Что делать с агрессией и гневом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что делать с агрессией и гневом



 

Тух-тиби-дух! (с 6 лет)

Цели: « Тух-тиби-дух!» - рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце. В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Инструкция: Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, короче, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей, и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово - "тух-тиби-дух". В это время другой обучающийся должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же - трижды сердито-сердито произнести: "Тух-тиби-дух!". После этого продолжайте прогуливаться по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.

Спустить пар (с 9 лет)

Цели: В данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые возникают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и педагогами. Эта игра больше подходит обучающимся постарше, тем, кто уже в состоянии брать на себя ответственность за свое поведение. Ее полезно время от времени применять для поддержания психологического климата в группе, чтобы отношения между детьми оставались открытыми и естественными, чтобы в творческом объединении не образовывались противостоящие друг другу кланы и группировки. Особенно важно применять эту игру в группах, где царят враждебность и агрессивность, ведь в ходе нее можно дать другому ребенку негативную обратную связь, и каждый уже может самостоятельно решать, насколько он будет изменять свое поведение в соответствии с недовольством одноклассников.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется "Спустить пар". Играют в нее так.

Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты"; или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты".

Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать:меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".

Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.

А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: "Я не хочу больше называть всех мальчишек придурками... Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты".

 

Толкалки (с 8 лет)

Цели: С помощью этой игры дети могут научиться анализировать свою агрессию через игру и позитивное движение. Они могут научиться соизмерять свои силы и использовать для игры все свое тело. Они могут научиться следовать правилам и контролировать энергичность своих движений.

Если вы играете в «Толкалки» в помещении, то необходимо позаботиться о том, чтобы свободного пространства было достаточно. Естественно, на лужайке на свежем воздухе эта игра доставит детям еще больше удовольствия.

Инструкция: Объединитесь в пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору.

Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-либо мебель. Если вам надоест или вы устанете, крикните: "Стоп!". Когда "Стоп!" крикну я, все должны остановиться.

Ну что, готовы? Внимание! Приготовились! Начали!

Пусть сначала дети пару раз потренируются. Когда они немного освоятся с игрой, и в группе воцарится более открытая атмосфера, Вы можете попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.

Время от времени можно вводить новые варианты игры. Например, дети могут толкаться, скрестив руки крест-накрест: левой толкать рукой левую руку партнера, а правой - правую. Дети могут толкаться спиной к спине, держась при этом за руки для лучшего равновесия. Также дети могут, наклонившись в разные стороны, толкаться ягодицами.

Анализ игры:

-   Насколько тебе понравилась игра?

-   Кого ты выбирал себе в партнеры?

-   Ты толкался изо всех сил?

-   Когда вы играли, ты больше толкал партнера или больше сопротивлялся?

-   Вы с партнером оба действовали честно?

-   Что ты придумал, чтобы победить?

-   Ты толкался во всю силу или сдерживал себя?

-   Что ты сейчас чувствуешь по отношению к своему партнеру?

 

Рубка дров (с 8 лет)

Цели: Эта игра помогает развлечься при всеобщей апатии в коллективе и переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы. Дети смогут прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и использовать ее в игре. Кроме того, крик в ходе игры поможет освежить голову и улучшить дыхание. Для игры не потребуется много места.

Инструкция: Кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно держать топор, в каком положении должны находиться ноги, когда рубишь дрова?

Встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: "Ха!" Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через две минуты пусть каждый скажет мне, сколько чурок он перерубил.

 

Король (с 6 лет)

Цели: Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь "потерять лицо". В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Поскольку в игре четко заданы границы, все участвующие чувствуют себя в полной безопасности. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление "жертв" в творческом объединении.

Инструкция: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него "на посылках" и так далее. Кто хочет стать первым королем?

Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем.

 

Анализ игры:

-   Как ты чувствовал себя, когда был королем?

-   Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

-   Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?

-   Что ты чувствовал, когда был слугой?

-   Легко ли тебе было выполнять желания короля?

-   Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?

-   Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

 

Как добиться успеха

 

Стряхни! (с 8 лет)

Цели: Одним из наиболее сложных препятствий на пути к жизненному успеху является память о наших неудачах и поражениях. Предлагается простая и весьма приятная процедура, в ходе которой обучающиеся могут представить, как они стряхивают с себя все негативное, ненужное и мешающее.

Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может придти в голову мысль: "Опять у меня не получилось. Я не умею рисовать и никогда не научусь этому". Кто-то другой может подумать: "В последнем задании я сделал кучу ошибок. В следующем я опять понаделаю их не меньше". А кто-то может сказать себе: "Я не очень симпатичен. С чего вдруг я могу кому-то нравиться?". Другой же может подумать: "Все равно я не такой умелый, как другие. Что мне зря стараться?"

Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе - слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки... Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего 30-60 секунд.)

 

Хвасталки (с 8 лет)

Цели: Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутренние монологи, особенно в сложных ситуациях. Данная методика позволяет детям частично преодолеть свою застенчивость. Наряду с этим мы можем показать им, как это приятно - радоваться успехам других.

Инструкция: Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

Сейчас я расскажу, как будет проходить игра, в которую мы с вами сейчас попробуем сыграть. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Важно, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это мое достижение. Обучающийся, которому я расскажу об этом успехе, скажет: "Я рад за тебя." Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: "Я рад за тебя". И продолжит игру дальше. Вы поняли, как играть?

Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижении не всей группе в целом, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества.

Анализ игры:

-   Понравилась ли тебе эта игра?

-   Легко ли тебе было говорить о своих успехах?

-   Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?

-   Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

 

Достижение цели (с 10 лет)

Цели: Настроиться на успех легче, если предвосхитить его. Особенно, когда мы со всеми возможными деталями представляем, что мы сможем сделать, когда достигнем своей цели. В этой игре дети будут описывать конкретную цель в ходе ролевой игры. Для многих это окажется тем прорывом, который поможет им и на самом деле достичь этой цели. Дети любят эту игру, в ходе которой они могут развивать свой актерский талант и отгадывать, что представляют другие.

Инструкция: Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь в этом году. Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов показать группе то, чему вы хотите научиться. (2-3 минуты.) После этого дайте каждому ребенку 2 минуты, чтобы он показал остальной части коллектива собственную пантомиму. Остальные дети угадывают, что им хотели показать. В больших коллективах можно проводить эту игру, объединяя детей в подгруппы по 6-7 человек.

Анализ игры:

-   Трудно ли было тебе выбрать важную цель?

-   Как ты себя чувствовал, когда изображал ее?

-   Веришь ли ты, что в течение года сможешь достичь этой цели? Что тебе нужно сделать для этого?

-   Чему ты научился, узнав о том, к чему стремятся другие дети?

-   Откуда ты берешь свои цели?

-   Не слишком ли они глобальные? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые?

 

Учимся сотрудничеству

Неожиданные картинки (с 6 лет)

Цели: "Неожиданные картинки" - пример прекрасной коллективной работы для маленьких детей. Во время этой игры они имеют возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаши.

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.)

По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину.

Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях остановите упражнение после 8-10 смен или попросите передавать рисунок через одного.

Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.

Анализ игры:

-   Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

-   Понравились ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

-   Какой рисунок тебе нравится больше всего?

-   Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

 

 

Трио (с 8 лет)

Цели: Большинство детей лучше всего учатся конструктивно взаимодействовать друг с другом, когда при этом они могут использовать все свое тело. Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем сложности, в ходе которой дети могут научиться синхронизировать свои движения с движениями других детей.

Материалы: Пустые коробки из-под обуви или небольшие куски коврового покрытия.

Инструкция: Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.

Для начала мне понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки из-под обуви, одна коробка предназначена для его левой ноги, а другая - для правой. Двое других ребят ставят по одной своей ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто стоит в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с его левой ногой... Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.

Когда первая тройка успешно справится с заданием, можно подключить в эту группу еще одного ребенка. Если группа большая, имеет смысл начинать с двух или трех трио, к которым постепенно будут подключаться и другие дети. Тогда будет интересно выяснить, какая из групп сможет двигаться с большим числом участников. Подбадривайте детей, пусть они обсуждают друг с другом, как им поступить. При желании они могут меняться местами, чтобы их маленькая команда могла лучше справиться с заданием.

Анализ игры:

-   Как вам понравилась эта игра?

-   Что было труднее всего?

-   Смогли ли вы в своей команде сработаться друг с другом?

 

Рисунок в два этапа (с 8 лет)

Цели: В этой игре взаимодействие детей друг с другом разнообразно. На первом этапе они могут использовать свою интуицию и все одновременно рисовать с закрытыми глазами. На втором этапе они могут дорисовать рисунок с открытыми глазами.

Материалы: Каждой паре детей нужен большой лист бумаги (лучше всего ватман) и фломастер. У каждой пары должен быть фломастер своего цвета.

