Содержательный компонент теоретического материала по теме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательный компонент теоретического материала по теме



Высота голоса

Это физиологическое свойство речевого голоса, уп­равляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Характеризуется организационным дыха­нием и активной работой резонаторов, усиливающих звук. При нарушении высоты голоса он становится мо­нотонным, тремолирующим, дрожащим, невыразитель­ным, немодулированным, иногда фальцетообразным.

Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

А) Мелодика (высота голоса).

Мелодика является основным компонентом интона­ции и обеспечивает повышение и понижение тона го­лоса. Фонетическая мелодика в сочетании с ударением и паузами оформляет смысловые отношения между час­тями фразы. Русской речи свойственно четыре вида ме­лодики по направлению движения тона: нисходящая мелодика, восходящая мелодика, восходяще-нисходя­щая мелодика, ровная мелодика.

Для мелодического контура высказывания вообще характерен так называемый восходяще-нисходящий мелодический контур, т. е. с началом высказывания частота начинает повышаться, а достигнув определенного значения — понижается. Однако этот общий контур различается как по месту мелодического перелома, так и по характеру понижения мелодики к концу высказывания. Основные изменения мелодики происходят на ударных гласных, однако и движение тона на безударных участвует в общем мелодическом оформлении.

Мелодика определяет коммуникативный тип пред­ложения. Выделяются три вида мелодики:

1. Повествовательная мелодика речи, которая харак­теризуется понижением голоса на последнем ударном слоге.

2. Вопросительная мелодика речи, которая характе­ризуется повышением тона голоса на том слове, кото­рое служит смысловым центром (ключевым словом) вопроса.

3. Восклицательная мелодика речи, свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

Изменение мелодики для каждого типа имеет характерные признаки.

Интонационный центр, т. е. та часть высказывания, где происходят наиболее существенные мелодические изменения, характеризуется разным направлением этих изменений: для повествования характерно понижение, для вопроса — резкое повышение, для восклицания — некоторое повышение с дальнейшим понижением, а для незавершенности — повышение, но не такое значительное, как при вопросе.

В русском языке выделяется семь типов интонационных конструкций. Рассмотрим их

В повествовательном предложении при выражении завершенности предцентровая часть произносится в среднем тоне, на гласном центра тон понижается, по-стцентровая часть звучит ниже среднего. (ИК-1) У вопросительных предложений, обращений предцентровая часть также произносится в среднем тоне, а постцентровая – ниже среднего, на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, но в отличие от ИК-1 усилено словесное ударение (оно на схеме обозна-чено жирной чертой). (ИК-2) Если приходится повторить вопрос или произносится вопросительное предложение без вопроситель-ного слова и только интонация определяет его характер, тогда используется ИК-3

В чем отличие ИК-3? Только в том, что на гласном центра тон резко повышается. Интонация в данном слу-чае позволяет говорящему подчеркнуть то, что его инте-ресует: или кто взял, или взял ли, или что взял

При выражении сопоставительного вопроса, а также вопроса с оттенком требования интонация (ИК-4) имеет свои особенности: на гласном центра тон понижа-ется, затем повышается (нисходяще-восходящая интона-ция), предцентровая часть произносится средним тоном, а в постцентровой высокий уровень тона держится до кон-ца конструкции

В экспрессивных предложениях, когда дается вы-сокая оценка, выражается восхищение, а также в вопро-сительных предложениях с вопросительным словом используется ИК-5. ИК-5 имеет два центра. В первом идет повышение тона, во втором – понижение. Между центрами тон выше среднего, а в постцентровой – ниже среднего. Когда же мы недоумеваем, когда хотим под-черкнуть высокую степень признака, действия, состоя-ния, тогда на гласном центра тон повышается и его высо-кий уровень сохраняется до конца конструкции. (ИК-6) В русском языке нередко одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Например: Никаких обычаев у них нет

Какие у них обычаи! Смысл у приведенных предложений один и тот же, а интонация различна. В первом случае констатируется факт, во втором выражается экспрессивное отрицание. При произнесении первой фразы используется ИК-1. Ин-тонация второго предложения иная: на гласном центра тон резко повышается, гласный заканчивается смычкой голосовых связок (смычка обозначается пересечением линий), и это отличает ИК-7 от ИК-3.

