Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шесть способов защитить свой голос⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
1. Дышите правильно, чтобы иметь возможность управлять своим голосом, не напрягаясь. 2. Управляйте темпом речи, чтобы дать себе отдохнуть. 3. Замедлите речь. Это не только убережет ваше горло, но и заставит голос звучать глубже и увереннее. 4. Пейте много жидкости. Идеальный напиток — теплая вода с медом или чай без молока. Никогда не пейте холодную жидкость или — еще хуже — напиток со льдом. 5. Не пейте чай или кофе с молоком перед выступлением или во время него, потому что молоко сгущает слюну, отчего голос может прерываться. По той же причине откажитесь от мороженого, сыра и других молочных продуктов. Зубная паста тоже может стать причиной проблем, поэтому не стоит чистить зубы непосредственно перед выступлением. Мой любимый напиток при проведении длительных семинаров — это горячая вода, в которой я растворяю чайную ложку меда и лимонный сок. Этот напиток не только прекрасно увлажняет горло, но и содержит сахар, который служит источником энергии. 6. В холодные дни, выходя на улицу, заматывайте шею шарфом, чтобы держать горло в тепле и сохранить гортань расслабленной. В холодные дни связки сокращаются и становятся менее эластичными. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. - М.: Эксмо, 2002. - С. 96. Выводы 1. Деловое общение — это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению конкретной задачи, стоящей перед организацией. 2. Деловое общение может быть прямым и косвенным и реализовываться в форме деловой беседы, деловых переговоров, деловых совещаний, выступлений. 3. Основные этапы деловой беседы: начало беседы, информирование партнеров, аргументирование выдвигаемых положений, принятие решения, завершение беседы. 4. В начале беседы эффективно использовать методики снятия напряжения, «зацепки», прямого подхода. 5. Для получения информации задают закрытые, открытые, риторические, переломные вопросы и вопросы для обдумывания. 6. Существуют определенные психологические приемы, которые помогают расположить к себе собеседника: называние собеседника по имени-отчеству; доброжелательное выражение лица и улыбка; комплименты; умение слушать; проявление интереса к личной жизни собеседника. 7. Разговор следует начинать с приветствия и самопрезентации. Во время телефонного разговора лучше улыбаться. Рекомендуется подносить трубку то к одному уху, то к другому. Во время разговора не следует есть или параллельно разговаривать с другим человеком. В конце разговора нужно обязательно попрощаться с собеседником.
8. Во время переговоров очень важно создать благоприятный психологический климат. Лучше не использовать слова и выражения, передающие окончательное мнение: «всегда», «никогда», «только так». Вместо них эффективнее употреблять: «мы полагаем», «мне кажется», «возможно», «давайте обсудим» и т.д. 9. Цель проведения деловых совещаний: сбор информации, ее переработка, принятие управленческих решений. Выделяют диктаторские, автократические, дискуссионные, проблемные, инструктивные, оперативные совещания. Для их проведения важно определить дату, повестку дня, состав участников, выступающих. 10. Наиболее эффективны двадцатиминутные выступления, которые включают общее вступление (2—3 мин), основную часть сообщения (14—16 мин), заключение (2—3 мин). 11. Во время выступлений рекомендуется сохранять доброжелательное выражение лица, говорить по возможности стоя, следить за своими руками, держать спину прямой, а подбородок приподнятым, встречаться с глазами слушателей, не торопиться; не рекомендуется читать по бумажке, непосредственно перед выступлением пить чай или кофе с молоком, вступать в дискуссию, сильно волноваться. Закончив выступление, следует поблагодарить присутствующих за внимание и сотрудничество. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: деловое общение, формы делового общения, деловая беседа, этапы беседы, виды вопросов, виды совещаний, психологические приемы влияния на партнера по общению. Материалы для самопроверки к главе 19 Вопросы для самопроверки 1. Что такое деловое общение? В чем его специфика по сравнению с общением вообще? Какие другие виды общения, помимо делового, вы знаете? 2. Приведите примеры прямого и косвенного делового общения. 3. Дайте характеристику различных форм делового общения. 4. Перечислите этапы деловой беседы. Почему начало считается самым трудным? Какие методики помогают оптимизировать начало беседы?
