Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть II. Добродетели и достоинства↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
жадность и стремление к благополучию любой ценой, поскольку человек все еще подчиняется законам борьбы за выживание и естественного отбора. Социология не только дала пощечину викторианскому морализаторству, но и утвердила принципы эгалитаризма*. От признания того, что во всем виновата среда, только шаг до заявления, что под ее влиянием добродетельный человек может стать дурным (этой проблеме большое внимание уделено в про изведениях Виктора Гюго и Чарльза Диккенса). Отсюда следовал вывод, что дурное окружение всегда портит людей, а характер человека вообще не нужно принимать в расчет, поскольку он обусловлен влиянием окружающей среды. Таким образом, социология решила отбросить религиозное, морализаторское и классово-угнетательское понятие о характере и взяться за мону ментальную задачу обустройства здорового, благоприятного для людей окружения. Понятие характера — не важно, хорошего или плохого — ничего не значило для зарождавшегося в те годы нового психоло гического направления —бихевиоризма. Влияние особенностей человеческой личности отрицалось, над всем довлела окружаю щая среда. И только одно из ответвлений психологии — изуче ние личности — по-прежнему не сбрасывало со счетов категории «характер» и «человеческая натура». Однако независимо от политических веяний, люди из века в век все же склонны следовать определенным поведенческим сте реотипам, и это позволяет предположить, что модели повеления перелаются по наследству. Отец современной теории личности Гордон Олпорт [148,149] начинал с карьеры социального работ ника, который всячески пропагандировал важность понятий «характер» и «добродетель». Однако знакомые формулы показа лись Олпорту чересчур нравоучительными, викторианскими, и он решил использовать научный, свободный от эмоциональной окраски термин личность. По мнению Олпорта и его последова- Концепция, обосновывающая требование всеобщего равенства как принцип организации общественной жизни. — Прим. ред. Глава 8. Новый взгляд на добродетели и достоинства 173 телей, наука должна описывать то, что есть, а не предписывать, как должно быть. Личность — описательный термин, харак тер — предписывающий. Таким образом, связанные с моралью характер и добродетель сумели тайком, надев маску теории личности, вновь проникнуть в научную психологию. Феномен характера не исчез из научных исследований, невзирая на то, что он не вписывался в теорию американского эгалитаризма. Как ни пыталась психология XX столетия — в лице концепции личности Олпорта, фрейдовских подсознательных конфликтов, теории Скиннера и разработанной этологами теории инстинктов — изгнать этот термин из обихода, мы до сих пор активно его используем. Мы оперируем им в политике и законодательстве, воспитывая детей и критикуя чьи-нибудь поступки. По-моему, никакая общественная наука вообще не вправе претендовать на звание серьезной дисциплины, если в той или иной мере она не опирается на понятие характера. Настало время вновь сделать его основой научного изучения человеческой психики. Необходимо показать несостоятельность причин, в силу которых это понятие подвергалось остракизму, а затем создать солидную научную классификацию человеческих достоинств и добродетелей. Итак, основные возражения, выдвинутые против понятия «характер», были таковы: 1. Как феномен, характер обусловлен опытом. 2. Наука вообще не должна давать рецептов и предписаний, 3. Понятие «характер» обременено идеологической окраской Первое возражение потерпело крах вместе с теорией «влия ния среды». Утверждение о том, что человек якобы становится таким, каким его делает опыт, было основным постулатом бихе виоризма на протяжении последних восьмидесяти лет. Однако и оно подверглось сомнению, после того как лингвист Ноам 174 Часть II. ДОБРОДЕТЕЛИ И ДОСТОИНСТВА Хомский доказал, что способность человека строить и понимать новые фразы (например, «у младенца на попе сидит лавандовый утконос») зависит от врожденных свойств мозга, а не от жиз ненного опыта. Кроме