Сведения о территории и природе усть-вымского муниципального района 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сведения о территории и природе усть-вымского муниципального района



Административный центр: с. Айкино. Площадь: 4775 кв.км. Граничащие территории: Княжпогостский, Удорский, Сыктывдинский районы Республики Коми, Ленский район Архангельской области. Численность населения: 27 000 человек. Ведущие отрасли: лесозаготовка, лесопереработка (фанера, пиломатериалы). Официальный сайт муниципального района: http://emdinmu.ru/. Усть-Вымский район расположен в юго-западной части Республики Коми. Граничит с Княжпогостским, Удорским, Сыктывдинским районами Республики Коми и Ленским районом Архангельской области. Усть-Вымский район образован 15 июля 1929 года. Расстояние от центра района с. Айкино до г. Сыктывкара составляет 96 км. Площадь района 4775,1 км2. Заселение территории Усть-Вымского района первобытным человеком началось в 3-2 тысячелетиях до н.э. Рельеф района равнинный, с максимальными отметками высот до 157 м. Климат умеренно-континентальный. Средняя температура января - -15,5°С, июля - +16°С. Среднегодовое количество осадков - 550 мм. Наиболее крупные реки района - Вычегда, Вымь, Яренга. Преобладают подзолисто-болотные почвы. Район расположен в подзоне средней тайги; леса преимущественно еловые. Существует ихтиологический заказник - озеро Евты. На территории Усть-Вымского района минерально-сырьевые ресурсы представлены месторождениями и проявлениями нерудного минерального сырья: пески строительные и кварцевые (стекольные), песчано-гравийная смесь, глины кирпичные и тугоплавкие, минеральные пигменты, пригодные для приготовления красок. Район располагает крупными ресурсами торфа, минеральные и пресных подземных вод хозяйственно-питьевого значения. Имеются проявления осадочных железных руд. Благоприятны геологические перспективы нефтегазоносности. В общей площади земель леса занимают 86,4%, сельхозугодия - 3,4. Усть-Вымский район – колыбель христианизации Коми края. В 13-14 веках все более возрастало могущество Московского княжества. С целью упрочения господства Москвы на Вычегде князь Дмитрий Донской стремился распространить христианство среди языческого населения Коми. Проводником этой политики явился уроженец Великого Устюга Стефан Храп (позднее епископ Пермский), который в 1372 г. создал древнюю коми азбуку и в 1379 г. прибыл на устье реки Выми. В 1380 году на этом месте он соорудил укрепленный городок и приступил к крещению окрестных жителей. Первое время местные жрецы, используя возмущение населения, стали натравливать их против Стефана. Однако постепенно многие из пермян признали преимущества новой веры и согласились креститься. По мере продвижения Москвы на восток и юго-восток Европы и на Урал через более южные территории Усть-Вымь постепенно теряет свое значение. В 1564 г. епархия переводится в Вологду. В конце XVI века, после образования Вымского уезда, административный центр был переведен в Яренск. Местные крестьяне были государственными людьми, однако тяжесть феодальных отношений сказывалась на них в полной мере. Государственные поборы и повинности, полуголодное существование в XVII - начале XVIII веков были изнурительными и непосильными для крестьян, из-за чего они бежали в основном в Сибирь. Так, согласно переписи 1646 г., из с. Усть-Вымь в Сибирь ушло не менее 40% мужского трудоспособного населения. В 1784 г. в с. Усть-Вымь имелось 73 двора и 413 жителей. В 1797 г. оно стало центром волости. С конца XVII века здесь проводились ежегодные ярмарки. В конце XIX века в с. Усть-Вымь (вместе с д. Пустошь и д. Заручье) насчитывалось около 1000 жителей. 