Возрождение как особый этап мировой культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрождение как особый этап мировой культуры



Вклад Петрарки в культуру Ренессанса

Франческо Петрарка (1304–1374) – итальянский поэт и мыслитель, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. Как величайший поэт был увенчан лавровым венком на Капитолийском холме в Риме по обычаю античной древности (1341), не приняв для этого ритуала приглашения Парижского университета – центра средневековой теологии (наука о религии) и схоластики (логически оправдывает церковные догмы). Совсем молодым он приобрел славу лучшего лирического поэта своего времени, гл. о. благодаря блестящим сонетам, посвященным встреченной в церкви женщине – Лауре, платоническую любовь к которой он пронес через всю жизнь. Имел одну из богатейших библиотек, где были представлены древнеримские писатели, поэты, историки, философы, а также отцы Церкви, в первую очередь Августин. Стремился овладеть «новым знанием», выстроить новую, гуманистическую культуру, основой которой должна была стать возрождаемая античность. Среди произведений Петрарки нет текстов, посвященных непосредственно проблемам литературы и искусства, однако именно он в борьбе за классическую, укорененную в античности латынь против навязываемого «ученого» языка схоластов – средневековой латыни заложил основы филологии. Стремление разработать методы идентичного прочтения текстов древности, создание художественных произведений на классической латыни стали основанием нового гуманистического знания – «наук о человечности» (studia humanitatis). Классическая филология Петрарки, наполненная новыми гуманистическими идеями и общественно-политическим содержанием, предстает как философия гуманизма.

Петрарка первым в Новое время, отвергнув абсолютизацию авторитета Аристотеля, которого считал «великим и ученейшим», но лишь мыслителем в ряду других греческих философов, человеком, а не орудием божественного откровения, поставил выше него Платона.

Переходный этап между мировоззрением Средних веков и Возрождением:

С одной стороны – священник (религиозное мировоззрение сохраняется: как видно из его произведений, в нем сильны представления о грехе и страх перед Сатаной). 

С другой стороны – поэт, причем, заслуживший немалую славу. Один из наиболее значимых филологов своего времени (изучал античные тексты), патриот (Родина – страна, Италия, а не феод). Песня «Моя Италия». В его произведениях: любовь, чувства, радости земной жизни.

Литературное творчество. Произведения Петрарки распадаются на две неравные части:

  • На латыни
    • «О презрении к миру» – диалог с Августином о внутренних противоречиях самого Петрарки, о любви к жизни и аскетическом мировоззрении
    • Трактаты об этических вопросах: «Об уединенной жизни», «О монашеском досуге», «Об истинной мудрости», «Письма без адреса» (Жанр напоминает о трудах Цицерона и Сенеки)
  • На итальянском
    • Канцоньере («сборник песен») состоит из двух частей: до и после смерти Мадонны Лауры. Главная тема – любовь. Кроме изображения любви к Лауре в «Канцоньере» содержится несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного. Непосредственность, глубокая искренность итальянских стихов Петрарки обусловила их громадное влияние на современников
    • Поэма «Африка» (1338 – 1342) – подражание «Энеиде» Вергилия. О завоевании Карфагена и о подвигах римского полководца Сципиона.

Петрарка создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства.

Драматургия Лопе де Веги

Размах драматургии Лопе де Веги необычайно широк. Он изображает людей всех сословий и званий в самых различных положениях, пишет пьесы бытового, исторического, легендарного, мифологического, пасторального содержания, черпая сюжеты из испанских хроник и романсов, у итальянских новеллистов, из библии, исторических сочинений, рассказов путешественников, из бродячих анекдотов; он рисует современных и старых испанцев, турок, индейцев, библейских евреев, древних римлян, даже русских. Он обладает историческим чутьем и умело архаизирует при случае язык и изображение нравов.

Свои теоретические взгляды на драматургию Лопе де Вега изложил в стихотворном рассуждении «Новое искусство сочинять комедии в наши дни» (1609), подводящему итоги тому, что поэт давно осуществлял на практике. Главная задача драматурга – угодить зрителю. Лопе де Вега рекомендует авторам выбирать сюжеты, в которых трагическое и комическое перемешаны между собой. Он доказывает, что можно нарушать единства места и времени. Лопе де Вега говорит о разделении пьесы на акты (или «хорнады»), число которых он сокращает с 5 до 3, о ее построении, о значении экспозиции, о различных стилях, об эффектных окончаниях сцен.

