Япония в середине XX в. Милитаризм и его крах. Конституция 1947 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Япония в середине XX в. Милитаризм и его крах. Конституция 1947 г.



Милитаризм — это политика наращивания политических, экономических и идеологических средств государствами для отстаивания своих интересов на мировой арене, для реализации захватнической политики.

Крах японского милитаризма

Становление японского фашистского милитаристического режима в первой половине XX в. отличалось особой агрессивностью. Перед Второй мировой войной государство старалось участвовать во всех военных конфликтах. Сходство политики привело к созданию в 1936 г. военно-промышленного союза Германии, Италии и Японии (так называемая ось Берлин — Рим — Токио).

С ликвидацией к 1940 г. всех партий и объявлением призыва объединяться в «Ассоциацию помощи трону», который был марионеткой в руках Генерального штаба, фашизм получает окончательное закрепление.

Во Второй мировой войне Япония выступала на стороне Германии и Италии, она оккупировала многие азиатские страны, но начиная с 1943 г. стала терять захваченные территории. В октябре 1945 г., после разгрома Советской Армией Квантунской армии, Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции.

Задачами созданного по окончании боевых действий против Японии Консультативного совета из представителей США, Англии, СССР и Китая был контроль за реорганизацией всего государственного аппарата фашистской Японии, которая включала:

· роспуск вооруженных сил и военного флота страны, ликвидация военных министерств и генштаба;

· роспуск и запрет всех фашистских организаций;

· чистка госаппарата от фашистов и милитаристов;

· проведение политики демонополизации экономики страны;

· развенчание культа «божественного происхождения» императора — основы синтонисткой религии Японии (в декабре 1945 г. император публично отрекся от «божественности», было официально объявлено, что солнце и император никогда не состояли в родстве);

· провозглашение политических прав и свобод (в октябре 1945 г. было объявлено о введении демократических свобод — свободы совести, печати, митингов, организации объединений и т.д.; в декабре введено всеобщее избирательное право, причем активное с 20 лет и пассивное с 25 лет; появились новые и возродились старые партии, например либеральная, победившая на первых выборах, из подполья вышла коммунистическая партия);

· проведение аграрной реформы (уничтожение помещичьего землевладения);

· реформы в трудовой сфере (право на объединения в профсоюзы и коллективные договоры, запрещение принудительного труда, установление восьмичасового рабочего дня, ответственности нанимателя за охрану труда, страхования и т.д.).

Конституция Японии 1947 г. Юристы штаба американского генерала Макартура выработали проект новой японской Конституции, который формально был принят парламентом и утвержден Тайным советом 3 ноября 1946 г. как изменение Конституции 1889 г. Конституция японской империи оформила вместо фиктивной реальную парламентскую монархию. Она вступила в силу 3 мая 1947 г.

Конституция сохранила династическую преемственность императорского трона. Полномочия императора определены ст. 1 – 8. Ст. 1 гласит: “Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть”. Он назначает премьер-министра по представлению парламента, членов Верховного суда, подтверждает назначения и отставки государственных министров и других должностных лиц, промульгирует поправки к Конституции, имеет право созывать сессии парламента и распускать нижнюю палату и т. д.

Как свидетельствует ст. 3, все действия императора, “относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета”, который несет за них ответственность. Никакое имущество и никакие дары не могут быть получены и приняты императором и его семьей без решения парламента (ст. 8).

Вместе с изменениями политической роли императора было ликвидировано и старое Министерство императорского двора. Вместо него было создано Управление императорского двора, действующее при канцелярии премьер-министра, которое занимается решением вопросов, связанных с повседневным ведением дел императора и императорского дома, организацией придворного церемониала, содержанием и охраной императорской собственности.

Несмотря на формально ограниченный характер своих полномочий, император по-прежнему оказывает сильное влияние на политическую и идеологическую жизнь страны, в чем его прямо не ограничивает Конституция. Важную роль в этом отношение играет и Управление императорского двора, которое при прямой поддержке правительства и правящей Либерально-демократической партии поддерживает верноподданнические настроения японцев путем проведения многочисленных ритуальных мероприятий, связанных с жизнью императорской семьи.

Ни одна из политических партий оппозиции не ставит своей непосредственной целью устранение монархии.

Парламент (его полномочия определены ст. 41 – 64) состоит из двух палат – Палаты представителей и Палаты советников. Палата представителей (нижняя) переизбирается в полном составе каждые четыре года и может быть распущена досрочно (ст. 45). Срок полномочий Палаты советников (верхней) установлен в шесть лет, причем каждые три года переизбирается половина ее членов (ст. 46).

