Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы теории машин и механизмов
Теория машин и механизмов (ТММ) – это научная дисциплина об общих методах исследования, построения, кинематики и динамики механизмов и машин и о научных основах их проектирования. Механизм – это устройство, предназначенное для преобразования движения одних тел (деталей, звеньев) в требуемые движения других тел (деталей, звеньев). Машина– это техническое устройство, выполняющее преобразова-ние энергии, материалов и информации с целью облегчения физического и умственного труда человека, повышения его качества и производитель-ности. Кинематический анализ механизма Синтез механизма – проектирование – имеет значительные трудности теоретического характера, поэтому при выполнении прикладных инженерных задач менее распространен, чем анализ. Анализ механизма – исследование из ряда типовых, наиболее подходящих механизмов с целью изучения законов изменения их основных параметров и на основе этого выбор из этого ряда известных наилучшего механизма. Как правило, при этом исследуются не сами механизмы, а их схемы. По сравнению с синтезом, анализ механизма более широко используется в практике, поэтому на нём остановимся более подробно. Цели кинематического анализа: 1.Определение кинематических характеристик звеньев: -перемещений; -скоростей; -ускорений; -траекторий движения; -функций положения при известных законах движения входных (ведущих) звеньев. 2.Оценка кинематических условий работы рабочего (выходного) звена. 3.Определение необходимых численных данных для проведения силового, динамического, энергетического и других расчётов механизма. Задачи кинематического анализа: 1.Задача о положениях звеньев механизма. Определение траекторий движения звеньев или их отдельных точек. 2.Задача о скоростях звеньев или отдельных точек механизма. 3.Задача об ускорениях звеньев или отдельных точек механизма. Методы кинематического анализа: 1.Графический (или метод графиков и диаграмм). 2.Графоаналитический (или метод планов скоростей и ускорений). 3.Аналитический. 4.Экспериментальный. 2.1.1.Графоаналитический метод кинематического анализа – метод планов скоростей и ускорений. Задача о положениях решается графическим методом, то есть
построением нескольких совмещённых планов механизма в выбранном масштабе длин. Задачи о скоростях и ускорениях решаются построением планов скоростей и ускорений звеньев механизма при определённых (заданных) положениях ведущего звена на основе заранее составленных векторных уравнений скоростей и ускорений звеньев механизма. Преимущества этого метода по сравнению с графическим методом следующие: он менее трудоёмок, так как позволяет определять скорости и ускорения (их величину и направление) на одном плане скоростей или плане ускорений для множества точек механизма. Недостатком этого метода является то, что требуется построить планы скоростей и ускорений для нескольких положений механизма (если необходимо определять скорость и ускорение при различных положениях механизма и, соответственно, его звеньев). Планы скоростей и ускорений механизма шарнирного четырёхзвенника Как правило, при решении задач такого типа известны угловая скорость ведущего звена 1 – кривошипа, длины звеньев и координаты неподвижных точек. Последовательность решения задачи следующая (рис.2.1): 1). Строится план механизма в выбранном масштабе длин , м/мм, где lOA – длина кривошипа, м; AO – длина отрезка, изображающего кривошип на плане механизма, мм. Для построения плана механизма остальные длины звеньев и координаты неподвижных точек шарнирного четырехзвенника (рис. 2.1) переводятся масштабом длин m l в отрезки AB = l AB / m l, мм, BC = lBC / m l, мм, OC = lOC / m l, мм. 2). Составляются векторные уравнения линейных скоростей отдельных точек, принадлежащим звеньям механизма. Векторное уравнение скоростей для звена 2 (шатуна): , (2.1) где = АО – скорость точки А, которая равна скорости точки А относительно центра (или оси) вращения кривошипа – точки О; – вектор относительной скорости точки В шатуна относительно А, он имеет направление, перпендикулярное отрезку АВ на плане механизма. Векторное уравнение для звена 3 (коромысла): (2.2) Так как точка С (центр вращения коромысла 3) неподвижна, то её скорость равна нулю (), а вектор относительной скорости точки В относительно С ( ВС) имеет направление, перпендикулярное отрезку ВС на плане механизма.
