Факторы, определяющие эффективность психокоррекции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, определяющие эффективность психокоррекции



1. Ожидания клиента.

2. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем.

3. Характер проблем клиента.

4. Готовность клиента к сотрудничеству.

5. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия.

6. Профессиональный и личностный опыт психолога.

7. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.

 

Таблица. Описание и психологическое содержание приемов и способов психологической коррекции

Способы влияния Возможные формы Содержание образа и типовые условия применения
Простое предложение «Я предлагаю Вам сделать такое...» Используется в ситуации, когда клиент фактически готов к предлагаемой действия, но через собственную нерешительность не может ее начать. Запрещается предлагать клиенту принятия жизненно важных решений.
Парадоксальная инструкция «Предлагаю Вам продолжать то, что Вы делаете» Доведение противоречий клиента до такого предела, когда становится очевидным их неконструктивный характер. Некоторые клиенты начинают осознавать примитивность переживаний, которые вызывает данная ситуация. Нельзя предлагать ригидным, склонным к застреваниям личностям.
Фантазирование «Представьте себе Вашу проблему. Опишите то, что Вы чувствуете, видите, слышите! Или на эту проблему можно посмотреть иначе? Попробуйте это сделать. А, возможно, мы сможем еще что-то заметить в этой ситуации? Или можно иначе объяснить поведение в ней других людей и свою собственную поведение?» Спектр действия очень широк. Используют для воспроизведения и анализа травмирующих обстоятельств, выявление особенностей реагирования клиента на психогенную ситуацию, а также для коррекции поведения и перенос клиента в подобную ситуацию. Один из основных приемов развития рефлексии. Формирует у клиента способность по-разному смотреть на травмирующий фактор. Применять следует постоянно. Недопустима оценка высказываний, действий, переживаний, мыслей клиента. Психолог принимает интерпретации клиента и только хочет сказать ему, что клиент несколько не учел в своем видении ситуации.
Приглашение клиента к новому видению ситуации «Поскольку мы с вами выяснили, какой психологический эффект может иметь место в данной ситуации, то попробуйте не торопиться с выводами, если столкнетесь с подобными обстоятельствами. Итак, какой вы видите вашу ситуацию?» Предусматривается обязательное расширение знаний и умений клиента о психологии, на базе которых клиенту предлагается четкая рекомендация: что психологически целесообразно делать в подобных ситуациях, а что делать не стоит.
Самораскрытие психолога перед клиентом «Вы знаете, со мной когда-то тоже случалось подобное... Отчетливо помню эти переживания. Как сейчас вижу себя в этой ситуации, свои действия, поведение.» Самораскрытие психолога заключается в том, чтобы максимально идентифицироваться с восприятием клиентом данной проблемы. Можно использовать в начале интервью для установления контакта с клиентом. На стадии поиска альтернативных путей решения проблемы психолог рассказывает, как бы он вел себя в подобной ситуации, показывает, как можно в этой ситуации действовать
Механизм «обратной связи» «Очень хорошо вас понимаю... Да, вам можно посочувствовать... Охотно верю, что сразу и не знаешь, что ответить в подобной ситуации.» Позволяет клиенту понять, как психолог воспринимает его жизненную ситуацию, и определить определенное эмоциональное отношение психолога к клиенту, в зависимости от четкости сигналов, посылаемых в ходе обратной связи.
Открытые вопросы «Кто Где? Когда? Почему? Как? Опишите в деталях вашу встречу с сыном после школы.» Позволяют получить дополнительную, относительно достоверную информацию о проблеме клиента. Часто используется при анализе ситуации.
Закрытые вопросы «Никак не могу понять, какую позицию вы занимаете: такую или...» (Дается точное описание каждого варианта поведения). Применяют в тех случаях, когда клиент отзывается неясно, противоречиво, уклоняется от ответа.
Повтор-перевод «Правильно ли я понял Вас? Вы говорите, что эта ситуация вызывает у Вас такие вот чувства...» (Дается их полное описание). Позволяет убедить клиента, что психолог его понимает, а также выяснить некоторые обстоятельства. Психолог анализирует ситуацию, поведение, действия, характерные переживания клиента.
Логическая цепочка «Давайте попробуем проследить логику Ваших рассуждений, которыми переживаниями могут сопровождаться события, какие действия и поступки они Вас подталкивают?» Прием показывает клиенту, чем на самом деле могут быть вызванные его переживания и позволяет ему спрогнозировать дальнейшие действия. Используют для обучения клиента прогнозированию, для иллюстрации ошибочности выбранного способа поведения вследствие логически ложных соображений.
Эмоциональное резюме «Давайте с Вами еще раз переживем тот момент. Вспомним все ошибки, отметим чувства, которые могли бы вызывать у Вас акцентированные обстоятельства.» Прием используется для облегчения понимания клиентом характера собственных переживаний, для выработки навыков «Видения» мыслей и чувств, умение говорить о них. Можно использовать в ходе всей работы с клиентом.
Вытекающее резюме «Итак, мы пришли с Вами к выводам, которые позволяют Вам изменить характер Вашего отношения к ситуации.» Позволяет подытожить интервью, помогает клиенту сделать обобщение и конкретные шаги в реальной жизни. Используют прием как в ходе интервью на отдельных этапах, так и в конце его, подводя общий итог разговору.

 

МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ИГРОТЕРАПИЯ

 

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

 

Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль.

Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений.

 

Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.

Игротерапия эффективна как помощь при выдергивании волос; коррекций селективного мутизма; агрессивности в поведении; как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей: подвергающихся насилию и заброшенных детей; снижения страхов; стресса и тревожности у госпитализированных детей; при коррекции затруднений в чтении; успеваемости детей с затруднениями в обучении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей; лечении заикания; облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.); улучшении "Я-концепции"; снижении тревоги при расставании с близкими.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.005 с.)