Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и проведение учебных полевых геологических практик↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Организация и проведение учебных полевых геологических практик Учебно-методическое пособие Казань – 2011 УДК. 551 Печатается по решению Редакционно-издательского совета ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Научно-методической комиссии геологического факультета Протокол № 13 от 29.12.2010 Заседания кафедры общей геологии и гидрогеологии Протокол № от
Авторы-составители А. А. Галеев, А. И. Шевелев, И. А. Хузин, Ф. А. Муравьев, И. С. Нуриев, А.И. Латыпов
Рецензент к.г.-м.н., доцент Б.Г. Червиков Организация и проведение учебных полевых геологических практик: Учебно-методическое пособие / А. А. Галеев, А. И. Шевелев, И. А. Хузин, Ф. А. Муравьев, И. С. Нуриев, А.И. Латыпов. – Казань: Казанский университет, 2011. – 52 с. Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-го и 2-го курсов геологического факультета К(П)ФУ, проходящих учебные полевые практики по общей геологии и другим геологическим дисциплинам. Пособие может использоваться студентами других факультетов и специальностей К(П)ФУ, где учебный процесс также предполагает полевые и экспедиционные практики. Рассмотрены общие принципы подготовки, организационно-правовые, организационно-бытовые аспекты, а также требования безопасности на полевой учебной геологической практике. В основу методических указаний положены нормативно-правовые акты, отраслевые инструкции, документы МЧС и личный опыт авторов.
© Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2011 Содержание
ВВЕДЕНИЕ Учебная геологическая практика является одним из основных видов подготовки студентов и представляет собой комплексные практические занятия, дополняемые другими видами учебного процесса, в ходе которых осуществляется формирование первичных профессиональных навыков и умений, ознакомление с полевой геологической работой. Практика – это учебный процесс, где деятельность студентов и руководителей практики подчиняется Уставу К(П)ФУ, Правилам внутреннего распорядка К(П)ФУ и другим нормативным актам, принятым в Казанском университете. Более того, специфика полевой учебной геологической практики предъявляет дополнительные требования к участникам образовательного процесса. Это касается в первую очередь требований техники безопасности, физической и морально-психологической подготовки студентов, а также формирования атмосферы товарищества и взаимопомощи, приобретение навыков работы в коллективе. Одной из целей учебной геологической практики является привитие будущим геологам любви к полевым исследованиям, к окружающей природе, умения наблюдать, понимать и анализировать те геологические явления, с которыми они могут столкнуться в своей профессиональной деятельности. Учебная практика дает возможность получения практических навыков, таких как постановка полевого лагеря, организации его функционирования и жизнеобеспечения, помогает выработать умения, необходимые для жизни в полевых условиях. Все полученные умения, навыки, опыт полевой жизни и работы могут и должны быть использованы практикантами в своей дальнейшей учебе, на учебных и производственных практиках, а также в профессиональной деятельности после окончания вуза. Все работающие в настоящее время геологи признают ключевое значение в научной и производственной карьере своей первой студенческой полевой практики, а для многих выпускников – это одно из самых ярких воспоминаний студенческих лет.
