Технология формирования речевого дыхания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология формирования речевого дыхания



Основные (ключевые) понятия: диафрагмальное дыхание, фонационное дыхание, диафрагма, вдох, выдох, дыхательная опора.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речевое высказывание образуется в процессе выдоха, когда воздушная струя проходит через гортань с голосовыми складками, попадает в ротовую полость, где с помощью артикуляционных органов происходит образование соответствующего шума.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А. Р Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике. Дыхание бывает трех типов: ключичное, грудное, грудобрюшное (диафрагмальное нижнереберное).

Ключичное дыхание — поверхностное. При этом типе дыхания поднимаются плечи, так как воздух входит только в верхушки легких, не раздвигая грудную клетку.

При грудном типе дыхания реберная часть раздвигается на треть.

При нижнереберном диафрагмальном типе дыхания грудная клетка раскрывается полностью. Наполняются воздухом нижние отделы легких, в свою очередь они оказывают давление на диафрагму, которая опускается, при этом «выпячивается» живот. Плечи остаются спокойными, спина — прямой.

Дыхание, голосообразование и артикуляция — взаимообусловленные процессы, поэтому тренировку дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводят одновременно. Задания усложняются постепенно: тренировка речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом — на словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и прозы. Контролировать правильное речевое дыхание можно с помощью ладони, если положить ее на область диафрагмы.

 

Под речевым дыханием понимают способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит — семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

Речевое дыхание- это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изме­нить силу их звучания, помогает верно соблюдать па­узы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Правильное использо­вание дыхания в речи заключается, во-первых, в эко­номном и равномерном расходовании воздуха, во-вто­рых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах).

В нормальной речи плавность органически сочета­ется с паузами, которые являются необходимым компо­нентом речевого высказывания.

Полетность голоса Это способность голоса быть слышимым на боль­ших расстояниях при минимальных затратах сил гово­рящего или поющего.

Дикция Основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правиль­ной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, не­ба, нижней челюсти и глотки.

Просодические элементы речи: мелодика, сила про­изнесения слов и слогов, соотношение отрезков речи и пауз, общая тембровая окраска не зависят от качества звуков речи. Кратчайшая просодическая единица язы­ка — слог или мора (лат. тога — «промежуток времени, пауза»).

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма — отрезок высказывания, объединенный ин­тонационным и смысловым значением. Она выступает как ритмический элемент устной речи. Синтагма связа­на со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией.

По данным Винарской, голосовые реакции детей раннего возраста в довербальный период развития име­ют богатую эмоциональную семантику. Крики, гуление, лепет, формирующиеся на их основе псведослова (ложный, мнимый) и псевдосинтагмы, еще не обладают языковым значени­ем, но носят функцию коммуникаций.

Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного физиологического дыхания. Отношение фазы вдоха к фазе выдоха при физиологическом дыхании по вре­мени колеблется от 1:1,1 до 1:2. При фонационном дыхании это соотношение составляет 1: 6-8.

Вне речи продолжительность выдоха и вдоха примерно одинакова. Таким образом, для речеобразования необходимо выработать сильную, направленную воздушную струю.

Первый этап – формирование базовых компонентов мелодико-интонационной стороны речи: речевое дыхание, голосообразование, темпоритмическая организация, паузация. Развитие координации и ритмизации движений, обучение самоконтролю и саморегуляции деятельности.

Второй этап – развитие темпоритмической и мелодико-интонационной стороны речи через разные типы интонационных конструкций.

Третий этап – автоматизация полученных умений и навыков фразовой мелодики, фразового ударения, темпа, паузации, ритма непосредственно в коммуникативной деятельности (Проведение функциональных тренировок)

Развитие речевого дыхания осуществляется поэтапно:

I. Постановка диафрагмального типа дыхания. 1.1. Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха

Данные упражнения делают лежа, сидя, стоя. Упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

Упражнение 1, Руку положить на область диафрагмы. Выдохнуть остатки воздуха, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая вашу руку. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.

