Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности комедийного творчества Мольера. Комедия «Тартюф»
Жан Батист Поклен (Мольер)(1622–1673) первым заставил смотреть на комедию как на жанр, равный трагедии. В своих пьесах Мольер использовал приемы, характерные как для классицизма в целом (одобрение просвещенного абсолютизма, рационалистичность), так и для комедии дель арте (вид итальянского народного театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски): – четкое разграничение отрицательных и положительных персонажей, противопоставление порока и добродетели; – образы героев схематичны, по манере изображения близки к персонажам комедии дель арте (образы-маски); – приемы комедии положений (построение сюжета на непредвиденных стечениях обстоятельств, смешных и курьезные ситуациях); – буффонада (утрированно-комичное изображение персонажей); – использование простонародной речи, диалектизмов, жаргона. Влияние творчества Мольера на все последующее развитие комедии как жанра огромно. В его пьесах сюжеты, пусть еще немного схематичные, стали все больше приближаться к реальной жизни, среди персонажей появились представители всех слоев общества. Говоря смешно о серьезном, и потому доступно для понимания всеми зрителями, Мольер поднимал в своих произведениях самые различные проблемы общества – вопросы семьи, брака, воспитания детей, высмеивал ограниченность, ханжество, нетерпимость к инакомыслию, аристократическую заносчивость и ложное чувство превосходства. Непосредственными продолжателями мольеровских традиций позже стали Бомарше во Франции и Гольдони в Италии, даже российские комедиографы не избежали влияния Мольера – Фонвизин, Крылов, Грибоедов. Комедии Мольера можно разделить на два типа, отличные по художественной структуре, характеру комизма, по интриге и содержанию в целом. Кроме того, в своих комедиях Мольер с подлинным сочувствием изображал крестьян и крестьянский быт (вспомним сцены в деревне в «Лекаре поневоле» или в «Дон Жуане»). Язык комедий Мольера также свидетельствует об их подлинной народности: в нем часто встречается фольклорный материал – пословицы, поговорки, поверья, народные песни, которые привлекали Мольера непосредственностью, простотой, искренностью («Мизантроп», «Мещанин во дворянстве»). Мольер смело использовал диалектизмы, народный патуа (диалект), различные просторечия, неправильные с точки зрения строгой грамматики обороты. Остроты, народный юмор придают комедиям Мольера неповторимую прелесть.
Созданная в 60–е годы XVII века комедия «Тартюф, или Обманщик» стала одной из самых известных пьес французского драматурга. В ней Мольер подвёрг беспощадной критике наиболее отвратительные человеческие пороки: лицемерие, жажду наживы, подлость, глупость, сладострастие, эгоизм, робость. Каждый из героев комедии является носителем одной, доминирующей черты характера. В этом разделении персонажей на положительных и отрицательных обнаруживают себя главные черты классицизма – литературного направления, не предполагающего психологического развития характеров. Центральный герой – Тартюф – предстаёт перед читателем существом, лишённым каких бы то ни было человеческих достоинств. Мнимый святоша является вместилищем целого сонма пороков: он пылает страстью к жене своего благодетеля, он не гнушается ограбить того, кто дал ему стол и кров, наконец, он не боится ни земной власти, ни небесного суда, греша и перед людьми, и перед Богом. Гнусному обманщику в комедии противопоставлена горничная Марианы, Дорина – девушка умная и бойкая на язык. Ей одной на протяжении всех пяти действий удаётся хотя бы на словах противостоять Тартюфу. Остальные персонажи не могут справиться с ним целой семьёй: глава знатного семейства Оргон – слишком легковерен и глуп, чтобы разглядеть чужую подлость; его сын Дамис – не в меру порывист и горяч; его дочь Мариана – напротив, робка и стыдлива; его жена Эльмира предпочитает занимать отстранённую жизненную позицию и не волноваться из-за таких пустяков, как чужая любовь и подлость. Брат Эльмиры, Клеант, как и большинство дворян, честен и умён, но лишён внутреннего дара убеждения. Жених Марианы Валер, как человек благородный, даже и не помышляет о том, чтобы вывести Тартюфа на чистую воду, ведь он тем самым вмешается в дела чужой семьи. Каждый из героев комедии до самого конца ведёт себе так, словно не смеет поверить в невероятное лицемерие мнимого святого и непроходимую глупость его покровителя Оргона.