Учебной полевой практики
Требования к организации практики определяются программой практики, составленной на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Организация учебной практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональных навыков в соответствии с требованиями к уровню их подготовки. Сроки, виды, места и продолжительность проведения практик устанавливаются приказами в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком. При этом определяется состав преподавателей, сопровождающих лиц и студентов. Наилучшим для полевых геологических наблюдений является период с начала июня до августа включительно. Сроки проведения практики могут быть различными, однако они, как правило, не превышают трех-четырех недель. В полевых условиях учебный процесс имеет ряд особенностей (мобильность, относительная кратковременность, специфичность условий и др.), которые существенным образом влияют на его характер. Руководство учебного заведения в процессе проведения учебной практики обязано обеспечивать комплекс мероприятий по охране труда и безопасности жизнедеятельности. Места проведения учебных практик выбираются с учетом конкретных природно-климатических и других условий и специфики района работ. Для руководства практикой в каждую академическую группу назначаются преподаватели и обслуживающий (учебно-вспомогательный) персонал, из расчета не более 10-12 студентов на одного преподавателя, но не менее 2 человек на группу. Учебная нагрузка преподавателей на учебной практике определяется исходя из количества учебных педагогических часов, предусмотренных учебным планом, и формы проведения практики. Сотрудники, назначенные руководителями практик, обязаны пройти соответствующее обучение и проверку знаний по охране труда при проведении учебной практики на основе соответствующих нормативных актов. Результаты обучения фиксируются в протоколах установленной формы. Перед началом учебной практики руководители проводят вводный инструктаж студентов по охране труда и технике безопасности. Прослушавшие инструктаж студенты должны сдать зачет и подписаться в журнале учета, что является необходимым условием для допуска студентов к практике. Студенты, выезжающие на полевую практику, в обязательном порядке должны пройти медицинскую комиссию с получением справки о допуске к работе в полевых условиях. В справке обязательно должны быть следующие отметки: о состоянии здоровья, о прохождении флюорографии, о противоэнцефалитных прививках. Студенты, не прошедшие медосмотр и не получившие соответствующее разрешение, а также лица, имеющие медицинские противопоказания к работе в полевых условиях, к практике не допускаются. Ответственность за полноту и достоверность предоставляемых медицинских сведений несут студенты. Перед началом учебной практики руководство учебного заведения обязано проинформировать местные органы власти для согласования нахождения на их территории групп студентов. С этой целью составляются сопроводительные письма. При подготовке стационарных баз к проведению практики администрация баз совместно с руководством обязаны создать безопасные условия для обучения и проживания студентов, обеспечить соблюдение требований и мер по охране труда и пожарной безопасности. Руководители учебной практики: · участвуют в предварительной подготовке базы практики к приему студентов в соответствии с действующими нормами санитарно-гигиенической и противопожарной безопасности; · сопровождают студентов до места проведения практики и обратно; · разрабатывают тематику индивидуальных заданий; · осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием; · отвечает за научно-методическое и материальное обеспечение учебной практики, сохранность кафедрального имущества и оборудования; · оценивают результаты выполнения практикантами программы практики; · обеспечивают условия для оказания первой медицинской помощи студентам во время проведения практики; · осуществляют вводный и другие виды инструктажа на все виды работ, выполняемые студентами; · несут ответственность за соблюдение правил охраны труда, обеспечение мероприятий производственной санитарии на рабочих местах студентов в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами; · принимают все необходимые меры для обеспечения безопасности студентов и преподавателей в течение всего периода практики, следования к месту проведения практики и обратно; · отвечает за здоровье, морально-психологический климат в коллективе и организацию свободного времени в полевой период; · отвечает за взаимодействие с местными органами власти и с руководством факультета. Учитывая накопленный опыт и специфику проведения полевой геологической практики, на ней вводится принцип единоначалия в сочетании с коллективной ответственностью, т. е. каждый ответственен за технику безопасности не только себя, но и всех, а все важные решения принимает руководитель, и студенты обязаны им беспрекословно подчиняться. Студент во время практики обязан выполнять следующие правила поведения: · в установленное руководителем время прибыть к месту сбора группы для следования к месту проведения практики; · в полном объеме выполнять полевые и камеральные работы, определяемые руководителем практики; · соблюдать требования дисциплины в соответствии Уставом Университета и Правилами внутреннего распорядка Университета; · не покидать территорию лагеря или базы без уведомления и разрешения руководителя практики; · соблюдать правила распорядка дня, устанавливаемые руководителем