Шесть способов защитить свой голос 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шесть способов защитить свой голос



1. Дышите правильно, чтобы иметь возможность управлять своим го­лосом, не напрягаясь.

2. Управляйте темпом речи, чтобы дать себе отдохнуть.

3. Замедлите речь. Это не только убережет ваше горло, но и заставит голос звучать глубже и увереннее.

4. Пейте много жидкости. Идеальный напиток — теплая вода с медом или чай без молока. Никогда не пейте холодную жидкость или — еще хуже — напиток со льдом.

5. Не пейте чай или кофе с молоком перед выступлением или во время него, потому что молоко сгущает слюну, отчего голос может пре­рываться. По той же причине откажитесь от мороженого, сыра и других молочных продуктов. Зубная паста тоже может стать причиной проблем, поэтому не стоит чистить зубы непосредственно перед выступлением. Мой любимый напиток при проведении длительных семинаров — это горячая вода, в которой я растворяю чайную ложку меда и лимонный сок. Этот напиток не только прекрасно увлажняет горло, но и содержит сахар, который служит источником энергии.

6. В холодные дни, выходя на улицу, заматывайте шею шарфом, что­бы держать горло в тепле и сохранить гортань расслабленной. В холод­ные дни связки сокращаются и становятся менее эластичными.

Льюис Д. Тренинг эффективного общения. - М.: Эксмо, 2002. - С. 96.

Выводы

1. Деловое общение — это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению конкретной задачи, стоящей перед организа­цией.

2. Деловое общение может быть прямым и косвенным и реализо­вываться в форме деловой беседы, деловых переговоров, деловых сове­щаний, выступлений.

3. Основные этапы деловой беседы: начало беседы, информиро­вание партнеров, аргументирование выдвигаемых положений, при­нятие решения, завершение беседы.

4. В начале беседы эффективно использовать методики снятия напряжения, «зацепки», прямого подхода.

5. Для получения информации задают закрытые, открытые, ри­торические, переломные вопросы и вопросы для обдумывания.

6. Существуют определенные психологические приемы, которые помогают расположить к себе собеседника: называние собеседника по имени-отчеству; доброжелательное выражение лица и улыбка; комплименты; умение слушать; проявление интереса к личной жиз­ни собеседника.

7. Разговор следует начинать с приветствия и самопрезентации. Во время телефонного разговора лучше улыбаться. Рекомендуется подносить трубку то к одному уху, то к другому. Во время разгово­ра не следует есть или параллельно разговаривать с другим челове­ком. В конце разговора нужно обязательно попрощаться с собесед­ником.

8. Во время переговоров очень важно создать благоприятный психологический климат. Лучше не использовать слова и выраже­ния, передающие окончательное мнение: «всегда», «никогда», «толь­ко так». Вместо них эффективнее употреблять: «мы полагаем», «мне кажется», «возможно», «давайте обсудим» и т.д.

9. Цель проведения деловых совещаний: сбор информации, ее переработка, принятие управленческих решений. Выделяют дик­таторские, автократические, дискуссионные, проблемные, инструк­тивные, оперативные совещания. Для их проведения важно опреде­лить дату, повестку дня, состав участников, выступающих.

10. Наиболее эффективны двадцатиминутные выступления, ко­торые включают общее вступление (2—3 мин), основную часть сооб­щения (14—16 мин), заключение (2—3 мин).

11. Во время выступлений рекомендуется сохранять доброжела­тельное выражение лица, говорить по возможности стоя, следить за своими руками, держать спину прямой, а подбородок приподня­тым, встречаться с глазами слушателей, не торопиться; не рекомен­дуется читать по бумажке, непосредственно перед выступлением пить чай или кофе с молоком, вступать в дискуссию, сильно вол­новаться. Закончив выступление, следует поблагодарить присутству­ющих за внимание и сотрудничество.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: деловое общение, формы де­лового общения, деловая беседа, этапы беседы, виды вопросов, виды совещаний, психологические приемы влияния на партнера по об­щению.

Материалы для самопроверки к главе 19

Вопросы для самопроверки

1. Что такое деловое общение? В чем его специфика по сравне­нию с общением вообще? Какие другие виды общения, помимо делового, вы знаете?

