Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Молодежь в социальной структуре общества и системе социального воспроизводства.
Молодежь в социальной структуре общества представляет собой большую социальную группу, имеющую специфические социальные и психологические характеристики. Их наличие определяется рядом факторов, имеющих количественный и качественный характер. К количественным характеристикам относится возраст. Как правило, к молодежи в отечественной наук принято относить лиц, возраст которых находится в пределах от 15 до 29 лет. В связи с тем, что в современном мире, с одной стороны, существенно ускорился процесс физического (в частности полового) созревания подростков, а с другой – «помолодел» период вступления юношей и девушек в самостоятельную, «взрослую» жизнь, иногда возрастные границы понятия «молодежь» определяются в пределах от 14 до 25 лет. В практической деятельности нередко имеет место пролонгирование понятие молодежь. Например, молодыми учеными считаются исследователи в возрасте до 30 – 35 лет [16]. Качественные характеристики молодежи определяются, во-первых, тем, что социально-экономическое и общественно-политическое положение молодежи, ее духовный мир находятся в состоянии становления и незавершенности. Особенности социального развития молодежи состоят в «приобретении и изменении молодыми людьми собственного социального статуса и формировании гражданских идентичностей в процессе достижения молодыми людьми социальной зрелости и социальной субъектности. Данный процесс имманентно связан с риском, не обходится без проб и ошибок в выборе жизненного пути, способах самореализации молодых людей» [17]. Более того, в обществе, где риск становится всеобщим и некалькулируемым (непросчитываемым), незавершенность статуса молодежи становится источником ее маргинальности. Маргинальность (от лат. marginalis – «находящийся на краю») в данном случае представляет собой характеристику человека или группы, не интегрированных в какую-либо социальную (социальная маргинальность) или социокультурную (социокультурная маргинальность) общность, не идентифицирующихся ни с одной из них. Маргинальность молодежи имеет как негативные, так и позитивные следствия. Негативные выражаются в исключенности из магистральных общественных процессов, в утрате доступа к необходимым ресурсам. Позитивные связаны с тем, что довольно часто именно маргинальная среда становится источником инновационных идей.
Во-вторых, к особенностям молодежной когорты относится высокий уровень дифференциации в ее среде. При этом следует отметить, что восприятие данной особенности молодежи существенно изменилось за последнее время. Если еще несколько лет назад о молодежи писали как о сравнительно однородной группе, то сегодня все чаще говорят о ее существенной социальной и социокультурной дифференциации. Факт сравнительной (по сравнению с другими группами) социальной и социокультурной однородности молодежи традиционно связывался как с незавершенностью статусного становления и повышенной мобильностью, свойственных молодежи, так и с тем, что значительная часть молодежи сосредоточена в средних и высших учебных заведениях. Общий и преобладающий вид деятельности всегда определял существенные черты их образа жизни и способствует восприятию общих норм и ценностей. Исследователи отмечали, что для молодежи свойственна значительно большая групповая идентичность, нежели у других возрастных когорт. Большая однородность молодежи по сравнению с другими возрастными группами зачастую давала основание для выделения специфической молодежной субкультуры, отличающейся от господствующих в обществе культурных образцов. Однако, как отмечает И.С. Кон, «реальное положение молодежи в современном мире противоречиво, а сама она неоднородна». Исследователь пишет: «Хотя глобализация способствует созданию и распространению более или менее всеобщих знаков и символов молодежной субкультуры, современная молодежь не является социально и культурно однородной. За общностью черт молодежной субкультуры стоят глубокие социально-классовые, гендерные, национально-этнические, и культурные различия» [18]. В-третьих, молодежь в целом обладает повышенной мобильностью (не только социальной, но и бытовой). На нее влияют и возрастные психофизиологические особенности, и незавершенность реализации устойчивого профессионального статуса (и, следовательно, наличие свободного времени), и высокая степень групповой идентификации. В силу данного обстоятельства мобилизация молодежи на протест или поддержку, в отличие от других когорт, протекает проще. К этим факторам можно добавить значительную степень концентрации молодых людей в учебных заведениях, которые по своей массовости, например в России в период экономического кризиса 1990-х гг., превзошли промышленные предприятия. К показателям интенсивности молодежной мобильности относится то, что, например, в России, наибольшее количество переходов из одной социальной группы в другую приходится на первые 10 лет трудового стажа.
