Концепция воспитательной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция воспитательной системы



МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

Воспитательная работа педагога дополнительного образования

 как средство формирования и развития детского коллектива

 

 

 


Подготовила:

Сафонова Елена Ивановна,

методист инструктивно-методического отдела

 

ЛУГАНСК

2020 г.

Оглавление

 

ГЛАВА 1. Воспитательная работа педагога дополнительного образования как средство формирования и развития детского коллектива. 3

1.1. Концепция воспитательной системы.. 3

1.2. Некоторые аспекты формирования и развития детского коллектива. 4

1.3. Методы, средства, принципы и формы воспитания. 7

ГЛАВА 2. Игра как средство формирования и развития детского коллектива. 9

2.1. Социальные и психологические изменения последнего времени. 10

2.2. Задачи педагога. 11

2.3. Цели, которых можно достичь, организуя интерактивные игры с обучающимися. 13

ГЛАВА 3. Игры.. 17

3.1. Игры на знакомство. 17

3.2. Игры по выбору лидера. 18

3.3. Игры на сплочение. 19

3.4. Что делать с агрессией и гневом.. 20

3.5. Как добиться успеха. 23

3.6. Учимся сотрудничеству. 25

3.7. Повышаем самоуважение. 27

3.8. Проблемы можно решать. 30

Заключение. 32

Перечень использованных источников. 33

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

ГЛАВА 1. Воспитательная работа педагога дополнительного образования как средствоформирования и развития детского коллектива

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и обучающегося, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).

Дополнительное образование детей вцелом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.

 

ГЛАВА 2. Игра как средство формированияи развития детского коллектива

Главным средством формирования детского коллектива является игра. Игра – важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому, психологическому, нравственному развитию.

Одним из критериев профессионализма педагога является умелая организация педагогической деятельности по развитию творческих способностей, индивидуальности детей с помощью игры.

Игра, как деятельность по овладению «умением уметь», помогает ребенку овладеть конкретными умениями и навыками, общими правилами поведения, формирует способность к восприятию нового, неожиданного, развивает способность к адекватному эмоциональному реагированию.

 

Задачи педагога

Предлагая обучающимся творческого объединения интерактивные игры, Вы тем самым дарите им совершенно особое время. В ходе игр обучающиеся имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. Обогатите ваше общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игры предложите обучающимся проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивайте ценность выводов, сделанных самими обучающимися.

Поначалу предлагайте игры сами. Чем больше дети будут с Вами играть, тем чаще они будут просить Вас провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас, например: "Мы хотим такую игру, в которой можно научиться улаживать споры" и т. п.

После окончания игры педагог помогает обучающимся выразить и обсудить свои впечатления. Выражайте заинтересованность и с пониманием относитесь к ответам обучающихся, побуждайте их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях или проблемах. Для этого не нужны сложные теории или владение особыми методическими приемами. Важнее всего обычный здравый смысл, тактичность и Ваше умение, будучи взрослым, помогать детям.

Скорее всего, Вам не надо будет жестко управлять процессом обсуждения. Понаблюдайте за тем, как дети сами приходят к продуктивным решениям или за тем, как они помогают друг другу при затруднениях. Помогите им понять, что их контролю неподвластно, а что они могут контролировать сами. Поддерживайте обучающихся в формулировании доступных им конкретных целей и в активном стремлении к их достижению. Доходчиво объясните, что допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение. Побуждайте их искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим. Радуясь их искренности и умению следовать принятым правилам, Вы тем самым помогаете детям соединить воедино вчерашние и сегодняшние ценности. На самом же деле обучающимся необходимо научиться связывать между собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни.

Сегодня у детей, подростков и взрослых больше возможностей выбора, что осложняет взаимоотношения. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе, ни в творческом объединении так и не приобретают этого важнейшего социального навыка, но хорошие педагоги могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь - следовать социальным нормам и правилам.

Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Обучающимся необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Хорошо, если педагог предоставляет детям такое время. Конечно, это непросто. Для многих детей творческое объединение - это единственное место, где они могут спокойно поговорить о своей жизни. Возможность выговориться и послушать других – целебна уже сама по себе. У многих первобытных народов есть обычай организовывать так называемые "круги бесед", то есть места, где каждый член племени может изложить свое отношение к любому событию или проблеме, в то время как все остальные в это время внимательно слушают и пытаются понять говорящего. Мы следуем древней и мудрой традиции, приглашая детей сесть в круг для того, чтобы поговорить друг с другом и поделиться переживаниями, почувствовав общность многих проблем и своеобразие каждого человека.

