Структура и функции фонематической системы речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и функции фонематической системы речи.



Орфинская (1946) дает следующее определение фонематической системы речи. Фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждый элемент характеризуется определенными смыслоразличительными признаками.

В русском языке такими признаками являются звонкость или глухость, твердость или мягкость, место образования, способ образования, участие нёбной занавески.

Если фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, то это звуки далекие, не сходные между собой. Если фонемы отличаются только одним смыслоразличительным признаком, тогда они являются близкими, оппозиционными.

Известный лингвист Г.А. Климов в своей работе «Фонема и морфема» дает следующее определение (1967, с.24): «Фонема - единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц - морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через них - и для опознавания и различения слов. Фонема - инвариантная единица языка».

Таким образом, фонема - основная незначимая единица языка, связанная со смыслоразличением лишь косвенно. Она выполняет  перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (различительную) функции.

Фонематическая система речи состоит из следующих компонентов:

1. Фонематическое восприятие (фонематический слух, слухопроизносительная дифференциация фонем).

В ходе анализа литературных данных можно встретить наряду с понятием «фонематический слух» понятие «фонетический слух»

Понятие «фонематический слух» Л.А. Пиотровская (1999 г.) предложила использовать для характеристики процесса восприятия речи, тогда как понятие «фонетический слух» – для характеристики процесса порождения речи.

Таким образом, фонематический слух – это способность ребенка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие смыслоразличительную функцию. Следовательно, основой для формирования фонематического слуха является бессознательный анализ речи окружающих его людей. Как указывает Л.В. Бондарко, если бы фонематический слух не формировался достаточно рано, ребенок не мог бы понимать обращенную к нему речь окружающих его взрослых. Узнать слово – значит узнать, из каких фонем оно состоит и в какой последовательности они в нем следуют.

Слухопрозносительная дифференциация звуков речи позволяет различать слова на основе восприятия каждой фонемы, входящей в состав слова. Одни авторы, например, Н.Х. Швачкин (1948), Л.Ф. Спирова (1957), Р.Е. Левина (1968), называют эту функцию «фонематическим восприятием», другие, такие как М.Е. Хватцев (1959), Е.И. Исенина (1967), А.И. Максаков (1970), - «фонематическим слухом». Но термин «фонематический слух» не отражает в полной мере сущность данной функции: он предполагает лишь слуховой компонент. В то же время установлено (В.И. Бельтюков, 1964, 1977; Л.В. Бондарко, 1977), что восприятие звуков речи осуществляется на основе слухового и произносительного образов звуков, т.е. носит сенсомоторный характер.

Таким образом, фонематическое восприятие (или слухопроизносительная дифференциация фонем) – это процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются на свои составные части, и их звуковой состав не осознается. Узнавание слов происходит в зависимости от условий восприятия либо с опорой на отдельные элементы, либо на признаки всего слова в целом. Это дает основание относить процесс фонематического восприятия к более простым функциям, в формировании которых основную роль играют речеслуховой и речедвигательный анализаторы, а также такие психические процессы, как внимание и память.

1. Фонематический анализ:

Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Фонематический анализ может быть простым и сложным. В.К. Орфинская (1946) выделяет следующие формы оперирования фонемами:

I. Простые формы фонематического анализа:

1. Узнавание звука на фоне слова (есть / нет заданный звук в слове);

2. Позиционный фонематический анализ подразумевает определение позиции звука в слове (начало, конец, середина).

II. Сложные формы фонематического анализа:

1. Последовательный фонематический анализ предполагает определение последовательности звуков в слове;

2. Количественный фонематический анализ предполагает определение количества звуков в слове;

3.  Определение места звука в слове по отношению к другим звукам (назови «соседей» заданного звука).

По данным В.К. Орфинской, простые формы фонематического анализа, у детей дошкольного возраста появляются спонтанно (с четырех – пяти лет), а сложные формы фонематического анализа появляются лишь в процессе специального обучения (с шести лет).

3. Фонематический синтез – это умственное действие по синтезу звуковой структуры слова, слиянию звуков в слово. Как считает Т.Г. Егоров (1956), процесс фонематического синтеза не только не уступает по трудности фонематическому анализу, но значительно сложнее анализа.

4. Фонематические представления – это способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений. Фонематические представления формируются на базе сформированных фонематического восприятия и фонематического анализа. Помимо указанных выше процессов, в их развитии большую роль играют внимание и память.

1.3. Развитие фонематической системы в онтогенезе.

В онтогенезе развитие и становление фонематической стороны речи происходит постепенно.

Реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни младенца. Первая реакция на звук проявляется у малыша расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.

В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте слово воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Входящие же в его состав звуки воспринимаются им еще диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками.

   Фонемный период начинается с одного года и продолжается до семи лет. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов.

Нормально развивающийся ребенок уже к 2 годам способен различать все тонкости родной речи, понимать, и реагировать на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска). Так формируется фонематический слух. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях.

К 3 – 4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые согласные и, наконец - сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. К этому же времени или чуть позже (к 5 годам) у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Формирование правильного произношения зависит, в том числе, и от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И, Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М, Лямина доказали, что для дальнейшего обучения грамоте, необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. 


Глава 2.

Методические рекомендации по формированию фонематической системы речи у детей 5-7 лет с ОНР.

Старшая группа (5-6 лет).

 Формирование  навыков фонематического анализа и синтеза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.012 с.)