В-четвертых, специфическое положение молодежи определяется той социальной функцией, которую молодежь выполняет в обществе. В результате смены поколений осуществляется простое или расширенное воспроизводство социальной структуры общества. Под воспроизводством понимается постоянное повторение, непрерывное возобновление процесса общественного воспроизводства, смысл которого - в развитии общества и отдельных его групп. В зависимости от характера этого процесса, оно может быть деструктивным (отставание развития), простым (повторение) и расширенным (возобновление во все увеличивающихся масштабах). В процессе воспроизводства возобновляются не только материальные блага, но и многообразие общественных отношений, воплощающихся, прежде всего, в социальных институтах. Определяющим направлением развития молодежи является ее интеграция в общество (социальная интеграция). Процесс интеграции молодежи в общество означает, прежде всего, изменение ее статуса в социальной структуре посредством определенных способов социальной мобильности. Позитивная направленность изменения количественных и качественных характеристик молодежи свидетельствует об интеграции, негативная – о социальной эксклюзии – исключении из магистральных социальных процессов. Феномен социальной эксклюзии имеет место фактически в любом обществе и обусловлен социальным неравенством кастового, либо классового характера. В обществах традиционного типа эксклюзия освящена обычаем и, как правило, по ее поводу не возникает рефлексии. В обществах современного типа социальное исключение в большей степени осознается как дисфункциональное явление. Определенная возрастная дискриминация – так называемый эйджизм - фактически универсальное социальное явление. Естественное следствие незавершенной профессиональной, образовательной и любой другой социализации – более низкий статус, нежели у старших когорт. Крайним выражением дискриминации молодежи являются геронтократические формы социального устройства, которые становятся следствием рутинизации социальных практик. В современном российском социуме социальное аутсайдерство и эксклюзия приобрели массовый характер в результате радикального перехода от тотального государственного управления советского периода к либертарианским формам государственной политики и практики в 1990-е гг. Одним из следствий социально-экономических и политических процессов в современной России является усиление социальной дифференциации общества. Она проявляется в увеличении численности групп, отстраненных от участия в магистральных общественных процессах, утративших перспективы на социальное лидерство и не имеющих доступа к ресурсам, необходимым для успешной адаптации и саморазвития. Масштабы социального исключения молодежи характеризует то, что ее удельный вес в составе безработных составляет 41,3% [19].
На макросоциальном уровне эксклюзия проявляется в наркотизации, алкоголизации, социальном инфантилизме, абсентеизме, уклонении от военной службы и т.д. В ряде же случаев результатом социальной исключенности становится агрессия. Эта агрессия направлена, во-первых, на социальные институты и группы, являющиеся действительными или мнимыми «виновниками» социального аутсайдерства. Во-вторых, как способ снятия социальной напряженности она носит спонтанный характер и направлена в таком случае на всех, кто в социальном отношении маркирован иначе. Раса, этничность, район проживания, принадлежность к другому клубу болельщиков становятся линией разделения социального мира на «своих» и «чужих». Аутсайдер не считает себя связанным нормами социума, который его отторг, и часто мстит ему. «Не сумев реализовать себя в обществе, молодежь становится перед альтернативой: оказаться на обочине жизни или пойти по пути нарушения правовых и нравственных норм»[20]. По данным Фонда общественного мнения (ФОМ), 25% респондентов в возрасте 18-35 лет испытывают раздражение и неприязнь к представителям тех или иных национальностей [21]. По результатам сравнительно недавних социологических исследований, проведенных в Кондопоге (год), 49% студентов и школьников испытывают негативные чувства к выходцам с Кавказа [22]. Опросив в школах Тольятти около шести тысяч учащихся 10-11-х классов, социологи получили такие данные: 68% ребят и почти 40% родителей уверены в том, что в России должны жить только русские [23]. Сформировавшись на макросоциальном уровне, аутсайдерство становится источником норм поведения на микрогрупповом уровне социальной коммуникации. К наиболее негативным его последствиям относятся: социальная апатия, практики саморазрушения (суицид, алкоголизация, наркотизация, криминальное поведение, экстремизм). Основным механизмом эксклюзии является кризис идентификации – несоответствие ценностных и поведенческих образцов индивида и его окружения. Молодежь в условиях российской трансформации оказалась не только во многих отношениях аутсайдерской, но и внутренне расколотой группой. Ее старшие слои смогли успешно включиться в новые условия рынка, используя комсомольское предпринимательство или криминальные институты. Более младшие (не обладающие высоким предписанным статусом) оказались в менее выигрышных условиях. Тем не менее ситуация в молодежной среде в последние годы не может определяться исключительно негативными характеристиками. Социологический анализ дает возможность охарактеризовать ее как сложную и довольно противоречивую.
