Франкское государство. Центральное и местное управление. Реформа Карла Мартелла. Бенефиций. Империя Карла Великого и её распад. Верденский договор. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Франкское государство. Центральное и местное управление. Реформа Карла Мартелла. Бенефиций. Империя Карла Великого и её распад. Верденский договор.



· В конце 5 – начале 6 в. салические франки, оказавшиеся наиболее сильными, захватили большую часть Галлии. В процессе завоевания у них ускорилось возникновение классового общества. Они расселились сельскими общинами (марками). Галло-римляне оказались в положении зависимого населения. Учреждение новой публичной власти (вооруженные люди, подчиненная знать, принудительные учреждения) à новое тер-ное деление (паги или округа, а более мелкая - сотня).

· Возникновение гос-ва у франков связано с именем одного из военных вождей – Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Основные реформы:

1) Завоевана основная часть Галлии;

2) К 500г. Объединил всех салических франков à образование гос-ва;

3) «Салическая правда» - обычное право франков;

4) Принятие христианства в католической форме à обеспечил себе поддержку галло-римской знати и господствующей в Галлии католической церкви.

· Становление феодализма было:

- у франков – с распадом первобытнообщинного строя;

- у галло-римлян – с распадом рабовладельческого строя.

· 2 ступени развития феодализма:

- 6 – 7 вв. – монархия Меровингов;

- 8 – первая половина 9 вв. – монархия Каролингов.

Поскольку в государстве франков различия между общегосударственными вопросами и делами королевского дворца еще не проводилось, то главные управляющие королевским хозяйством - министериалы – стали приобретать значение высших должностных лиц государства и фактически возглавили государственное управление и суд. Наиболее важными министериалами были следующие:

· палатный мэр, или майордом, - главный управитель королевского дворца, а затем глава королевской администрации. Обладатели этой должности упразднили ее после того, как сами заняли королевский трон;

· дворцовый граф, или пфальцграф, - сначала наблюдал за королевскими слугами, в дальнейшем стал выполнять судебные функции (руководил судебными поединками, исполнением приговоров), затем возглавил дворцовый суд;

· тезаурарий - государственный казначей, руководивший учетом материальных ценностей, поступавших в распоряжение короля;

· маршал - начальник конного войска;

· архикапеллан - духовный наставник короля, старший среди дворцового духовенства, участник королевского совета.

· Система МСУ свободных франков постепенно заменялась системой назначаемых должностных лиц - уполномоченных короля. Гл. терр-ной единицей страны стал сельский округ (паги), включавший несколько сотен. В состав сотни входили общины (марки), первоначально представлявшие собой объединение дворов свободных крестьян по соседскому принципу и сохранявшие самоуправление: народные собрания сотен под председательством выборного сотника решали военные, административные и другие вопросы. Управление округом возглавлял граф, имевший в своем распоряжении военный отряд и командовавший ополчением паги. При правлении Меровингов выборных лиц заменяют назначаемые лица – центенарии на Севере и викарии на Юге. Они подчинялись графу и осуществляли его власть в пределах сотни. На границах страны были созданы герцогства, состоявшие из нескольких округов. Управление ими вручалось герцогам, которые были командирами местного ополчения. На них была возложена оборона границ.

(Дата, ну мало ли: 639-751 – «эпоха ленивых королей», т.е. фактически правили майордомы только)

· Реформа Карла Мартелла (майордом из династии Каролингов) 714-741гг.:

1)! Отменен прежний порядок дарения земель в полную собственностьàземли передавались в условное пожизненное держание – бенефиций. Его держатель нес службу в пользу того, кто вручил ему землю. Со временем землю смогли раздавать и кр.землевладельцы, т.о. возникают отношения вассалитета.

2) Происходит рост иммунитетных прав сеньоров. Т.е. на владения феодалов, имевших иммунитет, не распространялась д-ть гос.должностных лиц.