2. Приведите примеры прямого и косвенного делового обще­ния.

3. Дайте характеристику различных форм делового общения.

4. Перечислите этапы деловой беседы. Почему начало считается самым трудным? Какие методики помогают оптимизировать нача­ло беседы?

5. Как и когда правильно высказывать замечания и отвечать на них?

6. Какие психологические приемы влияния на партнера по об­щению используете вы, чтобы расположить к себе собеседника? Когда подобные действия являются приемами, а когда чем-то дру­гим?

7. Какие совещания малоэффективны и почему?

8. Зачем на совещаниях рекомендуется вести протоколы?

9. Из каких частей должно состоять любое выступление? Что они должны в себя включать?

10. Какой основной вопрос выступающий должен решить перед подготовкой сообщения?

11. Что способствует успеху выступления и почему?

Заполнить пробелы

1. Если разговор требует анализа данных, то рекомендуется под­носить трубку к уху.

2. Деловые совещания направлены на_____, ее переработку и

принятие управленческих решений.

3. Если важнее оценить эмоциональное состояние собеседника,

то лучше воспринимать информацию через___ ухо.

4. Наиболее сложно подготовить__ деловые совещания.

5. Человек обычно выглядит__ уверенным, чем ему кажется.

6. Чем__ голос, тем убедительнее он звучит.

7. Во время выступления подбородок лучше держать_.


310 Раздел И. Социальная психология

Верно или неверно

1. Подготовку инструктивных совещаний следует поручать рабо­чей группе в составе наиболее квалифицированных специалистов.

2. Цель риторических вопросов — вызвать новые вопросы и ука­зать на нерешенные проблемы.

3. На некоторые замечания собеседника можно не отвечать.

4. Быстрая речь способствует поверхностному дыханию и уси­ливает волнение.

5. «Трудные» деловые звонки лучше делать рано утром или по­здно вечером.

6. Слушая тихую речь, собеседник быстрее устает.

7. Деловое общение включает в себя обмен информацией, вос­приятие и понимание другого человека, выработку единой страте­гии взаимодействия.

8. Во время выступления лучше отвечать на вопросы сразу.

9. Перед выступлением для улучшения работы голосовых связок рекомендуется пить теплое молоко.

10. Никогда нельзя читать свое сообщение по бумажке.

Выбрать правильный ответ

1. Оптимальное время для доклада:

а) 10—15 мин;

б) 15—20 мин;

в) 20—30 мин;

г) 40—50 мин.

2. Инструктивное совещание проводится с целью:

а) сбора информации о текущем положении дел в организации;

б) поиска путей разрешения проблем;

в) ознакомления с новыми нормативными документами;

г) выработки стратегии развития организации.

3. Перед небольшой аудиторией лучше выступать:

а) сидя;

б) стоя.

4. Открытые вопросы:

а) это вопросы, на которые не дается прямого ответа;

б) задают тогда, когда необходимо переключиться на другую про­блему;

в) предполагают ответ «да» или «нет»;

г) начинаются со слов «зачем», «сколько» и т.д.


Дополнительные вопросы и задания

1. Три человека из группы, двое из которых предварительно до­говариваются, кто из них будет целенаправленно использовать пси­хологические приемы влияния на партнера по общению, а кто бу­дет общаться в своей обычной манере, по желанию садятся в круг и беседуют на любую тему. После беседы свои впечатления о том, с кем ему общаться было более комфортно, с кем — менее и поче­му, высказывает третий участник. Впечатлениями могут поделить­ся и другие члены группы, а также первый и второй участники. Насколько важно пользоваться психологическими приемами влия­ния на партнера по общению, и всегда ли они срабатывают?

2. Опишите ваше восприятие и ваше отношение к человеку, ко­торый во время телефонного разговора что-то жует. Будут ли силь­но различаться восприятие и отношение к человеку, жующему дома, от отношения к человеку, жующему на работе?

