Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Япония в середине XX в. Милитаризм и его крах. Конституция 1947 г.⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 40
Милитаризм — это политика наращивания политических, экономических и идеологических средств государствами для отстаивания своих интересов на мировой арене, для реализации захватнической политики. Крах японского милитаризма Становление японского фашистского милитаристического режима в первой половине XX в. отличалось особой агрессивностью. Перед Второй мировой войной государство старалось участвовать во всех военных конфликтах. Сходство политики привело к созданию в 1936 г. военно-промышленного союза Германии, Италии и Японии (так называемая ось Берлин — Рим — Токио). С ликвидацией к 1940 г. всех партий и объявлением призыва объединяться в «Ассоциацию помощи трону», который был марионеткой в руках Генерального штаба, фашизм получает окончательное закрепление. Во Второй мировой войне Япония выступала на стороне Германии и Италии, она оккупировала многие азиатские страны, но начиная с 1943 г. стала терять захваченные территории. В октябре 1945 г., после разгрома Советской Армией Квантунской армии, Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции. Задачами созданного по окончании боевых действий против Японии Консультативного совета из представителей США, Англии, СССР и Китая был контроль за реорганизацией всего государственного аппарата фашистской Японии, которая включала: · роспуск вооруженных сил и военного флота страны, ликвидация военных министерств и генштаба; · роспуск и запрет всех фашистских организаций; · чистка госаппарата от фашистов и милитаристов; · проведение политики демонополизации экономики страны; · развенчание культа «божественного происхождения» императора — основы синтонисткой религии Японии (в декабре 1945 г. император публично отрекся от «божественности», было официально объявлено, что солнце и император никогда не состояли в родстве); · провозглашение политических прав и свобод (в октябре 1945 г. было объявлено о введении демократических свобод — свободы совести, печати, митингов, организации объединений и т.д.; в декабре введено всеобщее избирательное право, причем активное с 20 лет и пассивное с 25 лет; появились новые и возродились старые партии, например либеральная, победившая на первых выборах, из подполья вышла коммунистическая партия);
· проведение аграрной реформы (уничтожение помещичьего землевладения); · реформы в трудовой сфере (право на объединения в профсоюзы и коллективные договоры, запрещение принудительного труда, установление восьмичасового рабочего дня, ответственности нанимателя за охрану труда, страхования и т.д.). Конституция Японии 1947 г. Юристы штаба американского генерала Макартура выработали проект новой японской Конституции, который формально был принят парламентом и утвержден Тайным советом 3 ноября 1946 г. как изменение Конституции 1889 г. Конституция японской империи оформила вместо фиктивной реальную парламентскую монархию. Она вступила в силу 3 мая 1947 г. Конституция сохранила династическую преемственность императорского трона. Полномочия императора определены ст. 1 – 8. Ст. 1 гласит: “Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть”. Он назначает премьер-министра по представлению парламента, членов Верховного суда, подтверждает назначения и отставки государственных министров и других должностных лиц, промульгирует поправки к Конституции, имеет право созывать сессии парламента и распускать нижнюю палату и т. д. Как свидетельствует ст. 3, все действия императора, “относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета”, который несет за них ответственность. Никакое имущество и никакие дары не могут быть получены и приняты императором и его семьей без решения парламента (ст. 8). Вместе с изменениями политической роли императора было ликвидировано и старое Министерство императорского двора. Вместо него было создано Управление императорского двора, действующее при канцелярии премьер-министра, которое занимается решением вопросов, связанных с повседневным ведением дел императора и императорского дома, организацией придворного церемониала, содержанием и охраной императорской собственности. Несмотря на формально ограниченный характер своих полномочий, император по-прежнему оказывает сильное влияние на политическую и идеологическую жизнь страны, в чем его прямо не ограничивает Конституция. Важную роль в этом отношение играет и Управление императорского двора, которое при прямой поддержке правительства и правящей Либерально-демократической партии поддерживает верноподданнические настроения японцев путем проведения многочисленных ритуальных мероприятий, связанных с жизнью императорской семьи.