Обе палаты избираются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза, ценза оседлости, а также требования внесения залога кандидатом в депутаты. Активное избирательное право наступает с 20 лет, пассивное – с 30 лет в верхнюю палату и с 25 лет - в нижнюю.

Если распускается Палата представителей, то в течение сорока дней со дня ее роспуска должны быть проведены всеобщие выборы в указанную палату и в течение тридцати дней со дня выборов созван парламент. При роспуске нижней палаты верхняя палата может быть наделена особыми полномочиями, во время созыва ее чрезвычайной сессии, если “это крайне необходимо в интересах страны” (ст. 54).

Основным звеном государственной машины, которое обладает полнотой власти, является японское правительство и его премьер-министр. Полномочия Кабинета министров определены ст. 65 – 75 Конституции. Премьер-министр от имени Кабинета выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их.

Парламент избирает главу Кабинета министров. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответствен перед парламентом. Он может по своему усмотрению отстранять государственных министров от должности (ст. 68). Если должность премьер-министра становится вакантной или если созывается первая сессия парламента после всеобщих выборов Палаты представителей, то Кабинет министров должен выйти в отставку в полном составе (ст. 70). В случае недоверия, выраженного правительству парламентом, премьер-министр может распустить нижнюю палату и назначить новые выборы. Согласно ст. 66 премьер-министр и другие государственные министры должны быть гражданскими лицами. Ими не могут быть военные лица, тем самым в Конституции закреплен принцип гражданского правительства.

Премьер-министр наделен правом законодательной инициативы и в значительной мере определяет законодательную деятельность парламента. Конституция предусматривает весьма обширный перечень его полномочий и полномочий самого Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение международных договоров, организация и руководство гражданской службой, издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений Конституции и законов и др. (ст. 73).

Значительное место в Конституции занимает организация и деятельность судов (ст. 76 – 82). Вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду. Он состоит из Главного судьи и установленного законом числа судей. Главный судья назначается императором по представлению Кабинета, все остальные судьи – Кабинетом. Согласно ст. 76, “все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести; они связаны только настоящей Конституцией и законами”. Отстранить их от должности можно лишь в порядке импичмента. Исполнительные органы не имеют права вмешиваться в деятельность судей. Общегражданские суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти, дела которых находились ранее в ведении административных судов.

Уникальной по сути является ст. 9, которая имеет пацифистскую направленность, как пронизывающий всю Конституцию принцип. Она гласит: “Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.

Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается”.

В Конституции содержится широкий перечень прав и свобод. К числу их относятся “право на жизнь, свободу и стремление к счастью” (ст. 13), равенство всех перед законом, подкрепляемое запрещением дискриминации “в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а также происхождения” (ст. 14). Конституция провозглашает свободу собраний, слова, печати с запрещением цензуры, право на труд, на создание организаций трудящихся, свободу научной деятельности, запрещение принудительного труда, право на разбирательство дела в суде, право на адвоката, запрещение произвольных арестов, обысков, применение пыток и др.

Вопрос.

Фашистское движение в Италии было порождено первой мировой войной и экономическим кризисом поразившим Италию. Первые военизированные отряды были созданы лидером фашистской партии Бенито Муссолини в 1919 г. Фашистами был выдвинут лозунг о создании «Великой Италии» за счет присоединения новых территорий. В октябре 1922 г. вооруженные отряды фашистов предприняли поход на Рим и вошли в него. 28 октября 1922 г. итальянский король был вынужден назначить Муссолини премьер-министром. Правительство, сформированное Муссолини, носило коалиционный характер, и включало в себя, помимо фашистов, представителей либеральной и католической народных партий. Осенью 1923 г. фашистское правительство распустило палату депутатов и ввело новый избирательный закон, благодаря чему фашисты получили абсолютное большинство мест в палате депутатов. В 1926 г. были распущены все профсоюзы и политические партии, кроме фашистской. В 1929 г. фашистское правительство и римский папа заключили Латеранский пакт, согласно которому признавался суверенитет Ватикана.

Законом 1925 г. «О правомочиях и прерогативах главы правительства» вся полнота исполнительной власти была фактически сосредоточена в руках премьер-министра Италии Б. Муссолини. Формально премьер-министр назначается и освобождается от должности королем, ответственен перед королем за общее политическое направление деятельности правительства. Все остальные члены правительства были формально ответственны перед королем, а фактически перед главой правительства. Таким образом, был ликвидирован принцип ответственности правительства и его главы перед парламентом. В 1926 г исполнительная власть получает законодательные полномочия. Согласно Закону 1928 г., фашистская партия становится частью государственного аппарата. Высший орган партии – Великий совет фашизма – объявлен этим законом верховным государственным органом, который возглавляется главой правительства. Опорой фашистов являлась добровольческая милиция, из нее выделялась политическая полиция (полиция национальной безопасности).

