Структура фонематической системы речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура фонематической системы речи.



Учебно-методическое пособие

«Фонематическая система речи. Способы и приемы ее формирования у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи»

Подготовила

Учитель-логопед

Бизюк Надежда Николаевна

Г. Санкт-Петербург

Г.


Содержание.

 

Глава I. Структура фонематической системы речи. Ее формирование в онтогенезе………………………………………………………………………………………...3

1.1. Физиологические основы фонематической системы речи……………………………………………………………………………………….3

1.2. Структура и функции фонематической системы речи……………………………………………………………………………………….3

1.3. Развитие фонематической системы речи в онтогенезе………………………………..6

Глава II. Методические рекомендации по формированию фонематической системы речи у детей 5-7 лет с ОНР.......................................................................................................................8

2.1. Старшая группа. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза ………………………………………………………………………….........................................8

2.2. Подготовительная к школе группа. Совершенствование всех видов фонематического анализа и синтеза. Дифференциация звуков…………………………………………………………………………………………....16

Глава III. Игровые приемы формирования фонематической системы речи. Примеры дидактических игр, направленных на формирование фонематической системы речи……………………………………………………………………………………………...25

3.1. Игры, направленные на формирование простых форм фонематического анализа и синтеза ………………………………………………………………………………………….25

3.2. Игры, направленные на формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза …………………………………………….……………………………………………28

3.3. Игры, направленные на формирование фонематических представлений…………………………………………………………………………………..31

Учебные вопросы и задания…………………………………………………………………...33

Список использованной литературы……………………………………………………….....34

Глава 1.

Структура фонематической системы речи.

Ее формирование в онтогенезе.

1.1. Физиологические основы фонематической системы речи.

В норме каждый человек от рождения обладает так называемым биологическим слухом, т.е. способностью воспринимать звуковые колебания органами слуха (слуховое восприятие). У человека и высших животных звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку и слуховые косточки (среднее ухо) передаются в улитку лабиринта (внутреннее ухо), где колебания т. н. основной перепонки вызывают возбуждение чувствительных нервных окончаниях кортиева органа, которое передается в головной мозг. Человек воспринимает колебания частотой от 10-20 Гц до 20кГц.
Для обозначения фонематического слуха в современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
Под  термином   фонематический или речевой слух подразумевается способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно.. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.

Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора. Периферический отдел его располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков.

Проводниковый отдел передает информацию к коре головного мозга, частично её анализируя - определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (VIII пара черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховое сияние).

Центральным отделом речеслухового анализатора является височный отдел доминантного по речи полушария (у правшей - левого), центр Вернике, где осуществляется анализ звучащей речи: контролируется наличие звука в слове, особенности его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков.

 

Глава 2.

Методические рекомендации по формированию фонематической системы речи у детей 5-7 лет с ОНР.

Старшая группа (5-6 лет).

 Формирование  навыков фонематического анализа и синтеза.

