О понятии Консонанс (продолжение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О понятии Консонанс (продолжение)



Дмитрий Низяев

Показанные в предыдущей статье чудеса взаимодействия звуков на этом, конечно, не заканчиваются. Еще раз вспомним, что любой звук в природе - любой без исключения - всегда сопровождается своими обертонами, то есть звуками кратных частот. Если даже источник звука выдает ну совершенно чистую синусоиду (что практически невозможно), все равно она "обрастает" производными примесями уже в полете, благодаря упругим свойствам самого воздуха. Обертонов этих всегда бесконечно (в теории) много, но все они имеют разную мощность. Если не вмешиваются никакие резонансы, то сила звучания обертона обратно пропорциональна его номеру. Иначе говоря, вторая гармоника (удвоенная частота) оказывается сильнее и слышнее всех прочих. Так вот, как это ни покажется странным, эта самая вторая гармоника принимает участие во взаимодействии двух звуков на удивление отчетливо. И в реальной жизни это бывает слышно едва ли не сильнее, чем разностные звуки, описанные выше.

Чтобы Вы могли обратить на это внимание, давайте вернемся к предыдущим опытам с программным синтезатором. На этот раз я подфильтрую сигналы немножко иначе, чтобы выделить искомое, но поверьте, проявляющиеся при этом эффекты не создавались мной специально. Они в самом деле присутствуют в исследуемых звуках, я их только выделил.

Снова включим два генератора синусоидальной волны. В качестве главного тона - для разнообразия - возьмем частоту 440 Гц, принятую во всем мире за эталон для настройки инструментов. Это нота "ля" первой октавы (пример). Второй генератор будет подниматься от этой же ноты до октавы вверх, как и раньше. Далее, фокусы будет показывать вторая гармоника этой ноты, то есть "ля" октавой выше. В данной волне она фактически не слышна, но после некоторой обработки ее можно немного подчеркнуть. Прислушайтесь, ее теперь хорошо слышно на фоне главного звука (пример). Я снова уберу этот фильтр, чтобы приблизить звучание к реальности - ведь в жизни обертоны не выделяются так явственно. Это не помешает проявиться искомому эффекту.

Эффект заключается в том, что помимо двух реально звучащих нот и уже знакомого нам "призрака" - разностной частоты - порождается еще один звук. Это тоже разность частот, но не между двумя исходными звуками, а между верхним из них и - обратите внимание - второй гармоникой нижнего звука. Поясним: если взаимодействуют постоянная нота 440 Гц и плавно поднимающаяся от 440 Гц вверх, то частота нового призрачного звука будет разностью между 880 Гц и этой плавно растущей частотой, понимаете? В начале, когда наши ноты только покидают унисон, этот хитрый звук будет иметь 440, потом 439, 438 Гц. Он очень тихий, поэтому будет начисто заглушаться обеими главными нотами - в такой тесноте услышать его невозможно (пример). Если у Вас тонкие уши (я не имею в виду физическую толщину, конечно!), то уже в конце этого примера Вы расслышите на фоне секунды "ля"-"си" еще один призвук, в районе ноты "соль". Да-да, этот новый звук будет опускаться, идти навстречу нашему прошлому знакомому "призраку", да еще идти с возрастающей скоростью! Если мы продолжим расширять интервал (440/450, 440/500, 440/600), то этот новый звук будет снижаться (880-450=430, 880-500=380, 880-600=280). Уже в следующем примере его становится очень хорошо слышно, так как он отдаляется от реальных нот на простор (пример). Слышно? Ну-ка, запишем теперь нотки: с интервалом "ля"- "до" начинает звучать еще нота "фа" снизу - вот Вам опять мажорное трезвучие - а с интервалом "ля"-"до диез" - нота "ми". Снова мажорное трезвучие. Поневоле призадумаешься!