Лопе де Вега стремился к созданию вполне современной, национальной драматургии.

У древних, а также у их итальянских подражателей Лопе де Вега учился искусству диалога, стройной композиции пьес и другим моментам драматургической техники. Лопе де Вега во многом следует традиции народного средневекового театра. Отсюда такие черты его драматургии, как стремительный ритм действия, смелая переброска его из одного места в другое, обилие персонажей и событий, наглядность, яркие эффекты, красочность языка, общий импровизированный стиль.

Из всей массы написанного им можно выделить три группы пьес:

  • пьесы «героические» изображают различные эпизоды из истории Испании – времен готских королей до арабского завоевания («Жизнь и смерть Вамбы»), борьбы с маврами («Девушка из Симанки», «Благородный Абенсерадж»), борьбы королей с непокорным феодалами («Еврейка из Толедо»), объединения испанской монархии («Фуэнте Овехуна»), открытия Америки («Новый мир, открытый Христофором Колумбом»). Проникнутые горячим патриотическим чувством, они обычно идеализируют родную старину.
  • комедии «плаща и шпаги», названа так по типичным принадлежностям дворянского костюма. Эти бытовые комедии Лопе де Веги, «комедии нравов», составляют очень значительную часть его драматургического наследия. Особенной известностью пользуются: «Собака на сене», «Сети Фенисы», «Мадридские воды», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином», «Капризы Белисы», «Раба своего возлюбленного» и т.д. Лопе де Вега изобразил в них только дворянское общество, некоторые стороны его жизни – личные и семейные конфликты, порождаемые любовью. Широко использован запас традиционных мотивов и условных приемов: тайные свидания, серенады, дуэли, переодевания, неожиданные встречи и т.д. Интрига преобладает над обрисовкой характеров. Его характеры являются типами, приближаясь к театральным «амплуа»: «первый любовник», его соперники в любви, «дама», «борода», «забавник» и т.п.

Комедии «плаща и шпаги» Лопе де Веги являются блестящим передовым образцом искусства испанского Возрождения. Центральная тема этих пьес – любовь как глубокое, всепоглощающее чувство, утверждающее идею полноценной человеческой личности. Эти пьесы полны жизнерадостности и оптимизма. Герои Лопе де Веги отважны, решительны, полны энергии. Замечательны женские образы: героини Лопе де Веги обладают не меньшим душевным богатством, они не менее предприимчивы, умны и смелы, чем их партнеры. Бытовые комедии Лопе де Веги блещут остроумием. Специальными носителями комического начала являются слуги. Слуга-забавник («грасьосо») Лопе де Веги сплошь и рядом оказывается умнее, находчивее своего господина, которого он выручает из беды.

  • пьесы, героями которых являются люди из народа, немногочисленны, но они очень значительны в художественном отношении. В его изображении самые скромные крестьяне или ремесленники по своему уму, энергии и нравственным качествам стоят ничуть не ниже аристократов. Им в такой же мере свойственны чувство собственного достоинства и чувство чести. В комедии «Разумный в своем доме» противопоставлены друг другу щеголеватый адвокат Леонардо и его сосед в деревне, крестьянин Мендо. Леонардо хочет научить Мендо хорошим манерам, но тот уклоняется от этого. Мораль пьесы выражена в словах Леонардо: «Счастлив крестьянин, который при свете луны возвращается от своего плуга, садится за свой скромный ужин ложится спать рядом со своей простодушной женой».

В нескольких пьесах изображаются столкновения между крестьянами и феодалами. Социальная проблематика здесь выдвинута у Лопе де Веги с наибольшей остротой.

Трагедия Расина «Федра»

Творчество Жана Расина принадлежит к эпохе формирования французского классицизма. К середине ХVII века постепенно в ходе критических дискуссий и выступлений вырабатывается система правил, основным требованием которой явились ясность мысли и строгость построения. Таким образом, для поэтики классицизма характерно отражать жизнь, тяготеющую к идеалу. Отсюда и культ античности как образец совершенного и гармоничного искусства, как вечный идеал прекрасного.

Литературное наследие Расина насчитывает не одно произведение на античный сюжет, но лучшим и значительным, по мнению самого автора и по отзывам современников и критиков, является «Федра». Работу над трагедией автор начинает в октябре 1676 года, а уже 1 января 1677 она будет впервые представлена на сцене Бургундского отеля под названием «Федра и Ипполит». Заглавие «Федра» появится лишь в собрании трагедий Расина в 1687 году.

