Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика депрессивных состояний.
Апатия, – это состояние безучастности, равнодушия, полной индиффирентности к происходящему, к окружающим, к своему положению, к прошлому, к перспективам на будкщее. Апатия – это преходящее (кратковременное) или стойкое (долговременное) тотальное «выпадение» как высших (социальных) чувств, так и существенное «приглушение» ситуативных эмоций. Гипотимия (сниженное настроение), – это аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости, переживания потери, утраты, безыходности, разочарования, обречённости, ослабления привязанности к жизни. Положительные эмоции при этом поверхностны, истощаемы, могут быть практически полностью подавлены. Дисфория (от греч. dysphoreo – «плохо переношу», «несу плохое, дурное»), – это мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, недовольством, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости, которая может сопровождаться агрессией и разрушительными действиями. Растерянность, – это острое чувство потерянности, неумения, беспомощности, непонимания самых простых жизненных ситуаций и изменений своего психического состояния. При ярко выраженной растерянности типичны сверхизменчивость настроения, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты крайне озадаченного и неуверенного человека. Тревога, – это неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, при сильной выраженности, – напряжённое ожидание трагического исхода. В состоянии большой тревоги, эмоциональная негативная энергия человека действует на него самого столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри всё сжалось в комок, напряглось, натянулось как струна, вот-вот порвётся, лопнет…». Тревога сопровождается двигательным возбуждением, тревожными возгласами, оттенками панических интонаций, утрированными выразительными пантомимическими актами. Страх, – это отрицательное, так называемое разлитое, сильно угнетённое или паническое эмоциональное состояние. Страх психологически невольно переносится человеком на все окружающие обстоятельства и проецирующееся на всё в окружающем. Страх может быть связан с определёнными негативными ситуациями, объектами, лицами. Страх выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу. Страх может сопровождаться своеобразными физическими ощущениями: «внутри всё похолодело, оборвалось», «сковало грудь» и т. п.
Приложение № 10 «Психодиагностические тестовые методики, направленные на изучение системы механизмов психологической защиты личности»
Исследование и «измерение» внутриличностной направленности («Life Style Index») и межличностной направленности (методика В. В. Бойко) системы механизмов психологической защиты личности (системы МПЗЛ). А) Тест-опросник Р. Плутчика, Х. Келлермана и Х. Р. Конте «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index»), адаптированный Е. С. Романовой [44]. В данном тесте выявляются восемь эгозащитных психологических процессов (психологических защитных механизмов): вытеснение, регрессия, замещение (смещение), отрицание, проекция, компенсация (сублимация), реактивное образование (гиперкомпенсация), рационализация (интеллектуализация). Б) Методика «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты личности в общении». Автор – В. В. Бойко [45]. В данном тесте выявляются три основополагающих параметра (миролюбие, избегание, агрессия), составляющих собою, в разной степени выраженности, общую направленность психологической защиты личности в общении. 1. Миролюбие – психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. Интеллект «погашает» или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для «Я» личности. Миролюбие предполагает собою партнёрство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного – сохранения достоинства. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям своё Я. Одного интеллекта, однако, часто не достаточно, чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты. Важно ещё иметь подходящий характер – мягкий, уравновешенный, коммуникабельный. Интеллект в ансамбле с «хорошим» характером создают психогенную предпосылку для миролюбия. Разумеется, бывает и так, что человек с «неважным» характером также вынужден показывать миролюбие. Скорее всего, его «обломала жизнь», и он сделал мудрый вывод: надо жить в мире и согласии. В таком случае его стратегия защиты обусловлена опытом и обстоятельствами, то есть она – социогенная. В конце концов, не так уж важно, что движет человеком – психологическая природа или жизненный опыт, или и то и другое вместе, – главное результат: выступает ли миролюбие ведущей стратегией психологической защиты или проявляется лишь эпизодически, наряду с другими стратегиями.
Не следует полагать, что миролюбие – безукоризненная стратегия защиты Я, пригодная во всех случаях. Сплошное или слащавое миролюбие, – доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвана оберегать психологическая защита. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их формами). 2. Избегание – психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается психологическим атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. Почему он так поступает? Причины бывают разные. Избегание носит психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями индивида. У него слабая врожденная энергия: бедные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темперамент. Возможен иной вариант: человек обладает «от рождения» мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его «Я». Правда, наблюдения показывают, что одного ума для доминирования стратегии избегания недостаточно. Умные люди часто активно вовлекаются в защиту своей субъективной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших потребностей, интересов, ценностей и завоеваний. Очевидно, нужна еще и воля. Наконец, возможен и такой вариант, когда человек заставляет себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации, умеет вовремя сказать себе: «не возникай со своим Я». Для этого надо обладать крепкой нервной системой, волей и, несомненно, жизненным опытом за плечами, который в нужный момент напоминает: «не тяни на себя одеяло», «не плюй против ветра», «не садись не в свой троллейбус», «сделай пас в сторону». Итак, что же получается? Стратегия миролюбия строится на основе добротного интеллекта и уживчивого характера – весьма высокие требования к личности. Избегание будто бы проще, не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Иное дело агрессия – использовать её в качестве стратегии защиты своего «Я» вроде бы проще простого. 3. Агрессия – психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе соответствующего инстинкта.
