Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Части речи. Орфография (110 ч.)

Поиск

Слово как часть речи (27 ч). Основные группы слов, их осо­бенности и название: имя существительное, глагол, имя при­лагательное, имя числительное. Местоимения как слова-ука­затели, своеобразие их использования в речи. Предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не) как слова-помощники. Са­мостоятельные и служебные части речи, их различие. Право­писание служебных слов.

Общее представление о форме слова, о начальной форме каждой из изменяемых частей речи.

Глагол (30 ч). Глагол как часть речи, его основное назна­чение и возможные значения. Использование глаголов в тек­стах о действиях людей и животных.

Изменение глагола по числам, значение числа у слов этой части речи (действие нескольких предметов); изменение по временам, значение форм времени и внешние приметы; две формы будущего времени. Использование временных форм в речи.

Изменение глагола в прошедшем времени по родам; пра­вописание родовых окончаний, правильное ударение в сло­вах (послала, начала, и т.п.). Изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам; значения форм лица, их соот­ношение с личными местоимениями. Образование некото­рых личных глагольных форм с чередованием согласных (бегут, бежишь, хотят, хочешь и т.п.); постановка ударения в глаголах: позвонишь, включишь и др. Правописание ь в окон­чаниях глаголов 2 л. ед.ч. (общее знакомство).

Неопределенная форма глагола как его начальная форма, способы ее нахождения; написание в ней ь. Способ реше­ния орфографической задачи: ться или тся? Правописание гласных суффиксов в неопределенной форме глаголов: та-Ять, лаЯть, строИть, клеИть, верИть, видЕть, слышАть, обидЕть и т.п.; правописание этих суффиксов в глаголах про­шедшего времени.

Имя существительное и имя прилагательное (30 ч). Их зна­чение, назначение, использование в речи. Возможность из­менения по числам, значение единственного и множествен­ного числа. Имена существительные, не имеющие пары по числу (санки, грабли, молоко).

Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Способы определения рода, примене­ние словаря «Какого рода и числа слово!». Правописание ь на конце имен существительных после шипящих в начальной форме. Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных в начальной форме.

Падежи имен существительных (общее знакомство), упот­ребление и правописание

1

1 Как и ранее, называются только новые вопросы, рассматривае­мые в связи с повторением изученного

предлогов с именами существитель­ными. Зависимость имени прилагательного от имени существительного, изменение вслед за ним по числам, родам и падежам.

Личные местоимения (5 ч) как замена имени существительного в тексте, возможная неясность мысли при неудачном использовании местоимений. Значения местоимений 1, 2, 3-го лица; образование и написание личных местоимений с предлогами.

Неоправданное повторение слов в речи, использование местоимений и синонимов для устранения недочета.

Имя числительное (3 ч) как часть речи, назначение и осо­бенности изменения (общее знакомство), основные требова­ния культуры речи.

Обобщение (15 ч). Сходство и различие имен (существи­тельных, прилагательных, числительных), личных местоиме­ний и глаголов. Характеристика имен существительных, имен прилагательных и глаголов как частей речи.

Предложение. Текст (35 ч.)

Предложение (12 ч). Главные и второстепенные члены пред­ложения, главные как его основа. Предложения распространен­ные и нераспространенные. Связи слов в предложении; вопро­сы от слова к слову по смыслу и по форме. Связь глагола с именем существительным в главной паре членов предложения.

Текст (23 ч). Повествование и описание предмета, особен­ности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) с их использованием. Организация делового текста типа инструкции (как что-то делать).

Предложения со значением оценки действительности; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли.

Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей.

Обобщение в конце года (5 ч).

Обучающиеся должны знать:

 

названия изученных частей речи, их значение, вопросы и особенности изменения;

названия главных членов предложения и способ их на­хождения;

изученные орфографические правила (способы действия при встрече с орфограммами): ь после шипящих в начальной форме имен существительных; ь в неопределенной форме гла­гола; не с глаголами.