3). Строится план скоростей механизма. План скоростей – это не что иное, как графическое изображение на чертеже векторных уравнений (2.1) и (2.2) в каком-либо масштабе.
Рис. 2.1. Пример плана механизма шарнирного четырехзвенника, планов скоростей и ускорений План скоростей механизма и его свойства План скоростей желательно строить рядом с планом механизма (рис. 2.1.). Предварительно рассчитывается скорость точки А кривошипа 1: , м/с. Затем выбирается масштаб плана скоростей m u по соотношению , , где – скорость точки А, м/с, – длина отрезка, изображающего на будущем плане скоростей скорость , выбирается произвольной длины в мм. При выборе желательно придерживаться следующих условий: во-первых, чтобы план скоростей разместился на отведённом месте чертежа и, во-вторых, чтобы численное значение масштаба было удобно для расчётов (другими словами – чтобы был «круглым числом»). После этого можно приступать к построению плана скоростей механизма. Его желательно проводить в последовательности, соответствующей написанию векторных уравнений (2.1) и (2.2). Сначала проводится из произвольно выбранной рядом с планом механизма точки (полюса плана скоростей) вектор скорости , который перпендикулярен отрезку ОА на плане механизма и имеет длину , выбранную нами при определении масштаба плана скоростей . Затем через точку a проводится линия, перпендикулярная отрезку АВ плана механизма, а через полюс плана скоростей – линия, перпендикулярная отрезку ВС. Пересечение этих линий даёт точку b. В соответствии с векторными уравнениями (2.1) и (2.2) на построенном плане скоростей наносятся направления (стрелки) векторов и . Определим скорость точки К, принадлежащей шатуну 2. Для неё можно записать следующие векторные уравнения скоростей: Здесь вектор скорости перпендикулярен отрезку АК на плане механизма, а вектор – отрезку КВ. Построением этих векторных уравнений получаем точку k на плане скоростей. При этом из точки a плана ускорений проводим линию, перпендикулярную отрезку АК, а через точку b плана ускорений – линию, перпендикулярную отрезку ВК плана механизма. Величину скорости точки К можно вычислить по формуле , где – длина соответствующего вектора на плане скоростей. Можно заметить, что треугольники на плане скоростей и плане механизма подобны , так как стороны их взаимно перпендикулярны. Это свойство можно использовать для определения скорости любой другой точки, принадлежащей какому либо звену механизма. Отсюда следует теорема подобия: отрезки относительных скоростей на плане скоростей образуют фигуру, подобную фигуре соответствующего звена на плане механизма. Стороны фигур взаимно перпендикулярны. Значения угловых скоростей шатуна 2 и коромысла 3 ассчиты-ваются по формулам , c-1, , c-1. Направления угловых скоростей и определяются по направле-ниям векторов и соответственно. Для этого необходимо вектор условно перенести в точку В плана механизма и посмотреть, куда он будет вращать шатун 2 относительно точки А. В ту сторону и будет направлена угловая скорость шатуна .