того, выяснилось, что в результате есте ственного отбора животные и люди очень чутко воспринимают одни типы связей и зависимостей (например, между фобиями и неприятным вкусом) и не замечают других (допустим, между изображением цветка и электрическими разрядами). Когда же удалось установить, что тип личности (читай: характер) пере дается по наследству, первый из трех аргументов окончательно отпал. Стало очевидно, что характер формирует не только среда. Более того, в данном случае ее влияние ничтожно мало. Второе возражение заключается в том, что понятие «харак тер» связано с моралью, а наука должна занимать по отношению к ней нейтральную позицию. Я полностью согласен, что задача науки — описывать, а не предписывать. Позитивная психология вовсе не обязана учить людей оптимизму, духовности и доброте. Ее дело — описывать результат психологического действия этих качеств. Так, оптимизм сокращает подверженность депрессиям, реально улучшает здоровье и работоспособность, хотя вы имеете полное право заявить, что все это — лишь следствие субъектив ного восприятия жизни. То, как вы распорядитесь полученными сведениями, всецело зависит от вас. Наконец, последнее возражение: понятие «характер» безна дежно устарело, кануло в прошлое вместе с эпохой викториан ского протестантизма, оно чуждо терпимости и плюрализму XXI века. Такой провинциальной точке зрения вообще нет места в серьезных исследованиях. Мы вправе изучать как духовные ценности американских протестантов XIX века, так и основы мировоззрения современных белокожих научных работников средних лет. И все же, по-моему, лучше всего начать с изучения универсальных добродетелей и достоинств, присущих людям любой национальности и культуры. С этого мы и начнем. Глава 8. Новый взгляд на добродетели и достоинства 175 Шесть универсальных добродетелей В век постмодернизма и духовного релятивизма распростра нилось мнение, будто добродетели — лишь продукт обществен ных институтов, и сущность их обусловлена тем, в какую эпоху и в какой стране живет их носитель. Так, в Америке XXI века добродетелями считаются чувство собственного достоинства, ухоженная внешность, уверенность, независимость, индивиду альность, богатство и т. п. Св. Фома Аквинский, Конфуций, Будда и Аристотель не сочля бы добродетелью ни одно из этих качеств, а некоторые даже осудили бы как пороки. Богобоязненность, непорочность, замкнутость, величавость, мстительность — каж дое из этих качеств ценилось в свое время в определенной среде, тем не менее для нас все они чужды, а то и противны. Можете себе представить, как удивились мы, исследователи, обнаружив, что по меньшей мере шесть добродетелей присущи всем религиям и культурным традициям мира! Но позвольте мне сначала рассказать, кто эти «мы» и каковы наши цели. «Я устал финансировать научные проекты, которые обре чены вечно пылиться на полках», — сообщил мне по телефону Нил Майерсон, председатель Фонда Мануэля и Роды Майерсон в Цинциннати. Он позвонил мне в ноябре 1999 года, чтобы пред ложить совместный проект, после того как прочитал одну из моих статей о позитивной психологии. Но какой проект и для чего? В конце концов, мы решили начать с финансирования лучших исследований подростковой психологии. Договорились пожертвовать субботой и воскресе ньем, чтобы собрать специалистов в этой области и рассказать им о наиболее интересных разработках, а там пусть они сами обсу дят, какие из этих работ достойны финансовой поддержки. За обедом ученые, как ни странно, пришли к единому мнению. «Каждый проект заслуживает одобрения, — выразил общую мысль Джо Конати, руководитель программы внешколь ного воспитания с бюджетом в полмиллиарда долларов, финан- 176 Часть II. ДОБРОДЕТЕЛИ И ДОСТОИНСТВА сируемой Департаментом образования США. — Но давайте делать все по порядку. Мы не сможем заниматься воспитанием характера, пока не будем знать точно, что хотим воспитывать. Для начала необходимо установить принципы классификации и оценки характеров. Советую тебе вложить деньги именно в это, Нил». Дело в том, что у этого решения в нашей практике уже был один значительный прецедент. Тридцать