Особенно целебен такого рода опыт для "трудных" обучающихся, поскольку благодаря этому они видят, что педагог и остальные дети пытаются понять их и интересуются их жизнью. На это тоже требуется время. Никакой педагог и никакой ребенок не в состоянии мгновенно понять жизнь другого. Нет простых детей и детей "таких, как все", поэтому для психосоциального обучения необходимы покой и время.

Педагог может помочь обучающимся осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Он может научить их простым жизненным мудростям:

— анализировать ситуацию, в которой оказался, и принимать решение, не позволяя себя подгонять;

— уметь поддерживать взаимоотношения между людьми, чтобы они не испортились-это большая ценность;

— не ожидать от других, что они прочтут твои мысли, говорить им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь;

— не обижать других людей и не давать им "потерять лицо";

— не нападать на других, когда тебе плохо.

Педагог может помочь обучающимся найти смысл жизни. Он может помочь им ценить правду. Он может научить их простым жизненным принципам: избегать лжи и тайн; не тратить больше, чем у тебя есть; научиться отдыхать; доводить начатое дело до конца.

Помогая обучающимся преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и обучающихся, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.

 

2.3.Цели, которых можно достичь, организуя интерактивные игры с обучающимися

Помочь обучающимся ощутить единение с другими

Наиболее значимой группой для обучающихся творческого объединения, разумеется, является их семья. Но чем старше они становятся, тем важнее для них становится принадлежность и к другим группам: к объединению,  классу, спортивной команде, к отряду и т.д. Многим детям трудно сконцентрироваться на занятии, если они не чувствуют своей принадлежности к жизни творческого объединения. Нередко "плохое" поведение на занятии творческого объединения возникает из-за того, что обучающийся ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание. Чтобы научиться ощущать свою принадлежность к группе, обучающимся, как ни странно, необходимо признание их личной истории. Они хотят показать, что они гордятся своей семьей, хотят, чтобы все обратили внимание на то, какие они, что они умеют, чему хотят научиться.

Естьобучающиеся, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Дети с низкой самооценкой, застенчивые или неуверенные в себе опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны. Поэтому они пытаются держаться в стороне от всех. Часто у них уже есть негативный опыт и им приходится долго и постепенно учиться доверять. Таким детям требуется время, чтобы понять, что не только они "не такие как все", но и всякий другой человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны. Не всегда дети, сторонящиеся других, происходят из трудных семей, довольно часто это просто чувствительные дети, страдающие от утрат, которые они понесли, от событий, которые драматическим образом потрясли сами основы их доверия к миру: смерть близких, развод или безработица родителей, переезды, потеря друга. В таких случаях педагогам потребуется немало терпения, чтобы вывести ребенка из ощущения изолированности и одиночества.

Вселить в детей надежду

Важнейшая задача педагога - укрепить веру обучающихся в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Очень важно научить их гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее. Надежда - это та экзистенциальная установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Когда все в порядке, надежда не нужна. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность.

 

Показать детям, что значит уважение

Хорошие педагоги на своих занятиях творческого объединения не только заботливы по отношению к обучающимся, но и уважительны с ними. При этом забота должна быть скорее непрямой и проявляться в каких-то действиях, направленных на то, чтобы лучше познакомиться с ними, постепенно понять истории их жизни и не отказываться даже от тех детей, с которыми трудно и тяжело. Напротив, уважение к ним может и должно проявляться напрямую, непосредственно, в связи с их конкретным поведением.

Уважение взрослого проявляется, например, в том, что он подчеркивает ответственность за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: "Чему научил тебя этот случай?" или "Что ты сейчас чувствуешь?" и внимательно выслушивают его рассуждения на эту тему.

 

Помочь обучающимся ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность

Именно в младшем школьном возрасте обучающимся важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Мы должны помочь им жить в мире реальности.

 

Помочь обучающимся научиться принимать решения - самостоятельно и в группе

Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения. Мы можем упражняться с ними в принятии справедливого группового решения. Также мы можем помогать детям видеть и понимать те возможности, которые в нашей культуре подавляются или искажаются. Например, можно обратить их внимание на то, что самый лучший подарок - это наше время и внимание, а не какая-либо очень дорогая вещь.