В целях диагностики социального аутсайдерства молодежи, выявления его факторов в сентябре 2006 г. был проведен опрос молодежи Белгородской области по репрезентативной выборке (рук. В.П. Бабинцев). Результаты опроса показывают, что большинство молодежи адаптировано к жизни. 37,88% респондентов охарактеризовали себя как молодых людей, хорошо приспособившиеся к современной ситуации, чувствующих себя комфортно; еще 8,62% - как преуспевающих молодых людей, молодежных лидеров. 28,06% указали, что временно испытывают трудности, но, тем не менее, имеют хорошую жизненную перспективу. Лишь 1,60% заявили, что не видят перспективы и обречены на неудачу. По данным опросов Левада-Центра 2006 г., от 8 до 12% респондентов (по общероссийской выборке) заявляют, что не смогли и не смогут приспособиться к нынешней жизни [24]. При этом в ходе исследования в Белгородской области одним из наиболее значимых критериев самоидентификации для молодых людей оказались личные качества (для 36,47% респондентов – третий по значимости ранг), что характеризует высокую степень значимости индивидуальной активности в ценностной системе молодежи. На первом месте в самоидентификации – максимально неопределенные «условия жизни» (56,71%), и лишь на втором - размер дохода, наличие собственности и имущества (41,68%). Наиболее благоприятными для себя молодые люди считают социально-психологические жизненные условия. Меньше всего среди молодежи неудовлетворенных состоянием своего душевного комфорта (8,82%) и отношениями с окружающими (5,01%). Больше всего недовольных размером своих доходов (39,68%), собственности и имущества (33,47%), качеством медицинского обслуживания (28,86%) и защиты своих прав (28,46). Положение в обществе в целом устраивает большинство молодых людей (81,36%). Возможность участия в управлении обществом для молодежи не является значимым критерием структурирования социального пространства. О ней многие просто не задумываются (29,46% затруднившихся с ответом). А почти половине респондентов(45,49%) их возможности в этой сфере кажутся вполне удовлетворительными. Большинство респондентов (53,71%) идентифицируют себя по своему статусу с основной массой молодежи (лишь 1,60% заявили, что он существенно ниже, и 5,21% - существенно выше). Этот факт дает основание подавляющему большинству заявлять об отсутствии или эпизодичности зависти к более успешным сверстникам (никогда не завидуют 40,68%, иногда – 8,90%). При этом поводом для зависти чаще всего является не богатство (26,25% опрошенных), а удачливость, везение (43,89%). Тех, «у кого все есть», по их словам, большинство воспринимает спокойно (66,33%), и лишь немногие завидуют (11,42%) или ненавидят (2,40%).