3. Разбейтесь на пары. Выберите тему для деловой беседы по телефону. Один из собеседников будет соблюдать все правила об­щения по телефону, другой — наоборот. Сядьте спиной друг к дру­гу. Побеседуйте несколько минут. Поменяйтесь ролями. Подели­тесь впечатлениями.

Ответы

Заполнить пробелы

1. правому; 2. сбор информации; 3. левое; 4. проблемные; 5. бо­лее; 6. ниже; 7. приподнятым.

Верно или неверно

1 — неверно; 2 — верно; 3 — верно; 4 — верно; 5 — неверно; 6 — верно; 7 — верно; 8 — неверно; 9 — неверно; 10 — неверно.

Выбрать правильный ответ

1. б; 2. в; 3. б; 4. г.


Глава 20

АГРЕССИЯ: ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ДРУГИМ

20.1 Определение

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленная на оскорб­ление или причинение вреда другому живому существу, не желаю­щему подобного обращения. Обратите внимание, что эта дефини­ция рассматривает агрессию как определенное поведение, а не как эмоцию, мотив или установку. Негативные эмоции, мотивы и уста­новки не всегда сопровождаются нападками на других. Наоборот, многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно.

Проявления агрессии — агрессивность^ — у людей многообраз­ны, поэтому весьма полезно ограничить изучение этого явления рамками, предложенными Бассом (Buss). По его мнению, агрессию можно описать на основании 3 шкал: физическая — вербальная, ак­тивная — пассивная, прямая — непрямая. Их комбинации дают 8 категорий агрессивных действий (табл. 20.1).

Основные теории агрессии

Существует множество теоретических направлений, каждое из которых по-своему рассматривает сущность и причины агрессии. Большинство этих направлений можно отнести к одной из описан­ных ниже категорий.

Агрессия как инстинктивное поведение. С точки зре­ния основателя психоанализа 3. Фрейда человеческое поведение проистекает из взаимодействия двух основных инстинктов — ин-

1 В данной главе агрессивность — это проявление агрессии, склонность действо­вать агрессивно (сравните определение понятия в главе 17).


Таблица 20.1. Категории агрессии по Бассу

Тип агрессии Примеры
Физическая — активная — пря­мая Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ра­нение при помощи огнестрельного оружия
Физическая — активная — не­прямая Закладка мин-ловушек, сговор с наем­ным убийцей с целью уничтожения врага
Физическая — пассивная — пря­мая Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятель­ностью (например, сидячая демонстра­ция)
Физическая — пассивная — не­прямая Отказ от выполнения требований (на­пример, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации)
Вербальная — активная — пря­мая Словесное оскорбление или унижение другого человека
Вербальная — активная — не­прямая Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке
Вербальная — пассивная — пря­мая Отказ разговаривать с другим челове­ком, отвечать на его вопросы и т.д.
Вербальная — пассивная — не­прямая Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют)

 

стинкта жизни (эроса) и инстинкта смерти (танатоса). Существу­ющее между ними напряжение разряжается с помощью направлен­ной вовне агрессии. Фрейд считал агрессивное поведение не толь­ко врожденным, но и неизбежным', если энергия танатоса не будет обращена вовне, это может привести к разрушению самого челове­ка. Положение о танатосе является одним из наиболее спорных в теории психоанализа. Многие последователи Фрейда его не разде­ляют. Однако утверждение о том, что агрессия берет начало из врож­денных форм поведения, в целом ими принимается.

Существуют и другие теории агрессии как инстинктивного по­ведения (отологический подход Lorenz, «охотничья гипотеза» Ardrey и др.). Все они признают, что агрессия по существу инстинктивна,


314 < Раздел И. Социальная психология

поэтому агрессивные проявления практически невозможно устра­нить. Никакие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить появление агрессивных импуль­сов. Все, чего можно достичь, — это временно не допускать подоб­ных проявлений или ослабить их.

Столь пессимистические выводы и концептуальные невнятнос­ти привели к тому, что теории агрессии как инстинкта восприни­маются психологами не совсем серьезно.