Заударные гласные также вносят свой вклад в общую мелодическую картину: понижение, характерное для ударного гласного в повествовании и восклицании, продолжается и на заударных, при повышающейся мелодике вопроса на заударном слоге происходит понижение, благодаря которому и осуществляется общий восходящее-нисходящий мелодический контур; незавершенная интонация характеризуется тем, что повышение продолжается и на заударных слогах. Мелодические характеристики предударных слогов как бы предваряют мелодику интонационного центра: их частотные характеристики подчеркивают восходящий или нисходящий рисунок мелодического центра. Рассмотренный здесь пример допускает и другое положение интонационного центра — в случае, если ударением во фразе выделено другое слово: Э т о мамонт. Э т о мамонт? и т. д. О таких случаях мы поговорим при рассмотрении проблем интонационного ударения.

Динамическая организация высказывания, т. е. изменения громкости, подчиняется общему правилу: для любого высказывания характерно ослабление громкости от начала его к концу — падающая динамическая кривая. Это ослабление может быть более или менее сильным в зависимости от того, где находится интонационный центр: если он расположен близко к началу высказывания, то падение более резкое, если близко к концу, то падение более плавное.

Степень ослабления интенсивности зависит также и от типа интонации: она максимальна для завершенной повествовательной интонации.

 

Мелодика речи выполняет следующие функции:

· организует фразу, расчленяя её на синтагмы (совокупность нескольких слов, объединенных по принципу семантико-грамматически-фонетической сочетаемости) и ритмические группы и связывая её части;

· различает коммуникативные типы высказывания (вопрос, побуждение, повествование, восклицание и другие);

· выделяет наиболее важный отрезок высказывания (грамматически значимую часть фразы, к которой обычно относится зона последнего ударного слога предложения вместе с предударным и заударным слогами]) или подчёркивает его отдельные элементы (ср. рус. Вы были в театре, Вы были в театре, Вы были в театре);

· выражает эмоции, оттенки модальности, иронию, подтекст и др.

Приемы, используемые при знакомстве Приемы выделения заданной интонации из ряда других на материале предложений и текста Приемы для усвоения интонации в экспрессивной речи
понижение голоса в конце предложения (фразы) отражает движение мелодики повествовательного предложения;   поднимание карточки-символа (точки)- выделение из ряда вопросительных предложений.;