практики; · выполнять требования техники безопасности и правил охраны труда, обозначенные при проведении инструктажа; · соблюдать правила личной гигиены в соответствии с требованиями производственной санитарии; · не допускать нанесения вреда окружающей среде в соответствие с экологическим законодательством; При нарушении правил поведения к студенту могут быть применены следующие меры воздействия: · предупреждение о нарушении правил поведения; · принудительное удаление с места проведения практики. Основанием для принудительного удаления студента с практики является: · систематическое нарушение учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка; · употребление спиртных напитков и наркотических веществ в период прохождения практики; · отказ от выполнения полевых и камеральных работ без уважительной причины; · неудовлетворительное состояние здоровья, не позволяющее дальнейшее нахождение студента на практике без угрозы для его жизни и здоровья. Решение о принудительном удалении студента принимают руководители практики. При этом руководители ставят в известность руководителя структурного подразделения факультета, курирующего практику. Причины экстрадиции отражаются в сопроводительном письме в адрес руководства факультета. В случае своего несогласия с принудительным удалением студент должен письменно известить об этом руководителя практики и декана, написав заявление (в 2-х экземплярах) с указанием причин отказа. В случае если нахождение студента на практике представляет опасность для жизни и здоровья других студентов, руководители практики вправе обратиться в органы внутренних дел по месту проведения практики для принятия необходимых мер по обеспечению безопасности. Подготовительный период Перед началом практики проводится общее собрание студентов, представляются руководители практики, график ее проведения, основные задачи, организация и порядок отъезда к месту проведения. Даётся краткое описание района практики с показом диафильмов, фотографий или специальных фильмов, сообщается о возможных природных опасностях, определяется перечень личных вещей, которые необходимо взять с собой. Студенты получают для изучения и последующей сдачи зачета учебно-методическое пособие «Организация и проведение учебных полевых геологических практик». В первый день практики на общем собрании группы проводится инструктаж по технике безопасности. Прослушавшие инструктаж студенты сдают зачет по технике безопасности и расписываются в специальной ведомости. Перечень типового снаряжения, которое необходимо для проведения учебной геологической практики, может быть значительно изменен в зависимости от географического положения района проведения практики, геологических условий и других факторов. Перед началом практики группа разбивается на бригады по 4-6 человек. В каждой бригаде назначается (выбирается) бригадир, который отвечает за дисциплину в бригаде, соблюдение правил техники безопасности, своевременное выполнение заданий по практике, сохранность снаряжения и оборудования. Каждая бригада получает необходимое снаряжение и оборудование у материально ответственного лица кафедры, о чем расписывается в ведомости учета материальных ценностей. Перечень оборудования, необходимых документов и экипировка практиканта даны в приложении 1 - 4. Каждый студент, получивший оборудование и снаряжение на кафедре, несет за него полную материальную ответственность. За период прохождения практики передача оборудования другому лицу, не задействованному на практике, категорически запрещается. На утерянное или испорченное оборудование и инструменты составляется акт за подписью виновного, бригадира и материально ответственного кафедры, а затем с виновника порчи взимается плата в размере стоимости оборудования или инструмента. Материальную ответственность за утерю, поломку, порчу оборудования и инструментов, методических пособий, в отдельных случаях может нести вся бригада. Кафедра должна обеспечить студентов всем необходимым оборудованием (рюкзаки, палатки, спальные мешки и др.) и спецодеждой (желательно собственное). Продукты питания для многодневных маршрутов закупаются обычно за несколько дней до выезда. Перечень и количество продуктов определяются руководителем практики исходя из количества человек, срока практики и личного опыта. Предпочтение отдается калорийным продуктам известных, зарекомендовавших себя производителей. В любом случае среди продуктов не должно быть скоропортящихся и с истекшим (истекающим) сроком годности. Закупка продуктов происходит под контролем и при непосредственном участии руководителя практики. Примерный список продуктов на один день, на 25 человек, при трехразовом питании, приводится в Приложении 5. Одновременно с закупкой продуктов производится закупка необходимого оборудования (мешочки для отбора проб, полиэтилен, веревки, спички, репелленты и др.), а также комплектуется аптечка первой помощи. Полевой период