Агрессия как проявление побуждения. Эти теории при­писывают агрессию результатам влияния особых условий окружающей среды', фрустрирующих (мешающих удовлетворению какой-либо по­требности), аверсивных (вредных, таких, как жара, теснота, непри­ятные запахи и т.д.) или возбуждающих. Различные стимулы окру­жающей среды не вызывают агрессию напрямую, а побуждают к ней.

Исследования показывают, что фрустрация как состояние, воз­никающее в результате невозможности удовлетворения потребнос­ти, вызывает агрессию прежде всего у людей, которые привыкли реагировать на агрессию или другие аверсивные стимулы подобным образом. Последователи этого направления предполагают, что все акты агрессии, даже скрытые от наблюдения, играют роль катарси­са, снижая уровень побуждения к последующей агрессии. Даже та­кие действия, как агрессивные фантазии, умеренно выраженное раз­дражение или удар кулаком по столу могут оказать подобное воздействие.

Агрессия как результат когнитивной и эмоцио­нальной деятельности. Сторонники этого направления пола­гают, что фрустрация и другие аверсивные стимулы провоцируют агрессивные реакции только тогда, когда они либо переживаются (эмоциональная деятельность) как неприятное событие, либо ин­терпретируются (когнитивная деятельность) как негативное воз­действие. Если рассудок говорит, что опасность велика, или чело­век застревает на угрозе и своей мести, то у него сохраняется высокий уровень возбуждения и наоборот. Если человек почувствовал умень­шение опасности или обнаружил смягчающие обстоятельства, то, вероятно, уровень возбуждения будет снижаться.

Сторонники этого подхода также признают, что агрессия может быть импульсивной и не подвластной сознанию.

Агрессия как приобретенное социальное поведе­ние. В соответствии с теорией социального научения А. Бандуры (A. Bandura) агрессия рассматривается как социальное поведение, яв­ляющееся результатом всестороннего научения. Действительно, что-


бы осуществить агрессивное действие, нужно уметь обращаться с ору­жием, владеть приемами рукопашного боя, знать слова, которые при­чиняют страдания. Эти знания и умения не даются от рождения, сле­довательно, люди научаются вести себя агрессивно. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного уча­стия в агрессивных ситуациях, а также в результате пассивного на­блюдения проявлений агрессии.

Согласно взгляду на агрессию как на инстинкт или побуждение, либо внутренние, либо внешние силы постоянно заставляют людей совершать агрессивные действия. Теории социального научения пола­гают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, поэтому ее возможно предотвратить или взять под контроль.

20.3. Становление агрессивного поведения

Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверст­ников, а также средств массовой информации (СМИ). Влияние семьи на становление агрессивности проявляется через сплоченность семьи, близость между родителями и ребенком, взаимоотношения между братьями и сестрами, стиль семейного руководства.

Если у детей плохие взаимоотношения с одним или обоими ро­дителями, если они не ощущают родительской поддержки, то они могут втянуться в преступную деятельность, нападать на других детей; сверстники будут отзываться о них, как об агрессивных. Исполнители заказных политических убийств часто происходят из распавшихся семей. Женщины, на которых в детстве их родители не обращали внимания, более склонны применять карательные меры по отношению к собственным детям.

Также выявлено, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Исследо­ватели подчеркивают, что насилие между детьми одной семьи боль­ше влияет на усвоение силовых норм поведения, чем все прочие семейные взаимоотношения.

Отсутствие контроля за ребенком, так же как слишком суровые наказания, способствует повышению агрессивности ребенка. Хотя наказание и дает порой нежелательные эффекты, при правильном применении оно может позитивно влиять на поведение.

Дети также учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Однако те, кто начинает демонстрировать более агрес-


316 О- Раздел И. Социальная психология

Эффективные наказания

Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка. Наказание регулярно и с высокой вероятностью должно следовать за совершением поступка. Временной интервал между неприемлемым дей­ствием и наказанием должен быть минимален. Кроме того, немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель осознает удо­вольствие от совершенного проступка.

Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угро­зы, по сути учат ребенка игнорировать их. Наказание окажется более эффективным, если его будут применять последовательно, т. е. за одно и то же нарушение всегда будет назначаться одно и то же наказание; нельзя один раз наказывать, а другой раз игнорировать проступок.