На выбор обучающегося

зрительное подкрепление (знакомство со знаком препинания повествовательного предложения и демонстрация карточки-символа - точки; знакомство с графическим обозначением движения мелодики повествовательного предложения на письме - стрелка, идущая вниз);   поднимание карточки-символа (точки)- выделение из ряда восклицательных предложений.;
движение руки вниз, показывающее понижение голоса в конце предложения (фразы);   поднимание карточки-символа (точки)- выделение из ряда вопросительных и восклицательных предложений.;
ассоциативное подкрепление (спуск с моста) для запоминания характера движения мелодики повествовательного предложения;   выкладывание фишек по количеству повествовательных предложений в тексте или карточек со стрелками;
разучивание стихотворения о точке   выполнение действий (хлопки в ладоши, приседания и т.п.), если предложение произнесено с повествовательной интонацией;
повышение голоса в конце вопросительного предложения (в предложениях без вопросительного слова) и повышение голоса на вопросительном слове (в предложениях со специальным вопросом) - отражает движение мелодики вопросительного предложения;   выкладывание фишек по количеству вопросительных предложений в тексте или карточек со стрелками -выделение вопросительных предложений без вопросительного слова;
зрительное подкрепление (знакомство со знаком препинания вопросительного предложения и демонстрация карточки-символа - вопросительного знака; знакомство с графическим обозначением движения мелодики вопросительного предложения на письме - стрелка, идущая вверх);   выполнение действий (хлопки в ладоши, приседания и т.п.), если предложение произнесено с вопросительной интонацией- выделение вопросительных предложений, содержащих специальный вопрос;
ассоциативное подкрепление (подъем на мост) используется для запоминания мелодики вопросительного предложения;   рисование вопросительных знаков по количеству вопросительных предложений;  
движение руки вверх, показывающее повышение голоса на вопросительном слове;   составление целой картинки из частей (при правильном определении вопросительного предложения появляется часть картинки, по окончании выполнения задания у ребенка должна получиться одна целая картинка);  
разучивание стихотворения о вопросительном знаке.   создание ситуаций, в которых дети определяют, соответствует ли интонация и мимика описываемой ситуации или нет.  
резкое повышение тона голоса, а затем незначительное его понижение для отражения движения мелодики восклицательного предложения; поднимание карточки-символа (восклицательного знака)- выделение из ряда восклицательных предложений (эмоция-радости);
зрительное подкрепление (знакомство со знаком препинания восклицательного предложения и демонстрация карточки-символа - восклицательного знака; знакомство с графическим обозначением движения мелодики восклицательного предложения на письме - стрелка, идущая вверх, затем горизонтально с незначительным понижением);   выкладывание фишек по количеству восклицательных предложений в тексте или карточек со стрелками(эмоция-интерес);
ассоциативное подкрепление (подъем на мост и движение по нему) используется для запоминания характера движения мелодики восклицательного предложения; выполнение действий (хлопки в ладоши, приседания и т.п.), если предложение произнесено с восклицательной интонацией- (эмоция-страх);
движение руки вверх и горизонтально, показывающее резкое повышение голоса, а затем незначительное его понижение;   составление целой картинки из частей (состояние гнева);  
разучивание стихотворения о восклицательном знаке.   создание ситуаций, в которых дети определяют, соответствует ли интонация и мимика описываемой ситуации или нет (состояние удивления).  

Б) Темп речи

Это важнейший компонент интонации.

О. С. Ахманова темп речи определяет «как скорость протекания речи во времени» [10, c. 388].

Т. В. Жеребило определяет как «скорость речи, ее быстрота» [12, с. 400].

 Наиболее полное определение дает Д. Э. Розенталь – «темп речи – скорость или медленность протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками» [11, с. 523].

 Авторы за единицу измерения темпа речи принимают неодинаковые речевые единицы: количество слов в минуту (А. И. Шпунтов) [13]; количество слогов, произнесенных в единицу времени – минуту (В. И. Ильина) [14].

В понятийно-терминологическом словаре указывается на то, что «темп речи может быть измерен двумя способами: числом звуков (слогов), произносимых в единицу времени, или средней длительностью звука (слога), нормальный темп речи в среднем составляет 10–12 звуков в секунду» [15, с. 329]. По данным А. И. Шпунтова, исследовавшего темп речи школьников в спонтанной речи, средний темп речи равен 107 словам в минуту и 2,4 слогам в секунду [13].

Существуют разные точки зрения на классификацию видов темпа речи. Л. Р. Зиндер разграничивает только два вида темпа речи: нормальный и быстрый [11]. А. М. Антипова, Б. Б. Здоровова считают необходимым различать нормальный, быстрый, медленный темп речи [17; 2]. Различается общий темп речи, включающий паузы, и абсолютный, где перерывы в звучании не учитываются. Различия также могут зависеть от процедуры измерения: при исчислении темпа речи М. Н. Дежевицын учитывает длительность только слитно произнесенных отрезков речи, в этом случае полученные значения темпа характеризуют среднюю скорость артикуляций [18]. С. М. Гайдучик считает необходимым учитывать суммарную длительность произнесения текста, включая паузы, запинки, повторы отдельных слов и фраз [19]. В таком случае оценивается скорость речевого процесса.