5. Как и когда правильно высказывать замечания и отвечать на них? 6. Какие психологические приемы влияния на партнера по общению используете вы, чтобы расположить к себе собеседника? Когда подобные действия являются приемами, а когда чем-то другим? 7. Какие совещания малоэффективны и почему? 8. Зачем на совещаниях рекомендуется вести протоколы? 9. Из каких частей должно состоять любое выступление? Что они должны в себя включать? 10. Какой основной вопрос выступающий должен решить перед подготовкой сообщения? 11. Что способствует успеху выступления и почему? Заполнить пробелы 1. Если разговор требует анализа данных, то рекомендуется подносить трубку к уху. 2. Деловые совещания направлены на_____, ее переработку и принятие управленческих решений. 3. Если важнее оценить эмоциональное состояние собеседника, то лучше воспринимать информацию через___ ухо. 4. Наиболее сложно подготовить__ деловые совещания. 5. Человек обычно выглядит__ уверенным, чем ему кажется. 6. Чем__ голос, тем убедительнее он звучит. 7. Во время выступления подбородок лучше держать_. 310 Раздел И. Социальная психология Верно или неверно 1. Подготовку инструктивных совещаний следует поручать рабочей группе в составе наиболее квалифицированных специалистов. 2. Цель риторических вопросов — вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы. 3. На некоторые замечания собеседника можно не отвечать. 4. Быстрая речь способствует поверхностному дыханию и усиливает волнение. 5. «Трудные» деловые звонки лучше делать рано утром или поздно вечером. 6. Слушая тихую речь, собеседник быстрее устает. 7. Деловое общение включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия. 8. Во время выступления лучше отвечать на вопросы сразу. 9. Перед выступлением для улучшения работы голосовых связок рекомендуется пить теплое молоко. 10. Никогда нельзя читать свое сообщение по бумажке. Выбрать правильный ответ 1. Оптимальное время для доклада: а) 10—15 мин; б) 15—20 мин; в) 20—30 мин; г) 40—50 мин. 2. Инструктивное совещание проводится с целью: а) сбора информации о текущем положении дел в организации; б) поиска путей разрешения проблем; в) ознакомления с новыми нормативными документами; г) выработки стратегии развития организации. 3. Перед небольшой аудиторией лучше выступать: а) сидя; б) стоя. 4. Открытые вопросы: а) это вопросы, на которые не дается прямого ответа; б) задают тогда, когда необходимо переключиться на другую проблему; в) предполагают ответ «да» или «нет»; г) начинаются со слов «зачем», «сколько» и т.д. Дополнительные вопросы и задания 1. Три человека из группы, двое из которых предварительно договариваются, кто из них будет целенаправленно использовать психологические приемы влияния на партнера по общению, а кто будет общаться в своей обычной манере, по желанию садятся в круг и беседуют на любую тему. После беседы свои впечатления о том, с кем ему общаться было более комфортно, с кем — менее и почему, высказывает третий участник. Впечатлениями могут поделиться и другие члены группы, а также первый и второй участники. Насколько важно пользоваться психологическими приемами влияния на партнера по общению, и всегда ли они срабатывают?
