Глава 12. Воспитание детей 315 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 12. Воспитание детей 315



Мудрость и знание

1. Любознательность ___

2. Любовь к знаниям ___

3. Способность к суждению _

4. Изобретательность ___

5. Умение общаться ___

6. Умение видеть перспективу _

Мужество

7. Храбрость ___

8. Упорство ___

9. Цельность характера ___

Гуманизм и любовь

10. Доброта

11. Любовь

Справедливость

12. Коллективизм

13. Справедливость

14. Лидерские качества

Умеренность

15. Самоконтроль

16. Благоразумие

17. Смирение

Трансцендентность (духовность)

18. Эстетическое чувство ___

19. Благодарность ___

20. Надежда ___

21. Вера

22. Прощение ___

23. Юмор ___

24. Энтузиазм


316 Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ

У многих детей обнаруживается приблизительно пять качеств, оцененных в 9 или 10 баллов, — это и есть его индивидуальные достоинства. Обведите их кружком. Наверняка найдутся и каче ства, получившие менее шести баллов. Это — его слабости.

Развитие достоинств у детей

Развитие достоинств напоминает тренировку языковых навыков. Способность говорить на любом языке дана человеку от рождения, и дело чуткого воспитателя — уловить смысл в первом лепете малыша. Мало-помалу происходит «языковой сдвиг», и ребенок начинает изъясняться на том языке, который постоянно слышит. (Вопрос о «языковом сдвиге» я мог бы пред ложить популярной телевикторине.) К концу первого года жизни малыш начинает отчетливо выговаривать слова на языке своего окружения, и тот становится для него родным.

Документальных доказательств у меня нет, но я уверен: любой ребенок с рождения обладает задатками всех основных достоинств. Б течение первых шести лет жизни, как и в случае с языком, происходит преимущественное закрепление определен ных качеств. Пытаясь заслужить похвалу, любовь и внимание, малыш полнее использует те или иные черты. Занимаясь тем, что ему интересно, ребенок узнает, какие качества помогают ему проявить свои способности. Их он и будет всячески развивать, остальные же пустит на самотек.

Рассуждая таким образом, мы с Манди стали наблюдать за любыми проявлениями каких бы то ни было достоинств наших детей и, естественно, все их поощряли. Некоторые достоинства стали выступать на первый план регулярно, превращаясь мало-помалу в черты характера.

Сильной стороной Лары оказалось чувство справедливости. Сначала нас даже удивляло, что она никогда не забывает поде-


Глава 12. Воспитание детей 317

литься с сестрой кубиками. Как-то за обедом я пересказывал жене интересную книгу об убийстве бывшего губернатора штата Айдахо профсоюзным лидером, а Лара внимательно слушала и, более того, проявила интерес к основам социа лизма. Мы решили поддержать тягу к знаниям и долго рас сказывали семилетней девочке о коммунизме, капитализме, монополиях и антимонопольном законодательстве, исполь зуя, разумеется, популярную форму («Представь, что у тебя забрали все игрушки, кроме одной, и раздали их поровну тем детям, у которых вовсе не было игрушек»).

Никки всегда проявляла доброту и терпение. Как я уже говорил, она пыталась учить Даррила рисовать и писать — однажды вечером мы застали их за этим занятием. Даррил, если вы помните, упорен и трудолюбив. Когда ему что-нибудь интересно — его за уши не оттащишь.

Итак, первое, что я могу посоветовать родителям,—поощрять любые проявления всех достоинств ребенка. В конце концов, он сам выберет наиболее полезные. Тест, выполненный вами вместе с ребенком, поможет сориентироваться точнее.

Второй совет: старайтесь предоставлять ребенку максимум возможностей для проявления индивидуальных достоинств в повседневной жизни. Отмечайте каждое из таких проявлений.

На прошлой неделе Лару постиг тяжелый удар. Пять лет она брала уроки игры на флейте и недавно сменила препода вателя. На первом же занятии новый наставник объявил: все, что усвоила Лара, — неверно: она неправильно стоит, непра вильно дышит, неправильно работает пальцами. Девочка, оправившись от удивления и обиды, стала работать по-новому, хотя на домашние задания уходит в два раза больше времени. Мы сделали вывод, что наша Лара обладает незаурядным упорством.

