Северо-Западный институт управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Северо-Западный институт управления



Северо-Западный институт управления

Факультет социальных технологий

Направление подготовки (специальность) 37.03.01 Психология

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методика и проведение психологических исследований в организации»

на тему:

Исследование способности к прогнозированию исполнительного директора «Российской ЛГБТ-сети»

 

Автор работы:

студент 4 курса

очной формы обучения

Ильинов Валерий Александрович

подпись______________________

 

Научный руководитель курсовой работы:

Доцент, кандидат психологических наук Федоренко Виктория Валерьевна

Подпись ________________________

«_____» ___________20____ г.

 

Санкт-Петербург, 2021 г.

Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы прогнозирования. 5

1.1. Понятие антиципации и её форм. Функции антиципации. 5

1.2. Психологические основания для прогнозирования поведения и развития человека 9

1.3. Прогнозирование в управленческой деятельности. 12

Выводы.. 14

Глава 2. Эмпирическое исследование способности к прогнозированию исполнительного директора «Российской ЛГБТ-сети». 15

2.1. Организация и методы исследования. 15

2.2. Описание методики «Способность к прогнозированию». 16

2.3. Интерпретация результатов исследования. 17

Выводы.. 18

Заключение и рекомендации. 19

Список литературы.. 20

Приложение 1. 21

Приложение 2. 23

 


 

Введение

    В нашей жизни мы редко обходимся без какого-либо прогноза. Мы прогнозируем, какая завтра будет погода, как поведёт себя другой человек в той или иной ситуации, как сложится наша жизнь завтра. Также без прогнозирования нельзя представить и управленческую деятельность. Руководителю необходимо принимать те или иные решения, стратегически управлять организацией. Прогнозирование связано с поиском самого оптимального решения для предприятия, поэтому способность к прогнозированию определяет успешность организации.

    Первые предпосылки для изучения прогнозирования появились в начале XX века, позже появилась наука о прогнозировании (прогностика), теперь прогнозирование изучают и психологи. Одна из главных отечественных работ по этой тематике – книга Л. А. Регуш «Психология прогнозирования: успехи в познании будущего». Она рассматривает прогнозирование с психологической точки зрения, а также даёт несколько методик для диагностики способности к прогнозированию. Одна из них, разработанная самой Регуш, используется в данной работе.

Объект: прогнозирование в управленческой деятельности.

Предмет: способность к прогнозированию в управленческой деятельности исполнительного директора «Российской ЛГБТ-сети».

Цель – диагностика способности к прогнозированию в управленческой деятельности исполнительного директора «Российской ЛГБТ-сети».

Задачи:

1. Изучить научную литературу по данной теме;

2. Подобрать необходимую методику для изучения способности к прогнозированию в управленческой деятельности исполнительного директора «Российской ЛГБТ-сети»;

3. Провести исследование способности к прогнозированию в управленческой деятельности;

4. Проинтерпретировать результаты, сделать выводы и разработать рекомендации.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы;

2. Тест-методика «Способность к прогнозированию» Л. А. Регуш.


 

Глава 1. Теоретические основы прогнозирования

Выводы

    Итак, мы рассмотрели понятие антиципации как опережающего отражения. Были даны определения и формам антиципации: предчувствию, предугадыванию, предсказанию, предвидению и прогнозированию. Все формы антиципации так или иначе связаны между собой.

    Также у антиципации есть несколько функций. Мы рассмотрели адаптационную, регуляторную, коммуникативную и когнитивную.

    С точки зрения психологии у прогнозирования есть различные основания. Сюда относятся закономерности развития психических функций, психологические типологии, наблюдение, цикличность, интуиция и знания-основания.

    Таким образом, прогнозирование используется и в управленческой деятельности. Оно позволяет менеджерам принимать решения и помогает в планировании – одной из функций управления. В управленческой деятельности есть различные методы для прогнозирования: неформальные, количественные и качественные.

 

Задачи:

1. Изучить научную литературу по данной теме;

2. Подобрать необходимую методику для изучения способности к прогнозированию в управленческой деятельности исполнительного директора «Российской ЛГБТ-сети»;

3. Провести исследование способности к прогнозированию в управленческой деятельности;

4. Проинтерпретировать результаты, сделать выводы и разработать рекомендации.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы;

2. Тест-методика «Способность к прогнозированию» Л. А. Регуш.

Выводы

Итак, результаты диагностики показывают высокий уровень способности к прогнозированию у исполнительного директора «Российской ЛГБТ-сети». Также почти по всем шкалам (глубина, аналитичность, осознанность, гибкость, перспективность) у исследуемого хорошие результаты. Хуже всего результаты по шкале доказательности. Испытуемый развивает цепочку только одного направления в поиске следствий и обосновывает гипотезы только одним фактом. Также исследуемый не осознаёт цели плана и имеет ригидность представлений.