Тема. Кол-во час. Фонематическое восприятие, представления. Навыки фонематического анализа и синтеза. Навыки чтения и письма.
1. Звуки речи и неречевые звуки. Органы речи. 2 - Дифференциация звуков речи и неречевых звуков. - Восприятие и воспроизведение различных ритмов. - -
2. Гласные звуки. Звук и буква «А» 2 Понятие «гласный звук», «согласный звук». Дифференциация гласных - согласных звуков. - выделение звука «А» на фоне других звуков, слогов, слов. Определение первого ударного гласного в слове. -
3. Звук и буква «У» 2 - выделение звука «У» на фоне других звуков, слогов, слов. Определение первого гласного в слове. Анализ и чтение звукосочетаний «АУ», «УА».
4. Звук и буква «И» 2 - выделение звука «И» на фоне других звуков, слогов, слов Определение первого гласного в слове. Анализ и чтение звукосочетаний «ИА».
5. Звук и буква «О» 2 - выделение звука «О» на фоне других звуков, слогов, слов Определение последнего гласного в слове. Анализ и чтение звукосочетаний «АУ», «УА», «ИА».
6. Обобщение. Гласные звуки и буквы «А», «У», «И», «О». 2 - выделение пройденных гласных звуков на фоне других звуков, слогов, слов. - Определение первого и последнего гласного звука в слове. - последовательный звукобуквенный анализ звукосочетаний АУ, ИА, УА Анализ и чтение звукосочетаний «АУ», «УА», «ИА».
7. Согласные звуки и буквы. Звук и буква «М». 2 - выделение звука «М» на фоне других звуков, слогов, слов - Определение первого и последнего согласного звука в слове. - последовательный звукобуквенный анализ слов: АМ, ИМ, УМ, МИ, МУ. - Чтение обратных, затем прямых слогов со звуком «М» с договариванием до целого слова. - Анализ коротких слов – слогов: АМ, ИМ, УМ, МИ, МУ.
8. Звук и буква «Н». 2 - выделение звука «Н» на фоне других звуков, слогов, слов - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ слов: ОН, НА, НУ, НО. - Чтение обратных, затем прямых слогов со звуком «Н» с договариванием до целого слова. - Анализ коротких слов – слогов: ОН, НА, НУ, НО.
9. Звонкие и глухие согласные. Звук и буква «К 2   - дифференциация на слух звонких – глухих согласных звуков по силе голоса и по работе голосовых связок. - выделение звука «К» на фоне других звуков, слогов, слов. - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ слов: КОТ, ТОК, КОК, КОМ, КИТ. - Чтение обратных, затем прямых слогов со звуком «Н» с договариванием до целого слова. - Анализ коротких слов – слогов: ИК, КУ, КО. - чтение и анализ трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога: КОТ, ТОК, КОК, КОМ, КИТ.
10. Звук и буква «П» 2 - характеристика звука (согласный, глухой). - выделение звука «П» на фоне других звуков, слогов, слов.   - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ слов: МАК, ПА-ПА, МА-МА, МУ-КА, КО-НИ. - Чтение обратных, затем прямых слогов со звуком «П» с договариванием до целого слова. - Анализ коротких слов – слогов: ОП, АП, ПИ. - чтение и анализ трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога: МАК, ПАМ. - чтение и анализ слов, состоящих из двух прямых слогов: ПА-ПА, МА-МА, МУ-КА, КО-НИ.
11. Звук и буква «Т». 2 - характеристика звука (согласный, глухой). - выделение звука «Т» на фоне других звуков, слогов, слов. - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ слов: ТОМ, ТУТ, ПОТ, ТО-МА, ПУ-МА, КУ-МА, НО-ТА. - Чтение обратных, затем прямых слогов со звуком «П» с договариванием до целого слова. - Анализ коротких слов – слогов: ТУ - чтение и анализ трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога: ТОМ, ТУТ. - чтение и анализ слов, состоящих из двух прямых слогов: ТО-МА, ПУ-МА, КУ-МА, НО-ТА.
12. Обобщение. Анализ и синтез слов, состоящих из одного закрытого слога; из двух прямых слогов. 4 - определение наличия – отсутствия заданного звука на фоне слова. - дифференциация гласных – согласных звуков, звонких – глухих согласных звуков. - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога. - последовательный звукобуквенный анализ слов, состоящих из двух открытых слогов. Чтение и анализ слов, изученной слоговой структуры.
13. Твердые и мягкие согласные. Звуки и буква «Б», «Бь».    - дифференциация на слух твердых – мягких согласных звуков изолированно, в слогах. - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Б», «Бь». - придумывание слов со зв. «Б» - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ одно – двусложных слов, типа: БОК, БУ-КА, КУ-БИК, БАН-КА. Анализ и чтение одно – двусложных слов, типа: БОК, БУ-КА, КУ-БИК, БАН-КА.
14. Звуки и буква «Д», «Дь». 2  - дифференциация на слух твердых – мягких согласных звуков изолированно, в слогах, в начале слова. - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Д», «Дь». - придумывание слов со зв. «Д» - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ одно – двусложных слов, типа: ДОМ, ДНО, ДИ-МА, ДО-МИК, О-ДИН. - Последовательный звукобуквенный анализ трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов, типа: ПО-МА-ДА. Анализ и чтение одно – двусложных слов, типа: ДОМ, ДНО, ДИ-МА, ДО-МИК, О-ДИН. - анализ и чтение трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов: ПО-МА-ДА.
15. Звуки и буква «Г», «Гь». 2  - дифференциация на слух твердых – мягких согласных звуков изолированно, в слогах, в начале слова. - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Г», «Гь». - придумывание слов со зв. «Г» - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ одно – двусложных слов различных типов, трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов. Анализ и чтение одно – двусложных слов, типа: ГОД, ГНОМ, КНИ-ГА, ГУ-ДОК, ОГ-НИ. - анализ и чтение трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов: БУ-МА-ГА.