Ни одна из политических партий оппозиции не ставит своей непосредственной целью устранение монархии. Парламент (его полномочия определены ст. 41 – 64) состоит из двух палат – Палаты представителей и Палаты советников. Палата представителей (нижняя) переизбирается в полном составе каждые четыре года и может быть распущена досрочно (ст. 45). Срок полномочий Палаты советников (верхней) установлен в шесть лет, причем каждые три года переизбирается половина ее членов (ст. 46). Обе палаты избираются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза, ценза оседлости, а также требования внесения залога кандидатом в депутаты. Активное избирательное право наступает с 20 лет, пассивное – с 30 лет в верхнюю палату и с 25 лет - в нижнюю. Если распускается Палата представителей, то в течение сорока дней со дня ее роспуска должны быть проведены всеобщие выборы в указанную палату и в течение тридцати дней со дня выборов созван парламент. При роспуске нижней палаты верхняя палата может быть наделена особыми полномочиями, во время созыва ее чрезвычайной сессии, если “это крайне необходимо в интересах страны” (ст. 54). Основным звеном государственной машины, которое обладает полнотой власти, является японское правительство и его премьер-министр. Полномочия Кабинета министров определены ст. 65 – 75 Конституции. Премьер-министр от имени Кабинета выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их. Парламент избирает главу Кабинета министров. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответствен перед парламентом. Он может по своему усмотрению отстранять государственных министров от должности (ст. 68). Если должность премьер-министра становится вакантной или если созывается первая сессия парламента после всеобщих выборов Палаты представителей, то Кабинет министров должен выйти в отставку в полном составе (ст. 70). В случае недоверия, выраженного правительству парламентом, премьер-министр может распустить нижнюю палату и назначить новые выборы. Согласно ст. 66 премьер-министр и другие государственные министры должны быть гражданскими лицами. Ими не могут быть военные лица, тем самым в Конституции закреплен принцип гражданского правительства. Премьер-министр наделен правом законодательной инициативы и в значительной мере определяет законодательную деятельность парламента. Конституция предусматривает весьма обширный перечень его полномочий и полномочий самого Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение международных договоров, организация и руководство гражданской службой, издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений Конституции и законов и др. (ст. 73).
Значительное место в Конституции занимает организация и деятельность судов (ст. 76 – 82). Вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду. Он состоит из Главного судьи и установленного законом числа судей. Главный судья назначается императором по представлению Кабинета, все остальные судьи – Кабинетом. Согласно ст. 76, “все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести; они связаны только настоящей Конституцией и законами”. Отстранить их от должности можно лишь в порядке импичмента. Исполнительные органы не имеют права вмешиваться в деятельность судей. Общегражданские суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти, дела которых находились ранее в ведении административных судов. Уникальной по сути является ст. 9, которая имеет пацифистскую направленность, как пронизывающий всю Конституцию принцип. Она гласит: “Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается”. В Конституции содержится широкий перечень прав и свобод. К числу их относятся “право на жизнь, свободу и стремление к счастью” (ст. 13), равенство всех перед законом, подкрепляемое запрещением дискриминации “в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а также происхождения” (ст. 14). Конституция провозглашает свободу собраний, слова, печати с запрещением цензуры, право на труд, на создание организаций трудящихся, свободу научной деятельности, запрещение принудительного труда, право на разбирательство дела в суде, право на адвоката, запрещение произвольных арестов, обысков, применение пыток и др. Вопрос. Фашистское движение в Италии было порождено первой мировой войной и экономическим кризисом поразившим Италию. Первые военизированные отряды были созданы лидером фашистской партии Бенито Муссолини в 1919 г. Фашистами был выдвинут лозунг о создании «Великой Италии» за счет присоединения новых территорий. В октябре 1922 г. вооруженные отряды фашистов предприняли поход на Рим и вошли в него. 28 октября 1922 г. итальянский король был вынужден назначить Муссолини премьер-министром. Правительство, сформированное Муссолини, носило коалиционный характер, и включало в себя, помимо фашистов, представителей либеральной и католической народных партий. Осенью 1923 г. фашистское правительство распустило палату депутатов и ввело новый избирательный закон, благодаря чему фашисты получили абсолютное большинство мест в палате депутатов. В 1926 г. были распущены все профсоюзы и политические партии, кроме фашистской. В 1929 г. фашистское правительство и римский папа заключили Латеранский пакт, согласно которому признавался суверенитет Ватикана.