Дальнейшее продвижение по высотной шкале заставит этот призвук снижаться все быстрее, пока он не покинет слышимый диапазон и не остановится совсем, до частоты 0 Гц. Откуда берется этот "нуль", Вы, я думаю, уже и сами понимаете (пример). Я поднимаю частоту медленно, чтобы Вы успели подметить и услышать все разнообразные созвучия, мелькающие и переливающиеся вокруг этих двух нот. Там и трезвучий целая куча, и септаккорды есть, и внезапные унисоны случаются. Учитывая оба исходных звука, разностный бас и только что обнаруженную нами игру второго обертона, получается уже четыре голоса, движущиеся в разные стороны, и тем не менее сходящиеся к тому же "ля", от которого начинают движение. Посмотрите, как это сочетание четырех звуков выглядит в нотах:

Здесь на верхней строке я выписал исходные звуки - звучащие физически - а на нижней - звуки-призраки. А вот, как их "ансамбль" звучит (пример). Попробуйте проанализировать, какие именно аккорды получаются, и помните - эти аккорды никто на свете не сочинял, это звучит сама Природа, само мироздание!

Кстати говоря, "вычитаются" таким вот образом не только верхняя нота с обертоном нижней, но и наоборот. Беда в том, что разница между обертоном верхней ноты с основной частотой нижней оказывается равна основной частоте верхней ноты, а стало быть, сливается с ней в точности. Звуков на самом деле пять, но два из них всю дорогу поют в унисон и неотличимы друг от друга.

Пойдем еще дальше. Вспомним, что в классической гармонии трезвучие - основа всего. Не один звук, не интервал. Даже септаккорд понимается как производное созвучие - трезвучие с дополнительным тоном. Если в нашем опыте проследить за поведением не двух, а трех нот, то взаимодействовать будут три пары интервалов, значит и количество "фантомов", и их взаимоотношения возрастут втрое. Просто для того, чтобы услышать хоть раз в жизни полную картину взаимодействия звуков, я создал три синусоидальных генератора и заставил их "сыграть" медленно и отчетливо все десять трезвучий, которые возможны в традиционной гармонии. Это (после унисона) мажор и минор, затем их секстаккорды, затем квартсекстаккорды. Дальше у меня прозвучало одно увеличенное трезвучие (поскольку его обращения звучат абсолютно одинаково), и наконец, уменьшенное трезвучие с двумя его обращениями. Все эти аккорды я построил на одной общей ноте "до", поэтому получился музыкально бессмысленный набор созвучий, лишенный тональности. Как бы звучащий список. Далее, я настроил синтезатор так, чтобы переходы от одного аккорда к другому происходили сглаженно, плавно, чтобы ясно слышать поведение производных звуков. Наконец, я подключил необходимые фильтры и разместил звук по стереопанораме. Поэтому, чтобы лучше разобраться в картине, советую прослушать этот "список" в наушниках. В центре панорамы Вы услышите сами исходные ноты, то есть, сами трезвучия в перечисленном порядке. Слева от Вас будет звучать "хор" из трех разностных фантомных звуков, о которых я говорил в предыдущей лекции. А справа - тоже трехголосный "хор" обертоновых фантомов, о которых мы говорили сегодня. Вслушайтесь только, какое богатство тяготений и тональностей содержится, оказывается, в трех чистых нотах! (пример). Чтобы яснее разобраться в этаком "месиве", взгляните на ноты. Большие головки означают исходные ноты, синие - игру второго обертона, и лиловые - разностные звуки.

Но и это еще не все! Все, что мы услышали до этого, происходит ПОД основными нотами, ниже их. Однако при рождении консонанса и диссонанса кое-какие события происходят и НАД главными звуками, я бы даже сказал, " Значительно Над " ними.

Согласитесь, что понятия "диссонанс" и "фальшь" очень для нас близки. В музыке под ними подразумеваются разные вещи, однако природа их неприятного влияния на психику одинакова. Суть в вибрациях. Послушайте, например, знакомую картину - два звука начинаются в таком абсолютном унисоне, что сливаются воедино, затем "расстриваются". Не настолько, чтобы оказаться на соседних нотах, но заметно и очень неприятно (пример). Слышите эту нервную омерзительную вибрацию? Она нам знакома, это "биения", разница частот двух нот. Это легко объяснить, не правда ли? А теперь послушайте интервал чистой квинты, который тоже постепенно "расстраивается" (пример). Слышите - снова вибрация? Но на этот раз ее ведь не удастся объяснить разницей частот - эта разница в данном случае слишком велика, чтобы выглядеть как вибрация. Это уже не единицы Герц, согласны? Однако мы слышим отчетливые биения. Что же это означает?

