Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Натуралистический поворот в эпистемологии и философии науки: эволюционная эписте- мология и социальная эпистемология.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Натурали́зм (фр. naturalisme; от лат. naturalis — природный, естественный) — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гёте, романтизм, биологическое мировоззрение XIX века, философия жизни). По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. В этике — это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники, стоики, Руссо, Конт, Маркс, Ницше). Эпистемология (от греч. эпистема - твердое, надежное знание и логос - слово, учение) - учение о твердом и надежном знании. Эпистемология имеет две основные задачи: 1.Нормативная задача - выработка стандартов и норм, ориентированных на соверщенствование познания. 2. Дескриптивная (оценочно-описательная) задача - исследование реального познавательного процесса. Традиционная эпистемология отдавала предпочтение решению нормативной задачи. Философы стремились избавить человечество от ложных ходов мысли и заблуждений, найти путь к прочному и надежному знанию. Современная эпистемология ориентирована на решение дескриптивной задачи на основе натурализма (обращение в описании особенностей познавательного процесса на естественнонаучные теории - теорию эволюции, психологию). Эволюционная эпистемология - новое междисциплинарное направление, ставящее своей целью исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной теории эволюции. В эволюционной эпистемологии можно выделить 2 направления с различными задачами: 1.Попытка дать ответы на гносеологические вопросы с помощью естественнонаучных теорий, в первую очередь с помощью теории эволюции. Предметная область данного подхода - эволюция органов познания и познавательных способностей. Представители: К. Лоренц, Г. Фоллмер, Э. Ойзер. 2.Эволюционная теория науки - модель роста и развития научного познания. Процесс научного познания и историческая последовательность научных теорий получают объяснение по аналогии с биологической эволюцией (эволюционная теория науки). Представитель: К. Р. Поппер. Основные положения эволюционной теории познания: 1.Жизнь представляет собой процесс познания - получения информации. 2.Живые существа обладают системой априорных (врожденных) когнитивных структур. 3. Формирование когнитивных структур осуществляется в соответствии с эволюционным учением. 4.Адаптивность этих структур является следствием реалистичности получаемых с помощью их знаний. 5.В способах получения и обработки информации имеется сходство. «Всему, что мы, люди, знаем о реальном мире, в котором живем, мы обязаны возникшему в ходе родо-исторического развития аппарата получения информации, который (хотя и намного сложнее) построен по тем же принципам, как и тот, что отвечает за двигательные реакции инфузории-туфельки» (К. Лоренц). 10 постулатов научного познания: 1. Постулат реальности: имеется реальный мир, независимый от восприятия и сознания. 2. Постулат структурности: реальный мир структурирован. Успех упорядоченных теорий предполагает высокий уровень порядка объективного мира (симметрии, инвариантности...; сами данные структуры являются реальными и объективными) 3. Постулат непрерывности: между всеми областями действительности существует непрерывная связь. 4. Постулат о чужом сознании: также как и я, другие индивиды имеют чувственные впечатления и сознание.. 5. Постулат взаимодействия: наши чувственные органы аффицируются реальным миром. (аффицировать означает вличть affect) 6. Постулат функции мозга: мышление и сознание являются функциями мозга, естественного органа. 7. Постулат объективности: научные высказывания должны быть объективными (отнесенными к гипотетически постулируемой реальности) Критерии объективности: (А) Интерсубъективная понятность (Б) Независимость от системы отнесения (личности наблюдателя и т.п.)(В) Интерсубъективная проверяемость (Г) Независимость от метода(Д) Неконвенционалъность (НЕ традиционность, консервативность)8. Постулат эвристичности: рабочие гипотезы должны содействовать исследованию. 9. Постулат объяснимости: факты опытной действительности могут анализироваться, описываться и объясняться посредством "естественных законов". 10. Постулат экономии мышления: следует избегать ненужных гипотез. Эволюционные эпистемологи склонны называть познанием любое взаимодействие организма с окружающей средой. Организм "априорно" рождается с определенным набором признаков, а вид их приобрел в результате эволюции, в результате отбора, т.