2. Опишите ваше восприятие и ваше отношение к человеку, который во время телефонного разговора что-то жует. Будут ли сильно различаться восприятие и отношение к человеку, жующему дома, от отношения к человеку, жующему на работе? 3. Разбейтесь на пары. Выберите тему для деловой беседы по телефону. Один из собеседников будет соблюдать все правила общения по телефону, другой — наоборот. Сядьте спиной друг к другу. Побеседуйте несколько минут. Поменяйтесь ролями. Поделитесь впечатлениями. Ответы Заполнить пробелы 1. правому; 2. сбор информации; 3. левое; 4. проблемные; 5. более; 6. ниже; 7. приподнятым. Верно или неверно 1 — неверно; 2 — верно; 3 — верно; 4 — верно; 5 — неверно; 6 — верно; 7 — верно; 8 — неверно; 9 — неверно; 10 — неверно. Выбрать правильный ответ 1. б; 2. в; 3. б; 4. г. Глава 20 АГРЕССИЯ: ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ДРУГИМ 20.1 Определение Агрессия — это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Обратите внимание, что эта дефиниция рассматривает агрессию как определенное поведение, а не как эмоцию, мотив или установку. Негативные эмоции, мотивы и установки не всегда сопровождаются нападками на других. Наоборот, многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно. Проявления агрессии — агрессивность^ — у людей многообразны, поэтому весьма полезно ограничить изучение этого явления рамками, предложенными Бассом (Buss). По его мнению, агрессию можно описать на основании 3 шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая. Их комбинации дают 8 категорий агрессивных действий (табл. 20.1). Основные теории агрессии Существует множество теоретических направлений, каждое из которых по-своему рассматривает сущность и причины агрессии. Большинство этих направлений можно отнести к одной из описанных ниже категорий. Агрессия как инстинктивное поведение. С точки зрения основателя психоанализа 3. Фрейда человеческое поведение проистекает из взаимодействия двух основных инстинктов — ин- 1 В данной главе агрессивность — это проявление агрессии, склонность действовать агрессивно (сравните определение понятия в главе 17). Таблица 20.1. Категории агрессии по Бассу
стинкта жизни (эроса) и инстинкта смерти (танатоса). Существующее между ними напряжение разряжается с помощью направленной вовне агрессии. Фрейд считал агрессивное поведение не только врожденным, но и неизбежным', если энергия танатоса не будет обращена вовне, это может привести к разрушению самого человека. Положение о танатосе является одним из наиболее спорных в теории психоанализа. Многие последователи Фрейда его не разделяют. Однако утверждение о том, что агрессия берет начало из врожденных форм поведения, в целом ими принимается. Существуют и другие теории агрессии как инстинктивного поведения (отологический подход Lorenz, «охотничья гипотеза» Ardrey и др.). Все они признают, что агрессия по существу инстинктивна, 314 < Раздел И. Социальная психология поэтому агрессивные проявления практически невозможно устранить. Никакие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить появление агрессивных импульсов. Все, чего можно достичь, — это временно не допускать подобных проявлений или ослабить их. Столь пессимистические выводы и концептуальные невнятности привели к тому, что теории агрессии как инстинкта воспринимаются психологами не совсем серьезно. Агрессия как проявление побуждения. Эти теории приписывают агрессию результатам влияния особых условий окружающей среды', фрустрирующих (мешающих удовлетворению какой-либо потребности), аверсивных (вредных, таких, как жара, теснота, неприятные запахи и т.д.) или возбуждающих. Различные стимулы окружающей среды не вызывают агрессию напрямую, а побуждают к ней. Исследования показывают, что фрустрация как состояние, возникающее в результате невозможности удовлетворения потребности, вызывает агрессию прежде всего у людей, которые привыкли реагировать на агрессию или другие аверсивные стимулы подобным образом. Последователи этого направления предполагают, что все акты агрессии, даже скрытые от наблюдения, играют роль катарсиса, снижая уровень побуждения к последующей агрессии. Даже такие действия, как агрессивные фантазии, умеренно выраженное раздражение или удар кулаком по столу могут оказать подобное воздействие.