22 августа 1921 г. в составе автономной области Коми образован Усть-Вымский уезд, охватывавший территорию нынешних Усть-Вымского, Удорского, Княжпогостского районов с населением 43 тыс. человек. Памятником раннего христианства на земле Коми-зырян является Михайло-Архангельский мужской монастырь - православный комплекс со святыми источниками. Это первый в Коми крае монастырь был основан Стефаном Пермским в 1384 году. Расположенный на двух холмах, на красивейшем месте, монастырский комплекс включает в себя три храма, три часовни, домовую церковь в братском корпусе, трапезную, гостиницу для паломников. Монастырь стал первой православной обителью в Коми крае, духовно-просветительским, миссионерским и культурным центром. Сюда принимались престарелые зыряне, и сам Стефан служил для них примером подвижнической жизни. Способных учеников своих святитель посвящал в причетники, диаконы и священники. В монастыре день и ночь трудились переписчики, переводившие с церковно-славянского на пермский основные богослужебные книги, в которых была постоянная нужда, поскольку в разных уголках Коми земли возводились христианские храмы. По ходатайству Владыки Питирима, епископа Сыктывкарского и Воркутинского обитель была возрождена для монашеской жизни синодальным указом от 21 марта 1996 года. На территории монастыря находится Святой источник иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Святая вода из источника помогает избавиться от пьянства, курения, наркомании и исцелиться от многих недугов. В Усть-Вымском районе Республики Коми есть древние поселения — Ванвиздинское, Карыбйывское городище. Ванвиздинская стоянка - памятник федерального значения, древнее поселение VI-X веков, давшее название целому типу культуры I тысячелетия н. э. У села Усть-Вымь был обнаружен клад бронзовых вещей. Кожмудорское местонахождение шлифованного тесла расположено ниже Ванвиздинского поселения (по реке Вычегда), на левом берегу Вычегды, близ деревни Кожмудор. Относится к неолиту или бронзовому веку. Ванвиздинское местонахождение бронзовых предметов. Возле устья реки Вымь, на боровой террасе, к востоку от Ванвиздинского поселения обнаружены почти совершенно одинаковые полые подвески, изображающие медведя. Возможно, здесь был древний могильник. Подвески датируются в рамках IV – VIII веков до нашей эры. Ванвиздинское поселение находится на правом берегу Вычегды близ устья Вымн, у западной окраины деревни Ванвиздино. В результате разведочных работ и раскопок на территории стоянки различными исследователями собран значительный материал, состоящий из кремня, керамики и предметов металлургии. Культурный остатки разновременны – бронза (последняя четверть II тысячелетия до нашей эры) и раннее средневековье (ванвиздинская культура – IV – VIII века нашей эры). Усть-Вымский клад. В селе Усть-Вымь в 1774 году был обнаружен большой клад бронзовых вещей, из которых известны только два культовых изображения. Одно изображает водоплавающую птицу, другое, с петелькой – медведя, на тулове которого показаны три человеческие фигуры. Датируется гляденовским или ванвиздинским временем. Карыбйывское городище находится на правом берегу Вычегды, к югу от села Карыбйывское. Городище расположено на холме высотой в несколько десятков метров; с трех сторон холм труднодоступен, а с четвертой, напольной, укреплен валом и рвом. Раскопки выявили культурный слой, содержавший культурный остатки – предметы вооружения, орудия труда, украшения, глиняные сосуды. Памятник датируется ХII – ХIII веками. Джибъягский могильник расположен на левом берегу Вычегды, напротив села Гам, на первой надпойменной террасе, недалеко от могильника Клянышласта. Он находится на возвышении, покрытом хвойным лесом. Общее количество могил не выяснено; вскрыто 40 могил. В погребениях прослежен слой пепла и угля с обожженными человеческими костями, погребальный инвентарь (керамика, поясные пряжки, железные предметы), также носил следы огня. Датируется приблизительно Х – ХI веками. Могильник Клянышласта расположен на левом берегу рукава Вычегды близ села гам, в урочище Клянышласта, на холме среди болот. Всего насчитывается 39 могил, из них раскопаны 26. Могилы содержали золу, угли и мелкие пережженные кости, в некоторых из них прослежены остатки срубов. Погребальный инвентарь составляют предметы вооружения, орудия труда, украшения и фрагменты глиняных сосудов. Датируется ХI – ХII веками (переходный этам вымской культуры). Жешартское местонахождения бронзовых предметов. В 1928 году возле церкви села Жешарт найдены бронзовые предметы – культовое изображения пермского звериного стиля (антропоморфная фигура на «ящере») и гребень. Культовое изображения датируется VI – IХ веками нашей эры. На территории района расположено 5 особо охраняемых природных территорий:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.143.154 (0.008 с.)