Инструкция: Объединитесь в пары и сядьте на пол. Положите лист ватмана между собой и возьмите по одному фломастеру. Поставьте фломастером точку в центре листа и, не отрывая руку, закройте глаза. Теперь я даю вам 2 минуты, чтобы вы пропутешествовали своим фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что вы побывали во всех уголках ватмана... (2 минуты.)

А теперь откройте глаза и попробуйте сделать картину из того, что нарисовано на бумаге. Если хотите, вы можете при этом разговаривать друг с другом. (10 минут.)

У вас осталось еще одна-две минуты, чтобы завершить рисунок и решить, как вы его назовете.

Пусть затем каждая пара покажет свой рисунок всем остальным.

Анализ игры:

-   Понравилось ли тебе рисовать с закрытыми глазами?

-   Каким образом ты находил общий язык со своим партнером, когда у вас были закрыты глаза? Говорил ли ты с ним?

-   Как в вашей паре происходило дорисовывание картины?

-   Как ты сотрудничал со своим партнером?

-   Насколько ты доволен вашим рисунком?

 

Повышаем самоуважение

Путешествие (с 6 лет)

Цели: Эту игру вы можете предлагать детям всякий раз, когда вам самим хочется отдохнуть и уйти в отпуск. "Путешествие" - спокойная и приятная игра, которая предоставляет детям возможность рассказать о своих желаниях и потребностях, а также о том, что им нравится в других детях. Эта игра позволяет увидеть и прочувствовать индивидуальность каждого ребенка, что развивает у детей уважение к другой личности.

Вы можете повторять эту игру неоднократно. Ее стоит прекращать всякий раз, когда вы видите, что внимание детей уже истощилось.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Представьте, что вы собираетесь в путешествие. Закройте глаза и постарайтесь увидеть все, что вы при этом делаете.

Ты едешь в путешествие один или с тобой есть еще кто-то? Куда ты собираешься ехать и что хочешь взять с собой? (1-2 минуты.)

Затем Вы сами начните вслух планировать свое путешествие. Подправьте приведенный ниже вариант так, как Вам хочется. При этом все-таки важно, чтобы Вы "взяли с собой" всех обучающихся творческого объединения, но дети в своих рассказах не должны проявлять такого альтруизма - пусть они говорят о том, что им хочется на самом деле. Хорошо, если Вы честно расскажете о своих личных желаниях и мечтах, пусть у детей будет возможность побольше узнать о Вас.

Я отправляюсь в путешествие в дальние - дальние края, в страну, где все время светит солнце, и стоит теплая приятная погода. Пасмурное небо и дожди я не люблю. Я хочу взять всех вас с собой, потому что мне очень приятно с вами, и я люблю вместе с вами посмеяться. А еще я хочу взять с собой обоих своих детей, которых я очень люблю. Кроме того, я возьму с собой плеер, чтобы слушать гитарную музыку, которая мне очень нравится. Еще я хочу взять с собой фотоаппарат, ведь я люблю фотографировать. Конечно, я возьму и свой купальник, ведь я люблю плавать. Мы поплывем на большой яхте с алыми парусами. Когда мы будем стоять на палубе, ветер будет трепать наши волосы. А спать ложиться мы будем очень поздно, ведь это так прекрасно - любоваться ночью на звездное небо над морем. Наше путешествие продлится всего лишь неделю, чтобы дома по нам не слишком скучали.

Вот так я планирую свое путешествие. Теперь кто-нибудь из вас может рассказать о своем путешествии, о котором он мечтает. Кто хотел бы начать?

Возможно, Вы будете время от времени помогать детям, задавая им наводящие вопросы типа:

-   Куда ты поедешь?

-   Как ты хочешь туда попасть?

-   Какие вещи ты хотел бы взять с собой?

-   Почему ты хочешь взять именно эти вещи?

-   Что бы ты хотел привезти из своего путешествия?

-   Кто будет тебя сопровождать? Почему?

-   Чего ты ждешь от этого путешествия?

Путешествие может быть и совершенно фантастическим: на Луну, например, или к какой-нибудь очень далекой звезде. Реализм событий не имеет значения. Важна эмоциональность при описании вещей и людей, к которым привязан автор рассказа.

-   Насколько тебе понравилась игра?

-   Ты отправляешься с родителями в прекрасные путешествия, хотя бы иногда?

-   Чей рассказ о путешествии тебе понравился больше всего?