 Н. Д. Светозарова отмечает существование определенной связи между темпом произнесения и коммуникативным типом предложения: более быстрый темп характерен для вопроса, относительно медленный – для восклицательного предложения [20]. В. И. Ильина связывает темп речи с видами речевой деятельности и определяет, что величина среднего темпа при чтении художественного текста и пересказа равна 250 слов в минуту. При этом темп разговорной речи обычно медленнее темпа чтения вслух. Кроме того, в спонтанной речи темп отличается значительной вариативностью, а в чтении – стабильностью. Вместе с тем темп речи находится в тесной зависимости от уровня грамотности, подготовки читающих, сложности текста и других факторов [14].

Темп речи определяет и своеобразие ритма речи. Об этом (ритме) - позднее.

Итак, Темп разных видов речи (чтения или спонтанного говорения) давно привлекает внимание лингвистов с нескольких точек зрения. «Исследование темпоральных характеристик речи возможно в разных аспектах.

С одной стороны, изучают изменение скорости произнесения фрагментов звучащей речи (звуков, слогов, слов) в зависимости от позиции данного фрагмента в тексте, фразе, синтагме, слове или в зависимости от функциональной нагруженности данного речевого отрезка. В этом случае чаще фиксируют изменение длительности фрагмента: например, говорят о предпаузальном удлинении конечных слов в синтагме, о большей длительности гласных в абсолютном конце слов, о более высоком темпе произнесения семантически менее значимых отрезков и т. п.).

С другой стороны, темп рассматривается как интегральная характеристика речи конкретного говорящего: один человек говорит быстрее, "тараторит", у другого речь замедленная, с длительными паузами» [Степанова 2011: 204].

Разные исследователи приводят различные количественные показатели темпа речи. Мы уже говорили с вами, что на восприятие темпа речи влияют как скорость артикулирования звуков, так и длительность звучания речи, что дает основания для различения двух видов темпа: общего (с включением пауз в общую длительность звучания монолога) и артикуляционного (когда учитывается лишь длительность звучания речи говорящего - без учета пауз).

 

Рассматривая проблему темпа речи, Л. А. Чистович с соавторами рассуждает о непрерывном изменении темпа речи в достаточно широких пределах [27]. Для каждого темпа строится своя отдельная артикуляторная программа, и темп не фигурирует в артикуляторной программе, он относится к механизмам осуществления программы, то есть характеризует скорость реализации программы. Темп речи определяется как скорость следования слоговых команд, которая существует как самостоятельный параметр, определяющий осуществление артикуляторной программы. Вместе с тем человек обладает достаточно четкими внутренними стандартами для темпа речи и способен без специальных заданных извне стандартов удерживать его на постоянном уровне. Отмечается, что человек может воспроизвести рисунок слова или фразы не только артикуляторно, но и с помощью отстукивания пальцем, ногой. Следовательно, ритмический рисунок слова, фразы существует как самостоятельный признак, который может быть общим для большой группы слов, и, по мнению автора, в нервной системе существуют специальные образования, генерирующие сложные ритмы, используемые для вызывания конкретных движений. Авторы предполагают, что ритм – это основа, «скелет» слова, который играет существенную роль в организации слов в мозгу человека и в процессах опознавания слов [27, с. 96].

В понятие темпа входят: 1) Быстрота речи в целом; 2) Длительность звучания отдельных слов; 3) интервалы и длительность пауз, о паузе скажем позднее.

1) Быстрота речи.  Скорость речи разнообразна в зависимости от особеннос­тей самого человека и характера содержания речи.

Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстрых темпах, чем публичное выступление. Как правило, чем важнее содержание, тем более сдержанна речь; исключение составляет быстрая речь в напряженных или свя­занных с душевным волнением положениях. Никто не скажет «Ваш дом в огне!» медленно, если говорит об этом всерьез.

Но даже здесь соответствующая выразительность несколь­ко замедлит темп по сравнению с беседой на случайные темы. Таков закон внимания, что интенсивность идей заменяет со­бой быстроту, если в данную единицу времени передается больше чувств, больше переживаний.