Агрессия как результат когнитивной и эмоциональной деятельности. Сторонники этого направления полагают, что фрустрация и другие аверсивные стимулы провоцируют агрессивные реакции только тогда, когда они либо переживаются (эмоциональная деятельность) как неприятное событие, либо интерпретируются (когнитивная деятельность) как негативное воздействие. Если рассудок говорит, что опасность велика, или человек застревает на угрозе и своей мести, то у него сохраняется высокий уровень возбуждения и наоборот. Если человек почувствовал уменьшение опасности или обнаружил смягчающие обстоятельства, то, вероятно, уровень возбуждения будет снижаться. Сторонники этого подхода также признают, что агрессия может быть импульсивной и не подвластной сознанию. Агрессия как приобретенное социальное поведение. В соответствии с теорией социального научения А. Бандуры (A. Bandura) агрессия рассматривается как социальное поведение, являющееся результатом всестороннего научения. Действительно, что- бы осуществить агрессивное действие, нужно уметь обращаться с оружием, владеть приемами рукопашного боя, знать слова, которые причиняют страдания. Эти знания и умения не даются от рождения, следовательно, люди научаются вести себя агрессивно. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в агрессивных ситуациях, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Согласно взгляду на агрессию как на инстинкт или побуждение, либо внутренние, либо внешние силы постоянно заставляют людей совершать агрессивные действия. Теории социального научения полагают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, поэтому ее возможно предотвратить или взять под контроль. 20.3. Становление агрессивного поведения Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации (СМИ). Влияние семьи на становление агрессивности проявляется через сплоченность семьи, близость между родителями и ребенком, взаимоотношения между братьями и сестрами, стиль семейного руководства. Если у детей плохие взаимоотношения с одним или обоими родителями, если они не ощущают родительской поддержки, то они могут втянуться в преступную деятельность, нападать на других детей; сверстники будут отзываться о них, как об агрессивных. Исполнители заказных политических убийств часто происходят из распавшихся семей. Женщины, на которых в детстве их родители не обращали внимания, более склонны применять карательные меры по отношению к собственным детям. Также выявлено, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Исследователи подчеркивают, что насилие между детьми одной семьи больше влияет на усвоение силовых норм поведения, чем все прочие семейные взаимоотношения. Отсутствие контроля за ребенком, так же как слишком суровые наказания, способствует повышению агрессивности ребенка. Хотя наказание и дает порой нежелательные эффекты, при правильном применении оно может позитивно влиять на поведение. Дети также учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Однако те, кто начинает демонстрировать более агрес- 316 О- Раздел И. Социальная психология Эффективные наказания Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка. Наказание регулярно и с высокой вероятностью должно следовать за совершением поступка. Временной интервал между неприемлемым действием и наказанием должен быть минимален. Кроме того, немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель осознает удовольствие от совершенного проступка. Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы, по сути учат ребенка игнорировать их. Наказание окажется более эффективным, если его будут применять последовательно, т. е. за одно и то же нарушение всегда будет назначаться одно и то же наказание; нельзя один раз наказывать, а другой раз игнорировать проступок. Любое наказание требует разъяснения. Например, ребенок часто перебивает взрослых, когда они разговаривают. Если родители накажут его без объяснений, он, возможно, подумает, что ему просто запрещено говорить, и может стать робким и застенчивым. Если родители объяснят ребенку, что нельзя перебивать других людей, и будут отвечать ему в подходящий момент, тогда, вероятно, он научится проявлять в аналогичных ситуациях адекватные социальные навыки. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997. - 336 с. сивное поведение, скорее всего окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе и будут искать друзей среди других агрессивных сверстников. Это только ухудшает ситуацию, поскольку в агрессивной компании усиливается агрессивность ее членов. Поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы: человек, в детстве оцениваемый сверстниками как агрессивный, став взрослым, скорее всего будет оцениваться так же. Один из самых спорных источников обучения агрессии — СМИ. Предполагается, что СМИ все же влияют на становление агрессии, но выраженность этого влияния остается неизвестной. 