Основными источниками при создании трагедии явились «Ипполит» Еврипида и «Федра» Сенеки. Однако для воссоздания наиболее полной картины того времени Расин обращается к трудам других древнегреческих писателей и поэтов. Так он подробно изучает «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, «Энеиду» Вергилия, «Жизнеописания и мнения прославившихся в философии» Диогена Лаэртского.

Основные принципы и некоторые уточнения были написаны Расином в предисловии к трагедии. Наиболее близким к произведению, по словам автора, явился всё-таки сюжет Еврипида, хотя в развитии действия Расин выбирает несколько иной путь. Это проявляется прежде всего в отношении к Федре. Этот образ в трагедии Еврипида и Сенеки вызывает страшное негодование и осуждение прежде всего потому, что царица сама решается обвинить Ипполита. По мнению Расина, Федра не могла так низко пасть, так как слишком благородны и возвышенны были ее чувства к пасынку. А вот кормилица, в образе которой автор увидел «низость» и «подлые наклонности», решается на клевету, дабы защитить честь своей госпожи.

Образ Федры в произведении Расина одновременно вызывает и сострадание, и ужас. Ее судьба поистине трагична. Она, став женой основателя Афин, прославленного героя Тезея, воспылала греховной страстью к своему пасынку Ипполиту. Это чувство вызвало в героине отвращение прежде всего к самой себе.

Она пытается бороться: быть злой мачехой, отправить в изгнание Ипполита, умиловистить разгневанную богиню Афродиту, но все безуспешно. Единственный выход, казалось бы, это смерть, но и при этой мысли ее обуревает ужас. Ее отец Минос – судья в подземном царстве Аида. Все пути отрезаны. Федра в отчаянии. Но и это не предел ее страданий. Судьба и гнев богов приготовили героине еще более тяжкие испытания. Мнимая смерть Тезея и коварные уговоры кормилицы Эноны подтолкнули Федру сначала к раскрытию страшной тайны, затем к признанию в любви Ипполиту и, наконец, к согласию участвовать в гнусной клевете. В трагедии Расина поступок Федры находит оправдание, очень четко сформулированное в предисловии.

Действительно, Федра, в какой-то мере, может быть оправдана, так как эта преступная страсть вызвана Афродитой. Ненависть богини ко всему ее роду объясняется тем, что Гелиос, отец Пасифаи, матери Федры, открыл любовную связь Ареса и Афродиты ее супругу Гефесту.

В финале трагедии Федра искупит свою вину: она откроет истину и оправдает невиновного Ипполита. Но приговор и суд над собой будет очень суров: смерть в страшных муках от яда, некогда привезенного Медеей.

Таким образом, рационалистическое переосмысление Расином еврипидовского сюжета заключается в принципе этического оправдания героя. Страсть Федры и ее вина несомненны, но автор фиксирует внимание зрителей не столько на этом, сколько на общечеловеческом в душевных страданиях и сомнениях героини. Морально-философская идея греховности человека вообще получает свое художественное воплощение на основе классицистического принципа типизации и правдоподобия. Этим же обусловлены и те частные отступления от Еврипида, которые Расин так подробно оговорил в предисловии. Особенно удачным оказалось введение нового персонажа – Арикии, благодаря которому более глубоко и динамично была раскрыта душевная борьба Федры. Образ юной девы вовсе не выдуман Расином, автор «неукоснительно придерживается мифа». Это действующее лицо упоминается как в «Энеиде» Вергилия, так и в произведениях других авторов. Арикия – дочь Палланта, брата Эгея. Ее братья претендовали на афинский престол, так как Эгей долгое время считался бездетным. Когда Тесей явился к отцу и был объявлен наследником престола, паллантиды подняли мятеж против него как чужестранца и незаконнорожденного. Тезей разгромил и уничтожил паллантидов, а их сестру Арикию «обрек на девство», «дабы зловредный ствол побегов дать не мог».

И вот случается непредвиденное – Ипполит, сын Тезея, полюбил, горячо и страстно, прекрасную Арикию. Однако эта сюжетная линия отсутствовала в трагедии Еврипида. Но Расин не случайно идет по этому пути. Как оказалось, древние авторы упрекали Еврипида в том, что он показал характер Ипполита совершенно идеальным, «свободным от каких бы то ни было несовершенств». Поэтому Расин наделяет гордого и сурового сына амазонки одной слабостью, под которой понимает любовь «к дочери и сестре заклятых врагов его отца». Таким образом, смерть Ипполита не вызывает того страшного негодования, какое испытывали древние. Он, хотя бы отчасти, является виноватым перед отцом. Однако это нисколько не умаляет его достоинств. Его благородство по отношению к Федре, забота о чести отца, любовь и нежность к Арикии делают этот образ поистине прекрасным.