лет назад Национальный институт психического здоровья, финансиро вавший львиную долю исследований умственного здоровья, столкнулся с аналогичной проблемой. У наших ученых и их британских коллег возникли разногласия: пациентам, полу чившим в Англии диагноз «навязчиво-непреодолимое состоя ние», в Соединенных Штатах ставили диагноз «шизофрения», и наоборот. Разногласия в диагностике всегда порождают сомнения. НИПЗ (Национальный институт психического здоровья) решил выпустить третье, переработанное издание диагностико-стати-стического справочника психических заболеваний (ДСС-Ш) как основное пособие для постановки точного диагноза и последующего лечения. Идея сработала, и сегодня, благодаря справочнику, ставить диагноз гораздо легче. Кроме того, этот справочник помогает определить целесообразность того или иного лечения. Без единой системы классификации позитивная психология столкнется с теми же проблемами. Бойскауты заявляют, что программа их организации развивает дружелюбие, корабель ные психотерапевты делают акцент на доверии, христианские организации проповедуют любовь и доброту, а программы дви жений против насилия — сочувствие. А может быть, на самом деле создатели всех этих программ говорят об одном и том же, просто называют это по-разному? И как они узнают, что их про граммы эффективны? Памятуя об истории с ДСС-Ш, мы с Нилом решили спонсировать разработку классификации характеров как основу исследований в области позитивной психологии. Глава 8. Новый взгляд на добродетели и достоинства 177 Я пообещал найти для нашего проекта первоклассного научного руководителя. — Крис, — умолял я, — не говори «нет», пока не выслушаешь Разумеется, я начал с наилучшей кандидатуры, но в общем-то не рассчитывал, что Крис согласится. Доктор Кристофер Петерсон — известный ученый, автор прекрасного учебника по теории личности, один из ведущих специалистов мира по проблемам надежды и оптимизма и руководитель программы клинической психологии в Мичиганском университете. Вдобавок его программа — одна из самых крупных и лучших в этой области. —Я хотел попросить, чтобы ты взял отпуск на три года, пере ехал к нам в Пенсильванию и возглавил новый проект — наш ответ ДСС-Ш, составление подробной классификации и методов измерения положительных черт характера, — собравшись с духом, объяснил я. Ожидая вежливого отказа, я был потрясен, услышав следу ющее: — Какое странное совпадение! Вчера мне исполнилось пять Вот так. Первым делом Крис дал нам задание ознакомиться с основ ными религиозными и философскими учениями, выяснить, какие добродетели ценятся в них, а потом вычленить группу совпадений. Таким образом мы заранее оградили от себя обви нения в провинциализме, т. е. в том, что наша классификация отражает взгляды исключительно белых американских ученых мужского пола. С другой стороны, мы, конечно, избегали так называемого «антропологического вето» («племя, которое я изучаю, чудовищно жестоко, значит, доброта ценится не везде»). В таком случае нам оставалось бы искать наиболее распростра ненные, а не универсальные качества. Не окажись и таковых, 178 Часть II. ДОБРОДЕТЕЛИ И ДОСТОИНСТВА нам волей-неволей пришлось бы ограничиться добродетелями, признанными большинством населения Америки. Под руководством Катерины Далсгаард мы прочитали Аристотеля и Платона, Фому Аквинского и Блаженного Августина, Ветхий Завет и Талмуд, труды Конфуция, Будды, Лао-цзы, Бенджамина Франклина, кодекс самураев бусидо, Коран и Упанишады — всего около двухсот произведений. И вот, изучив все это многообразие религиозных и культурных памятников (в том числе с трехтысячелетней историей), мы, едва веря собственным глазам, обнаружили шесть общих для всех народов добродетелей: ♦ Мудрость и знание ♦ Мужество ♦ Любовь и гуманизм ♦ Справедливость ♦ Умеренность ♦ Духовность, или трансцендентность Конечно, толкование этих добродетелей у разных народов и в разные эпохи не может быть совершенно одинаковым. Самурай понимает мужество не так, как Платон, а гуманизм Конфуция не совпадает с caritas Фомы Аквинского. Конечно, помимо общих есть и другие добродетели, свойственные