Инстинкт агрессии – один из «большой четвёрки» инстинктов, свойственных всем живым существам: голод, секс, страх и агрессия. Это сразу объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия никогда не выходит из репертуара эмоционального реагирования животных и человека. Достаточно окинуть мысленным взором типичные ситуации общения, чтобы убедиться, сколь расхожа, легко воспроизводима и привычна она в жёстких или мягких формах. Её мощная энергетика защищает «Я» личности на улице в городской толпе, в общественном транспорте, в очереди, на производстве, дома, во взаимоотношениях с посторонними и очень близкими людьми, с друзьями и любовниками. Агрессивных людей видно «издалека». С увеличением угрозы для субъектной реальности личности, её агрессия возрастает. Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена», – с его помощью агрессия «нагнетается», «раскручивается на полную катушку». Интеллект «работает в режиме трансформатора», усиливая агрессию за счёт придаваемого ей смысла.
Приложение № 11 «Научные методы и методики социально-психологического исследования»
Социально-психологическое исследование – это вид научного эмпирического исследования, осуществляющийся с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения этих людей в социальные группы (малые, средние и большие). Так же в социальной психологии исследуется специфика социально-психологических характеристик групп как микро, мезо и макрообъединений людей в рамках общества в целом. Специфика социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками характеризуется: 1. использованием в качестве полноправных информационных данных тех фактов, которые свидетельствуют об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, и характеристик сознания этих индивидов (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.); 2. социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение изучаемых фактов; 3. неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений; 4. культурно обусловленной относительностью социальнопсихологических закономерностей; 5. работой с реальными конкретными социальными объектами и выборками исследования (индивидами и группами).
Эмпирическая база (социальная выборка) социальнопсихологического исследования – это разнообразные по размеру (объёму) группы людей и общество в целом. Во-первых, это малые группы: совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной общности, – от 2 до 40 человек. Во-вторых, это средние группы: от 40 до 150 человек, – рабочие коллективы, учебные коллективы, жители одного района, одного села и т. д. В-третьих, это большие группы: значительные по своим размерам совокупности людей, занятых какой-либо совместной деятельностью; это общности людей, существующие в масштабах общества, не предполагающие обязательных личных контактов. В больших группах, как правило, вырабатываются общепринятые нормы поведения, культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения. К большим группам относятся классы, социальные слои, этносы (нации и народности), религиозные конфессии, партии и общественные организации, возрастные группы (демографические прослойки общества), социально-профессиональные группы и объединения, национально-этнические макрогруппы и т. д., – от 150 человек и до социальной «бесконечности». Объекты и предметы социально-психологического исследования – это разнообразные социальные явления и феномены: причины и следствия различного рода контактов между людьми проявляемые в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов и/или социальных групп. Эти социальные контакты могут быть как непосредственными (лицом к лицу), так и опосредованными (путём использования средств массовых коммуникаций). Таким образом, комплексный объект и предмет социально-психологического исследования охватывает социально-психологическую проблематику, обусловленную общественной природой человека, его включённостью в его различные социальные группы и общество в целом, а также психологические стороны групповых явлений и процессов. Итак, совокупным предметом социально-психологического исследования являются отношения: личность – личность, личность – малая группа, личность – средняя группа, личность – большая группа и т. д., а так же внутригрупповые и межгрупповые отношения на всех указанных уровнях. В социальной психологии различают четыре уровня исследования: эмпирический, теоретический, методологический и процедурный. Эмпирический уровень представляет собой сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций. Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других работ. Это уровень построения концептуальных, теоретических моделей социально-психологических процессов и явлений. Методологический уровень с содержательной стороны рассматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений и составляющих их элементов, соотношение принципов и категорий, определяет исходные принципы изучения этих явлений. С формальной стороны методология определяет операции, при помощи которых происходит сбор и анализ эмпирических данных.
Процедурный уровень определяется как система знаний о методах, приёмах исследования, обеспечивающая надежность и устойчивость психологической информации. В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы. Методы социально-психологического исследования – это способы познания и установления психологических закономерностей в поведении и деятельности людей. Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы методов: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия». Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы её обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования. Методы сбора информации: наблюдение, изучение разнообразных документов, контент-анализ (исследование разных информационных источников), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространён социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный). Для примера опишем эксперимент. Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; и исследование в логике выявления причинноследственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Как правило, эксперимент предполагает наличие следующих этапов его проведения. Теоретический этап – определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует отметить важность этого этапа, так как эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией. Методический этап исследования предполагает выбор общего плана эксперимента, выбор объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, определение процедуры опыта, а также приемов обработки результатов. Экспериментальный этап – проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, являющихся неорганизованными, т. е. входящими в число изучаемых факторов. Аналитический этап – количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями. В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента: по специфике задачи – научные и практические; по характеру экспериментального плана – параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»); по характеру экспериментальной ситуации – полевые и лабораторные; по числу изучаемых переменных – однофакторные и многофакторные эксперименты. Эксперимент в социальной психологии имеет свою уникальную специфику, связанную с неповторимой эмпирической базой (социальной выборкой) экспериментальных исследований – группами людей (например, эксперименты С. Милгрема). Так же с целью приведения примера опишем анкету, анкетирование. Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое анкетирование), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, через прессу). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и проводимого в прессе анкетного опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объёму анкет. Предпочтение конкретного типа анкетного опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Приводим ниже пример социально-психологической анкеты.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.035 с.) |