Когда в финале семья оказывается на грани разорения и ареста, только вмешательство короля разрубает сеть злостных интриг Тартюфа. В этой развязке Мольер обнаруживает себя как истинный классицист: он наделяет монарха целым рядом достоинств – правдолюбием, прозорливостью, обострённым чувством справедливости, любовью к добру. В каком-то смысле король становится в комедии Мольера Богом, именем которого прикрывается Тартюф, чтобы добиться желаемого богатства и женщины. Комедийный жанр не мешает «Тартюфу, или Обманщику» органично входить в классицистическую систему произведений. Напротив, обращение к «низким» слоям литературного творчества позволило Мольеру представить перед зрителем образец социальной комедии, в которой одинаково хорошо показана и внутренняя несостоятельность высшего общественного класса, и неиссякаемая жажда жизни класса низшего (в лице Дорины и разорившегося Тартюфа). Герои «Тартюфа» – это не возвышенные герои высоких классицистических жанров, это самые обычные люди, живущие своей маленькой, частной жизнью, но не становящиеся от этого менее интересными. Особое место в «Тартюфе» занимают антиклерикальные идеи. Под личиной главного злодея комедии скрывается хорошо знакомый многим (и современникам Мольера, и людям XXI века) образ хитрого и жадного до жизненных удовольствий монаха, который лишь прикрывается верой для совершения своих подлостей. Первоначально Тартюф и был священником, но под воздействием недовольных религиозников Мольер изменил его образ на мирской, сделав героя просто «благочестивым человеком». По меткому замечанию Дорины, Тартюф – не один такой лживый общественный персонаж: знакомая госпожи Пернель, некая старушка Оранта, не грешит просто потому, что уже вышла из того возраста, когда могла бы это делать. Шурин Оргона, Клеант, ведёт себя в комедии как истинный верующий: он периодически пытается оперировать основными христианскими положениями, позволяющими ему обличать лицемерие Тартюфа и глупость Оргона. Вот только последний слишком ослеплён мнимой святостью своего кумира, а первый – слишком хитёр, чтобы попасться на удочку честного человека. Смысл понятия «Просвещение». Основные вопросы просветительской идеологии и особенности просветительской литературы Просвеще́ние – передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно–образовательных мероприятий и учреждений в каком–либо государстве. Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Также под просвещением понимается идейное течение «длинного XVIII века», основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в XIX–XX вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.
Основные идеи культуры Просвещения: 1.Вера в разум Европейская цивилизация достигла определенного этапа в развитии разума. научно–технический прогресс, научные открытия 2.Вера в прогресс Прогресс–это необязательно движение от менее совершенного к более совершенному. Это вера в историческое развитие. Закон прогресса – это то, что разум правит в истории. Процесс однолинеен и оптимистичен. Разочарование в прогрессе происходит в 19 веке. Знания не всегда хороши. 3.Вера в свободу Цель – освобождение человечества. Для писателей эпохи Просвещения характерно стремление приблизить литературу к жизни, превратить её в действенный фактор, преобразующий общественные нравы. Литературу Просвещения отличало ярко выраженное публицистическое, пропагандистское начало; она несла высокие гражданские идеалы, пафос утверждения положительного героя и т.д. В наиболее выдающихся произведениях просветительской художественной литературы известная ограниченность просветительского мышления, дидактичность, назидательность преодолевались. Ведущую роль среди литературных жанров играли сатирический и семейно-бытовой роман, «роман воспитания», сатирико-нравоучительный. В Англии просветительская мысль имела своим истоком идеологию, рожденную Английской буржуазной революцией 17 в. Однако английское Просвещение сложилось уже в послереволюционную эпоху, когда «героический период» революции завершился компромиссом между крупной буржуазией и частью земельной аристократии. Просветители прославляли экономическое процветание, пафос покорения природы, предприимчивого человека, не теряющего присутствия духа в самых тяжёлых обстоятельствах. Во Франции Просвещения на первых порах заимствовало многие идеи у англичан, но, в отличие от «послереволюционного» английского Просвещения, французы применяли их в преддверии революции, в условиях острой политической борьбы. Просветительская критика была здесь более действенной и получила огромный общественный резонанс, будучи направлена в первую очередь против феодальных учреждений, а не общественных нравов. С позиций разума французские просветители боролись с религиозным мировоззрением, решительно выступая против католической церкви, против феодального деспотизма и юстиции, они внесли большой вклад в разработку просветительской философии истории.
