Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Группировка в вокальной музыкеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В музыке для голоса с текстом группировка длительностей связана с слоговым составом речи. Отдельная длительность, приходящаяся на слог, не объединяется в группу с соседними длительностями. Если один слог распевается несколькими звуками, то их длительности объединяются в группы согласно общему правилу. Не буду приводить лишних примеров. Эта тема совсем не сложная, поэтому для закрепления, если Вам необходимо, посмотрите на любую песню "Битлз" или в "Вокальных произведениях" библиотеки нашего сайта, и Вам все станет ясно. ТЕМП Скорость движения называется темпом. В музыке темп как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения (или, скорее, наоборот: содержание зависит от темпа). Темпы подразделяются на три основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом итальянские обозначения. За последнее время в российских изданиях стали применяться обозначения темпов на русском языке. В джазовых же нотах традиционно применяются англоязычные термины. Ниже приводится перечень основных обозначений темпов. Медленные темпы: Largo - широко, Lento - протяжно, Adagio - медленно, Grave - тяжело. Умеренные темпы: Andante - спокойно, не спеша, Andantino - подвижнее, чем анданте, Moderate - умеренно Sostenuto - сдержанно, Allegretto - оживленно, Allegro moderato - умеренно скоро. Быстрые темпы: Allegro - скоро, Vivo - живо, Vivace - живо, Presto - быстро Prestissimo - очень быстро. Для уточнения оттенков движения при отклонении от его основных темпов применяются некоторые дополнительные обозначения: molto - очень, assai - весьма, con moto - с движением, commodo - удобно, non troppo - не слишком, non tanto - не столь, sempre - все время, meno mosso - менее подвижно, piu mosso - более подвижно, tranquillo - спокойно. Для большей выразительности при исполнении музыкального произведения нередко применяются постепенные ускорения или замедления общего движения. Они обозначаются в нотном тексте следующими словами: а) Для замедления: ritenuto - сдерживая, ritardando - запаздывая, allargando - расширяя, rallentando - замедляя б) Для ускорения: accelerando - ускоряя, animando - воодушевляя, stringendo - ускоряя, stretto - сжато, сжимая Для возвращения движения в первоначальный темп применяются следующие обозначения: a tempo - в темпе, tempo primo - первоначальный темп, tempo I° - первоначальный темп, l'istesso tempo - тот же темп. Все темпы, применяемые в музыке соответственно словесным обозначениям, приблизительны или, как говорят, условны. Для установления более точного темпа применяется метроном. Наиболее распространен метроном изобретателя Мельцеля - в виде четырехгранной пирамиды с маятником. Поэтому метроном сокращенно обозначается - М. М., что значит "Метроном Мельцеля". Метроном отсчитывает посредством маятника нужное количество ударов в минуту. Скорость регулируется передвижной гирькой. Маятник метронома приводится в движение заводным механизмом. Каждый удар принимается за единицу времени - долю данного метра и соответственно размеру считается как длительность, равная половинной, или четверти, или восьмой и т. п. Композитор выставляет обозначение темпа по метроному после словесного обозначения. Например: Allegro М. М. = 18. Допускаемые исполнителем незначительные отклонения от указанных автором темпов зависят от его художественной индивидуальности и его личного понимания исполняемой музыки. ПРИЕМЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ Под дирижированием, в широком смысле этого слова, подразумевается управление исполнением музыкального произведения хором, оркестром или другими крупными ансамблями. В применении к пению или сольфеджио под дирижированием подразумевается средство: во-первых, счета, то есть указания времени продолжительности и смены долей такта; во-вторых, установления темпа для данного произведения. Как это ни может показаться странным, но можно дирижировать даже для самого себя, когда Вы читаете незнакомые ноты, поете или записываете мелодию по памяти. В этих случаях дирижирование себе не только сильно облегчает Вам ориентирование в метре - и всю Вашу работу, но и неожиданно сильно ускоряет процесс обучения, привыкания, развития и т.п. Дирижируйте себе - и практически все новые понятия из курса теории музыки усвоятся Вами вдвое скорее и прочнее. В основу приемов дирижирования положены двухдольные, трехдольные и четырехдольные фигуры взмахов. Они заключаются в следующем (все схемы даны для правой руки):
Примечание. Начало каждой доли такта наступает в момент окончания взмаха, в опорной точке движения.