Ниже будут представлены дальнейшие рекомендации для руководства «Российской ЛГБТ-сети» и их исполнительного директора.


 

Заключение и рекомендации

В ходе исследования была достигнута цель – продиагностировать способность к прогнозированию исполнительного директора «Российской ЛГБТ-сети».

Также были выполнены следующие задачи:

1. Изучить научную литературу по данной теме;

2. Подобрать необходимую методику для изучения способности к прогнозированию в управленческой деятельности исполнительного директора «Российской ЛГБТ-сети»;

3. Провести исследование способности к прогнозированию в управленческой деятельности;

4. Проинтерпретировать результаты, сделать выводы и разработать рекомендации.

Исследование показало, что исполнительный директор «Российской ЛГБТ сети» имеет высокий уровень способности к прогнозированию. Однако у него недостаточный уровень доказанности прогнозов, что требует искать несколько разных направлений в поиске причинно-следственных связей и обосновывать гипотезы несколькими фактами, а не только одним. Также исполнительному директору необходимо обратить внимание на цели плана и необходимость планирования вообще. Прогнозированию может мешать и ригидность представлений, что означает неспособность изменять реакции на изменяющиеся условия современного мира. Для коррекции ригидности представлений может понадобиться работа с психологом-консультантом. С другой стороны, высокий уровень способности к прогнозированию в целом говорит о том, что испытуемый по этому параметру хорошо подходит на должность исполнительного директора «Российской ЛГБТ-сети». Это позволит ему принимать более верные решения и хорошо планировать свою деятельность и деятельность организации.

Список литературы

1. Бестужев-Лада, И. В. Прогнозирование как особая категория подхода к проблемам будущего. М., 1970.

2. Лисичкин, В. А. Теория и практика прогностики. М., 1972.

3. Ломов Б. Ф., Сурков, Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.

4. Основы менеджмента. Классическое издание.: Пер. с англ. – СПб.: ООО «Диалектика», 2020. – 672 с.

5. Панферов, В. Н. Психологическая структура познания человека человеком // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознание: Сб. науч. тр. Вып. 235. Краснодар, 1977.

6. Психология менеджмента: психологический практикум / под ред. Г. С. Никифорова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2021. – 504 с.

7. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. – СПб., Речь, 2003. – 352 с.


 

Приложение 1

Соотнесение показателей способности к прогнозированию с номерами вопросов

Качества мышления Показатели и их ранжирование  
1 2 3
1. Глубина 1. Уровень вербального обобщения следствий:  
  – конкретная форма
  – обобщённая форма
  2. Существенность причинно-следственных связей  
  – существенные
  – несущественные
2. Аналитичность 3. Полнота причинно-следственных связей  
  – полный анализ 14а
  – неполный анализ 14б
  4. Учёт требований условия при выдвижении гипотез  
  – условия учтены полностью
  – условия учтены частично
3. Осознанность 5. Осознание вероятностного характера следствий:  
  – осознаёт 16а
  – не осознаёт 16б
  6. Осознание этапов процесса прогнозирования:  
  – осознаёт
  – не осознаёт
4. Гибкость 7. Широта ассоциативного поля:  
  – одна ассоциация
  – несколько ассоциаций
  8. Вариативность ассоциаций:  
  – стандартные ассоциации 20а
  – нестандартные ассоциации 20б
  9. Пластичность представлений:  
  – ригидные 13а
  – пластичные 13б
  10. Гибкость гипотез:  
  – гибкие 19а
  – ригидные 19б
5. Перспективность 11. Перспективность причинно-следственных связей:  
  – близкие
  – далёкие
  12. Осознание цели плана:  
  – не осознают
  – осознают
  13. Перспективность поиска при выдвижении гипотез:  
  – микрогипотеза 10а
  – макрогипотеза 10б
6. Доказательность 14. Обоснованность выделенных следствий:  
  – единичные 17а
  – закономерные 17б
  15. Логика построения следствий:  
  – развитие цепочки по нескольким направлениям 11а
  – развитие одного направления в поиске следствий 11б
  16. Обоснованность гипотез:  
  – одним фактом  
  – несколькими фактами  
7. Шкала риска   3, 9, 15, 18

 

Приложение 2

Северо-Западный институт управления

Факультет социальных технологий

Направление подготовки (специальность) 37.03.01 Психология

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методика и проведение психологических исследований в организации»

на тему:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.016 с.)