е. - апростериорно. Основоположник - австр. этолог, Нобел. лауреат Конрад Лоренц (1903-1989). «Гипотетический реализм». Шел от Канта. Априори, структуры позн-я: «Если мы понимаем наш разум как функцию органа, то ответ на вопрос, каким образом формы его функции соответствовали реальному миру совсем прост: формы созерцания и категории, предшествующие любому индивид, опыту, приспособлены к внеш. миру по тем же причинам, по к-рым копыто лошади еще до ее рожд-я приспособлено к степной почве, а плавники рыбы приспособлены к воде еще до того, как она вылупится из икринки». Отличие от Канта: эти априорные способности не вечны, изменяются и не противостоят действ-ти (т.е. Кант не прав, что «разум предписывает природе з-ны»). Они формируются в процессе эволюции под воздействиемм действительности и поэтому могут ее адекватно постигать. Априорны (врожденны) для индивида, но апостериорны (противоположность априорному) для вида. СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — одна из современных областей исследования на стыке философии, истории и социологии науки, науковедения. Последние 30 лет она активно развивается, продуцирует новые подходы и порождает дискуссии. Сторонники классической эпистемологии полагали, что существуют три источника знания. Это, во-первых, объект, находящийся в фокусе познавательного интереса; во-вторых, сам субъект с присущими ему познавательными способностям; в-третьих, социальные условия познания. При этом позитивное содержание знания усматривалось в основном в объекте; субъект является источником помех и иллюзий, но при этом обеспечивает творчески-конструктивный характер познания; социальные же условия целиком ответственны за предрассудки и заблуждения. Ряд современных эпистемологов заняли существенно иную позицию. Они утверждают, что все три источника знания на самом деле сводимы к одному — к социальным условиям познания. И субъект, и объект являются социальными конструкциями; познается только то, что представляет собой часть человеческого мира, и так, как это диктуют социальные нормы и правила. Таким образом, и содержание и форма знания социальны от начала и до конца — такова точка зрения некоторых (но не всех) сторонников С. э. В рамках С. э. можно выделить три основных направления, связанных соответственно с именами их представителей: Д. Блура (Эдинбург), С. Фуллера (Уорвик) и Э. Голдмана (Аризона). Каждое из них по-своему позиционируется по отношению к классической эпистемологии и философии вообще. Социальная эпистемология: · Мысль о том, что содержание и форма знания зависят от социальных условий, - во многих концепциях (К.Маркс, М. Фуко и др.) · В 20 в. – более сильные утверждения о том, что социальные факторы ОПРЕДЕЛЯЮТ знание. Юрген Хабермас (р. 1929), книга «Техника и наука как идеология” (1968) “Деятельность и познание определяются интересами ” – постмарксизм. · В современном обществе только одна сторона интересов взяла верх – техническая, сознание современного общества = научная и техническая идеология (принудительная рационализация). Представители современной СЭ: Э. Голдман (США), Д. Блур (Великобритания), С. Фуллер (Великобритания), Фр. Шмит (Германия) и другие. В понимании СЭ – значительный разброс точек зрения: Э. Голдман: «Социальная эпистемология — богато разветвленная дисциплина. Различные теоретики применяют различающиеся подходы, и выбор позиций довольно разнообразен, часто ортогонален по отношению друг к другу. Подход, который я предпочитаю, состоит в исследовании социальных практик в терминах их воздействия на процесс приобретения знаний» Фр. Шмидт: «Социальная эпистемология — это концептуальное и нормативное исследование релевантности знанию социальных отношений, ролей, интересов и институтов… Социальная эпистемология сосредотачивается на вопросе, следует ли понимать знание индивидуалистически или социально…». У. Элстон: «Социальное входит в эпистемологию во множестве обличий. Вместо того чтобы иметь в виду эпистемолога, обращающегося к тому, во что верят, и к индивидуальным когнитивным объектам, как это обычно было в данной дисциплине, социальная эпистемология может изучать то, что мы (члены определенной социальной группы) знаем или во что верим. Или она может рассматривать знание, «собранное» или «воплощенное» в определенных институциях, дисциплинах или организациях. Следовательно, имеются социально установленные санкционированные процедуры и методы, которые направлены на приобретение знания…» Три направления в СЭ: 1. Д. Блур: подлинная теория познания сводится к когнитивной социологии. 