Аналогично поступают со скоростью ВА, условно перенеся ее в точку В плана механизма и наблюдая, в каком направлении будет вращаться коромысло относительно точки С. Туда и будет направлена угловая скорость . План ускорений механизма и его свойства План ускорений желательно строить рядом с планом механизма. Последовательность построения плана ускорений рычажного механизма аналогична построению плана скоростей. Рассмотрим её на примере механизма шарнирного четырехзвенника (рис.2.1). Примем угловую скорость кривошипа 1 постоянной (w 1 = const, что является наиболее распространённым и рациональным видом движения в реальных механизмах). Векторное уравнение ускорений для звена 1 (кривошипа ОА): где нормальная составляющая ускорения точки A относительно O рассчитывается по формуле . Вектор параллелен отрезку ОА на плане механизма. Тангенциальная составляющая ускорения рассчитывается по формуле . В нашем случае угловое ускорение кривошипа = 0, тогда Векторное уравнение ускорений для звена 2 (шатуна AB): где нормальная составляющая ускорения точки В относительно точки А рассчитывается по формуле , Вектор нормальной составляющей ускорения параллелен отрезку АВ и направлен от В к А, а тангенциальная составляющая ускорения перпендикулярна АВ. Векторное уравнение ускорений для звена 3 (коромысла ВС):
где – ускорение точки С, при этом точка С принадлежит опоре, следовательно, неподвижна и С = 0, а нормальная составляющая ускорения точки В относительно точки С рассчитывается по формуле . Вектор нормальной составляющей ускорения направлен парал-лельно отрезку ВС плана механизма от В к С, а вектор тангенциальной составляющей ускорения – перпендикулярно отрезку ВС. Выбираем масштаб плана ускорений: , , где Раа’ – длина отрезка, изображающего ускорение на плане ускорений. Его длина выбирается произвольно из расчета, чтобы, во-первых, план ускорений разместился на отведенном месте чертежа и, во-вторых, чтобы численное значение μа было удобным для расчетов (другими словами – чтобы μа был круглым числом). Тогда ускорение n ВА будет изображаться на плане ускорений вектором, имеющим длину , мм, а ускорение n ВС – вектором длиной , мм. Затем строится план ускорений (рис.2.8) с использованием составленных векторных уравнений ускорений, в следующей последовательности. Из произвольно выбранного полюса плана ускорений Ра параллельно отрезку ОА плана механизма проводится вектор ускорения , длина которого Раа′ была выбрана произвольно при расчете масштаба μа. Из конца этого вектора (точки а’) проводится вектор ускорения длиной а′ n 2, который должен быть параллелен отрезку АВ плана механизма и направлен от точки В к точке А. Перпендикулярно ему через точку n 2 проводят прямую. Затем из полюса Ра проводят вектор ускорения длиной Ра n 3. Перпендикулярно ему через точку n 3 проводят прямую до пересечения с прямой, проведенной через точку n 2 перпендикулярно отрезку АВ. Точка пересечения обозначается буквой b ′, которая, будучи соединена с полюсом Ра, образует отрезок Ра b ′, изображающий вектор полного ускорения точки В.
Используя план ускорений, можно вычислить значения ускорений: , Можно записать так: где w 2 и e 2 – значения угловой скорости и углового ускорения шатуна 2 соответственно. Из этого уравнения следует В этом уравнении w 2 и e 2 не зависят от выбора (расположения) полюса Ра плана ускорений, а отношение масштабов постоянно m l / m a = const для данного плана ускорений. Поэтому для любой точки (например К, принадлежащей шатуну) можно записать пропорции Отсюда формулируется теорема подобия: отрезки полных относительных ускорений на плане ускорений образуют фигуру, подобную соответствующей фигуре звена на плане механизма. Величину ускорения точки К можно вычислить по формуле Угловые ускорения звеньев: шатуна: c-1, – направление углового ускорения определяется по направлению вектора тангенциальной составляющей ускорения t ВА; коромысла: c-1; направление углового ускорения определяется по направлению вектора тангенциальной составляющей ускорения t В C. Так как угловая скорость и угловое ускорение направлены в противоположные стороны, вращение шатуна 2 является замедленным. Силовой анализ механизмов При проведении силового анализа решаются две основные задачи: 1. Определение сил реакций в кинематических парах механизмов, находящихся под действием заданных внешних сил. Эти реакции затем используются для расчета звеньев и элементов кинематических пар (подшипников, например) на прочность, жесткость, долговечность и т. д. 2. Определение уравновешивающей силы или уравновешива-ющего момента , приложенных к ведущему звену. Они уравнове-шивают внешние силы, приложенные к механизму. Эти величины нужны, например, для выбора двигателя, приводящего в движение данный механизм. Силы, действующие в механизмах Различают две большие группы сил: 1. Движущие силы или моменты движущих сил , которые: совершают положительную работу; направлены в сторону скорости точки приложения силы или под острым углом к ней; задаются посредством механической характеристики двигателя. 2. Силы сопротивления и моменты сил сопротивления , которые: совершают отрицательную работу; направлены противоположно скорости. Они подразделяются на силы:
полезного сопротивления и их моменты (например, силы тяжести при подъеме груза); вредного сопротивления: а) трения в кинематических парах; б) сопротивления среды (жидкости, воздуха); в) внутреннего сопротивления (например, силы упругости звеньев). Кроме того, существуют силы веса , где r – плотность материала, V – объем звена детали; силы инерции и моменты от сил инерции , где m, JS – масса и массовый момент инерции звена; – линейное и угловое ускорения; силы реакций в кинематических парах . Силы инерции звеньев и моменты от сил инерции Из теоретической механики известно, что все силы инерции звена, совершающего плоскопараллельное движение и имеющего плоскость симметрии, параллельную плоскости движения, могут быть сведены: к силе инерции , приложенной в центре масс S звена, и к паре сил инерции, момент которой обозначим : – главный вектор сил инерции, который в дальнейшем будем называть силой инерции. – главный момент сил инерции, который в дальнейшем будем называть моментом сил инерции, где m – масса звена, JS – массовый момент инерции относительно центра масс, – ускорение центра масс, – угловое ускорение звена. Знаки «минус» показывают, главный вектор сил инерции и главный момент сил инерции направлены в стороны, противопо-ложные ускорениям и соответственно. Удобно для дальнейших расчетов заменить и одной силой. Для этого можно использовать метод переноса силы на плечо (рис. 2.2). При этом момент сил инерции заменяется парой сил с плечом hu (см. рис. 2.2), причем одна из этой пары сил приложена к центру масс звена S и направлена противоположно преобразуемой силе , а другая сила смещена на плечо hu и приложена к точке К. Здесь К – центр качания звена. Рис. 2.2. Перенос силы на плечо при замене силы и момента силы одной силой Статическая определимость кинематической цепи При силовом анализе механизмов (определении неизвестных сил, действующих на движущиеся звенья) можно использовать уравнения (законы) статики. Это положение докажем ниже. Проанализируем реакции в кинематических парах (табл. 2.1). Таблица 2.1.Виды кинематических пар 5-го и 4-го классов
Из приведенной таблицы следует, что в кинематических парах 5-го класса известен лишь один параметр сил реакций, неизвестны два. В кинематических же парах 4-го класса известны два параметра, а неизвестен один. Таким образом, плоская кинематическая цепь, состоящая из кинематических пар 5-го и 4-го классов, имеет 2 Р 5 + Р 4 неизвестных величин сил реакций. Здесь Р5 и Р4 - численность кинематических пар 5-го и 4-го классов. Как известно из статики, для одного звена в плоскости можно составить 3 уравнения равновесия, а для n звеньев – 3 n уравнений статики. Кинематическая цепь будет статически определима, если число неизвестных величин сил реакций не превышает числа возможных уравнений статики, то есть 3 n = 2 P 5 + Р 4. Это есть условие статической определимости кинематической цепи. Полученное равенство можно записать в следующем виде: 3 n – 2 Р 5 – Р 4 = 0. Но запись слева от знака равенства является числом степеней свободы кинематической цепи W, то есть W = 3 n – 2 Р 5 – P 4 = 0. Как известно из разделов о структуре механизмов (см. п. 2.1 и п. 2.2), таким свойством (W = 0) обладают структурные группы (или группы Ассура). То есть группы Ассура являются статически определимыми кинематическими цепями. Поэтому метод силового анализа, приведенный ниже, называется кинетостатическим, так как для определения сил реакций в кинематических парах, возникающих при движении звеньев, используются уравнения статики. Порядок (последовательность) силового анализа рычажного механизма: 1).Выделяем из механизма последнюю (крайнюю, наиболее удаленную от ведущего звена) структурную группу и проводим ее силовой расчет, используя уравнения статики. 2). Выделяем из механизма следующую структурную группу и проводим ее силовой расчет. 3). Силовой расчет заканчиваем силовым расчетом ведущего звена. Например, пусть задан шестизвенный рычажный механизм (рис. 2.3). Механизм состоит из начального механизма (звенья 0 и 1) и структурных групп, образованных звеньями 2 и 3 (двухповодковая структурная группа 2-го класса 1-го вида) и звеньями 4, 5 (структурная группа 2-го класса 2-го вида).