Вот основные дирижерские сетки. Другие мы пока рассматривать не будем, если появятся вопросы - либо пишите, либо оставьте запись в форуме.
ИНТЕРВАЛЫ Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев В помощь изучающим интервалы представляю программу ИНТЕРВАЛ. Одновременное или последовательное сочетание двух звуков называется интервалом (От лат. intervallum- промежуток, расстояние). Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основанием интервала, а верхний - вершиной интервала. Например: В мелодическом движении интервалы образуются восходящие и нисходящие. Все гармонические интервалы и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические интервалы читаются вниз, при этом упоминается также направление движения. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ВЕЛИЧИНА ИНТЕРВАЛОВ. Каждый интервал определяется двумя величинами - количественной и качественной. Количественной называется величина, выраженная количеством ступеней, составляющих интервал. Качественной называется величина, выраженная количеством тонов и полутонов, составляющих интервал. Интервалы, образующиеся в пределах октавы, называются простыми. Всего - восемь простых интервалов. Их названия зависят от количества ступеней, которое они охватывают. Названия интервалов применяются на латинском языке в виде порядковых числительных. Эти числительные обозначают, какая по счету ступень - верхний звук интервала по отношению к нижнему звуку. Кроме того, для сокращения применяется цифровое обозначение интервалов. Ниже приводится перечень всех простых интервалов, а также построение их от звука до вверх и вниз. Прима - 1, первая (звучание двух звуков в унисон) Унисон, в буквальном смысле, означает объединение звуков. Унисон тождествен приме лишь как гармоническому интервалу. Следует упомянуть, что из-за иностранного происхождения названий, буква "е" в словах всегда произносится как "э" - это относится ко всем музыкальным терминам, кроме, как ни странно, названий знаков альтерации. Выше мы говорили, что расстояние между соседними ступенями может быть равно полутону или целому тону. Отсюда следует, что секунда может состоять из полутона или целого тона. Например, секунда ми-фа =1/2 тона; секунда фа-соль =1 тону. Другие однородные интервалы также не одинаковы по количеству тонов. Например, терция до-ми =2 тонам; терция ре-фа =11/2 тонам. Из сказанного следует, что качественная сторона названий отражает величину интервала лишь приблизительно. Количественная же величина интервала уточняется словами: малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная. Между основными ступенями звукоряда (в пределах октавы) образуются следующие интервалы: 1. Чистые примы = 0 т. Например: Все перечисленные выше интервалы называются основными. Эти интервалы принято называть также диатоническими интервалами благодаря тому, что они образуются между ступенями и натурального мажора, и натурального минора. Все диатонические интервалы могут быть построены от любой основной или производной ступени вверх или вниз. Диатонические интервалы являются основой мелодии. От их сочетания в различной последовательности мелодическое движение приобретает многообразную выразительность. Не будем перегружать Вас лишними примерами. Просто на практических занятиях на музыкальном инструменте постарайтесь проанализировать на простых примерах, из каких интервалов построена та или иная мелодия. Так Вы сможете применять теоретические знания на практике.
