Использование хороводно-игровых практик, как одного из инструментов профилактики буллинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование хороводно-игровых практик, как одного из инструментов профилактики буллинга



Одним из нестандартных направлений профилактики буллинга является использование русских народных игр и хороводно-игровых практик в работе с обучающимися.

Хороводы – важнейшее средство воспитания и обучения детей и подростков. Использование хороводно-игровых практик позволяет снизить агрессивные и враждебные реакции подростков; оптимизировать межличностные и межгрупповые отношения; сформировать навыки конструктивного реагирования в конфликте; развить толерантность и эмпатию. Это интересный, новый опыт для детей и подростков. Это взаимодействие с группой и личное понимание себя. Занятия хороводно-игровыми практиками будет особенно полезно для классов, в которых есть предпосылки к травле одного из детей. Также оно поможет обучающимся с заниженной самооценкой, тревожным и неуверенным в себе детям.

 Психолог представляет ролевую модель для учеников, а его реакция на проявления травли влияет на поведение школьников и их доверие ко взрослым в ситуациях, когда их обижают. Хороводы известны с древних времен, они существуют у всех народов, они имеют магическую силу, сплачивая людей, гармонизируют отношения с миром, приносят радость. Освоение фольклорного материала оказывает мощное положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Воспитывая детей на народных традициях, можно формировать у них любовь к родной земле, уважение к обычаям своего народа и людям труда, прививать уважительное отношение к другим детям и взрослым, учить понимать роль семьи, свое место в семье,

Воспитательная ценность хороводной игры общепризнанна в педагогике. Н.А. Симонович, А.Н. Усова, определяли особое значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании. Хороводные игры – верный помощник в организации детей. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку.

Использование хороводных игр позволяет снизить агрессивные и враждебные реакции подростков; оптимизировать межличностные и межгрупповые отношения; сформировать навыки конструктивного реагирования в конфликте; развить толерантность и эмпатию.

А.П.Усова, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

В хороводе через игру можно воспроизводить практически любую ситуацию, которая требует вмешательства психолога. В этих занятиях прорабатываются все сферы подростка: эмоциональная – подросток учится понимать свои и чужие чувства других в зависимости от ситуации, произвольная – ожидание своей очереди, соблюдение инструкции, интеллектуальная – усложнение игр в зависимости от возраста, речевая – проговаривание слов.

К задачам, которые могут решаться при использовании хороводных игр относится:

• Развитие чувствительности и уважения к культурным и психологическим различиям.

• Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие у детей социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

• Создание благоприятного психологического климата в классе.

 

 

Методика проведения хороводов

1.Знакомство.

 Есть такое свойство у хоровода: какой запрос сделаешь, как настроишься, такой ответ и получишь. Чтобы настроить себя на результат необходимо начать с обряда знакомства. Каждый коротко рассказывает, что он хочет сегодня получить, с чем разобраться. Заводящий каждому по очереди задаёт вопрос: «Как зовут и зачем пришёл?» Если этого не сделать, будет в голове вертеться некая невысказанность и станет она существенной помехой в работе над собой. 

2. Разминка

Русская народная хороводная игра «Пузырь». Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. Е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не лопайся!

3. Хоровод

3.1 Подготовка. Как становиться? Становимся поочерёдно: мальчик, девочка. Это важно. Такой хоровод будет гармоничней. В конце хоровода ставим девочку. Почему-то так движение получается лучше

3.1.2 Хват рук. Рука заводящего располагается ладонью вниз. Например, заводящий собирается тянуть хоровод правой рукой. Объявляет: «Правая рука сверху!» Участника спереди берём за руку так, чтобы ладонь была направлена вверх, а участника сзади так, чтобы ладонь была направлена вниз. Хват будет надёжнее, если каждый участник берёт своими большим и указательным пальцами руку следующего за собой участника хоровода обхватив его пальцы от указательного до безымянного.  

3.1.3 Договоры. Итак, все встали, сделали хваты и готовы приступить. Теперь необходимо ввести в курс дела новичков. Можно просто объяснить правила. Перечислить их и всё. А можно о них рассказать в форме договоров. Например, заводящий говорит: «Руки по возможности нельзя разрывать. Разрыв – это смерть хоровода. Договариваемся?» – и добивается от каждого подтверждения. От этой вступительной части зависит, какой получиться хоровод. Попробуйте в один день просто объяснить, а в другой раз договориться, почувствуйте разницу. Кроме условия «не разрываться» ещё есть и такие договоры: - «Если необходимо выйти из хоровода, нужно свести руки своих напарников, соединить их и, не разрывая хоровод выйти. Также, не разрывая, следует и возвращаться». - «Руки не перекручивать». Для наглядности можно начать прокручиваться вокруг своей оси на месте, а следующий за тобой участник держится за руку и особо не движется. Тут возникает возможность и желание сильно его за руку не держать, немного отпустить и руки прокручиваясь перехватятся. - «Через руки не переступать». - «Не дёргать. Все движения должны быть нерезкими, плавными». Пусть проговорят. - «Движение в хороводе нужно принять, пропустить через себя и передать не искажая. Не начинайте идти, пока не почувствуете, что движение до Вас дошло. Как вагоны паровоза». На этом договоре пора начинать движение.    