Рис. 2.3. Шестизвенный рычажный механизм Последовательность силового анализа механизма 1).Проводим силовой расчет структурной группы 4–5 (то есть определяем неизвестные реакции, если известны внешние силы, действующие на звенья 4 и 5): 2).Проводим силовой расчет структурной группы 2–3:
3).Проводим силовой расчет ведущего звена 1: 2.2.1. Силовой анализ характерной структурной группы 2-го класса 1-го вида Дано: Внешние силы инерции и , а также точки их приложения К 2 и К 3. Найти: Реакции в кинематических парах А, В и С (рис. 2.4).
Рис. 2.4. План структурной группы 2-го класса 1-го вида Решение: 1).Строим структурную группу в масштабе длин m L (см. рис. 2.4). 2).Наносим на нее все внешние силы и . 3).В кинематических парах А и С действие отброшенных звеньев (например, кривошипа 1 и стойки 0) заменяем силами реакций и , разложив каждую из них на нормальную и тангенциальную составляющие: 4).Составляем уравнение равновесия структурной группы: (2.3) 5).Вычисляем величины тангенциальных сил. Для этого используем условие, что моменты сил относительно точки В, приложенные к звеньям 2 и 3, равны нулю: Следует учитывать, что если в процессе решения эти тангенциальные силы получились с отрицательным знаком, то на плане структурной группы их предварительно выбранное направление следует поменять на противоположное. 6).Неизвестные и находим путем графического изображения векторного уравнения (2.3) в масштабе, то есть строим план сил структурной группы. Для построения плана сил выбираем масштаб плана сил: , Н/мм, где – длина вектора в мм, изображающего силу на плане сил, выбирается произвольно. При выборе учитываются два условия: чтобы план сил разместился на отведенном месте чертежа, а масштаб был удобен для расчетов («круглое» число). Переводим (пересчитываем) силы уравнения (2.3) в векторные отрезки с длинами: , мм; , мм; мм. Тогда уравнение (2.3) запишется в виде . (2.4) Построение плана сил ведем в последовательности написания уравнения (2.4), рис. 2.5.
Рис. 2.5. План сил структурной группы 7).Вычисляем величины сил реакции: где длины отрезков и берем в мм из плана сил (рис.2.5). 8).Определяем силу реакции в кинематической паре В, для этого состав-ляем векторное уравнение равновесия шатуна 2 или коромысла 3, например, условие равновесия шатуна 2 можно записать в виде , (2.5) где – сила реакции в кинематической паре В. Так как силы и известны, то, построив план сил шатуна 2 (рис. 2.6), т.е. графически изобразив уравнение (2.5), получим направле-ние силы реакции и её величину
Рис. 2.6. План сил шатуна 2 2.2.2. Силовой анализ ведущего звена Вариант: ведущее звено – зубчатое колесо или кривошип. На изображенном плане кривошипа 1 (рис. 2.7) сила реакции в кинематической паре А .
Рис. 2.7. План кривошипа 1 с приложенными силами Силу реакции берем из силового анализа, проведенного ранее для присоединенной к кривошипу 1 структурной группы. Сила реакции || OA (исходя из теоремы о трех силах, в соответствии с которой линии сил, действующих на тело, находящееся в равновесии, пересекаются в одной точке. В данном случае это точка А.