Реформа привела к росту феодального землевладения и обусловленного этим закабаления крестьян. После смерти бенефициария его земля и обязанности переходили к сыну. Если его не было, король мог изъять земельный участок и наделить им другого. Зависимое положение бенефициариев вынуждало их упорно и настойчиво добиваться превращения поместий в неотчуждаемые и наследственные феоды. Реформа так же привела к формированию большого, хорошо вооруженного конного рыцарского войска, состоявшего из держателей бенефиций, которые помогали и в борьбе с народными восстаниями.

Итог реформы: временное усиление центральной власти.

· Наивысшего расцвета монархия Каролингов достигает при сыне Пипина – Карле Великом (768-814гг.):

1) В результате завоевательных походов в состав гос-ва франков вошли значительные земли;

2) Военное могущество его он значительно возвысил посредством упорядочения сбора ополчения, а границы укрепил военной организацией марок, управляемых маркграфами;

3) Он уничтожил власть герцогов. Отдельными округами управляли графы, сосредоточившие в своих руках функции административные, финансовые, военные и отчасти судебные.

4) В 800г. – провозглашен императором «Священной Римской империи»

5) Формирование органов гос.управления, которые имели след.особенности:

А) неразделение хозяйственных и и гос.функций управления;

Б) вознаграждение за службу: земля + право удерживать часть сборов с населения;

В) отсутствие последовательного разграничения между отдельными сферами гос.управления.

· Сын и преемник Карла Великого Людовик Благочестивый (814— 840), прозванный так за свою особенно ревностную приверженность к церкви и щедрые дары в ее пользу, уже в 817 г. разделил империю между своими сыновьями, сохранив за собой лишь верховную власть. За этим разделом последовал ряд новых разделов, которые и привели к длительным междоусобиям и смутам. Наконец, в 843 г. после смерти Людовика, его сыновья, собравшись в Вердене, заключили договор о новом разделе империи. В силу того что новый раздел соответствовал границам расселения французской, германской и итальянской народностей. Верденский договор фактически положил начало существованию трех современных государств Западной и Центральной Европы — Франции, Германии, Италии.

По Верденскому договору младший сын Людовика Благочестивого Карл по прозвищу Лысый получил земли — Западно-Франкское королевство, включавшее основные территории будущей Франции. Средний из братьев — Людовик Немецкий — завладел областями к востоку от Рейна и к северу от Дуаняя, население которых было чисто германским и говорило на германских диалектах. Это королевство стало называться Восточно-Франкским, а позднее — Германией. Старший сын Людовика Лотарь, согласно Верденскому договору, сохранил за собой императорский титул. Его государство состояло из земель, расположенных, вдоль Рейна. социальных групп:

· служилая знать - приближенные короля;

· свободные франки (общинники);

· полусвободные (литы);

· рабы.

18. «Салическая Правда» –памятник обычного права франков. Формы земельной собственности (аллод), преступления и наказания, судебный процесс.

Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда(СП),созданная в 507-511 гг -последние годы жизни и правления 1-го франкского короля Хлодвига. Первоначальный текст СП до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас дошло несколько вариантов СП. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах: латинский язык, штрафы в римских денежных единицах. Наиболее общая характеристика СП позволяет выделить, что она:

· представляет собой бессистемную запись обычаев Салических франков;

· отражает пережитки первобытнообщинного строя;

  • раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собств-ти и появление частной собств-ти;
  • защищает интересы имущих и их частную собств-ти;
  • отличает ее формализмом, казуистичностью, наличием символики и тесной связью с религиозными обычаями.

Важнейшим источником права являлись акты королей: эдикты, декреты, предписания, позднее капитулы и капитулярии.

Основное содержание СП - нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе, развития права собств-ти на землю. Из текста СП можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в. СП относится к тому периоду развития франкского общества, когда процесс распада родоплеменных связей еще не завершился, не утвердилась феодальная частная собств-ть на землю.