16. Звуки и буква «С», «Сь». 2  - дифференциация на слух твердых – мягких согласных звуков изолированно, в слогах, в начале, в конце слова. - акустико-артикуляторная характеристика зв. «С», «Сь». - придумывание слов со зв. «С» - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - последовательный звукобуквенный анализ одно – двусложных слов различных типов, трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов. - навыки последовательного количественного звукобуквенного анализа слов с опорой на цифровой ряд. - навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов. Анализ и чтение одно-двусложных слов всех типов; трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов.
17. Звук и буква «Ы». 2 - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Ы». - придумывание слов со зв. «Ы» - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд Анализ и чтение одно-двусложных слов всех типов; трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов.
18. Дифференциация звуков «Ы»-«И» 2 - дифференциация твердых – мягких согласных изолированно, в слогах, в словах. - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд - Анализ и чтение одно-двусложных слов всех типов; -   - трехсложных слов, различных типов (в том числе со стечением согласных).  
19. Слово. Слог. 4   - понятие «слово», «слог». - дифференциация понятий «слово» - «слог» - «звук». - деление слов на слоги с опорой на отхлопывание. - слоговой анализ и синтез двух-трехсложных слов Анализ и чтение одно-трехсложных слов различных типов.
20. Звуки и буква «В», «Вь». 2   - акустико-артикуляторная характеристика зв. «В», «Вь». -дифференциация звуков «В» - «Вь» изолированно, в слогах, словах. - придумывание слов со зв. «В», «Вь». - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд. - навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов. - преобразование слов путем замены первого звука в слове. Слова – квазиомонимы. Анализ и чтение слов различной слоговой структуры.
21. Звуки и буква «З», «Зь». 2   - акустико-артикуляторная характеристика зв. «З», «Зь». -дифференциация звуков «З» - «Зь» изолированно, в слогах, словах. - придумывание слов со зв. «З», «Зь». - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд. - навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов. - преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове. Слова – квазиомонимы. Анализ и чтение слов различной слоговой структуры.
22. Звуки и буква «Ф», «Фь» 2   - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Ф», «Фь». -дифференциация звуков «Ф» - «Фь» изолированно, в слогах, словах. - придумывание слов со зв. «Ф», «Фь». - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд. - навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов. - преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове. Слова – квазиомонимы. Анализ и чтение слов различной слоговой структуры.
23. Звук и буква «Ш». 2   - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Ш». - придумывание слов со зв. «Ш». - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд. - навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов. - преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове. Анализ и чтение слов различной слоговой структуры.
24. Звуки и буква «Х», «Хь». 2   - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Х», «Хь». -дифференциация звуков «Х» - «Хь» изолированно, в слогах, словах. - придумывание слов со зв. «Х», «Хь». - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд. - навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов. - преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове. Анализ и чтение слов различной слоговой структуры.
25. Звук и буква «Ж». 2   - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Ж». - придумывание слов со зв. «Ж». - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд. - навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов. - преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове. Анализ и чтение слов различной слоговой структуры.
26. Звук и буква «Э» 2   - акустико-артикуляторная характеристика зв. «Э». - придумывание слов со зв. «Э». - Позиционный анализ слов (начало, середина, конец слова). - навыки последовательного количественного анализа слов с опорой на цифровой ряд. - навыки фонематического синтеза деформированных трехбуквенных слов. - преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове. Анализ и чтение слов различной слоговой структуры.
27. Предложение. 4 - - понятие «предложение». - дифференциация «слово» - «предложение». - правила письма предложений. - анализ предложений на слова. Схема предложений. - восстановление деформированных предложений. - чтение и письмо предложений. - правила графического оформления предложений.
28. Повторение. 6 - повтор изученных характеристик звуков (гласные – согласные, звонкие – глухие согласные, твердые – мягкие согласные).  - Дифференциация речевых звуков по оппозиционным признакам. - придумывание слов на заданный звук.   Закрепление всех видов фонематического анализа (позиционный, последовательный, количественный). - закрепление навыка фонематического синтеза деформированных трех – четырехбуквенных слов. - формирование навыка отгадывания ребусов. - формирование навыка решения кроссвордов. Чтение и письмо слов различной слоговой структуры, предложений.

