Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция социализационной нормы.
Современные исследования социализации молодежи оформлены несколькими концепциями, среди которых выделяются: концепция социализационной нормы; характеристика отклоняющейся социализации; типология процессов социализации; особенности и траекторная модель социализации молодежи[58]. Под социализационной нормой понимается результат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие. На индивидуальном уровне социализационная норма представляет собой некий эталонный результат процесса социализации, выражающийся в относительно беспроблемном взаимодействии индивида со своим окружением и институтами социализации. На уровне общества она заключается в устоявшейся совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Социализационная норма тесно связана с социальной нормой, но не сводится к ней. Социальная норма представляет собой некий предел допустимого поведения, который освящен либо обычаем (традицией), либо правом. Она предполагает регуляцию поведения индивида или группы, в то время как социализационная норма предполагает не только регуляцию, но и освоение нормы, ее интернализацию. В качестве социальной нормы может рассматриваться достижение жизненного успеха. Социализационная норма – это усвоение индивидом социальных свойств и качеств, которое приводит к достижению успеха. По нашему мнению, допустимо утверждать, что социализационная норма может рассматриваться как социальная норма, адаптированная личностью и превращенная ею в одно из оснований для своей жизненной стратегии. В данной связи представляется довольно адекватной характеристика социализационной нормы А.И. Ковалевой как проекции социальности на человека, осуществляемой агентами социализации и самим индивидом [59]. При этом в качестве агентов социализации выступают социальные институты и референтная среда. Социализационная норма может быть представлена тремя ее основными типами: идеальным, нормативным, реальным. Идеальный тип социализационной нормы определяется общественными идеалами и строящимися на их основе ориентирами личностного развития. Они представляют идеальную модель социализации.
В основе нормативного типа лежат формализованные положения о том, каким должен стать человек, что могут и должны сделать соответствующие социальные институты для обеспечения интеграции индивидов в общество. Часто идеальный и нормативный типы социализационной нормы совпадают. Реальный тип социализационной нормы отражает статистическое большинство результатов социализации индивидов данного общества в конкретный исторический период его развития. На характер социализационной нормы большое влияние оказывает характер общества, его динамичность, стабильность или нестабильность. В условиях трансформации социальной системы и социальных институтов претерпевает изменение и социализационная норма. Вариативность процессов социализации определяет и различные результаты социализации. Она может быть как успешной, так и неуспешной. И, в принципе, результат социализации практически никогда не достигает идеала, как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализационные функции. Практика показывает, что социализация индивида почти всегда включает в себя отклонение. При этом социализационная норма может не выполняться в процессе социализации и не достигаться как ее результат. Отклонение определяется несоответствием социализации сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме. В силу данного обстоятельства приобретает особое значение проблема отклоняющейся социализации, которая является крайне значимой для современной молодежи. Отклоняющаяся социализация представляет собой процесс, в ходе которого индивид усваивает не эталоны, предлагаемые ему обществом, но типические черты, относящиеся к иным культурам, или субкультурам, не получившим легального легально статуса в данном социуме. Отклоняющаяся социализация проявляется в различных формах отклоняющегося (девиантного) поведения, а также обнаруживается как несоответствие личностного развития установленным в обществе эталонным.
Для социологии молодежи представляет особый интерес содержание социализационных норм современной молодежи, а также их взаимодействие с социальными нормами. В этой связи следует, во-первых, отметить, что для российского общества в последние два десятилетия была типичной неопределенность социальных норм, явившаяся следствием формирования «общества смуты». Характерными чертами такого общества стали: - дискредитация общественно значимых, консолидирующих идей, ориентация практически каждой статусной группы на свою «особую правду»; - анормальная композиция индивидуального и общественного сознания, в котором одновременно представлены и уживаются противоположные по своей направленности установки, ориентации и идеи. Ж.Т. Тощенко определяет это как «рождение уникального явления – парадоксального человека». Он пишет: «Выдвинув данную концепцию, автор сделал заключение, что оно [общественное сознание – В.Б., Е.Р.] не только расколото, раздроблено, противоречиво, но и зачастую парадоксально. В общественном сознании зреют и продолжают существовать взаимоисключающие ориентации, которые противостоят друг другу, исключают друг друга, несовместимы между собой» [60]; - социальное дезертирство [61]; - алогичность социального мышления, доводимая в своих крайних формах до легитимации абсурда; - тотальная негативная саморефлексия и самооценка, проявляющаяся в типично мазохистском унижении собственной истории, культуры, в отрицании социальной перспективы; - пониженная реакция на внешние факторы, в том числе и на те, что непосредственно влияют на качество жизни, массовая общественная апатия и равнодушие; - идеологическая виктимность, выражающаяся в потенциальной готовности стать жертвой обмана, объектом беззастенчивого манипулирования сознанием. Именно молодежь превратилась в главный объект манипуляций, которые основаны на применении новейших технологий управления намерениями людей, их мотивами, желаниями склонностями [62]. Несмотря на то, что в последние годы произошла заметная стабилизация социальной системы в России, инерция «смутного времени» сохраняет свое значительное влияние в молодежном сознании. И это довольно отчетливо проявляется в отношении к социализационным нормам. Для значительной массы современных молодых людей характерен социальный релятивизм, выражающийся в признании относительности любых эталонов поведения. Релятивистские ориентации, как показывают социологические исследования, утверждались в течение длительного времени. Уже применительно к началу 1990-х годов стало возможным говорить о нравственной дезориентации значительной части молодых людей, которые все чаще стали затрудняться различать в реальной жизни нравственное и безнравственное, добро и зло, потеряли четкое представление о моральной норме. Это наглядно подтвердило социологическое исследование «Негативные явления в молодежной среде и их предупреждение», проведенное в Белгородской области в 1994 году. В ходе его лишь 55,65% опрошенных молодых людей заявили, что они имеют представление о том, какие действия и поступки являются нравственными. 14,97% признали, что не имеют такого представления; 28,69% - вообще затруднились ответить [63].