Любое наказание требует разъяснения. Например, ребенок часто пе­ребивает взрослых, когда они разговаривают. Если родители накажут его без объяснений, он, возможно, подумает, что ему просто запрещено го­ворить, и может стать робким и застенчивым.

Если родители объяснят ребенку, что нельзя перебивать других людей, и будут отвечать ему в подходящий момент, тогда, вероятно, он научится проявлять в аналогичных ситуациях адекватные социальные навыки.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.

сивное поведение, скорее всего окажутся отверженными большин­ством в своей возрастной группе и будут искать друзей среди других агрессивных сверстников. Это только ухудшает ситуацию, посколь­ку в агрессивной компании усиливается агрессивность ее членов.

Поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы: человек, в детстве оцениваемый сверстни­ками как агрессивный, став взрослым, скорее всего будет оцени­ваться так же.

Один из самых спорных источников обучения агрессии — СМИ. Предполагается, что СМИ все же влияют на становление агрессии, но выраженность этого влияния остается неизвестной.

20.4. Социальные детерминанты агрессии

Одной из сильных и устойчивых детерминант агрессии является провокация: люди, как правило, отвечают ударом на удар. Ответом на оскорбления, издевки, иронические замечания часто оказывает-


ся физическая агрессия. Люди «дают сдачи», чтобы, с одной сторо­ны, не показаться слабыми, трусливыми, проигравшими, а с дру­гой — чтобы предупредить дальнейшие нападки.

Мощными детерминантами агрессивного поведения служат ха­рактеристики объекта агрессии, особенно пол и раса объекта. Жен­щины чаще подвергаются более мягкой агрессии, так как воспри­нимаются заведомо беззащитными. Однако если они нарушают этот стереотип и начинают отвечать, уровень направленной на них аг­рессии резко возрастает. Показан более высокий уровень агрессив­ности белых по отношению к чернокожим.

Одной из причин агрессии является фрустрация. Фрустрация может вызвать агрессию, если помехи, препятствующие удовлетво­рению потребности, достаточно сильны, когда фрустрация кажется внезапной или воспринимается как произвол, либо когда она ког­нитивно привязана к агрессии.

Весьма мощной социальной детерминантой агрессии являются «сторонние наблюдатели». Они могут подогревать или подавлять агрессию прямыми действиями, давая участникам конфликта вер­бальные указания или просто присутствуя. Если агрессор полагает, что его действия вызывают одобрение у наблюдателей, то агрессия может усиливаться, и наоборот.

20.5. Внешние детерминанты агрессии

К внешним детерминантам агрессии относятся особенности сре­ды или ситуации. Многие из этих детерминант ассоциированы с физическими факторами окружающей среды. Наибольшее внимание исследователей привлекают жара, шум, теснота, духота. Умеренно высокие температуры усиливают агрессивные тенденции. Вероятно, при очень высоких и очень низких температурах люди чувствуют себя настолько скверно, что у них нет ни сил, ни желания нападать на других. Шум, теснота, сигаретный дым, неприятные запахи также могут провоцировать агрессию.

Внешними детерминантами агрессии могут быть индивидуальные характеристики человека. На частоту и силу агрессивных действий по отношению к определенному человеку могут сильно повлиять ассоциации данного человека с неприятными событиями или с тем, что вызывало или вызвало раздражение (имя, одежда, цвет и т.д.).

Исследования СМИ как посыла к агрессии обнаружили, напри­мер, что фильмы со сценами насилия подкрепляют агрессию, но не


318 ❖ Раздел И. Социальная психология

усиливают ее. Предполагается, что воздействие СМИ объясняется праймингом (англ, priming — подготавливающий) — активизацией специфических воспоминаний. Сцены насилия в СМИ будут спо­собствовать агрессии, если:

— увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии;

— зритель отождествляет себя с агрессором;

— потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрес­сии в фильме;

— наблюдаемые события выглядят «реальными» и захватывающи­ми.