-   Узнал ли ты что-нибудь новое о ком-нибудь из ребят?

-   Хотел бы ты отправиться в путешествие с этим классом?

-   Что для тебя в этом путешествии самое привлекательное?

 

Я справился! (с 8 лет)

Цели: Одним из важных источников самоуважения является осознание того, что мы смогли преодолеть трудность, выполнить очень сложную задачу. Для детей большое значение имеет возможность представлять окружающим свои большие и маленькие успехи и получать от них подтверждение, что они и на самом деле сделали нечто важное. Их собственная система оценок еще весьма нестабильна, поэтому ее укрепляют положительные эмоции, пережитые вместе со значимыми для них людьми.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаши.

Инструкция: Удавалось ли тебе когда-нибудь делать что-то, что было для тебя очень сложным? Задача была непростой, но ты все же справился с ней! Возможно, остальные не обратили внимания на то, что ты сделал что-то очень важное для себя, но сам ты был горд и доволен, что смог преодолеть себя и справиться с такой сложной работой. Вспомни пару таких случаев из твоего личного опыта и нарисуй их. Нарисуй себя во время выполнения этого сложного дела. (10 минут.)

По завершении дети показывают свои рисунки группе и рассказывают о них. При этом Вы сами как можно активнее выражайте свои чувства по поводу рисунков и побуждайте других детей делать это.

Анализ игры:

-   Когда у тебя что-нибудь хорошо получается, кому ты рассказываешь об этом?

-   Когда ты гордишься собой, в какой части своего тела ты ощущаешь гордость?

-   По каким признакам окружающие могут заметить, что ты гордишься собой?

-   Что тебе потребовалось, чтобы сделать то, о чем ты рассказываешь в своем рисунке?

-   Когда тебе нужно сделать что-то очень сложное, сколько попыток ты предпринимаешь?

-   В каких случаях ты бываешь готов сдаться и все бросить?

 

От третьего лица (с 10 лет)

Цели: В этом упражнении предлагаетсяобучающимся написать о себе в третьем лице. Эта форма самоописания помогает некоторым детям представить себя другими и больше, чем обычно, рассказать о себе. Такой текст может стать мостиком, благодаря которому дети смогут полнее и непосредственнее выражать себя. Кроме того, мы предоставляем детям в этом упражнении возможность выразить свою мечту и представить ее реализованной. Тем самым мы вселяем в детей (в особенности это касается детей с низким самоуважением) уверенность в том, что они будут расти и достигнут того, чего хотят.

Материалы: Бумага и карандаш - каждому ребенку.

Инструкция: Я хотела бы, чтобы ты описал самого себя и свою жизнь. Ты можешь описать, как ты выглядишь, в какой семье и где ты живешь, в какую школу и какой дорогой ты ходишь, что тебе нравится делать, что ты не любишь и что ты сам себе желаешь. Представь себе, что смотришь на себя со стороны глазами, например, твоего близкого и хорошего друга. Поэтому пиши от третьего лица. Например: "Клава живет в Москве. Ей десять лет. У нее светлые волосы..."

А теперь - еще одна важная часть задачи. Напиши про себя и про свою жизнь все, что есть у тебя на самом деле, но при этом обязательно допиши еще и пару вещей, которых еще нет, но ты бы очень хотел, чтобы они были в твоей жизни. Напиши так, как будто эти вещи уже присутствуют в твоей жизни. Например, если ты хочешь, чтобы у тебя появилась самая лучшая на свете подруга, то так и напиши: "У Клавы есть замечательная подруга, с которой ей очень нравится быть вместе. Клава может обо всем говорить с ней, а подружка никогда никому ни о чем не проболтается..." (15 минут.)

После этого соберите рассказы детей и зачитайте их перед классом, опуская все имена, заменив их соответствующими местоимениями - "он", "она" - или словосочетаниями типа "этот мальчик" и "эта девочка". Пусть дети отгадывают, кому принадлежит каждое описание. Дети могут также отгадывать, в каком месте текста скрыты желания данного ребенка.

Анализ игры:

-   Легко ли было тебе выполнять это задание?

-   Насколько трудно тебе было угадать автора рассказа?

-   Понравилось ли тебе твое собственное самоописание?

-   Смог ли ты написать так, как будто твоя мечта уже стала реальностью?

-   Чей рассказ понравился тебе больше всего?