Дифференциация звуков.

Тема Кол-во час. Фонематическое восприятие, представления. Навыки фонематического анализа и синтеза. Навыки слогового и языкового анализа и синтеза. Навыки чтения и письма.
1. Повторение. Гласные звуки и буквы. Ударный гласный в слове. 4 - акустико-артикуляторные характеристики гласных звуков. - выделение ударного гласного в слове. - придумывание слов на заданный звук. Позиционный анализ слов (начало, середина, конец). - деление слов на слоги с опорой на «отхлопывание» и с опорой на гласные звуки. - способ нахождения ударного гласного в слове. - чтение 1-3-сложных слов различной слоговой структуры. - графическое обозначение ударного гласного в слове.
2. Повторение. Согласные звуки и буквы. 2 - акустико-артикуляторные характеристики согласных звуков. - дифференциация звонких – глухих согласных, твердых – мягких согласных. - придумывание слов на заданный согласный звук. Последовательный, количественный звукобуквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд. - деление слов на слоги с опорой на «отхлопывание» и с опорой на гласные звуки - чтение 1-3-сложных слов различной слоговой структуры.  
3. Повторение. Навыки языкового и слогового анализа и синтеза. 2 Выделение ударного гласного в слове. - - Дифференциация понятий «предложение»-«слово»-«слог»-«звук». - слоговой анализ и синтез деформированных трехсложных слов. - анализ предложений на слова. - выделение предлога в качестве самостоятельного слова. - синтез деформированных предложений. - Чтение и анализ предложений, коротких текстов. - графическое обозначение предложений на письме. Схема предложения.
4. Твердые и мягкие согласные. Звук и буква «Й». 2 - дифференциация твердых- мягких согласных на уровне звуков, слогов, слов. - Акустико-артикуляторная характеристика звука. - придумывание слов со зв. «Й» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец). -последовательный количественный звукобуквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд. - определение «соседей» звука в слове. - навыки фонематического синтеза деформированных четырехбуквенных слов. - ребусы. - Деление слов на слоги с опорой на гласные звуки. - анализ предложений на слова. Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов.
5. Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква «Ь». 2 - дифференциация твердых- мягких согласных на уровне звуков, слогов, слов.   Смотри №4. Смотри №4. Смотри №4.
6. Обозначение мягкости согласного звука с помощью гласных II ряда. Буква «Е». дифференциация букв «Е» - «Э». 2 - дифференциация твердых-мягких согласных звуков на уровне звуков, слогов, слов. - акустико-артикуляторная характеристика буквы «Е». - придумывание слов с буквой «Е». -последовательный количественный звукобуквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд. - определение «соседей» звука в слове. - навыки фонематического синтеза деформированных четырехбуквенных слов. - преобразование слов путем замены первого, последнего звука в слове. - навык решения кроссоврдов. - слоговой синтез деформированных трехсложных слов. - анализ предложений. - Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов. - правописание букв «Е» - «Э» с опорой на мягкость – твердость последующего согласного звука.
7. Буква «Ё». дифференциация букв «О» - «Ё». 2 - дифференциация твердых-мягких согласных звуков на уровне звуков, слогов, слов. - акустико-артикуляторная характеристика буквы «Ё». - придумывание слов с буквой «Ё». Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. - Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов. - правописание букв «Ё» - «О» с опорой на мягкость – твердость последующего согласного звука.
8. Буква «Ю». дифференциация букв «У» - «Ю». 2 - дифференциация твердых-мягких согласных звуков на уровне звуков, слогов, слов. - акустико-артикуляторная характеристика буквы «Ю». - придумывание слов с буквой «Ю». Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. - Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов. - правописание букв «Ю» - «У» с опорой на мягкость – твердость последующего согласного звука.
9. Буква «Я». Дифференциация букв «А» - «Я». 2 -дифференциация твердых-мягких согласных звуков на уровне звуков, слогов, слов. - акустико-артикуляторная характеристика буквы «Я». - придумывание слов с буквой «Я». Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. - Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов. - правописание букв «Я» - «А» с опорой на мягкость – твердость последующего согласного звука.
10. Обобщение. Твердые и мягкие согласные звуки. 2 -дифференциация твердых-мягких согласных звуков на уровне звуков, слогов, слов.   Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. - Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, коротких текстов. - обозначение мягкости согласного звука на письме 2 способами.
11. Звонкие и глухие согласные звуки. Дифференциация звуков «П» - «Б». 4 -дифференциация звонких – глухих согласных звуков с опорой на работу голосовых связок и на силу голоса. - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «П»-«Б». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
12.  Дифференциация звуков «В» - «Ф». 4 - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «В»-«Ф». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
13.  Дифференциация звуков «К» - «Г». 4 - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «К»-«Г». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
14.  Дифференциация звуков «Т» - «Д». 4 - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Т»-«Д». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
15. Дифференциация звуков «С» - «З». 4 - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «С»-«З». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
16. Дифференциация звуков «Ш»-«Ж». 4 - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Ш»-«Ж». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
17. Звук и буква «Ц». 2 - акустико-артикуляторная характеристика звука «Ц». - придумывание слов со звуком «Ц» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец). Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
18. Звук и буква «Ч» 2 - акустико-артикуляторная характеристика звука «Ч». - придумывание слов со звуком «Ч» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец). Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Закрепление всех видов слогового, языкового анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
19. Дифференциация звуков «Ц»-«С» 4 - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Ц»-«С». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
20. Дифференциация звуков «Ч»-«Ть» 4 - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Ч»-«Ть». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
21. Дифференциация звуков «Ц»-«Ч» 4 - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Ц»-«Ч». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
22. Звук и буква «Щ» 2 - акустико-артикуляторная характеристика звука «Щ». - придумывание слов со звуком «Щ» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец). Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
23. Дифференциация звуков «Ч»-«Щ» 4 - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Ч»-«Щ». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
24. Звуки и буква «Л», «Ль». 2 - акустико-артикуляторная характеристика звуков «Л», «Ль». - придумывание слов со звуками «Л», «Ль» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец). Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
25. Звуки и буква «Р», «Рь». 2 - акустико-артикуляторная характеристика звуков «Р», «Рь». - придумывание слов со звуками «Р», «Рь» в заданной позиции в слове (начало, середина, конец). Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.
26. Дифференциация звуков «Л»-«Р» 2 - сравнительная акустико-артикуляторная характеристика звуков «Л»-«Р». -дифференциация данных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление всех форм фонематического анализа и синтеза в различных играх и упражнениях. Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов. Чтение и анализ слогов, слов, предложений, содержащих оппозиционные звуки (буквы).
27. Обобщение всего пройденного материала 2 Обобщение и систематизация всего пройденного материала. Обобщение и систематизация всего пройденного материала. Обобщение и систематизация всего пройденного материала. Чтение и анализ слов различной слоговой структуры, предложений, текстов.