Общие положения В первый день приезда студентов на практику проводятся мероприятия по организации жилья, питания, выдаётся необходимое оборудование, снаряжение и материалы, закрепляются студенческие бригады за преподавателями (из расчета две-три бригады - один преподаватель). Основные правила техники безопасности при работе в полевых условиях даны в главе 3. После завершения организационных мероприятий проводится полевая линейка. На линейках, как первой, так и последующих, должны присутствовать все студенты (за исключением дежурных), преподавательский состав. Организация линеек имеет не только дисциплинирующий характер, но и помогает оперативно проводить учебный процесс, информировать студентов о задачах и целях маршрутов и их организации. Первая линейка имеет свои особенности. Порядок проведения её следующий. Студенты выстраиваются по бригадам (группам). К началу линейки бригадиры информируют старосту практики о присутствующих на линейке составах бригад с указанием отсутствующих по уважительным или неуважительным причинам. После общей команды к рапорту, староста практики докладывает руководителю практики о количественном составе студентов. На первой линейке представляется преподавательский состав и технический персонал. Студенты информируются о распределении бригад и закреплении их за преподавателями, о дисциплине и распорядке дня практики. После линейки преподаватели знакомятся со своими бригадами, рассказывают о порядке проведения маршрутов, ведении дневника, правилах отбора образцов и т. д. По окончании первой линейки и после беседы с преподавателями проводится вводная лекция для всего состава студентов-практикантов. В ней освещаются основные черты геологического строения, ставятся основные задачи полевых наблюдений. Последующие линейки проводятся в утреннее и вечернее время. На утренней линейке руководитель практики проверяет готовность студентов к маршруту, раздаёт задание на маршрут каждой бригаде, озвучивает место проведения и цели маршрута, контрольные сроки возвращения. На вечерней линейке подводятся итоги работы за день, намечаются последующие маршруты, назначаются дежурные на следующий день. В период проведения полевых геологических наблюдений требуется строгая регламентация режима работы и отдыха. Распорядок дня разрабатывается применительно к местным условиям и должен строго выдерживаться. Примерный распорядок дня приводится в Приложении 6. Распорядок дня может корректироваться в связи с погодными условиями, например, в период сильной жары целесообразно начинать маршруты на 1-2 часа раньше, а дневной перерыв делать дольше, с 12 до 16 часов. Во время затяжных или проливных дождей маршруты не проводятся, все практиканты помогают дежурным в заготовке дров, приготовлении пищи и обеспечении жизнедеятельности лагеря. Неукоснительное выполнение всех распоряжений и правил техники безопасности является основой внутреннего распорядка. Руководство обязано принимать безотлагательные меры при любом нарушении распорядка дня, дисциплины, правил техники безопасности, вплоть до отстранения нарушителя от дальнейшего прохождения практики. Границы временной базы лагеря, за пределы которых выход без разрешения не допускается, определяется на месте руководителем подразделения. Запрещается нахождение в пределах лагеря посторонних лиц, не имеющих отношения к учебному процессу, без разрешения руководителя. Категорически запрещается принос и употребление спиртных напитков, пива, наркотических и психотропных средств и т. п. Руководство практики должно знать месторасположения ближайших медицинских учреждений в районе работ Завершение полевых работ По завершению полевых работ свертывается лагерь, проводится уборка территории лагерной стоянки, сжигание мусора, закапывание мусорной ямы, тушение костра. Очистка территории путем выжигания запрещается. Необходимо убедиться, что на месте стоянки не осталось мусора, а на месте кострища – тлеющих углей. Костер заливают водой и закладывают землей или дерном. Перед выездом тщательно упаковывают имеющиеся продукты, а также отобранные в маршрутах образцы, все вещи собирают компактно в одном месте и проверяют наличие выданного оборудования, которое, по возвращению, необходимо сдать материально ответственному лицу. Оборудование сдаётся в чистом и сухом виде, т. е. кухонная посуда должна быть помыта, рюкзаки, вкладыши, спальные мешки, энцефалитные костюмы – постираны и высушены, пенки, палатки – почищены и высушены. После сдачи оборудования бригады получают необходимые канцелярские принадлежности и материалы для написания и оформления отчета. Руководитель практики организует специальное место для проведения камеральных работ. Студенты, не сдавшие оборудование, к написанию отчёта и сдаче зачета по практике не допускаются. Камеральный период После завершения полевых маршрутов наступает ответственный период (четыре-шесть дней) систематизации и обобщения полученных материалов, написания и оформления отчета и его защиты. Студенты работают самостоятельно, руководитель назначает определённые часы консультаций по 1,5—2 часа в день. В первый день камеральной работы следует прочитать лекцию, обобщающую и систематизирующую результаты наблюдений, сделанных во время маршрутов, особенно по региональной геологии района практики. Краткое изложение стратиграфии, тектоники и других вопросов региональной геологии очень помогает студентам обобщить их собственные наблюдения и увязать отдельные фактические материалы с общим строением региона. На лекции определяются цели отчета, порядок зачета и предъявляемые к нему требования. Преподаватели проводят со своими бригадами окончательное распределение глав отчета между членами бригад, устанавливают сроки написания их в черновом и чистовом вариантах и обсуждают графические приложения к отчету. После окончания практики руководитель проводит итоговую беседу со студентами, учитывает их замечания и пожелания на новый полевой сезон. Для подведения итогов практики, выявления недостатков и учёта их в последующей работе проводится методическое совещание преподавательского состава.