Упражнение 2. Руки положить ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохнуть. Не поднимать плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросить дыхание, выдохнуть. Руки должны ощутить, как опали ребра.

1.2. Формирование длительного ротового выдоха.

При диафрагмальном типе дыхания происходит полное расширение грудной клетки, максимальная вентиляция всех участков легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному, равномерному выдоху, незаметному для окружающих. Таким образом, диафрагмальное дыхание является наиболее глубоким, сильным, экономичным для производства речи.

Данный этап формирования дыхания заключается в выполнении комплекса физических упражнений. Различают статические и динамические упражнения. Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движе­ниями. Их цель - выработ­ка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобрете­ние навыков речевого диафрагмального типа дыхания с преимущественной трениров­кой удлиненного выдоха.

Упражнения включают дутье на вату, воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игру на дет­ской дудке, свирели, губной гармонике (что развивает губную мускулатуру и оживляет кинестетические ощущения от выдоха).

Для автоматизации диафрагмального дыхания на фоне выдоха длительно произносятся гласные звуки (шепотом и громко), щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и громко), звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными, глухие взрывные согласные только в сочетании с гласны­ми в прямых слогах (шепотом и громко), звонкие взрывные согласные только в сочетании с глас­ными в прямых слогах. Таким образом, в сочетании артикуляционных и несложных дыхатель­ных упражнений формируются навыки речевого дыхания.

II. Дифференциация ротового и носового выдохов

Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и вы­дох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыха­тельный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыха­тельных мышц, особенно диафрагмы.

В результате выполнения упражнений на дифференциа­цию ротового и носового выдохов пациент учится ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Для работы над дыханием на этом этапе рекомендуется выполнять три комплекса упражнений. После того как отработаны упражнения первого комплек­са, необходимо последовательно переходить к следующему комплексу.

2.1.Первый комплекс направлен на формирование фиксированного (плавного) выдоха через нос или рот, чередования ро­тового и носового выдохов.Фиксированный выдох необхо­дим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных зву­ков (ф, фь, в, вь, с, сь, з, зь, ш, ж, щ, й, х, хь). Пациенту предлагается выполнение следующих упражнений:· =Широко открыть рот и спокойно подышать носом.· =Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох. Плавно выдохнуть через другую ноздрю. Попеременно закрывать и открыть ноздри.· =Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, плавно выдохнуть через нос с голосом (м). = Вдохнуть широко открытым ртом, плавно выдохнуть но­сом (рот не закрывать). · =Вдохнуть носом, плавно выдохнуть ртом (рот широко от­крыт) сначала без голоса, затем с голосом (а_______).=· Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомк­нутые губы (ф__________).=· Вдохнуть через нос, плавно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.=· Вдох через нос, выдох — высунуть широкий язык, под­нять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

2.2.Второй комплекс предназначен для формирования форсированного (толчкообразного) выдоха через нос или рот, чере­дования ротового и носового выдохов. Форсированный вы­дох необходим для произнесения взрывных (смычных) со­гласных звуков (п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, к, кь, г, гь). Пациенту предлагается выполнение следующих упражнений: =· Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками.=· Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежут­ки (ф! ф! ф!).=· Рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдохнуть ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).=· Вдохнуть широко открытым ртом, толчкообразно выдохнуть носом (рот не закрывать).=· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообраз­но выдохнуть через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).=· Вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.=· Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толч­кообразно выдохнуть через «трубочку» (у! у! у!).

2.3. Третий комплекс направлен на формирование умения соче­тать фиксированный и форсированный выдохи. Это умение не­обходимо для произнесения аффрикат (ц, ч) и групп согласных звуков разного способа образования (тс, пл, вр, тр, др и т.д.). Пациенту предлагается выполнение следующих упражнений:=· Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (ф! ф! ф_________________).=· Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через «трубочку» с усилением в конце (У________у! у!).=· Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходящий в плавный выдох (у! У! У_________).=· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, удлиненно выдох­нуть через нос с усилением в конце с голосом (м______________ м! м!).=· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (м! м! м______________).=· Губы в улыбке. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через рот с усилением в конце (с _______с! с!).=· Губы в улыбке. Вдохнуть носом, толчкообразно выдох­нуть, в конце переходя в плавный выдох (с! с! с___________).=· Вдохнуть носом. Длительно произносить звук [ш] с уси­лением в конце (ш_______ш! ш!).=· Вдохнуть носом. Кратко произносить звук [ш], удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш_________).

