Методология и методы психологического научного познания, исследования и воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и методы психологического научного познания, исследования и воздействия



 

Б.Г. Ананьев делит приёмы, способы, методы познания и влияния на методы исследования и методы воздействия.

Методы исследования делятся на методы сбора информации и методы обработки информации.

Методы сбора информации: наблюдение, эксперимент, изучение документов (напр. биографический метод, контент-анализ), опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный, сплошной, выборочный, индивидуальный, групповой, очный, заочный), интервью, анкетирование, беседа, психодиагностические методы (разнообразные психологические тесты и тестовые методики).

Методы обработки информации: методы, приемы статистической обработки данных и методы, приемы, способы качественного анализа информационных данных.

Методы, выделяемые по форме проведения исследования: экспериментальные и неэкспериментальные, лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские.

Методы, выделяемые по содержанию, по научной направленности исследования: 1. исследование человека как индивидуальности; 2. исследование человека как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений; 3. исследование человека как личности в целом.

Методы, способы и приемы эмпирических и психодиагностических научных психологических исследований.

Также, в методологии психологии особо выделяются, изучаются и используются эмпирические, т. е. практические методы научного исследования.

В рамках эмпирических, практических методов отдельно выделяются обсервационные методы исследования, – наблюдение и самонаблюдение, а также метод эксперимента.

Наблюдение как метод исследования может быть различно: внешнее наблюдение или самонаблюдение, свободное или стандартизированное, включенное или невключенное, систематическое или несистематическое, сплошное или выборочное.

Важнейшим эмпирическим, практическим методом исследования в психологии, как и во множестве наук, является эксперимент. Эксперимент, по своему содержанию и виду, подразделяется следующим образом. Основные этапы экспериментальных исследований такие. Пилотажный (критический, предварительный). При пилотажном эксперименте гипотеза или отсутствует, или производится уточнение смысла общей гипотезы. Решающий, – выбор одной конкретизированной гипотезы из нескольких. Контрольный, – проверка зависимостей, выявленных ранее. Констатирующий, – уточнение причинно-следственных связей в уже обозначенном и изученном явлении. Формирующий, например, психолого-педагогический. По условиям проведения практического исследования выделяются такие виды экспериментов как: естественный или лабораторный.

В методологии психологии, в психологических исследованиях значительное, особенное место занимают психодиагностические методы. Психодиагностические методы исследования бывают двух основных видов: тест и опрос.

Тесты, тестовые методики имеют следующий характер: тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты, тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, личностные тесты.

В методологии психологии выделяется проблема валидности теста и его надежности. Валидность теста, – соответствие методики тому, что она призвана изучать. Валидность это точность, объективность тестовой методики. Надежность теста это устойчивость, схожесть результатов теста при тестировании разных групп людей. Также, в данном контексте рассматривается проблема репрезентативности. Понятие репрезентативность понимается как представленность, представительность результатов исследования, теста, опроса. Объективность репрезентативности заключается в репрезентативности выборки, т. е. в количестве и качественном разнообразии людей, исследованных одним и тем же способом, методом. В связи с этим выделяется случайная или типичная выборка.

Опрос и его виды: устный или письменный, свободный или стандартизированный; сплошной или выборочный, индивидуальный или групповой, очный или заочный.

В методологии психологии, в психологических исследованиях значительное, особенное место занимают психодиагностические методики. Психодиагностические методики исследования, по содержательной форме предъявления психодиагностического теста испытуемым, бывают двух основных видов: тест-опросник (тестируемый отвечает на вопросы теста или оценивает применительно к самому себе утверждения, приведённые в тесте) и тест-задание (тестируемый выполняет тест в качестве выполнения какого-либо одного большого задания, или тестируемей выполняет комплекс заданий, имеющиеся в тесте).  

Тесты, тестовые методики имеют следующий характер: тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты, тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, личностные тесты.

В методологии психологии выделяется проблема валидности теста и его надёжности. Валидность теста – это соответствие методики тому, что она призвана изучать (измерять). Валидность – это точность, объективность тестовой методики. Надёжность теста – это устойчивость, схожесть результатов теста при тестировании разных групп людей. Также, в данном контексте рассматривается проблема репрезентативности теста. Понятие «репрезентативность» понимается как представленность, представительность результатов исследования, теста, опроса. Объективность репрезентативности заключается в репрезентативности выборки, т. е. в количестве и качественном разнообразии людей, исследованных одним и тем же способом, методом. В связи с этим выделяется случайная или типичная выборка.

 

Приложение № 6

«Классификация психодиагностических методов и методик по К.М. Гуревичу, А.А. Бодалёву, В.В. Столину»

 

С аналитической позиции К.М. Гуревича, средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как: наблюдение, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Вместе с тем следует иметь в виду, что малоформализованные мето дики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, проведение специализированных и т. п. бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

Малоформализованные диагностические средства не следует противопоставлять строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям (например, с биографическими данными испытуемых, их склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения.

Тесты (в переводе с английского «испытание», «проверка», «проба») – это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются следующие три основания для классификации: форма, содержание и цель психологического тестирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.005 с.)