тамплиеры

 

Разряды Арлегов

 

Е. А. Шиповская — I

Е. А. Шиповская — II

В. И. Филоматова

 

Чип

Образ

Чип

Образ

 

?1

Вестники

Многокрылые

Начала

Кометы

Рафаилы, Гавриилы

?2

Власти

(

Власти

(

Начала

?3

Силы

Латы

Силы

Латы

Власти

?4

Господства

Орлы

Господства

Орлы

Силы

?5

Многоочитые

Колеса

Тропы, Престолы

Сфинксы

Господства

?6

Троны, Престолы

Сфинксы

Многоочитые

Колеса

Троны

?7

Херубы

Быки

Херувимы

Быки

 

?8

Серафимы

Змеевидные

Серафимы

Змеи

Михаилы

 

Золотая Лестница не исчерпывает всю множественность миров. Так, вне и, по-видимому, выше Золотой Лестницы (далее в скобках указываются номера легенд) расположены космосы Сил и Слав (9), а в (32) (1 легенда по списку В. И. Филоматовой) упоминаются и другие общности миров — «Изумрудная Лестница» и «Сапфировая Лестница». В легендах также описываются «отрицательные бесконечности» — неудачное творение Эонов Воли, которые попытались подражать Элоимам (Творцам), при этом «отрицательных» бесконечностей оказывается столько же, сколько и ступеней у Золотой Лестницы (63). Необходимо отметить, что, согласно легендам, зло не субстанциально, поэтому и «отрицательные» бесконечности являются не абсолютным, а всего только условным понятием, поскольку их обитатели со временем тоже поднимутся к Богу Великому.

Некоторое удивление вызывает однократное упоминание «24 главных» ступеней Золотой Лестницы (49). Возможно, что здесь подразумевается разделение каждой из ступеней на миры мужских и женских ангелических сущностей: факт такого разделения неоднократно засвидетельствован в легендах, по крайней мере, до ступени Нирванов/Нирванид. Впрочем, более высокие миры вообще описаны очень кратко и неполно, и здесь наиболее важно отметить, что, согласно легендам, Орден тамплиеров присутствует и в ангельских мирах на всех ступенях Золотой Лестницы. Так, например, в качестве тамплиеров мира Арлегов выступают Серафы (22).

Завершая это краткое вступление к ангелологии легенд, следует отметить, что образ Золотой Лестницы был знаком Братству прерафаэлитов, хотя для них это мог быть всего только художественный образ. Встречается Золотая Лестница и в современной западной арканологии. Наконец, любопытная косвенная параллель к легендам может быть отмечена в творчестве А. Платонова, который в «Эфирном тракте» называет атомы «альфа-существами», полагая их низшей ступенью всего живого.

Попытки конкретизации мировоззренческого контекста легенд получаются, как правило, недостаточно определенными. Скажем, представление о множественности миров, стремление познать эти миры, вырвавшись за пределы Земли, невольно воскрешает в памяти идеи К. Э. Циолковского, однако нечто подобное было и у других мыслителей-космистов, в том числе и у писателей-фантастов, так что выяснить, кто на кого повлиял, оказывается практически невозможным.

Столь же бесплодны пока остаются попытки текстологических сопоставлений, поскольку в распоряжении издателей легенд были только два, очень близких (если не тождественных) друг другу списка. Отмеченная разница, в основном, ограничивалась удвоением согласных в наименовании ангельских сил у В. И. Филоматовой (Легги, Арлегги, Ламирглораммы, низасиккочиа) при одинарном написании у Е. А. Шиповской, чей корпус легенд, значительно более полный, был положен в основу данной публикации.

По сравнению с широко распространявшимися в России в XX веке произведениями теософской ориентации, тамплиерские легенды отличаются подчеркнутой христоцентричностью, хотя образ Христа как Эона Любви принадлежит, вне всякого сомнения, не ортодоксальному, а гностическому христианству. В то же время в легендах упоминаются Евангелия (31, 39, 114, 121), но особенно подробно истолковывается Апокалипсис Иоанна Богослова и молитва «Отче наш», которая, согласно легендам, была дана не только нашей Земле, но и всем мирам Золотой Лестницы (9, 113). Любопытно, что при всем этом дьявол в легендах упоминается в традиционном христианском контексте (37, 71, 99, 106).

Встречаются в легендах и, судя по всему, табуированные образы, указываемые только описательно, Так, некий высокий Дух, божественный вестник, назван «всех, кроме себя, жалеющим» (102), а Бог однажды определен как «Тот, имя Которого всуе не произносится» (104). «Неназываемым» именуют легенды и владыку «мира чёрного причастия» (98).

Некоторой неожиданностью, свидетельствующей, скорее всего, о литературном источнике легенды, является указание на то, что легенда? 126 названа в рукописи «легендой масонов шотландского обряда», Кроме того, в имеющемся корпусе легенд неоднократно упоминаются «розенкрейцеры» (10, 75, 78, 80) и даже дается определение «пути Креста и Розы мистических»: никогда и никого ничем не обижать, будь то сознательно или бессознательно (75).