Были созданы фашистские профсоюзы (синдикаты). В 1930 г. из представителей предпринимательских организаций, синдикатов и фашистской партии был создан Национальный совет корпораций во главе с Б. Муссолини. В мае 1938 г. был издан Закон «О реформе политического представительства», заменивший парламент «корпоративной палатой». Эта палата формировалась Великим советом фашизма. В 1939 г. она была заменена палатой фаший и корпораций.

В июне 1940 г. Италия вступила во вторую мировую войну на стороне Германии. В1943 г., после высадки английских и американских войск, Б. Муссолини был отстранен от власти, и король поручил сформировать новое правительство маршалу Бадольо, Италия капитулировала. Однако Север Италии вплоть до 1945 г. оставался в руках гитлеровской армии. В 1946 г. состоялся референдум по вопросу о форме правления и выборы в Учредительное собрание. 18 июня 1946 г. в Италии была провозглашена республика.

1.1. Разработка и принятие Конституции

После свержения в Италии тоталитарного фашистского режима Муссолини, политические партии, участвовавшие в движении Сопротивления, на совещании в апреле 1945 г. высказались за коренное изменение политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. 54.3% избирателей проголосовало за переход от монархии к республике. В этот же день были избраны члены Учредительного собрания, призванного разработать и принять Конституцию. 22 декабря 1947 г. 453 голосами против 62 Конституция была принята и 1 января 1948 года вступила в силу.

1.2. Общая характеристика Конституции, ее особенности, порядок пересмотра, конституционный контроль

Благодаря тому, что в Учредительном собрании большинство мест получили антифашистские левые силы, Конституция Италии 1947 года является одной из самых демократических, социальных конституций современности. Особенностью Конституции является отсутствие в ней преамбулы. Содержащиеся, как правило, в преамбуле философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в основной части конституционного текста.

Подобная конструкция исходит из итальянской конституционной доктрины, согласно которой при этом повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм. Включающая 139 статей Конституция Италии состоит из вводного раздела, именуемого «Основные принципы», где закреплены основы общественного строя, а также из двух главных частей: *

часть 1 «Права и обязанности граждан», содержащей 4 раздела: 1) Гражданские отношения; 2) Этико-социальные отношения; 3) Экономические отношения; 4) Политические отношения. *

часть 2 «Устройство республики» состоящей из 6 разделов, посвященных Парламенту, Президенту Республики, Правительству, Судебной власти, политико-территориальному устройству и конституционным гарантиям.

В Конституции содержатся также переходные и заключительные постановления. В содержании Конституции Италии отчетливо проявилась тенденция социализации конституций Нормы об охране труда, о достоинстве и равенстве, о социальной функции частной собственности, об ограничении частной собственности, возможности национализации наиболее важных предприятий, о праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями, поддержки акционирования и защиты сбережений и ряд других, сделали Конституцию Италии самой социальной и демократичной.

Демократичность итальянской Конституции подкрепляется подробным регулированием правового статуса личности (впервые в Европе около 40% конституционного текста посвящено в ней правам и свободам человека), а также, провозглашением в стране демократической республики, многопартийности, парламентарной формы правления, светского характера государства.

Суть Конституции Италии достаточно полно выражена в ст.3, согласно которой «Задача Республики – устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической, социальной организации страны». Значительный удельный вес в Конституции имеют международно-правовые положения о том, что внутренний порядок страны согласуется с общепризнанными принципами международного права, отказе Италии от войны, как посягательства на свободу других народов и средства разрешения международных споров, о возможности уступки государством ряда своих полномочий международным организациям (ст.10,ст.11). По способу изменения Конституция Италии является жесткой. Порядок ее изменения включает две последовательные стадии: 1) принятие парламентом закона об изменении Конституции; 2) ратификация парламентом данного закона абсолютным большинством голосов в обеих палатах не ранее чем через три месяца после принятия. Ст.138 Конституции предусматривает возможность третьей стадии конституционного пересмотра, проводящийся в том случае, если в течение 3-х месяцев после ратификации 1/5 часть депутатов любой из палат парламента, или 500 тыс.

Итальянская Конституция достаточно стабильна. В нее внесено всего 10 поправок. Изменения коснулись в основном высших органов государственной власти: Парламента, Президента, Конституционного суда. Вопросы конституционности законов и иных нормативных актов решает Конституционный суд. Конституция не включает его в судебную систему страны, а провозглашает в разделе VI второй части Конституции одной из важнейших конституционных гарантий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.015 с.)