Земля. Часть земли составляла личные владения короля, существовало также крупное индивидуальное владение могущественных господ, приближенных короля. Основная часть земли принадлежала сельской общине. Переходный период от земледельческой общины к общине-марке проявляется в том, что дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собств-ти семьи, пахотная земля сохранялась и собственности общины, однако находилась в наследственном пользовании отдельных семей. Однако все пахотные наделы после снятия урожая превращались в общее пастбище. Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только общине. Согласно главе 59 "Об аллодах", земля наследовалась по мужской линии: "Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т. е. братьям". В случае отсутствия сыновей у умершего земля переходила в распоряжение общины. Такие земли, как леса, пустоши, болота, дороги, не поделенные луга оставались в собств-ти общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями. Употребленный в ее тексте термин "аллод" применительно к земле обозначал наследственное владение. Во 2-ой половине VI в. во франкском общ-ве произошли значительные изменения. Эдиктом короля Хильперика было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но "не соседи". Таким образом, наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную отчуждаемую земельную собств-ть отдельных малых семей-аллод. С этого времени земля становится объектом завещания, дарения, купли-продажи.

Преступления и наказания. Основное внимание в СП уделяется преступлениям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, СП не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все известные СП преступления можно свести к 4-ем видам:

1) преступления против личности(убийство, членовредительство, клевета);

2)преступления против собственности(кража, поджог, грабеж);

3) преступления против порядка отправления правосудия(неявка в суд, лжесвидетельство);

4) нарушение предписаний.

В СП упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы. Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Эпоха создания СП характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен кровной мести устанавливается выкуп: вергельд -за убийство и пеня- за менее тяжелые преступления, размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.

Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. СП называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники - это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются "свидетелями доброй славы" обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства являлись ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи "божественной силы". СП описывает " суд божий " в форме испытания "котелком". К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания "котелком". Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи- тунгина. Приговор выносили выборные заседатели- рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды "лучших" людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

Образование феодального государства в Германии. «Священная Римская империя германской нации». «Золотая булла» 1356 г.

 После короткого периода относительного единства в X—XII вв. в Германии начался закономерный процесс феодальной раздробленности. Однако в отличие от Франции он принял здесь необратимый характер. Это объясняется целым рядом причин, среди которых важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Два основных направления внешней экспансии феодальной Германии (в Италию и на славянский Восток) привели к искусственному объединению германских герцогств, насильственно присоединенных славянских земель и Северной Италии в империю, получившую в XV в. название Священной Римской империи германской нации.

Германские императоры унаследовали не только титул "короля франков", но и короновались в Риме как "императоры римлян", получая корону из рук папы и претендуя тем самым на духовное и светское лидерство в христианском мире. Этим объясняется то особое значение, которое приобрели в истории Германии взаимоотношения между государством и церковью, в том числе ее центром в Риме.

Смена форм феодального государства прослеживается здесь не столько в масштабе всей империи и собственно Германии, сколько по отдельным германским княжествам, землям. С XIII в. они постепенно превращались в самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Что же касается Германского феодального государства в целом, то его историю можно условно разделить на два больших этапа:

I. Становление и развитие относительно централизованного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (X—XII вв.).

II. Территориальная раздробленность в Германии (XIII — начало XIX в.) и развитие автономных германских княжеств — государств.

После образования самостоятельных княжеств и юридического оформления олигархии крупнейших князей-курфюрстов (XIII— XIV вв.) Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства и сохраняла форму сеньориальной монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии. Различные стадии развития феодального государства могут быть выявлены здесь только в пределах локальных территорий, государств-княжеств. В XIV—XVI вв. в княжествах Германии устанавливаются сословно-представительные, а в XVII—XVIII вв. абсолютные монархии. В 1806 году под ударами войск Наполеона "Священная Римская империя" пала.

"Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов — Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья- избиратели большинством голосов определяли выбор императора. "Золотая булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

"Золотая булла" признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам — заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой буллы". Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами.

С XIV—XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения — рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв, "имперский день"), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.

Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель — императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей — "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь.

Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны.

Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме государственного единства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.031 с.)