В Италии Просвещение было связано с борьбой за национальное объединение. Большое место в трудах просветителей занимал вопрос о едином литературном итальянском языке. Особенно отчётливо просветительские идеи сказались в творчестве и деятельности философов, юристов, экономистов Просвещения. В Германии на Просвещение наложили отпечаток относительная экономическая и политическая отсталость страны, её раздробленность, политическая незрелость нарождавшейся буржуазии. Просветительская деятельность в Германии отражала протест против феодальной раздробленности, абсолютистского произвола, идейной нетерпимости. Творчество ранних немецких просветителей носило умозрительный, теоретический характер. «Робинзон Крузо» Даниель Дефо как просветительская утопия Даниель Дефо – талантливый публицист, журналист, писатель, зачинатель романа нового времени. Творчество Дефо вдохновлялось не столько книжным, сколько практическим, житейским опытом и было обращено не к избранному кругу ценителей, но к массовой демократической аудитории: уже при жизни автора его книги, статьи, памфлеты стали достоянием широчайших читательских кругов в Англии и за ее пределами. Книга Дефо появилась на гребне мощной волны литературы о путешествиях, захлестнувшей Англию того времени. Проблематика романа Тема одиночества. Основная проблема этого произведения – одиночество главного героя. Человек выброшен на необитаемый остров, он одинок, ему не с кем поговорить, не с кем поделиться радостью или горем, он грустит в одиночестве. От тоски он может погибнуть на чужой земле. Тема труда. Именно труд помог Робинзону выжить и остаться человеком. Робинзон Крузо не падает духом. Он себя всегда чем-то занимает, трудится, облагораживает свою жизнь. Осознав свое одиночество, герой начинает что-то искать, к чему-то стремиться, что-то делать. Не сидит сложа руки. Тема жизнелюбия, оптимизма, надежда на спасение. У Робинзона Крузо были два основных строительных прибора: Вера и Действие. Робинзон Крузо верит и надеется на свое спасение, он не теряет оптимизм, он борется за жизнь. Тема дружбы. В жизни главного героя на острове появляется помощник и друг Пятница. С появлением Пятницы его жизнь обретает новый смысл. Робинзон Крузо становится другом и наставником Пятницы. Он учит Пятницу общаться на английском языке, правильно готовить еду, кушать, работать, облагораживать жилище, землю, обучает разным навыкам: чтению, письму, стрельбе из ружья. Это помогает Робинзону отвлечься, ему некогда скучать. С появлением Пятницы у главного героя увеличивается шанс на спасение. Они вместе строят лодку. Дефо представляет своего оказавшегося вне общества героя «естественным человеком». Трудовой подвиг Робинзона принес роману мировую славу. В истории английской литературы XVIII в. произведение Дефо стало значительной вехой на пути к реализму. Материальный мир стоит в центре внимания героя и автора и рисуется обстоятельно, предельно конкретно. Эта точность описания создаёт иллюзию полного правдоподобия описываемых Дефо событий, словно это не роман с вымышленной историей, а кусок самой жизни – недаром на титульном листе было обозначено, что жизнь и приключения героя написаны им самим. Так сочетаются в этом романе правдивость изображения обстановки с условностью самого сюжета. Ведь по замыслу и значению это философский роман, просветительская притча о Человеке, который может и должен подчинить себе природу. Робинзон открывает собой галерею энергичных, активных героев, которыми так богата оптимистическая (возможно, даже сверх меры) литература европейского Просвещения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.018 с.) |