Внешними детерминантами агрессии могут служить факторы, мешающие человеку осознавать самого себя. Например, чем больше людей в группе, тем выше вероятность, что человек так и останется незамеченным, и тем слабее его чувство ответственности за проис­ходящее. Это ухудшает способность к самоосознанию и усиливает агрессию. Напротив, обострение самоосознания может ослаблять агрессию.

20.6. Индивидуальные детерминанты агрессии

В качестве индивидуальных детерминант агрессии рассматрива­ются личностные черты', боязнь общественного неодобрения, раз­дражительность, тенденция интерпретировать чужие действия как враждебные, повышенный локус контроля, склонность испытывать во многих ситуациях чувство стыда, а не вины.

В последние годы много внимания уделялось изучению модели поведения типа А и противоположной ей — модели поведения типа Б. Люди типа А вдвое чаще других страдают заболеваниями сердеч­но-сосудистой системы, а также:

— напористы и склонны к соперничеству, стремятся одержать по­беду и готовы приложить значительные усилия, чтобы превзой­ти других;

— всегда спешат и проявляют сильное нетерпение, если другие люди или ситуации сдерживают их;

— демонстрируют высокий уровень враждебности и открытой аг­рессии.

Исследования подтвердили, что люди типа А действительно бо­лее раздражительны и агрессивны, чем люди типа Б. Более того, похоже, что именно враждебность и агрессия ответственны за пред­


расположенность этих людей к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Люди типа А в большей степени склонны плохо обра­щаться с детьми, чаще способствуют возникновению межличност­ных конфликтов. В итоге люди типа А могут угрожать здоровью и благополучию других людей. Вы можете определить свою принад­лежность к типу А или Б, ответив на вопросы в практическом заня­тии.

Важную категорию агрессоров составляют экстремисты — люди, проявляющие агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Эти люди отчетливо подразделяются на две группы: со сниженным и с повышенным самоконтролем. Механизмы проявления насилия у экстремистов со сниженным самоконтролем понятны. У агрессо­ров с повышенным самоконтролем со временем ресурсы внутренних сдерживающих механизмов иссякают, агрессия вырывается на волю, принимая порой крайние и даже фатальные формы.

Агрессивные реакции человека зависят также от его установок и внутренних стандартов. Агрессивное поведение активизирует раз­личные предрассудки, например расовые. В зависимости от систе­мы внутренних стандартов одна и та же поведенческая реакция может восприниматься и как нормальная, и как совершенно недо­пустимая.

У мужчин более высока прямая физическая агрессия, а у жен­щин, наоборот, непрямая. Кроме того, мужчины чаще становятся объектами физического нападения, а женщины — жертвами сексу­альных домогательств и грубости.

20.7. Превентивные меры и управление агрессией

До недавнего времени исследователей в основном интересовали причины агрессии, а не меры ее предотвращения. Это было связа­но с мнением, что эффективные способы — катарсис и наказание — уже известны.

Впоследствии было показано, что грозящее наказание может эффективно предотвращать агрессию, но лишь тогда, когда агрес­сор не находится в крайнем озлоблении, если ожидаемое наказа­ние достаточно сурово, если его вероятность высока, если выгода от совершения агрессивного действия не слишком велика.

Наказание может удерживать от последующих агрессивных дей­ствий, если агрессор считает его вполне заслуженным и оно приво-


320 < Раздел II. Социальная психология

дится в исполнение сразу после совершения проступка и с соблюде­нием всех правил. Эти условия редко реализуются, поэтому наказа­ние как метод борьбы с преступностью сравнительно неэффективно.

Катарсис способствует снижению агрессии, но весьма непро­должительному.

Иногда агрессию можно ослабить с помощью наглядных приме­ров неагрессивного поведения.

На агрессию сильно влияют различные когнитивные факторы. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех ситуациях, которые агрессор считает злоумышленными и преднамеренными провокациями. Информация о смягчающих обстоятельствах, на­пример о принудительном участии в провокационных действиях, также может ослабить агрессивные реакции.

Эффективным способом профилактики агрессии служат реак­ции, несовместимые с гневом или агрессией. Это могут быть страда­ния жертвы агрессии (хотя в некоторых случаях страдания жертвы, наоборот, усиливают агрессивные реакции), просмотр юмористи­ческих материалов, умеренная эротическая стимуляция, неожидан­ный подарок, похвала и т.д.

