Характеристика депрессивных состояний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика депрессивных состояний.



Апатия, – это состояние безучастности, равнодушия, полной индиффирентности к происходящему, к окружающим, к своему положению, к прошлому, к перспективам на будкщее. Апатия – это преходящее (кратковременное) или стойкое (долговременное) тотальное «выпадение» как высших (социальных) чувств, так и существенное «приглушение» ситуативных эмоций.

Гипотимия (сниженное настроение), – это аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости, переживания потери, утраты, безыходности, разочарования, обречённости, ослабления привязанности к жизни. Положительные эмоции при этом поверхностны, истощаемы, могут быть практически полностью подавлены.

Дисфория (от греч. dysphoreo   – «плохо переношу», «несу плохое, дурное»), – это мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, недовольством, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости, которая может сопровождаться агрессией и разрушительными действиями.

Растерянность, – это острое чувство потерянности, неумения, беспомощности, непонимания самых простых жизненных ситуаций и изменений своего психического состояния. При ярко выраженной растерянности типичны сверхизменчивость настроения, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты крайне озадаченного и неуверенного человека.

Тревога, – это неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, при сильной выраженности, – напряжённое ожидание трагического исхода. В состоянии большой тревоги, эмоциональная негативная энергия человека действует на него самого столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри всё сжалось в комок, напряглось, натянулось как струна, вот-вот порвётся, лопнет…». Тревога сопровождается двигательным возбуждением, тревожными возгласами, оттенками панических интонаций, утрированными выразительными пантомимическими актами.

Страх, – это отрицательное, так называемое разлитое, сильно угнетённое или паническое эмоциональное состояние. Страх психологически невольно переносится человеком на все окружающие обстоятельства и проецирующееся на всё в окружающем. Страх может быть связан с определёнными негативными ситуациями, объектами, лицами. Страх выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу. Страх может сопровождаться своеобразными физическими ощущениями: «внутри всё похолодело, оборвалось», «сковало грудь» и т. п.

 

 

Приложение № 10

«Психодиагностические тестовые методики, направленные на изучение системы механизмов психологической защиты личности»

 

Исследование и «измерение» внутриличностной направленности («Life Style Index») и межличностной направленности (методика В. В. Бойко) системы механизмов психологической защиты личности (системы МПЗЛ).  

А) Тест-опросник Р. Плутчика, Х. Келлермана и Х. Р. Конте «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index»), адаптированный Е. С. Романовой [44].

В данном тесте выявляются восемь эгозащитных психологических процессов (психологических защитных механизмов): вытеснение, регрессия, замещение (смещение), отрицание, проекция, компенсация (сублимация), реактивное образование (гиперкомпенсация), рационализация (интеллектуализация).

Б) Методика «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты личности в общении». Автор – В. В. Бойко [45].

В данном тесте выявляются три основополагающих параметра (миролюбие, избегание, агрессия), составляющих собою, в разной степени выраженности, общую направленность психологической защиты личности в общении.

1. Миролюбие – психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер.

Интеллект «погашает» или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для «Я» личности. Миролюбие предполагает собою партнёрство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного – сохранения достоинства. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям своё Я.

Одного интеллекта, однако, часто не достаточно, чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты. Важно ещё иметь подходящий характер – мягкий, уравновешенный, коммуникабельный. Интеллект в ансамбле с «хорошим» характером создают психогенную предпосылку для миролюбия. Разумеется, бывает и так, что человек с «неважным» характером также вынужден показывать миролюбие. Скорее всего, его «обломала жизнь», и он сделал мудрый вывод: надо жить в мире и согласии. В таком случае его стратегия защиты обусловлена опытом и обстоятельствами, то есть она – социогенная. В конце концов, не так уж важно, что движет человеком – психологическая природа или жизненный опыт, или и то и другое вместе, – главное результат: выступает ли миролюбие ведущей стратегией психологической защиты или проявляется лишь эпизодически, наряду с другими стратегиями.

Не следует полагать, что миролюбие – безукоризненная стратегия защиты Я, пригодная во всех случаях. Сплошное или слащавое миролюбие, – доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвана оберегать психологическая защита. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их формами).

2. Избегание – психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов.

Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается психологическим атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. Почему он так поступает?

Причины бывают разные. Избегание носит психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями индивида. У него слабая врожденная энергия: бедные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темперамент.

Возможен иной вариант: человек обладает «от рождения» мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его «Я». Правда, наблюдения показывают, что одного ума для доминирования стратегии избегания недостаточно. Умные люди часто активно вовлекаются в защиту своей субъективной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших потребностей, интересов, ценностей и завоеваний. Очевидно, нужна еще и воля. Наконец, возможен и такой вариант, когда человек заставляет себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации, умеет вовремя сказать себе: «не возникай со своим Я». Для этого надо обладать крепкой нервной системой, волей и, несомненно, жизненным опытом за плечами, который в нужный момент напоминает: «не тяни на себя одеяло», «не плюй против ветра», «не садись не в свой троллейбус», «сделай пас в сторону».

Итак, что же получается? Стратегия миролюбия строится на основе добротного интеллекта и уживчивого характера – весьма высокие требования к личности. Избегание будто бы проще, не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Иное дело агрессия – использовать её в качестве стратегии защиты своего «Я» вроде бы проще простого.

3. Агрессия – психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе соответствующего инстинкта.

