Каролина» как общегерманский свод уголовного и уголовно-процессуального права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каролина» как общегерманский свод уголовного и уголовно-процессуального права.



Каролина - общегерманское уголовно-судебное уложение, составленное в 1532 г. Основное содержание - нормы процессуального права. Каролина определяет широкий круг наказуемых деяний, а также толкует такие понятия как: формы вины, необходимая оборона, соучастие, покушение на преступление, пособничество и др.

В основе ответственности лежит принцип личной вины, различается умышленное и неумышленное деяние. Освобождаются от ответственности: – за убийство - умалишенные (ст. 150); – за кражу дети до 14 лет - порка, а не смерть.

Обстоятельства, освобождающие от ответственности: при убийстве - необходимая оборона (нападение со смертельным оружием + невозможность уклониться от него). Доказать это должен убийца.

Обстоятельства, смягчающие вину: -отсутствие умысла; -возраст до 14 лет; -совершение преступления при исполнении служебного долга.

Отягчающие обстоятельства: -совершение преступления против лица особо высокого положения; -наличие “злого умысла”.

Пособничество: –помощь до совершения преступления; –помощь в момент совершения преступления - совиновничество (то же наказание); –помощь после совершения преступления.

Цель наказаний - устрашение. Наказания: –смертная казнь (простая - отсечение головы мечом; квалифицированная - все остальное); –членовредительство и телесные наказания; –позорящие наказания; –изгнание из страны; –штрафы

Образование единого государства во Франции. Реформы Людовика IX. Положение крестьян (сервы и вилланы), феодальные права.

В XI—XII вв. в связи с быстрым ростом городов увеличилась новая прослойка феодального общества — городское население. Первоначально правовое положение горожан мало чем отличалось от положения остальной массы феодально-зависимых людей. Но затем началось широкое движение за освобождение городов от власти отдельных сеньоров и за самоуправление. Королевская власть охотно поддерживала города, выступавшие за освобождение от сеньориальной власти. В конечном счете путем вооруженной борьбы или иными средствами (выкуп и т.п.) города добивались предоставления им специальных вольностей.

C XII в. практически прекратился процесс дробления земельных владений. Доступ новых лиц в ряды феодалов стал ограниченным. Иерархическая структура господствующего класса укрепилась, а феодальные титулы и ранги приобрели наследственный характер. Таким образом, к XIII в. сложились предпосылки для формирования замкнутого сословия дворянства.

В конце периода феодальной раздробленности (особенно в XIII в.) наметилась тенденция к усилению королевской власти, которая получила поддержку горожан. К этому времени города становятся центрами ремесел и торговли. В социальном отношении городское население не было однородным. Его составляли: богатые купцы-ростовщики, состоятельные собственники мастерских, рядовые ремесленники и городская беднота. Между городским патрициатом и рядовыми горожанами имели место серьезные противоречия. Но по ряду важных вопросов города выступали почти как единое целое. Все горожане были противниками внутренних феодальных войн, сопровождавшихся разбоем феодалов. Развитию ремесел и торговли мешали границы многочисленных сеньориальных владений, на которых подчас устанавливались различные провозные пошлины. Более того, города были опутаны многочисленными поборами и повинностями в пользу феодалов, на земле которых они находились.

В таких условиях города начали все более решительно выступать против произвола сеньоров за городское самоуправление — коммуну. Эта борьба вскоре слилась с движением против феодальной раздробленности. В ходе напряженного противоборства, которое не раз приобретало форму вооруженных выступлений, ряду городов в конце концов удалось добиться от своих сеньоров городского самоуправления. Власть в коммуне получил городской патрициат.

Права городского самоуправления регламентировались особыми документами — хартиями, фиксировавшими городские вольности. Финансовые и иные повинности городов были строго определены, поводов для злоупотреблений со стороны сеньоров стало меньше. Полноправных горожан стали называть буржуа (от старогерманского слова «бург» — «укрепленный город»). Лишь впоследствии это слово приобрело современное значение.

Коммуны добивались права иметь свою вооруженную силу — городское ополчение. Защищаясь от нападения чужих и «своих» сеньоров, города опоясывались мощными городскими стенами.

Горожане видели в сильной королевской власти решающий фактор преодоления феодальной раздробленности. Короли также были заинтересованы в городах, которые давали им деньги, современное вооружение и дополнительную военную силу (городское ополчение). Союз монархии и городов начал оформляться еще в X в., но особой значимости достиг в рассматриваемый период, стимулируя усиление королевской власти.

Одним из первых проявлений этого усиления явилась отмена выборности короля (начало XIII в.). Отныне престол переходил по праву наследования к старшим сыновьям королей из династии Капетингов.

Затем постепенно ликвидировался принцип «вассал моего вассала не мой вассал». Присягу верности вассалы всех рангов стали приносить непосредственно королю.