Тщательно подсчитайте время, нужное для произнесе­ния 300 слов. Если вы произносите менее 100 слов в минуту, речь слишком медленна даже для веского сообщения. Если вы не обладаете исключительной интонацией, вряд ли можно выходить за пределы 150 слов в минуту. Большинство орато­ров произносит от 120 до 150 слов в минуту.

Торопливость речи, вызываемая робостью, — один из наиболее распространенных и серьезных недостатков. Слиш­ком быстрая речь как следствие полного безразличия орато­ра в равной мере заслуживает порицания и еще менее изви­нительна. В последнем случае единственная цель оратора — как-нибудь «отделаться».

Возбужденная речь часто бывает обусловлена похваль­ным рвением и увлечением выступающего. Но оратор должен понять, что выразительность и скорость речи — разные вещи: необходимо дать слушателю время вникнуть в наиболее со­держательные мысли. Вялая речьпорок флегматичных и ленивых людей. Эти люди не задумываются над тем, сколько времени они раскачиваются, прежде чем вымолвят слово. Они никак не могут себе представить, что слушатель уже теряет спо­собность следить за ними прежде, чем они доберутся до кон­ца фразы.

Неуверенная речь характерна для ораторов, не имеющих ясного представления, что говорить дальше. Они обычно при­бегают к одному из многих возможных дурных приемов: к пустословию, к сверхпредельному замедлению темпов, к за­полнению речи бесконечными «и» и т. д. — или, наконец, выбившись из сил, просто замолкают в ожидании, когда при­дут нужные слова. Из всех этих зол, пожалуй, наименьшего порицания заслуживает последнее. Единственное правильное решение вопроса не нуждается в объяснении.

2) Длительность речи. Когда вы произносите "ночь напролет", какое здесь бо­лее длинное слово? На печати — "напролет", а в речи — "ночь". Слоги, хотя и представляют звуковую единицу, не является определенной единицей времени. Слоги и слова, по­добно аккордеону, можно растягивать и сжимать. Их гибкость в этом отношении зависит от их значения выражаемых ими чувств. Обратите внимание, насколько различны значения простого "О!" при разной длительности его произнесения.

Длительность слогов, представляющих звуковые едини­цы, разнообразна, как звучность голоса, в зависимости от ударений и выразительности. Сравните длительность удар­ного слога с длительностью безударных в слове "напролет".

Нервные, порывистые, не допускающие инакомыслия и возражений ораторы для наиболее выразительного звучания чаще налегают на громкость, чем на протяжность звучания. В результате появляется неприятная для слуха резкость: ора­тор действительно "так и режет". Впечатление создается не­благоприятное: благодаря подобной манере не только речь при­обретает монотонный характер — само звучание становится нечистым и далеко не таким приятным, как в певучей речи. Произнесите следующую фразу, выразительно выделяя ос­новные слова сначала путем форсирования звука, а затем переходя к незначительному затягиванию:

Сколько пережитого за длинный год жизни можно умес­тить в один-единственный час?

Длительность звучания отражает не только относитель­ное значение слов в фразе, но и глубину переживания.

Произнесите следующие предложения сначала просто как фактические замечание, а затем с глубоким чувством:

Здесь небо такого синего цвета, какого я никогда не ви­дал.

Дождь только досаждая, но дождь со снегом просто был невыносим.

Продолжительность звучания отражает и некоторые смыс­ловые оттенки. Мысль о поспешности или неотложности нахо­дит выражение в сравнительной продолжительности основных слов: "Да иди скорей!". Указание на неторопливое, неповорот­ливое движение или на большой охват времени и пространства требует протяжного звучания: медленно, нога за ногу, вразвал­ку; широкое и глубокое, как океан; бесконечное путешествие.

Многие ораторы выговаривают "свыше тысячи лет", как будто речь идет о двух днях, или — "широкие, бескрайние равнины", как если бы говорилось о пространствах одного квартала. Степень протяжности указывает на затаенные чув­ства и нескрываемое волнение.