 

Умения, формируемые в процессе обучения

 

Речевые. Слушать собеседника и говорить, соблюдая пра­вила речевого поведения. Участвовать в оценке устных отве­тов одноклассников с точки зрения ясности содержания, пра­вильности и уместности употребления языковых средств; вежливо выражать свою оценку.

Определять тему текста, выделять предложение, содержа­щее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст. Ис­пользовать слова текста для называния его частей при состав­лении плана.

Различать повествования и описания предмета, выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте. Письменно подробно пересказывать тексты повество­вательного характера, осознанно сохраняя особенности ав­торского построения и использования языковых средств, в том числе различных частей речи (после коллективной под­готовки).

Создавать (устно и письменно) тексты-повествования (де­ловые и изобразительные), обдумывать их содержание и вы­бор средств языка, улучшать после записи (пользуясь памят­ками «Текст» и «Редактор»). Строить предложения со значением оценки и уместно включать их в свои тексты.

Пользоваться всеми словарями, имеющимися в учебни­ке, для решения различных практических задач.

Языковые (грамматические).

Выделять основу и окончание (в ясных случаях), раз­граничивать их роль в слове, выделять в основе корень, при­ставку, суффикс.

Где можно, объяснять значение, вносимое частями слов.

♦ Различать части речи по комплексу изученных грам­матических признаков: вопрос, значение, особенности из­менения. Определять (в соответствии с этапом обучения)
признаки слова как части речи (проводить морфологичес­кий разбор).

В доступных случаях наблюдать за значением граммати­ческих форм (числа, времени лица), за их использованием.

Разграничивать понятия «части речи» и «члены предло­жения».

♦ Находить главные и второстепенные члены предложения.
Выделять пары членов предложения; ставить от главного слова к зависимому смысловые и формальные (падежные) вопросы (с опорой на подсказки учебника).

♦ Давать полную или частичную характеристику предложений (по цели, интонации, наличию второсте­пенных членов); выделять основу и другие пары членов предложения.

Правильно изменять слова по заданным грамматическим признакам; конструировать основу предложения и словосо­четания (без термина) с учетом рода и числа имени существи­тельного или местоимения. Пользоваться имеющимся в учеб­нике словарем «Какого рода и числа слово?» для решения возникающих вопросов культуры речи. Замечать, объяснять и исправлять ошибки и недочеты в образовании форм слов, в их связи.

Орфографические.

♦ Обнаруживать все известные орфограммы, выделять среди них орфограммы на изученные и неизученные прави­ла, выявлять случаи непроверяемых написаний.

♦ Осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять «окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение. Само­стоятельно пользоваться орфографическим словарем учебника.

♦ Выполнять необходимые действия и правильно пи­сать: буквы в полногласных и неполногласных сочетаниях в корнях слов (-оро-, -ра- и др.); буквы соединительных гласных в сложных словах или е); суффиксы -ек, -ик; ро­довые окончания в начальной форме имен существительных и имен прилагательных, в форме прошедшего времени гла­гола; ь после шипящих на конце имен существительных в начальной форме, а также в неопределенной форме глагола; суффиксы -а-, -я-, -и-, -е- в той же форме глагола (они осва­иваются в словарном порядке) и в формах прошедшего вре­мени; частицу не с глаголами.

♦ Списывать и писать под диктовку текст объемом 55—65 слов. Проверять написанное, находить и исправлять орфо­графические ошибки на изученные правила.

♦ Писать слова с непроверяемыми орфограммами:
автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, вечер, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, го­рох, декабрь, двадцать, животное, желтый, завод, завтра, зем­ляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, кро­вать, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, от­дых, падать, пиджак, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, растение, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, сначала, слушать, слышать, солдат, соловей, сорок, со­рока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыпленок, черный, шоссе, январь.

4 класс (170 часов)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.221 (0.007 с.)