20.4. Социальные детерминанты агрессии Одной из сильных и устойчивых детерминант агрессии является провокация: люди, как правило, отвечают ударом на удар. Ответом на оскорбления, издевки, иронические замечания часто оказывает- ся физическая агрессия. Люди «дают сдачи», чтобы, с одной стороны, не показаться слабыми, трусливыми, проигравшими, а с другой — чтобы предупредить дальнейшие нападки. Мощными детерминантами агрессивного поведения служат характеристики объекта агрессии, особенно пол и раса объекта. Женщины чаще подвергаются более мягкой агрессии, так как воспринимаются заведомо беззащитными. Однако если они нарушают этот стереотип и начинают отвечать, уровень направленной на них агрессии резко возрастает. Показан более высокий уровень агрессивности белых по отношению к чернокожим. Одной из причин агрессии является фрустрация. Фрустрация может вызвать агрессию, если помехи, препятствующие удовлетворению потребности, достаточно сильны, когда фрустрация кажется внезапной или воспринимается как произвол, либо когда она когнитивно привязана к агрессии. Весьма мощной социальной детерминантой агрессии являются «сторонние наблюдатели». Они могут подогревать или подавлять агрессию прямыми действиями, давая участникам конфликта вербальные указания или просто присутствуя. Если агрессор полагает, что его действия вызывают одобрение у наблюдателей, то агрессия может усиливаться, и наоборот. 20.5. Внешние детерминанты агрессии К внешним детерминантам агрессии относятся особенности среды или ситуации. Многие из этих детерминант ассоциированы с физическими факторами окружающей среды. Наибольшее внимание исследователей привлекают жара, шум, теснота, духота. Умеренно высокие температуры усиливают агрессивные тенденции. Вероятно, при очень высоких и очень низких температурах люди чувствуют себя настолько скверно, что у них нет ни сил, ни желания нападать на других. Шум, теснота, сигаретный дым, неприятные запахи также могут провоцировать агрессию. Внешними детерминантами агрессии могут быть индивидуальные характеристики человека. На частоту и силу агрессивных действий по отношению к определенному человеку могут сильно повлиять ассоциации данного человека с неприятными событиями или с тем, что вызывало или вызвало раздражение (имя, одежда, цвет и т.д.). Исследования СМИ как посыла к агрессии обнаружили, например, что фильмы со сценами насилия подкрепляют агрессию, но не 318 ❖ Раздел И. Социальная психология усиливают ее. Предполагается, что воздействие СМИ объясняется праймингом (англ, priming — подготавливающий) — активизацией специфических воспоминаний. Сцены насилия в СМИ будут способствовать агрессии, если: — увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии; — зритель отождествляет себя с агрессором; — потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в фильме; — наблюдаемые события выглядят «реальными» и захватывающими. Внешними детерминантами агрессии могут служить факторы, мешающие человеку осознавать самого себя. Например, чем больше людей в группе, тем выше вероятность, что человек так и останется незамеченным, и тем слабее его чувство ответственности за происходящее. Это ухудшает способность к самоосознанию и усиливает агрессию. Напротив, обострение самоосознания может ослаблять агрессию. 20.6. Индивидуальные детерминанты агрессии В качестве индивидуальных детерминант агрессии рассматриваются личностные черты', боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция интерпретировать чужие действия как враждебные, повышенный локус контроля, склонность испытывать во многих ситуациях чувство стыда, а не вины. В последние годы много внимания уделялось изучению модели поведения типа А и противоположной ей — модели поведения типа Б. Люди типа А вдвое чаще других страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы, а также: — напористы и склонны к соперничеству, стремятся одержать победу и готовы приложить значительные усилия, чтобы превзойти других; — всегда спешат и проявляют сильное нетерпение, если другие люди или ситуации сдерживают их; — демонстрируют высокий уровень враждебности и открытой агрессии. Исследования подтвердили, что люди типа А действительно более раздражительны и агрессивны, чем люди типа Б. Более того, похоже, что именно враждебность и агрессия ответственны за пред расположенность этих людей к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Люди типа А в большей степени склонны плохо обращаться с детьми, чаще способствуют возникновению межличностных конфликтов. В итоге люди типа А могут угрожать здоровью и благополучию других людей. Вы можете определить свою принадлежность к типу А или Б, ответив на вопросы в практическом занятии. Важную категорию агрессоров составляют экстремисты — люди, проявляющие агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Эти люди отчетливо подразделяются на две группы: со сниженным и с повышенным самоконтролем. Механизмы проявления насилия у экстремистов со сниженным самоконтролем понятны. У агрессоров с повышенным самоконтролем со временем ресурсы внутренних сдерживающих механизмов иссякают, агрессия вырывается на волю, принимая порой крайние и даже фатальные формы. Агрессивные реакции человека зависят также от его установок и внутренних стандартов. Агрессивное поведение активизирует различные предрассудки, например расовые. В зависимости от системы внутренних стандартов одна и та же поведенческая реакция может восприниматься и как нормальная, и как совершенно недопустимая. У мужчин более высока прямая физическая агрессия, а у женщин, наоборот, непрямая. Кроме того, мужчины чаще становятся объектами физического нападения, а женщины — жертвами сексуальных домогательств и грубости. 