определенной культурной традиции (например, остроумие у Аристотеля, бережливость у Бенджамина Франклина, аккуратность у аме риканских бойскаутов и месть до седьмого колена в кодексе клингонов — вымышленных созданий из сериала «Звездный путь»). Тем не менее общность и универсальность вышепере численных понятий несомненна, что наверняка удивит ученых, воспитанных в традициях этического релятивизма. Теперь понятно, откуда взялось утверждение, что люди — животные нравственные [150]. Таким образом, шесть добродетелей, признанных боль шинством религиозных и философских традиций, вкупе соз- Глава 8. Новый взгляд на добродетели и достоинства 179 дают положительный характер. Однако в таком виде каждое из этих качеств для психологов— только абстракция. Наша задача — научиться их измерять и развивать. Существуют ведь разные способы достижения каждой из этих добродетелей, и их тоже необходимо изучить. Например, гуманизм покоится на проявлениях доброты, филантропии, способности любить и быть любимым, жертвенности и сострадании. Умеренность пред полагает скромность, смирение, дисциплину, самоконтроль, благоразумие и осторожность. Поэтому теперь я перейду к рассказу о средствах достижения добродетелей — о наших достоинствах.
Глава 9 Ваши индивидуальные достоинства В этой главе вы научитесь определять, какие достоинства при сущи именно вам. Далее мы поговорим о том, как их развивать и использовать в жизни. Таланты и достоинства Достоинства — например, цельность характера, отвага, ори гинальность и доброту — следует отличать от талантов — музы кального слуха, красоты или умения быстро бегать. Позитивная психология изучает и те, и другие. Сходство между ними очень велико, но есть одна существенная разница: достоинства связаны с нравственностью, а таланты — нет. Кроме того (хотя это довольно спорное утверждение), таланты нельзя развить так, как мы разви ваем достоинства. Конечно, можно научиться еще быстрее пробе гать стометровку, принимая более выгодную позицию на старте, умелый макияж сделает лицо еще красивее, и часто слушая клас- 182 Часть II. ДОБРОДЕТЕЛИ И ДОСТОИНСТВА сическую музыку, мы развиваем и обостряем музыкальный слух. Но все это лишь дополнения к врожденному таланту. Зато храбрость, оригинальность, справедливость и доброту можно развить в себе из очень скромных задатков. Думаю, каждый человек, мало-мальски упорный и прилежный, да еще руководимый хорошим наставником, сумеет сделать так, чтобы эти достоинства прочно укоренились в нем и «пошли в рост». Таланты даются нам от природы. Либо они у нас есть, либо их нет. Если вы не родились с абсолютным слухом или объемом легких бегуна на длинные дистанции, то, как это ни печально, развить в себе подобное качество сможете только до определен ного предела. И в большинстве случаев это будет лишь слабым подражанием истинному таланту. С достоинствами мы наблю даем обратную картину — только вырабатывая в себе любовь к учению, благоразумие, смирение или оптимизм, мы действи тельно приобретаем эти качества. Таланты проявляются сами собой (вы, не раздумывая, определяете ноту до-диез), тогда как достоинства требуют от нас волевых усилий (например, сказать кассиру, что он дал вам лишних пятьдесят долларов). Талант очень мало поддается изменению — только в том, что касается шлифовки или области применения. Доводилось ли вам слышать или говорить что-то вроде: «Она была очень умна, но впустую растратила способно сти». Очевидно, у девушки не хватило силы воли. Наличие ума от нее не зависело, но она «зарыла талант в землю», не оттачивая и не используя там, где следовало бы. А вот фраза: «Она была очень добра, но впустую растратила свою доброту» звучала бы довольно дико. Достоинства, или положительные свойства характера, растратить невозможно. Ибо нам самим приходится выбирать, в какой момент то или иное достоинство использовать, развивать в себе или нет, а в первую очередь — хотим ли мы его обрести. При наличии времени, желания и целеустремленности упомянутые мной достоинства способен развить в себе любой, даже весьма посредственный человек. А талант волевым усилием приобрести нельзя. Глава 