Каждый диатонический интервал может быть увеличен или уменьшен при помощи повышения или понижения на хроматический полутон одной из образующих его нот. Увеличенные интервалы могут образовываться от чистых и больших интервалов, а уменьшенные - из чистых и малых. Исключение составляет только чистая прима. Сами подумайте, куда ей уменьшаться? Ведь отрицательных интервалов не бывает по определению. Возьмем, к примеру, большую терцию до - ми, где до является основанием. Повысим ноту ми на полтона - получим ми-диез (ни в коем случае нельзя говорить фа, потому что тогда изменится качественное название, то есть, интервал превратится в кварту). Если вместо повышения ноты ми понизить до, то получится также увеличенная терция до-бемоль - ми (а не си - ми). А теперь попытайтесь построить от других больших или чистых интервалов увеличенные. Теперь разберем пример построения уменьшенных интервалов. Вспомним, что они строятся только из малых и чистых. Возьмем, к примеру, малую сексту от ноты до вверх. Т.е. до - ля-бемоль. Уменьшим (понизим) ля-бемоль на полтона - в итоге получим (прошу внимания!!!) ля-дубль-бемоль. Опять же, ни в коем случае нельзя говорить соль-бекар, потому что это окажется названием чистой квинты - вскоре Вы убедитесь, что от правильного названия сильно зависит смысл. Интервалы различной количественной величины, но одинаковые по звучанию, называются энгармонически равными интервалами. ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ Перемещение звуков интервала, благодаря которому нижний звук становится верхним, а верхний звук - нижним, называется обращением интервала. Возможны два способа перемещения звуков, а именно: 1. Перенесение основания интервала (нижнего звука) на октаву вверх. Как правило, все чистые интервалы обращаются в чистые, малые - в большие, большие - в малые, увеличенные - в уменьшенные, уменьшенные - в увеличенные, дважды увеличенные - в дважды уменьшенные и наоборот. Если сложить данный интервал и его обращение, в результате получится октава. Поэтому сумма качественной величины интервалов, обращающихся друг в друга, всегда будет равна шести тонам. Чтобы облегчить построение больших и неудобных интервалов вверх и вниз от данного звука, очень удобно пользоваться обращением интервалов. Для построения заданного интервала вверх берется октава от исходного звука вверх и из нее вычитается обращение заданного интервала сверху вниз. Например, малая секста от звука фа вверх: от ноты фа строим вверх чистую октаву, от верхней ноты вниз строим большую терцию. Для построения заданного интервала вниз берется в том же направлении октава от исходного звука от исходного звука и из нее вычитается обращение заданного интервала снизу вверх. Например, большая септима от звука до-диез вниз. На основе вышеуказанного примера строим вниз чистую октаву, от нижней ноты строим вверх малую секунду. Прежде чем заговорить о новой теме (составные интервалы), я хочу немного "позанудствовать" (ну какой же педагог не зануда, хотя бы в небольшой степени?). Послушайте небольшую "серию" разлагольствования на тему: "А вообще для чего нужны интервалы и вообще теория?" Можно, конечно, отделаться формулой типа: "Так надо", - но от этого никому не будет легче. Есть люди-самоучки, которые они играют, не зная нотной грамоты, просто блестяще. Римский-Корсаков, недавно упоминавшийся по поводу оперы "Снегурочка", все еще не знал названий интервалов, когда эта опера уже с успехом прозвучала. Но это, так сказать, гении, а что делать таким, как я и похожим на меня? Ответ прост: "Учить теорию". Вот если на музыкальном инструменте сыграть несложный аккорд, а к нему добавить еще дополнительно звук и послушать: а красиво ли получается? И так можно слушать до посинения, а затем и до следующего восхода солнца. А если подойти вдумчиво и зная заранее, какой звук добавить... Вы поняли мою мысль? Во-первых, украсите свой аккорд (нам еще предстоит познакомиться с ними - аккордами, - когда время придет), а во-вторых, сэкономите время на поиски нужного (красивого) аккорда. А так как аккорд - это не что иное, как несколько интервалов одновременно, то вот Вам факт налицо. Я не просто так, от делать нечего задумал эту тираду, а для того, чтобы Вы посерьезней отнеслись к теме "Интервалы". Ну, а теперь сама тема: СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ Кроме простых интервалов, в музыке применяются также интервалы шире октавы. Такие интервалы называются составными. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам. Таким образом получаются те же интервалы, но уже через октаву. Понятно, я надеюсь? Сначала давайте познакомимся с названиями таких интервалов, а потом разберем один-два практически. нона - 9, секунда через октаву Если Вы заметили, эти названия тоже имеют латинские корни: "деци" - означает "десять" (например, "дециметр"). А "дуодецима" - десять плюс два. А в остальном все так же, как и с простыми интервалами. Я, например, не пользуюсь названиями таких составных интервалов (чего и Вам советую), просто держу в голове цифры, что такой-то интервал, допустим, 14, а такой-то - 9, и оперирую ими. Но об этом более подробно на следующих уроках.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.190.200 (0.01 с.) |