Тут нужно опять - уже в который раз! - вспомнить об обертонах. Любой звук, каким бы чистым он ни казался на слух, всегда содержит обертоны. Это целый набор нот с кратными частотами. Этот звукоряд естественных призвуков для ноты, скажем, "до" малой октавы выглядит так (см. рисунок слева): Цифры означают кратность - во сколько раз частота ноты больше исходной. Звукоряд этот теоретически бесконечен, я показал только первые его звуки. Все эти ноты звучат всегда и в реальности, только они намного - на десятки децибелл - тише породившего их звука. И чем больше номер, тем тише. Но, хотя мы с Вами их либо не слышим совсем, либо принимаем за оттенки тембра, они принимают очень сильное участие в образовании консонанса. И биения, которые создают у нас звуковой дискомфорт при фальши, могут порождаться не только близколежащими основными звуками, но и неточным совпадением каких-либо обертонов этих звуков. Например, биения, возникающие при "расстраивании" квинты, порождаются не самими расстраиваемыми нотами, а их обертонами - третьим обертоном нижней ноты со вторым - верхней. Вот, как взаимодействуют обертоны в квинте "фа-до" (см. рисунок справа). Вы понимаете, что при любом смещении главной ноты вслед за ней смещается и весь набор ее обертонов. Поэтому, когда мы расстраиваем квинту, расстраивается и унисон этих самых обертонов, которого мы вроде бы и не слышали вовсе. Однако появляющиеся биения обращают на себя внимание, хотя порождаются не теми нотами, что ясно слышны.

Если Вы возьмете на себя труд проследить, при каких интервалах какие обертоны должны совпадать, то увидите две вещи. Во-первых, что нет такого сочетания звуков, при котором хотя бы какие-нибудь обертоны двух нот не совпали. А часто будут совпадать несколько обертонов сразу. И во-вторых, Вы заметите то, ради чего я и завел сегодня речь об обертонах. А именно: номера совпадающих обертонов будут сильно различаться в консонансах и диссонансах.

Проследим немножко вместе. Самый совершенный из всех консонансов в мире, унисон. Совпадают все без исключения обертоны. При расстройте унисона биения возникают на всех уровнях. Другой совершенный консонанс - октава. Совпадают обертоны: 1-2, 2-4, 3-6, 4-8, 5-10 и т.д. Тоже почти все. Еще консонанс - квинта. Совпадения по номерам: 2-3, 4-6, 6-9, 8-12 и т.д. Совпадений меньше, но тоже очень много. Другой консонанс, "несовершенный" - терция. Здесь первое совпадение обнаруживается только на уровне пятого обертона, не раньше. А ведь мы знаем, что слышимость и способность на что-то влиять сильно уменьшается с ростом номера обертона. Во-первых, из-за его крошечной громкости, во-вторых - из-за его слишком высокого регистра. Согласитесь, трудно разобрать совпадение, происшедшее в двадцатой октаве! Ну, так вот, в случае интервала терции первое совпадение оказывается на три октавы выше самих нот, то есть довольно малоразличимо. В случае интервала секунды совпадает только девятый обертон. Зато в это же время сами основные ноты и их самые первые обертоны создают дикие биения. Мы не в состоянии разобрать совпавший в унисоне призвук, когда сам интервал секунды терзает наши уши на первом плане. Потому секунда считается резким диссонансом. А малая секунда - тем более. В ее распоряжении только семнадцатый обертон - все обертоны, лежащие ниже, и более слышимые, находятся в противоречии друг с другом.

Таким образом, помимо разностных низких звуков в создании консонанса участвуют и высокие звуки, обертоны. И чем больше номер ближайшего из обертонов, совпавшего у обеих исходных нот, тем сильнее диссонирует данное созвучие. Вот и все!

Кто-нибудь что-нибудь понял?