20.7. Превентивные меры и управление агрессией До недавнего времени исследователей в основном интересовали причины агрессии, а не меры ее предотвращения. Это было связано с мнением, что эффективные способы — катарсис и наказание — уже известны. Впоследствии было показано, что грозящее наказание может эффективно предотвращать агрессию, но лишь тогда, когда агрессор не находится в крайнем озлоблении, если ожидаемое наказание достаточно сурово, если его вероятность высока, если выгода от совершения агрессивного действия не слишком велика. Наказание может удерживать от последующих агрессивных действий, если агрессор считает его вполне заслуженным и оно приво- 320 < Раздел II. Социальная психология дится в исполнение сразу после совершения проступка и с соблюдением всех правил. Эти условия редко реализуются, поэтому наказание как метод борьбы с преступностью сравнительно неэффективно. Катарсис способствует снижению агрессии, но весьма непродолжительному. Иногда агрессию можно ослабить с помощью наглядных примеров неагрессивного поведения. На агрессию сильно влияют различные когнитивные факторы. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех ситуациях, которые агрессор считает злоумышленными и преднамеренными провокациями. Информация о смягчающих обстоятельствах, например о принудительном участии в провокационных действиях, также может ослабить агрессивные реакции. Эффективным способом профилактики агрессии служат реакции, несовместимые с гневом или агрессией. Это могут быть страдания жертвы агрессии (хотя в некоторых случаях страдания жертвы, наоборот, усиливают агрессивные реакции), просмотр юмористических материалов, умеренная эротическая стимуляция, неожиданный подарок, похвала и т.д. Одним из способов предотвращения агрессии может быть тренинг социальных умений. Многие люди попадают в конфликтные ситуации, потому что у них отсутствуют элементарные навыки общения, они не знают, как отвечать на провокации. Они не имеют представления о том, как сообщать о своих желаниях, и очень расстраиваются, когда реакции других не совпадают с их ожиданиями. В результате эти люди испытывают постоянную фрустрацию, говоря слова и осуществляя действия, которые настраивают других против них. Обучаясь социальным умениям, эти люди смогут постепенно уменьшать частоту агрессивных реакций против себя. 20.8. Практическое занятие Задание. Диагностика принадлежности к типу А или Б. Ответьте «да» или «нет»: 1. Возникает ли у вас непреодолимое желание спорить? 2. Легко ли вы впадаете в состояние гнева, раздражения, нетерпения? 3. Ведете ли вы себя агрессивно с людьми, встречающимися на вашем пути? 4. Вы с трудом выносите стояние в очереди? 5. Громко ли вы разговариваете? Быть может, вы не только перебиваете людей, когда они говорят, но и заканчиваете за них их фразы, а порой даже истории, которые они рассказывают? 6. Курите ли вы? Оценка результатов. Если вы ответили утвердительно более чем на половину вопросов, то вы относитесь с типу А. Выводы 1. Агрессия — это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия — весьма сложное явление; ее источниками могут быть самые различные факторы и обстоятельства. 2. Агрессию можно описать достаточно полно на основании 3 шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая агрессия. 3. Большинство теоретических направлений подразделяют агрессию следующим образом: агрессия как инстинктивное поведение, как врожденное стремление к смерти и разрушению; агрессия как результат влияния особых условий окружающей среды; агрессия как результат когнитивной и эмоциональной деятельности; агрессия как приобретенное социальное поведение. 4. На становление агрессивного поведения влияют сплоченность семьи, близость между родителями и ребенком, взаимоотношения между братьями и сестрами, стиль семейного руководства, наблюдение за поведением других детей, СМИ. 5. К социальным детерминантам агрессии можно отнести провокации, характеристики объекта агрессии, фрустрацию, присутствие сторонних наблюдателей. 6. Внешние детерминанты агрессии — это физические факторы окружающей среды: жара, шум, теснота, духота. Внешними детерминантами агрессии также могут быть индивидуальные характеристики человека и СМИ. 7. В качестве индивидуальных детерминант агрессии рассматриваются такие личностные черты, как боязнь общественного неодобрения; раздражительность; тенденция интерпретировать чужие действия как враждебные; повышенный локус контроля; склонность 11 - 1918. 322 Раздел И. Социальная психология испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях; тип поведения А; установки и пол агрессора. 