Законом 1925 г. «О правомочиях и прерогативах главы правительства» вся полнота исполнительной власти была фактически сосредоточена в руках премьер-министра Италии Б. Муссолини. Формально премьер-министр назначается и освобождается от должности королем, ответственен перед королем за общее политическое направление деятельности правительства. Все остальные члены правительства были формально ответственны перед королем, а фактически перед главой правительства. Таким образом, был ликвидирован принцип ответственности правительства и его главы перед парламентом. В 1926 г исполнительная власть получает законодательные полномочия. Согласно Закону 1928 г., фашистская партия становится частью государственного аппарата. Высший орган партии – Великий совет фашизма – объявлен этим законом верховным государственным органом, который возглавляется главой правительства. Опорой фашистов являлась добровольческая милиция, из нее выделялась политическая полиция (полиция национальной безопасности). Были созданы фашистские профсоюзы (синдикаты). В 1930 г. из представителей предпринимательских организаций, синдикатов и фашистской партии был создан Национальный совет корпораций во главе с Б. Муссолини. В мае 1938 г. был издан Закон «О реформе политического представительства», заменивший парламент «корпоративной палатой». Эта палата формировалась Великим советом фашизма. В 1939 г. она была заменена палатой фаший и корпораций. В июне 1940 г. Италия вступила во вторую мировую войну на стороне Германии. В1943 г., после высадки английских и американских войск, Б. Муссолини был отстранен от власти, и король поручил сформировать новое правительство маршалу Бадольо, Италия капитулировала. Однако Север Италии вплоть до 1945 г. оставался в руках гитлеровской армии. В 1946 г. состоялся референдум по вопросу о форме правления и выборы в Учредительное собрание. 18 июня 1946 г. в Италии была провозглашена республика. 1.1. Разработка и принятие Конституции После свержения в Италии тоталитарного фашистского режима Муссолини, политические партии, участвовавшие в движении Сопротивления, на совещании в апреле 1945 г. высказались за коренное изменение политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. 54.3% избирателей проголосовало за переход от монархии к республике. В этот же день были избраны члены Учредительного собрания, призванного разработать и принять Конституцию. 22 декабря 1947 г. 453 голосами против 62 Конституция была принята и 1 января 1948 года вступила в силу.
1.2. Общая характеристика Конституции, ее особенности, порядок пересмотра, конституционный контроль Благодаря тому, что в Учредительном собрании большинство мест получили антифашистские левые силы, Конституция Италии 1947 года является одной из самых демократических, социальных конституций современности. Особенностью Конституции является отсутствие в ней преамбулы. Содержащиеся, как правило, в преамбуле философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в основной части конституционного текста. Подобная конструкция исходит из итальянской конституционной доктрины, согласно которой при этом повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм. Включающая 139 статей Конституция Италии состоит из вводного раздела, именуемого «Основные принципы», где закреплены основы общественного строя, а также из двух главных частей: * часть 1 «Права и обязанности граждан», содержащей 4 раздела: 1) Гражданские отношения; 2) Этико-социальные отношения; 3) Экономические отношения; 4) Политические отношения. * часть 2 «Устройство республики» состоящей из 6 разделов, посвященных Парламенту, Президенту Республики, Правительству, Судебной власти, политико-территориальному устройству и конституционным гарантиям. В Конституции содержатся также переходные и заключительные постановления. В содержании Конституции Италии отчетливо проявилась тенденция социализации конституций Нормы об охране труда, о достоинстве и равенстве, о социальной функции частной собственности, об ограничении частной собственности, возможности национализации наиболее важных предприятий, о праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями, поддержки акционирования и защиты сбережений и ряд других, сделали Конституцию Италии самой социальной и демократичной. Демократичность итальянской Конституции подкрепляется подробным регулированием правового статуса личности (впервые в Европе около 40% конституционного текста посвящено в ней правам и свободам человека), а также, провозглашением в стране демократической республики, многопартийности, парламентарной формы правления, светского характера государства. Суть Конституции Италии достаточно полно выражена в ст.3, согласно которой «Задача Республики – устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической, социальной организации страны». Значительный удельный вес в Конституции имеют международно-правовые положения о том, что внутренний порядок страны согласуется с общепризнанными принципами международного права, отказе Италии от войны, как посягательства на свободу других народов и средства разрешения международных споров, о возможности уступки государством ряда своих полномочий международным организациям (ст.10,ст.11). По способу изменения Конституция Италии является жесткой. Порядок ее изменения включает две последовательные стадии: 1) принятие парламентом закона об изменении Конституции; 2) ратификация парламентом данного закона абсолютным большинством голосов в обеих палатах не ранее чем через три месяца после принятия. Ст.138 Конституции предусматривает возможность третьей стадии конституционного пересмотра, проводящийся в том случае, если в течение 3-х месяцев после ратификации 1/5 часть депутатов любой из палат парламента, или 500 тыс. Итальянская Конституция достаточно стабильна. В нее внесено всего 10 поправок. Изменения коснулись в основном высших органов государственной власти: Парламента, Президента, Конституционного суда. Вопросы конституционности законов и иных нормативных актов решает Конституционный суд. Конституция не включает его в судебную систему страны, а провозглашает в разделе VI второй части Конституции одной из важнейших конституционных гарантий
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.015 с.) |