 

Учить обучающихся сочувствию

Достичь этого можно, пробудив у обучающихся интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой семейной традиции. Если же в творческом коллективе собрались дети различных культур и национальностей, то ребенок получает еще больше возможностей развивать в себе эмпатию. Когда обучающиеся в спокойной обстановке разговаривают о своей жизни, идет важный процесс, в ходе которого они пытаются хоть на некоторое время увидеть мир глазами другого человека. При этом мы можем донести до детей также и мысль о том, что в жизни есть множество различных способов выражения любви. Некоторые люди всю свою жизнь проводят в поисках только одного, определенного проявления любви и нигде не находят его, в то время как окружающие проявляют свою любовь к ним всеми возможными способами, кроме искомого. Поскольку все люди жаждут любви, умение видеть ее различные проявления - важная составляющая искусства быть счастливыми.

 

Помочь расцвету личности обучающегося

Если мы хотим, чтобы ребенок развивался и рос как личность, нам нельзя допускать, чтобы он ориентировался только на наши требования. Напротив, мы должны помочь обучающемуся следовать его собственным внутренним целям и желаниям. Обычно бывает легче осознавать свои личные цели, когда выражают их в творчестве: когда пишут, сочиняют музыку, играют на музыкальных инструментах, рисуют или ставят детские пьесы.

 

Развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим

Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению обучающихся с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, они очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Очень важно побуждать обучающихся давать обратную связь ровестникам и педагогам. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.

 

Помочь обучающимся справляться со своими страхами и стрессом

Для этого нам необходимо предоставить детям возможность говорить и о неприятных для них вещах, внимательно выслушивая их при этом. Мы можем показать им, как рационально распределять свое время, выполнять свои обязательства и расслаблять душу и тело.

 

Показать обучающимся, как можно жить без насилия

В ситуации, когда обучающийся рассержен или обижен, можно помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта. Мы можем помочь творческому объединению отказаться от разрешения проблем с помощью кулаков, можем научить обучающихся контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме.

 

Помочь обучающимся достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям

В первую очередь необходимо дать себе отчет в том, что современная культура защищает личную свободу гораздо больше, чем прежде. Призывы рекламы и индустрия развлечений нацелены на удовлетворение эгоистических интересов отдельного человека, на его стремление к счастью и скорейшему удовлетворению всех своих желаний. Современная культура делает упор на конкуренцию и обостряет желание быть быстрее, сильнее и могущественнее других. Никто не обращает внимания на то, что тем самым усиливается опасность одиночества и ухудшения взаимоотношений между людьми.

 

Помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера

Общество часто рассматривает детей, прежде всего, как будущих потребителей, заставляя их иметь множество желаний и поощряя их стремление к скорейшему удовлетворению этих желаний. В этой связи самое важное, что обучающиеся могут вынести из занятий творческого объединения и семьи в самостоятельную жизнь, это необходимые для жизни социальные навыки и качества личности. К таким навыкам в первую очередь относятся умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки. Требуется немало времени, чтобы эти навыки выработались и стали прочными и устойчивыми, поэтому, чем раньше мы начинаем развивать их в детях, тем более мы можем быть уверенными в том, что они смогут проявить эти важные для жизни добродетели даже в очень сложных и неоднозначных ситуациях. Мы знаем, что рано или поздно все дети окажутся в тяжелых условиях переполненного рынка труда, на котором многое зависит от их способности работать в команде, в то же время, оставаясь самостоятельными личностями. И лишь тот добьется в дальнейшем успеха, кто научится держаться до конца и при самых сложных обстоятельствах не отказываться от своих устремлений. Поэтому очень важно показать обучающимся, что Вы не только любите их, но и предъявляете высокие требования к их поведению.

Проведение игр с обучающимися способствует формированию и развитию детского коллектива, развитию «эмоционального интеллекта» детей, и помогает педагогу создавать в творческом объединении дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Естественно, не случайно перечислены именно эти ценности, поскольку сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.

 

ГЛАВА 3. Игры

Проведение игр с обучающимися способствует формированию и развитию детского коллектива, развитию «эмоционального интеллекта» детей, и помогает педагогу создавать в творческом объединении дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Естественно, не случайно перечислены именно эти ценности, поскольку сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.

 

Игры на знакомство

Летающие имена (с 6 лет)

Игроки перебрасывают друг другу мяч. Тот, кто ловит, произносит свое имя («Я Маша!»). Когда каждый получит мяч хотя бы по одному разу, игроки произносят имя того, кому кидают мяч («Саша, лови!), а поймавший благодарит его, называя по имени («Спасибо, Маша!»). Можно ввести в игру второй мяч.