Звук

Леонид Гурулев

Вопросы для повторения

1. Что мы подразумеваем под словом звук?
2. Одинаковы ли физические свойства всех слышимых нами звуков?
3. Какими свойствами обладают звуки музыкальные? От чего зависят эти свойства?
4. Что представляют собой звуки шумовые?
5. Что такое призвуки? В чем заключается причина их образования?
6. Что такое натуральный звукоряд?
7. Что называется музыкальной системой и ее звукорядом?
8. Сколько основных ступеней в звукоряде? Как они называются?
9. Что такое октава?
10. Перечислить названия всех октав. Какие из них полные?
11. Что подразумевается под понятием музыкальный строй?
12. Что такое темперированный строй?
13. Что такое полутон?
14. Что такое целый тон?
15. Сколько полутонов между основными ступенями звукоряда?
16. Какие ступени называются производными?
17. Откуда происходят названия производных ступеней?
18. Что означает слово диез?
19. Что означает слово бемоль?
20. Что означают слова: дубль-диез и дубль-бемоль?
21. Что означает слово альтерация?
22. Какие бывают цельте тоны и полутоны?
23. Чем отличаются диатонические полутоны и целые тоны от хроматических?
24. Что такое энгармонизм звуков?
25. Как называются и обозначаются основные ступени по буквенной системе?
26. Как образуются названия производных ступеней по буквенной системе?
27. Как обозначаются октавы при записи звуков по буквенной системе?

Упражнения

Устные

1. Перечислить все основные ступени звукоряда по буквенной системе вверх и вниз.
2. Назвать все производные ступени по буквенной системе, образовавшиеся от повышения и понижения каждой основной ступени на полутон.
3. Назвать по буквенной системе ступени, образовавшиеся от повышения и понижения каждой основной ступени на целый тон.
4. Построить диатонические полутоны вверх и вниз от следующих звуков: до, ре, соль, ми - бемоль, фа-диез, фа-бемоль, до-дубль-диез; си-дубль-бемоль.
5. Построить хроматические полутоны:
а) вверх и вниз от следующих звуков: си, ми, фа, до-диез, соль-диез, ля-дие з;
б) вверх от следующих звуков: ре-дубль-бемоль, соль-дубль-бемоль;
в) вниз от следующих звуков: фа-дубль-диез, соль-дубль-диез.
6. Построить диатонические тоны вверх и вниз от следующих звуков: до, ми, фа, ре-бемоль, ми-диез, соль-диез, фа-дубль-диез, ля-дубль-бемоль.
7. Построить хроматические тоны:
а) вверх и вниз от следующих звуков: ре, ми, соль, ля, си;
б) вверх от следующих звуков: ре-бемоль, соль-бемоль, си-бемоль, ми-дубль-бемоль, до-бемоль;
в) вниз от следующих звуков: си-диез, ре-диез, фа-диез, до-дубль-диез, соль-дубль-диез.
8. Назвать звуки, энгармонически равные данным: си, ре, фа, ля, до-диез, ми-диез, соль-бемоль, си-бемоль, ре-дубль-диез, ми-дубль-бемоль.
9. Назвать звуки, энгармонически равные данным по буквенной системе: с, е, g, ais, his, des, ges, aisis, deses.

Письменные

1. Написать буквенные обозначения основных ступеней звукоряда в большой, малой и первой октавах.
2. Написать буквенные обозначения следующих звуков: си-бемоль субконтроктавы, ре контроктавы, фа-диез большой октавы, ля малой октавы, до первой октавы, ми-бемоль второй октавы, соль-дубль-диез третьей октавы, си четвертой октавы.
3. Данные названия звуков переписать нотами, построив от них диатонические полутоны вверх и вниз: си, ре-бемоль, фа-диез, ми, соль-бемоль, си-диез, фа-дубль-диез, ми-дубль-бемоль.

Например:

.

4. а) Данные названия звуков переписать нотами, построив от них хроматические полутоны вверх; до, ми-бемоль, ре, фа-диез, соль, ля-дубль-бемоль, си-бемоль; б) сделать то же вниз: до-диез, ре-бемоль, фа, соль-дубль-диез, си-бемоль.
5. Данные названия звуков переписать нотами, построив от них диатонические тоны вверх и вниз: фа, соль-бемоль, ля-диез, до, ми-дубль-бемоль.
6. а) Данные названия звуков переписать нотами, построив от них хроматические целые тоны вверх: до, ми-бемоль, pe-дубль-бемоль, ля; б) сделать то же вниз: фа, соль-дубль-диез, ля-диез, си.
7. Написать нотами звуки, энгармонически равные нижеследующим:

.

Например:

.

Желательно все упражнения "дублировать" игрой на фортепиано.