Никки играет с маленькой Карли в музыкальную школу. Она рассаживает кукол по комнате, раздает им игрушечные


Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ

инструменты и, включив детскиепесенки, начинает танцевать а Карли помогает хлопать в тает музыке. -Мы считаем, что таким образом Никки проявляет терпение и доброту.

Наши дети учатся дома, поэтому мы межем строить заня тия, основываясь на ключевых достоинствгх каждого из них. Спешу уточнить: мы вовсе не ратуем за домашнее образование. Я связан со многими государственными и частными школши и глубоко уважаю работу учителей. Мы учим своих детей сами по трем причинам: а) нам приходится часто переезжать с места на место, б) мы оба — хорошие педагоги, в) нам не хочется лишать себя радости наблюдать, как развиваются и растут наши дети. Приведу пример, как, учитывая положительные качества ребенка, можно построить занятия по тому или иному пред мету.

Моя жена решила, что в этом году будег преподавать гео-логию. Все дети любят возиться: камнями, а изучение геоло гии дает прекрасную возможность познакомиться с другими науками — химией, палеонтологией и экономикой. Каждый ребенок проявляет интерес к минералам по-своему. Никки, с ее социальной направленностью и любовью к красоте, интереснее всего изучать драгоценные камни. Особенно ее занимают юве лирное дело, роль украшений в традициях и культуре. Лара, отличающаяся справедливостью, увлеклась историей нефтяных монополий, в том числе деятельностью Джона Д. Рокфеллера и его филантропическими взглядами. Даррил уже собирает собственную коллекцию минералов. Он убедил нашего сан техника (Стив Уорнек в свободнее время собирает и исследует минералы), чтобы тот брал его с сэбой в полевые «экспедищ-и». Во время первой из таких вылазок Даррил собрал множество разнообразных минералов, зарекомендовав егбя трудолюбивым и упорным человеком. После нескольких часов работы Стив, уто-мясь, стал звать Даррила домой. А наш сын, потный и грязный, сидя на куче камней, крикнул в ответ свое любимое: «Геолзги работают без перерывов».


Глава 13

Итоги и повторение

И

так, вы прошли тест на жизнерадостность (см. главу 2), добрались до конца книги, учли некоторые советы и выпол нили упражнения. Попробуйте теперь еще раз определить свой уровень жизнерадостности. Лучше всего использовать тест, при веденный на веб-сайте, чтобы сравнить нынешние результаты с предыдущими, равно как и с оценками других респондентов.

Эмоциональный тест Фордайса

Насколько счастливым или несчастным вы чувствуете себя в целом? Отметьте один вариант ответа — тот, который точнее других отражает ваши ощущения:

(10) в высшей степени счастливым;

(9) очень счастливым;

(8) довольно-таки счастливым;

(7) серединка на половинку;

(6) иногда счастливым;


Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ

(5) нейтральным (ни счастливым, ни несчастным);

(4) слегка несчастным (чуть ниже нейтрального

уровня);

(3) пожалуй, несчастным (жизнь немного тосклива):

(2) довольно-таки несчастным (испытываю легкую

подавленность);

(1) глубоко несметным (депре ссия, подавленность)

(0) в высшей степени лесчлстным (острая депрессия

сопровождает меня постоянно)

Какую часть еремени (в среднем) вы проводите «на подъеме»? Как часто вы чувствуете себя несчастным? Нлскслько обычно для вас нейтральное состояние? Ответьте как можно точнее и так, чтобы в сумме ваши результаты составили 100 %:

В среднем я чувстзую себя:

счастливым — в течение... % всего своего времени; несчастным — в течение... % времени;

ни счастливым, ни несчастным — в... %.

Как уже говорилось, по результатам опроса 3050 взрослых американцев средний уровень ответов на первый вопрос соста вил 6,92 балла. Согласно данным по второму вопросу, средний американец примерно половину своего времени (54 %) чувствует себя счастливым, 20 % времени — несчастным, а все остальное время (26%) чувствуег себя чейтэально.

До сих пор я старался доказать читателям, что есть несколько путей к подлинному счастью, весьма отличных друг от друга. В первой части мыговорили о положительных чувствах и о том, как повысить их уровень. Существуют три основных типа таких чувств: они связаны с прошлым, будущим и настоящим. Их можнэ развивать по отдельности. Положительные эмоции, связанные с прошлым (скажем удовлетворенность), можно заметно усилить, развивая в себе благодарность ипрощение Оптимисгическое отношение к будущему можно взрастить,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.011 с.)