Малоопытные ораторы, пытаясь придать словам боль­шую выразительность, часто неправильно выделяют слова, которые должны быть сказаны без нажима. Как ни вырази­тельна фраза: "Это самое худшее, что вы могли сделать!" — акцентируются только два слова, а слова — это и что вы могли сделать должны быть сказаны легко и быстро.

Правило, что не выделяемые слова никоим образом не должны подчеркиваться, касается в большинстве случаев союзов, предлогов, вспомогательных глаголов.

В психолингвистическом аспекте темпоритмическую сторону речи принято рассматривать как компонент интонации, как «суперсегментные свойства речи, которые в реальной речи не изолированы и не вычленимы» [24,с. 71]. В. П. Глухов, В. А. Ковшиков, описывая формы речи по характеру используемых знаков, темп, ритм, паузу относят к надсегментным средствам устной речи. Указывают, что «в речевой деятельности сегментные (звуки, их ряды (звукосочетания) и надсегментные средства, как правило, неотделимы друг от друга и образуют симультанное «диалектическое» целое» [25, c.138]. В некоторых ситуациях речевой коммуникации темп, ритм, пауза используются «в их “чистом” виде: намеренно удлиняем паузу, чтобы привлечь внимание слушателей к важному фрагменту высказывания» [25, с.140].

В большинстве моделей порождения речи (Т. В. Ахутина, А. А. Леонтьев и др.) темпо-ритмическая сторона речи является результатом воплощения замысла высказывания в линейно-интонационной схеме, актуализируясь в речи, приобретает когнитивную окраску [24; 26]. Выбор темпа речевого высказывания, паузация зависят от коммуникативного мотива, ситуации и средств общения. Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего (интенция), включает лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание) [24].

Таким образом, с точки зрения психолингвистического аспекта темпо-ритмическая сторона речи рассматривается как компонент интонации, реализующийся через темп, ритм, паузу и определяющий выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации. Исследуя темпо-ритмическую сторону речи необходимо разграничивать исследование восприятия и воспроизведения темпо-ритма в речевом и неречевом плане.

В психологическом аспекте темпо-ритмическая сторона речи рассматривается в структуре невербального поведения, которая взаимодействует при выражении коммуникативных значений с мимикой, жестами и телодвижениями говорящего, обеспечивает понимание глубинного смысла, подтекста посредством интонационного и стилистического анализа, мимических компонентов.

С нейропсихологической точки зрения, нетипичное формирование темпо-ритмической организации речи является следствием нарушения становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий головного мозга [Визель, 2017]. В подкорковой области, в белом веществе больших полушарий, имеется скопление серого вещества, образующее базальные ядра. Данное скопление – стриополлидарная система, которая подчиняется к коре головного мозга, осуществляет контроль за точным и согласованным перераспределением мышечного тонуса для совершения движения. Кора головного мозга совершенствует строго дифференцированные движения всего тела. Нарушения в деятельности стриопаллидарной системы приводят к сбоям нормальной регуляции коры головного мозга. То есть при нарушении работы подкорковой области, происходит темпо-ритмическая дезорганизация речи. Стоит отметить, что полушария головного мозга имеют различную функциональную специализацию, но осуществляют совместную деятельность через специализированные проводящие пути – экстрапирамидные (стриопаллидарная система) и пирамидные. От продолговатого мозга пирамидные пути идут к двигательным зонам коры, расположенным в лобно-теменной области. Здесь происходит постоянный контроль за движениями и положением органов тела. В теменных долях происходит анализ движений в пространстве (симультанные функции), а в лобных долях – анализ движений во времени (сукцессивные функции). Соответственно этому анализу на периферию подаются импульсы, приводящие к движению. Правое полушарие контролирует двигательные функции левой половины тела, а левое полушарие – правой половины тела. Левое полушарие ответственно за язык и речь, а правое полушарие управляет навыками, которые связаны с пространственным и зрительным опытом. Левое полушарие отвечает за переработку информации аналитически и последовательно, а правое – одновременно и целостно. Темпо-ритмические способности определяются функционированием правого полушария. Так как левое полушарие имеет важное значение для речи и ее понимания, оно является доминирующим, а правое – второстепенным. У левшей доминирующим полушарием является правое. При нарушениях взаимодействий полушарий головного мозга происходит межполушарный конфликт, где смысловой компонент речи должен стать доминантным, а ритм субдоминантным, что приводит к ритмико-смысловой дискоординации [Семенович, 2017].