Существенно новые черты поэтического мастерства Расина проявляются и в тех частях трагедии, которые условно можно назвать «эпическими». «Федра» насыщена ретроспективными рассказами, начиная с монолога Ипполита о подвигах Тезея и заканчивая рассказом Терамена о гибели сына амазонки. Но эпический элемент в трагедии Расина не заслоняет, а напротив, усиливает динамизм повествования.

Сила и слабость человека, твердое сознание нравственной нормы, которую человек нарушает под влиянием страсти и приговор, выносимый самому себе – все это доведено в «Федре» до апогея. «Здесь малейшие ошибки караются со всей строгостью; один лишь преступный помысел ужасает столь же, сколь само преступление; слабость любящей души приравниваются к слабодушию; страсти изображаются с единственной целью показать, какое они порождают смятение, а порок рисуется красками, которые позволяют тотчас распознать и возненавидеть уродство».

Возрождение как особый этап мировой культуры

Эпоха Возрождения (или Ренессанс) – 14-16вв. В средние века появляется идеал – гармония духовного и материального, личного и общественного, прекрасного и безобразного. Рост городов, республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма – общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Появился Творец за пределами мира, важное в человеческой жизни – душа, так как она – часть Бога. Меняется искусство – превалирует символ божества, а также строятся храмы, соборы, которые выстраиваются снизу вверх (стремление к высшему). В живописи главное – икона, где нет объема, реального мира, он условен. Схема средневекового мира – священное писание, где необходима интерпретация Библии.

И в эпоху Возрождения приходит вновь античное искусство. Человек начинает жить по–новому, меняется экономический уклад, быт. Это начало буржуазной эпохи, становится больше городов, появляется ремесло, мануфактура, необходимы права, свобода, человеческая независимость. Появляется идея гуманизма, антропоцентризма, то есть внимание к творению, разуму, к познанию мира. Человек – хозяин мира. Наука начинает отделяться от религии.

Средние века – Возрождение

  • Религиозный характер культуры, христианское, мировоззрение, теологизм

Светский характер культуры. Гуманизм – возникновение интереса к человеку. Антропоцентризм. «Человек эпохи возрождения» – это титан, всесильный создатель, всесторонне развитый человек. Например: Леонардо да Винчи (и ученый, и художник, и изобретатель, и музыкант…)

  • Жизнь «по вертикали», дух преобладает над плотью, земной мир второстепенен по отношению к потустороннему, духовному (будущий Рай, Царство Небесное)

Интерес к земной жизни во всех ее аспектах: • Плоть (плотская любовь, красота человеческого тела, интерес к анатомии) • Красота (человека, природы + реабилитация женского начала) • Чувства (особенно любовь). Даже произведения на религиозную тематику становятся более эмоциональными. Обращение к античности

Итальянское Возрождение. Это торговля, развитие городов, ремесла, а также близость к Риму, что дает основание для нового мироощущения. Франческо Петрарка – первый филолог, которого интересует и современная жизнь, то, как должна строиться социальная среда. Много внимания уделяет латинским, греческим, римским рукописям, постигает античность через личность Человека.

Французское Возрождение. Франция выходит из 100–летней войны, становится на путь централизации. 17 век – классический образец гос-ва, где глава – абсолютный монарх (единая экономика, культура, язык). Черты: перевод текстов разных ученых, соединение ренессансных тенденций с реформацией. Возникает проблема роли церкви и церковного учения – мешает в новом становлении Человека, в освоении им нового мира. Отсюда возникает одна из утопий ренессанса.

Испанское Возрождение. Здесь происходит быстрое развитие городов, возникает особая религиозная атмосфера – католичество, а вместе с ней инквизиция. Развивается романный жанр:

1) пасторальный роман – главные герои – пастухи, элита высших слоев общества

2) рыцарский роман – проповедует идеалы рыцарства, дворянства, но превращается в массовую лит-ру, в собрание штампов, перестает соответствовать реальности.

Английское Возрождение. Молодая буржуазная страна с духом прагматизма, индивидуализма, где возникает новая церковь, лит-ра развивается во всех видах: поэзия, роман, драматургия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.026 с.)