 

Проблемы можно решать

 

Выше - ниже (с 9 лет)

Цели: Большинству детей и взрослых очень нелегко научиться чувствовать себя на равных с окружающими. Во многих ситуациях мы склонны воспринимать себя ниже или выше окружающих. Обе эти позиции изолируют нас от других людей и неизбежно приводят к возникновению напряжения в отношениях. В этом упражнении мы обращаем внимание детей на проблемы такого рода и помогаем им почувствовать себя естественнее и проще в общении.

Инструкция: Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда - хуже. Но есть и третий способ общаться - чувствовать себя на равных с окружающими. Сейчас попробуем почувствовать это.

Начните бродить по классу все одновременно...

Представь себе, что ты как будто бы лучше других детей. Например, тебе кажется, что все они слабее тебя, не такие умные, как ты, не такие красивые, как ты. Как ты при этом ходишь, как держишь себя? Покажи нам... А как ты чувствуешь себя при этом? Покажи нам... (1 минута.)

А теперь замри на мгновение. Представь себе, что ты хуже всех остальных детей вокруг себя. Тебе кажется, будто все они сильнее, умнее, красивее тебя, что все они лучше одеты... И начни снова ходить по классу. Как ты держишь себя, когда думаешь о том, что хуже других? Покажи нам это... Как ты чувствуешь себя при этом? Покажи нам... (1 минута.)

Теперь остановитесь и хорошенько встряхните руками и ногами.

Разбейтесь на пары... Один из вас должен стать "лучше другого", а другой - "хуже". Встаньте так, чтобы всем было видно, кто из вас кто. И пусть в каждой паре тот, кто сейчас "самый лучший", расскажет своему партнеру о том, что ему дает ощущение превосходства. Например: "Мне все видно и понятно. Я горд. У меня прямая спина. У меня громкий и четкий голос". И так далее. Расскажи также своему партнеру о том, что ты можешь сделать в таком состоянии и что ты при этом чувствуешь. (1-2 минуты.)

Теперь пусть тот в паре, кто сейчас "хуже другого", расскажет своему партнеру, что ему дает это состояние. Например: "Я могу смотреть только на пол. Мои плечи опущены. Я говорю тихим голосом". Расскажи своему партнеру, что ты можешь, а что не можешь делать, пока ты "хуже других", как ты чувствуешь себя при этом. (1-2 минуты.)

А теперь я хочу, чтобы вы стали равными. Никто теперь не лучше и не хуже других... Теперь вы равноправны. Что вы видите при этом друг в друге? Что вы можете делать в таком состоянии? Как вы чувствуете себя при этом? Насколько вы понимаете друг друга? Расскажите друг другу в течение минуты, что вам больше всего нравится в таком состоянии, когда вы "равны".

Анализ игры:

-   Что тебе дает ощущение, что ты "лучше всех"?

-   Есть что-то неприятное в чувстве превосходства?

-   Какие преимущества есть в ситуациях, когда ты чувствуешь себя "хуже всех"?

-   А какие ты видишь в этом недостатки?

-   Когда ты чувствуешь себя лучше, а когда хуже других?

-   Когда ты чувствуешь себя на равных с остальными?

-   Какие преимущества тебе дает ощущение равноправия?

-   Есть ли в этом ощущении какие-то неприятные моменты?

-   Были ли в твоей жизни моменты, когда ты чувствовал свое превосходство над другими? А, напротив, свою неполноценность? Расскажи нам об этом.

 

Шутливое письмо (с 9 лет)

Цели: Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.

Инструкция: Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличите все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и "провинности" этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.

Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс игрой в "снежки". Пусть все дети скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.

Анализ игры:

-   Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?

-   Что было при этом труднее всего?

-   Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду?

-   Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?

-   Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо?

-   Когда полезно смеяться над конфликтом?

 

 

 

Заключение

 

Наряду с передачей знаний задачей педагога дополнительного образования является и подготовка детей к самостоятельной жизни, их правильная социализация. Эта задача должна быть одной из важнейших. Педагог дополнительного образования должен воспитывать терпимость и уважение к другим, помогать детям видеть смысл и ценности жизни. Педагогика призвана указать детям пути, вступив на которые, они научатся жить ответственно и развивать в себе самостоятельность и независимость. Мы все хотим, чтобы наши дети умели любить, творить, были добрыми. Мы хотим, чтобы у них хватило мужества решать проблемы, стоящие перед нашей планетой, и чтобы они чувствовали свою принадлежность не только к народу своей страны, но и к четырехмиллиардному населению всей нашей Земли. А это невозможно без воспитания в хорошем, сплоченном коллективе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.118 с.)