Одним из способов предотвращения агрессии может быть тре­нинг социальных умений. Многие люди попадают в конфликтные ситуации, потому что у них отсутствуют элементарные навыки об­щения, они не знают, как отвечать на провокации. Они не имеют представления о том, как сообщать о своих желаниях, и очень рас­страиваются, когда реакции других не совпадают с их ожиданиями. В результате эти люди испытывают постоянную фрустрацию, гово­ря слова и осуществляя действия, которые настраивают других про­тив них. Обучаясь социальным умениям, эти люди смогут посте­пенно уменьшать частоту агрессивных реакций против себя.

20.8. Практическое занятие

Задание. Диагностика принадлежности к типу А или Б. Ответьте «да» или «нет»:

1. Возникает ли у вас непреодолимое желание спорить?

2. Легко ли вы впадаете в состояние гнева, раздражения, нетер­пения?

3. Ведете ли вы себя агрессивно с людьми, встречающимися на вашем пути?


4. Вы с трудом выносите стояние в очереди?

5. Громко ли вы разговариваете? Быть может, вы не только пе­ребиваете людей, когда они говорят, но и заканчиваете за них их фразы, а порой даже истории, которые они рассказывают?

6. Курите ли вы?

Оценка результатов. Если вы ответили утвердительно более чем на половину вопросов, то вы относитесь с типу А.

Выводы

1. Агрессия — это любая форма поведения, нацеленная на оскор­бление или причинение вреда другому живому существу, не жела­ющему подобного обращения. Агрессия — весьма сложное явле­ние; ее источниками могут быть самые различные факторы и обстоятельства.

2. Агрессию можно описать достаточно полно на основании 3 шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая агрессия.

3. Большинство теоретических направлений подразделяют аг­рессию следующим образом: агрессия как инстинктивное поведе­ние, как врожденное стремление к смерти и разрушению; агрессия как результат влияния особых условий окружающей среды; агрес­сия как результат когнитивной и эмоциональной деятельности; аг­рессия как приобретенное социальное поведение.

4. На становление агрессивного поведения влияют сплоченность семьи, близость между родителями и ребенком, взаимоотношения между братьями и сестрами, стиль семейного руководства, наблю­дение за поведением других детей, СМИ.

5. К социальным детерминантам агрессии можно отнести прово­кации, характеристики объекта агрессии, фрустрацию, присутствие сторонних наблюдателей.

6. Внешние детерминанты агрессии — это физические факторы окружающей среды: жара, шум, теснота, духота. Внешними де­терминантами агрессии также могут быть индивидуальные характе­ристики человека и СМИ.

7. В качестве индивидуальных детерминант агрессии рассматри­ваются такие личностные черты, как боязнь общественного не­одобрения; раздражительность; тенденция интерпретировать чужие действия как враждебные; повышенный локус контроля; склонность

11 - 1918.


322 Раздел И. Социальная психология

испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях; тип поведения А; установки и пол агрессора.

8. К превентивным мерам, в разной степени влияющим на ин­тенсивность и частоту агрессивных реакций, можно отнести катар­сис', наказание’, демонстрацию наглядных примеров неагрессивного поведения; влияние когнитивных факторов’, смягчающие обстоятель­ства; применение реакций, несовместимых с гневом или агрессией: страдания жертвы агрессии, просмотр юмористических материа­лов, умеренную эротическую стимуляцию, неожиданный подарок, по­хвалу.

9. Одним из способов профилактики агрессивных реакций мо­жет быть тренинг социальных умений.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: агрессия, агрессивность, виды агрессии, фрустрация, аверсивный, катарсис, самоосознание, мо­дель поведения типа А, модель поведения типа Б.

Материалы для самопроверки к главе 20

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятию «агрессия». Как вы думаете, за­чем в определение включены слова «...не желающему подобного обращения»?

2. Приведите конкретные примеры агрессивного поведения.

3. Как рассматривал сущность и причины агрессии 3. Фрейд?

4. Какие стимулы внешней среды могут провоцировать агрес­сию?