8. К превентивным мерам, в разной степени влияющим на интенсивность и частоту агрессивных реакций, можно отнести катарсис', наказание’, демонстрацию наглядных примеров неагрессивного поведения; влияние когнитивных факторов’, смягчающие обстоятельства; применение реакций, несовместимых с гневом или агрессией: страдания жертвы агрессии, просмотр юмористических материалов, умеренную эротическую стимуляцию, неожиданный подарок, похвалу. 9. Одним из способов профилактики агрессивных реакций может быть тренинг социальных умений. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: агрессия, агрессивность, виды агрессии, фрустрация, аверсивный, катарсис, самоосознание, модель поведения типа А, модель поведения типа Б. Материалы для самопроверки к главе 20 Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение понятию «агрессия». Как вы думаете, зачем в определение включены слова «...не желающему подобного обращения»? 2. Приведите конкретные примеры агрессивного поведения. 3. Как рассматривал сущность и причины агрессии 3. Фрейд? 4. Какие стимулы внешней среды могут провоцировать агрессию? 5. Как человек научается агрессивному поведению? 6. Какие теории считают, что агрессию можно предотвратить, а какие — наоборот? 7. Каким образом семейные отношения влияют на становление агрессивного поведения? 8. Охарактеризуйте социальные детерминанты агрессии. 9. Зачем люди «дают сдачи» агрессору? 10. Дайте характеристику внешних детерминант агрессии. 11. Что такое «локус контроля»? Вспомните характеристики людей с повышенным и пониженным локусом контроля. 12. Опишите основные черты людей типа А и типа Б. 13. Наказание — это хорошо или плохо? 14. Можно ли управлять агрессией? 15. Какие меры профилактики агрессии вы знаете? Заполнить пробелы 1. Женщины имеют более высокий уровень___ агрессии, чем мужчины. 2. В агрессивной компании происходит __ агрессивности ее членов. 3. Люди, совершавшие заказные политические убийства, обычно происходят из семей. 4. Люди типа А___ других страдают заболеваниями сердечно сосудистой системы. 5. Агрессию можно классифицировать как физическую и ___, активную и___,___ и непрямую. 6. В группе высока вероятность остаться__. Это ухудшает спо собность к самоосознанию и усиливает агрессию. 7. Агрессивные фантазии, удары кулаком по различным предме там, разрывание бумажки с портретом или именем обидчика, физические упражнения могут играть роль. 8. Агрессию могут усиливать_ человека с неприятным собы тием. 9. Дети проявляют___ агрессии против брата или сестры, чем против всех остальных детей. 10. Временной интервал между неприемлемым действием и наказанием должен быть. 11. Если агрессор полагает, что его действия вызывают одобрение у наблюдателей, то его агрессия может . 12. Катарсис способствует весьма_ снижению агрессии. Верно или неверно 1. Если женщины нарушают стереотип «слабого пола» и начинают отвечать агрессору, что уровень направленной на них агрессии резко падает. 2. Люди типа А чаще способствуют возникновению межличностных конфликтов. 3. Наказание как метод борьбы с преступностью сравнительно неэффективно. и* 324 < Раздел И. Социальная психология 4. Человек, в детстве оцениваемый сверстниками как агрессивный, став взрослым, скорее всего будет считаться менее агрессивным. 5. Отсутствие контроля за ребенком способствует повышению его агрессивности. 6. СМИ не влияют на становление агрессии. 7. Люди типа А менее агрессивны по сравнению с людьми типа Б. 8. Многие люди попадают в конфликтные ситуации, потому что не умеют общаться. Выбрать правильный ответ 1. Агрессия — это прежде всего: а) эмоция; б) мотив; в) установка; г) определенное поведение. 2. Распространение сплетен о другом человеке — это агрессия: а) вербальная — активная — прямая; б) вербальная — пассивная — прямая; в) вербальная — активная — непрямая; г) вербальная — пассивная — непрямая. 3. Фрустрация — это: а) зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта, от особенностей человека; б) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели; в) потеря какого-либо объекта, человека, информации; г) чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний. 4. Крайне часто демонстрируют агрессивное поведение люди: а) со сниженным самоконтролем; б) со средним самоконтролем; в) с повышенным самоконтролем. 5. Наказание как средство профилактики агрессии эффективно, если: а) агрессор находится в состоянии крайнего озлобления; б) ожидаемое наказание не очень сурово; в) выгода от совершения агрессивного действия слишком велика; г) вероятность наказания высока. 6. Усилению агрессии наиболее способствуют: а) низкие температуры; б) средние температуры; в) умеренно высокие температуры; г) очень высокие температуры. 7. Усилению агрессии способствуют: а) смягчающие обстоятельства; б) злоумышленные и преднамеренные провокации; в) умеренная эротическая стимуляция; г) наглядные примеры неагрессивного поведения. Дополнительные вопросы и задания
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.212 с.) |