Условие равновесия ведущего звена 1 (кривошипа): . (2.6) Строим план сил кривошипа 1 в масштабе (рис. 2.8). Записываем уравнение равновесия (2.6) в виде векторных отрезков: . (2.7) Уравновешивающая сила вычисляется по формуле , (2.8) реакция в кинематической паре О – по формуле , (2.9) где величины и берутся измерением на плане сил (см. рис. 2.8).
Рис. 2.8. План сил кривошипа 1 Пример 1.Кинематический и силовой анализ механизма шарнир-ного четырехзвенника Для механизма шарнирного четырёхзвенника, положение звеньев которого задано углом поворота кривошипа φ 1 = 30° (рис. 2.9), выполнить структурное, кинематическое и силовое исследование. Рис. 2.9. Структурная схема механизма шарнирного четырёхзвенника
Дано: частота вращения кривошипа n 1 = 450 об/мин; линейные размеры звеньев механизма: lAB = 0,29 м, lB С = 1,4 м, = 0,75 м, l С D = 0,58 м, = 0,29 м, lAD = 1,5 м, lEF = 0,29 м, l СЕ = 0,55 м, h = 0,18 м; силы веса звеньев: G 2 = 60 Н, G 3 = 50 Н; сила полезного сопротивления P п.с. = 145 Н, приложенная к коромыслу 3 в точке С, противоположно её скорости . Кинематическое исследование выполнить графоаналитическим методом. Силовой анализ начального механизма выполнить двумя способами: 1. С помощью плана сил. 2. С помощью теоремы о «жёстком» рычаге Н.Е. Жуковского. Решение: Структурный анализ механизма Заданный механизм состоит из неподвижного звена – стойки и трёх подвижных звеньев – кривошипа АВ, шатуна ВС и коромысла CD. Стойка представлена двумя шарнирно-неподвижными опорами А и D. На структурной схеме механизма (рис. 2.9) элементы стойки обозначены цифрой 0, а подвижные звенья – цифрами 1, 2, 3 соответственно. Кривошип 1 со стойкой 0 образуют вращательную кинематическую пару (т.е. подвижное соединение двух звеньев) А. Шатун 2 образует вращательную кинематическую пару В с кривошипом 1. Коромысло 3 образует вращательную кинематическую пару С с шатуном 2 и вращательную кинематическую пару D со стойкой 0. Результаты структурного анализа механизма шарнирного четырехзвенника оформим в виде схемы (рис.2.10) и таблицы кинемати-ческих пар (табл.2.2):
а б Рис. 2.10. Структурные группы механизма: а – двухповодковая; б – начальный механизм
Таблица 2.2. Кинематические пары механизма
Число степеней свободы механизма определим с помощью формулы Чебышева: W = 3· n – 2· Р5 – Р4. Согласно структурной схеме число подвижных звеньев n = 3. Согласно таблице структурного анализа число кинематических пар 5-го класса Р5 = 4, кинематические пары 4-го класса отсутствуют. Тогда число степеней свободы механизма: W = 3·3 – 2·4 – 0 = 1. Число 1 указывает, что данный механизм имеет одно ведущее звено, входящее в начальный механизм. Начальный механизм образован кривошипом 1 и стойкой 0 (см. рис. 2.10 б). В структуру заданного механизма также входит двухповодковая структурная группа, состоящая из шатуна 2 и коромысла 3 (см. рис. 2.10 а). Кинематический анализ механизма 1.Построение плана положений звеньев механизма (плана механизма) Перед построением плана механизма (рис.2.11) выполним необходимые расчёты. Пусть кривошип 1 на плане механизма будет представлен отрезком АВ = 29 мм. Тогда масштабный коэффициент плана механизма: μl = lAB / AB = 0,29/ 29 = 0,01 м/мм.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.201 с.) |