При этом реально число дезориентированных юношей и молодых людей было значительно выше, так как гораздо большее число респондентов затруднилось дать моральную оценку конкретным поступкам и действиям. Так лишь 49,77% опрошенных оценили, как безнравственное, воровство, 48,39% - вымогательство; 35,6% - проституцию; 42,74% - измену друзьям [64]. В юношеской среде нормоообразующими стали не идеальные требования и установки, усвоенные в процессе воспитания, но жизненные обстоятельства и образцы поведения, интериоризированные в результате общения с наиболее авторитетными представителями референтных групп из числа сверстников и взрослых. В случае противоречия между ними приоритет отдавался вторым и третьим. Нравственная дезориентация молодежи имела множество предпосылок, но главными среди них были: целенаправленное разрушение традиций; тотальное утверждение квазирыночных отношений, основанных на имитации товарно-денежного обмена и экстраполирование таких отношений на все сферы жизни. Нравственная дезориентация была дополнена правовой безграмотностью, которая, безусловно, не сопоставима с невежеством в нравственной сфере, но в ряде случаев существенна. Не случайно, по данным отмеченного нами исследования, о наличии ясного представления о правовых и противоправных действиях в 1994 году заявили лишь 66,36% респондентов. 14,75% отметили, что не имеют такового; 19,12% - затруднились ответить. Однако и в этом случае многие из ответивших затруднились дать правовую оценку конкретным правонарушениям: 1,73 % - воровству; 31,22 % - бродяжничеству; 4,26 % - вымогательству; 15,21 % - проституции [65]. Существенно и то обстоятельство, что несовершенство нормативно-правовых норм, противоречивость и непоследовательность некоторых законодательных актов породило у части юношей их негативное восприятие, отказ следовать им, несмотря на достаточно хорошую осведомленность о содержании. Произошла значительная диверсификация ценностных и правовых ориентаций. Это дало основание говорить о наличии в молодежной среде различных субкультур, среди которых особую роль стала играть делинквентная субкультура. Заметная часть белгородской молодежь стала достаточно спокойно относиться к взяточничеству, участию в теневом бизнесе, неуплате налогов, откровенному политиканству [66]. Фактически в ситуации социальной смуты в молодежной среде сформировалась некая новая социокультурная реальность, которая в формальном отношении соответствовала мировоззрению постмодерна с его установкой на релятивистское восприятие действительности. Но, в сущности, эта реальность базировалась на деформации естественных человеческих отношений, а потому была и остается бесперспективной в стратегическом отношении.
Релятивистский принцип довольно закономерно распространился в сферу правосознания и правовой культуры. Это подтвердил анализ установок на конкретные практические действия молодых людей в ситуации правового и морального выбора. В частности, в ходе проведенного опроса респонденты указали: в случае совершения преступления на их глазах они: вмешались бы и постарались предотвратить - 8,9%; сообщили бы об этом в милицию - 20,6%; позвали бы на помощь людей, находящихся поблизости - 6,7%; все зависит от ситуации - 56,5%; сделали бы вид, что ничего не видели - 3,9%[67]. В правовом сознании молодых людей фактически была разорвана жесткая взаимосвязь между правовыми ориентациями и установками, с одной стороны, и поступками и действиями, с другой. Правовое поведение стало почти исключительно определяться ситуацией, и правовые ориентиры оказались весьма подвижными. Социальный релятивизм оказывает значительное влияние на готовность молодежи усваивать социализационные нормы. Отношение к ним довольно жестко ставится молодыми людьми в зависимость от способности обеспечить достижение жизненного успеха. Его молодые люди связывают преимущественно с богатством и карьерой. В частности, в ходе исследования «Социальное аутсайдерство молодежи как источник опасностей и угроз в условиях пограничного региона», проведенного в 2006 году в Белгородской области (N=499 респондентов) по гранту Российского гуманитарного научного фонда[68]установка на карьеру оказалась ведущей для 45,29% респондентов. Это очень высокий показатель, уступающий лишь показателю установки на семейное счастье (64,73%). Но при этом 24,8% молодых людей допустили возможность нарушения закона, если это нужно для достижения поставленных целей. Еще 53% молодых людей заявили: «Все зависит от обстоятельств». Несколько иначе молодые люди относятся к нравственным нормам. Их нарушение не одобряют 60,4% молодых людей. И все же допустимо утверждать, что для большинства современной молодежи многие социальные и социализационные нормы не имеют безусловного значения. Отношение к ним детерминируется ситуацией.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.01 с.) |