3.2 Активная часть. «Круг»

Число участвующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трёх человек. Участники, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе идёт по солнцу, или по часовой стрелке, но может идти и против.

«Два круга рядом»

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

«Круг в круге»

Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположном направлении.

«Восьмёрка»

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны и в определённый момент ведущие одновременно разрывают их, и участники через одного переходят из одного круга в другой. Образуется рисунок похожий на цифру «восемь». «Восьмёрку исполняют, как по одному, так и парами. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым.

«Улитка»

Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит второй, третий и т. Д. «Развивание» фигуры может быть разным.

.»Ворота»

Первый вариант. Исполнители стоят двумя линиями («улица») парами одна против другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота», другие руки могут быть опущены или соединены с руками других пар. Другие участники (стоящие напротив) парами проходят через противоположные воротца.

Второй вариант. Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют непрерывные «воротца». Другая линия с разъединёнными руками проходит по одному в каждые «ворота».

Третий вариант. Исполнители стоят в кругу. Ведущий разрывает его и через центр ведёт остальную цепь за собой. Подойдя к любой паре, все проходят через воротца, которые она образует.

Четвертый вариант. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают движение. Одна половина пар поднимает «ворота», а другие пары проходят под ними и наоборот.

Пятый вариант. Чётное число пар стоит по кругу, каждые две пары расположены лицом по кругу. Одновременно все начинают двигаться по кругу, пары, идущие по часовой стрелке, образуют «ворота», другие пары проходят под ними и наоборот.

«Гребень»

Две линии, выстроившись, друг против друга, движутся навстречу. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.

3.3 Завершение. Когда нужно закончить двигаться в хороводе, почувствуется само. Заводящий завершает хоровод, взяв участника идущего последним, за руку и предложив всем не разрывая рук образовать круг. Делается небольшая натяжка так, чтобы можно было бы слегка облокотиться назад. Совсем немного, только обозначить. В руках должно быть комфортное чувство. Заводящий может проверить правильность этой постановки. Стоит ему только начать немного покачиваться из стороны в сторону, если всё сделано верно, это несильное движение начнёт предаваться по всему кругу. В таком положении с закрытыми глазами нужно вспомнить прошедший хоровод. Заводящий предлагает: «Закрываем глаза и просматриваем хоровод. Что было? Что изменилось? Что стало?» Постояли, помолчали. Затем заводящий объявляет: «Открываем глаза и коротко говорим пару фраз о своём состоянии. Что чувствуешь? И когда закончил, передаёшь слово следующему участнику нажатием руки». Слегка пожимает руку участнику, который стоит слева (так все будут говорить по очереди в направлении по часовой стрелке

4. Рефлексия. После каждого хоровода делимся впечатлениями. Это не мене важная часть, чем сам хоровод. Тут продолжается такая же по своей силе и эффективности работа. Чтобы силу эту не растерять, нужно высказываться по очереди. Заводящий призывает: «Кто что увидел? Кто хочет поделиться?» Говорит один, остальные слушают. Можно задавать уточняющие вопросы, помогающие лучше раскрыть то, что рассказчик описывает, что он чувствует. На «разборах полётов» у заводящего много работы. Поправлять дело фразами типа: «не перебивай», «не болтайте, человек делиться, слушайте», «кто ещё хочет поделиться?» приходиться постоянно. Почему «разбор полётов» получается сильной практикой? Когда кто-то рассказывает историю, которая его за душу берёт, она находит отклик и в душе слушающего. Слушатели тоже это переживают. Переживание это в свою очередь предаётся обратно рассказчику. Таким образом, получается многократное усиление эффекта проговора. Происходят озарения, вспоминание прошлых забытых неприятностей, которые если увидел и осознал, больше не мешают жить.  

Таким образом, путём приобщения к искусству русского народного хоровода возможно решение вопроса воспитания нравственности у подрастающего поколения. Воспитательная функция хореографии эффективна потому, что она наиболее проникновенно воздействует на эмоции и чувства человека. Русский хоровод необходим, его нужно изучать и использовать на занятиях с подростками так как он является средством воспитания нравственных качеств, таких как доброжелательности, дружелюбия, патриотизма, повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся, интеграции “отверженных” детей в коллектив класса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.012 с.)