 

Нотное письмо

Леонид Гурулев

Вопросы для повторения

1. Что называется нотным письмом?
2. Что такое нота?
3. Что представляет собой нотный знак?
4. Как изображаются нотами различные длительности звуков?
5. Перечислить все ноты, изображающие основные длительности звуков.
6. Что такое нотный стан? Из чего он состоит?
7. В каком порядке ведется счет линий нотного стана?
8. Что такое начальная черта?
9. Как размещаются ноты на нотном стане?
10. Что такое добавочные линии, и как ведется их счет?
11. Какое существует правило положения палочек (штилей) у нот на нотном стане: а) при письме отдельно каждой ноты? б) при слиянии в группы?
12. Что означает слово ключ в нотном письме?
13. Какие употребляются ключи? Объяснить значение каж-дого ключа, их положение на нотном стане.
14. В каких ключах пишутся ноты для фортепиано, скрипки и виолончели? 15. Для каких инструментов пишутся ноты в альтовом ключе? В теноровом ключе?
16. Что такое знаки альтерации? Перечислить их.
17. Где пишутся знаки альтерации на нотном стане? Как они называются в зависимости от того, где пишутся?
18. Какие существуют знаки увеличения длительностей? Рассказать об их значении.
19. Что означает пауза?
20. Как измеряется продолжительность пауз?
21. Как и где пишутся паузы? (написать).
22. Какое существует правило для записи двухголосия на одном нотном стане?
23. Как пишется музыка для фортепиано?
24. Что такое акколада?
25. Как пишется музыка для голоса или сольного инструмента с фортепиано?
26. То же для ансамблей различного состава без фортепиано?
27. То же для трехголосного и четырехголосного хора?
28. Как называется форма записи музыки для хора, ансамбл и оркестра?
29. Какие знаки применяются для сокращения нотного письма? Перечислить их и объяснить значение каждого знака.

Акцент

Леонид Гурулев

Вопросы ля повторения

1. Что такое ритм?
2. Объяснить разницу между основным и произвольным делением длительностей.
3. Какие группы длительностей, образовавшиеся от произвольного деления основных длительностей, чаще всего встречаются?
4. Что такое метр?
5. Как называются доли метра, на которые падает ударение?
6. Как называются доли метра, на которые не падает ударение?
7. Что такое размер?
8. Как обозначается размер в нотном письме и где помещается обозначение размера?
9. Что такое такт и тактовая черта?
10. Что такое затакт?
11. Объяснить разницу между двухдольным и трехдольным метром.
12. Объяснить разницу между простыми и сложными метрами и размерами.
13. Перечислить простые размеры.
14. Как иначе называется размер 2/2 и какое другое обозначение он имеет?
15. Что называется группировкой нот?
16. В чем заключается группировка нот в простых размерах?
17. Перечислить сложные размеры, наиболее-часто употребляющиеся.
18. Что такое относительно сильная доля?
19. В чем заключается группировка нот в сложных размерах?
20. Что представляют собой смешанные метры и размеры? Перечислить наиболее употребительные.
21. В чем заключается особенность группировки нот в смешанных размерах?
22. Что представляют собой переменные размеры? Как и где обозначается смена размера?
23. Что такое синкопа? Какие встречаются в музыке основные формы синкоп? 24. В чем заключается группировка нот в вокальной музыке?
25. Что такое темп?
26. На какие основные группы подразделяются темпы?
27. Назвать основные обозначения темпов.
28. Что такое метроном?
29. В чем заключаются приемы дирижирования в простых, сложных и смешанных размерах? Показать приемы дирижирования.

Интервалы.

Леонид Гурулев

Вопросы для повторения.