9. Ваши индивидуальные достоинства 183 Вообще-то с понятием «воля» произошла та же история, что и с характером. Научная психология отвергла их приблизительно в одно время и по одним и тем же причинам. Тем не менее в позитивной психологии понятия воли и личной ответственности играют не менее важную роль, чем характер. Почему на душе становится так хорошо, если мы вернули кассиру по ошибке выданные нам пятьдесят долларов? Дело вовсе не в том, что мы восхищаемся своей природной честнос тью. Просто мы поступили достойно, сознательно избрав более трудную линию поведения, вместо того чтобы втихую прикар манить деньги. Если бы поступок не стоил особых усилий, мы не испытали бы такого приятного чувства. А если поступку пред шествовала внутренняя борьба («Для такой сети супермаркетов пятьдесят долларов— пустяк... н-да, но их могут вычесть из зарплаты кассира»), приятные чувства бывают особенно силь ными. Мы испытываем далеко не одинаковое воодушевление, наблюдая за Майклом Джорданом, когда он с легкостью побеж дает слабого противника или набирает тридцать восемь очков, несмотря на грипп и высоченную температуру. Виртуозная победа без особого труда вызывает восторг и уважение, но не приносит того духовного подъема, который сопутствует пре одолению трудностей. Иными словами, мы воспаряем духом, если достойный поступок потребовал напряжения воли. И никакие наставления социологии и учений XIX века о «влиянии среды» не в силах ума лить наших заслуг. В самом деле, вам ведь не приходит в голову сказать себе: «Я не заслуживаю похвал за честность, поскольку вырос в хорошей семье, воспитан заботливыми родителями, у меня престижная работа и, отдав пятьдесят долларов, я не буду голодать». В глубине души мы все равно знаем, что всеми дости жениями обязаны своему характеру и волевым усилиям. Мы можем простить преступника, если он вырос в дурной среде, но вряд ли кто-нибудь станет умалять заслуги Майкла Джордана из-за того, что он одарен талантом, работает с лучшими тренерами, богат и знаменит. Проявление того или 184 Часть II. ДОБРОДЕТЕЛИ И ДОСТОИНСТВА иного достоинства связано с усилием воли, поэтому мы считаем похвалу заслуженной и гордимся собой по праву. Достоинства, по мнению современных ученых, зависят от воли и личного выбора, тогда как проявления более низменных свойств харак тера диктуются внешними обстоятельствами. Терапия в позитивной психологии построена на совершенно иных принципах, нежели в традиционной. Цель последней — вылечить заболевание и улучшить самочувствие пациента, поднимая его с отметки минус шесть до минус два. Лечение осуществляется путем воздействий извне. Действие лекарств не зависит от воли и не требует внутренней дисциплины, а психотерапевтические методы не даром называют лепкой или манипуляциями. Активные методы психотерапии — такие, как заточение пациента, страдающего клаустрофобией, на три часа в чулан, попытки обнять больного аутизмом ребенка или убедить жертву депрессии, что мрачные помыслы безосновательны, — счита ются более эффективными, чем методы пассивные, такие, как психоанализ. Однако если мы ставим перед собой цель поднять самочув ствие пациента с отметки плюс три до плюс восемь, тренировка воли оказывается важнее, чем изменение внешних обстоятельств. Развитие достоинств и добродетелей, равно как их использова ние в повседневной жизни, сводится к умению делать выбор. И важнейшим фактором для этого становятся не внешние усло вия, а собственные свершения и творческая деятельность. Далее я предлагаю читателям свой метод «позитивного лечения». Прочитав характеристики основных достоинств, поду майте, какими из них обладаете вы и как их можно использовать в повседневной жизни. Именно с этого для нас начнется путь к счастливой жизни.