 

 


Глава 3.

Игровые приемы формирования фонематической системы речи. Примеры  дидактических игр, направленных на формирование фонематической системы речи.

 

Светофор».

Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец ».

Описание:Педагог показывает картинку, называет слово, а ребёнок должен определить, где должна находиться фишка (заданный звук): в начале, в середине или в конце слова.

 

 

Клумба».

Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.

 

Описание:Перед ребёнком панно «3 клумбы» и тюльпан. Педагог просит определить место заданного звука в слове и показать на какой клумбе будет расти тюльпан: в начале, в середине или в конце.

 

 

Грибочек».

 Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.

Описание:На шляпке грибочка расположена решётка с тремя окошками для определения места звука в слове. В травке под грибочком располагается картинка. Ребёнок определяет место заданного звука в слове, т.е. с помощью фишки-листочка показывает, куда упал листочек, где звук: в начале, в середине или в конце. Аналогично используется фишка «божая коровка». Нужно показать, где сидит божая коровка: в начале, в середине или в конце.

 

Рыбка».

Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.

Описание: Педагог показывает разрезанную на три части рыбку, объясняя, что рыбка – это слово: начало – рот рыбки, конец – хвост, тело и плавники – середина. Ребёнок с помощью рыбки определяет место заданного звука: звук в начале слова – рот рыбки, в середине или в конце – хвостик рыбки.

 

Звуковые грядки».

Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.

 

Описание:Используется «звуковая дорожка с тремя грядками» и фишки – овощи. Ребёнок должен показать, на какой грядке растёт выбранный овощ, т.е. где заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце.

 

 

                                                                       



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.046 с.)