1. Что такое интервал?
2. Какая разница между гармоническим и мелодическим интервалами?
3. Как называются нижний и верхний звуки интервала?
4. Какие направления образуют интервалы в мелодическом движении?
5. Как читаются интервалы?
6. Как определяется величина интервала?
7. Что значит количественная величина интервала?
8. Что значит качественная величина интервала?
9. Какие интервалы называются простыми?
10. Перечислить все простые интервалы.
11. Что такое унисон?
12. Какими словами обозначается качественная величина интервалов?
13. Перечислить интервалы, образующиеся между основными ступенями звукоряда.
14. Как иначе называются основные интервалы?
15. Назвать, чему равна количественная величина каждого диатонического интервала.
16. Что значит тритон?
17. Какие интервалы называются увеличенными и уменьшенными? Как они образуются?
18. К какой группе интервалов относятся все увеличенные и уменьшенные интервалы?
19. В чем заключается энгармонизм хроматических интервалов?
20. Какие черты характеризуют энгармонически равные интервалы?
21. Перечислить все увеличенные и уменьшенные (хроматические) интервалы, указав их качественную величину.
22. В чем заключается обращение интервалов?
23. Какие существуют способы перемещения звуков интервала при обращении?
24. В какие интервалы обращаются чистые интервалы? малые? большие? увеличенные? уменьшенные?
25. Чему равна в сумме качественная величина обращающихся друг в друга интервалов?
26. В каких интервалах при обращении совпадает количество тонов?
27. Как называются интервалы шире октавы? Перечислить их названия в пределах двойной октавы.
28. Из чего складывается количественная величина составных интервалов?
29. Каким образом производится обращение составных интервалов?
30. В какие интервалы обращаются все составные интервалы?
31. Что значит консонанс?
32. Что значит диссонанс?
33. Какие из числа диатонических интервалов консонирующие и какие диссонирующие?
34. В какие интервалы по своему звучанию обращаются консонирующие интервалы? Диссонирующие интервалы?

Упражнения

Устные

Строить (называть) все простые интервалы вверх и вниз от основных ступеней (звуков), беря за основу только количественную величину интервалов: кварты вниз - до - соль, си - фа, ля - ми и т. д.

То же, образуя восходящие и нисходящие последовательности одинаковых интервалов.

а) Строить все простые интервалы вверх и вниз от основных ступеней с учетом их качественной величины. Например: большие терции вверх: до - ми, ре - фа-диез, ми - соль-диез и т.д.

б) То же от звуков производных ступеней. Например: малые терции вверх до-диез - ми, ре-диез - фа-диез и т. д.; или ре-бемоль - фа-бемоль, ми-бемоль - соль-бемоль и т. д.

Строить ряды всех простых интервалов вверх и вниз (цепочкой) от основных и производных ступеней с учетом их качественной величины. Например, большие терции вниз от звука ми: ми - до - ля-бемоль - фа-бемоль.

Строить поочередно все увеличенные и уменьшенные интервалы от основных ступеней вверх и вниз.

Называть энгармонически равные интервалы всем увеличенным интервалам.

Называть энгармонически равные интервалы всем уменьшенным интервалам.

Называть простые диатонические интервалы и их обращения. Например: чистая прима - в чистую октаву, малая секунда - в большую септиму и т. д. Строить составные интервалы вверх и вниз от основных и производных ступеней. Определять мелодические и гармонические интервалы в музыкальных произведениях.

Письменные

Написать от всех основных ступеней вверх, по очереди, каждый простой диатонический интервал. Например:

То же - вниз. Например:

То же - вверх от звуков до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез, ля-диез; ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль, си-бемоль. Например:

То же - вниз. Например:

Написать от всех основных ступеней вверх и вниз увеличенные интервалы.

То же - уменьшенные интервалы.

Написать от всех производных ступеней вверх и вниз увеличенные интервалы.

То же - уменьшенные интервалы.

Данные интервалы переписать, образовав из них:

Большие и уменьшенные:

Малые и увеличенные:

Малые:

Большие:

Увеличенные и уменьшенные (кроме примы):

Чистые:

Определить данные интервалы, обозначить их количественную и качественную величины. Написать их обращения с обозначениями:

После успешного (надеюсь) завершения устных и письменных упражнений рекомендую проиграть их на музыкальном инструменте.