Глава 9. Ваши индивидуальные достоинства 185 Двадцать четыре достоинства Добродетелей, сколько ни искал я в книгах, оказалось довольно мало, ибо авторы часто называют разными именами одно и то же. Бенджамин Франклин Быть добродетельным человеком — это значит проявлять на практике (не без помощи воли) шесть основных добродетелей: мудрость, мужество, гуманизм, справедливость, умеренность и духовность (трансцендентность). Проявляются эти добродетели по-разному: так, справедливость может выразиться в лояльно сти властям, умении работать в команде, лидерских качествах, способности всегда оставаться добропорядочным гражданином своей страны и т. д. Способы проявления добродетелей я и назы ваю достоинствами. В отличие от более абстрактных доброде телей, достоинства можно приобрести и они вполне поддаются измерению. Далее я попытался коротко описать достоинства, ценимые у всех народов. Ознакомившись с их перечнем, поду майте, какие из этих достоинств присущи лично вам. Но какие из положительных человеческих качеств можно причислить к достоинствам? Во-первых, достоинством можно назвать ту черту, которая проявляется в течение продолжи тельного времени и в разных ситуациях. Проявление доброты в одном-единственном случае еще не свидетельствует о гума низме. Во-вторых, достоинства ценны сами по себе. Конечно, их про явление положительно сказывается на нашей жизни: к примеру, лидерские способности приносит известность, продвижение по службе и повышение зарплаты. Но главное здесь то, что досто инства хороши сами по себе, независимо от результатов. Еще Аристотель говорил, что поступки, продиктованные внешними причинами, нельзя назвать добродетельными, так как они совер шены вынужденно, под давлением обстоятельств. 186 Часть II. ДОБРОДЕТЕЛИ И ДОСТОИНСТВА Примеры достоинств мы нередко находим в том, что родители могут пожелать своему новорожденному («Я хочу, чтобы мой ребенок вырос любящим, храбрым, благоразумным»). Вряд ли кто-то пожелает что-то вроде «Хочу, чтобы у ребенка не было психических отклонений» или «Пусть мой сын станет менед жером среднего звена!»— ну, в крайнем случае «...и желаем тебе, дочка, выйти замуж за миллионера». Достоинства — это те качества, ценность которых не нуждается в комментариях. Проявление ваших достоинств не уменьшает достоинств других людей. Наоборот, положительный пример вдохновляет окружающих. Люди могут позавидовать вам, но «белой» завистью. Проявление того или иного достоинства, как правило, вызывает у людей крайне позитивные эмоции — гордость за себя или за другого, удовлетворение, радость, ощущение полноты жизни и гармонии. Поэтому проявление таких качеств беспроигрышно: от этого всем хорошо. Общество поддерживает демонстрацию лучших черт чело веческой личности и закрепляет их при помощи общественных институтов, традиций, басен, афоризмов и детских сказок. Различные игры, кружки, состязания помогают детям и подрост кам применить похвальные черты характера на практике, в безо пасной ситуации и под руководством наставников. Школьные советы способствуют развитию гражданских и лидерских качеств. Командные игры и занятия дают возможность воспитать в себе чувство ответственности, умение работать в коллективе и преданность общим интересам. Уроки Закона Божьего заклады вают фундамент веры. Конечно, иногда взрослые перегибают палку, а то и вовсе сбиваются с верного пути — как, например, хоккейные тренеры, настраивающие подростков на победу любой ценой, или любители конкурсов красоты для шестиле ток, — но такие промахи слишком очевидны, и общественное мнение их порицает. Все те люди, чьи образы служат нам вдохновляющими при мерами, иллюстрируют какие-либо достоинства и добродетели. Подобные примеры выхватываются из жизни, передаются Глава 9. Ваши индивидуальные достоинства 187 в легендах, ими наполнены художественные произведения. Любимые спортсмены, литературные герои, известные изо бретатели и политические деятели, авторы бестселлеров и герои сериалов являют нам образцы упорства, любви к учению, творческих способностей, доброты, любви к людям, лидерских качеств, самообладания и цельности. Иногда мы сталкиваемся со случаями очень раннего прояв ления тех или иных достоинств в одаренных детях. Последний семинар по позитивной психологии в Пенсильванском уни верситете я начал с того, что попросил студентов рассказать какую-нибудь историю из своей жизни, характеризующую их с лучшей стороны. (Надо сказать, такие занятия разительно отли чаются от семинаров