Монархия, опираясь на поддержку горожан, среднего и мелкого дворянства, начала расширять свой домен. Уже к концу XIII в. королевский домен, увеличившись в несколько раз, стал самым большим феодальным владением Франции, а короли — самыми могущественными среди сеньоров. В их руках сосредоточилась достаточная сила для того, чтобы принуждать большую часть своих вассалов к повиновению и предотвращать попытки дробления королевского домена.

В условиях феодальной раздробленности и длительного ослабления королевской власти органы центрального управления не были структурно оформлены и дифференцированы. Дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вассальных отношениях.

Существовал королевский двор, состоявший из знатных феодалов и дворцовых слуг. Главную роль в королевской администрации играл сенешал. Он считался главой королевского двора, командовал армией. В военных делах за сенешалом следовал коннетабль — глава королевской конницы, помощником которого был маршал, а впоследствии — королевский адмирал. Королевский казначей ведал государственными архивами и королевской казной. Королевской канцелярией руководил канцлер, который редактировал королевские акты, представлял их на подпись королю, а затем скреплял печатью. Органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явилась Королевская курия, или Великий совет.

Управление на местах было во многом схоже с системой управления времен франкской монархии. Центральное управление осуществляли министериалы, местное — прево.

Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах — майоры. Прево занимались главным образом сбором средств в королевскую казну, комплектовали феодальное ополчение, решали вопросы управления и рассматривали судебные дела.

Королевские чиновники на местах осуществляли самые разнообразные функции: административные, военные, судебные, финансовые. Сфера действия местного государственного управления расширялась по мере увеличения королевского домена и присоединения владений крупных феодалов.

С конца XII в. возникли более крупные административные единицы — бальяжи. Обычно они объединяли несколько превотств. Во главе бальяжа стояли специальные чиновники — бальи. Бальи осуществляли контроль над находившимися под их властью прево, следили за исполнением королевских законов и приказов, организовывали военные формирования в границах бальяжа.

При присоединении крупных сеньорий сложившаяся административно-территориальная структура не изменялась. В них назначались специальные чиновники из числа местных феодалов с функциями, в основном аналогичными функциям бальи.

Происшедшие изменения в общественном и государственном строе Франции заложили основу для последующего возникновения в ней в начале XIV в. сословно-представительной монархии.

Становление этой новой формы государственного устройства было неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны). Ее результатом стали отмена выборности короля, рост королевского домена, ставшего самым большим феодальным владением во Франции.

Сеньориальная власть феодалов утратила самостоятельный характер. Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии — вести частные войны. Постепенно исчезли сеньориальное законодательство, юрисдикция.

В XIV в. объединение страны завершилось. В 1302 г. Филипп IV, чтобы заручиться поддержкой сословий в борьбе против папы римского, впервые созвал Генеральные штаты — собрание представителей от духовенства, дворянства и зажиточных горожан. Возникновение Генеральных штатов положило начало изменению формы государства во Франции — превращению его в сословно-представительную монархию.

Реформы Людовика IX.

Судебная реформа. В королевском домене была запрещена частная война, т.е. разрешение споров между сеньорами путем вооруженной борьбы. Соперники должны были обращаться в королевский суд. В остальных сеньориях были введены так называемые 40 дней короля. В течение этого срока феодалы не могли начинать частную войну. Они были обязаны обратиться в королевский суд, который рассматривал их спор по существу. Только по истечении 40 дней, если в суде не удавалось разрешить дело (подобных случаев с каждым годом становилось все меньше), стороны могли начинать войну.

Для претворения в жизнь этого решения почти во все области страны были направлены королевские судьи. Лично заинтересованные в судебных штрафах и пошлинах, они активно вмешивались в юрисдикцию феодалов. В итоге их значение возросло настолько, что к ним обращались не только сеньоры, но и все свободные. Вскоре рассмотрение дел «высшей юстиции» стало исключительной компетенцией королевских судей.

Усложнившиеся функции королевской юстиции потребовали ее организационного обособления. Из Королевской курии была выделена особая судебная палата — Парижский парламент. Это учреждение, ставшее высшей апелляционной инстанцией (за ним были сохранены и некоторые административные функции), в основном состояло из профессиональных юристов. Парижский парламент, собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом во Франции.

Утверждалось, что король может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовались созыв вассалов или согласие королевской курии.

Финансовая реформа. В королевском домене в качестве главной расчетной единицы была введена королевская золотая монета. Вскоре благодаря своему высокому качеству она стала самой авторитетной монетой в стране и вытеснила местные деньги из обращения. Из Королевской курии выделилось еще одно учреждение — Счетная палата. Ведя учет поступлений судебных пошлин, она впервые в истории королевства получила реальную возможность непосредственно «прикоснуться» к финансам отдельных сеньорий, а главное — способствовать увеличению доходов короны.

Военная реформа. Создана городская милиция, сформированы отряды наемников. Король стал в меньшей степени зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.008 с.)