Инстинкт агрессии – один из «большой четвёрки» инстинктов, свойственных всем живым существам: голод, секс, страх и агрессия. Это сразу объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия никогда не выходит из репертуара эмоционального реагирования животных и человека. Достаточно окинуть мысленным взором типичные ситуации общения, чтобы убедиться, сколь расхожа, легко воспроизводима и привычна она в жёстких или мягких формах. Её мощная энергетика защищает «Я» личности на улице в городской толпе, в общественном транспорте, в очереди, на производстве, дома, во взаимоотношениях с посторонними и очень близкими людьми, с друзьями и любовниками. Агрессивных людей видно «издалека».

С увеличением угрозы для субъектной реальности личности, её агрессия возрастает. Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена», – с его помощью агрессия «нагнетается», «раскручивается на полную катушку». Интеллект «работает в режиме трансформатора», усиливая агрессию за счёт придаваемого ей смысла.

 

Приложение № 11

«Научные методы и методики социально-психологического исследования»

 

Социально-психологическое исследование – это вид научного эмпирического исследования, осуществляющийся с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения этих людей в социальные группы (малые, средние и большие). Так же в социальной психологии исследуется специфика социально-психологических характеристик групп как микро, мезо и макрообъединений людей в рамках общества в целом.

Специфика социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками характеризуется: 1. использованием в качестве полноправных информационных данных тех фактов, которые свидетельствуют об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, и характеристик сознания этих индивидов (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.); 2. социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение изучаемых фактов; 3. неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений; 4. культурно обусловленной относительностью социальнопсихологических закономерностей; 5. работой с реальными конкретными социальными объектами и выборками исследования (индивидами и группами).

Эмпирическая база (социальная выборка) социальнопсихологического исследования – это разнообразные по размеру (объёму) группы людей и общество в целом.

Во-первых, это малые группы: совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной общности, – от 2 до 40 человек.

Во-вторых, это средние группы: от 40 до 150 человек, – рабочие коллективы, учебные коллективы, жители одного района, одного села и т. д.

В-третьих, это большие группы: значительные по своим размерам совокупности людей, занятых какой-либо совместной деятельностью; это общности людей, существующие в масштабах общества, не предполагающие обязательных личных контактов. В больших группах, как правило, вырабатываются общепринятые нормы поведения, культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения. К большим группам относятся классы, социальные слои, этносы (нации и народности), религиозные конфессии, партии и общественные организации, возрастные группы (демографические прослойки общества), социально-профессиональные группы и объединения, национально-этнические макрогруппы и т. д., – от 150 человек и до социальной «бесконечности».

Объекты и предметы социально-психологического исследования – это разнообразные социальные явления и феномены: причины и следствия различного рода контактов между людьми проявляемые в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов и/или социальных групп. Эти социальные контакты могут быть как непосредственными (лицом к лицу), так и опосредованными (путём использования средств массовых коммуникаций). Таким образом, комплексный объект и предмет социально-психологического исследования охватывает социально-психологическую проблематику, обусловленную общественной природой человека, его включённостью в его различные социальные группы и общество в целом, а также психологические стороны групповых явлений и процессов. Итак, совокупным предметом социально-психологического исследования являются отношения: личность – личность, личность – малая группа, личность – средняя группа, личность – большая группа и т. д., а так же внутригрупповые и межгрупповые отношения на всех указанных уровнях.

В социальной психологии различают четыре уровня исследования: эмпирический, теоретический, методологический и процедурный.

Эмпирический уровень представляет собой сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций.

Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других работ. Это уровень построения концептуальных, теоретических моделей социально-психологических процессов и явлений.

Методологический уровень с содержательной стороны рассматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений и составляющих их элементов, соотношение принципов и категорий, определяет исходные принципы изучения этих явлений. С формальной стороны методология определяет операции, при помощи которых происходит сбор и анализ эмпирических данных.

Процедурный уровень определяется как система знаний о методах, приёмах исследования, обеспечивающая надежность и устойчивость психологической информации.

В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы.

Методы социально-психологического исследования – это способы познания и установления психологических закономерностей в поведении и деятельности людей.

Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы методов: методы исследования и методы воздействия.

Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы её обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования.

Методы сбора информации: наблюдение, изучение разнообразных документов, контент-анализ (исследование разных информационных источников), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространён социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

Для примера опишем эксперимент.

Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; и исследование в логике выявления причинноследственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Как правило, эксперимент предполагает наличие следующих этапов его проведения.

Теоретический этап – определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует отметить важность этого этапа, так как эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией.

Методический этап исследования предполагает выбор общего плана эксперимента, выбор объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, определение процедуры опыта, а также приемов обработки результатов.

Экспериментальный этап – проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, являющихся неорганизованными, т. е. входящими в число изучаемых факторов. Аналитический этап – количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями.

В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента: по специфике задачи – научные и практические; по характеру экспериментального плана – параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»); по характеру экспериментальной ситуации – полевые и лабораторные; по числу изучаемых переменных – однофакторные и многофакторные эксперименты.

Эксперимент в социальной психологии имеет свою уникальную специфику, связанную с неповторимой эмпирической базой (социальной выборкой) экспериментальных исследований – группами людей (например, эксперименты С. Милгрема).

Так же с целью приведения примера опишем анкету, анкетирование.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое анкетирование), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, через прессу).

Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и проводимого в прессе анкетного опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объёму анкет.

Предпочтение конкретного типа анкетного опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики.

Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью.

Приводим ниже пример социально-психологической анкеты.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.035 с.)