Лад и тональность

Леонид Гурулев

Вопросы для повторения

1. Какие звуки называются устойчивыми?
2. Как называется главный устойчивый звук?
3. Как называются звуки мелодии, не выделяющиеся в число устойчивых звуков?
4. В чем выражается тяготение неустойчивых звуков?
5. Как называется переход неустойчивого звука в устойчивый?
6. Что такое лад?
7. Какой лад называется мажорным?
8. Из скольких звуков состоит мажорный лад?
9. Что такое гамма?
10. Как называются звуки, образующие гамму?
11. В каком порядке располагаются ступени в мажорной гамме?
12. Как обозначаются ступени мажорной гаммы?
13. Какие названия присвоены каждой ступени гаммы, кроме цифрового обозначения? Перечислить их и пояснить значение каждого названия.
14. Какие ступени называются главными?
15. Какие ступени являются устойчивыми?
16. Какие ступени гаммы и в каком направлении тяготеют к устойчивым ступеням?
17. Что такое тональность?
18. Из чего складывается название тональности?
19. Как подразделяются все мажорные тональности?
20. Перечислить все диезные мажорные тональности.
21. Перечислить все бемольные мажорные тональности.
22. Какие тональности называются родственными?
23. На какую ступень в диезных мажорных гаммах приходится очередной (новый) диез? Бемоль - в бемольных мажорных гаммах?
24. Перечислить ключевые знаки диезных и бемольных тональностей по порядку их появления.
25. Как называются порядок последовательного расположения тональностей по принципу родства?
26. Назвать энгармонически равные мажорные тональности.
27. Что представляет собой гармонический мажор?
28. Какой лад называется минорным?
29. Перечислить порядок последовательности секунд в гамме натурального минора.
30. В каком направлении и на какой интервал тяготеют неустойчивые звуки в натуральном миноре?
31. Какой вид минора называется гармоническим? Перечислить последовательность секунд в гамме гармонического минора.
32. Какой вид минора называется мелодическим? Перечислить последовательность секунд в гамме мелодического минора.
33. Какие тональности называются параллельными?
34. Какой ступенью мажора является тоника параллельного минора?
35. На какие ступени гаммы в миноре приходятся последовательно возникающие диезы и бемоли?
36. Перечислить все диезные минорные гаммы. Перечислить все бемольные минорные гаммы.
37. Назвать случайные знаки во всех диезных минорных гаммах. То же - в бемольных минорных гаммах.
38. Назвать энгармонически равные минорные тональности.
39. Какие тональности называются одноименными?
40. На сколько ключевых знаков отличаются друг от друга одноименные тональности?
41. Какими ступенями отличаются одноименные тональности натурального мажора и минора?
42. Какой ступенью отличаются одноименные тональности гармонических видов мажора и минора?
43. Какой ступенью отличаются одноименные тональности мелодического минора и натурального мажора?

Упражнения

Устные

Называть звуки мажорных гамм в поступенном движении вверх и вниз.
Называть во всех мажорных тональностях устойчивые и неустойчивые звуки.
Называть неустойчивые звуки во всех мажорных тональностях и после каждого из них - устойчивый звук, к которому они тяготеют.
Например, в тональности Соль мажор: фа-диез - соль, ля - соль, ля - си, до - си, до - ре, ми - ре.
Называть звуки гамм гармонического мажора в поступенном движении вверх и вниз.
а) Называть звуки всех гамм натурального минора в поступенном движении вверх и вниз.
б) То же - в гармоническом миноре.
в) То же - в мелодическом миноре.
Называть во всех минорных гаммах устойчивые и неустойчивые звуки (в натуральном и гармоническом видах).
Называть неустойчивые звуки во всех минорных тональностях гармонического вида и после каждого из них - устойчивый звук, к которому они тяготеют.
Называть звуки мажорных и минорных гамм всех видов в восходящем и нисходящем движении через ступень. Например, гамма Ре мажор в восходящем движении: ре - фа-диез - ля - до-диез - ми - соль - си - ре; в нисходящем движении: ре - си - соль - ми - до-диез - ля - фа-диез - ре.
Называть все мажорные и минорные тональности по буквенной системе.

Письменные

Написать все гаммы натурального мажора в восходящем и нисходящем движении, выставляя знаки альтерации при нотах.
То же - гармонического мажора.
Написать схемы тяготений неустойчивых звуков в устойчивые во всех тональностях натурального мажора.
То же - гармонического мажора.
Написать все гаммы натурального минора в восходящем и нисходящем движении, выставляя знаки альтерации при нотах.
То же - гармонического минора.
То же - мелодического минора.
Написать схемы тяготений неустойчивых звуков в устойчивые во всех минорных тональностях натурального и гармонического видов.
Написать буквенное обозначение всех мажорных тональностей по квинтовому кругу.
То же - минорных тональностей.

На фортепиано

Играть мажорные гаммы в восходящем и нисходящем движении.
То же - от различных ступеней.
Например, гамма Ля мажор от III ступени.
Играть гаммы гармонического мажора.
Играть гаммы натурального, гармонического и мелодического минора в восходящем и нисходящем движении.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.087 с.)