Особого разговора заслуживает символика чисел в легендах, В таком объемистом своде уже сама частота употребления тех или иных чисел приобретает неслучайный характер, становясь своего рода ключом к легендам, Ведь в различных традиционных культурах сакральные числа служат, с известной степенью приближения, «визитной карточкой» той или иной культуры, характеризуя её космологические представления, количество степеней инициации и модель душевно-духовной структуры человека (количество его «душ»). И в этом плане анализ употребляемых в легендах чисел так или иначе дает представление об их осознанной или неосознанной для авторов и передатчиков традиционной ориентации.

Если 12 можно назвать числом по преимуществу «египетским» (см., например, инициационную «Книгу Двенадцати Врат» эпохи Нового Царства, 12 мистериальных облачений египетского посвященного в «Золотом осле» Апулея и пр.), то тамплиерские легенды, безусловно, тяготеют к столь часто упоминаемому в них Египту. Прежде всего в этом плане следует упомянуть 12-тиступенчатую Золотую Лестницу — основу космологии легенд, однако есть много и более частных примеров. Так, 12 высоких духов помогают более низким духам в их восхождении к Богу Великому и в устроении их миров (79, 82, 84, 88); одновременно в «верха» восходят по 12 духов (84); 12 Аранов сопровождают своего вождя (98, 108), а 12 учениц — Марию Магдалину в одном из её новых воплощений (59). За круглым столом, нередко упоминаемом в легендах, сидят 12 воинов (84) или 12 «рыцарей Белого Креста» (99), а герб, изображенный на блюде, несет в себе 12 замков (99). Эон и его 11 учеников возвещают о Великом Боге в «бесконечности двенадцати солнц» (116). Есть в легендах и число 24, которое по контексту не увязывается с известным образом 24-х старцев Апокалипсиса и воспринимается скорее как удвоенное число 12 (49, 86, 88).

«Месопотамская» семерка, при всей приблизительности подобных соотнесений, в легендах значительно уступает числу 12. «Седмеричную» форму здесь может принимать круглый стол, за которым иногда собираются 7 духов (88); 7 Эонов нисходят в Тёмное Царство (89), упоминаются 7 «полчищ Дракона» (31) и «седмисвечники» некоего «иного мира» (82). Важную роль играет семерка и в «Книге Чисел», описанной в одной из легенд (120).

Девятка, в известном смысле ключевая для мистериальных образов Центральной Азии (даосизм, шаманские инициации), в тамплиерских легендах занимает двойственное положение. С одной стороны, весь свод легенд был изначально разбит на девять частей по 15 легенд каждая (некоторые циклы в действительности содержат меньшее число, но, скорее всего, некоторые легенды просто нам не известны). Эти циклы последовательно рассказывались в орденских кружках и отмечали степени посвящения, хотя сохранились свидетельства о существовании у тамплиеров не девяти, а двенадцати степеней посвящения. Тамплиеры 12-й степени упоминаются и в легендах (22, 28). Девятка же в легендах встречается лишь единожды, причем в негативном контексте как 9 воинств Дракона (31). Впрочем, числа, кратные девяти, возникают в описании одного из вариантов круглого стола, за которым сидят 18 мудрецов, тогда как вместе с другими присутствующими это собрание 54-х «мудрых», толкующих о сущности Бога Великого (85).

Важно отметить также, что в легендах есть число 31 — более редкое, но столь же сакральное для гностической, буддийской и некоторых других традиций. В описании Небесного Храма встречаются группы светильников, в сумме дающие число 31 — 12+9+7+3 (76). В другом случае даму сопровождает 31 рыцарь (13).

Другие числа встречаются эпизодически, как, например, число 11: Эон с 10 учениками проповедует учение Любви на «земле голубого солнца» (91), 11 рыцарей борются с апокалипсическим Зверем (23–24). Вместе с тем, 14 Аранов, сопровождающие своего вождя (16, 17), могут быть простой опиской, поскольку в другом месте в

такой же ситуации выступают 12 Аранов. В чаше шабаша помещается 29 кубков (97), каковое число могло восприниматься как «антисакральное». И, наконец, 133 (7x19) фонтана бьют с каждой стороны дороги, ведущей к храму «в белой бесконечности» (107). В то же время четверка — показатель традиционных индейских культур Нового Света — легендам тамплиеров совершенно неизвестна.

Следует отметить, что меньше всего помогают исследователю конкретные даты, встречающиеся в текстах легенд, которые являются, скорее всего, только литературным приемом, как, впрочем, и упоминаемые в легендах имена. Такие указания, как «сказание гностиков VI века» (92) или «индийская сказка XII века» (87) относятся к содержанию текстов так же, как общее заглавие корпуса легенд собрания Е. А. Шиповской «Восточные сказки». Таким же литературным приемом, быть может, рассчитанным, с одной стороны, на определенную конспирацию, а с другой — на «привязку» к рыцарским сюжетам, можно считать такие «точные» даты как 1275 год (37) и упоминание XIV века (85). Не случайно и описание шабаша в легендах датировано XIII–XIV веками (97, 114). В этом плане более продуктивными могут оказаться указания на ситуацию конца XIX и начала XX века, прямо связанные с пребыванием А. А. Карелина в Париже.

Все эти предварительные замечания далеко не исчерпывают очень своеобразный символический и понятийный строй легенд, однако вместе со словоуказателем, представляющим своего рода краткий терминологический словарь, дают читателю возможность хотя бы самой общей ориентировки в далеко не простом мире орденской символики и гностических представлений тамплиеров XX века.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.111.30 (0.009 с.)