2. Э. Голдман: СЭ не должна сводится к частным научным дисциплинам, она должна выполнять и нормативную задачу. 3. С. Фуллер: промежуточная позиция, опирается на Хабермаса, рассматривает СЭ как интегративную дисциплину, занимающуюся ролью и местом науки в обществе, функциями знания и проч. Сильная программа в социологии знания Д. Блур (р. 1942) Книга «Knowledge and Social Imagery» «Знание и социальное представление” Блур: «Вместо определения знания как истинного мнения, социолог рассматривает в качестве знания все то, что человек за него принимает… В особенности социолога интересуют представления, принятые как сами собой разумеющиеся, как институализированные представления…» Знание = то, что социально санкционировано Принципы сильной программы: 1. Социология знания должна быть каузальной (изучать условия, порождающие опред. формы и состояния знания) 2. Социология знания д.б. беспристрастной. 3. Социология знания должна объяснять знания симметрично (одними и теми же причинами объяснять успехи и неудачи, истинные и ложные представления). 4. Социология знания д.б. рефлексивной (т.е. объяснения должны быть применимы к ней самой) Важная черта современного состояния дел в С. э. — противостояние двух подходов: консервативного (Э. Голдман)и радикального (социально-конструктивистского). 1-й исходит из классических допущений о центральности для эпистемологии понятий истины, рациональности. 2-й делает упор на социальной детерминации и социально-исторической релятивности убеждений любого вида, считая такую детерминацию и релятивность несовместимыми с «абсолютизированными», вырванными из социально-исторически-культурного контекста понятиями истины и рациональности. Goldman A. I. Knowledge in a Social World. Oxford, N. Y. 2003.
Э. Голдман противопоставляет свою программу «сильной программе» Эдинбургской школы (Д. Блуру). Убеждению приписывается определенная ценность (V-ценность) в зависимости от того, насколько данное убеждение приближается к реальному положению дел. В связи с этим становится возможна «веритистская» оценка (V-оценка) социальной практики на основании того, в какой степени использование данной практики приводит к формированию у субъектов V-ценных убеждений (знаний). Т.Е. речь идет не об убеждениях (как у Блура), а об истинных убеждениях. Значит, эпистемология – теория о знании в традиционном понимании этого слова, о знании как обоснованном истинном убеждении, а СЭ – о социальных аспектах знания. «Убеждение (belief) само по себе не ценно и не должно быть спутано со знанием (knowing)» - подчеркивает Голдман. Двухстадийная эпистемическая модель 1) «стадия отбора стандартов»: общество выбирает эпистемические стандарты, процессы формирования убеждений или методы, доставляющие эпистемические гарантии; 2) «стадия развертывания стандартов»: члены общества применяют выбранные стандарты путем вынесения суждения о том, является ли каждое конкретное индивидуальное убеждение «гарантированным», то есть произведено ли оно при участии соответствующих процессов или методов У Голдмана: убеждение действительно обосновано, только если сформировалось путем действительно надежных процессов, а не только считаемых таковыми тем или иным обществом. (Отличие от «сильной программы» Блура) Истина = как высшая ценность «Веритистский» подход представляет это как 2 эпистемические ценности: - Истинное убеждение - Избежание ошибок. понятие степени уверенности (degree of belief) субъекта познания в истинности конкретного утверждения, к-рой можно приписать числовое значение от 0 до 1. Различает формирующие процессы и методы Процессы – часть фундаментальной когнитивной архитектуры человека (априорная, изучается психологией – умеренный натурализм). Методы – то, чему человек научается, обычно путем культурной трансмиссии. Э. Голдман Историческое case study - пример теоретического прикладного исследования в С. э.Ж исследование разного рода социальных практик с точки зрения хранения, распределения, обмена, производства и использования знаний. В современном информационном обществе, или «обществе знаний», эта область практически безгранична (поиск истины для принятия решения; способы аргументации и хранения знаний с помощью книг, библиотек, компьютера, Интернета; оперирование со знанием и сознанием во всех сферах системах образования, в политических, церковных и иных социальных институтах.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.008 с.) |