 

Необычные приветствии (с 6 лет)

Каждый должен за определенное время (2 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Формы приветствия могут меняться, а время сокращаться понарастающей. Например: поздороваться с максимальным количеством людей спиной за 1 минуту, коленями за 50 секунд, носами за 40 секунд и др. По завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.

 

Правда-ложь! (с 6 лет)

Каждый должен представиться и сказать о себе 2 вещи: одну правдивую, вторую - выдуманную. Ребята выберут, что правда, что - ложь. После чего ребенок признается, что же на самом деле было истиной.

 

Сосед справа (с 9 лет)

Каждый представляется, и немного рассказывает о себе: сколько лет, кто мама и папа, есть ли брат/сестра, чем увлекается… все, что захочет сам.

Его сосед с левой стороны рассказывает о себе. А потом говорит: «Есть у меня сосед справа, он…» и максимально точно пересказывает информацию о своем соседе.

Каждый говорит о себе и своем соседе справа. Если всем ребятам игра понравится, можно детям поменяться местами и продолжить знакомиться таким образом.

 

 

Интервью (с 8 лет)

Каждый из участников по очереди должен ответить на вопросы, которые зададут ему другие ребята.

 

Игры по выбору лидера

 

Киностудия (с 9 лет)

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: "Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма". После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе "киностудию" и присоединиться к этим микрогруппам.

Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята.

После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки "кинофильма" реальным лидером.

 

Веревочка (с 9 лет)

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)

Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

 

Положи руку (с 6 лет)

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в коллективе, который им более всего симпатичен (душа коллектива), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Педагогопределяет кто есть кто подсчетом рук.

 

Пчелка

Материал: мел. Продолжительность игры: 10 -20 минут. Предполагаемое количество игроков: 15 человек. Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда "Стоп!" и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидер, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.

 

Игры на сплочение

 

Я тебе желаю! (любой возраст)

Каждый желает своему соседу справа что-то хорошее, смешное и оригинальное.

Клубок. Дети садятся в круг. Ведущий берет клубок, наматывает кончик нити на ладонь, потом бросает клубок любому участнику со словами: «Ты мне нравишься, потому что…» или «Мне нравится, как ты…». Далее этот участник также наматывает нить на ладонь и бросает клубок другому человеку, продолжая фразу «Ты мне нравишься, потому что…».

 

Посчитать до… (с 10 лет)

Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто, что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Каждый человек должен произнести хотя бы одно число.

 

Веревочка (любой возраст)

Все участники становятся лицом в круг и вытягивают руки вперед. При этом каждый участник должен взять в каждую свою руку по одной руке другого участника. Нельзя брать за руку соседей справа и слева.

После этого все стараются распутать образовавшуюся «веревочную путаницу». Отпускать руки нельзя. Должны получиться один или несколько кругов.

 

Передача чувств прикосновениями (любой возраст)

Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Он знает, что сейчас к нему будут подходить по очереди остальные участники и прикосновением постараются передать одно из 4-х чувств: страх, радость, любопытство, печаль. О том, какое именно чувство ему будет передано, участники сговариваются в тайне от водящего, задача которого - определить по прикосновениям, какое чувство ему передавалось.

 

Хлопаем вместе (любой возраст)

Простая и забавная игра на сплочение коллектива. Ведущий дает участникам задание расположиться по кругу и назначает игрока, с которого начинается игра. По сигналу все должны как можно быстрее по очереди хлопнуть в ладоши. Ничего сложного, но эта игра хорошо развивает чувствительность, понимание невербальных сигналов и командный дух.

 

Цветной крокодил (любой возраст)

Игрок закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой какой-нибудь цвет. Когда водящий откроет глаза, все участники жестами, движениями, эмоциями пытаются изобразить этот цвет, не называя его. Игрок должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый.

 

Ура! Меня любят (любой возраст)

Участники образуют круг. Смотрят на носки своей обуви. По хлопку ведущего они должны посмотреть кому-то одному из присутствующих в глаза. Если пара совпала, они произносят слова «Ура! Меня любят!!!» и выходят из круга. Игра продолжается, пока не совпадут все пары. Игра проводится с четным количеством игроков.