В целом, на социально-психологическом уровне молодые люди демонстрируют адекватность в коммуникативных практиках со своим окружением: 63,73% считают, что окружающие относятся к ним именно так, как они заслуживают, а по мнению 3,41% - даже лучше. Поэтому сами они также чаще всего испытывают к окружающим дружелюбие (66,33%) и практически не испытывают враждебности (0,80%) и зависти (0,40%). По данным опроса, микрогрупповую депривацию [25] испытывает меньшинство респондентов. О том, что часто или постоянно испытывают ощущение того, что никому не нужны, утверждают всего 10,42% респондентов. Хотя, возможно, не всем испытывающим такое чувство приятно об этом говорить. Изредка же это ощущение испытывают многие – 43,69%. В достижении своих жизненных целей молодые люди предпочитают не полагаться на государство, которое, по их мнению, либо вовсе не уделяет внимания их проблемам (32,67%), либо вспоминает от случая к случаю (32,46%), а также использует в своих целях (10,02%) и просто мешает жить (6,62%). Самым легитимным государственным институтом в глазах молодежи является Президент России, которому доверяют 27,25%. Кстати, большее доверие молодые люди демонстрируют именно к персонифицированным общественным институтам: 12,63% доверяют губернатору, 6,81% - главе местной администрации; уровень доверия остальным (СМИ, партиям, Государственной Думе, молодежным организациям, правоохранительным органам, церкви и др.) не превышает 6,21%. Большинство респондентов на ценностном уровне демонстрирует индивидуализм и неопределенность в следовании социальным, прежде всего, правовым нормам. О вере, прежде всего, в самого себя заявили 57,31%, в удачу - 11,62%. Почти половина (46,09%) утверждает, что считает недопустимым совершение правонарушений даже для достижения своих целей. Допускают такую возможность 24,65% и, скорее всего, также допускают и 29,26% затруднившихся с ответом. Таким образом, интерпретация результатов опроса позволяет сделать выводы о преобладании неявной исключенности молодежи из ряда социальных процессов, которая фактически не становится объектом рефлексии самой молодежи. Молодые люди демонстрируют преобладание в их жизненных стратегиях таких общезначимых ценностей, как семейное счастье (64,73% респондентов), карьера (45,29%), богатство (31,66%) и реализация своих способностей (30,46%). Важной является и возможность быть свободным и независимым в своих решениях и поступках (26,25% участников опроса). Боятся в жизни преимущественно потери близких людей 51,50% молодых людей и войны - 36,27%. Большинство опрошенных считает, что реализует свои планы в основном (60,32%) или в полном объеме (18,44%). В то же время обращает внимание на себя внеинституциональный личностный характер способов достижения жизненных целей. Главными факторами их реализации большинство считает преимущественно личные качества - целеустремленность (65,53%) и работоспособность (53,31%), и лишь затем – хорошее образование (52,51%). Большинство молодых людей на ценностном уровне демонстрирует не то, чтобы надежду, но «веру в самого себя» и отчасти в удачу и слабость веры во все остальное (в том числе и в Бога – 9,02% верящих). Вообще, категория удачи, везения является достаточно значимой в саморефлексии молодежи. Почти половина респондентов заявили о том, что хотели бы уехать за границу на постоянное место жительства либо не определились с ответом (31,46% и 17,84% соответственно), что характеризует слабость или отсутствие национально-культурной идентичности. Компенсационными механизмами исключения на макросоциальном уровне являются в той или иной степени микрогрупповая идентичность молодежи и доминирующее представление о значимости личной воли и активности в достижении жизненных целей [26]. Таким образом, различные группы молодежи в социальном пространстве любого общества располагаются между двумя крайними полюсами, которые допустимо определить как «лидерство» и «аутсайдерство». Те группы, которые тяготеют к первому, становятся сопричастными к магистральным тенденциям общественного развития. Напротив, концентрация вокруг полюса аутсайдерства усиливает маргинализацию молодежной среды. При этом распределение молодежи между этими полюсами определяется не только (и не столько) показателями уровня жизни, но, в первую очередь, диспозицией личности. Именно в силу ее специфики молодые люди либо включаются в социально-преобразовательный процесс и – что особенно существенно – играют в нем конструктивную роль, либо исключаются из этого процесса.
Вопросы для самопроверки: 1. Чем, на Ваш взгляд, обусловлено формирование социологии молодежи как самостоятельной отрасли социологии? Какие социально-политические факторы повлияли на этот процесс? 2. Если объектом социологии молодежи является молодежь, то, что является ее предметом? 3. В чем специфика развития отечественной социологии молодежи? 4. Назовите основные социологические теории, сформировавшиеся в первой половине XX века и ставшие концептуальной основой социологии молодежи. 5. Назовите самые главные характеристики молодежи как участника социальных процессов. 6. Можно ли, на Ваш взгляд, говорить о социальной однородности современной российской молодежи? Обоснуйте свою точку зрения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.019 с.) |