Основы безопасности На полевой учебной практике ВЫВИХ КРОВОТЕЧЕНИЕ Кровотечением называют излияние крови из поврежденных кровеносных сосудов. Оно является одним из частых и опасных последствий ранений, травм и ожогов. В зависимости от вида поврежденного сосуда различают: артериальное, капиллярное и венозное кровотечения. АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ возникает при повреждении артерий и является наиболее опасным. ПРИЗНАКИ: из раны сильной пульсирующей струей бьет кровь алого цвета. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ направлена на остановку кровотечения, которая может быть осуществлена путем придания кровоточащей области приподнятого положения, наложения давящей повязки, максимального сгибания конечности в суставе и сдавливания при этом проходящих в данной области сосудов, пальцевое прижатие, наложение жгута. Прижатие сосуда осуществляется выше раны, в определенных анатомических точках, там, где менее выражена мышечная масса, сосуд проходит поверхностно и может быть прижат к подлежащей кости не одним, а несколькими пальцами одной или обеих рук. При кровотечении в области виска прижатие артерии производится впереди мочки уха, у скуловой кости. При кровотечении в области щеки сосуды следует прижимать к краю нижней челюсти, впереди жевательной мышцы. При кровотечении из ран лица, языка, волосистой части головы прижатию к поперечному отростку шейного позвонка подлежит сонная артерия, по переднему краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы, у ее середины. При кровотечении в области плеча подключичную артерию прижимают под ключицей к ребру; подмышечная артерия прижимается в подмышечной впадине к головке плечевой кости. При кровотечении в области предплечья и локтевого сгиба прижимают плечевую артерию у внутреннего края двуглавой мышцы плеча (бицепса) к плечевой кости. При кровотечении в паховой области прижимается брюшная аорта кулаком ниже и слева от пупка к позвоночнику. При кровотечении в области бедра прижатие осуществляется к горизонтальной ветви лобковой кости в точке, расположенной ниже паховой связки. Пальцевое прижатие для временной остановки кровотечения применяют редко, только в порядке оказания экстренной помощи. Самым надежным способом временной остановки сильного артериального кровотечения на верхних и нижних конечностях является наложение кровоостанавливающего жгута или закрутки, т.е. круговое перетягивание конечности. При отсутствии жгута может быть использован любой подручный материал (резиновая трубка, брючный ремень, платок, веревка и т.п.). Носовое кровотечение Признаки кровотечения: кровь из носа при ударах; или появление крови само по себе без видимых причин. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ: 1) Посадить потерпевшего; 2) Голову наклонить вперед; 3) Стиснуть ноздри с боков на 10 минут; 4) После остановки кровотечения не удалять сгустки крови, не делать больших физических нагрузок. Рекомендации: а) обратиться к врачу, если кровотечение не останавливается в течение 15 минут; б) перед тем как идти к врачу, в нос вставьте тампоны; в) обратится к врачу, если кровотечение повторяется или кровь начинает стекать по задней стенке глотки. ОБМОРОК ОБМОРОК – внезапная кратковременная потеря сознания, сопровождающаяся ослаблением деятельности сердца и дыхания. Возникает при быстро развивающемся малокровии головного мозга и продолжается от нескольких секунд до 5-10 минут и более.К обмороку может привести: удары, нервное перенапряжение, перегревание, духота и т.д. ПРИЗНАКИ. Обморок выражается во внезапно наступающей дурноте, головокружении, слабости и потере сознания. Обморок сопровождается побледнением и похолоданием кожных покровов, слабостью в конечностях. Дыхание замедленное, поверхностное, слабый и редкий пульс (до 40-50 ударов в минуту). ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ. Прежде всего, необходимо пострадавшего уложить на спину так, чтобы голова была несколько опущена, а ноги приподняты. Для облегчения дыхания освободить шею и грудь от стесняющей одежды. Тепло укройте пострадавшего, положите грелку к его ногам. Натрите нашатырным спиртом виски больного и поднесите к носу ватку, смоченную нашатырем, а лицо обрызгайте холодной водой. При затянувшемся обмороке показано искусственное дыхание. После прихода в сознание дайте ему горячий кофе. Вызывайте врача, если самочувствие не улучшается в течение 7-10 минут, а также при болях в грудях, животе, головной боли и другое. Можно использовать точку в центре носогубной складки, 30-40 быстрых надавливаний кончиком ногтя большого пальца. ПЕРЕЛОМ Перелом – это нарушение целости кости, вызванное насилием или патологическим процессом. Открытые переломы характеризуются наличием в области перелома раны, а закрытые характеризуются отсутствием нарушения целости покровов (кожи или слизистой оболочки). Следует помнить, что перелом может сопровождаться осложнениями: повреждением острыми концами отломков кости крупных кровеносных сосудов, что приводит к наружному кровотечению (при наличии открытой раны) или внутритканевому кровоизлиянию (при закрытом переломе); повреждением нервных стволов, вызывающим шок или паралич; инфицированием раны и развитием флегмоны, возникновением остеомиелита или общей гнойной инфекции; повреждением внутренних органов (мозга, легких, печени, почек, селезенки и др.). ПРИЗНАКИ: сильные боли, деформация и нарушение двигательной функции конечности, укорочение конечности, своеобразный костный хруст. При переломах черепа наблюдается тошнота, рвота, нарушение сознания, замедление пульса – признаки сотрясения (ушиба) головного мозга, кровотечение из носа и ушей. Переломы таза всегда сопровождаются значительной кровопотерей и в 30% случаях развитием травматического шока. Такое состояние возникает в связи с тем, что в тазовой области повреждаются крупные кровеносные сосуды и нервные стволы. Возникают нарушения мочеиспускания и дефекации, появляется кровь в моче и кале. Переломы позвоночника – одна из самых серьезных травм, нередко заканчивающаяся смертельным исходом. Весьма опасны травмы шейного отдела позвоночника, которые приводят к серьезным нарушениям сердечно-сосудистой и дыхательной системы. При повреждении спинного мозга и его корешков нарушается его проводимость. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ заключается в обеспечении неподвижности отломков кости (транспортной иммобилизации) поврежденной конечности шинами или имеющимися под рукой палками, дощечками и т.п. Обязательно надо укрепить два ближайших сустава. РАНЫ Одним из наиболее частых поводов для оказания первой помощи являются ранения (раны). Раной называется механическое повреждение покровов тела, нередко сопровождающиеся нарушением целости мышц, нервов, крупных сосудов, костей, внутренних органов, полостей и суставов. В зависимости от характера повреждения и вида ранящего предмета различают раны резаные, колотые, рубленые, ушибленные, размозженные, огнестрельные, рваные и укушенные. Раны могут быть поверхностными, глубокими и проникающими в полость тела. Причинами ранения могут явиться различные физические или механические воздействия. В зависимости от их силы, характера, особенностей и мест приложения они могут вести к разнообразным дефектам кожи и слизистых, травмам кровеносных сосудов, повреждениям внутренних органов, костей, нервных стволов и вызывать острую боль. Резаные раны. Резаная рана обычно зияет, имеет ровные края и обильно кровоточит, окружающие ткани повреждаются незначительно и менее склонны к инфицированию. Колотые раны. Форма входного отверстия и раневого канала зависит от вида ранящего оружия и глубины его проникновения. Колотые раны характеризуются глубоким каналом и нередко значительными повреждениями внутренних органов. Нередки при этом внутренние кровотечения в полости тела. Ввиду того, что раневой канал вследствие смещения тканей обычно извилист, могут образовываться затеки между тканями и развитие инфекций. Рубленые раны. Для таких ран характерно глубокое повреждение тканей, широкое зияние, ушиб и сотрясение окружающих тканей. Ушибленные и рваные раны характеризуются большим количеством размятых, ушибленных, пропитанных кровью тканей, кровеносные сосуды тромбированы. При огнестрельном ранении пострадавший нуждается в срочной квалифицированной медицинской помощи. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ. Посадить или положить раненого. Освободить от одежды (снять или разрезать). Осмотреть рану. Если в ране есть посторонний предмет (метал, стекло, дерево или другое) он из раны не достается чтобы не повредить внутренние органы. На любую рану должна быть наложена повязка, по возможности асептическая (стерильная). Средством наложения асептической повязки в большинстве случаев служит пакет перевязочный медицинский, а при его отсутствии – стерильный бинт, вата, лигнин и, в крайнем случае, чистая ткань. Если ранение сопровождается значительным кровотечением, необходимо остановить его любым подходящим способом. Промыть рану: перекисью водорода или чистой водой, кожу вокруг раны смазать: йодом или спиртом. Наложить на рану: стерильную марлевую салфетку или сложенный бинт, главное остановить кровотечение, при мозолях можно наложить бактерицидный лейкопластырь. Перевязать рану: стерильным бинтом или чистой тряпкой. При обширных ранениях мягких тканей, при переломах костей и ранениях крупных кровеносных сосудов и нервных стволов необходима иммобилизация конечности табельными или подручными средствами. Пострадавшему необходимо ввести обезболивающий препарат и дать антибиотики. Боль, опухоль, покраснение около раны говорит о нагноении. Пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в лечебное учреждение. РАСТЯЖЕНИЕ Растяжение – повреждение мягких тканей (связок, мышц, сухожилий, нервов) под влиянием силы, не нарушающей их целостности. Чаще всего происходит растяжение связочного аппарата суставов при неправильных, внезапных и резких движениях, выходящих за пределы нормального объема движений данного сустава (при подвертывании стопы, боковых поворотах ноги при фиксированной стопе и др.). В более тяжелых случаях может произойти надрыв или полный разрыв связок и суставной сумки. ПРИЗНАКИ: появление внезапных сильных болей, припухлости, нарушение движений в суставах, кровоизлияние в мягкие ткани. Рекомендация: Иногда можно перепутать растяжение с трещиной возле сустава, поэтому желательно показать врачу. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ предусматривает обеспечение покоя пострадавшему, тугое бинтование поврежденного сустава, обеспечивающее его неподвижность и уменьшение кровоизлияния. Можно приложить холод или специальную мазь. Дать обезболивающее. Затем необходимо обратиться к врачу – травматологу. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ Искусственное дыхание – неотложная мера первой помощи при утоплении, удушении, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах. Осуществляется до тех пор, пока у пострадавшего полностью не восстановится дыхание. МЕХАНИЗМ ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ следующий: 1) пострадавшего положить на горизонтальную поверхность; 2) очистить рот и глотку пострадавшего от слюны, слизи, земли и других посторонних предметов, если челюсти плотно сжаты – раздвинуть их; 3) запрокинуть голову пострадавшего назад, положив одну руку на лоб, а другую на затылок; 4) сделать глубокий вдох, нагнувшись к пострадавшему, герметизировать своими губами область его рта и сделать выдох. Выдох должен длиться около 1 секунды и способствовать подъему грудной клетки пострадавшего. При этом ноздри пострадавшего должны быть закрыты, а рот накрыт марлей или носовым платком, из соображений гигиены. Периодически необходимо освобождать желудок пострадавшего от воздуха, надавливая на подложечную область. Частота искусственного дыхания – 16-18 раз в минуту. МАССАЖ СЕРДЦА ЭЛЕКТРОТРАВМА ЭЛЕКТРОТРАВМА возникает при непосредственном или косвенном контакте человека с источником электроэнергии. Под влиянием тепла, образующегося при прохождении электрического тока по тканям тела, возникают ожоги, обычно глубокие. ПРИЗНАКИ. В результате непосредственного воздействия тока на организм возникают общие явления (расстройство деятельности центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и др.). Побочные явления в окружающей среде (тепло, свет, звук) могут вызвать изменения в организме (ослепление и ожоги вольтовой дугой, повреждение органов слуха и.д.). При оказании ПЕРВОЙ ПОМОЩИ пораженным необходимо быстро освободить пораженного от действия электрического тока
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.244 (0.013 с.) |