Главной особенностью работы над дыханием в этот пери­од является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артику­ляцией.

2.4. После статической дыхательной гимнастики выполняются динамические дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движениями. Начинают тренировки с 30-45 секунд за прием, постепенно уве­личивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Упражнения выполняют 5-6 раз. В дальней­шем число тренировок может быть доведено до 3 раз в день по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается до 15-20 секунд. Общеразвивающий комплекс дыхательных упражнений рекомендуется проводить в течение всего периода логопедической работы. Примеры упражнений:= Ныряльщики. Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» — присесть. Встать («вынырнуть») — выдох.= Паровоз. Руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая переменные движения руками и проговаривая на выдохе: «Чух-чух-чух».= Насос. И. п. стоя, ноги на ширине плеч. Смоделировать мыслен­но рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимать на нее, как будто накачивая шины. На выдохе произносить звук [с], или [ш], или [ф].= Лыжник. Встать в позу бегущего лыжника, отталкивающегося палка­ми. При каждом «отталкивании» делать попеременно вдох и выдох, произнося «ф-ф-ф».= Ежик. И. п. сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох при произнесении «ф-ф-ф». Выпрямить ноги — вдох. Поворачивать голову вправо — влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно вдохнуть через рот, произнося «п-ф-ф-ф».= Пильщики. Упражнение выполняется вдвоем, держась за руки крест-накрест. Правые руки — «пила», левые — «бревно». Первый из участников тянет на себя «пилу», произнося на плавном вы­дохе «з-з-з» (счет раз), второй берет «пилу» на себя — «с-с-с» (счет два). Пилить надо энергично, весело, не задерживая свою руку, когда второй участник берет «пилу» на себя. Дыхание должно быть равномерным, ритмичным: беря «пилу» на себя — выдох со звуком, отпуская ее — вдох.= Вежливый поклон. Подняться на носки, руки в стороны (вдох). Затем медлен­но склониться вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. На поклоне произносить растянутое на звуке [с] слово «здрасссссте». Следить, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчетливо.

В работе с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста, можно использовать приемы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрель­никовой. Она способствует увеличению объе­ма вдоха и диафрагмального выдоха. При выполнении комп­лекса упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики динамические упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Каждое движение соответствует определен­ным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжи­мающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально ак­тивен, выдох - пассивен. В отличие от традиционной дыха­тельной гимнастики при слегка сомкнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свобод­но через рот. Все упражнения делаются в определенном ритме.

Каждое упражнение выполняется 5-8 раз, после 3-5-секундного перерыва рекомендуется переходить к следующим уп­ражнениям. Продолжительность дыхательной гимнастики 5-6 мин. В начале цикла обучения осваивается одно упражнение. В каждый последующий день добавляется по одному упраж­нению. Весь комплекс дыхательной гимнастики составляют одиннадцать упражнений: 1. Ладошки. И. п.: встать прямо, поднять ладошки на уровне лица, локти опустить. Делать короткий шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить. 2. Поясок. И. п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы рук растопырить. На выдохе вернуться в и. п. 3. Поклон. И. п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вниз, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем, плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в и. п. 4. Кошка. И. п.: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в и. п. Повторить 8 раз. 5. Обними плечи. И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в и. п. 6. Большой маятник. И. п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться к полу, руки опустить к коленям — шумный вдох. Сразу без остановки слегка откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, еще один вдох. Выдох осуществляется пассивно между двумя вдохами-движениями. Вернуться в и. п. 7. Повороты головы. И. п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, сделать короткий вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами. 8. Ушки. И. п.: встать прямо, Смотреть перед собой. Слегка наклонить голову вправо к плечу — короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево — тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается. 9. Малый маятник. И. п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол — вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок — тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается. Шею не напрягать. 10. Перекаты. И. п.: правая нога впереди, левая — на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на правой ноге — вдох. Выпрямить тело, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на левой ноге — вдох. Между вдохами осуществляется пассивный выдох. Вы­полнить упражнение 8 раз без остановки. Поменять ноги. 11. Танцевальные шаги. И. п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене до уровня живота правую ногу, слегка приседая на левой ноге — вдох. Вернуться в исходное положение — пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, — вдох. Выдох осуществляется свободно после каждого вдоха.