 

Тихая почта (с 10 лет)

Материал: 2 листа бумаги, 2 маркера. Группа игроков садится достаточно близко гуськом друг за другом. Первый и последний игрок получают по одному листу бумаги и маркеры. Последний игрок рисует какое-то изображение (предмет, живое существо и т.д.) на листе бумаги. При этом остальные игроки не должны видеть нарисованное. После этого последний игрок рисует пальцем на спине соседа точно такое же изображение, как и на листе бумаги. Сосед, даже если он не совсем понял, что это было, рисует пальцем на спине своего следующего соседа то, что, по его мнению, было нарисовано ему на спине. Первый игрок, после того как ему нарисовали что-то на спине, должен перенести это изображение на бумагу. В результате сравниваются два варианта.

 

Как добиться успеха

 

Стряхни! (с 8 лет)

Цели: Одним из наиболее сложных препятствий на пути к жизненному успеху является память о наших неудачах и поражениях. Предлагается простая и весьма приятная процедура, в ходе которой обучающиеся могут представить, как они стряхивают с себя все негативное, ненужное и мешающее.

Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может придти в голову мысль: "Опять у меня не получилось. Я не умею рисовать и никогда не научусь этому". Кто-то другой может подумать: "В последнем задании я сделал кучу ошибок. В следующем я опять понаделаю их не меньше". А кто-то может сказать себе: "Я не очень симпатичен. С чего вдруг я могу кому-то нравиться?". Другой же может подумать: "Все равно я не такой умелый, как другие. Что мне зря стараться?"

Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе - слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки... Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего 30-60 секунд.)

 

Хвасталки (с 8 лет)

Цели: Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутренние монологи, особенно в сложных ситуациях. Данная методика позволяет детям частично преодолеть свою застенчивость. Наряду с этим мы можем показать им, как это приятно - радоваться успехам других.

Инструкция: Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

Сейчас я расскажу, как будет проходить игра, в которую мы с вами сейчас попробуем сыграть. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Важно, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это мое достижение. Обучающийся, которому я расскажу об этом успехе, скажет: "Я рад за тебя." Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: "Я рад за тебя". И продолжит игру дальше. Вы поняли, как играть?

Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижении не всей группе в целом, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества.

Анализ игры:

-   Понравилась ли тебе эта игра?

-   Легко ли тебе было говорить о своих успехах?

-   Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?

-   Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

 

Достижение цели (с 10 лет)

Цели: Настроиться на успех легче, если предвосхитить его. Особенно, когда мы со всеми возможными деталями представляем, что мы сможем сделать, когда достигнем своей цели. В этой игре дети будут описывать конкретную цель в ходе ролевой игры. Для многих это окажется тем прорывом, который поможет им и на самом деле достичь этой цели. Дети любят эту игру, в ходе которой они могут развивать свой актерский талант и отгадывать, что представляют другие.

Инструкция: Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь в этом году. Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов показать группе то, чему вы хотите научиться. (2-3 минуты.) После этого дайте каждому ребенку 2 минуты, чтобы он показал остальной части коллектива собственную пантомиму. Остальные дети угадывают, что им хотели показать. В больших коллективах можно проводить эту игру, объединяя детей в подгруппы по 6-7 человек.

Анализ игры:

-   Трудно ли было тебе выбрать важную цель?

-   Как ты себя чувствовал, когда изображал ее?

-   Веришь ли ты, что в течение года сможешь достичь этой цели? Что тебе нужно сделать для этого?

-   Чему ты научился, узнав о том, к чему стремятся другие дети?

-   Откуда ты берешь свои цели?

-   Не слишком ли они глобальные? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые?

 

Учимся сотрудничеству

Неожиданные картинки (с 6 лет)

Цели: "Неожиданные картинки" - пример прекрасной коллективной работы для маленьких детей. Во время этой игры они имеют возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаши.

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.)

По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину.

Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях остановите упражнение после 8-10 смен или попросите передавать рисунок через одного.

Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.

Анализ игры:

-   Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

-   Понравились ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

-   Какой рисунок тебе нравится больше всего?

-   Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

 

 

Трио (с 8 лет)

Цели: Большинство детей лучше всего учатся конструктивно взаимодействовать друг с другом, когда при этом они могут использовать все свое тело. Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем сложности, в ходе которой дети могут научиться синхронизировать свои движения с движениями других детей.

Материалы: Пустые коробки из-под обуви или небольшие куски коврового покрытия.

Инструкция: Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.

Для начала мне понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые кор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.118 с.)