 

У детей при стертой дизартрии в первую очередь нарушаются произвольные движения, которые контролируются корой головного мозга, отмечаются расстройства статических и динамических координации движений. Качество движений обеспечивает последующее усвоение темпа и ритма речи в неречевом и речевом плане. Поэтому данные процессы нарушены. Помимо моторных нарушений, имеются нарушения в формировании всех компонентов просодии, в частности в дифференциации, восприятии и воспроизведении неречевого и речевого темпа и ритма. Из-за недоразвития фонематического слуха, недостаточно сформирована слухоречевая, зрительная и двигательная память, снижено произвольное внимание, отмечается дефицит пространственных и временных представлений.

Для организации коррекционно-логопедической помощи этим детям, мы разработали логопедическую технологию по формированию темпо-ритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией, включающую подготовительный, основной и заключительный этапы. Все упражнения, по мере их усвоения, на каждом этапе усложняются по принципу «от простого к сложному». Кратко остановимся на их описании.

I. Подготовительный этап. «Развитие базовых компонентов для формирования темпо-ритмической организации речи. Формирование неречевого темпа и ритма». Целью данного этапа является развитие дыхания, голоса, неречевого темпа и ритма, межполушарного взаимодействия, слухомоторной и двигательной координаций. Данные элементы считаются базовым компонентам темпо-ритмической организации речи.

Задачи этапа: 1. Выработать способность произвольно регулировать темп и ритм дыхания, объем вдоха и продолжительность выдоха, управлять силой, высотой и тембром голоса. 2. Развивать неречевой темп и ритм, межполушарное взаимодействие, совершенствовать слухомоторные и двигательные координации. 3. Активизировать слуховую и зрительную память и внимание.

Самым первым и очень важным направлением в коррекции является развитие дыхания, так как оно является основой звучащей речи и имеет большое значение для темпа и ритма речи. Дошкольники со стертой дизартрией говорят на вдохе, дыхание у них слабое поверхностное, фонационный выдох укороченный, а все это приводит к нарушению плавности речи. Для осуществления работы по развитию дыхания, предлагаются такие упражнения, как «Футбол», «Подуем в трубочку», «Фокус-покус», «Снегопад», «Узнай по запаху», «Ниточка».

Звуки, издающиеся посредством голосового аппарата, различаются по высоте, силе и тембру. Их совокупность определяет голос. У дошкольников со стертой дизартрией голос тихий, слабо модулированный, монотонный, прерывистый, глухой, назализованный. Поэтому упражнения направленны на развитие тембра, силы и высоты голоса: «Колыбельная», «Вьюга», «Лесенка», «Горка».

Следующее направление данного этапа работы заключается в развитии восприятия и вос-произведении темпа и ритма в неречевом плане. У дошкольников со стертой дизартрией отме-чаются нарушения слухового восприятия и дифференциации просодических структур. Поэтому они с трудом воспринимают и воспроизводят темп и ритм, и своих ошибок не замечают, помо-щью экспериментатора пользуются с трудом. В работе применяют такие упражнения, как:

«Ноги и ножки».

Цель: координация темпа движения ног с темпом музыки, развитие слухового внимания. Описание: ребенку объясняются понятия, качественно характеризующие темп. Под медленную музыку ребенок шагает на месте не спеша с высоко поднятыми коленями, затем под быструю музыку двигается быстрыми мелкими шажками.

«Музыкальное эхо».

Цель: развитие слухового внимания, развитие умения воспроизводить равноударный ритм в определенном темпе. Оборудование: бубен или барабан. Описание: логопед ударяет равноударные звуки в определенном темпе по Барабану (бубну), ребенок повторяет.