по анормальной психологии, где студенты вынуждены рассказывать о психических травмах, полученных в детстве). Сара, бойкая студента выпускного курса, первой пове дала нам свою историю. Когда ей было всего десять лет, девочка заметила, что отец часто допоздна засиживается на работе и родители отдалились друг от друга. Она испугалась, что папа и мама могут развестись. Ничего не сказав родителям, Сара пошла в библиотеку и взяла несколько книг по психологии семейных отношений (что само по себе замечательно). Дальнейшая история произвела на нас еще более сильное впечатление. За ужином Сара попыталась превратить обычный разговор в сеанс психотерапии, настаивая, чтобы родители решали все проблемы сообща, приводили обоснованные аргументы, рассказали, чем каждый из них недоволен. При этом она оперировала терминами бихевиоризма и т. д. Десятилетняя Сара оказалась настоящим вундеркиндом в области человеческих отношений и, как вы уже догадались, сумела уберечь родителей от развода. Однако наряду с вундеркиндами существует и немало иди отов (этот термин заимствован из греческого языка, в котором он означал «одиночку», «нелюдимого человека»). Такие люди не способны разумно выстроить модель поведения. Их истории весьма разнообразны, и множество примеров можно найти на страницах архивов Комитета Дарвиновских премий (www.dar- 188 Часть II. ДОБРОДЕТЕЛИ И ДОСТОИНСТВА winawards.com). В отличие от Рэйчел Карсон, чья книга «Тихая весна» свидетельствует о величайшем благоразумии, главный герой следующего сюжета явно лишен этого достоинства. Молодой человек из Хьюстона решил поиграть в русскую рулетку полуавтоматическим пистолетом сорок пятого кали бра. Придя в гости к друзьям, девятнадцатилетний Рашад объявил, что хочет сыграть в смертельную игру. Очевидно, парень не знал, что его пистолет, в отличие от револьвера, автоматически досылает патрон, после того как взведен курок. При этом шансы выиграть в русскую рулетку, естественно, равны нулю. Наших детей — по крайней мере, по нашему мнению—окру жают сплошь положительные примеры, так что вопрос, когда и почему они успевают усвоить примеры отрицательные, остается для нас загадкой... Последний критерий достоинств — их повсеместность, уко рененность почти в каждой культуре мира. Конечно, без исклю чений и здесь не обойтись. Например, у людей из африканского племени Айк, судя по всему, не особенно ценится такое качество, как доброта [151]. Именно поэтому мы считаем достоинства широко распространенными, но не универсальными качествами. Однако исключения, подобные племени Айк, крайне редки и тотчас бросаются в глаза. Отсюда следует, между прочим, что и многие качества, слывущие достоинствами у современных американцев — красивая внешность, богатство, честолюбие, самодовольство, известность, оригинальность и т. п., — с нашей точки зрения, таковыми не являются. Возможно, эти качества тоже заслуживают изучения, но не в первую очередь, поскольку наша цель — понять, что такое счастливая жизнь не только для американца, но и японца или жителя Ирана [152]. Глава 9. Ваши индивидуальные достоинства 189 Каковы ваши главные достоинства? Прежде чем я назову вам двадцать четыре основных досто инства, приглашаю всех, у кого есть такая возможность, зайти на мой веб-сайт www.authentichappiness.org, чтобы выполнить следующий тест. Оценка своих достоинств займет у вас макси мум двадцать пять минут. Кроме того, вы получите возможность сравнить свои результаты с показателями других людей. Те, у кого нет доступа в Интернет, могут выполнить тест по книге. Привожу сокращенный вариант: вам придется ответить только на два самых важных вопроса из каждой рубрики. На конечный результат это практически не повлияет. Если вы пожелаете побольше узнать о каждом достоинстве — можете обратиться к научной литературе (см. библиографию в конце книги). Мудрость и знания Первая добродетель связана с мудростью. Я расположил шесть достоинств, помогающих обрести мудрость и знания, по степени возрастания их важности — от любознательности до умения видеть перспективу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.153 (0.02 с.) |