III. Формирование речевого дыхания.

Упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха (синхронизация речи с движением при произнесении каждого слога — «встречное дирижирование»)

Речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. В момент речи число дыхательных дви­жений вдвое меньше, чем при дыхании без речи, при этом увеличивается объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (при­близительно в три раза), усиливая давление воздушной струи.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя обучение умению распределять выдох в процессе речи и осуществлять «добор» воздуха в процессе речи.

Распределение выдоха в процессе речи заключается в формировании умения сознательно делить объем выдыхае­мого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределе­ние выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи - синтагмы.

Упражнения по формированию умения распределять выдох сначала проводятся с использованием слогов. Для этого используется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных звуков - сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными звуками. Слоги произносятся на одном дыхании громко, отрывисто и равномерно. Постепенно количество произносимых на одном выдохе слогов увеличивается.

Затем упражнения на распределение воздуха проводятся на материале слов, словосочетаний, фраз. Каждое увеличение цепочки на одно слово отрабатывается в течение 1 дня. Увеличение количества слов можно произ­водить ежедневно.

В процессе работы над дыханием необходимо научить ребенка быстро, энергично, а главное, незаметно для слуша­телей добирать новую порцию воздуха, пополнять его запас при каждой удобной паузе. Тренировочные упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем «добор» воздуха тренируется на материале стихотворений. Добирать новую порцию воздуха необходи­мо после каждой строки, сохраняя связность текста. Для самоконтроля ладонь пациента должна находиться в области диафрагмы, ощущая ее движение при вдохе и выдохе.

При подборе речевого материала необходимо учитывать осо­бенности произношения пациента, исключая дефектнопроизносимые звуки. Постепенно в речевой материал необходимо включать сти­хотворные тексты, которые должны сопровождаться членени­ем на паузы сначала после произнесения одной строчки, за­тем - двух, далее - куплета на одном выдохе.

При отработке речевого дыхания на материале скорогово­рок и стихотворных текстов сначала необходимо хорошо их вы­учить. Только после этого можно переходить к тренировочным упражнениям.

Таким образом, формирование речевого дыхания является необходимой составной частью логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения.

Технология формирования речевого дыхания при заикании
В дошкольном возрасте формирование диафрагмально-рёберного дыхания необходимо проводить в положении лёжа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.
Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по формированию речевого дыхания при заикании.

Первый этап. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата(постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот)
Второй этап Формирование длительного фонационного выдоха Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.
Третий этап Формирование речевого выдоха Здесь в упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

Технологии формирования речевого дыхания при дизартрии
Первый этап: общие дыхательные упражнения
Второй этап: речевая дыхательная гимнастика
Основные правила дыхательной гимнастики:
1. Нельзя переутомлять ребенка.
2. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу.
3. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движений диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота.
4. Все дыхательные движения ребенок должен производить плавно, под счет или под музыку.
5. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

 

В целом, существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР:

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР, разработанная в нашем ДОУ, направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодоления ТНР, на оптимизацию коррекционного процесса с использованием полифункционального оборудования (в дальнейшем - ПФО). Нестандартное оборудование может служить различным целям, тем самым оно становится полифункциональным и включает в себя сухой бассейн, фитболы, пузырьковую колонну, светящуюся нить, подвесные конструкции, массажные коврики, фонотеку

Оборудование условно можно разделить на два блока: релаксационный (который решает задачи опосредованного массажа и релаксации, растормаживания речевых зон, стимуляции кинестезий разных модальностей) и активационный (стимулирует двигательные функции и нервно-психические процессы, тренирует дыхательную мускулатуру, формирует темпоритмические характеристики речи).

Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется нами в двух аспектах: • участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию); • использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).

Этапы работы

На I этапе мы создаем фундамент для формирования правильного дыхания на основе сохранных функциональных систем детского организма. Опираясь на имеющиеся у ребенка дыхательные и двигательные навыки, мы учим его направлять внимание на тот орган, который подвергается коррекции, и к самому акту дыхания; сохранять вертикаль позвоночника. Средством реализации этих задач являются упражнения и эмоционально-игровые настрои. Так, упражнения «Медвежонок в берлоге», «Страшный сон мышонка», «Заячьи бега» побуждают детей к утрированию дыхания, к регуляции его частоты и места возникновения. Упражнение «Великан» способствует релаксации и растяжению позвоночника. Игра и положительные эмоции увеличивают мотивацию детей и повышают их способность к волевому усилию.

На II этапе приоритетной становится тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объема и улучшения качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры. Формирование качественных характеристик движений происходит на контрасте напряжения и расслабления. Поэтому мы помогаем детям максимально расслабляться, применяя игры типа «Медуза», «Чайка», «Ленивец», «Отдых», а также учим чередовать напряжение и расслабление сначала крупных мышц, затем дыхательных (игры «Полоскание», «Гора» И др.). Улучшить качественные характеристики движений мышц, участвующих в акте дыхания (шеи, гудино-ключично-сосцевидных), помогают игры-упражнения «Буратино удивился», «Колобок», «Надави на бортик» (затылком, лбом, ухом, подбородком). Укреплению брюшных мышц способствуют упражнения «Ёжики», «Водный велосипед», «Переложи шарики ногами», «Бревнышки».

Таким образом, для развития нервно-мышечного аппарата мы используем специальные игровые упражнения с ПФО, направленные на увеличение силы сокращений дыхательных мышц, на повышение их выносливости, что укрепляет мышечный корсет и вертикаль позвоночника, способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания.

Задачи III этапа: • создание активного вдоха с акцентом на качественные его характеристики (силу, скорость и объем воздушного потока); • регуляция дыхательного ритма. Отработка этих навыков дыхания способствует улучшению аэродинамики воздушного потока, созданию внутриклеточного сопротивления и активизации рефлексогенных зон верхних дыхательных путей. Мы учим детей контролировать и регулировать длительность и глубину вдоха, выдоха и пауз между ними. Силу и направленность выдоха формируют упражнения «Ветер, ветерок, ветрище», «Костер». Осознанной задержке дыхания способствуют игры «Поиграй со светлячками», «Ловцы жемчуга». Результатом использования этих упражнений является сформированный стереотип правильного дыхания.

Задачи IV этапа: • автоматизация нижне-реберного диафрагмального типа дыхания; • формирование речевого дыхания.

В основу наших тренинговых циклов. легли упражнения парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой, согласно которой, тренировочный эффект усиливается благодаря созданию дополнительного сопротивления как дыхательным мышцам, так и потоку воздушной струи. Тренинги, предложенные этим автором, мы адаптировали к нашему игровому оборудованию. В основу адаптированных игр положен принцип парадоксального дыхания, который призваны сформировать игры упражнения «Пожарники», «Насос», «Гармошка», «Шарик», «Сосчитай мячики», «Покачай игрушку на животе». При проведении этих упражнений детям дается установка - делать шумный вдох носом на максимум движения, а выдох произвольный. При этом оборудование создает дополнительное сопротивление или нагрузку

Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое - как фундамент для формирования устной речи, нам удалось удовлетворить потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе; сформировать фундамент дыхания в наиболее сжатые сроки и без ущерба для психофизического здоровья ребенка и педагога; вызывать и закрепить у детей энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечить комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия).

 

Журнал "Голос и речь"

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.048 с.)