«Карандашик».

Цель: развитие умения передать простой и акцентированный ритмический рисунок с опорой на различные анализаторы, с выключением зрительного контроля, слухового внимания и памяти. Оборудование: карандаш. Описание: ребенок смотрит на логопеда, слушает и запоминает ритм, затем его воспроизводит. Потом это задание выполняет с закрытыми глазами. Позже после прослушивания стука карандашом по столу в определенном темпе и ритме (рис. 1).

Рисунок 1 – Упражнение карандашик

«Метроном».

Цель: развитие темпо-ритмической организации и слухового внимания посредством координированных движений тела со звуками метронома. Оборудование: метроном. Описание: под удары метронома ребенок совершает наклоны в разные стороны, хлопки, стучит в бубен (маракас) в такт удара метронома. Рекомендуется выполнять движения в сторону стрелки маятника метронома, он устанавливается в параметре 60 ударов в секунду (рис. 2).

Рисунок 2 – Упражнение метроном

«Кубики».

Цель: развитие умения передать ритмический рисунок, совершенствование зрительного внимания и памяти. Оборудование: кубики, метроном. Описание: ребенок смотрит, как логопед воспроизводит ритм с помощью кубиков, расположенных на нужном расстоянии между собой, затем повторяет. После усвоения упражнения оно выполняется под метроном (рис. 3).

 

II. Основной этап. «Формирование речевого темпа и ритма». На этом этапе целью является развитие восприятия и воспроизведения темпа и ритма в речевом плане.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: 1. Выработать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью. 2. Развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание и память. 3. Формировать темпо-ритмическую организацию речи.

Поставленные задачи решаются следующими упражнениями:

«Пошагаем».

Цель: развитие координации речи с движением в медленном темпе, нормализация слухового внимания. Описание: ребенок шагает в медленном темпе с одновременным проговариванием слоговой последовательности, затем слов, словосочетаний и чистоговорок. Каждый шаг – слог.

«Дождик».

Цель: развитие координации речи с движением со сменой темпа, совершенствование слухового внимания. Описание: ребенок, повторяя за логопедом, изображает, как капает дождик. Для этого он стучит указательными пальцами по столу, произнося звукоподражания: «кап-кап-кап…». Сначала темп нарастает, затем замедляется и заканчивается словами: «кап-кап- и -кон-чил-ся».

«Прыжки».

Цель: координация речи с движением, развитие слухового внимания и пространственных представлений. Описание: Ребенок прыгает вправо – влево, вперед – назад, с одновременным проговариванием слоговой последовательности; сначала с одинаковыми гласными, затем с разными. На каждый прыжок произносится слог.

«Покатаем мячик».

Цель: развитие воспроизведения слогового ритма с акцентом, совершенствование слухового внимания и памяти. Оборудование: мяч. Описание: логопед проговаривает слоговую последовательность с выделением ударного слога с одновременным отстукиванием ритма и катит мяч ребенку. Ребенок внимательно слушает и повторяет за логопедом движение и речевой образец. Например: «ПАпапапа папапапаПА папаПАпа паПАпапапа» (рис. 4).

Рисунок 4 – Упражнение покатаем мячик

«Тучка».

Цель: воспроизведение простого и сложного слогового ритма с акцентом и без, развитие зрительного и слухового внимания и памяти. Оборудование: картинки с ритмической схемой. Например: «I II I II IIIII IIIIIIII I IIII»; «II II III III II III IIIII». Описание: ребенку предоставляется картинка с ритмическим рисунком. Нужно воспроизвести речевой ритм со слогом [та] (читая его), нажимая на каждый символ указательным пальцем ведущей руки. Вначале воспроизводится простой ритм с паузами, затем с акцентом (ударением). Далее проводится графический диктант: логопед произносит слоговой ритм, ребенок воспроизводит в тетради, вначале равноударные слоги, затем разноударные (с ударением) (рис. 5).

Рисунок 5 – Упражнение тучка

«Блинчики – оладушки».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.063 с.)