5. Как человек научается агрессивному поведению?

6. Какие теории считают, что агрессию можно предотвратить, а какие — наоборот?

7. Каким образом семейные отношения влияют на становление агрессивного поведения?

8. Охарактеризуйте социальные детерминанты агрессии.

9. Зачем люди «дают сдачи» агрессору?

10. Дайте характеристику внешних детерминант агрессии.

11. Что такое «локус контроля»? Вспомните характеристики лю­дей с повышенным и пониженным локусом контроля.

12. Опишите основные черты людей типа А и типа Б.

13. Наказание — это хорошо или плохо?


14. Можно ли управлять агрессией?

15. Какие меры профилактики агрессии вы знаете?

Заполнить пробелы

1. Женщины имеют более высокий уровень___ агрессии, чем

мужчины.

2. В агрессивной компании происходит __  агрессивности ее

членов.

3. Люди, совершавшие заказные политические убийства, обыч­но происходят из семей.

4. Люди типа А___ других страдают заболеваниями сердечно­

сосудистой системы.

5. Агрессию можно классифицировать как физическую и ___,

активную и___,___ и непрямую.

6. В группе высока вероятность остаться__. Это ухудшает спо­

собность к самоосознанию и усиливает агрессию.

7. Агрессивные фантазии, удары кулаком по различным предме­

там, разрывание бумажки с портретом или именем обидчика, фи­зические упражнения могут играть роль.

8. Агрессию могут усиливать_ человека с неприятным собы­

тием.

9. Дети проявляют___ агрессии против брата или сестры, чем

против всех остальных детей.

10. Временной интервал между неприемлемым действием и на­казанием должен быть.

11. Если агрессор полагает, что его действия вызывают одобре­ние у наблюдателей, то его агрессия может      .

12. Катарсис способствует весьма_ снижению агрессии.

Верно или неверно

1. Если женщины нарушают стереотип «слабого пола» и начина­ют отвечать агрессору, что уровень направленной на них агрессии резко падает.

2. Люди типа А чаще способствуют возникновению межличнос­тных конфликтов.

3. Наказание как метод борьбы с преступностью сравнительно неэффективно.

и*


324 < Раздел И. Социальная психология

4. Человек, в детстве оцениваемый сверстниками как агрессивный, став взрослым, скорее всего будет считаться менее агрессивным.

5. Отсутствие контроля за ребенком способствует повышению его агрессивности.

6. СМИ не влияют на становление агрессии.

7. Люди типа А менее агрессивны по сравнению с людьми типа Б.

8. Многие люди попадают в конфликтные ситуации, потому что не умеют общаться.

Выбрать правильный ответ

1. Агрессия — это прежде всего:

а) эмоция;

б) мотив;

в) установка;

г) определенное поведение.

2. Распространение сплетен о другом человеке — это агрессия:

а) вербальная — активная — прямая;

б) вербальная — пассивная — прямая;

в) вербальная — активная — непрямая;

г) вербальная — пассивная — непрямая.

3. Фрустрация — это:

а) зависимость восприятия предметов и явлений от предшеству­ющего опыта, от особенностей человека;

б) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели;

в) потеря какого-либо объекта, человека, информации;

г) чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их соче­таний.

4. Крайне часто демонстрируют агрессивное поведение люди:

а) со сниженным самоконтролем;

б) со средним самоконтролем;

в) с повышенным самоконтролем.

5. Наказание как средство профилактики агрессии эффективно, если:

а) агрессор находится в состоянии крайнего озлобления;

б) ожидаемое наказание не очень сурово;

в) выгода от совершения агрессивного действия слишком велика;

г) вероятность наказания высока.


6. Усилению агрессии наиболее способствуют:

а) низкие температуры;

б) средние температуры;

в) умеренно высокие температуры;

г) очень высокие температуры.

7. Усилению агрессии способствуют:

а) смягчающие обстоятельства;

б) злоумышленные и преднамеренные провокации;

в) умеренная эротическая стимуляция;

г) наглядные примеры неагрессивного поведения.

Дополнительные вопросы и задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.212 с.)